«ВРАЧ ХИРУРГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ. ЗНАКОМСТВО С ПРОФЕССИЕЙ»
учебно-методический материал

Филиппов Александр Иванович

Внедрения данной профессиональной пробы продиктована практико-ориентированным характером ее содержания: обучающимся предлагается не просто познакомиться с профессией, но и попробовать применить имеющиеся знания по оказанию первой помощи при ДТП, проанализировать и усовершенствовать свои навыки по средствам игры, что пригодится обучающимся в повседневной жизни вне зависимости от выбранной профессиональной сферы в дальнейшем

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

 Центр творчества и образования Фрунзенского района Санкт-Петербурга

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБУ ДО ЦТиО Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

___________  В.В. Худова

«____»____________20___г.  Приказ № _____

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

8-Х КЛАССОВ

«ВРАЧ ХИРУРГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ.

ЗНАКОМСТВО С ПРОФЕССИЕЙ»

Санкт-Петербург

2022


Информационная карта программы профессиональной пробы

Полное название программы профессиональной пробы

Программа профессиональной пробы для обучающихся 8-х классов

«Врач хирургического направления. Знакомство с профессией»

Организация-разработчик профессиональной пробы

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр творчества и образования Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Автор(ы)-составитель(и) программы профессиональной пробы

Миронова Анастасия Андреевна

заместитель директора

Коновалова Ирина Сергеевна

педагог-организатор

Павлова Полина Энверовна, педагог дополнительного образования

Староненкова Екатерина Романовна

 педагог дополнительного образования

Филиппов Александр Иванович

педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория

Область применения программы профессиональной пробы

Медицина

Аннотация к программе

В ходе реализации программы профессиональных проб школьники познакомятся с требованиями к одежде хирурга, освоят навыки оказания помощи при несчастных случаях (ДТП), а также отработка усвоенных знаний через имитационную игру.

Продолжительность программы профессиональной пробы

2 академических часа (90 минут)

Особые требования/ограничения

Профессиональная проба может быть реализована в условиях групп/ классов для детей с ОВЗ.

I.Структура профессиональной пробы

Паспорт программы профориентационного кейса

Профессия

Врач хирургического направления

Наименование профессионального направления (профессиональная среда)

Медицина

Название профориентационного кейса

«Врач хирургического направления. Знакомство с профессией»

Авторы профориентационного кейса

Миронова Анастасия Андреевна, Коновалова Ирина Сергеевна, Павлова Полина Энверовна, Староненкова Екатерина Романовна, Филиппов Александр Иванович

Контакты авторов

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр творчества и образования Фрунзенского района Санкт-Петербурга, контактное лицо- Миронова Анастасия Андреевна, заместитель директора, 89117470346

II. Содержание программы

Возрастная категория

Время проведения

Уровень сложности

Формат проведения

Количество участников

Особые требования/ограничения (доступность для участников с ОВЗ)

8 класс

90 минут

базовый

очная

15

Возможно одновременное участие детей с инвалидностью и ОВЗ и детей без инвалидности

Пояснительная записка

Актуальность внедрения данной профессиональной пробы продиктована практико-ориентированным характером ее содержания: обучающимся предлагается не просто познакомиться с профессией, но и попробовать применить имеющиеся знания по оказанию первой помощи при ДТП, проанализировать и усовершенствовать свои навыки по средствам игры, что пригодится обучающимся в повседневной жизни вне зависимости от выбранной профессиональной сферы в дальнейшем.

Новизна содержания предлагаемого мероприятия продиктована внедрением интерактивных форм работы с обучающимися с использованием доступных электронных образовательных ресурсов, а также с использованием собственных авторских материалов, разработанных специалистами ЦТиО.

Значимость предлагаемой программы обоснована практико-ориентированным характером, который позволяет качественно реализовать для разных групп детей (в том числе детей с ОВЗ коррекционных классов и групп).

Целесообразность профессиональной пробы заключается в чередовании теоретических и практических этапов, логичности, соответствие возрастным особенностям.

Профессиональная область: Наименование вида профессиональной деятельности по Профессиональному стандарту врача-хирурга[1] - «Врачебная практика в области хирургии». Основная цель вида профессиональной деятельности: профилактика, диагностика и лечение хирургических заболеваний и (или) состояний, медицинская реабилитация пациентов. Профессии, специальности, специализация: общая хирургия, нейрохирургия, пластическая хирургия, ортопедия, офтальмология, урология, анестезиология, реаниматология (интенсивная терапия), оказание помощи при несчастных случаях и неотложных состояния, врачи-интерны и врачи-стажеры (ординаторы), специализирующиеся по вышеперечисленным направлениям и др.

