Открытый урок на тему: "Абсолютные и относительные ссылки"
методическая разработка

Цели урока:

Обучающие:

  • познакомить обучающихся с различными видами ссылок в формулах и отработать умения использования абсолютной, относительной, смешанной  адресации при решении задач практического характера;
  • выработать первоначальные навыки решения задач на использование абсолютных и относительных ссылок;
  •  повторить правила ввода данных в ячейки MS Excel и автозаполнения таблицы.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к предмету, способствовать развитию памяти, внимания к работе на компьютере с использованием MS Excel;
  • развивать воображение, память, внимание, самостоятельность мышления, навыки работы на ПК.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию познавательной потребности, интереса к предмету;
  • привить навыки самостоятельной работы;
  • прививать нравственные качества: ответственность, дисциплинированность, аккуратность, собранность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 10.02.2023 г.

Группа: О-121

Тема урока: Относительная и абсолютная ссылки в MS Excel

Цели урока:

Обучающие:

  • познакомить обучающихся с различными видами ссылок в формулах и отработать умения использования абсолютной, относительной, смешанной  адресации при решении задач практического характера; 
  • выработать первоначальные навыки решения задач на использование абсолютных и относительных ссылок;
  •  повторить правила ввода данных в ячейки MS Excel и автозаполнения таблицы.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к предмету, способствовать развитию памяти, внимания к работе на компьютере с использованием MS Excel;
  • развивать воображение, память, внимание, самостоятельность мышления, навыки работы на ПК.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию познавательной потребности, интереса к предмету;
  • привить навыки самостоятельной работы;
  • прививать нравственные качества: ответственность, дисциплинированность, аккуратность, собранность.

Формы организации учебной деятельности:

  • коллективная;
  • индивидуальная;
  • работа в парах.

Тип урока: комбинированный урок (урок получения и усвоения новых знаний)

Методы и методические приемы обучения: урок с использованием цифровых образовательных ресурсов, объяснительно-демонстрационный

Наглядные пособия и технические средства обучения: ПК, ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация «Относительная и абсолютная ссылки», программа MS Excel , ЦОР, раздаточные материалы.


План урока

  1. Организационный момент (3 мин)
  2. Постановка цели занятия и создание мотивации целевого компонента (5 мин)
  3. Актуализация раннее изученного материала (25 мин)
  1. Устный опрос;
  2. Опрос в интерактивной форме.
  1. Изложение нового теоретического материала (25-30 мин)
  1. Работа с ссылками в программе MS Excel:
  1. Относительные ссылки
  2. Абсолютные ссылки
  3. Смешанные ссылки
  1. Закрепление умений и навыков по изученной теме (Выполнение практических заданий) (20 мин)
  2. Подведение итогов урока (3 мин)
  3. Рефлексия (2 мин)
  4. Задание на дом (2 мин)


Ход урока:

1. Организационный момент. Проверка готовности обучающихся к уроку, наличия обучающихся, размещение на рабочих местах.

Преподаватель: Здравствуйте, ребята. У нас сегодня открытый урок, поэтому к нам пришли гости, поприветствуем их, садитесь. Прежде, чем приступить к уроку хочу обратить ваше внимание, что сегодня 10 февраля - День Памяти величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина

Преподаватель: А. С. Пушкин – величайший российский поэт, имя и творчество которого широко известно во всем мире. Было ему всего 37 лет, и скончался А. С. Пушкин от смертельного ранения, которое получил во время дуэли с Дантесом.

Хотим вам зачитать несколько строчек из его произведения.

Зимний вечер

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,

Преподаватель:

То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

  1. Постановка цели занятия и создание мотивации целевого компонента

Преподаватель: Ребята, на прошлом уроке мы изучали основные принципы работы в электронных таблицах, использовали простые формулы, создавали списки, ознакомились с некоторыми функциями.

Преподаватель: Сегодня мы будем учиться использовать более сложные формулы в MS Excel, познакомимся с относительными и абсолютными ссылками и научимся применять их при решении задач.

Преподаватель. В качестве эпиграфа к нашему сегодняшнему уроку мы взяли высказывание Конфуция. Ребята, наверное вы слышали, кто такой Конфуций?

Преподаватель: Конфуций был одним из самых известных древних мыслителей Китая, основал свою философскую систему, названную в честь него – «конфуцианство». Он был первым профессиональным педагогом в своей стране, посвятил всю свою жизнь обучению других людей.

C:\Users\Заира\Desktop\открытый урок О-121 2023\WhatsApp Image 2023-02-13 at 19.48.45.jpeg

Преподаватель: Прочитаем эпиграф к нашему уроку: 

Я слышу и забываю.

Я вижу и запоминаю

                                                                                                                      Я делаю и понимаю

Конфуций

Вы согласны с ним? (ответы студентов…)

Постановка целей занятия: (Демонстрация темы урока, знакомство с целями урока) (Слайд 1).

Ребята откройте ваши тетради, напишите число, тему и эпиграф к уроку.

Преподаватель2: Ребята, а кто может сформулировать цель нашего урока? Ответы студентов…

По этому принципу мы будем сегодня с вами работать.

3. Актуализация ранее изученного материала

Преподаватель: Давайте проверим, с какими знаниями вы сегодня пришли на урок. В течении урока за каждый правильный ответ вы получите вот такую фишку. От их количества будет зависеть ваша оценка за урок.

