Методическое пособие "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВОГО СТОРИТЕЛЛИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"
учебно-методическое пособие

Татьяна Александровна Пестрякова

 «Сторителлинг» – это процесс представления информации посредством интересных и запоминающихся рассказов. Этот подход целесообразен при передаче знаний в процессе обучения.  «Сторителлинг» может использоваться в сопровождении видеороликов, презентации, пояснений, убеждений. Чтобы правильно понять новую тему, она должна быть как минимум хорошо и логично структурирована, а как максимум — эффектно подана. И первым, и вторым занимается «сторителлинг».

«Сторителлинг» пришел со значительным опозданием — до сих пор это направление остается малоизвестным. Впрочем, подвижки есть: в 2011 году в России прошел первый международный фестиваль сторителлинга «Digital Storytelling: Праздник историй».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okonch_rabotatechnology.docx745.69 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШАРЬИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ»

Номинация «Методическое пособие для педагога по использованию

образовательных технологий в обучении, воспитательных технологий в

образовательном процессе»

 

Методическое пособие

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВОГО СТОРИТЕЛЛИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Автор/составитель: Пестрякова Татьяна Александровна, преподаватель информатики высшей квалификационной категории, ОГБПОУ «Шарьинский педагогический колледж Костромской области»

                

Шарья, 2025 г.


Оглавление

Введение ………………………………………………………………..............

4

РАЗДЕЛ 1. НАУЧНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИ «СТОРИТЕЛЛИНГ»

1.1 Сущность и понятие «сторителлинг» …………………………………….

5

1.2 Цели технологии «сторителлинг» ………………………………………...

6

1.3 Типы технологии «сторителлинг» ………………………………………..

6

1.4 Принципы технологии «сторителлинг» ………………………………….

7

1.5 Преимущества технологии «сторителлинг» …………………………………

8

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИИИ «СТОРИТЕЛЛИНГ» 

2.1 Техники «сторителлинг» ………………………………………………..……..

8

2.2 Правила «сторителлинг» ………...…………………………………………..

9

2.3 Структура историй, применительно к технологии «сторителлинг»...…….

10

2.4 Рекомендации к созданию хороших историй………………………………

12

РАЗДЕЛ 3. ЦИФРОВОЙ СТОРИТЕЛЛИНГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

3.1 Использование технологии «сторителлинг» в образовательном процессе……………………………………………………………………………

13

3.2 Опыт применения цифрового сторителлинга на уроках информатики…………………………………………………………………...

16

Заключение………………………………………………………………………Список использованных источников литературы……………………………

23

24

Приложение…………………………………………………………………………

25

Введение

 «Сторителлинг» – это процесс представления информации посредством интересных и запоминающихся рассказов. Этот подход целесообразен при передаче знаний в процессе обучения.  «Сторителлинг» может использоваться в сопровождении видеороликов, презентации, пояснений, убеждений. Чтобы правильно понять новую тему, она должна быть как минимум хорошо и логично структурирована, а как максимум — эффектно подана. И первым, и вторым занимается «сторителлинг».

«Сторителлинг» пришел со значительным опозданием — до сих пор это направление остается малоизвестным. Впрочем, подвижки есть: в 2011 году в России прошел первый международный фестиваль сторителлинга «Digital Storytelling: Праздник историй».

В чем секрет сторителлинга?

Дело в том, что настоящая история из жизни вызывает эмоции. А то, что связано с эмоциями, человек запоминает гораздо лучше, чем факты (даже самые необычные) и цифры (даже самые внушительные). Рассказ остается в памяти без каких-либо усилий с нашей стороны. Он побуждает нас размышлять: что было бы, если бы герой поступил иначе, если он смог – значит, и я смогу. К тому же жизненная история вызывает доверие и находит отклик в душе. Например, студент скорее захочет быть похожим на героя из фильма, чем следовать строгим указаниям: «Будь хорошим, добрым, успешным, положительным!»

Технология обучения «сторителлинг» представляет большой интерес для педагогов по всему миру, поскольку объяснение материала в виде рассказывания историй развивает фантазию, логику и повышает уровень обучения. Истории позволяют рассказать о том, как принимаются решения и строятся отношения. Через обмен историями, выстраивая эмоциональные связи, студенты и преподаватели создают правильные и более качественные взаимоотношения.

4

РАЗДЕЛ 1. НАУЧНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИ «СТОРИТЕЛЛИНГ»

Индейцы говорят:

 «Кто рассказывает истории, тот управляет миром»

1.1 Сущность и понятие «сторителлинг»

Многим знакома ситуация, когда сложно сделать правильный выбор в процессе принятия ответственного решения.

В поисках ответа мы обращаемся к книгам или штудируем интернет. Но в результате огромное количество переработанной информации не разрешает проблемы. И внезапно в поле нашего внимания попадает история, которая позволяет достаточно просто решить проблему. Это может быть обыкновенный анекдот, жизненная история или точно подмеченная фраза. Подобные метафоры способны глубоко проникать в наше подсознание. В результате правильный ответ к нам приходит сам собой.

