Методические рекомендации по проведению практических занятий по ОД.14 Основы проектной деятельности
методическая разработка

Копылова Валерия Игоревна

Методические указания по проведению практических занятий для студентов 1 курса, изучающих дисциплину ОД.14 Основы проектной деятельности.

Практические занятия выполняются студентами в процессе теоретического обучения после изучения соответствующих тем программы с целью практического закрепления знаний.

Методические рекомендации содержат указания по выполнению 16 практических занятий, наименование которых соответствует рабочей программе ОД.14 Основы проектной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od.14_pz_no_1-16.docx81.67 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ИМ. Б.Ф. САФОНОВА»

РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

протокол №_______________ «____»______________20__г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГПОУ ТО «ТЖТ им. Б.Ф.Сафонова»

__________________А.А. Костин

«____»______________20__г.

СОГЛАСОВАНО

на методической комиссии

протокол №________________

«____»______________20__г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по проведению практических занятий

по ОД.14 ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тула 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания по проведению практических занятий для студентов 1 курса, изучающих дисциплину ОД.14 Основы проектной деятельности.

Практические занятия выполняются студентами в процессе теоретического обучения после изучения соответствующих тем программы с целью практического закрепления знаний.

Методические рекомендации содержат указания по выполнению 16 практических занятий, наименование которых соответствует рабочей программе ОД.14 Основы проектной деятельности.

Настоящие методические указания содержат задания, которые позволят студентам овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по разработке учебных проектов, опытом творческой и исследовательской деятельности, и направлены на формирование следующих компетенций:

ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; 

ОК 2 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;

ОК 4 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

ОК 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; 

ОК 6 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; 

ОК 7 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; 

ОК 8 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;

ОК 9 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. 

В результате выполнения практических заданий по ОД.14 Основы проектной деятельности

уметь:

- формулировать тему проектной и исследовательской работы, доказывать её актуальность;

- составлять индивидуальный план  проектной и исследовательской работы;

- выделять объект и предмет      исследования;

- определять цели и задачи проектной  и исследовательской работы;

- работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;

- выбирать и применять на практике методы исследовательской работы, адекватные задачам исследования;

- оформлять теоретические и экспериментальные результаты  исследовательской и проектной работы;

- оформлять результаты проектной и  исследовательской работы;

- работать с различными информационными ресурсами;

- разрабатывать и защищать проекты  различных типологий.

знать:  

- основы методологии проектной и исследовательской деятельности;

- структуру и правила оформления  проектной и исследовательской работы;

- характерные признаки проектных и      исследовательских работ;

- этапы проектирования и научного исследования;

- формы и методы проектирования, учебного и научного исследования;

- требования, предъявляемые к защите проекта, реферата, курсовой и дипломной работы.

Описание каждого практического занятия содержит: тему, цель работы, задания, основной теоретический материал, порядок выполнения работы, формы контроля, требования к выполнению и оформлению заданий. Для получения дополнительной, более подробной информации по изучаемым вопросам, приведено учебно-методическое и информационное обеспечение.

Составитель______________________________________Копылова В.И.

Перечень практических занятий

№ п/п

Тема занятия

Объём часов

1

Практическое занятие №1 «Отличительные особенности учебных проектов»

1

2

Практическое занятие № 2 «Характеристика учебных проектов»

1

3

Практическое занятие № 3 «Составление плана работы»

1

4

Практическое занятие № 4 «Алгоритм работы над формулировкой проблемы»

1

5

Практическое занятие № 5 «Алгоритм формулирования цели и определения проектного продукта»

1

6

Практическое занятие № 6 «Составление плана поиска информации»

1

7

Практическое занятие № 7 «Алгоритм составления плана текста»

1

8

Практическое занятие № 8 «Алгоритм написания тезисов»

1

9

Практическое занятие № 9 «Алгоритм написания рецензии»

1

10

Практическое занятие № 10 «Оформление проекта»

1

11

Практическое задание № 11 «Презентация проекта»

1

12

Практическое занятие № 12 «Критерии оценки за электронную презентацию»

1

13

Практическое занятие № 13  «Алгоритм написания эссе»

1

14

Практическое занятие №14 «Подготовка текста публичного выступления (доклада)»

1

15

Практическое занятие №15 «Алгоритм подготовки к выступлению»

1

16

Практическое занятие №16 «Критерии оценки публичного выступления»

1

ИТОГО

16


Критерии оценивания практических занятий

При оценке освоенных умений при выполнении практических заданий применяется пятибалльная шкала оценивания.

Оценивание практических занятий работ производится в соответствии со следующими нормативными актами:

- Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;

- Положение о планировании, организации и проведении лабораторных работ и практических занятий.


Практическое занятие № 1

Тема: Отличительные особенности учебных проектов

Цель: Практическое изучение видов, структуры и результатов проектов; приобретение навыков работы с учебной литературой

Задание:

1. Ознакомиться с краткими теоретическими сведениями.

2. Выполнить практическое задание.

3. Ответить на контрольные вопросы.

4. Подготовить отчёт по выполненной работе.

Краткие теоретические сведения.

[1] Гл.1 п. 1.2 стр. 12-17

Практическое задание. Заполните таблицу «Отличительные особенности учебных проектов»

Вид проекта

Структура проекта

Результат проекта (конечный продукт)

Исследовательский

Цель проекта - подтверждение или опровержение гипотезы

Творческий

Цель проекта – получение творческого продукта

Информационный

Цель проекта – сбор информации о каком-либо объекте или явлении

Практико-ориентированный

Цель проекта – получение результата, ориентированного на социальные интересы самих участников

Содержание отчета:

1. Тема занятия.

