Конкурс "Занимательное черчение"
методическая разработка на тему

Федорова Людмила Васильевна

В методической разработке представлен подробный сценарий конкурса для студентов образовательных организаций технических специальностей. В разработке подробно описан сценарий конкурса, представлены вопросы викторины, занимательные задачи, оценочные ведомости и рекомендации для проведения конкурса.

Методическая разработка конкурса «Занимательное черчение» может быть использована преподавателями профессиональных образовательных организаций технических и строительных специальностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_konkurs_zanimatelnoe_cherchenie.docx105.93 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Чувашской Республики

 «Цивильский аграрно-технологический техникум»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

Методическая разработка

конкурса по дисциплине «Инженерная графика»

«Занимательное черчение»

Цивильск, 2016

 Федорова, Л.В.

Методическая разработка конкурса «Занимательное черчение» / Л.В. Федорова. – 2016. – 17 с.

В методической разработке представлен подробный сценарий конкурса для студентов образовательных организаций технических специальностей. В разработке подробно описан сценарий конкурса, представлены вопросы викторины, занимательные задачи, оценочные ведомости и рекомендации для проведения конкурса.

Методическая разработка конкурса «Занимательное черчение» может быть использована преподавателями образовательных организаций технических и строительных специальностей.

        © Л.В. Федорова


СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………. 4

2. Технологическая карта……………………………………………5

          3. План-конспект конкурса «Занимательное черчение»…………..7

        Литература………………………………………………………   …13

Приложение А. Вопросы викторины………………………………14

Приложение Б. Сводная таблица результатов…………………….16

Приложение В. Карточки к игре «Домино»……………………….17

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важнейших человеческих способностей является способность мыслить пространственными образами. Пространственное мышление становится важной составляющей интеллекта человека, оно служит средством познания самых разнообразных предметов и явлений действительности, а также является необходимым условием развития его потенциальных способностей. Сформированное пространственное мышление рассматривается как база развития специальных, является предпосылкой успешного овладения научно-технической, изобразительно-художественной и другими видами деятельностей, связанных с конструкторским мышлением и техническим творчеством .

         Известными учёными отмечено, что творческое воображение, оперирование пространственными образами лежат в основе всех истинных достижений науки. В своих наиболее развитых формах пространственное мышление формируется на графической основе. Следовательно, одним из главных дисциплин, способствующих его развитию, является инженерная графика.

         В процессе изучения обучающимися инженерной графики воспитывается точность, аккуратность, развивается внимание, наблюдательность, зрительная память, формируется активная жизненная позиция и другие лучшие личностные качества. Являясь международным языком общения, графический язык предмета расширяет познавательные возможности обучающихся, увеличивая диапазон их миропонимания.

Все это указывает на острую необходимость укрепления и расширения графической подготовки обучающихся, как базы развития пространственного мышления. Конкурс, предложенный ниже, позволяет развивать у обучающихся познавательную и мыслительную деятельность.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Вид занятия: конкурс.

Тип занятия: систематизация, оценка знаний, умений, навыков.

Метод: игровой

Технические средства: мультимедиапроектор, компьютер.

Учебно-наглядные пособия: карточки-задания, чертежные инструменты и приспособления, пластилин, проволока, комплект «домино»

Норма времени: 45 мин

Цели конкурса:

- обучить переносу знаний в новую практическую ситуацию;

- развивать у обучающихся мыслительную и познавательную деятельность, представление пространственных образов;

- развивать интерес и способности к графическим дисциплинам и конструированию;

- развивать уметь систематизировать полученные знания и умения и применять их в конкретных ситуациях.

Задачи конкурса:

- выявление наиболее способных и одаренных обучающихся по дисциплине;

- предоставление возможности обучающимся самореализоваться;

- активация творческой деятельности обучающихся и преподавателей, внедрение в учебный процесс инновационных технологий.

Развивающиеся компетенции ОК 2, ОК 4, ОК 5 – ОК 8

ЭТАПЫ КОНКУРСА

№ этапа

Наименование

Кол-во

участников

Действия

Средства обучения

  1. Организация целевого пространства (5 мин)

1.1

1.2

1.3

8

Ввод в проблему.