Родственные профессии: санитарный врач, ветеринар, фельдшер, биолог, научный руководитель и пр. Смежные сферы профессиональной деятельности: здравоохранение, социальная защита, образование, промышленность, Федеральная служба исполнения наказаний, Министерство чрезвычайных ситуаций, наука.

Цель профессиональной пробы: создать условия для знакомства обучающихся с профессией «врач хирургического направления» по средствам игры, возможность попробовать себя в данной сфере деятельности, помочь сделать осознанный выбор дальнейшего образовательного маршрута.

Задачи профессиональной пробы:

1.Создать условия для приобретения обучающимися компетенций в области направления работы врача-хирурга, освоения навыков оказания первой помощи при ДТП, осознания важности самостоятельного выбора обучающимися своего профессионального пути.

2. Дать обучающимся представление о профессии врача хирургического направления, о важных качествах личности данного специалиста, об особенностях профессиональной деятельности, требованиях к специалисту.

3. Способствовать пониманию обучающимися выбора учебного заведения по профессии, условиях поступления, в вопросе оказания первой помощи при ДТП.

Концепция профессиональной пробы: знакомство с профессией через освоение ведущих компетенций врача хирургического направления.  Игра позволяет лучше усвоить практические навыки врача скорой медицинской помощи.

Специфика программы профессиональной пробы:

- игровой формат,

- моделирование ситуации,

           - отработка полученных требований в ходе проб.

Ожидаемые результаты:

Количественные результаты:

  1. 1 имитационная игра,
  2. 15 обучающихся,
  3. 3 направления подготовки.

Качественные показатели:

  1. Приобретение обучающимися знаний о профессии врача хирургического направления, о важных качествах личности данного специалиста, об особенностях профессиональной деятельности, требованиях к специалисту.
  2. Приобретение обучающимися компетенций в области направления работы врача-хирурга, навыков оказания первой помощи при ДТП; осознание важности самостоятельного выбора в профессиональном самоопределении.

3.       Владение обучающимися информацией о выборе учебного заведения по профессии, условиях поступления.

Формы контроля: устный опрос, имитационная игра, чек-лист.

Содержание профессиональной пробы

1.Вводно-ознакомительный этап (15 мин)

Фронтальная беседа с обучающимися о профессии врача хирургического направления. Использование наглядных материалов для узнавания расширенного спектра ответственных дел врача-хирурга. Использование современных технологий для подведения итогов беседы на примере интеллект-карты online на интерактивной доске с помощью сайта mindmeister.com (альтернативные online  ресурсы https://creately.com/ru/lp/Программа-интеллект-карт-онлайн/,  https://www.diagrams.net/ )

 Краткое описание профессионального направления

Хирургия — очень большая область медицины с огромным количеством направлений, каждое из которых, в свою очередь, делится на разные подкатегории. Но, вне зависимости от выбранного направления и специализации, каждый хирург во время работы будет проводить оперативные вмешательства. Профессионально важный «орган» хирурга - его руки, пальцы, которые должны быть ловкими, гибкими, чуткими, способными и к точному микродвижению, и к крупным силовым действиям (например, вправление вывихов). Важными качествами хирурга являются выдержка, высокое чувство ответственности, физическая и психическая выносливость, аналитический ум, упорство и настойчивость, острая наблюдательность, способность к длительной концентрации внимания.

Место и перспективы профессионального направления в современной экономике региона, страны, мира

Перспективы развития хирургии базируются на широком внедрении новых технологий в клиническую практику. Концентрация научной мысли на основе привлечения последних достижений в физике, химии, электронике и других смежных областях, в сочетании с медицинским заказом привели к созданию уникальных технологий, которые во многом изменили наше представление об оперативном вмешательстве, течении послеоперационного периода и вообще возможности современной хирургии.