2. Цель занятия.

3. Выполненное задание.

4. Ответы на контрольные вопросы.

5. Вывод.

Рекомендуемая литература:

  1. Кобякова И.А. Основы исследовательской и проектной деятельности : учеб. Пособие / И.А. Кобякова. – Ростов н/Д : Феникс, 2024. – 156 с. : ил.- (Среднее профессиональное образование).

Контрольные вопросы:

  1. В структуре какого вида проекта должна быть сформулирована гипотеза, определен предмет и объект исследования; обозначены методы исследования, а отдельная лава отведена для описания проведенного эксперимента?
  2. Дайте определение следующих понятий «Творческий продукт», «Информационный продукт».
  3. Чем отличается проект творческого типа от самостоятельной творческой работы?
  4. В чем заключаются сходства и отличия проекта информационного типа и реферата?

Практическое занятие № 2

Тема: Характеристика учебных проектов

Цель: Практическое изучение характеристики  учебных проектов; приобретение навыков работы с учебной литературой

Задание:

1. Ознакомиться с краткими теоретическими сведениями.

2. Выполнить практическое задание.

3. Ответить на контрольные вопросы.

4. Подготовить отчёт по выполненной работе.

Краткие теоретические сведения.

[1] Гл.1 п. 1.2 стр. 18-19

Практическое задание. Заполните таблицу «Характеристика учебных проектов»

Вид проекта

Основные отличительные особенности

Преобладающие формы и методы

Исследовательский

Творческий

Информационный

Практико-ориентированный

Содержание отчета:

1. Тема занятия.

2. Цель занятия.

3. Выполненное задание.

4. Вывод.

Рекомендуемая литература:

  1. Кобякова И.А. Основы исследовательской и проектной деятельности : учеб. Пособие / И.А. Кобякова. – Ростов н/Д : Феникс, 2024. – 156 с. : ил.- (Среднее профессиональное образование).

Контрольные вопросы:

  1. Какова основная задача исследовательского проекта?
  2. Какова основная задача творческого проекта?
  3. Какова основная задача информационного проекта?
  4. Какова основная задача практико-ориентированного проекта?

Практическое занятие № 3

Тема: Составление плана работы

Цель: Приобретение практического навыка составления планы работы над учебным проектом; приобретение навыков работы с учебной литературой

Задание:

1. Ознакомиться с краткими теоретическими сведениями.

2. Выполнить практическое задание.

3. Ответить на контрольные вопросы.

4. Подготовить отчёт по выполненной работе.

Краткие теоретические сведения.

[1] Гл.1 п. 1.1 стр. 10-12

Для выполнения учебного проекта необходимо составить план – зафиксированную последовательность действий, направленных на достижение цели (план должен содержать понимание результата).

Например, цель исследовательской работы по биологии: определить соответствие физиологического развития подростков возрастным нормам.

Программа исследования: провести антропометрические измерения, сравнить с возрастными нормами.

План.

  1. Изучить методы антропометрических измерений.
  2. Спросить у школьной медсестры разрешение на пользование ростомером и весами.
  3. Приобрести сантиметровую ленту для измерений.
  4. Измерить рост, вес, окружность грудной клетки у одноклассников.
  5. Найти возрастные показатели нормы.
  6. Сравнить полученные данные с возрастными показателями.
  7. Сделать выводы.
  8. Подготовить презентацию.
  9. Познакомить одноклассников с результатами проведенного исследования.

Приведенный выше пример иллюстрирует, что планирование состоит из нескольких этапов:

  • постановка цели;
  • составление программы действий;
  • выявление необходимых ресурсов и источников;
  • определение исполнителей и знакомство их с планом (при групповом проекте).

У проекта каждый пункт плана может быть мероприятием или акцией.

Мероприятие (принятие мер) – конкретное действие, направленные на решение проблемы здесь и сейчас. Большинство того, что происходит вокруг нас, - это мероприятие (например, артисты играют спектакль, школьники обедают в столовой, коммунальщики ремонтируют трубы).

При составлении плана работы над проектом по теме «Репродуктивное здоровье молодежи» студенты включили такие мероприятия:

  • проведение анкетирования с целью выявления поведенческих факторов риска у обучающихся;
  • проведение круглого стола, обсуждение рекомендаций медицинской сестры поликлиники (медпункта) по коррекции поведенческих факторов риска.

Акция – это мероприятие, в ходе реализации, которого, люди добровольно включаются в определённый процесс или осознают свою причастность к определённой проблеме, какому – то событию (например, вручение георгиевской ленточки перед Днём Победы участникам дорожного движения). Специфика акции – привлечение новых участников, которые раньше не думали и не планировали участвовать в данном мероприятии.

Акции могут иметь различную направленность:

  • исследовательские (проведение опроса разных групп населения);
  • благотворительные (сбор вещей, книг и т. п. для передачи их целевой группе);
  • социально–педагогические (воздействующие на изменение сознания, поведения, отношения определенной категории населения к чему – либо);
  • патриотические (воспитывающие любовь и уважение к Родине, ее истории: прошлому и настоящему);
  • социокультурные (влияющие на уровень культуры, воспитывающие интерес к своей национальной культуре).

Основной принцип при подготовке и проведении акции – это принцип самореализации участников акции.

Практическое задание. Составьте план работы по выбранной теме проекта, пользуясь алгоритмом


Перечень вопросов и ответом по планированию проектной работы

Вопрос обучающемуся

Ответ

Почему выбрана данная тема проекта?