Определение личных целей

Определение общих целей

  1. Организация поискового пространства (40 мин)

2.1

ВИКТОРИНА

(5 мин)

8

Интеллектуальная разминка. Ответить на теоретические вопросы викторины (повторение основ черчения)

Вопросы викторины

(1 мин)

Экспертиза выполненного задания

Ведомость

2.2

ХУДОЖНИК (5 мин)

7

Нарисовать всевозможные варианты горизонтальных проекций группы геометрических тел по заданным фронтальным проекциям из своих фантазий

Карточки-задания

(1 мин)

Экспертиза выполненного задания

Ведомость

2.3

ЗАШИФРОВАННАЯ  ФРАЗА

(6 мин)

6

Выписать буквы, написанные на аксонометрическом изображении, согласно числам, обозначенных на проекциях модели. Прочитать фразу

Карточки- задания

(1 мин)

Экспертиза выполненного задания

Ведомость

2.4

ПРОБКА

(5 мин)

5

Слепить пробку из пластилина, которая может как закрыть, так и свободно пройти через любое из трех отверстий.

Планшет, пластилин,

(1 мин)

Экспертиза выполненного задания

Ведомость

2.5

МОДЕЛЬ ИЗ ПРОВОЛОКИ  (5 мин)

4

Определить и построить 2 модели из проволоки по трем заданным проекциям

Карточки- задания, проволока

(1 мин)

Экспертиза выполненного задания

Ведомость

2.6

ДОМИНО

(5 мин)

3

Найти наглядное изображение по двум проекциям, по наглядному изображению найти две проекции, получить цепочку из домино, или замкнутый круг.

3 комплекта домино

(3 мин)

Экспертиза выполненного задания

Ведомость

(4 мин)

Подведение итогов

  1. Организация рефлексивного пространства (5 мин)

3.1 Рефлексия на цели занятия

3.2 Рефлексия на работу участников

3.3 Рефлексия на конкурс

СЦЕНАРИЙ КОНКУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ЧЕРЧЕНИЕ»

Уровень графической подготовки человека ныне определяется, главным образом, не степенью овладения им техникой выполнения графических изображений, а в большей мере тем, насколько он готов к мысленным преобразованиям моделей, насколько подвижно его мышление.

А.Д. Ботвинников

ОТКРЫТИЕ

Ведущий: Дорогие участники конкурса! Сегодня мы собрались на конкурс «Занимательное черчение». Сегодня вы можете себя проверить, насколько глубоко вы поняли темы «Проекционное черчение», «Геометрические тела», «Аксонометрические проекции» и сможете ли применить эти знания и умения в конкретных ситуациях. Сумеете ли систематизировать полученные знания и  прийти к правильному решению. Оцените себя, как развито у вас пространственное воображение, мышление. И  сможете проявить свои способности в полной степени.

Всего вам предстоит пройти 5 этапов. После каждого этапа участник, с наименьшим количеством баллов, выбывает из конкурса. К следующему этапу допускаются студенты, успешно выполнившие задания предыдущего конкурса с наибольшим количеством баллов. Итак, конкурс начинается.

Ведущий:

Поздравляем  вас, друзья, с праздником черчения!

Покажите еще раз чертежные умения, что на уроках показал!.

И вот решающий и главный час состязания настал!

Желаем мы тебе удачи! Чтобы на конкурсе победить

Надо настойчивость, упрямство и остроумие проявить.

И хотелось бы тебе дать совет такой:

Надо, действуя руками, думать головой.

Сегодня на конкурсе «Занимательное Черчение» встречаются:

(Участники представляются)

 Конкурс судят эксперты в составе:

(Представление экспертов)

Участники, ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1. Какие, по-твоему, черты характера должны быть у человека, который любит рисовать, чертить, мастерить что-либо своими руками?

2. Есть ли у тебя такие черты характера?

3. Нравятся ли тебе графические изображения?

4. Легко ли тебе выполнять графические изображения предметов и деталей на занятиях?

5. Можешь ли ты по чертежу представить, как он будет выглядеть в действительности?

6. Хотелось ли тебе заниматься проектированием, дизайном?

7. Кем себя в будущем видишь?

8. Будет ли в твоей жизни присутствовать наука Черчение?

Первый этап «Викторина»

(Играют 8 участников)

Ведущий: Отвечая на теоретические вопросы по инженерной графике, набираем первоначальные стартовые баллы (приложение А). Один правильный ответ оценивается в 1 балл. Вопросы задаются поочередно каждому участнику.

Экспертиза выполненного задания.

Ведущий: Итоги викторины подведены.

К следующему этапу допускаются участники: …

Ведущий: Присмотритесь к окружающим нас предметам. Каждый из них можно представить в виде какого-нибудь геометрического тела.

