Программа ДООП
методическая разработка

Гущина Вероника Юрьевна

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop.docx69.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение правдинского муниципального округа «Средняя школа п. Железнодорожный»    

Программа принята

на педагогическом совете

 «____» __________2025 г.

Протокол №__________

«Утверждаю»:

Директор МБОУ «Средней школы п. Железнодорожного»

____________Протченко Э.А.

«____» __________2025 г.

Приказ №_____дата____

        

                 

         

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

 «Аквагамма»

 

Возраст обучающихся: 11-15 лет

Срок реализации: 1 год обучения

   

 

Автор-составитель:

Гущина Вероника Юрьевна,

педагог дополнительного образования

п. Железнодорожный, 2025.

Пояснительная записка

  1. Описание предмета программы.

Предметом дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Аквагамма» является изучение и применение акварельных техник в изобразительном искусстве. Программа предоставляет подросткам 11–15 лет возможность развивать творческие способности посредством практического освоения различных приёмов работы с акварелью, включая смешивание красок, создание цветовых переходов и текстур. В процессе занятий участники знакомятся с основами композиции, колористики и художественного восприятия, что способствует формированию художественного мышления и эстетического вкуса.

В рамках программы «Аквагамма» подростки учатся экспериментировать с материалами, выражать свои идеи и эмоции с помощью живописи, а также развивают мелкую моторику, внимание к деталям и компоненты творческих способностей.

Занятия проходят в форме творческих мастерских и проектной деятельности, где участники создают собственные акварельные работы, учатся планировать процесс создания картины и аргументировать свои художественные решения. Итогом программы становится выставка работ обучающихся, которая формирует у них чувство гордости за свои достижения и развивает навыки публичных выступлений и самовыражения.

  1. Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа.

Ведущая идея дополнительной программы «Аквагамма» — создание современной практико-ориентированной художественной образовательной среды, которая позволяет эффективно развивать творческие способности детей 11–15 лет посредством освоения акварельных техник. Программа способствует реализации творческой и экспериментальной деятельности обучающихся в разновозрастных творческих группах, что обеспечивает получение новых художественных навыков и создание уникальных творческих продуктов.

Идея программы состоит в следующем: способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, учит видеть и понимать красоту окружающего мира, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

  1. Описание ключевых понятий.

Ключевые понятия:

Натюрморт — это произведение искусства, изображающее в основном неодушевленные предметы, как правило, обычные предметы, которые являются либо естественными (еда, цветы, мертвые животные, растения, камни, раковины и т. Д.), либо искусственными (стаканы для питья, книги, вазы, украшения, монеты, трубки и т. Д.).

Пейзаж — (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная либо в той или иной степени преображѐнная человеком природа.

Сюжетная композиция — это основной элемент любого произведения. Она определяет ход событий в произведении и позволяет автору выразить свои мысли, идеи и эмоции. Ее задача — подобрать правильную структуру событий, чтобы произведение было логическим и понятным для читателя или зрителя    

Живопись - наиболее популярный и прославленный в европейской культуре вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. Основным выразительным средством живописи является цвет

Тематическая композиция — это композиция, которая ставится в зависимость от конкретной темы, а тема является центральным и направляющим фактором организации композиции, диктующим ее сюжет.

Пленэрные работы — это изображение на картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы.

  1. Направленность программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Аквагамма» имеет художественную направленность.

  1. Уровень освоения программы — ознакомительный.
  2. Актуальность программы.

Актуальность дополнительной программы «Аквагамма», направленной на освоение акварельных техник детьми 11–15 лет для развития творческих способностей с художественной направленностью, обусловлена современными социально-культурными и образовательными вызовами. В условиях стремительного развития общества и информационных технологий особенно возрастает потребность в формировании у подрастающего поколения творческого мышления, эстетического вкуса и способности к самовыражению через искусство.

Программа отвечает запросам общества и родителей на развитие у детей целостной, самодостаточной личности, обладающей художественным видением мира и навыками творческой деятельности. Освоение акварельных техник способствует развитию мелкой моторики, воображения, художественного восприятия и эмоциональной сферы ребенка, что положительно влияет на его интеллектуальное и личностное развитие.

  1. Педагогическая целесообразность образовательной программы.

Программа «Аквагамма» составлена таким образом, чтобы учащиеся могли овладеть всем комплексом знаний по акварельным техникам, композиции, цветоведения, а также приобрести художественные навыки.

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать учащимся более глубокие представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков.