1. Устный опрос. (Слайд 2-5)

Преподаватель:

  1. MS Excel предназначен для… //создания таблиц, вычислений по различным формулам, сортировки данных по параметрам, построения диаграмм по табличным данным.
  2. Из чего состоит электронная таблица? //Строк и столбцов, ячеек, листов

Преподаватель:

  1. Какие форматы данных вы знаете? //Числовой, Текстовый, Денежный, Финансовый, Экспоненциальный, Дата, Время, Дробный, Процентный.
  2. Адрес ячейки состоит из.. //комбинации букв столбца и цифр строки.

Преподаватель:

  1. Какие последовательности можно создавать с помощью автозаполнения? //создавать ряды чисел, дней, дат, кварталов, выполнять вычисления и т.д.
  2. Что такое электронная таблица?

Преподаватель2:

  1. Что такое диапазон ячеек?
  2. Какая ячейка называется активной?

Преподаватель1:

  1. Какой символ нужно нажать в MS EXCEL, чтобы начать ввод формул?
  2. Как вставить новый лист?

Преподаватель2:

  1. Как изменить ширину столбцов и высоту строк?
  2. Как написать текст в ячейках по вертикали?

Преподаватель1:

  1. Как переименовать ярлык листа?
  2. Как удалить строку (столбец) в таблице?

Преподаватель2:

  1. Как вставить новую строку (столбец) в таблице?
  2. Какие данные могут храниться в ячейках таблицы? //текст, число, формула

  1. Опрос в интерактивной форме (вопросы на слайдах презентации).

Преподаватель1: Следующие задания представлены с использованием цифровых образовательных ресурсов и интерактивной доски.

Задание №1. Ваша задача, найти ответы на данные определения в таблице и установить соответствие. ( Слайд 6)

 

C:\Users\Заира\Desktop\открытый урок О-121 2023\WhatsApp Image 2023-02-13 at 19.49.31.jpeg

Преподаватель2: Задание №2. С использованием цифровых образовательных ресурсов и интерактивной доски «Установите соответствие», Слайд 7.

В следующем задании необходимо путем перетаскивания установить соответствие.

Преподаватель1: Задание №3. С использованием цифровых образовательных ресурсов и интерактивной доски «Сопоставление названия инструментов с иконками», Слайд 8.

Дальше мы сопоставление названия инструментов с иконками

 

4. Изложение нового теоретического материала. Объяснение нового материала с помощью интерактивной доски, презентации. (Слайд 12).

Преподаватель2: Сегодня мы с вами продолжим изучать электронные таблицы, и познакомимся с типами ссылок.

Большинство формул содержат в себе адрес ячейки. При вводе формулы адрес ячейки можно ввести с клавиатуры, но удобнее щелкать мышью по ячейке с нужным адресом. Как вы уже знаете, любая формула в ЭТ начинается со знака равенства=. Как вы, считаете, что можно включить в формулу? Ответ: в формулу можно включить: имена ячеек; встроенные функции; знаки арифметических операций; числа; скобки.

Преподаватель1: Часто приходится создавать большие таблицы, ячейки которых содержат одинаковые по структуре формулы. Поскольку формула является одним из типов данных, электронные таблицы позволяют их копировать.

Основное свойство электронной таблицы: изменение числового значения в ячейке приводит к мгновенному пересчету формул, содержащих ссылку на эту ячейку.

Для правильного копирования формул введены следующие ссылки: абсолютные, относительные и смешанные.

C:\Users\Заира\Desktop\открытый урок О-121 2023\WhatsApp Image 2023-02-14 at 15.12.27.jpeg

Преподаватель2: Объяснение и демонстрация относительной ссылки на примере. Слайд 10-11.

 

По умолчанию для указания адресов ячеек создаются относительные ссылки. Это означает, что ссылки на ячейки изменяются при перемещении формулы на новое место. Относительная ссылка указывает на ячейку, основываясь на ее положении относительно ячейки, в которой находится формула. После копирования формулы относительные ссылки будут указывать на другие ячейки так, чтобы сохранить прежние отношения в соответствии с новым местоположением. Например формула =A3+B3, хранящаяся в ячейке С3, при перемещении в ячейку С4 примет вид: =A4+B4.

Запись основных понятий в тетрадь. Слайд 12.

Преподаватель1: Объяснение и демонстрация абсолютной ссылки на примере. Слайд 13.

В тех случаях, когда ссылки не должны изменяться при копировании формулы, следует использовать абсолютные ссылки. Абсолютные ссылки обозначаются знаком доллара, например $A$4. Как же можно добавить знак «$»?

Знак «$» можно вставить:

 с клавиатуры;

 нажимая клавишу F4 сразу  после вставки ссылки в формулу до получения требуемой комбинации символов «$»;

 выделив необходимую ссылку в формуле мышью и нажимая клавишу F4 в режиме правки.

Запись основных понятий в тетрадь. Слайд 14.

 

Преподаватель2: Ссылки вида $A4 или A$4 называются смешанными.

Объяснение и демонстрация смешанной ссылки на примере, запись основных понятий в тетрадь. Слайд 15-17.

 

  1. Закрепление умений и навыков по изученной теме

Практическая работа «Использование относительных, абсолютных и смешанных ссылок в электронных таблицах»

Преподаватель1: Мы с вами рассмотрели три вида ссылок в программе MS Excel . В качестве закрепления мы разберем с вами следующую задачу «В электронных таблицах с использованием в формулах относительных ссылок создать фрагмент таблицы умножения». Ребята, посмотрите пожалуйста на доску.