Вопрос участникам: - Какие геометрические тела вы знаете? (Показ слайда «Геометрические тела»).(Ответы участников)

Ведущий: А вы знаете, что названия геометрических тел первоначально были названиями конкретных предметов, имеющих форму более или менее близкую к форме данного тела?

По–гречески скалку называли «каландер», поэтому все тела с округлым сечением получили название цилиндра. Тело, похожее на еловую шишку, которую по-гречески называли «конос», назвали конусом.

Cлово «призма»- означает опиленная, имеется в виду опиленное бревно. «Пирамида» происходит от слова «пюрамис», которым греки называли египетские пирамиды. Шар ограничен поверхностью, которая называется сферой, от греческого слова «сфейра». Слово «параллельный» происходит от греческого «параллелос» - идти рядом. От него уже происходят слова «параллелепипед» и другие.

Столик для еды имел две параллельные стороны и был похож на трапецию, но сначала его называли «тетрапецион», а позже уже дали истинное название – трапеция (trapezion - «столик», от которого произошло также слово «трапеза»)

Второй этап «Художник».

(Играют 7 участников)

Ведущий: Итак, задание: Художник нарисовал фронтальные проекции геометрических тел. Вам нужно нарисовать всевозможные варианты горизонтальных проекций группы геометрических тел из своих фантазий. Вспомните, что различные геометрические тела имеют одинаковые изображения на той или иной плоскости проекций. Время на выполнение задания 5 мин. За каждую группу тел – 1 балл.

            

Приготовились … Начали!

Эксперты следят за временем…. По истечении 5 мин задания с ответами  передаются к экспертам.

Экспертиза выполненного задания.

Ведущий: Итак, к следующему этапу допускаются участники….

Третий этап «Зашифрованная фраза»

(Играют 6 участников)

Ведущий: Вам нужно прочитать фразу на чертеже. Берите по порядку числа, обозначенные на  проекциях модели, и выпишите соответствующие этим номерам буквы, написанные на аксонометрическом изображении. В результате должна образоваться фраза, зашифрованная на чертеже. Кто быстрее. Оценивается конкурс по пятибалльной системе. Первый решивший задание участник получает 5 баллов, второй – 4 балла, третий – 3 и т.д.

Приготовились … начали! (для болельщиков – демонстрация умножения сложных чисел)

Ответ. Золотые ворота книг.

Экспертиза выполненного задания.

Четвертый этап «Пробка»

(Играют 5 участников)

Ведущий: Форму какого геометрического тела должна иметь пробка, которая может как закрыть, так и свободно пройти через любое из трех отверстий? Попробуйте пробку слепить из пластилина. Кто быстрее! Максимальная оценка 5 баллов.

                

Приготовились . Начали!

(звучит инструментальная мелодия? Слайды «Тела Платона»)

Ответ. Пробка должна иметь форму цилиндра, усеченного с двух сторон наклонными плоскостями.

Подведение итогов.

К следующему этапу допускаются участники….

Пятый этап «Модель из проволоки»

(Играют 4 участника)

Ведущий: Ребята, вам нужно определить и построить 2 модели из проволоки по трем заданным проекциям. За каждый правильный ответ 2 балла. Кто быстрее?...   Приготовились начали… (Звучит музыка)

Экспертиза выполненного задания.

К следующему этапу допускаются…

Шестой этап «Домино»

(Играют 3 участника)

Ведущий: А теперь поиграем в домино. Перед вами комплекты домино. На одной половине фишки выполнены две проекции, на другой – наглядные  изображения разных моделей. По двум проекциям найдите наглядное изображение, по наглядному изображению найдите две проекции модели. Таким образом соединяя фишки, получаем цепочку из домино. Правильность решения задания можно проверить, сравнивая крайние изображения: две проекции последнего домино должны соответствовать наглядному изображению первого. Или должен получиться замкнутый круг. Кто быстрее? Максимальная оценка 5 баллов….Приготовились… Начали….

(для болельщиков просмотр слайда «Волшебные свойства пирамиды»)

Итак, подведем итоги…. Слово жюри. В таблицу вписываются призеры и количество набранных баллов.

Вопросы для рефлексии

1. Доволен ли ты своими результатами?

2. Сложно было решить тебе эти задачи?

3. Какой этап конкурса для тебя был самым сложным?

4. А какой конкурс был самым интересным и увлекательным?

5. Как ты думаешь, над чем тебе еще надо поработать?

6. Что нового для себя узнал из конкурса? Как ты думаешь, ты в полную силу работал? Или  не полностью использовал свои знания?

Приложение А.

