"Профессиональная направленность в преподавании химии"
статья

Дзагоева Фатима Борисовна

Доклад на тему "Профессиональная направленность в преподавании химии" был подготовлен на методическую секцию преподавателей естественнонаучных дисциплин. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnaya_napravlennost_v_prepodavanii_himii.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Профессиональная направленность преподавания химии в СПО»

Дзагоева Фатима Борисовна

Преподаватель химии ГБПОУ ВМТ

РСО-Алания, г. Владикавказ

«Профессиональная направленность, преломление программ по дисциплинам общеобразовательного цикла через призму профессиональной деятельности является необходимым условием формирования личности профессионала. Это условие должно быть положено в основы отбора содержания учебного материала, выбора форм и средств обучения. Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщаться. Должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением…»

          Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег

Профессиональная направленность - это принцип, руководствуясь которым можно создать систему педагогической работы по обучению, воспитанию и развитию обучающихся, способствующую оптимальному овладению избранной ими профессии и формированию профессионально направленной личности молодого рабочего.

Принцип профессиональной направленности реализуется не только в процессе педагогической работы по формированию профессионально направленной личности, но и путем межпредметных связей.

Важнейшими структурными компонентами профессионально направленной личности являются:

  1. Предметная (познавательная) направленность, связанная с овладением учащимися профессионально значимыми знаниями и умениями, необходимыми для оптимального освоения избранной ими профессии.
  2. Социальная (идейно-нравственная) направленность, связанная с приобретением учащимися важнейшего для личности свойства - социальной и психофизиологической направленности на профессиональную деятельность.

Курс химии в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования изучается по специализированному учебнику, предназначенному для профессий и специальностей технического профиля, разработанному авторами: О.С.Габриелян и И.Г.Остроумовым. Содержание учебника соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по химии базового уровня и предоставляет материал профильного и профессионально значимого содержания, который выделен другим шрифтом. Но при изучении отдельных тем в группах разных профессий необходимо более подробно остановиться на отдельных моментах.

Рассмотрим межпредметные связи химии в группах строительного профиля. Они строятся на основе предметов профессионально-технического цикла - материаловедческих, электрохимических, технологических процессов, изучаемых по специальным предметам.

Изучение химии в группах строительного профиля тесно связано с курсом материаловедения и производственной практикой обучающихся. При отборе учебного материала по химии с профессиональной направленностью ставятся задачи:

- ознакомить учащихся с основными достижениями химической науки в создании строительных материалов и применении их на производстве;

- активизировать познавательную деятельность учащихся, убедить их в том, что знания, полученные на уроках химии, имеют прямое отношение к выбранной профессии и должны использоваться в их производственной деятельности.

Например, на первом курсе в разделе «Общая и неорганическая химия» мы повторяем тему «Подгруппа азота», здесь обращаем внимание на применение нашатырного спирта для изготовления казеинового клея, эмульсий. Рассказывая о кислородных соединениях фосфора, обращаем внимание учащихся на то, что оксид фосфора (V) Р2О5 применяется для определения паропроницаемости лакокрасочной пленки.

Тема «Подгруппа углерода» наиболее интересна с точки зрения профессиональной направленности предмета. Она тесно связана с материаловедением, спецтехнологией и производственным обучением. Элементы этой подгруппы образуют множество соединений, применяемых в строительном деле. При рассмотрении аллотропных видоизменений углерода учащиеся вспоминают, что графит относится к серым пигментам, применяется при составлении колеров всех видов в качестве заменителя. Кроме того, графит используется для натирки металлических поверхностей, подвергающихся нагреванию, благодаря чему их поверхность становится похожей на полированную. Это применение графита важно не только группам строительного профиля, но и металлистам, автомеханикам и ювелирам.

В курсе материаловедения учащиеся получают представление о саже. Сажу называют чернью (черным пигментом). При изучении оксидов углерода мы показываем роль СО2 в строительных работах. Повторяя соли угольной кислоты, мы конкретными примерами иллюстрируем широкое применение солей в качестве строительных материалов. Например, мел является составной частью грунтовок, шпатлевок, паст, известковых окрасочных растворов, клеевых составов. Мрамор, имеющий микрокристаллическую структуру, обладает высокой твердостью, хорошо пилится, шлифуется, полируется. Применяется в строительстве для отделки станций метро, внутренних помещений зданий, в сантехнике.

Известняк используется в промышленности строительных материалов, для производства негашеной извести и цемента.

В разделе «Силикатная промышленность» большая роль отводится кислородным соединениям кремния. Изучение соединений кремния мы связываем с использованием в строительном деле песка, глины, асбеста, применением в столярном деле кварца и карборунда. Рассматриваем процесс получения натриевого и калиевого растворимого стекла. Учащиеся должны знать, что в малярных работах применяют в основном калиевое стекло, т.к . при использовании натриевого стекла на окрашенной поверхности появляются белые налеты. Эта тема важна также и для керамистов, которые рассматриваю состав и свойства керамики, фаянса и фарфора.

Более подробно рассматриваем цемент – важнейший современный строительный материал. В курсе материаловедения изучению цементов и бетонов отводится большое место. Но мы рассматриваем химический состав цемента, его основные компоненты, свойства, на которых основано его применение в строительстве.

Также идет повторение темы «Металлы. Сплавы», «Металлургия». С соединениями Na, К, Са, Al, Fe и др. будущие рабочие практически всех специальностей встречаются постоянно в производственной практике. Богатый материал для установления связи химии с материаловедением дает изучение соединений кальция. СаО - оксид кальция является главной составной частью известняка, которая в строительстве встречается в различных видах: негашеная известь кипелка, молотая негашеная известь, известь-пушонка и др. На уроках химии подробно рассматривается процесс гашения извести и «схватываения» ее, записываются уравнения реакций. К соединениям кальция относится и гипс. Этот материал нужен не только будущим строителям и малярам, но и керамистам. Для строителей важен и алебастр (строительный гипс).