В древние времена подобные истории назывались сказительством. Наши предки придумывали рассказы, основой для которых были вполне реальные факты. При этом историям придавался мистический характер. В результате на свет появлялась сказка. Сегодня же подобное искусство носит название «сторителлинг».

Отвечая на вопрос, что такое «сторителлинг», стоит сказать, что он представляет собой целое искусство, которое сочетает в себе психологические и управленческие моменты. Он дает возможность донести до нужного человека некоторую историю, которая будет мотивировать его к действию. Правильно рассказанная история дает возможность воздействовать на человека и его поступки. Корректное применение этого инструмента поможет повлиять на конкретную личность и мотивировать ее на какие-то действия. Данный навык можно использовать и в образовательном процессе, и в повседневной жизни.

 «Сторителлинг» (англ. storytelling), или рассказывания историй, был изобретён и успешно опробован на личном опыте Дэвидом Армстронгом, главой международной компании Armstrong International. Разрабатывая свой метод, Дэвид Армстронг учел известный психологический фактор: истории более выразительны, увлекательны, интересны и легче ассоциируются с личным опытом. Они лучше запоминаются, им придают больше значения и их влияние на поведение людей сильнее.

1.2 Цели технологии «сторителлинг»

  • Главная задача «сторителлинг» — захватить внимание с первой секунды и держать его на протяжении всей истории.
  • «Сторителлинг» создает понятную взаимосвязь между прошлым, настоящим и будущим.
  • Представляет ясную картину, кто создал конкретные правила и с какой целью.
  • Способствует качественным взаимоотношениям.
  • Способствует мотивации.
  • Развивает интерес к познанию истории, как к «главной движущей силе познавательной деятельности».

1.3  

Типы технологии «сторителлинг»        

Таблица 1. Типы технологии «сторителлинг»        

1

«Сторителлинг» на основе реальных ситуаций: в качестве примера используются ситуации, которые необходимо разрешить. «сторителлинг» на основе реальных ситуаций используется в случаях, когда понимание проблемы важнее, чем правильное решение. Необходимо учить студентов, как вести себя в определенных ситуациях или как применять навыки и знания, а не заучивать факты. Этот метод является отличным инструментом сплочения коллектива, поскольку его можно применять для групповых обсуждений и обмена мнениями.

 2

«Сторителлинг» на основе повествования: вымышленный или реальный рассказчик предоставляет требующуюся для обучения информацию. Данный метод используется для повышения интереса студента к теме.

3

«Сторителлинг» на основе сценария: студент становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Метод хорошо подходит для нечасто случающихся или небезопасных ситуаций, или студенты применяли ранее приобретенные знания и опыт. Использование сценариев добавляет смысла знаниям студентам и помогает применять их в реальном мире.

4

«Сторителлинг» на основе проблемных ситуаций: способ научить решать проблемы с наилучшими результатами. Данный метод помогает развить навыки решения проблемных ситуаций и применять знания на практике. Методики на основе проблемных ситуаций, равно как и сценариев, применяются широко. Более того, развитие технологий ведет к растущей популярности историй, которые рассказываются с применением различных аудиовизуальных материалов, таких как запись голоса, изображения, анимация, и видео – так называемый цифровой «Сторителлинг».

5

Цифровой «сторителлинг» часто используется для передачи личного опыта, создания виртуальных туров, презентаций или проведения дебатов.

 

Использование рассказов до видеоисторий в любом виде сторителлинга, приобретает особую важность.

  • Студенты начинают говорить именно об историях, а не о материале урока. Обучающиеся не отвлекаются, они думают, в первую очередь, о самой истории.
  •  Дает студентам создавать цепочку эпизодов, где одно событие просто следует за другим, и внутренний ритм полностью отсутствует.  
  •  Дает возможность преподавателям в начале процесса общаться со студентами на человеческом уровне, без привлечения сложных технологий. Именно в этот момент преподаватели могут повлиять на конечный результат.
  • Студенты способны осознать качество и ценность историй.

Обычно истории в цифровой среде очень коротки (от двух до четырех минут).  

1.4 Принципы технологии «сторителлинг»

Таблица 2. Принципы технологии «сторителлинг»

Принцип

Содержание принципа

1.

Убедительность

Тот, кто рассказывает историю, должен делать это убедительно.

2.

Детальность  

Использование деталей в общении позволяет ярче передать   эмоции.  

3.

Драматичность

Следует выбирать темы для истории, в которых есть хотя бы маленькая драма.

4.

Динамичность

В    процессе рассказа истории, необходимо делать     регулярные эмоциональные   переходы.

5.

Выразительность

Следует использовать в общении жесты, мимику и интонацию.

6.

Ненавязчивость

«Сторителлинг» должен быть максимально ненавязчивым. Не следует рассказывать одну и туже историю несколько раз.

7.

    Постоянная практика

Рекомендуется   рассказывать   истории не только тогда, когда трудно удержать внимание, но и для развития познавательной деятельности.