Даётся описание проблемы проекта

Зачем ты будешь делать этот проект?

Формируется цель проекта

Чего ты хочешь добиться в итоге?

Описывается проектный продукт (результат)

Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта?

Описываются задачи

Как будут решаться задачи проекта? Как это делать?

Обозначаются способы проектной работы по каждой задаче

Когда будут выполняться задачи проекта?

Определяются сроки работы по каждой задаче проекта

Содержание отчета:

1. Тема занятия.

2. Цель занятия.

3. Выполненное задание.

4. Вывод.

Рекомендуемая литература:

  1. Кобякова И.А. Основы исследовательской и проектной деятельности : учеб. Пособие / И.А. Кобякова. – Ростов н/Д : Феникс, 2024. – 156 с. : ил.- (Среднее профессиональное образование).

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение понятия «план работы над проектом»
  2. Из каких этапов состоит планирование работы над учебным проектом?
  3. Чем может быть каждый пункт плана у проекта?

Практическое занятие № 4

Тема: Алгоритм работы над формулировкой проблемы

Цель: Приобретение практического навыка формулировки проблемы учебного проекта; приобретение навыков работы с учебной литературой

Задание:

1. Ознакомиться с краткими теоретическими сведениями.

2. Выполнить практическое задание.

3. Ответить на контрольные вопросы.

4. Подготовить отчёт по выполненной работе.

Краткие теоретические сведения.

[1] Гл.2 п. 2.2 стр. 26-29

Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования. Определение проблемы в данной области исследования. Определение проблемы проектной работы – достаточно сложная задача.

В широком понимании проблема означает объективное затруднение, противоречие, которое возникает в науке и практике.

В учебном исследовании (проекте) сущность проблемы составляет противоречие между фактами или отсутствием (недостаток) чего-либо, приводящее к возникновению проблемной ситуации. Если мы можем четко сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования. Возможные грамматические конструкции, позволяющие сформулировать проблему:

«у нас отсутствует… поэтому…»;

«нам не хватает…а…»;

«мы не понимаем…но…»;

«я не умею…поэтому…».

Особенности формулировки проблемы в зависимости от вида учебного проекта:

- в практико-ориентированных проектах проблемой является отсутствие какого-либо материального объекта (помогает определить, что конкретно в дальнейшем мы будем создавать);

- в технических проектах проблемой служит полное или частичное отсутствие описания технологического процесса;

- в исследовательских проектах проблемой значится отсутствие информации, способствующей определению направления дальнейших действий (проблема указывает на неизвестное и побуждает к его познанию); преодоление определенных трудностей в процессе познания новых явлений, объяснения ранее неизвестных фактов.

Формулировка проблемы представляет собой краткое описание предлагаемого проекта.

Алгоритм работы над формулировкой проблемы

№ п/п

Этапы формулировки проблемы

Пример проблемной ситуации (тема проекта: «Охрана репродуктивного здоровья девушек»)

1

Описание желаемой цели (или идеальной ситуации), объяснение, как должно быть

Необходимость проведения пропаганды здорового образа жизни зафиксирована в п.3.15 Постановления Федерального собрания РФ "О приоритетных направлениях здравоохранения в РФ" (23 декабря 2016 года), в п.3.1.2  Приказа 889 от 21 декабря 2018  Стратегия социально - экономического развития Нижегородской области до 2035 года «Расширение вовлеченности населения в мониторинг состояния здоровья, профилактику и поддержания здорового образа жизни».

Необходима большая работа по профилактике различных заболеваний у подрастающего поколения, прежде всего тех, которые оказывают влияние на половую сферу. Посвящение о причинах заболеваний и факторах риска должна начинаться с семьи и продолжаться в учебных заведениях.

2

Описание условий, которые препятствуют достижению цели или реализации в настоящее время цели, состояния или значения описанных на этапе 1. Объяснение, как сложившейся ситуации не соответствует цели или идеалу

Современная молодежь недостаточно информировано о профилактике заболеваний репродуктивной системы, что подтверждается проведенным анкетированием.

Любое нарушение здорового образа жизни в подростковом возрасте является риском для здоровья.  Даже незначительные нарушения в питании, режиме дня, эпизодическое курение, употребление алкоголя оказывает негативное влияние на функциональное состояние организма подростков, а значит, и на репродуктивную систему.

Усугубляют ситуацию отсутствие достоверных источников информации о репродуктивном здоровье, низкий уровень информативности населения в целом, включая родителей и педагогов

3

Определение способа которым предполагается улучшить сложившуюся ситуацию и приблизить ее к цели или идеалу

Формирование мотивации у студентов к здоровому образу жизни для предупреждения репродуктивных нарушений у девушек через проведение бесед или просмотре фильма по данной теме

Практическое задание. Выявите (сформулируйте) в предлагаемом проектом задании проблему (проблемную ситуацию, проблемный вопрос), заполнив таблицу.

Тема проекта:

Дисциплина:

Вопрос для выявления проблемы

Ответ

  1. Что вы читали (слышали, изучали) по этой теме?

  1. О чём (или о ком) вы бы хотели получить более подробную информацию?

  1. Что надо сделать, чтобы решить проблему?

  1. Что нужно организовать в процессе решения проблемы?

  1. Сформулируйте проблему (проблемную ситуацию, проблемный вопрос)

Содержание отчета:

1. Тема занятия.

2. Цель занятия.

3. Выполненное задание.

4. Ответы на контрольные вопросы.

5. Вывод.