Занятия построены с учетом возрастных особенностей и индивидуального уровня творческих способностей обучающихся, что позволяет каждому ребенку создавать собственные художественные произведения и реализовывать творческий потенциал. Программа способствует формированию навыков самостоятельной творческой деятельности, развитию эстетической культуры и коммуникативных умений посредством групповой работы и презентации результатов творчества. Таким образом, «Аквагамма» создает условия для гармоничного развития личности и успешной социализации обучающихся в современном культурном пространстве.

  1. Практическая значимость образовательной программы.

Учащиеся смогут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на работу с акварельными техниками.

Содержание данной программы построено таким образом, что учащиеся под руководством педагога смогут не только создавать работы, следуя предлагаемым пошаговым инструкциям, но и, создавая новые идеи самостоятельно.

  1. Принципы отбора содержания образовательной программы.

Принципы отбора содержания (образовательный процесс построен с учетом уникальности и неповторимости каждого ребенка и направлен на максимальное развитие его способностей):

- принцип последовательности;

-принцип гуманизации;

- принцип доступности;

- принцип наглядности;

- принцип взаимодействия и сотрудничества;

- принцип демократизации.

  1. Отличительные особенности программы.

Отличительной особенностью дополнительной программы «Аквагамма», направленной на освоение акварельных техник детьми 11–15 лет для развития творческих способностей с художественной направленностью, является применение модульного подхода к структуре обучения. Программа включает руководство практической работой детей, проведение экскурсий в музеи, на выставки, выход на природу (в парк) с целью наблюдения и зарисовок, проведение бесед об изобразительном искусстве.

В программу включены элементы художественного анализа, экспериментирования с материалами и техниками.

Таким образом, программа «Аквагамма» создает современную практико-ориентированную образовательную среду, которая эффективно развивает творческие способности подростков посредством освоения акварельных техник и реализации художественно-творческих проектов.

  1. Цель образовательной программы.

Цель программы: создание условий для формирования творческих способностей учащихся, через мастерство изготовления работ с использованием разных акварельных техник.

  1. Задачи образовательной программы.
  • Образовательные задачи:
  • Ознакомить учащихся с основными техниками и материалами для акварели, научить применять их на практике.
  • Обучить основам теории цвета, композиции и художественного восприятия.
  • Формировать навыки самостоятельной творческой работы и планирования художественного замысла.
  • Развивать умение анализировать и оценивать собственные и чужие художественные работы.
  • Развивающие задачи:
  • Способствовать развитию творческих способностей и художественного мышления посредством экспериментирования с акварелью.
  • Развивать мелкую моторику рук, координацию движений и аккуратность при работе с кистью и красками.
  • Формировать умение работать с цветом, создавать гармоничные цветовые сочетания и композиции.
  • Стимулировать креативность и поиск индивидуального художественного стиля.
  • Развивать способность к самовыражению и эмоциональной коммуникации через изобразительное искусство.
  • Воспитательные задачи:
  • Воспитывать эстетический вкус и уважительное отношение к художественным материалам и творческому процессу.
  • Формировать ответственность за результат своей работы и умение доводить начатое до конца.
  • Воспитывать терпение, усидчивость и дисциплину, необходимые для успешного освоения художественных техник.
  • Развивать навыки сотрудничества и коммуникации при выполнении коллективных творческих проектов.
  • Воспитывать интерес к культуре и искусству, формировать мотивацию к дальнейшему творческому развитию.
  1. Психолого-педагогические характеристики обучающихся,

участвующих в реализации образовательной программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Аквагамма» предназначена для детей в возрасте 11-15 лет. Зачисление в детское образовательное объединение происходит по желанию ребёнка и на основании письменного заявления родителей.  Подростковый возраст характеризуется неуравновешенностью, склонностью конфликтовать. В этом возрасте дети стремятся быть похожими на сверстников, недоверчивы к окружающим людям, следовательно, дети такого возраста становятся замкнутыми, скрытными. В таком возрасте лучше уважать его мнение, помогать ребенку.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Аквагамма» предназначена для детей в возрасте 11 - 15 лет.

Набор детей в объединение – свободный.

  1. Особенности организации образовательного процесса.

Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые формы работы с детьми. Состав групп 15-20 человек.

  1. Формы обучения по образовательной программе.

Форма обучения – очная.

  1. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.

Режим занятий: вторник- с 16.00-17.40; четверг: с 16:00-17:40

Общее количество часов за 1 год обучения – 72 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 45 минут. Недельная нагрузка на одну группу: 2 академических часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

  1. Объем и срок освоения образовательной программы.

Срок освоения программы – 1 год обучения. На полное освоение программы требуется 72 часа, включая посещения экскурсий, плэнеров, консультаций.

  1. Основные методы обучения.

Методы обучения – словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный.