1.5 Преимущества технологии «сторителлинг»

  1. storytelling — мощная технология. Интересный рассказ может удивительно быстро тронуть большое количество людей;
  2. storytelling — технология глубокого проникновения. Истории мы начинаем осваивать, начиная с возраста двух лет в качестве слушателя. Этот метод передачи информации опробован тысячелетиями. Способность воспринимать истории является врожденной для каждого человека;
  3. storytelling — бесплатный инструмент. Рассказ не требует больших вложений в аппаратное и программное обеспечение, не связан с приглашением дорогостоящих специалистов. Рассказ имеет высочайший коэффициент возврата инвестиций.
  4. storytelling — развлекательная технология. Скучные сообщения, написанные сухим языком, описывают вещи, а не людей. Человек – живое существо и его привлекает все живое, а не бездушные цифры и предметы. Истории оживляют и развлекают.
  5. storytelling – это общение в диалоговом режиме. Рассказ по своей сути интерактивен. Сказочник рассказывает, а слушатели создают в сознании каждый свою картину. Эффективный рассказ представляет собой интерактивный процесс, который не может быть успешным без умения рассказчика.

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ «СТОРИТЕЛЛИНГ»

2.1 Техники «сторителлинг»

Техники «сторителлинг» могут быть разными. У каждой есть свои плюсы и минусы; разные техники подходят для разных ситуаций и аудиторий. После того как вы поймете, перед кем и в какой обстановке выступать, вы сможете выбрать подходящую технику.

Таблица 3. Техники «сторителлинг»

Говори и

показывай

Видеоклип

Ролевая игра

Текст с картинками

Комикс

Описание

Расскажите

историю,

иллюстрируя рассказ

Сопровождайте рассказ

видеоматериалами; такая техника

эффективно

 размывает грань между

реальностью и вымыслом

Распределите роли между студентами и разыграйте сценарий, чтобы аудитория

прониклась сюжетом

Представь

те вашу

историю в виде текста с одной или несколькими

иллюстрациями

Форма комикса прекрасно

подходит для того, чтобы сделать

ваши идеи

наглядными

Где?

На уроках,

конференциях, мероприятиях, семинарах.

При работе с группой

студентов,

большой

аудиторией.

На уроках, семинарах, практических

занятиях,

мероприятиях.

При выступлении

перед группой студентов или широкой аудиторией

При выступлении

перед группой студентов или широкой аудиторией

Затраты времени и средств

Низкие

От средних до высоких

Низкие

Низкие

От низких до средних

2.2. Правила «сторителлинг»

Чтобы результат от рассказов был максимально высоким, стоит иметь ввиду следующие правила сторителлинга:

Графический элемент 1. Главные правила «сторителлинга»

2.3 Структура историй, применительно к технологии «сторителлиенг»

Основная задача технологии — подготовить студента к самой истории. Здесь создаем контекст рассказа, для этого необходимо добавить красок (место событий, время года/суток, эмоции).

«Однажды у меня была интересная ситуация со студентом. Было это 10 лет назад, я тогда только начинала работать…..

Сама история. Факторами успеха истории являются ее краткость и легкость запоминания. Подумайте, легко ли потом студенту будет пересказать эту историю? В одной истории должна быть одна основная мысль, которую вы хотите донести, — как в анекдоте (короткая история с одним сюжетом, с небольшим числом участников и событий). Важно рассказывать истории неформально, как бы, к слову, пришлось, это не должно выглядеть как заранее заученный и подготовленный текст.

История про себя. Самые эффективные с точки зрения воздействия на студентов являются истории про прошлое, про то, что случилось именно со мной, особенно если они показывают, что я тоже когда-то ошибалась.

История про студентов. Если вы все-таки не хотите рассказывать о своих промахах или у вас не было подобных ситуаций, то хорошим приемом служит история

«Был у нас студент — N, обучался в группе №…». И ставите N в ту ситуацию, в которую попали вы или в которую сейчас попал ваш студент с положительным или отрицательным исходом событий.

Истории про выпускников. Это истории про известных выпускников учебного заведения или работающих выпускников - студентов, которые многие знают.

«…И вот в этой сложнейшей ситуации она поступила так-то и до сих пор работает в торговой или другой организации».

Придуманная история. Искусственно созданная история всегда менее эффективна, чем история про вас самих. Если вы придумываете историю, то нужно заранее продумать контекст, добавить ярких красок, переживаний. В статус «придуманные истории» попадают также легенды, сюжеты фильмов, книг, анекдоты.

Развязка. Это переломный момент в истории. Например, было плохо, мы что-то сделали, и стало хорошо, или, наоборот, было хорошо, но мы за чем-то не уследили, и стало плохо. Истории без развязки неинтересны слушателям.

