ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКОВ
учебно-методический материал

Любой педагог стремиться к тому, чтобы создать такую обстановку на уроке, когда глаза учеников горят интересом к изучаемому материалу, когда они сами становятся соучастниками познания. Это создает атмосферу творчества и способствует развитию креативного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_aliev_m.g.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс
Преподавателя истории и обществознания
Алиева Мидахада Гахримановича

ИННОВАЦИОННЫЕ  ФОРМЫ  УРОКОВ

Создание творческого урока - это «творчество

в квадрате», поскольку учитель разрабатывает

                                              условия для творчества учеников.

А.В.Хуторской

 

  Любой педагог стремиться к тому, чтобы создать такую обстановку на уроке, когда глаза учеников горят интересом к изучаемому материалу, когда они сами становятся соучастниками познания. Это создает атмосферу творчества и способствует развитию креативного мышления.

  Для организации творческой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания необходимо руководствоваться следующим рекомендациями:

  • деятельность должна рождать нечто новое: открытие новых знаний и обнаружение новых возможностей;
  • деятельность должна быть оптимально трудной, но выполнимой;
  • деятельность должна развивать самооценку и самоанализ, направлять к реализации своих способностей и возможностей;
  • деятельность должна быть разнообразной и многоплановой и способствовать разностороннему развитию личности.

  Исходя из этих требований, мною были выбраны определённые формы и методы урока.

  МЕТОДЫ:

  • Словесно – книжный метод применим для учащихся 5-7 классов.Обучаясь работе с текстом, учащиеся готовят вопросы к тексту, учатся оценивать и подбирать альтернативную информацию.
  • Наглядный метод даёт широкий простор для творчества. Учащиеся могут сами готовить наглядные пособия и использовать их в представлении учебного материала.
  • Практический метод является основным в развитии креативного мышления, так как открывает больше возможности для работы с историческим и обществоведческим материалом, для получения новых знаний, формирования умений и навыков при работе с источниками, монографиями.
  • Метод проблемного изложения материала  сразу ориентирует учащихся на поиск необходимой информации и на избирательное использование её.
  • Эвристический метод готовит школьников сконцентрировано решать задачи, разрабатывая как можно больше вариантов.
  • Исследовательский метод является кульминацией в развитии креативного мышления, так как включает в себя использование всех умений и навыков для самостоятельной работы. Наиболее популярной формой работы в исследовательском методе  является проектная деятельность.

ФОРМЫ  УРОКА

  Формы обучения варьируются от индивидуальных до групповых, от школьных до внешкольных, от игровых до научных и исследовательских.

  Рекомендуется использовать совокупность приёмов и форм, так как это служит развитию творческих способностей и креативного мышления. При организации уроков очень важно учитывать психолого – возрастные особенности учеников.

  В 5- 7 классах  целесообразно  использовать такие формы, которые развивают воображение,дают возможность проявить действенную творческую активность с помощью художественной, постановочной деятельности, формируют первичные исследовательские способности.

ФОРМЫ И ЭЛЕМЕНТЫ УРОКОВ

В 5 - 7 КЛАССАХ:

ОЦЕНОЧНЫЕ

ИГРОВЫЕ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ


        ИГРОВЫЕ:

1.Интервью с историческим героем. Когда в основе изучения находится историческая личность, можно предложить инсценировать интервью с ним.

Это могут сделать 2 человека (или несколько), устроив пресс-конференцию.

«Исторический герой» и «корреспонденты» готовятся заранее, собирая необходимую информацию и интерпретируя ее в соответствии со своей ролью.

 2.Аукцион. В конце изучения какого-либо раздела в курсе древней или средневековой истории учащимся предлагается подготовить предметы для аукциона, относящиеся к определенному периоду или определенной стране. На уроке ребята выставляют свои лоты на продажу. Средством оплаты будет информация об этом предмете или связанная с ним история. Тот ученик, который последним представит информацию, получит выставленный лот.

3. «Живая картина». В этой игре учащиеся используют сценическое творчество, так как им дается задание «оживить» какое-либо историческое событие по учебной картине: «Сбор дани», «Суд во времена Русской правды», «Военный совет в Филях» и т.д.К этому фрагменту урока можно готовиться заранее, раздав задание группам на последнем уроке либо в ходе изучения нового материала, когда учитель сам создает или «рисует» живую картину с помощью учащихся, распределяя им соответствующие роли.