Каждое занятие условно разбивается на 3 части, которые составляют в комплексе целостное занятие:

1 часть: включает в себя организационные моменты, изложение нового материала, инструктаж, планирование и распределение работы для каждого учащегося на данное занятие;

2 часть: практическая работа обучающихся (индивидуальная или групповая, самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы;

3 часть: посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов. Это коллективная деятельность, состоящая из аналитической деятельности каждого учащегося, педагога и всех вместе.  

Методы, в основе которых располагается уровень деятельности учащихся:

  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся;
  • объяснительно - иллюстративный–дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • частично – поисковый – участие детей в коллективном поиске, решении поставленной задачи совместно с педагогом.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкциям, структурному плану и др.);
  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • проблемного изложения, исследовательский (для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к выполняемой работе, исследовательских умений);
  • объяснительно - иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);
  • словесный - рассказ, объяснение, беседа, лекция (для формирования сознания); - стимулирования (защита проектных идей).

  1. Планируемые результаты.

Метапредметные результаты

  • Умение эффективно общаться и взаимодействовать с педагогом и сверстниками, работать в творческой группе.
  • Развитие навыков планирования собственной деятельности, саморегуляции и контроля в процессе выполнения художественных заданий.
  • Формирование познавательных универсальных учебных действий: наблюдение, анализ, сравнение, обобщение и творческий поиск решений.

Личностные результаты

  • Воспитывать эстетическое и нравственное отношение к окружающему миру через художественное творчество.
  • Формирование аккуратности, любознательности, эмоциональной отзывчивости, трудолюбия и ответственности за результат.
  • Развитие творческой индивидуальности и уверенности в собственных художественных возможностях.

Предметные результаты

  • Знание основных понятий изобразительного искусства: виды и свойства акварельных красок, техники (лессировка, алла прима, заливка, растекание), основы композиции и колористики.
  • Умение смешивать цвета, создавать различные оттенки и цветовые гармонии, передавать фактуру, объем и настроение в акварельных работах.
  • Владение практическими навыками работы с акварельными материалами и инструментами, соблюдение техники безопасности.
  • Способность самостоятельно создавать законченные художественные произведения в технике акварели, проявляя творческий подход и индивидуальный стиль.
  • Опыт участия в выставках и конкурсах, умение презентовать и аргументировать свои работы.

  1. Механизм оценивания образовательных результатов.

Для выявления уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции в образовательный процесс, проводится текущий контроль в виде открытых уроков. Итоговый контроль проводится как участие в районных, региональных конкурсах художественного творчества.

Механизм оценивания образовательных результатов.

Уровень теоретических знаний

Низкий уровень: учащийся знает отдельные фрагменты материала об акварельных техниках и основах композиции, излагает информацию с затруднениями, требует наводящих вопросов для уточнения.

Средний уровень: учащийся владеет основными понятиями и приемами, но для полного раскрытия темы необходимы дополнительные пояснения и вопросы преподавателя.

Высокий уровень: учащийся уверенно и полно владеет теоретическим материалом, может логично и последовательно объяснить особенности акварельной техники и художественных принципов.

Уровень практических навыков и умений

Низкий уровень: требуется постоянный контроль со стороны педагога за соблюдением правил работы с кистями, красками и бумагой.

Средний уровень: учащемуся периодически требуется напоминать о правильном использовании материалов и соблюдении техники безопасности.

Высокий уровень: учащийся самостоятельно и аккуратно работает с инструментами и материалами, соблюдая все правила безопасности. Владение акварельными техниками и создание художественных работ

Низкий уровень: учащийся испытывает трудности при выполнении заданий, нуждается в постоянной помощи педагога при нанесении красок и создании композиции.

Средний уровень: способен выполнять задания по инструкции с некоторыми подсказками и поддержкой педагога.

Высокий уровень: самостоятельно и творчески применяет акварельные техники, создает законченные художественные работы, проявляя индивидуальный стиль.

  1. Формы подведения итогов реализации образовательной программы.

Для выявления уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции в образовательный процесс, проводится текущий контроль в виде творческого задания. Итоговый контроль проводится в виде отчетной выставки работ по окончанию освоения программы.

Учащиеся участвуют в различных выставках и соревнованиях муниципального, регионального и всероссийского уровня.  По окончании модуля обучающиеся представляют творческий проект, требующий проявить знания и навыки по ключевым темам.

  1. Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы.

Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин. Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия и др.).

Кадровые. Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Методическое обеспечение.

 Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:

− электронные учебники;

− видеоролики.