Рекомендуемая литература:

  1. Кобякова И.А. Основы исследовательской и проектной деятельности : учеб. Пособие / И.А. Кобякова. – Ростов н/Д : Феникс, 2024. – 156 с. : ил.- (Среднее профессиональное образование).

Контрольные вопросы:

  1. В чем заключаются особенности формулировки проблемы в зависимости от вида проекта?
  2. Что собой представляет формулировка проблемы?
  3. Перечислите грамматические конструкции, позволяющие сформулировать проблему.

Практическое занятие № 5

Тема: Алгоритм формулирования цели и определения проектного продукта

Цель: Приобретение практического навыка формулировки цели и задач учебного проекта; определение проектного продукта учебного проекта; приобретение навыков работы с учебной литературой

Задание:

1. Ознакомиться с краткими теоретическими сведениями.

2. Выполнить практическое задание.

3. Ответить на контрольные вопросы.

4. Подготовить отчёт по выполненной работе.

Краткие теоретические сведения.

[1] Гл.2 п. 2.2 стр. 30-31

Постановка цели

Цель – это общая формулировка конечного результата, который предполагается получить при выполнении проекта. В проектной работе может быть только одна цель (в соответствии с названием работы).

Можно поставить целью: выявить, установить, обосновать, уточнить, нарисовать, сочинить, разработать, определить, изучить, получить данные, выяснить почему, ответить на вопрос, доказать что-то.

Целью не может быть действие!

Например, целью не может быть проведение (организация) обучения для молодежи. Целью является повышение уровня образования молодежи и развитие каких-либо навыков. Обучение в данном случае – это действие, т.е. мероприятие для достижения цели.

Алгоритм формулирования цели и определения проектного продукта

Проблема

Вид учебного проекта

Цель учебного проекта

Результат (продукт) проекта

Воспроизвести сформулированную проблему как отсутствие или недостаток чего-либо, расхождение между фактами, приводящее к проблемной ситуации

Выбрать вид проекта

  1. Выбрать конкретное действие, которое приведет к конечному результату
  2. Зафиксировать формулировку цели как способа решения проблемы, отвечая на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы решить проблему?»
  1. Определить возможные варианты конечного результата (продукта), решающие проблему.
  2. Выбрать один из нескольких вариантов и сформулировать конечных результат (продукт)

После того как определились с целью работы формулируют задачи. Задачи - это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют её. Задачи должны быть взаимосвязаны и отражать общий путь достижения цели. Задач всегда несколько. Отдельно определяют задачи для теоретической части, отдельно - для экспериментальной. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решение в дальнейшем составит содержание глав.

Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Задачу лучше всего формулировать в виде утверждение того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.

Примеры формулировки задачи:

Изучить литературу по теме …

Выяснить значение терминов …

Найти примеры … в … / собрать материал…/ изучить состав…/ измерить уровень

Провести опрос / эксперимент / наблюдение…

Практическое задание. Сформулируйте цель и задачи учебного проекта,  определите вид учебного проекта по выданной теме

Тема проекта:

Дисциплина:

Алгоритм формулирования цели и определения проектного продукта

Ответ

Проблема

Вид учебного проекта

Цель учебного проекта

Результат (продукт) проекта

Задачи учебного проекта:

1.

2.

Содержание отчета:

1. Тема занятия.

2. Цель занятия.

3. Выполненное задание.

4. Ответы на контрольные вопросы.

5. Вывод.

Рекомендуемая литература:

  1. Кобякова И.А. Основы исследовательской и проектной деятельности : учеб. Пособие / И.А. Кобякова. – Ростов н/Д : Феникс, 2024. – 156 с. : ил.- (Среднее профессиональное образование).

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение понятия «Цель проекта».
  2. Что можно поставить целью проекта?
  3. Что не может быть целью проекта?

Практическое занятие № 6

Тема: Составление плана поиска информации

Цель: Приобретение практического навыка составления плана поиска информации; приобретение навыков работы с учебной литературой

Задание:

1. Ознакомиться с краткими теоретическими сведениями.

2. Выполнить практическое задание.

3. Подготовить отчёт по выполненной работе.

4. Ответить на контрольные вопросы.

Краткие теоретические сведения.

[1] Гл.2 п. 2.2 стр. 25-38

Практическое задание. Составьте план поиска информации по выданной теме проекта, заполнив таблицу

Тема проекта:

Дисциплина:

Вопросы для плана по поиску информации

Пункты плана

Какая информация необходима для решения поставленной задачи?

Где можно найти необходимую информацию?

Кто может помочь в поиске информации?

В какие организации можно обратиться за консультацией?

Какие конкретно сведения вы там запросите?

Какие документы могут содержать нужную вам информацию?

Установите связь (если она есть) между собранными данными

Содержание отчета:

1. Тема занятия.

2. Цель занятия.

3. Выполненное задание.

4. Вывод.

Рекомендуемая литература:

  1. Кобякова И.А. Основы исследовательской и проектной деятельности : учеб. Пособие / И.А. Кобякова. – Ростов н/Д : Феникс, 2024. – 156 с. : ил.- (Среднее профессиональное образование).

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение понятия «Источники».
  2. Дайте определение понятия «Литература».

Практическое занятие № 7

Тема: Алгоритм составления плана текста

Цель: Приобретение практического навыка составления плана текста; приобретение навыков работы с учебной литературой

Задание:

1. Ознакомиться с краткими теоретическими сведениями.

2. Выполнить практическое задание.

3. Подготовить отчёт по выполненной работе.

4. Ответить на контрольные вопросы.

Краткие теоретические сведения.