Необходимые навыки и знания для овладения профессией

Хирургами не становятся случайные люди. Для овладения этой специальностью требуется хорошая память и постоянное пополнение знаний. Следует всегда быть в курсе всех методик, наработанных предыдущими поколениями, и стараться усовершенствовать их или изобретать свои. Кроме этого необходимо: быть уверенным в себе и принимать быстрые решения, так как от этого зависит жизнь больного; предупреждать нежелательные варианты развития событий во время операции; стойко переносить стрессы и неудачи, поскольку не всегда удается спасти жизнь человеку; обладать выносливостью, терпением и здоровьем, так как на ногах приходится стоять много часов и быть при этом полностью сосредоточенным; уметь общаться с людьми, находить общий язык с коллегами по работе и пациентами.

Независимо от места работы и специализации в обязанности хирурга входит: прием и осмотр пациентов; проведение беседы о необходимости радикального лечения и возможных рисках, связанных с его осуществлением; сбор анамнеза заболевания и постановка предварительного диагноза; направление (при необходимости) на исследования; установление окончательного диагноза и определение сроков операции; рекомендации и контроль над подготовкой; проведение вмешательства; курирование больного до его полной реабилитации; осуществление профилактики осложнений; выписка и рекомендации; ведение медицинской документации.

Ключевые навыки врача хирургического направления: умение быстро реагировать, смело применять отработанные навыки и знания, постоянно повышать квалификацию и пр.

Сообщение об учебных заведениях, предназначенных для обучения врачей хирургического направления.

2. Подготовительный этап (15 минут)

Моделирование игровой ситуации ДТП - просмотр видеоролика, созданного обучающимися коллектива «Я-водитель» ГБУ ДО ЦТиО Фрунзенского района. Деление на 3 группы по 5 человек случайным образом. Обучающимся предлагается обсудить в группах действия детей в ролике при ДТП. Решение кейсов по направлениям работы врача-хирурга. Анализ обучающимися действий детей на видео. Коллективное обсуждение ошибок и рекомендаций по их устранению с фиксацией на электронной доске или флипчартах.

3. Практический этап (50 минут)

Мастер-класс «Я – хирург!». Групповая работа. Отработка полученных знаний на манекене (по группам). Параллельно фронтальная беседа «Неизвестный хирург» с обсуждением действий с остальными группами, которые не задействованы в практической отработке). Смена групп с усложнением заданий (моделирование ситуаций перелома ноги, руки, шеи). При отработке навыков наложения шины, остановке кровотечения включается таймер обратного отчета, имитирующий наличие (отсутствие) времени на спасение жизни. Этот эффект позволяет подросткам погрузиться в атмосферу принятия быстрых решений и продемонстрировать способность справляться с поставленными задами в условиях стресса.  

Подробная инструкция по выполнению задания в формате ситуационных задач:

- оценка состояния пострадавшего в ДТП (проверяют у потерпевшего наличие сознания, дыхания, пульса на сонных артериях, реакцию зрачков на свет) пострадавший находится в бессознательном состоянии, у него слабый, нитевидный пульс, угасающее дыхание

- система мероприятий, направленных на восстановление жизнедеятельности организма (сердечно-легочная реанимация: для этого нужно положить пострадавшего на спину, куском чистой материи очистить ротовую полость, после чего расстегнуть одежду и определить место надавливания на грудную клетку. Сложите ладони так, чтобы правая рука упиралась в грудь, а левая лежала сверху. Сделайте 30 энергичных качков. Затем дается команда вдох, и один из помощников проводит искусственную вентиляцию легких, вдохнув воздух в открытый рот пострадавшего дважды. Нос пострадавшего необходимо зажать. Другой помощник должен кулаком постоянно надавливать на живот пострадавшего в области диафрагмы - это необходимо для более полноценного снабжения кровью головного мозга и жизненно важных органов. Ни в коем случае не останавливайтесь. Вдох должен чередоваться с массажем сердца. Когда у пострадавшего появится пульс, обязательно поверните его на живот и приложите к голове холод.)

Рефлексия по итогам 3 этапа с обучающимися.

В качестве базовых критериев оценки прохождения профессиональной пробы используются следующие критерии:

1. Обучающийся выполнил пробу профессиональной деятельности.

2. Обучающийся обосновал значение полученного опыта с точки зрения

профессионального самоопределения.

Показатели качества выполнения практических заданий пробы (оценка проводится совместно с обучающимися по группам):

- самостоятельность,

- соответствие конечного результата целям задания,

- аккуратность,

- стремление выполнять условия и требования практического задания,

- рефлексия результатов собственной деятельности.