1. Запустить электронную таблицу Microsoft Excel командой [Программы  -Microsoft Excel].

2. Переименовать лист  «Относительные ссылки».

3.Создадим фрагмент таблицы умножения, в которой числа от 1 до 15, хранящиеся в диапазоне ячеек А1:А15, умножаются на числа от 1 до 15, хранящиеся в диапазоне ячеек В1:В15.

4. Ввести в ячейки А1 и В1 число 1, а в ячейку С1 — формулу =А1*В1, содержащую относительные ссылки.

5. Для быстрого ввода последовательностей чисел, различающихся на фиксированную величину (в данном случае на 1), ввести в ячейки А2 и В2 формулы =А1+1 и  =В1+1, содержащие относительные ссылки. 

6. Скопируем формулы, вычисляющие числа, в нижележащие ячейки с использованием операции заполнения диапазона с помощью маркера автозаполнения.

7. Отобразим формулы в ячейках.

      Для отображения в ячейках не чисел, а формул ввести команду с помощью нажатия кнопки  [Показать формулу].  И мы увидим в ячейке отображение формулы.

8. Сделаем  границу таблицы.

    Выделить нужный диапазон ячеек, щелкнуть правой кнопкой, выбрать Формат ячеек, Граница. Выбрать тип линии, цвет, нажать кнопки [Внешняя] и [Внутренняя].

Результат:

       

В результате получим фрагмент таблицы умножения, сначала с отображением в ячейках результатов вычислений по формулам, а затем с отображением формул.

Вывод: Обратим внимание на то, что при копировании формул, содержащих относительные ссылки, происходило автоматическое увеличение номера строки в относительной ссылке на единицу при смещении формулы на одну строку.

Преподаватель2: Задание 2. В электронных таблицах с использованием в формулах абсолютных ссылок вычислить цены отдельных устройств компьютера и компьютера целиком в рублях, если заданы цены отдельных устройств компьютера в условных единицах и курс доллара к рублю.

1.Перейти на новый лист.

2.Переименовать лист «Абсолютные ссылки».

Величина курса доллара к рублю должна храниться в конкретной ячейке, поэтому в формулах для вычисления цены в рублях должна быть использована абсолютная ссылка на адрес этой ячейки.

2. Ввести наименования устройств, входящих в компьютер, в столбец А.

Ввести цены в условных единицах — в столбец В.

Курс валюты (в долларах) — в ячейку Е2. 

3. Ввести в ячейку С2 формулу =$Е$2*В2, содержащую относительную ссылку на цену в условных единицах и абсолютную ссылку на курс доллара к рублю.

(Сделать абсолютную ссылку можно так:

Ввести формулу =E2 и нажать кнопку на клавиатуре F4, таким образом, увидим, что ссылка превратилась из относительной в абсолютную.

4.Скопируем формулу, вычисляющую цену в рублях, в нижележащие ячейки с использованием операции заполнения диапазона с помощью маркера автозаполнения. 

5.  Подсчитаем в ячейке В8 общую цену компьютера (в долларах).

     Подсчитаем в ячейках С8 общую цену компьютера с помощью встроенной функции СУММ()  (в рублях).

   Для этого выделим нужный диапазон (В2:В7) или (В2:В7). Щелкнем по кнопке Суммирование. В ячейку будет помещена функция =СУММ(С2:С7). или =СУММ(С2:С7). 

Отображение формул:

Представим цены устройств компьютера и курс доллара к рублю в денежном формате.

6. Выделить диапазон ячеек С2:С8 и ввести команду [Формат-Ячейки].

На появившейся диалоговой панели Формат ячеек на вкладке Число в списке Числовые форматы: выбрать пункт Денежный. Повторить процедуру для ячейки Е2.

7. Для отображения в ячейках не чисел, а формул ввести команду [Формулы-Показать формулы].

В результате получим таблицу цен устройств компьютера, сначала с отображением в ячейках результатов вычислений по формулам, а затем с отображением формул.

8. Сделаем вывод: При копировании формул относительные ссылки изменяются, а абсолютные не изменяются.

Преподаватель1. А теперь для закрепления полученных знаний, предлагаем вам поработать с электронной таблицей MS Excel. Произвести расчёты простых формул сложения или умножения для проверки использования ссылок: (результат запишите на листочках). Время на выполнение 5 мин.

Самостоятельная работа обучающихся по карточкам (Слайд 21)

Вариант 1

003_9-otnosit-links-excel -2

Напишите примеры введения формул в ячейки электронной таблицы А1, А2, А3, В1, В2.

Вариант 2

В электронной таблице формулу =D2+E$1, записанную в ячейке F2, скопировали в ячейку G3. Какой вид примет формула?

= E2 + F$1

= E3 + F$1

= E3 + F$2

= D2 + E$1

Вариант 3

В электронной таблице формулу =С2+E$1, записанную в ячейке D2, скопировали в ячейку G3. Какой вид примет формула?

= F3 + $E$1

= F2 + $I$1

= F3 + $I$2

= C2 + $E$1

Вариант 4

В электронной таблице формулу =D2+$E3, записанную в ячейке G2, скопировали в ячейку G4. Какой вид примет формула?