Выводы. Обязательно озвучьте выводы. Очень часто из одной истории можно сделать несколько выводов, поэтому вам нужно направить мысли слушателей в нужное вам направление. Здесь главное удержаться и не перешагнуть тонкую грань между выводами и нравоучениями. Весь эффект истории можно испортить тем, что вместо кратких выводов вы перейдете на персоналии и напутствия: «…Поэтому, Аня, не делай так больше никогда. Иначе мы и тебя будем вынуждены уволить. Запомни этот урок и не разочаровывай меня больше». Итак, перечислим компоненты истории, пользующейся успехом:

  • Во-первых, истории происходят с персонажем. Нам нужен персонаж. Им может быть как человек, так и организация, но тогда о ней надо рассказывать, как о чем-то одушевленном. Персонажем может также быть ведущий фильма, докладчик, реальный или даже «гипотетический» человек, а также любое одушевленное нашей фантазией существо.
  • Во-вторых, история — это обязательно перемены. Изменения. Причем изменения ценностные — то есть чтобы у персонажа в жизни появилось нечто важное, чего не было ранее. Пожалуй, это самое главное и необходимое качество истории. Без него повествование будет, а истории — нет.
  • В-третьих, история интересна лишь тогда, когда зритель может ей сопереживать, подсознательно представляя себя на месте персонажа. То есть изложение фактов — это еще не история. И абстрактная история тоже, в нашем случае, не история.

Далее, если событие происходило в реальности, для него очень важны формальные рамки, или «координаты» — когда оно происходило, как долго, где. Материалом истории являются события. Общие слова могут быть лишь связующим цементом, но не содержанием. Рассказ, состоящий лишь из общих слов, — это цементная каша. Поиск фактов, событий, примеров — самое сложное, но и самое интересное занятие.

2.4. Рекомендации к созданию хороших историй 

1) Помните, почему ваша история важна? Почему вы рассказываете именно её?

 Вы считаете её важной, но кто еще находит ее важной и нужной?

  • Это важный ключ к пониманию аудитории и эмоционального взаимодействия с ней.

2) В вашей истории есть изюминка? Какова цель вашей истории? К чему она стремится? Если вы не можете определить в двух словах ее изюминку, то это означает, что ваша история не четкая и недостаточно хороша.

3) Еще раз спросите себя: «Зачем вы рассказываете вашу историю? Потому что вы хотите что-то сказать, или потому, что вы хотите привлечь внимание? История будет лучшей, если она вам самому понравится.  За строчками вашей истории есть то, что вас побуждает говорить, но что?

4) Какие у вас отношения с вашей историей? Что она говорит о вас? Вы рассказываете с помощью нее свои лучшие моменты? Рассказывает ли она слушателям о том, кто вы?

  • Доступна ли она вашей аудитории?

5) Что вы можете сделать, чтобы рассказать эту историю лучше?  Что из вашей обыденной жизни согласуется с вашей точкой зрения и может сделать историю богаче?

  • Но это еще не всё. Нужно, во-первых, полностью погрузиться в вашу историю, войти в поток, визуализировать то, о чем вы говорите, поверить в свою историю и, самое важное, необходимо тренироваться, каждый день для самого себя, для родных, для друзей рассказывать истории. Которые подходят к ситуации, которые несут в себе заряд и заставляют задуматься или заслушать.

РАЗДЕЛ 3. ЦИФРОВОЙ СТОРИТЕЛЛИНГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 «Мы забываем лекции, но мы помним истории» 

3.1 Использование технологии цифрового сторителлига в образовательном процессе

С точки зрения педагогики, технология цифрового сторителлига – это удачная модель для урока. Она представляет собой механизм    изменить стандартный подход к обучению. Обучающийся по такой модели, переходит от вопроса к открытию. Последнее время наблюдается слабая тенденция к восприятию обучающимися теоретического материала, технология цифрового сторителлинга существенно изменит ситуацию. Преподаватель придаст яркую картину в начале и в конце урока захватывающей историей, тем самым акцентирует внимание на поставленной цели урока.

Пример:

Урок подходит к концу, обучающиеся спешат на перемену, и тут преподаватель говорит:

-А, сейчас, я расскажу вам историю (преподаватель рассказывает захватывающую историю дополняя ее визуальным компонентом). В результате студенты, заслушавшись забыли о звонке с урока.

Таблица 4. Местоположение цифрового сторителлинга на уроке

Действия преподавателя и обучающегося

Преподаватель демонстрирует цифровую историю в классе в начале урока при изучении нового понятия, правила, новой темы. Обучающиеся выполняют задания по вопросам темы.

Обучающиеся сами создают цифровые истории по различным вопросам в ходе изучения новой темы, раскрывая вопросы, предложенные преподавателем, в формате цифровой истории. Обучающиеся самостоятельно подбирают теоретический материал по теме цифровой истории. Демонстрация цифровых продуктов происходит в конце урока.

Обучающиеся демонстрируют свои цифровые истории как результат работы над проектом. На демонстрацию цифровых историй, на защиту проектов отводится весь урок.

Преподаватель демонстрирует цифровую историю в классе в начале урока при изучении нового понятия, правила, новой темы. Обучающиеся сами создают цифровые истории по различным вопросам в ходе изучения новой темы, раскрывая вопросы, предложенные преподавателем. При этом у них имеется основной теоретический материал, предоставленный преподавателем, на основе которого создается история. Демонстрация цифровых историй обучающимися происходит в конце текущего урока или на следующем уроке.