[1] Гл.5 п. 5.1 стр. 70-72

Практическое задание. Прочитайте статью в журнале и составьте назывной план текста прочитанной статьи, пользуясь алгоритмом. Оформите библиографическую ссылку на статью.

Алгоритм составления плана текста:

  1. Подобрать статью из периодической печати и прочесть, вникая в ее смысл
  2. При повторном чтении определить и отметить в тексте смысловые границы, т.е. те места, где кончается одна мысль и начинается другая.
  3. В каждом выделенном фрагменте найти основную мысль, сформулировав её одним предложением.
  4. Записать это предложение, которое и будет пунктом плана.
  5. Посмотрите текст еще раз, чтобы убедиться, не пропущены ли важные мысли, логические связи.

Содержание отчета:

1. Тема занятия.

2. Цель занятия.

3. Выполненное задание.

4. Вывод.

Рекомендуемая литература:

  1. Кобякова И.А. Основы исследовательской и проектной деятельности : учеб. Пособие / И.А. Кобякова. – Ростов н/Д : Феникс, 2024. – 156 с. : ил.- (Среднее профессиональное образование).

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение понятия «План текста».
  2. Перечислите типы планов текста.
  3. Окажите особенности каждого типа плана.

Практическое занятие № 8

Тема: Алгоритм написания тезисов

Цель: Приобретение практического навыка написания тезисов; приобретение навыков работы с учебной литературой

Задание:

1. Ознакомиться с краткими теоретическими сведениями.

2. Выполнить практическое задание.

3. Подготовить отчёт по выполненной работе.

4. Ответить на контрольные вопросы.

Краткие теоретические сведения.

[1] Гл.5 п. 5.2 стр. 72-73

Практическое задание. Прочитайте статью в журнале или газете, выпишите тезисы, пользуясь алгоритмом.

Алгоритм написания тезисов:

  1. Разбить текст на смысловые блоки и выделить те из них, которые несут основную смысловую нагрузку. Составьте назывной план.
  2. Прочитать фрагмент текста, который имеет свой подзаголовок – пункт плана, и уяснить его суть (сформулировать, о чем говорится в этой части текста).
  3. Уяснив суть текста, сформулировать отдельные положения.
  4. Эти положения записать. Они и являются тезисами.
  5. Такую работу проделать со всеми фрагментами текста.

Содержание отчета:

1. Тема занятия.

2. Цель занятия.

3. Выполненное задание.

4. Вывод.

Рекомендуемая литература:

  1. Кобякова И.А. Основы исследовательской и проектной деятельности : учеб. Пособие / И.А. Кобякова. – Ростов н/Д : Феникс, 2024. – 156 с. : ил.- (Среднее профессиональное образование).

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение понятия «Тезис».
  2. Перечислите виды тезисов.
  3. Укажите отличия тезисов от плана.

Практическое занятие № 9

Тема: Алгоритм написания рецензии

Цель: Приобретение практического навыка написания рецензии; приобретение навыков работы с учебной литературой

Задание:

1. Ознакомиться с краткими теоретическими сведениями.

2. Выполнить практическое задание.

3. Подготовить отчёт по выполненной работе.

4. Ответить на контрольные вопросы.

Краткие теоретические сведения.

[1] Гл.5 п. 5.5 стр. 77-80

Практическое задание. Прочитайте статью в журнале или газете по теме своего проекта и напишите рецензию, пользуясь алгоритмом

Алгоритм написания рецензии

  1. Указать вид работы (аннотация).
  2. Указать объект анализа: автор, статья (название) в журнале (название).
  3. Раскрыть актуальность темы с помощью предложения «Актуальность темы обусловлена…» и т.д.
  4. Описать краткое содержание.

Например: «В начале работы (статьи, монографии, дипломной работы…) автор указывает, что…»;

«Автор анализирует имеющуюся литературу по этой проблеме…»;

  1. Сформулировать основной тезис.

Тезис формируется с использованием следующих выражений:

«Центральным вопросом работы является вопрос о…»;

«В статье на первый план выдвигается вопрос о…».

  1. Дать оценку прочитанному тексту.

Положительная оценка анализируемого произведения может быть дана с помощью фраз и выражений:

«Безусловным (очевидным, главным) достоинством работы является актуальность поднятых в ней проблем»;

«Работа ценна тем, что в ней по-новому осмыслена теория…»;

Неоднозначная оценка анализируемого произведения может быть дана с помощью фраз и выражений:

«Излагая аргументацию автора, необходимо отметить ряд спорных моментов»;

«Однако эта интересная мысль не подкрепляется фактами, что делает в данным случае рассуждения автора декларативными, но в целом работа заслуживает положительной оценки»;

«Справедливо указывая на … автор ошибочно полагает, что…»;

«В подтверждение этого тезиса автор приводит ряд аргументов, которые не всегда представляются убедительными…»;

«Несмотря на несогласие с рядом положений данной работы, нельзя недооценивать ее значение и актуальность для…»;

«Замеченные недостатки носят локальный характер и не влияют на конечные результаты работы…»;

«Отмеченные недочеты не снижают высокого уровня работы в целом…».

  1. Указать выявленные недостатки (недочеты).
  2. Сформулировать выводы.
  3. Подписать выполненную работу (фамилия, имя, группа).

Содержание отчета:

1. Тема занятия.

2. Цель занятия.

3. Выполненное задание.

4. Вывод.

Рекомендуемая литература:

  1. Кобякова И.А. Основы исследовательской и проектной деятельности : учеб. Пособие / И.А. Кобякова. – Ростов н/Д : Феникс, 2024. – 156 с. : ил.- (Среднее профессиональное образование).