= D2 + $G4

= D4 + $E5

= D4 + $G5

= C3 + $E4

Вариант 5

 В электронной таблице формулу =D4+$E5, записанную в ячейке G4, скопировали в ячейку E2 . Верно ли, что формула примет такой вид:

= В2 + $E3?

Вариант 6

В электронной таблице формулу =D$4+E$5, записанную в ячейке G4, скопировали в ячейку E2 . Какой вид примет формула?

= D$2 + C$4

= B$4 + C$5

= D$4 + E$2

= B$4 + $E2

Вариант 7

 В электронной таблице формулу =D4+$E5, записанную в ячейке G4, скопировали в ячейку E2 . Какой вид примет формула:

= В2 + $E3

= B$4 + C$5

= D$4 + E$2

= B$4 + $E2

Вариант 8

 В электронной таблице формулу =$D$4+E5, записанную в ячейке G4, скопировали в ячейку E2 . Какой вид примет формула:

= В2 + $E3

= $D$4 + C3

= D$4 + E$2

= B$4 + $E2

Вариант 9

А

В

С

D

E

F

1

3

4

5

7

1

2

2

7

5

7

4

0

9

3

3

6

4

8

6

5

4

4

5

8

9

6

0

Укажите, чему будет равно значение формулы:

= (A3+B2) * C4 * (F1-E1)

  1. 84                            3) 123
  2. 64                            4) 40

Преподаватель2. Задание 1. Используя абсолютные ссылки, вычислите сколько будет стоить 4 системных платы.  (На выполнение 10 мин.) (Слайд 22)

Задание 2. Оформите таблицу согласно заданию. Вычислите прибыль от продаж в долларах, соответственно курсу валют составьте прибыль от продаж в рублях. (Слайд 23)

  1. Подведения итогов урока. Проверка практических работ, выставление отметок

Преподаватель1: Итак, давайте подведем итоги. Для выставления оценок посчитайте количество фишек.

Преподаватель2: выставление итоговых оценок (проговорить)

Преподаватель1. Сегодня на уроке мы рассмотрели использование абсолютной и относительной адресации при решении практической задачи, и ещё раз убедились в том, что применение ЭТ при решении вычислительных задач экономит наше время при расчетах, и форма представления результатов удобна для восприятия.

Вы согласны с этим выводом? (Ответы студентов…)

  1. Рефлексия (карточки) (слайд 24)

Преподаватель 2: Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок? Свое отношение к уроку вы можете выразить через эмоджиков, которые лежат на нашем столе (радость, грусть, безразличие и т.д.).

Мы думаем, что вы все являетесь пользователями социальных сетей и надеюсь знаете

Что такое эмоджики?

Преподаватель 1: Emoji, они же эмодзи или эмоджики — это не просто картинки и смайлики. Эмодзи были придуманы в Японии. Само слово «эмодзи» переводится с японского как «э» — картинка и «модзи» — знак.  Впервые выражать эмоции и настроение графическими смайликами предложил японский программист Сигэтака Курити.

ВЫБЕРИТЕ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ УРОКА

Весёлое

https://all.culture.ru/uploads/4a4075f39d249bec5dfc8d26ea7d6155.jpg

Возбуждённое

https://otvet.imgsmail.ru/download/b27af0724d6af413b45cc200b3d616b8_i-667.jpg

Расстроен

http://pl.caffe-zaimka.com.ua/wp-content/uploads/2017/06/a89367cc7d4d95be50920cadbfeb8e63.jpg

Скучающее

https://sc.mogicons.com/share/bored-emoticon-405.jpg

Спокойствие

http://4.bp.blogspot.com/-IBs98gOH0qM/U5fpwUhLlCI/AAAAAAAAIqU/8bxU9hZ4bqQ/s1600/meditating-smiley.png

Радость

https://cdn.vectorstock.com/i/1000x1000/55/32/cheerful-emoticon-vector-655532.jpg

Подавленное

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%BF%D0%BE-%D0%B0%D0%B2-%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%B9-%D0%B8%D0%BA-56094937.jpg

Негативное

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/018a/00082b61-ab4b5210/1/hello_html_md8d2acf.jpg

Равнодушное

https://st2.depositphotos.com/1967477/6347/v/450/depositphotos_63470593-stock-illustration-sad-smiley-emoticon-cartoon.jpg

Удовлетворённость

https://img3.stockfresh.com/files/l/lenm/m/62/1968016_stock-photo-satisfied-smiley.jpg

Беспокойство

http://allwomanday.ru/misc/i/gallery/38228/1361362.jpg

Оживлённое

https://thumbs.dreamstime.com/b/smiley-icons-set-faces-31247468.jpg

C:\Users\Заира\Desktop\открытый урок О-121 2023\WhatsApp Image 2023-02-14 at 15.14.47.jpeg

  1. Задание на дом (слайд 25)

Преподаватель2: Ребята, запишите задание на дом.

  1. Выучить основные определения.
  2. В MS Excel составить таблицу умножения.  

Преподаватель1: На этом наш урок окончен, всем большое спасибо за работу. До свидания!



Предварительный просмотр:

Дата: 10.02.2023 г.