Материально-технические условия:

  • защита для поверхности рабочего места, фартуки, перчатки;
  • ноутбук;
  • принтер;
  • экран;
  • столы и стулья;
  • баночки для воды;  
  • краски акварельные;
  • художественные кисти;
  • бумага для живописи;
  • бумага для графических работ и зарисовок;
  • карандаши цветные и графические;
  • клей, ножницы, цветная бумага и цветной картон;
  • мольберты.

Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:

  • учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
  • вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся)
  • формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения;  
  • мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей;
  • формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
  • наличие комфортной развивающей образовательной среды.
  1. Уровневая дифференциация образовательной программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Аквагамма» относится к ознакомительному уровню, которая предоставляется учащимся в возрасте от 11 до 15 лет. Срок освоения программы составляет 1 год обучения, время обучения – 2 часа в неделю. Общее количество часов за 1 год обучения – 72 часа. Результатом обучения является освоение учащимися образовательной программы «Аквагамма».


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Название раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Техника безопасности и введение в искусство акварели

3

2

1

Устный опрос

2

Основы работы с акварелью и теория цвета

3

1

2

Устный опрос

3

Развитие композиционных навыков

4

2

2

Творческое задание, рефлексия.

4

Жанровое разнообразие в акварели

3

2

1

Творческое задание, рефлексия.

5

Теория цвета и колористика

4

2

2

Творческое задание, рефлексия.

6

Небо в искусстве. Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния

4

1

3

Творческое задание, рефлексия.

7

Природная форма – лист. Тоновая растяжка цвета, акварель

4

1

3

Творческое задание, рефлексия.

8

Теплые цвета. Стихия — огонь.

4

1

3

Творческое задание, рефлексия.

9

Холодные цвета. Стихия – вода.

4

1

3

Творческое задание, рефлексия.

10

Цветы весны. Изобразительные свойства акварели

4

1

3

Творческое задание, рефлексия.

11

Творческая работа. (конкурс «Звезды Балтики»)

4

1

3

Рефлексия.

12

Натюрморт в акварели

5

2

3

Творческое задание, рефлексия.

13

«Деревья». Пленэрные зарисовки.  Акварель.

Воздушная

перспектива.  

4

1

3

Творческое задание, рефлексия.

14

Акварель для выражения эмоций

2

1

1

Творческое задание, рефлексия.

15

Фантастический мир

2

1

1

Творческое задание, рефлексия.

16

Творческие проекты и самостоятельная работа

10

4

6

Защита проектов первого года обучения

17

Итоговая выставка

8

3

5

Выставка, творческий отчет.

Итого

72

27

45

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения (72 часа, 2 часа в неделю)

Тема 1. Техника безопасности и введение в искусство акварели (3 часа)

Теория: правила организации рабочего места, техника безопасности при работе с акварельными материалами, знакомство с историей и особенностями акварельной живописи.

Практика: освоение правил работы с кистями, красками и бумагой; упражнения на аккуратность и контроль расхода материалов.

Контроль: устный опрос по технике безопасности и основам акварели.

Тема 2. Основы работы с акварелью и теория цвета (3 часа)

Теория: виды акварельных красок, выбор бумаги и кистей, основы цветового круга, понятия цвета, оттенка, насыщенности и контраста.

Практика: упражнения по смешиванию цветов, создание цветовых переходов и градиентов, освоение базовых приемов нанесения краски (лессировка, заливка).

Тема 3. Развитие композиционных навыков (4 часа)

Теория: основы композиции в живописи, правила построения изображения, распределение элементов на плоскости.

Практика: создание простых композиций с использованием акварели, работа с формой и пространством.

Тема 4. Жанровое разнообразие в акварели (3 часа)

Теория: обзор жанров акварельной живописи (пейзаж, натюрморт, портрет, фантастика).

Практика: выполнение небольших этюдов в разных жанрах.

Тема 5. Теория цвета и колористика (4 часа)

Теория: углубленное изучение цветовых сочетаний, гармоний, теплых и холодных цветов, психологического воздействия цвета.

Практика: создание цветовых композиций, работа с контрастами и гармониями.

Тема 6. Небо в искусстве. Использование цвета для отражения эмоционального состояния (4 часа)

Теория: символика неба в живописи, эмоциональное значение цветовых решений.

Практика: написание акварельных этюдов с изображением неба, передача настроения через цвет.

Тема 7. Природная форма — лист. Тоновая растяжка цвета, акварель (4 часа)

Теория: изучение форм и текстур природных объектов, техники тональной растяжки.

Практика: рисование листьев с использованием градиентов и цветовых переходов.

Тема 8. Теплые цвета. Стихия — огонь (4 часа)

Теория: особенности теплых цветов, их эмоциональное воздействие и использование в живописи.

Практика: создание композиций с использованием красных, оранжевых и желтых оттенков, передача динамики и энергии.