Цель и структура цифрового сторителлинга

Перед созданием цифровой истории целесообразно сформулировать ее цель и определиться со структурой истории. Классическая структура истории выглядит следующим образом:

Графический элемент 2. Структура цифровой истории

Виды цифровых историй

Истории на основе реальных ситуаций. В основу построения истории положена реальная ситуация, которую необходимо разрешить.

Истории на основе повествования. В данном случае герой (герои) истории предоставляют необходимую для обучения информацию. Данный прием применяется с целью вовлечения обучающихся в изучение темы занятия.

Истории на основе сценария. Здесь обучающийся становится вовлеченным в историю и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Данный прием позволяет сделать процесс обучения более осмысленным.

Истории на основе проблемных ситуаций. Этот вид истории позволяет задействовать обучающихся в решении различных проблем, когда они применяют полученный опыт на практике.

Основные виды цифровых продуктов [1]

Мультимедийная презентация. На сегодняшний день самым популярным цифровым продуктом, разрабатываемым в поддержку содержательной составляющей любой дисциплины, в том числе дисциплины «Информатика», позволяющим визуализировать основные моменты изучаемых тем, является презентация. Презентация, созданная на основе использования технологии сторителлинга, обладает всеми его преимуществами. Отметим, что при оформлении образовательного контента при помощи презентаций необходимо учитывать тренды по дизайну презентаций, т. е. создаваемые презентации по информатике должны удовлетворять всем правилам эффективной презентации. Для создания цифровых продуктов можно использовать классическую программу презентационной графики Microsoft PowerPoint, программы Prezi, Sway, Canva и другие онлайн-ресурсы.

Создание эффективных презентаций можно подготовить с помощью цифровых продуктов:

 Видеопрезентация. На визуальные элементы, используемые в презентации такого вида, наложены эффекты анимации. Примеры онлайн-сервисов, в которых имеются готовые библиотеки персонажей, фонов, анимационных эффектов: Powtoon, Vyond, Canva и др

Видеоскрайбинг. Данный цифровой продукт предполагает «рисующую руку», за которой наблюдают обучающиеся. «Рисующая рука» визуализирует картинки, пишет текстовые заметки. Ресурсы для создания такой цифровой истории: VideoScribe, Powtoon.

Комикс. В этом случае рекомендуется использовать сервис Pixton, который содержит множество готовых шаблонов сцен, богатую библиотеку картинок.

Веб-страница с мультимедийным контентом. Для создания цифрового продукта данного вида целесообразно использовать один из конструкторов сайтов, например, Wix или Tilda. При помощи данных конструкторов можно создать мультимедийный лонгрид.

Отметим, что разнообразие программ, онлайн-сервисов предоставляет широкие возможности для создания цифровых историй и их интеграции в учебный процесс.

3.2 Опыт применения цифрового сторителлинга на уроках информатики

Приведем пример использования цифровой истории при изучении темы «Вредоносные программы».

Рисунок 1. Фрагмент КТП дисциплины «Информатика», 1 курс

Отметим, что при изучении данной темы цифровые истории на уроке будут демонстрировать и преподаватель и, обучающийся. При этом преподаватель при помощи цифровой истории объясняет такое новое понятие, как «вредоносные программы» (Приложение 1). Обучающиеся также создают небольшие собственные цифровые истории на основе теоретического материала, предоставленного преподавателем, раскрывают основные вопросы изучаемой темы.

Цель цифровой истории преподавателя — знакомство обучающихся с понятием «вредоносные программы» и его признаками.

Цифровая история может быть выполнена в сервисе Canva. Данный сервис является эффективным инструментом для создания презентаций по информатике на основе использования технологии цифрового сторителлинга.

Canva — это онлайн-сервис для графического дизайна, позволяющий создавать визуальные материалы различного типа [4]. Перечислим достоинства этого цифрового инструмента:

  • интерфейс сервиса представлен на русском языке;
  • интерфейс сервиса разработан на основе принципов простоты;
  • Canva представляет собой кроссплатформенный сервис;
  • все материалы в сервисе создаются на основе технологии конструктора, т. е. дизайн всех продуктов Canva представлен в виде уже готовых шаблонов, которые представляют собой различные композиционные сочетания— графики и текста, текста и видео, диаграмм, графиков, - на основе изменения или замены которых пользователь и создает свой продукт.

Пример задания в сервисе Canva

Создайте цифровую историю - мультимедийную презентацию в Canva. Тема цифровой истории - «Антивирусные программы».