Группа: О-121

Тема урока: Относительная и абсолютная ссылки в MS Excel

Цели урока:

Обучающие:

  • познакомить обучающихся с различными видами ссылок в формулах и отработать умения использования абсолютной, относительной, смешанной  адресации при решении задач практического характера; 
  • выработать первоначальные навыки решения задач на использование абсолютных и относительных ссылок;
  •  повторить правила ввода данных в ячейки MS Excel и автозаполнения таблицы.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к предмету, способствовать развитию памяти, внимания к работе на компьютере с использованием MS Excel;
  • развивать воображение, память, внимание, самостоятельность мышления, навыки работы на ПК.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию познавательной потребности, интереса к предмету;
  • привить навыки самостоятельной работы;
  • прививать нравственные качества: ответственность, дисциплинированность, аккуратность, собранность.

Формы организации учебной деятельности:

  • коллективная;
  • индивидуальная;
  • работа в парах.

Тип урока: комбинированный урок (урок получения и усвоения новых знаний)

Методы и методические приемы обучения: урок с использованием цифровых образовательных ресурсов, объяснительно-демонстрационный

Наглядные пособия и технические средства обучения: ПК, ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация «Относительная и абсолютная ссылки», программа MS Excel , ЦОР, раздаточные материалы.


План урока

  1. Организационный момент (3 мин)
  2. Постановка цели занятия и создание мотивации целевого компонента (5 мин)
  3. Актуализация раннее изученного материала (25 мин)
  1. Устный опрос;
  2. Опрос в интерактивной форме.
  1. Изложение нового теоретического материала (25-30 мин)
  1. Работа с ссылками в программе MS Excel:
  1. Относительные ссылки
  2. Абсолютные ссылки
  3. Смешанные ссылки
  1. Закрепление умений и навыков по изученной теме (Выполнение практических заданий) (20 мин)
  2. Подведение итогов урока (3 мин)
  3. Рефлексия (2 мин)
  4. Задание на дом (2 мин)


Ход урока:

1. Организационный момент. Проверка готовности обучающихся к уроку, наличия обучающихся, размещение на рабочих местах.

Преподаватель: Здравствуйте, ребята. У нас сегодня открытый урок, поэтому к нам пришли гости, поприветствуем их, садитесь. Прежде, чем приступить к уроку хочу обратить ваше внимание, что сегодня 10 февраля - День Памяти величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина

Преподаватель: А. С. Пушкин – величайший российский поэт, имя и творчество которого широко известно во всем мире. Было ему всего 37 лет, и скончался А. С. Пушкин от смертельного ранения, которое получил во время дуэли с Дантесом.

Хотим вам зачитать несколько строчек из его произведения.

Зимний вечер

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,

Преподаватель:

То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

  1. Постановка цели занятия и создание мотивации целевого компонента

Преподаватель: Ребята, на прошлом уроке мы изучали основные принципы работы в электронных таблицах, использовали простые формулы, создавали списки, ознакомились с некоторыми функциями.

Преподаватель: Сегодня мы будем учиться использовать более сложные формулы в MS Excel, познакомимся с относительными и абсолютными ссылками и научимся применять их при решении задач.

Преподаватель. В качестве эпиграфа к нашему сегодняшнему уроку мы взяли высказывание Конфуция. Ребята, наверное вы слышали, кто такой Конфуций?

Преподаватель: Конфуций был одним из самых известных древних мыслителей Китая, основал свою философскую систему, названную в честь него – «конфуцианство». Он был первым профессиональным педагогом в своей стране, посвятил всю свою жизнь обучению других людей.

C:\Users\Заира\Desktop\открытый урок О-121 2023\WhatsApp Image 2023-02-13 at 19.48.45.jpeg

Преподаватель: Прочитаем эпиграф к нашему уроку: 

Я слышу и забываю.

Я вижу и запоминаю

                                                                                                                      Я делаю и понимаю

Конфуций

Вы согласны с ним? (ответы студентов…)

Постановка целей занятия: (Демонстрация темы урока, знакомство с целями урока) (Слайд 1).

Ребята откройте ваши тетради, напишите число, тему и эпиграф к уроку.

Преподаватель2: Ребята, а кто может сформулировать цель нашего урока? Ответы студентов…

По этому принципу мы будем сегодня с вами работать.

3. Актуализация ранее изученного материала

Преподаватель: Давайте проверим, с какими знаниями вы сегодня пришли на урок. В течении урока за каждый правильный ответ вы получите вот такую фишку. От их количества будет зависеть ваша оценка за урок.

1. Устный опрос. (Слайд 2-5)

Преподаватель:

  1. MS Excel предназначен для… //создания таблиц, вычислений по различным формулам, сортировки данных по параметрам, построения диаграмм по табличным данным.
  2. Из чего состоит электронная таблица? //Строк и столбцов, ячеек, листов

Преподаватель:

  1. Какие форматы данных вы знаете? //Числовой, Текстовый, Денежный, Финансовый, Экспоненциальный, Дата, Время, Дробный, Процентный.
  2. Адрес ячейки состоит из.. //комбинации букв столбца и цифр строки.

Преподаватель:

  1. Какие последовательности можно создавать с помощью автозаполнения? //создавать ряды чисел, дней, дат, кварталов, выполнять вычисления и т.д.
  2. Что такое электронная таблица?

Преподаватель2:

  1. Что такое диапазон ячеек?
  2. Какая ячейка называется активной?

Преподаватель1:

  1. Какой символ нужно нажать в MS EXCEL, чтобы начать ввод формул?
  2. Как вставить новый лист?

Преподаватель2:

  1. Как изменить ширину столбцов и высоту строк?
  2. Как написать текст в ячейках по вертикали?