Тема 9. Холодные цвета. Стихия — вода (4 часа)

Теория: свойства холодных цветов, их роль в создании атмосферы и настроения.

Практика: работа с синими, зелеными и фиолетовыми оттенками, создание образов воды и прохлады.

Тема 10. Цветы весны. Изобразительные свойства акварели (4 часа)

Теория: особенности изображения цветочных форм, передача легкости и прозрачности.

Практика: создание цветочных композиций с использованием акварельных техник.

Тема 11. Творческая работа (конкурс «Звезды Балтики») (4 часа)

Практика: подготовка и выполнение конкурсной работы в технике акварели, применение изученных приёмов.

Тема 12. Натюрморт в акварели (5 часа)

Теория: особенности построения натюрморта, работа с формой и светотенью.

Практика: написание натюрморта с использованием акварельных техник.

Тема 13. «Деревья». Пленэрные зарисовки. Акварель (4 часа)

Теория: особенности изображения деревьев и природы на пленэре, работа с естественным освещением, принципы и правила воздушной перспективы.

Практика: выездные зарисовки на природе, передача текстур и атмосферы.

Тема 14. Акварель для выражения эмоций (2 часа)

Теория: использование цвета и формы для передачи эмоциональных состояний.

Практика: свободное творчество с акцентом на эмоциональное самовыражение.

Тема 15. Фантастический мир (2 часа)

Теория: жанр фантастики в живописи, что такое монотипия.

Практика: создание фантастических композиций в технике монотипия.

Тема 16. Творческие проекты и самостоятельная работа (6 часов)

Практика: разработка и реализация индивидуальных и групповых творческих проектов, применение всех изученных техник.

Тема 17. Итоговая выставка (2 часа)

Практика: подготовка и проведение выставки работ обучающихся, презентация и обсуждение результатов.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Сроки проведения