Для успешного создания обучающимся цифровой истории преподавателю целесообразно:

  • разработать рабочий лист с алгоритмом выполнения задания;
  • подготовить теоретические материалы по предлагаемому заданию;
  • подобрать шаблоны в Canva для последующей их рекомендации обучающимся.
  • Пример рабочего листа

Рабочий лист

Тема урока «Вредоносные программы. Антивирусные программы. Безопасность в Интернете (сетевые угрозы, мошенничество)»

Алгоритм выполнения задания

  1. Перейдите по ссылке, познакомьтесь с теоретическим материалом по теме урока https://sm.su/blog/tech/47296/?ysclid=m6g8dm8jpa716405165
  2. Выберите антивирусную программу и запишите ее в рабочий лист

                         _____________________________________________________

  1. Создайте покадровый сценарий по заданию - цифровую историю - мультимедийную презентацию в Canva, тема - «История одной антивирусной программы».
  • На титульном слайде (слайд 1) рекомендуется написать название истории, например, «История одной антивирусной программы».
  • На следующем слайде (слайд 2) желательно представить своего героя и поздороваться с аудиторией.
  • Далее воспользуйтесь фразами-клише для создания истории (слайды 3–6). - «Однажды появилась антивирусная программа……».
  • Напишите заключение, финальную фразу (фразы) от имени главного героя (слайды 7, 8).
  1. Выберите в Canva шаблон, подходящий для реализации технологии сторителлинга, или воспользуйтесь рекомендацией преподавателя.
  2. Создайте цифровую историю, опираясь на пункты 3 и 4.
  3. Скачайте свою презентацию на рабочий стол.
  4. Представьте свою работу, расскажи свою цифровую историю.
  5. Домашнее задание. Создайте цифровую историю - мультимедийную презентацию в Canva - по одной из следующих тем: о различных видах компьютерных вирусов; «Программы-супергерои».

После создания собственной цифровой истории обучающиеся демонстрируют, «рассказывают» свои истории [11]. Преподаватель подводит итоги о разнообразии антивирусных программ. Важно в конце любой истории подвести итог, в котором кроются ответы на следующие вопросы: с какой целью вы вообще рассказывали эту историю, какую мысль хотели донести? Помните об этом. История без логического вывода - как испорченное выступление актера на сцене: вот он читает стихотворение, так чувственно, эмоционально, динамично. Но последнюю фразу он глотает, сбивается - и все. Эффекта нет!

В качестве домашнего задания обучающимся предлагается самостоятельно создать еще одну цифровую историю в сервисе Canva.

На следующем уроке обучающиеся в начале урока рассказывают свои истории, демонстрируя их на интерактивной панели.

Пример конспекта занятий для практического применения технологии «сторителлинг»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема «Вредоносные программы. Антивирусные программы. Безопасность в Интернете (сетевые угрозы, мошенничество)»

1. Ф.И.О: Пестрякова Татьяна Александровна

2. Место работы: ОГБПОУ «Шарьинский педагогический колледж Костромской области»

3. Должность: преподаватель информатики

4. Предмет: информатика

5. Группа № 1в9

6.Тема урока: «Вредоносные программы. Антивирусные программы. Безопасность в Интернете (сетевые угрозы, мошенничество)»

7. Цель урока: формирование у обучающихся знаний о вредоносных программах и привитие навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.

8. Задачи:

Обучающая: сформировать представление о видах вредоносных приложений и способах защиты от них.

Развивающая: развить навыки критического мышления при работе в цифровой среде.

Воспитательная: воспитать ответственное отношение к информационной защищённости.

9. Тип урока: комбинированный.

10. Методы обучения: Мозговой штурм Интерактивный опрос Практическая работа с тестовыми заданиями Работа в малых группах Создание ментальной карты

11. Формы работы: Интерактивное занятие с использованием мультимедийных технологий.

12.Вид: Комбинированный.

13.Тип: Изучение нового материала с элементами практической работы.

14.Материально-техническое оснащение: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал (рабочие листы), карточки с заданиями для групповой работы, плакаты.                                                                            

15. Планируемые результаты: личностные: формирование ответственного отношения к защищённости в цифровой среде; метапредметные: развитие умения анализировать информацию и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность студента

Время

1

Организационный момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку:

- явка,

- наличие отсутствующих

1.Занимают места 2. Подготовка учебных материалов (рабочие листы, ручки).

2

2

Целеполагание и мотивация

1. Создает мотивационный момент

2. Использует технологию «сторителлинг». (Интересный факт: В 2017 году хакерская атака вируса WannaCry парализовала работу более 200 000 компьютеров в 150 странах мира, включая крупнейшие больницы, железные дороги и даже правительственные учреждения. Общий ущерб составил около 4 миллиардов долларов!).  

3. Демонстрирует информацию на интерактивной доске.

1. Мотивация обучающихся на уроке

2. Эмоциональный настрой

2

3

Актуализация опорных знаний

 1.Проведение опроса по теме прошлого урока, напоминание о принципах безопасности в цифровой среде.

2. Опрос, мозговой штурм

Отвечают на вопросы, дополняют друг друга.

3

Формулировка цели урока

1.Формулируют цель урока, запоминают задачи.

2.Обсуждают актуальность темы

4

Вступительное слово преподавателя

Озвучивание темы урока

Слушают и записывают тему урока.

1

5

Изучение нового материала

1.Объяснение терминов, различных видов угроз (вирусы, черви, трояны, программы-вымогатели).