4.Рекламный плакат. Эту игру лучше проводить при обобщении материала. Учитель предлагает ребятам составить рекламу для путешественников, чтобы привлечь их к посещению стран, например, Востока: Египет, Палестина, Китай, Индия и т.п. Реклама должна быть красочно оформлена и содержать отличительные характеристики той или иной страны. Чем больше характеристик используется, тем выше оценивается реклама. В конце урока учащиеся из соседних групп оценивают рекламу тайным голосованием, используя при этом жетоны.  

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ:

Урок - «путешествие в прошлое». Продолжительность этого урока может выходить за рамки одного урока. Он делится на несколько частей. В первой части урока учитель проводит своеобразную экскурсию, погружая учеников в прошлое при помощи видеоматериала, музыки, наглядных пособий, учебных картин. Во второй части урока класс делится на несколько групп «путешественников во времени» и получает задание в рамках группы подготовить отчет о своем путешествии и представить его классу. Заключительная часть такого урока – представление отчетов. В завершение ребята выражают свою оценку прослушанным отчетам через систему знаков (цветные жетончики, эмоциональные рожицы). Такие уроки являются начальной стадией в организации проектной деятельности.

ОЦЕНОЧНЫЕ:

Урок – суд. На этом уроке учащиеся одновременно с закреплением изученного материала усваивают и основные принципы судопроизводства. В качестве подсудимого выступает яркая личность, деятель из прошлого, имеющий неоднозначную оценку, или историческое явление.1 группа – эксперты, устанавливают основные события, предъявляемые подсудимому в качестве обвинения.2 группа – следователи, рассматривают причины и определяют мотив деятельности, который может быть смягчающим или отягчающим обстоятельством.3 группа – прокуроры, готовят аргументированное обвинение подсудимому, выявляя отрицательные последствия его деятельности.4 группа – адвокаты, защищают подсудимого, показывая необходимость такого поведения и положительные последствия его деятельности. Судьями выбираются самые сильные ученики, способные анализировать, оценивать и делать выводы по представленным материалам. Учитель выполняет координирующую роль,  являясь ответственным секретарем судебного процесса. В 8 – 11 классах развитие творческого мышления продолжается, но уже на более высоком научном уровне. Преобладают исследовательские методы при более сложной организации учебного процесса. Сохраняется обстановка свободы творчества и нестандартные подходы к изучению истории и обществознания.


ФОРМЫ И ЭЛЕМЕНТЫ УРОКОВ

В 8- 11 КЛАССАХ:

ОЦЕНОЧНЫЕ

ИГРОВЫЕ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ


 

ИГРОВЫЕ:  

В деловой игре моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни. В процессе деловой игры у учащихся возникает потребность в получении и расширении своих знаний, которые становятся действенными, а сам процесс обучения становится активным и творческим, одновременно значимым и привлекательным.

Виды деловых игр:

  • Игра-ситуация, когда на уроке разыгрывается какая-либо ситуация, наглядно иллюстрирующая тему и позволяющая детально разобраться в ней.
  • Игра-сюжет, моделирующая реальные объекты и соответствующая действительности.
  • Игра-процесс, в которой моделируются отношения, способы деятельности и принятия решений.
  • Игра-обобщение, которая позволяет в игровой соревновательной форме повторить, обобщить и применить на практике полученные по разделу знания.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ:

1.Семинарские занятия. Эта форма урока позволяет наиболее полно использовать и развивать интеллектуальные способности старшеклассников. Их целью является теоретическое обобщение изученного материала, выработка у школьников самостоятельности, активности, умения работать с литературой, творчески мыслить и действовать.

Типы семинаров:

  • Семинар - развернутое собеседование: все участники готовятся по всем вопросам плана и максимально вовлекаются в обсуждение темы;
  • Семинар – обсуждение докладов и рефератов. Каждому выступающему назначается оппонент из числа одноклассников, остальные ученики готовят вопросы и включаются в обсуждение, которое переходит в дискуссию.
  • Семинар с преобладанием самостоятельной работы учащихся начинается со вступительного слова учителя, который знакомит класс с темой, учебными задачами, стереотипами их решения и с дополнительными сведениями. Далее учащимся предлагается на выбор несколько различных по уровню сложности заданий. Завершается семинар коллективным обсуждением результатов деятельности и выполнением упражнений, закрепляющих полученные знания и умения.