Время

Кол-во часов

Тема занятия

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

16:00-17:40

1

Техника безопасности и введение в искусство акварели

Ознакомительное

занятие

Учебный

Кабинет

Устный опрос,

рефлексия

2

Сентябрь

16:00-17:40

1

Техника безопасности и введение в искусство акварели

Ознакомительное

занятие

Учебный

кабинет

Устный опрос,

рефлексия

3

Сентябрь

16:00-17:40

1

Техника безопасности и введение в искусство акварели

Практические задания

Учебный

Кабинет

Устный опрос,

рефлексия

4

Сентябрь

16:00-17:40

1

Основы работы с акварелью и теория цвета

Занятие сообщения и усвоения новых знаний

Учебный

Кабинет

Устный опрос,

рефлексия

5

Сентябрь

16:00-17:40

1

Основы работы с акварелью и теория цвета

Занятие применения знаний, умений и навыков

Учебный

Кабинет

Устный опрос,

рефлексия

6

Сентябрь

16:00-17:40

1

Основы работы с акварелью и теория цвета

Занятие применения знаний, умений и навыков

Учебный

Кабинет

Устный опрос,

рефлексия

7

Октябрь

16:00-17:40

1

Развитие композиционных навыков

Занятие сообщения и усвоения новых знаний

Учебный

Кабинет

Наблюдение

8

Октябрь

16:00-17:40

1

Развитие композиционных навыков

Занятие сообщения и усвоения новых знаний

Учебный

кабинет

Устный опрос

9

Октябрь

16:00-17:40

1

Развитие композиционных навыков

Занятие применения знаний, умений и навыков

Учебный

Кабинет

Наблюдение

10

Октябрь

16:00-17:40

1

Развитие композиционных навыков

Занятие применения знаний, умений и навыков

Учебный

Кабинет

Устный опрос

11

Октябрь

16:00-17:40

1

Жанровое разнообразие в акварели

Занятие сообщения и усвоения новых знаний

Учебный

Кабинет

Творческое задание

12

Октябрь

16:00-17:40

1

Жанровое разнообразие в акварели

Занятие сообщения и усвоения новых знаний

Учебный

Кабинет

Творческое задание

13

Октябрь

16:00-17:40

1

Жанровое разнообразие в акварели

Занятие применения знаний, умений и навыков

Учебный

Кабинет

Творческое задание

14

Октябрь

16:00-17:40

1

Теория цвета и колористика

Занятие сообщения и усвоения новых знаний

Учебный

Кабинет

Творческое задание

15

Ноябрь

16:00-17:40

1

Теория цвета и колористика

Занятие сообщения и усвоения новых знаний

Учебный

кабинет

Творческое задание

16

Ноябрь

16:00-17:40

1

Теория цвета и колористика

Занятие применения знаний, умений и навыков

Учебный

Кабинет

Творческое задание

17

Ноябрь

16:00-17:40

1

Теория цвета и колористика

Занятие применения знаний, умений и навыков

Учебный

кабинет

Устный опрос

18

Ноябрь

16:00-17:40

1

Небо в искусстве. Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния

Занятие сообщения и усвоения новых знаний

Учебный

Кабинет

Устный опрос

19

Ноябрь

16:00-17:40

1

Небо в искусстве. Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния

Занятие применения знаний, умений и навыков

Учебный

Кабинет

Творческое задание

20

Ноябрь

16:00-17:40

1

Небо в искусстве. Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния

Комбинированное занятие

Учебный

Кабинет

Творческое задание

21

Ноябрь

16:00-17:40

1

Небо в искусстве. Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния

Занятие применения знаний, умений и навыков

Учебный

Кабинет

Творческое задание

22

Декабрь

16:00-17:40

1

Природная форма – лист. Тоновая растяжка цвета, акварель

Занятие сообщения и усвоения новых знаний

Учебный

Кабинет

Творческое задание

23

Декабрь

16:00-17:40

1

Природная форма – лист. Тоновая растяжка цвета, акварель

Занятие применения знаний, умений и навыков

Учебный

Кабинет

Творческое задание

24

Декабрь

16:00-17:40

1

Природная форма – лист. Тоновая растяжка цвета, акварель

Комбинированное занятие

Учебный

Кабинет

Творческое задание

25

Декабрь

16:00-17:40

1

Природная форма – лист. Тоновая растяжка цвета, акварель

Занятие применения знаний, умений и навыков

Учебный

Кабинет

Устный опрос

26

Декабрь

16:00-17:40

1

Теплые цвета. Стихия — огонь.

Занятие сообщения и усвоения новых знаний

Учебный

Кабинет

Устный опрос

27

Январь

16:00-17:40

1

Теплые цвета. Стихия — огонь.

Занятие применения знаний, умений и навыков

Учебный

Кабинет

Творческое задание

28

Январь

16:00-17:40

1

Теплые цвета. Стихия — огонь.

Комбинированное занятие

Учебный

Кабинет

Творческое задание

29

Январь

16:00-17:40

1

Теплые цвета. Стихия — огонь.

Занятие применения знаний, умений и навыков

Учебный

Кабинет

Творческое задание

30

Январь

16:00-17:40

1

Холодные цвета. Стихия – вода.

Занятие сообщения и усвоения новых знаний

Учебный

Кабинет

Творческое задание

31

Январь

16:00-17:40

1

Холодные цвета. Стихия – вода.

Комбинированное занятие

Учебный

Кабинет

Творческое задание

32

Январь

16:00-17:40

1

Холодные цвета. Стихия – вода.

Занятие применения знаний, умений и навыков

Учебный

Кабинет

Творческое задание

33

Февраль

16:00-17:40

1

Холодные цвета. Стихия – вода.

Занятие применения знаний, умений и навыков

Учебный

Кабинет

Устный опрос

34

Февраль

16:00-17:40

1

Цветы весны. Изобразительные свойства акварели

Занятие сообщения и усвоения новых знаний

Учебный

Кабинет

Устный опрос

35

Февраль

16:00-17:40

1

Цветы весны. Изобразительные свойства акварели

Занятие применения знаний, умений и навыков

Учебный

Кабинет

Устный опрос

36

Февраль

16:00-17:40

1

Цветы весны. Изобразительные свойства акварели

Комбинированное занятие

Учебный

Кабинет

Устный опрос

37

Февраль

16:00-17:40

1

Цветы весны. Изобразительные свойства акварели

Занятие применения знаний, умений и навыков

Учебный

Кабинет

Наблюдение, творческое задание.

38

Февраль

16:00-17:40

1

Творческая работа. (конкурс «Звезды Балтики»)

Консультация

Учебный

Кабинет

Творческое задание

39

Февраль

16:00-17:40

1

Творческая работа. (конкурс «Звезды Балтики»)

Практическое занятие.

Учебный

Кабинет

Творческое задание

40

Февраль

16:00-17:40

1

Творческая работа. (конкурс «Звезды Балтики»)

Практическое занятие.

Учебный

Кабинет

Творческое задание

41

Февраль

16:00-17:40

1

Творческая работа. (конкурс «Звезды Балтики»)

Практическое занятие.