  • Презентация с иллюстрациями

2.Описание признаков, объяснение каждого из них. Приведение примеров.

  • Презентация, наглядные материалы, карточки с кейсами для групповой работы

3.Объяснение методов защиты: обновления, антивирусы, настройка безопасности.

  • Презентация, плакаты, инструкции по безопасности. Примеры из реальной жизни.

4.Пояснение важности кибергигиены и безопасного поведения в сети. Рассказ о правилах создания паролей, скачивания файлов и работы с почтой.

  • Презентация, видеоролики о безопасности в социальных сетях

5.Ознакомление с фишингом, мошенничеством и угрозами в социальных сетях. Пояснение, как защитить себя и свою информацию.

1.Слушают, записывают основные виды угроз, задают вопросы.

2.Внимательно слушают, фиксируют признаки заражения, задают вопросы.

3.Слушают, задают вопросы, работают в группах, делая заметки.

4.Записывают правила, обсуждают, задают вопросы.

5. Слушают, задают вопросы, обсуждают с преподавателем способы защиты.

12

Практическая работа

Проведение практического занятия: проверка ссылок, настройка двухфакторной аутентификации.

  • Компьютеры с доступом к интернету, инструкции для настройки аутентификации и проверки ссылок.

1.Выполняют практическую работу в группах.

2. Выполняют задания, проверяют ссылки и настройки, работают в группах.

3. Используют в работе интересные факты (Пример: Средний подросток ежедневно проводит в интернете около 7 часов, при этом только 32% из них знают базовые правила кибербезопасности. Каждый второй подвергается риску кражи личной информации).

18

Рефлексия

Вопросы для рефлексии: "Что нового вы узнали?", "Как вы будете использовать эти знания?", "Как это может помочь вам в реальной жизни?"

Отвечают на вопросы рефлексии, осознают значимость урока.

2

Подведение итогов

1. Подведение итогов урока, акцент на важности соблюдения кибербезопасности.

2.Акцентирует внимание обучающихся, использует технологию «сторителлинг».  Самый дорогой киберпреступник в мире — Пётр Левашов (известный как «Peter Severa»), который заработал на киберпреступлениях более 100 миллионов долларов. Он был задержан испанскими спецслужбами в 2017 году и осужден к лишению свободы)

  • Презентация, видеоролик

1. Слушают, фиксируют в тетради важные моменты.

2. Обсуждают итоги урока.

3

Домашнее задание

1.Озвучивание домашнего задания, пояснение по выполнению.

2.Благодарит за работу на уроке.

Записывают домашнее задание, уточняют вопросы по выполнению.

2

Эффективным уроком является возможность преподавателя излагать материал в форме истории (Приложение 2). О ценности формата истории в процессе обучения достаточно сказать, что истории используют как напряженное ожидание, чтобы эмоционально вовлечь обучающихся в процесс обучения. Это то, чего другие методы обучения не делают.

Заключение

Главный вывод технологии «сторителлинг» можно сделать следующий: уметь рассказывать — это хорошо, а знать, что рассказывать, еще лучше. Собственно, наладить положительную для обеих сторон коммуникацию - и есть цель технологии «сторителлинг».

Сегодня под пристальным нашим вниманием оказался «сторителлинг», больше известный как рассказывание историй. «Сторителлинг» - понятие широкое. В методическом пособии рассмотрена лишь его часть, способствующая инновационному подходу в образовательном процессе.

Используя технологию «сторителлинг», следует обращать внимание на истории и накапливать опыт, который в них содержится. Следующий шаг -научиться грамотно рассказывать истории и начать делиться ими. Истории живут вокруг нас, очень важно, чтобы история звучала вдохновляюще, чтобы у слушателей помимо их воли возникало непреодолимое рвение повторить чужой успех или приумножить его.

В настоящее время инновационных технологий реальное общение становится предметом роскоши, неким искусством, которому надо снова обучать и к которому необходимо возвращаться. Методическое пособие будет способствовать развитию взаимоотношений и позволит определить преимущества применения технологии «сторителлиенг».

Список использованных источников и литературы

  1. Canva. Сторителлинг - 17 правил интересной истории. https://www.canva.com/ru_ru/obuchenie/storitelling-17-pravil/ 
  2. Галло К. Искусство сторителлинга. Как создавать истории, которые попадут в самое сердце аудитории. М.: Эксмо, 2022. 350 с.
  3. Ермолаева Ж. Е., Лапухова О. В. 5 сюжетов педагогического сторителлинга // Eduneo. https://www.eduneo.ru/5- syuzhetov-v-pedagogicheskom-storitellinge/ 
  4. Онлайн-сервис Canva. https://www.canva.com/ 
  5. Пастухова С. Н. Сторителлинг — современная педагогическая технология https://multiurok.ru/index.php/files/statia-storitelling-sovremennaia-pedagogicheskaia.html?ysclid=m6gdqnndmk429812002
  6. Симмонс А. Сторителлинг: как использовать силу историй. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023. 263 c.
  7. Челнокова Е. А., Казначеева С. Н., Калинкина К. В., Григорян Н. М. Сторителлинг как технология эффективных коммуникаций // Перспективы науки и образования. 2019. №5 (29). С. 7–12. https://cyberleninka.ru/article/n/storitelling-kak-tehnologiya-effektivnyh-kommunikatsiy?ysclid=m6gdtkpxs6656675444
  8. https://sm.su/blog/tech/47296/?ysclid=m6g8dm8jpa716405165

Приложение

Приложение 1

Материалы для практического применения технологии «сторителлинг»

п/п

Вопрос

История

Ссылка

1

Первый в мире компьютерный вирус: каким он был, и кто его создал. Как работали первые вирусы и какие угрозы они представляли?  