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение понятия «Рецензия».
  2. Перечислите виды рецензий.
  3. Что нужно, чтобы оценивать текст, т.е. рецензировать его?

Практическое занятие № 10

Тема: Оформление проекта

Цель: Приобретение практического навыка оформления проекта в соответствии с требованиями ГОСТ; приобретение навыков работы с учебной литературой

Задание:

1. Ознакомиться с краткими теоретическими сведениями.

2. Выполнить практическое задание.

3. Подготовить отчёт по выполненной работе.

4. Ответить на контрольные вопросы.

Краткие теоретические сведения.

[1] Гл.6 п. 6.1-6.6 стр. 85-89

Практическое задание. Ознакомиться с требованиями ГОСТ по оформлению проектов. Оформить проект в соответствии с требованиями ГОСТ.

Содержание отчета:

1. Тема занятия.

2. Цель занятия.

3. Выполненное задание.

4. Вывод.

Рекомендуемая литература:

  1. Кобякова И.А. Основы исследовательской и проектной деятельности : учеб. Пособие / И.А. Кобякова. – Ростов н/Д : Феникс, 2024. – 156 с. : ил.- (Среднее профессиональное образование).

Контрольные вопросы:

  1. Перечислите ГОСТы, регламентирующие процесс написания и оформления проекта.
  2. Перечислите основные требования ГОСТа оформления текстовой части проекта.
  3. Перечислите основные требования оформления заголовка, оглавления, рисунков, таблиц и списка литературы.

Практическое занятие № 11

Тема: Презентация проекта

Цель: Приобретение практического навыка подготовки электронной презентации; приобретение навыков работы с учебной литературой

Задание:

1. Ознакомиться с краткими теоретическими сведениями.

2. Выполнить практическое задание.

3. Подготовить отчёт по выполненной работе.

4. Ответить на контрольные вопросы.

Краткие теоретические сведения.

[1] Гл.7 п. 7.2 стр. 91-94

Практическое задание. Составьте структуру презентации проекта. Подготовьте электронную презентацию по теме своего проекта в соответствии с подготовленной структурой.

Содержание отчета:

1. Тема занятия.

2. Цель занятия.

3. Выполненное задание.

4. Ответы на контрольные вопросы.

5. Вывод.

Рекомендуемая литература:

  1. Кобякова И.А. Основы исследовательской и проектной деятельности : учеб. Пособие / И.А. Кобякова. – Ростов н/Д : Феникс, 2024. – 156 с. : ил.- (Среднее профессиональное образование).

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение понятия «Презентация».
  2. Укажите цель презентации.
  3. В каких формах можно проводить презентацию проекта?
  4. Перечислите основные правила оформления электронной презентации учебного проекта.

Практическое занятие № 12

Тема: Критерии оценки за электронную презентацию

Цель: Приобретение практического навыка оценки электронной презентации; приобретение навыков работы с учебной литературой

Задание:

1. Ознакомиться с краткими теоретическими сведениями.

2. Выполнить практическое задание.

3. Подготовить отчёт по выполненной работе.

4. Ответить на контрольные вопросы.

Краткие теоретические сведения.

[1] Гл.7 п. 7.2 стр. 95

Практическое задание. Изучите критерии оценки за электронную презентацию. Дайте объективную оценку своей электронной презентации в соответствии с критериями оценки, указав какие требования соблюдены, а какие нет.

Критерии оценки за электронную презентацию

Показатели (признаки, по которым производится оценка)

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

Структура электронной презентации

Соблюдена полностью

Частично нарушена

Не соблюдена

Эстетичность электронной презентации

Оформлена в едином стиле, наглядный материал усиливает эффект

Используется более 3 цветов, нет единообразия

Используется более 3 цветов, нет единообразия. Белый шрифт на черном фоне

Дизайн электронной презентации: наличие заголовков у слайдов; использование прописных букв в основном тексте; размер шрифта для заголовка 24-35, для обычного текста 24-28, для дополнения и примечания 20-24; сопровождение иллюстраций кратким текстом

Дизайн соответствует требованиям

Незначительные нарушения дизайна

Нарушены требования к дизайну

Содержание отчета:

1. Тема занятия.

2. Цель занятия.

3. Выполненное задание.

4. Вывод.

Рекомендуемая литература:

  1. Кобякова И.А. Основы исследовательской и проектной деятельности : учеб. Пособие / И.А. Кобякова. – Ростов н/Д : Феникс, 2024. – 156 с. : ил.- (Среднее профессиональное образование).

Контрольные вопросы:

  1. Какие критерии используются для оценки электронной презентации?
  2. Перечислите показатели оценок оценки электронной презентации.

Практическое занятие № 13

Тема: Алгоритм написания эссе

Цель: Приобретение практического навыка написания эссе; приобретение навыков работы с учебной литературой

Задание:

1. Ознакомиться с краткими теоретическими сведениями.

2. Выполнить практическое задание.

3. Подготовить отчёт по выполненной работе.

4. Ответить на контрольные вопросы.

Краткие теоретические сведения.

[1] Гл.7 п. 7.3 стр. 96-98

Этапы процесса создания эссе по теме проекта

Процесс создания эссе состоит из следующих этапов:

  • понимание задания;
  • определение темы;
  • сбор информации, выработка главного утверждения;
  • подбор и оформление необходимого материала. На этом этапе кроме изучения материала по разрабатываемой проблеме подбирается тип эссе, который по жанру более всего отвечает целям и задачам проекта;
  • в соответствии с выбранным типом подбирается необходимый текстовый материал. При выборе текстового материала следует обратить внимание на следующее:
  • Какой текстовый материал наиболее интересен?
  • Кому адресован подобранный материал?
  • Какие важные аспекты проблемы рассматриваются в эссе?