 Вопросы викторины

1. Наглядное изображение предмета - это … (аксонометрия)

2. Знак для обозначения окружности - это …  (диаметр)

3. Язык техники - это …  (чертеж)

4. Написание букв и цифр по ГОСТУ - это … (шрифт)

5. Изображение на плоскости - это … (проекция)

6. Линия пересечения двух граней - это … (ребро)

7. Тело вращения, имеющее одно основание - это …  (конус)

8. Многогранник, имеющий одну вершину - это …  (пирамида)

9. Геометрическая фигура, образованная двумя лучами, исходящими из одной точки - это … (угол)

10. Геометрическое тело с равными гранями - это …  (куб)

11. Окружность в изометрии - это …  (эллипс)

12. Как называется размер листа - это …  (формат)

13. Отношение размеров предмета на чертеже к их действительным размерам - это …  (масштаб)

14. Число, обозначающее натуральную величину на чертеже - это …  (размер)

15. Линия пересечения двух плоскостей проекций - это …  (ось)

16. Знак для обозначения скруглений - это …  (радиус)

17. Элемент многогранника - это … (грань)

18. Как называется набор чертежных инструментов в футляре? (готовальня)

19. В виде какой фигуры проецируется вертикально расположенный цилиндр на фронтальную плоскость проекций, если высота равна диаметру? (квадрат)

20. Какие геометрические тела дают все три одинаковые проекции? (куб, сфера)

21. Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом ведет, там след кладет - это … (карандаш)

22. Черные, кривые, от рожденья все немые. Встанут в ряд, сейчас заговорят - это …  (буквы алфавита)

23. Какие геометрические фигуры и какого цвета составляют развертку футбольного мяча? (черные пятиугольники и белые шестиугольники)

24. Если в колесе 10 спиц, то сколько между ними промежутков? (10)

25. На каком языке говорит наука черчение? (язык линий)

26. Почему коническое ведро делают большим основание вверх, а конический чайник большим основанием вниз? (удобнее выливать, для устойчивости)

27.Почему металлическая линейка имеет деления с начала, а деревянная – чуть отступая?

28. Чему равна сторона правильного шестиугольника, вписанного в окружность? (Радиусу)

30.  И стул, и скамейка сделаны из дерева, а отдыхать удобнее на скамейке,. почему? (скамейка повторяет изгиб позвоночника)

31. Кратчайшее расстояние между параллельными прямыми - это … (перпендикуляр)

32. Геометрическая фигура, получаемая при осевом сечении усеченного конуса - это … (трапеция)

33. В какую фигуру проецируется прямая, если она перпендикулярна плоскости проекций? (в точку)

34. Как называется общая точка трех плоскостей проекций? (ось координат)

35. Какая координата определяет высоту? (аппликата)

36. Какая ось получается при пересечении горизонтальной и фронтальной плоскостей проекций? (ось ОХ)

37. Какой вид проецирования применяется при выполнении чертежей? (параллельный ортогональный вид проецирования)

Приложение Б

Сводная таблица результатов

№ участника, фамилия, имя

викторина

художник

Зашифров. фраза

пробка

модель из проволоки

домино

ВСЕГО

МЕСТО

максим

максим

максим

максим

максим

максим

максим

Эксперты    ________________________________________________________

__________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка, презентация, план урока по дисциплине "Tехническое черчение" по теме "Сборочный чертеж".

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Кроме того, этот мет...

План теоретического урока предмет – техническое черчение

Совершенствование знаний по теме «Построение вынесенных сечений на рабочих чертежах»...

Учебная дисциплина: Техническое черчение

Стандарт устанавливает шрифты, обязательные к применению в машиностроительных чертежах, и содержит указания по выполнению надписей стандартным шрифтом. Правила выполнения чертежей, деление ...

Разработка макета на уроках строительного черчения (специальность "Штукатур,маляр")

Разработка макета учащимся группы 15 (специальность "Штукатур,маляр")...

Методическое пособие к уроку -практикуму по созданию геометрических построений (сопряжения) в среде компьютерного черчения AutoCad

Данное методическое пособие предназначено в помощь студентам при построении отдельных элементов контура технической детали и оформления чертежа детали в графической среде AutoCad.В пособии приведены а...

Методическое пособие "Проекционное черчение"

Цель данного пособия - помочь студентам в исвоении законов, методов  и приемовпроекционного черчения при выполнении чертежей деталей....

Рабочая программа по МДК 03.05. Черчение для студентов специальности 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение

Рабочая программа междисциплинарного курса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 54.02.06 ...