Статья " Взаимоотношение подростка с семьей"
статья

В данной статье можно познакомиться с исследованием взаимоотношений подростка с семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vzaimootnosheniya_podrostka_s_semey.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

 Статья Илючева Е.В.

 

В современном мире, особенно в российском обществе, психологи акцентируют внимание на кризисное состояние семей. Отмечается тенденция к увеличению распадов семей, разводов, растёт количество неблагополучных семей. В большинстве своём это связано с изменением у людей моральных ценностей, склонностью к девиантному поведению, и в отдельных случаях деградации общества, которая приводит к распаду личности. Из-за этого возникают сложности в установлении взаимоотношений с окружающими, неспособность реально оценивать ситуацию, склонность к занижению самооценки. Всё чаще люди сталкиваются с недоверительными отношениями не только с окружающими людьми, но и с близкими, особенно родителями. Зачастую сложность отношений с родителями психологи отмечают у детей подросткового возраста. Увеличение деструктивных детско-родительских отношений приводит к тому, что у подростков отмечаются различные отклонения в социальном развитии. Подростки, у которых нет взаимопонимания с родителями, склонны к одиночеству, подавлению эмоций, замкнуты, малообщительны или совершенно не идут на контакт со сверстниками. Все свои переживания они прячут в себе, и из-за этого всё чаще у подростков отмечается депрессивное состояние. Актуальной проблемой в современном обществе считается вопрос депрессивного состояния детей. В последнее время дети подросткового возраста наиболее подвергнуты депрессиям. В основном их переживания связаны с постоянными изменениями в жизни. Так, поступление в институт, сдача экзаменов, первая любовь, недопонимание родителей и сверстников становятся главными факторами возникновения депрессии у детей подросткового образа. Недостаточная изученность причин, особенностей и проявления, деструктивных детско-родительских отношений приводит к тому, что