Оформляется эссе текстовым файлом в свободной форме объемом не более 5 страниц формата А4.

Типы эссе

Повествование связывает события в определенной последовательности, чаще всего хронологической. Центральную роль в повествовании играют действия и конфликт. Повествование обычно излагается от первого или третьего лица. Повествование создается вокруг ключевых событий и часто включает диалог, который одушевляет действия и помогает вовлечь читателя в рассказ.

Описание помогает передать чувственные впечатления: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. Общее настроение эссе создается с помощью господствующего впечатления. Для создания описания необходимо отобрать и разместить детали с помощью пространственной или (реже) хронологической организации.

Описание процесса — разновидность описания, которое используется для того, чтобы объяснить читателям, как нечто делается или происходит.

Иллюстрация служит для прояснения идей (общих утверждений) с помощью примеров (иллюстраций). При выборе примеров нужно убедиться, что они на самом деле поддерживают идею и их достаточно для данной цели.

Причина и следствие составляют категорию причинности. Эссе, в которых используется причинность, анализирует причины — доводы, почему имеют место те или иные действия и условия, и следствия — результаты этих действий и условий. Причинный анализ может быть организован по одной из следующих моделей: одна причина — несколько следствий, несколько причин — одно следствие, причинная цепочка, несколько причин — несколько следствий.

Определение. Цель эссе-определения — прояснить значение слов или понятий. Определения бывают трех видов:

  • определения с помощью синонимов;
  • сущностные определения, которые называют определяемый предмет, помещают его в более широкую категорию и отличают его от других предметов в данной категории;
  • развернутые определения, которые представляют собой комбинацию других форм эссе (повествование, описание, и др.).

Аргументация. Аргументационное эссе, опираясь на логически выстроенные факты, стремится убедить читателя согласиться с некоторым мнением, выполнить некоторое действие или сделать то и другое. Данная цель выполняется благодаря воздействию, опирающемуся на непреложные истины, мнения авторитетов, первичные источники информации, статистические данные

Основная часть аргументационного эссе обычно включает несколько подпунктов, каждый из которых состоит из трех разделов:

  • тезис (доказываемое суждение);
  • обоснование (аргументы, используемые для доказательства тезиса). Аргументы — это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др.
  • Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность;
  • подвывод (частичный ответ на главный вопрос).

Практическое задание. Подготовьте информацию об интересующей вас теме (тема учебного проекта) и напишите эссе, пользуясь алгоритмом:

1. Провести анализ актуального положения дел в выбранной области.

2. Выделить актуальные вопросы, задачи.

3. Осуществить анализ мер, предпринимаемых государством, учреждениями, частными лицами для решения актуальных задач в выбранной области.

4. Изложить собственный подход (идею).

5. Продумать необходимые ресурсы для воплощения данного подхода.

6. Составить план мероприятий по воплощению идеи.

7. Разработать практические рекомендации.

8. Продумать плюсы и минусы предложенной идеи.

Критерии оценки эссе

Оценка «отлично»:

  1. Художественная выразительность, яркость, образность изложения.
  2. Соблюдение структуры эссе.
  3. Наличие аргументов.
  4. Наличие цитат, или разных точек зрения по рассматриваемой проблеме, или истории вопроса.
  5. Наличие логического вывода.

Оценка «хорошо»: отражено 4 критерия из 5.

Оценка «удовлетворительно»: отражено 3 критерия из 5.

Оценка «неудовлетворительно»: отражено 2 и менее  критериев из 5; либо задание не выполнено.

Содержание отчета:

1. Тема занятия.

2. Цель занятия.

3. Выполненное задание.

4. Ответы на контрольные вопросы.

5. Вывод.

Рекомендуемая литература:

  1. Кобякова И.А. Основы исследовательской и проектной деятельности : учеб. Пособие / И.А. Кобякова. – Ростов н/Д : Феникс, 2024. – 156 с. : ил.- (Среднее профессиональное образование).

Контрольные вопросы:

  1. Перечислите отличия эссе от сочинения.
  2. Что отличает хорошее эссе?
  3. Из каких элементов состоит структура эссе? В чем особенность схемы эссе «тезис-аргумент-вывод»?

Практическое занятие № 14

Тема: Подготовка текста публичного выступления (доклада)

Цель: Приобретение практического навыка подготовки текста публичного выступления (доклада); приобретение навыков работы с учебной литературой

Задание:

1. Ознакомиться с краткими теоретическими сведениями.

2. Выполнить практическое задание.

3. Подготовить отчёт по выполненной работе.

4. Ответить на контрольные вопросы.

Краткие теоретические сведения.

[1] Гл.12 п. 12.1-12.2 стр. 136-138

Практическое задание. Составьте текст публичного выступления (речь по специальному поводу). Постарайтесь не употреблять «дежурные» фразы. Помните, что у каждого вида речи своя цель.

Содержание отчета:

1. Тема занятия.

2. Цель занятия.

3. Выполненное задание.

4. Ответы на контрольные вопросы.

5. Вывод.

Рекомендуемая литература:

  1. Кобякова И.А. Основы исследовательской и проектной деятельности : учеб. Пособие / И.А. Кобякова. – Ростов н/Д : Феникс, 2024. – 156 с. : ил.- (Среднее профессиональное образование).

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение понятия «Публичное выступление».
  2. Перечислите виды публичных выступлений и их цели.
  3. Какие аспекты включает в себя процесс приобретения навыка публичного выступления?