Учебный

Кабинет

Творческое задание

42

Февраль

16:00-17:40

1

Натюрморт в акварели

Занятие сообщения и усвоения новых знаний

Учебный

Кабинет

Творческое задание

43

Февраль

16:00-17:40

1

Натюрморт в акварели

Экскурсия

Учебный

Кабинет

Творческое задание

45

Февраль

16:00-17:40

1

Натюрморт в акварели

Комбинированное занятие

Учебный

Кабинет

Устный опрос

45

Март

16:00-17:40

1

Натюрморт в акварели

Комбинированное занятие

Учебный

Кабинет

Устный опрос

46

Март

16:00-17:40

1

Натюрморт в акварели

Теоретическая

Часть

Учебный

Кабинет

Устный опрос

47

Март

16:00-17:40

1

«Деревья». Пленэрные зарисовки.  Акварель.

Воздушная

перспектива.  

Занятие сообщения и усвоения новых знаний

Учебный

Кабинет

Устный опрос

48

Март

16:00-17:40

1

«Деревья». Пленэрные зарисовки.  Акварель.

Воздушная

перспектива.  

Плэнер

Учебный

Кабинет

Устный опрос

49

Март

16:00-17:40

1

«Деревья». Пленэрные зарисовки.  Акварель.

Воздушная

перспектива.  

Плэнер

Учебный

Кабинет

Творческая

Работа

50

Март

16:00-17:40

1

«Деревья». Пленэрные зарисовки.  Акварель.

Воздушная

перспектива.  

Плэнер

Учебный

Кабинет

Творческая

Работа

51

Март

16:00-17:40

1

Акварель для выражения эмоций

Занятие сообщения и усвоения новых знаний

Учебный

Кабинет

Творческая

Работа

52

Март

16:00-17:40

1

Акварель для выражения эмоций

Комбинированное занятие

Учебный

Кабинет

Творческая

Работа

53

Март

16:00-17:40

1

Фантастический мир

Занятие сообщения и усвоения новых знаний

Учебный

Кабинет

Творческая

Работа

54

Март

16:00-17:40

1

Фантастический мир

Комбинированное занятие

Учебный

Кабинет

Творческая

работа

55

Март

16:00-17:40

1

Творческие проекты и самостоятельная работа

Консультация

Учебный

Кабинет

Творческая

Работа

56

Март

16:00-17:40

1

Творческие проекты и самостоятельная работа

Консультация

Учебный

Кабинет

Творческая

работа

57

Апрель

16:00-17:40

1

Творческие проекты и самостоятельная работа

Консультации

Учебный

Кабинет

Творческий

Отчет

58

Апрель

16:00-17:40

1

Творческие проекты и самостоятельная работа

Консультации

Учебный

Кабинет

Творческий

отчет

59

Апрель

16:00-17:40

1

Творческие проекты и самостоятельная работа

Подготовка к защите

проектов

Учебный

Кабинет

Творческая

Работа

60

Апрель

16:00-17:40

1

Творческие проекты и самостоятельная работа

Подготовка к защите

проектов

Учебный

Кабинет

Творческая

Работа

61

Апрель

16:00-17:40

1

Творческие проекты и самостоятельная работа

Подготовка к защите

проектов

Учебный

Кабинет

Творческая

Работа

62

Апрель

16:00-17:40

1

Творческие проекты и самостоятельная работа

Подготовка к защите

проектов

Учебный

Кабинет

Творческая

Работа

63

Апрель

16:00-17:40

1

Творческие проекты и самостоятельная работа

Подготовка к защите

проектов

Учебный

Кабинет

Творческая

Работа

64

Апрель

16:00-17:40

1

Творческие проекты и самостоятельная работа

Подготовка к защите

проектов

Учебный

Кабинет

Творческая

Работа

65

Апрель

16:00-17:40

1

Итоговая выставка

Выставка

Учебный

Кабинет

Творческая

работа

66

Апрель

16:00-17:40

1

Итоговая выставка

Выставка

Учебный

Кабинет

Творческая

работа

67

Май

16:00-17:40

1

Итоговая выставка.

Выставка

Учебный

Кабинет

Опрос

68

Май

16:00-17:40

1

Итоговая выставка.

Выставка

Учебный

Кабинет

Защита

69

Май

16:00-17:40

1

Итоговая выставка.

Выставка

Учебный

Кабинет

Защита

70

Май

16:00-17:40

1

Итоговая выставка.

Выставка

Учебный

Кабинет

Просмотр

71

Май

16:00-17:40

1

Итоговая выставка.

Выставка

Учебный

Кабинет

Просмотр

72

Май

16:00-17:40

1

Итоговая выставка.