При изучении металлургических процессов особое внимание обращаем на то, что все деревообрабатывающие станки, станочный инструмент, шурупы, болты, гвозди, петли и т.д., значительная часть мебельной фурнитуры, детали автомобилей, детали в ручном инструменте изготовляют из черных и реже из цветных металлов, из чугуна и стали.

При изучении алюминия отмечаем, что по масштабам применения в строительстве и мебельном производстве алюминий среди цветных металлов занимает первое место. Его используют и в чистом виде и в виде сплавов.

Химия важна и нужна не только ребятам строительного профиля, но и автомеханикам. Например, при повторении темы «Оксиды» обучающиеся отвечают на такие вопросы как, например: Почему оксид углерода (II) (СО), оксиды азота и серы являются загрязнителями атмосферного воздуха? Какое свойство делает их загрязнителями воздуха? (Ответом служит - токсичность этих веществ) Приведите примеры ядовитых веществ, входящих в состав выхлопных газов автомобилей. (Соединения свинца, оксиды серы, СО, оксиды азота, альдегиды и др.) Перед учащимися ставится проблемная ситуация: Как уменьшить содержание ядовитых веществ в отработавших газах автомобилей, что для этого надо сделать?

Не только неорганические, но и органические соединения используются в строительстве, мебельном производстве, профессии автомеханика и газосварщика. Межпредметная связь осуществляется на втором курсе при изучении таких тем как «Строение и свойства предельных, непредельных и ароматических углеводородов», «Получение и применение ацетилена», «Природные источники углеводородов», «Нефть. Переработка нефти», «Полимеры и Пластмассы» и др.

При объяснении технологии получения электроизоляционных материалов (минеральных масел) перегонкой нефти используются знания учащихся из курса электроматериаловедения и проводится с ними беседа о химическом составе и способах переработке нефти. Подобным образом строятся уроки по изучению полимеров (полиэтилена, полистирола, поливинилхлорида и др.), увязывается знакомый учащимся материал о полимеризационных и поликонденсационных органических диэлектриках, их характеристиках, об областях применения в строительстве и электротехнике.

При изучении тем, связанных с профессией, эффективны такие формы работы, как подготовка учащимися докладов, рефератов, индивидуальных проектов, проведение научно-практических конференций. Обучающимся заранее предлагаются темы:

- Химия - строительству;

- Оксиды и соли как строительные материалы;

- Применение суспензий и эмульсий в строительстве;

- Силикатная промышленность - строительству,

- Производство цемента;

- Керамика;

- Соединения кальция в строительстве;

- История гипса;

- Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту;

- Применение полимеров в строительстве;

- Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия и т.д.

Очень эффективны как вид учебной деятельности самостоятельные работы учащихся. Большую помощь преподавателю в проведении таких работ оказывают карточки-задания с производственным содержанием. Их можно использовать на всех этапах урока при актуализации знаний учащихся, в процессе изучении нового материала, для закрепления полученных знаний учащихся, а также как средство контроля знаний учащихся. Карточками-заданиями можно пользоваться на консультациях для дифференцированной работы как с неуспевающими, так и с сильными учащимися. Приведу примеры некоторых из них:

  1. Определить объем оксида углерода (IV), требуемый для «схватывания» гашеной извести, если известно, что при этом образуется 100г. Карбоната кальция.
  2. Какие металлы и сплавы находят наибольшее применение в строительном деле? Какие свойства этих металлов имеют наибольшее значение?

Таким образом, овладение профессией и основами химии составляет единый учебно-воспитательный процесс, способствующий повышению профессиональной подготовки обучающихся. Изучение химии не только помогает получать знания по спецпредметам, но и дополнят, углубят их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Профессиональная направленность преподавания физики в СПО"

Целенаправленная и научно организованная взаимосвязь в преподавании общеобразовательных предметов и дисциплин профессионально – технического цикла способствует возрастанию интереса учащихся к предмету...

Профессиональная направленность в преподавании русского языка

Данный материал рассказывает о проведении уроков русского языка с профессиональной направленностью...

Доклад к педагогическому совету «Профессиональная направленность в преподавании»

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Calibri",serif; font-size: 11pt; }p.cjk { fo...

Преподавание дисциплины «Индивидуальный учебный проект» в колледже с учетом профессиональной направленности обучающихся.

Преподавание дисциплины «Индивидуальный учебный проект» с учетом профессиональной направленности обучающихся.Профессиональная, практическая и социальная направленность проектной деятельности обу...

Исторические предпосылки необходимости разработки прикладных модулей профессиональной направленности для включения их в программы общеобразовательных дисциплин при преподавании в системе СПО

Материалы апробированы на экспертном семинаре 29.09.2021 «Профессиональное обсуждение разработанных примерных рабочих программ и учебно-методического комплекса"» при участии ФГБОУ ДПО...

Конференция по обсуждению результатов апробации и доработки методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования

2 декабря 2021 года в Москве состоится профессиональное обсуждение результатов апробации и доработки методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам (предметам русский язык, лит...

Статья «Опыт преподавания иностранного языка в колледже с учетом профессиональной направленности и применения современных образовательных технологий»

Сборник «Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения: материалы 3-й всероссийской. научно-практической конференции с международным участием». Иркутск, 16&ndash...