Рефлексия обучающимися приобретенного практического опыта, оценка своего профессионального потенциала и компетенций, необходимых для успешной реализации в профессиональной сфере. Самооценка обучающихся.

4. Заключительный этап (рефлексивный) (10 минут)

Закрепление материала. Групповая работа - подготовка чек-листов по итогам проведения профессиональной пробы. Каждой группе дается задание подготовить (вписать в заготовленный шаблон) чек-лист по профессии «Врач хирургического направления».

Содержание чек-листов (темы)

Группа 1. Личностные качества

Группа 2. Учебные заведения

Группа 3. Порядок действий при ДТП

Чек-листы создаются online на смартфонах руководителей групп по ссылке, которую ведущие демонстрируют на доске. Шаблон заготовлен с помощью сайта

https://www.canva.com/

Демонстрация заполненных чек-листов с защитой перед аудиторией. Обратная связь от обучающихся по итогам игры.

Формы и методы работы с обучающимися: игровые технологии, практическая работа.

               III. Инфраструктурный лист

Наименование

Рекомендуемые технические характеристики с необходимыми примечаниями

Количество

 

На группу/

на 1 чел.

Мастер-класс «Я – хирург!».

Манекен-тренажер Максим реанимационный

1

На группу (15чел.)

Фонарик светодиодный

2

Бинты, шины, жгут, носилки, аппарат реанимации дыхания (по возможности)

По 1 шт.

Фронтальная беседа «Неизвестный хирург»

Электронная доска с возможностью выхода в интернет

1

        

IV.Технологическая карта профессиональной пробы

для обучающихся 8-х классов

«Врач хирургического направления. Знакомство с профессией»

Возможная база проведения профессиональной пробы: ГБУ ДО ЦТиО Фрунзенского района Санкт-Петербурга, Будапештская 29, корп.4

Руководитель профессиональной пробы: Миронова Анастасия Андреевна

Цель профессиональной пробы: создать условия для знакомства обучающихся с профессией «врач хирургического направления» по средствам игры, возможность попробовать себя в данной сфере деятельности, помочь сделать осознанный выбор дальнейшего образовательного маршрута.

Продолжительность профессиональной пробы: 90 минут (2 академических часа)

Количество участников: 15 человек

Содержание профессиональной пробы:

1.Вводно-ознакомительный этап (15 мин)

Фронтальная беседа с обучающимися о профессии врача хирургического направления. Использование современных технологий для подведения итогов беседы на примере интеллект-карты online на интерактивной доске с помощью сайта mindmeister.com (альтернативные online  ресурсы https://creately.com/ru/lp/Программа-интеллект-карт-онлайн/,  https://www.diagrams.net/ ).

2. Подготовительный этап (15 минут)

Моделирование игровой ситуации ДТП - просмотр видеоролика, созданного обучающимися коллектива «Я-водитель» ГБУ ДО ЦТиО Фрунзенского района. Деление на 3 группы по 5 человек случайным образом. Обучающимся предлагается обсудить в группах действия детей в ролике при ДТП. Анализ обучающимися действий детей на видео. Коллективное обсуждение ошибок и рекомендаций по их устранению с фиксацией на электронной доске.

3. Практический этап (50 минут)

Групповая работа. Отработка полученных знаний на манекене (по группам). Параллельно фронтальная беседа с обсуждением действий с остальными группами, которые не задействованы в практической отработке). Смена групп с усложнением заданий (моделирование ситуаций перелома ноги, руки, шеи). При отработке навыков наложения шины, остановке кровотечения включается таймер обратного отчета, имитирующий наличие (отсутствие) времени на спасение жизни. Этот эффект позволяет подросткам погрузиться в атмосферу принятия быстрых решений и продемонстрировать способность справляться с поставленными задами в условиях стресса.  

4. Заключительный этап (рефлексивный) (10 минут)

Закрепление материала. Групповая работа - подготовка чек-листов по итогам проведения профессиональной пробы. Каждой группе дается задание подготовить (вписать в заготовленный шаблон) чек-лист по профессии «Врач хирургического направления».

Ожидаемые результаты:

Количественные результаты:

  1. 1 имитационная игра,
  2. 15 обучающихся,
  3. 3 направления подготовки.