Выставка

Учебный

Кабинет

Просмотр


КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Режим деятельности

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа художественной

направленности

«Аквагамма»

1

Начало учебного года

1 сентября

2

Продолжительность учебного периода

36 учебных недели

3

Продолжительность учебной недели

5 дней

4

Периодичность учебных занятий

2 раза в неделю

5

Количество часов

72 часа

6

Окончание учебного года

31 мая

7

Период реализации программы

06.09.2025 – 15.05.2026

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Воспитательный компонент осуществляется по следующим направлениям организации воспитания и социализации обучающихся:

1) гражданско-патриотическое;

2) нравственное и духовное воспитание;

3) воспитание положительного отношения к труду и творчеству;

4) интеллектуальное воспитание;

5) здоровьесберегающее воспитание;

6) правовое воспитание и культура безопасности;

7) воспитание семейных ценностей;

8) формирование коммуникативной культуры;

9) экологическое воспитание;

10) художественно-эстетическое воспитание;

11) социокультурное и медиакультурное воспитание.

Цель – формирование гармоничной личности с широким мировоззренческим кругозором, с серьезным багажом теоретических знаний и практических навыков, посредством изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Используемые формы воспитательной работы: викторина, экскурсии, диспуты, конкурсы, праздник.

Методы: беседа, мини-викторина, наблюдения, столкновения взглядов и позиций, проектный, поисковый.

Планируемый результат: развитие эстетического вкуса, ценить свой труд и труд окружающих людей, стремление к совершенствованию своих способностей, развитие художественных способностей в области изобразительного искусства и прикладного творчества.

Название мероприятия

Направление

Форма проведения

Сроки проведения

1

«День защитника Отечества»

гражданско-патриотическое

Беседа

Февраль

2

«Наш труд»

воспитание положительного

отношения к труду и

творчеству

Открытое занятие

Октябрь

3

«Знатоки искусства»

интеллектуальное

воспитание

Викторина

Ноябрь

4

«10000 шагов к жизни»

здоровьесберегающее

воспитание

Конкурс

Январь

5

«Знаю свои права»

правовое воспитание и

культура безопасности

Диспут

Декабрь

6

«Материнская забота»

воспитание семейных

ценностей

Круглый стол

Март

7

«Акварель – истинное

искусство?»

формирование

коммуникативной культуры

Дискуссия

Апрель

8

«Художники-

акварелисты»

художественно-

эстетическое воспитание

Экскурсия

Февраль

9

 «Герои живут рядом»

нравственное и духовное

воспитание

Тематический вечер

Май


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

1.        Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от29.12.2012 №273-ФЗ.

2.        Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года №629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

3.        Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020№28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

4.        Распоряжение         Правительства         Российской         Федерации от 31.03.2022года №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».

5. Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022  года №912/1 "Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022-2024 годы) в Калининградской  области и Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Калининградской области"

Для педагога дополнительного образования:

1        Б.Н. Неменский, Изобразительное искусство, Москва, Просвещение, 2007г.

2        И.Г. Гриченко, Игровая радуга, методическое пособие, Москва, ЦГЛ, 2004г.

3        Жегалова С.К., Русская народная живопись – М.; Просвещение, 2004 4 Кирцер Ю.М., Рисунок и живопись. – М.; Высшая школа,2012.

5        Неменский Б.М., Методическое пособие по изобразительному искусству. – М.; Просвещение,2016.  

6        Перепелкина Г.П., Искусство смотреть и видеть. – М.; Просвещение, 2022.

7        Волков И.П., Изобразительное искусство в школе: книга для учителя: из опыта работы. – М.; Просвещение, 2013.

8. Уоллэйс Ф., Мир Леонардо. – М.; Терра, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика результативности обучения по ДООП "Хореографическое искусство". Методическая разработка

Диагностические таблицы входного и итогового контроля по трехлетней программе "Хореографическое искусство" Ансамбля танца "Ералаш"....

Использование ИТ-технологий в ДООП "Ансамбль в классе фортепиано"

В дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Ансамбль в классе фортепиано» ИТ-технологии применяются в процессе обучения для:педагогической диагностики;формирования и ко...

Проектирование ДООП

Этот материал может быть полезен педагогам дополнительного образования....

Рабочая тетрадь по компетенции "Управление железнодорожным транспортом ", ДООП "Город мастеров"

Используется на занятиях для закрепления материала по компетенции «УПРАВЛЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ»...

ДООП "Сувенирная лавка" отчет за год

Отчет ро дополнительному образованию "Сувенионая Лавка" за 2023-2024г...

Рабочая программа ДООП "Сувенирная лавка" 2024-2025г

Программа «Сувенирная лавка» имеет художественно - эстетическую направленность.  Программа является познавательной и развивающей, т. к. связана с прикладным творчеством и направлена н...

Рабочая программа по ДООП «Сувенирная лавка» 2022-2023 уч. год

Краткое содержание программы:     Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, полу...