Практическое занятие № 15

Тема: Алгоритм подготовки к выступлению

Цель: Приобретение практического навыка подготовки к выступлению; приобретение навыков работы с учебной литературой

Задание:

1. Ознакомиться с краткими теоретическими сведениями.

2. Выполнить практическое задание.

3. Подготовить отчёт по выполненной работе.

4. Ответить на контрольные вопросы.

Краткие теоретические сведения.

[1] Гл.12 п. 12.3-12.5 стр. 139-142

Практическое задание. Составьте публичную речь по теме своего проекта, пользуясь алгоритмом. Проведите репетицию выступления. Выступите с подготовленной речью перед студентами своей группы.

Публичная речь

Тема (о чем говорю?)

Цель (зачем говорю?)

Слушатели (для кого говорю?)

Содержание отчета:

1. Тема занятия.

2. Цель занятия.

3. Выполненное задание.

4. Вывод.

Рекомендуемая литература:

  1. Кобякова И.А. Основы исследовательской и проектной деятельности : учеб. Пособие / И.А. Кобякова. – Ростов н/Д : Феникс, 2024. – 156 с. : ил.- (Среднее профессиональное образование).

Контрольные вопросы:

  1. Приведите несколько рекомендаций для студентов по подготовке публичного выступления.
  2. Как преодолеть страх публичного выступления?
  3. Зачем нужно обязательно провести репетицию публичного выступления?

Практическое занятие № 16

Тема: Критерии оценки публичного выступления

Цель: Приобретение практического навыка оценки публичного выступления; приобретение навыков работы с учебной литературой

Задание:

1. Ознакомиться с краткими теоретическими сведениями.

2. Выполнить практическое задание.

3. Подготовить отчёт по выполненной работе.

4. Ответить на контрольные вопросы.

Краткие теоретические сведения.

[1] Гл.12 стр. 142-143

№ п/п

Критерий оценки публичного выступления

Положительный показатель

Отрицательный показатель

1

Выступление

Присутствует, грамотно сформулирована актуальность

Отсутствует или затянуто

2

Заключение

Присутствует, грамотно сформулированы выводы

Отсутствует или затянуто

3

Культура речи

Отчетливое, ясное, четкое произношение звуков, слогов и слов. Ударение в словах правильное

Нечеткое произношение. Ошибки в постановке ударения

4

Эмоциональность речи

Речь эмоционально окрашена

Речь монотонна

5

Качество выступления

Четкость, ясность формулировок

Встречаются туманные, двусмысленные формулировки, сложные термины

6

Владение содержанием презентации

Свободное владение содержанием презентации. Презентация акцентирует внимание на основных аспектах проекта (исследования)

Среднее (слабое) владение содержанием презентации.

Текст электронной презентации читается

7

Ответы на вопросы

Ответы аргументированы и адекватны заданными вопросами. Соблюден регламент

Аргументированности ответа недостаточно.

Затрудняется с ответом. Не соблюден регламент.


Практическое задание. Выслушайте публичные выступления одногруппников и проведите оценку его выступления на основании приведенных критериев. Оформите результаты в табличной форме, где «+» - критерий соблюден; «-» - критерий не соблюден.

ФИО выступающего:

Тема проекта:

Критерий оценки публичного выступления

Положительный показатель

Отрицательный показатель

Выступление

Заключение

Культура речи

Эмоциональность речи

Качество выступления

Владение содержанием презентации

Ответы на вопросы

Содержание отчета:

1. Тема занятия.

2. Цель занятия.

3. Выполненное задание.

4. Вывод.

Рекомендуемая литература:

  1. Кобякова И.А. Основы исследовательской и проектной деятельности : учеб. Пособие / И.А. Кобякова. – Ростов н/Д : Феникс, 2024. – 156 с. : ил.- (Среднее профессиональное образование).

Контрольные вопросы:

  1. Какие критерии используются при оценке публичного выступления?
  2. Что относится  к положительным показателям публичного выступления?
  3. Что относится  к отрицательным показателям публичного выступления?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению практического занятия по теме: "Вычисление неопределенных интегралов методом введения"

Пособие предназначено для проведения практического занятия, где разобраны примеры по теме и предложен тренажер для закрепления....

Методические рекомендации для проведения практических занятий по дисциплине "Метрология и стандартизация"

Методические указания к выполнению практических занятий являются частью учебно-методического комплекса для освоения дисциплины «Метрология и стандартизация»Приведены рекомендации по выполнению практич...

Методические рекомендации для проведения практических занятий по дисциплине «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

методическое пособие предназначено для использования преподавателями при проведении практических занятий по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по учебной дисциплине ОГСЭ.04 Иностранный язык в профессиональной деятельности для специальности СПО 43.02.12 «Технология эстетических услуг»

Методические рекомендации по выполнению практических занятий разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 43.0...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по учебной дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности для специальности СПО 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело»

Методические рекомендации по выполнению практических занятий разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 43.0...

Методические рекомендации по проведению практических занятий по учебной дисциплине ОГСЭ. 04 «Иностранный язык в профессиональной деятельности» по специальности СПО 43.02.12. "Технология эстетических услуг"

Методические рекомендации по проведению практических занятий предназначены для обучающихся образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 43. 02. 12. «Техн...

Методические рекомендации по проведению практических занятий по учебной дисциплине ОГСЭ. 04 «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК в профессиональной деятельности»

Методические рекомендации по выполнению практических занятий разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОГСЭ. 04 «Иностранный язык в профессиональной деятельности»,...