Качественные показатели:

  1. Приобретение обучающимися знаний о профессии врача хирургического направления, о важных качествах личности данного специалиста, об особенностях профессиональной деятельности, требованиях к специалисту.
  2. Приобретение обучающимися компетенций в области направления работы врача-хирурга, навыков оказания первой помощи при ДТП; осознание важности самостоятельного выбора в профессиональном самоопределении.

3.       Владение обучающимися информацией о выборе учебного заведения по профессии, условиях поступления.

Этап

Тайминг

Содержание

Деятельность профориентатора

Деятельность обучающегося

Формы и методы

Диагностирующие задания

Вводно-ознакомительный этап

15

Фронтальная беседа с обучающимися о профессии врача хирургического направления.

Информирование обучающихся, увлечение обучающихся профессией хирурга

Активное слушание

Фронтальная беседа

Интеллект-карты online

Использование современных технологий для подведения итогов беседы на примере интеллект-карты online на интерактивной доске с помощью сайта mindmeister.com.

Подготовительный этап

15

Моделирование игровой ситуации ДТП - просмотр видеоролика, созданного обучающимися коллектива «Я-водитель» ГБУ ДО ЦТиО Фрунзенского района.

Моделирование игровой ситуации ДТП

Деление на 3 группы по 5 человек случайным образом. Обучающимся предлагается обсудить в группах действия детей в ролике при ДТП.

Просмотр ролика, мозговой штурм, анализ кейс-заданий

Анализ обучающимися действий детей на видео. Коллективное обсуждение ошибок и рекомендаций по их устранению с фиксацией на электронной доске.

Практический этап

50 минут

Групповая работа. Отработка полученных знаний на манекене (по группам). Параллельно фронтальная беседа с обсуждением действий с остальными группами, которые не задействованы в практической отработке).

Моделирование игровой ситуации ДТП. Фронтальная беседа

Смена групп с усложнением заданий (моделирование ситуаций перелома ноги, руки, шеи).

Выполнение кейс-задания

При отработке навыков наложения шины, остановке кровотечения включается таймер обратного отчета, имитирующий наличие (отсутствие) времени на спасение жизни.

Заключительный этап (рефлексивный)

10 минут

Групповая работа - подготовка чек-листов по итогам проведения профессиональной пробы.

Закрепление материала. Обратная связь от обучающихся по итогам игры.

Обсуждение, разработка чек-листов. Демонстрация заполненных чек-листов с защитой перед аудиторией.

Чек-лист

Чек-листы создаются online на смартфонах руководителей групп по ссылке, которую ведущие демонстрируют на доске. Шаблон заготовлен с помощью сайта

https://www.canva.com/


[1] Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 ноября 2018 года N 743н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-хирург" (с изменениями на 26 декабря 2018 года)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тайны врачей дома Романовых

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов четвёртого курса отделения Сестринское дело ГБОУ СПО "МУ № 15 ДЗМ" под руководством преподавателя Н. А. Митрофановой С фотографиями студентов...

Презентация "Ветеринарный врач"

ГБОУ СПО БСХТ; автор - Мусина Ж.М., 2012 г., 20 слайдов. К некоторым слайдам имеются комментации в поле "Заметки". Можно использовать на классных часах для студентов специальности 111801 Ветеринария и...

Методическая разработка занятия "На приеме у врача"

       Основными целями данной разработки являются:·        Ознакомление студентов  с профессиональной терминологией по теме «Основны...

ОПЕРАТИВНАЯ ХИРУРГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА. ХИРУРГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ.

ОПЕРАТИВНАЯ ХИРУРГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА. ХИРУРГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ,ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО  ПЕЦИАЛЬНОСТИ34.02.01 Сестринское дело...

Видеоролик-участник профориентационной акции среди социально-реабилитационных учреждений республики Татарстан «Я выбираю профессию врача!»

Видеоролик-участник профориентационной акции среди социально-реабилитационных учреждений республики Татарстан «Я выбираю профессию врача!»...

Профессия врач

Как известно, профессия играет важную роль в жизни каждого человека. Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на качество жизни. Процесс профессионального самоопределения вносит вклад в...

Понятие «хирургия» и «хирургическая болезнь». Этапы развития хирургии. Организация хирургической помощи

Мультимедиа презентация для сопровождения теоретического занятия по ПМ.02 МДК.02.01 Сестринский уход в хирургии, специальность 34.02.01 Сестринское дело....