Преподаватель1:

  1. Как переименовать ярлык листа?
  2. Как удалить строку (столбец) в таблице?

Преподаватель2:

  1. Как вставить новую строку (столбец) в таблице?
  2. Какие данные могут храниться в ячейках таблицы? //текст, число, формула

  1. Опрос в интерактивной форме (вопросы на слайдах презентации).

Преподаватель1: Следующие задания представлены с использованием цифровых образовательных ресурсов и интерактивной доски.

Задание №1. Ваша задача, найти ответы на данные определения в таблице и установить соответствие. ( Слайд 6)

 

C:\Users\Заира\Desktop\открытый урок О-121 2023\WhatsApp Image 2023-02-13 at 19.49.31.jpeg

Преподаватель2: Задание №2. С использованием цифровых образовательных ресурсов и интерактивной доски «Установите соответствие», Слайд 7.

В следующем задании необходимо путем перетаскивания установить соответствие.

Преподаватель1: Задание №3. С использованием цифровых образовательных ресурсов и интерактивной доски «Сопоставление названия инструментов с иконками», Слайд 8.

Дальше мы сопоставление названия инструментов с иконками

 

4. Изложение нового теоретического материала. Объяснение нового материала с помощью интерактивной доски, презентации. (Слайд 12).

Преподаватель2: Сегодня мы с вами продолжим изучать электронные таблицы, и познакомимся с типами ссылок.

Большинство формул содержат в себе адрес ячейки. При вводе формулы адрес ячейки можно ввести с клавиатуры, но удобнее щелкать мышью по ячейке с нужным адресом. Как вы уже знаете, любая формула в ЭТ начинается со знака равенства=. Как вы, считаете, что можно включить в формулу? Ответ: в формулу можно включить: имена ячеек; встроенные функции; знаки арифметических операций; числа; скобки.

Преподаватель1: Часто приходится создавать большие таблицы, ячейки которых содержат одинаковые по структуре формулы. Поскольку формула является одним из типов данных, электронные таблицы позволяют их копировать.

Основное свойство электронной таблицы: изменение числового значения в ячейке приводит к мгновенному пересчету формул, содержащих ссылку на эту ячейку.

Для правильного копирования формул введены следующие ссылки: абсолютные, относительные и смешанные.

C:\Users\Заира\Desktop\открытый урок О-121 2023\WhatsApp Image 2023-02-14 at 15.12.27.jpeg

Преподаватель2: Объяснение и демонстрация относительной ссылки на примере. Слайд 10-11.

 

По умолчанию для указания адресов ячеек создаются относительные ссылки. Это означает, что ссылки на ячейки изменяются при перемещении формулы на новое место. Относительная ссылка указывает на ячейку, основываясь на ее положении относительно ячейки, в которой находится формула. После копирования формулы относительные ссылки будут указывать на другие ячейки так, чтобы сохранить прежние отношения в соответствии с новым местоположением. Например формула =A3+B3, хранящаяся в ячейке С3, при перемещении в ячейку С4 примет вид: =A4+B4.

Запись основных понятий в тетрадь. Слайд 12.

Преподаватель1: Объяснение и демонстрация абсолютной ссылки на примере. Слайд 13.

В тех случаях, когда ссылки не должны изменяться при копировании формулы, следует использовать абсолютные ссылки. Абсолютные ссылки обозначаются знаком доллара, например $A$4. Как же можно добавить знак «$»?

Знак «$» можно вставить:

 с клавиатуры;

 нажимая клавишу F4 сразу  после вставки ссылки в формулу до получения требуемой комбинации символов «$»;

 выделив необходимую ссылку в формуле мышью и нажимая клавишу F4 в режиме правки.

Запись основных понятий в тетрадь. Слайд 14.

 

Преподаватель2: Ссылки вида $A4 или A$4 называются смешанными.

Объяснение и демонстрация смешанной ссылки на примере, запись основных понятий в тетрадь. Слайд 15-17.

 

  1. Закрепление умений и навыков по изученной теме

Практическая работа «Использование относительных, абсолютных и смешанных ссылок в электронных таблицах»

Преподаватель1: Мы с вами рассмотрели три вида ссылок в программе MS Excel . В качестве закрепления мы разберем с вами следующую задачу «В электронных таблицах с использованием в формулах относительных ссылок создать фрагмент таблицы умножения». Ребята, посмотрите пожалуйста на доску.

1. Запустить электронную таблицу Microsoft Excel командой [Программы  -Microsoft Excel].

2. Переименовать лист  «Относительные ссылки».

3.Создадим фрагмент таблицы умножения, в которой числа от 1 до 15, хранящиеся в диапазоне ячеек А1:А15, умножаются на числа от 1 до 15, хранящиеся в диапазоне ячеек В1:В15.

4. Ввести в ячейки А1 и В1 число 1, а в ячейку С1 — формулу =А1*В1, содержащую относительные ссылки.

5. Для быстрого ввода последовательностей чисел, различающихся на фиксированную величину (в данном случае на 1), ввести в ячейки А2 и В2 формулы =А1+1 и  =В1+1, содержащие относительные ссылки. 

6. Скопируем формулы, вычисляющие числа, в нижележащие ячейки с использованием операции заполнения диапазона с помощью маркера автозаполнения.

7. Отобразим формулы в ячейках.

      Для отображения в ячейках не чисел, а формул ввести команду с помощью нажатия кнопки  [Показать формулу].  И мы увидим в ячейке отображение формулы.