2.Проектная деятельность. Составление проектов – относительно новая форма исследовательской деятельности.Главная цель проектной деятельности – развитие творческих и исследовательских способностей, умения создавать целостную картину исторической действительности, применять полученные знания в новых ситуациях, выработка навыков работы в коллективе в направлении сотрудничества.

Этапы проектной деятельности:

  • Подготовительный, здесь происходит осознание проблемной ситуации, выбор темы, постановка целей, создание творческих групп;
  • Проектировочный, планируется деятельность, распределяются задания, намечается объект исследования;
  • Практически-аналитический, сбор информации, интерпретация полученных сведений, формирование и оформление частей проекта;
  • Заключительный, представление и защита проекта, обоснование выводов, оценка одноклассников.

Виды проектов:

Краткосрочные (1 тема), среднесрочные (раздел), долгосрочные или перспективные (курс).

Обзорные, исследовательские, продукционные – в зависимости от целей и объекта исследования.

3.Проблемные уроки. Одним из стимулов развития креативного мышления является трудность при решении какой-либо задачи. Возникновение проблемной ситуации заставляет учащихся активизировать исследовательскую деятельность, привлекая документальный материал и пытаясь посмотреть на ситуацию сверху, используя нестандартные подходы. Проблемные ситуации тесно связаны с рассмотрением альтернативных ситуаций и составлением прогнозов на будущее, так как они предлагают возможные пути выхода из проблемной ситуации. Здесь также применяется метод моделирования, который является вершиной креативного мышления.

4.Урок – «мозговая атака». Этот метод повышает эффективность решения творческих, особенно изобретательских задач. Такие задачи называют «открытыми», они наиболее эффективно развивают творческое мышление. Данный урок может быть проведен в любой возрастной группе. Все участники разбиваются на две группы. Первая группа «генераторы идей». Они должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы. При этом они не имеют права обсуждать эти варианты. Вторая группа «аналитики». Они получают от первой группы списки вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее верное. Группы аналитиков и генераторов идей формируются по принципу добровольности, проводят первый круг мозговой атаки, затем группы меняются своими функциями и проводят второй круг. Во время мозговой атаки учитель выступает как заказчик и дирижер. Он кратко излагает суть проблемы и правила проведения мозговой атаки (нельзя критиковать мнения и предложения, учитывается не качество, а количество предложений). Такой метод можно применять на уроках обществознания – обсуждая глобальные проблемы человечества, решая проблемы дефицита государственного бюджета, межнациональные конфликты и т.д. Этот метод используется на уроках истории – рассматривая негативные события отечественной истории (восстание декабристов, окончание Крымской войны, разгон Учредительного собрания, начало Второй мировой войны и т.д.)

5.Научное общество учеников (НОУ). Создается из ребят, увлекающихся историей. Разрабатывается программа НОУ, выбирается научный Совет. Изучаются наиболее интересные и менее изученные вопросы истории, готовятся научные конференции, проводится поисково-исследовательская работа. Круг вопросов колеблется от мировой и отечественной истории до краеведения.

ОЦЕНОЧНЫЕ:

1.Урок-суд. В старших классах можно проводить интегрированные уроки истории и обществознания, когда изучается тема «Политические режимы». Теоретический материал по политологии «оживает», подкрепленный историческим материалом «Распространение фашизма в Европе», «Установление тоталитаризма в СССР», «США в первой половине 20 века» и т.д. На таких уроках скупая теория становится более понятной и ученикам проще проследить последствия существования того или иного режима, дать им оценку и, самое главное, сделать выводы и извлечь уроки.

2.Эссе. Использование литературных приемов при изучении истории и обществознания вносит творческий характер в череду дат, событий, явлений. Этот метод оценивания исторических событий и общественных явлений формирует креативное мышление, гражданскую позицию, заставляет задуматься о судьбе Родины и человечества.