 отсутствует фундаментальная база, где бы раскрывался данный феномен со всех сторон психологии, а современные исследователи изучают каждый аспект отдельно. Изучением деструктивных детско-родительских отношений занимались такие исследователи, как Баркан А.И., Беньямин Л., Бодалев В.В., Варга А.Я., Гарбузов В.И., Захаров А.И., Петровский A.B., Спиваковская A.C., Столин В.В., Хоментаускас Г.Т., Эйдемиллер Э.Г. и др. В настоящее время представители различных сфер деятельности, особенно педагоги, психологи и врачи, которые работают с детьми, нуждаются в достоверных знаниях об особенностях проявления деструктивных отношений в семье и последствиях, которые могут привести такие отношения. Так как деструктивные взаимоотношения влияют на личность ребенка и его психическое состояние, то у подростков может отмечаться наличие депрессивных состояний. Это тоже в свою очередь осложняет работу специалистов и приводит к тому, что тяжело определить психолого-педагогический маршрут, по которому бы следовал ребенок. Всё это и обуславливает актуальность темы исследования. Цель исследования: изучить взаимосвязь детско-родительских отношений и депрессивных состояний подростка. Объектом исследования являются депрессивные состояния подростка. Предметом исследования – взаимосвязь детско-родительских отношений и депрессивных состояний подростка. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования взаимосвязи детско-родительских отношений и депрессивных состояний подростка. 2. Провести исследование детско-родительских отношений. 3. Изучить депрессивные состояния подростков. 4 4. Установить взаимосвязь детско-родительских отношений и депрессивных состояний подростка. 5. Сформулировать рекомендации подросткам и их родителям. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что существует взаимосвязь между дисгармоничным типом детско-родительских отношений и хроническим состоянием депрессии у подростков. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретической анализ психолого-педагогической литературы; изучение опыта работы образовательных учреждений в аспекте рассматриваемой проблемы; психолого-педагогическое наблюдение; методы опроса: беседа, анкетирование: тестирование; экспериментальные методы исследования; математико-статистические методы исследования, позволившие дать количественный и качественный анализ полученных результатов. В нашем исследовании были использованы следующие методики: 1. Методика «Шкала общения родителя с ребёнком» А.И. Баркан. 2. Методика «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис). 3. Опросник «Подростки о родителях» Л. И. Вассерман, И. А. Горьковая, Е. Е. Ромицына. 4. Опросник на выявление депрессии у детей и подростков CDI. (Children’s depression inventory, M. Kovacs, 1992). Понятийный аппарат дипломной работы: Подростковый возраст — период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью. Подростковый возраст как отдельно рассматриваемая стадия в развитии человека существовал не всегда. Детско-родительские отношения — двусторонний процесс взаимоотношений, в котором принимают участие 2 субъекта — родитель и ребенок. Это отношение формирует образы друг друга: как у родителя — образ его ребенка, так и у ребенка — образ его родителя. 5 Депрессивное состояние — это психическое расстройство, характеризующееся утратой способности чувствовать радость, снижением настроения, страданием. В последние годы в мире наблюдается катастрофическое количество людей, которые испытывают симптомы данного заболевания. База исследования: МОУ «СОШ №57» города Саратова. В эксперименте участвовали учащиеся 8 и 9 классов (30 человек) и их родители. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и эмпирической глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель, объект, предмет, задачи практическая значимость и гипотеза исследования, описаны условия проведения эмпирического исследования. Первая глава «Теоретические подходы к изучению взаимосвязи детско-родительских отношений и депрессий подростка» посвящена теоретическому изучению взаимосвязи детско-родительских отношений и депрессивных состояний у подростков. Приводятся причины возникновения депрессии, её симптомы, психологический подход к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков. Описываются нарушенные взаимоотношения между родителями и детьми и их влияние на личность ребенка. Во второй главе «Эмпирическое изучение взаимосвязи детскородительских отношений и депрессивных состояний подростка» приводятся описание используемых методик в исследовании и результаты исследования взаимосвязи детско-родительских отношений и депрессивных состояний у подростков. Для того чтобы установить взаимосвязь депрессивных состояний и 6 детско-родительских отношений нами был проведен корреляционный анализ по Пирсону. Данные корреляции приведены в Таблице 3. Таблица 3 -Результаты корреляционного анализа взаимосвязи детскородительских отношений и депрессивных состояний у подростков (по Пирсону) шкала Шкала А негативное настроение Шкала В межличностные проблемы Шкала С неэффективность Шкала Д ангедония Шкала Е негативная самооценка шкала позитивного интереса 0,883** -0,983** -0,756** -0,982** 0,756** шкала директивности -0,629** -0,019 -0,432* -0,078 -0,358 шкала враждебности -0,158 0,866** 0,865** -0,137 -0,629** шкала автономности -0,979** -0,248 0,439* -0,164 0,628** шкала непоследовательнос ти -0,988** -0,849** -0,172 0,865** 0,354 фактор близости -0,359 -0,786** -0,413 -0,876** -0,325 фактор критики -0,683** -0,191 -0,459* -0,172 -0,629** ** корреляция значима на уровне 0,01 * корреляция значима на уровне 0,05 Таким образом, мы видим, что существует определённая взаимосвязь между детско-родительскими отношениями и депрессивными 7 состояниями подростков. В частности, мы видим, что чем меньше показатели шкалы позитивного интереса родителей, тем больше у детей межличностных проблем, наличие неэффективности, ангедонии. Директивность родителей приводит к отрицательным взаимосвязям между негативным настроением и самооценкой и повышенной неэффективностью в учебной деятельности. Повышенная враждебность родителей по отношению к подросткам приводит к пониженной самооценке и проблемам в установлении межличностных отношений со сверстниками. Автономность родителей приводит к негативному настроению и установлению отрицательных установок. Непоследовательность отношений родителей приводит к негативному настроению и проблемам в межличностных отношениях. Недостаточная близость родителей также отрицательно воздействует на подростков. У них отмечаются проблемы в межличностных взаимоотношениях, ангедония. Чрезмерная критика со стороны родителей приводит к заниженной самооценке, негативному настроению и неэффективности у подростков. Исходя из полученных данных, можно провести взаимосвязь между показателями. Так, позитивный интерес родителей положительно влияет на эмоциональный фон ребенка. То есть, чем большее родитель интересуется состояние своего ребёнка, радуется его успехам, одобряет его действия, тем больше у подростка отмечается здоровый эмоциональный фон, самооценка немного завышена. И наоборот, если ребенком родители