Программа Creeper

Считается, что самым первым вирусом была программа Creeper. Она была создана в 1971 году Бобом Томасом, который работал в компании BBN. Программа создавалась в качестве теста для проверки, можно ли вообще создать самовоспроизводящуюся программу, которая заражает новый жесткий диск, а потом пытается удалить себя с предыдущего компьютера. Первый вирус не совершал никаких вредоносных действий, а просто показывал на экране сообщение о том, что его нужно «поймать» — если, конечно, пользователь сможет.

Вирус Rabbit

Появился в 1974 году, уже имел явную вредоносную цель. Он мог самостоятельно воспроизводиться и, попадая в компьютер, записывал собственные копии. Это способствовало ухудшению работы системы, что в результате приводило к заметному падению работоспособности и компьютер в итоге отказывался работать. Название «Кролик» вирус получил по причине того, что мог очень быстро самовоспроизводиться.

https://digitalocean.ru/n/pervyj-v-mire-kompyuternyj-virus-kakim-on-byl-i-kto-ego-sozdal

 2

50 интересных фактов про информатику

1.Интересные факты из мира информатики подтверждают, что впервые об этой науке заговорили в 1957 году.

2.Вначале информатикой называлась только техническая область, осуществляющая автоматическую обработку информации при помощи ЭВМ.

https://multiurok.ru/blog/50-interesnykh-faktov-pro-informatiku-2.html

3.Электронная вычислительная машина впервые была зарегистрирована в 1948 году и создана она была Рамеевым.

4.День программиста празднуется 13 сентября.

5.Электронная вычислительная машина создавалась на протяжении полугода, а логические схемы в ней были созданы на полупроводниках.

6.В 60-е годы был создан интернет.

7.Самой популярной социальной сетью является Фейсбук.

8.Около 3-х миллиардов фото ежемесячно пользователи выкладывают в сети Фейсбука.

9.За всю историю информатики удалось выявить самый разрушительный вирус – LoveLetter.

10.Самой крупной и первой компьютерной атакой была та, которая называлась «Червь Морриса». Примерно 96 миллионов долларов она нанесла ущерб.

11.Термин «информатика» был введен Карлом Штейнбухом.

12.Из всех ошибок протокола HTTP пользователи чаще всего сталкиваются со статусом 404 Not Found.

13.На первых печатных машинках Америки кнопки располагались в порядке алфавита.

14.Компьютерную мышь изобрел Дуглас Энгельбарт.

15.В 1936 году появилось слово «спам».

16.Первым программистом мира была именно женщина с именем Ада Лавлейс. Она была родом из Англии.

17.Основателем информатики был Готфрид Вильгельм Лейбниц.

18.Первым создателем компьютера в нашем государстве был Лебедев.

……….

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование ИКТ технологий как способ оптимизации образовательного процесса в обучении иностранным языкам"

Использование ИКТ на уроках иностранного языка позволяет оптимизировать учебный процесс и является, одним из эффективных средств обучения. Современные компьютерные обучающие программы дают возможность...

Модуль 2. Возможности информационных технологий для организации современного образовательного процесса (4 часа)

Модуль 2. Возможности информационных технологий для организации современного образовательного процесса (4 часа) Понятие информационной технологии, ее свойства, классификация. Развитие современных...

методическая разработка "Значимость лабораторных занятий в образовательном процессе по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования».

описаны  виды передачи опыта использования лабораторных стендов в формировании общих и профессиональных компетенций педагогической деятельности по специальности 13.02.11 «Техническая эксплу...

Цифровизация и цифровые технологии в образовательном процессе профессионального цикла

В связи с развитием информационных технологий, изменением требований современного рынка труда в настоящее время актуализируется вопрос применения цифровых технологий в образовательном пространстве. Со...

Методическая разработка на тему: «Особенности организации образовательного процесса на хореографическом отделении в ДШИ в период дистанционного обучения»

Работа посвящена проблемам, возникшим в дополнительном образовании, связанным с необходимостью  поиска форм и методов работы с обучающимися, которые помогут сохранить мотивацию к обучению, заинте...

Методическая разработка на тему: «Особенности организации образовательного процесса на хореографическом отделении в ДШИ в период дистанционного обучения»

Актуальность темы обусловлена существующими проблемами в дополнительном образовании, связанными с необходимостью в условиях дистанционного обучения поиска форм и методов работы с обучающимися, которые...