8. Сделаем  границу таблицы.

    Выделить нужный диапазон ячеек, щелкнуть правой кнопкой, выбрать Формат ячеек, Граница. Выбрать тип линии, цвет, нажать кнопки [Внешняя] и [Внутренняя].

Результат:

       

В результате получим фрагмент таблицы умножения, сначала с отображением в ячейках результатов вычислений по формулам, а затем с отображением формул.

Вывод: Обратим внимание на то, что при копировании формул, содержащих относительные ссылки, происходило автоматическое увеличение номера строки в относительной ссылке на единицу при смещении формулы на одну строку.

Преподаватель2: Задание 2. В электронных таблицах с использованием в формулах абсолютных ссылок вычислить цены отдельных устройств компьютера и компьютера целиком в рублях, если заданы цены отдельных устройств компьютера в условных единицах и курс доллара к рублю.

1.Перейти на новый лист.

2.Переименовать лист «Абсолютные ссылки».

Величина курса доллара к рублю должна храниться в конкретной ячейке, поэтому в формулах для вычисления цены в рублях должна быть использована абсолютная ссылка на адрес этой ячейки.

2. Ввести наименования устройств, входящих в компьютер, в столбец А.

Ввести цены в условных единицах — в столбец В.

Курс валюты (в долларах) — в ячейку Е2. 

3. Ввести в ячейку С2 формулу =$Е$2*В2, содержащую относительную ссылку на цену в условных единицах и абсолютную ссылку на курс доллара к рублю.

(Сделать абсолютную ссылку можно так:

Ввести формулу =E2 и нажать кнопку на клавиатуре F4, таким образом, увидим, что ссылка превратилась из относительной в абсолютную.

4.Скопируем формулу, вычисляющую цену в рублях, в нижележащие ячейки с использованием операции заполнения диапазона с помощью маркера автозаполнения. 

5.  Подсчитаем в ячейке В8 общую цену компьютера (в долларах).

     Подсчитаем в ячейках С8 общую цену компьютера с помощью встроенной функции СУММ()  (в рублях).

   Для этого выделим нужный диапазон (В2:В7) или (В2:В7). Щелкнем по кнопке Суммирование. В ячейку будет помещена функция =СУММ(С2:С7). или =СУММ(С2:С7). 

Отображение формул:

Представим цены устройств компьютера и курс доллара к рублю в денежном формате.

6. Выделить диапазон ячеек С2:С8 и ввести команду [Формат-Ячейки].

На появившейся диалоговой панели Формат ячеек на вкладке Число в списке Числовые форматы: выбрать пункт Денежный. Повторить процедуру для ячейки Е2.

7. Для отображения в ячейках не чисел, а формул ввести команду [Формулы-Показать формулы].

В результате получим таблицу цен устройств компьютера, сначала с отображением в ячейках результатов вычислений по формулам, а затем с отображением формул.

8. Сделаем вывод: При копировании формул относительные ссылки изменяются, а абсолютные не изменяются.

Преподаватель1. А теперь для закрепления полученных знаний, предлагаем вам поработать с электронной таблицей MS Excel. Произвести расчёты простых формул сложения или умножения для проверки использования ссылок: (результат запишите на листочках). Время на выполнение 5 мин.

Самостоятельная работа обучающихся по карточкам (Слайд 21)

Вариант 1

003_9-otnosit-links-excel -2

Напишите примеры введения формул в ячейки электронной таблицы А1, А2, А3, В1, В2.

Вариант 2

В электронной таблице формулу =D2+E$1, записанную в ячейке F2, скопировали в ячейку G3. Какой вид примет формула?

= E2 + F$1

= E3 + F$1

= E3 + F$2

= D2 + E$1

Вариант 3

В электронной таблице формулу =С2+E$1, записанную в ячейке D2, скопировали в ячейку G3. Какой вид примет формула?

= F3 + $E$1

= F2 + $I$1

= F3 + $I$2

= C2 + $E$1

Вариант 4

В электронной таблице формулу =D2+$E3, записанную в ячейке G2, скопировали в ячейку G4. Какой вид примет формула?

= D2 + $G4

= D4 + $E5

= D4 + $G5

= C3 + $E4

Вариант 5

 В электронной таблице формулу =D4+$E5, записанную в ячейке G4, скопировали в ячейку E2 . Верно ли, что формула примет такой вид:

= В2 + $E3?

Вариант 6

В электронной таблице формулу =D$4+E$5, записанную в ячейке G4, скопировали в ячейку E2 . Какой вид примет формула?

= D$2 + C$4

= B$4 + C$5

= D$4 + E$2

= B$4 + $E2

Вариант 7

 В электронной таблице формулу =D4+$E5, записанную в ячейке G4, скопировали в ячейку E2 . Какой вид примет формула:

= В2 + $E3

= B$4 + C$5

= D$4 + E$2

= B$4 + $E2

Вариант 8

 В электронной таблице формулу =$D$4+E5, записанную в ячейке G4, скопировали в ячейку E2 . Какой вид примет формула:

= В2 + $E3

= $D$4 + C3

= D$4 + E$2

= B$4 + $E2

Вариант 9

А

В

С

D

E

F

1

3

4

5

7

1

2

2

7

5

7

4

0

9

3

3

6

4

8

6

5

4

4

5

8

9

6

0

Укажите, чему будет равно значение формулы:

= (A3+B2) * C4 * (F1-E1)

  1. 84                            3) 123
  2. 64                            4) 40

Преподаватель2. Задание 1. Используя абсолютные ссылки, вычислите сколько будет стоить 4 системных платы.  (На выполнение 10 мин.) (Слайд 22)

Задание 2. Оформите таблицу согласно заданию. Вычислите прибыль от продаж в долларах, соответственно курсу валют составьте прибыль от продаж в рублях. (Слайд 23)

  1. Подведения итогов урока. Проверка практических работ, выставление отметок

Преподаватель1: Итак, давайте подведем итоги. Для выставления оценок посчитайте количество фишек.