не интересуются, то его эмоциональный фон занижен, отмечается негативное настроение, апатия, заниженная самооценка. Также интерес родителей влияет на отсутствие чувства одиночества у подростков, неэффективности в школе. Подростки уверены, что они нужны своим родителям, что у них получится любое дело, за которое они возьмутся. Уверены, что родители их поддержат в любом начинании. Директивность родителей, авторитарный стиль воспитания, диктат приводит к занижению самооценки у подростков, слабой познавательной деятельности. Такие подростки не уверены в своих силах, знаниях. У них  преобладает подавленное настроение, агрессия. При враждебном отношении со стороны родителей у подростков отмечаются трудности в установлении межличностных отношений со сверстниками. У таких детей отмечается заниженная самооценка, так как при таком отношении родители зачастую проявляют жестокость к своим детям, показывают свою власть и проявляют силу. Такие подростки не уверены в своих силах и знаниях, любое задание у них вызывает трудность. Автономность родителей отрицательно взаимосвязана с настроением подростков. Так как отсутствие доброчеловеческих отношений, отгороженность от проблем приводит к тому, что подростки склонны считать, что они не нужны своим родителям, что их не любят. Такие подростки склонны привлекать внимание к себе, зачастую путём девиантного поведения. Непоследовательность родителей, резкая смена типа воспитания приводит к тому, что подростки не всегда понимают, чего от них хотят, это приводит к эмоциональному напряжению, агрессии со стороны подростков. Устанавливаются трудности при коммуникации со сверстниками. При таком стиле воспитания подростки склонны чувствовать себя одинокими, покинутыми и ненужными. Таким образом, можно сделать вывод, что детско-родительские отношения и депрессивные состояния подростка связаны между собой. Чем меньше родитель заинтересован в своем ребенке, тем больше у него переживаний и более выражено депрессивное состояние. Заключение содержит выводы, сформулированные по основным результатам выпускной квалификационной работы. Список литературы содержит 42 наименования. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изучая научную литературу и проведя анализ эмпирического исследования, мы пришли к выводам: 9 1. Депрессивные состояния в подростковом возрасте встречаются относительно редко, но эти состояния опасны по своим последствиям и часто сочетаются с другими проблемами, такими как нарушение пищевого поведения, суицидальное поведение, нервно-психическое напряжение. Подольский А. отмечает, что депрессия и тревожные состояния, депрессия и поведенческие нарушения, включая импульсивное поведение, часто появляются вместе. 2. Наличие депрессии у подростков оставляют отпечаток на их личности в целом, и приводит к отчуждению, отдалению от окружающих, одиночеству, что в свою очередь приводит к увеличению депрессивного состояния. Было выявлено, что депрессивные состояния приводят подростка к дезадаптации и своевременная коррекция такого вида эмоционального нарушения у подростков может помочь преодолеть кризисные периоды, сопутствующее данному возрасту. 3. Депрессия накладывает отпечаток на все стороны личности: познавательную, поведенческую, эмоционально-волевую и т.п. 4. Депрессия в подростковом возрасте не является нормальным кризисным проявлением и требует особого рассмотрения, для избегания ее дальнейшего развития и перехода в область психопатологии. 5. Детско-родительские отношения характеризуются особым культурноисторическим феноменом, явлением которое меняется с течением временем и особое влияние на них оказываются общественные нормы и ценности. Взаимоотношения с родителями являются для ребенка основной базой в формировании и установлении последующих контактов со сверстниками, педагогами и окружающей средой. Такие отношения развивают у ребенка самосознание - через них ребенок приобретает опыт отношения не только к другим, но и к самому себе 6. Значительную роль в формировании личности подростка и возникновению у него депрессивных состояний играют родители. От 10 родителей зависит благополучие не только семьи, но и состояние здоровья их ребенка, а также его психоэмоционального состояния. 7. Детско-родительские отношения и депрессивные состояния подростка связаны между собой. Чем меньше родитель заинтересован в своем ребенке, тем больше у него переживаний и более выражено депрессивное состояние. 8. Исследование показало, что чем меньше показатели шкалы позитивного интереса родителей, тем больше у детей межличностных проблем, наличие неэффективности, ангедонии. Директивность родителей приводит к отрицательным взаимосвязям между негативным настроением и самооценкой и повышенной неэффективностью в учебной деятельности. Повышенная враждебность родителей по отношению к подросткам приводит к пониженной самооценке и проблемам в установлении межличностных отношений со сверстниками. Автономность родителей приводит к негативному настроению и установлению отрицательных установок. Непоследовательность отношений родителей приводит к негативному настроению и проблемам в межличностных отношениях. Недостаточная близость родителей также отрицательно воздействует на подростков. У них отмечаются проблемы в межличностных взаимоотношениях, ангедония. Чрезмерная критика со стороны родителей приводит к заниженной самооценке, негативному настроению и неэффективности у подростков. 9. Нами были рекомендованы следующие правила для коррекции и профилактики депрессивных состояний у подростков: обращайте внимание на детей, интересуйтесь как у них дела, проводите больше времени вместе, хвалите своего ребёнка и проявляйте свою любовь и заботу.

                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Современные формы взаимодействия семьи и школы".

В статье рассказывается о формах взаимодействия классного руководителя и родителей в современной школе....

Статья на тему "Роль семьи в развитии личности"

Данная статья будет полезна преподавателям, классным руководителям и родителям обучающихся....

Статья на тему "Роль семьи в жизни общества"

Семья и брак относятся к явлениям, которые интересовали и будут интересовать огромное количество людей в обществе. Семья является один из наиболее древних и значимых социальных институтов....

Статья на тему "РОЛЬ СЕМЬИ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА"

Семья – главный институт воспитания. Всё, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи в том, что в ней человек проводит большую часть своей жиз...

Статья на тему "Роль семьи и школы в жизни ребенка"

Семья и школа играет важную роль в становлении ребёнка как личности. В семье начинается воспитание ребёнка с рождения. Затем развитием ребёнка занимаются не только родители, а и воспитатели детского с...

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение подростков. Помощь семьи в правильном выборе профессии обучающегося.

Аннотация: данная статья посвящена профориентационной работе проводимой в семье, трудностям выбора подростком будущей профессии....

Статья "темперамент подростка"

Как влияют особенности темперамннта подоростка...