Преподаватель2: выставление итоговых оценок (проговорить)

Преподаватель1. Сегодня на уроке мы рассмотрели использование абсолютной и относительной адресации при решении практической задачи, и ещё раз убедились в том, что применение ЭТ при решении вычислительных задач экономит наше время при расчетах, и форма представления результатов удобна для восприятия.

Вы согласны с этим выводом? (Ответы студентов…)

  1. Рефлексия (карточки) (слайд 24)

Преподаватель 2: Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок? Свое отношение к уроку вы можете выразить через эмоджиков, которые лежат на нашем столе (радость, грусть, безразличие и т.д.).

Мы думаем, что вы все являетесь пользователями социальных сетей и надеюсь знаете

Что такое эмоджики?

Преподаватель 1: Emoji, они же эмодзи или эмоджики — это не просто картинки и смайлики. Эмодзи были придуманы в Японии. Само слово «эмодзи» переводится с японского как «э» — картинка и «модзи» — знак.  Впервые выражать эмоции и настроение графическими смайликами предложил японский программист Сигэтака Курити.

ВЫБЕРИТЕ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ УРОКА

Весёлое

https://all.culture.ru/uploads/4a4075f39d249bec5dfc8d26ea7d6155.jpg

Возбуждённое

https://otvet.imgsmail.ru/download/b27af0724d6af413b45cc200b3d616b8_i-667.jpg

Расстроен

http://pl.caffe-zaimka.com.ua/wp-content/uploads/2017/06/a89367cc7d4d95be50920cadbfeb8e63.jpg

Скучающее

https://sc.mogicons.com/share/bored-emoticon-405.jpg

Спокойствие

http://4.bp.blogspot.com/-IBs98gOH0qM/U5fpwUhLlCI/AAAAAAAAIqU/8bxU9hZ4bqQ/s1600/meditating-smiley.png

Радость

https://cdn.vectorstock.com/i/1000x1000/55/32/cheerful-emoticon-vector-655532.jpg

Подавленное

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%BF%D0%BE-%D0%B0%D0%B2-%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%B9-%D0%B8%D0%BA-56094937.jpg

Негативное

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/018a/00082b61-ab4b5210/1/hello_html_md8d2acf.jpg

Равнодушное

https://st2.depositphotos.com/1967477/6347/v/450/depositphotos_63470593-stock-illustration-sad-smiley-emoticon-cartoon.jpg

Удовлетворённость

https://img3.stockfresh.com/files/l/lenm/m/62/1968016_stock-photo-satisfied-smiley.jpg

Беспокойство

http://allwomanday.ru/misc/i/gallery/38228/1361362.jpg

Оживлённое

https://thumbs.dreamstime.com/b/smiley-icons-set-faces-31247468.jpg

C:\Users\Заира\Desktop\открытый урок О-121 2023\WhatsApp Image 2023-02-14 at 15.14.47.jpeg

  1. Задание на дом (слайд 25)

Преподаватель2: Ребята, запишите задание на дом.

  1. Выучить основные определения.
  2. В MS Excel составить таблицу умножения.  

Преподаватель1: На этом наш урок окончен, всем большое спасибо за работу. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к открытому занятию «Создание Web-страницы с внутренними ссылками»

·                         План-конспект открытого занятия «Создание структуры навигации с внутренними ссылками на web-странице».Занятие явля...

Презентация к открытому занятию "Создание web-страницы с внутренними ссылками"

Презентация к открытому занятию "Создание web-страницы с внутренними ссылками" в формате PDF.  Рассматривается последовательность создания кода меню с внутренними ссылками для перемещения по соде...

Ссылка на видео. Открытый урок" Архитектура Крыма"

Открытый урок из цикла "По Руси" . Урок-путешествие. Урок-экскурсия. Урок- введение в специальность. Вот такие уроки  по архитектуре циклов " Части света", "По Руси"...

Ссылка на видео открытого урока "Современные технологии и организация строительного производства на примере Лахта Центра в г. Санкт- Петербурге

Методическая цель урока: применение активных методов обучения с целью формирования устойчивых мотивационных установок к изучению технологии и организации строительного производства....

Ссылка на видео открытого урока "Панельная дискуссия"

Урок после двухгодичого мониторинга строительной площадки. Дискуссия на тему плюсов и минусов строений из кирпича, панелей и монолита....

Открытый урок на тему "Абсолютные и относительные ссылки"

Целью урока была выработка навыков решения задач с использованием абсолютных и относительных ссылок в программе MS Excel, воспитание познавательной потребности, интереса к предмету; прививать навыки ...

Открытый урок по информатике на тему: Абсолютные и относительные ссылки

10 февраля в колледже был  проведен  открытый урок в группе О-121 на тему «Абсолютные и относительные ссылки в электронных таблицах» по  дисциплине «Информатика»...