ИЗУЧЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА - ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ
статья на тему

Ряснянская Наталья Алексеевна

Роль изучения и внедрения  передового опыта педагогов в образовательном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья17.27 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА - ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ

Н.А.Ряснянская

ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»

Каждое учебное заведение – это союз профессионалов, знатоков своего дела, обладающих огромным багажом знаний, умений, идей, опыта.

В условиях российского образования педагогам приходится постоянно обращаться к опыту предыдущих поколений педагогов, синтезировать его в своей работе. Без опыта прошлого невозможно создавать современное содержательное образование.

Каждый педагог по-своему уникален. Каждый, в процессе своей деятельности, затрачивая немало сил, времени, знаний, создает свою методику, свои технологии, свои направления в работе, тем самым накапливает определенный опыт.  Но без использования опыта коллег деятельность педагога не может быть полной.  В процессе своей педагогической деятельности ему приходится обращаться к передовым достижениям для освоения новых идей.  Применение чужого опыта - творческий процесс, результатом которого является синтез личных знаний, умений и навыков с теми, что предлагает передовая технология.

Несмотря на определенную активизацию деятельности педагогов по освоению педагогического опыта, этот процесс еще остается эпизодическим и вызывает у педагогических работников типичные трудности, обусловленные недостаточным обеспечением педагогической литературой об опыте учителей-новаторов, конкретными методическими материалами, а также отсутствием четких критериев оценки изученного опыта, его обобщения.

Одним из действенных средств внедрения передовых педагогических идей является активизация методической работы в образовательном учреждении СПО с пропагандой передового педагогического опыта. В нашем техникуме, например, вот уже несколько лет работает Школа Молодого Педагога (ШМП). В рамках  работы ШМП разработана «Программа содействия молодым педагогам», рассчитанная на 2 года;  план работы ШМП на учебный год, а также индивидуальные планы работы преподавателей – наставников с молодыми, не имеющими опыта работы педагогами. В ходе работы преподаватели-наставники оказывают  молодым коллегам систематическую помощь в повседневной работе. Помощь может быть разнообразной: совместное планирование работы, подбор учебного материала и наглядных пособий для уроков, составление учебно-планирующей документации и многое другое. Эта форма передачи передового педагогического опыта является самой простой и доступной, потому что она основана на непосредственном общении педагогов. Польза от этой работы обоюдная: молодые педагоги поднимаются до уровня опытных, а последние не останавливаются на достигнутом, повышают свое мастерство. Кроме того, новое, оригинальное в опыте отдельных преподавателей становится в коллективе предметом особого внимания, шлифуется и совершенствуется.

Работа по внедрению передового педагогического опыта осуществляется поэтапно.

Существует три этапа внедрения передового опыта.

Первый (подготовительный) этап включает: анализ результатов педагогической деятельности педагогов (результаты экзаменов, итоги за полугодие и год, анкетирование обучающихся,  наличие умений по самостоятельному овладению знаниями и их практического применения) обобщение материалов передового педагогического опыта, включение в план работы учреждения вопросов, связанных с пропагандой и освоением опыта.

Второй (основной) этап внедрения передового педагогического опыта предполагает: непосредственно деятельность преподавателей по выяснению сути опыта коллеги; апробацию передового опыта в реальном учебно-воспитательном процессе; подведение итогов работы, вывод о возможности использования обобщенного опыта в пределах своего коллектива, написание статьи и т.п..

Разнообразная деятельность преподавателей на основном этапе освоения лучшего опыта обеспечивает осознание главной идеи внедряемого, непосредственное ознакомление с передовой технологией и коррекция дальнейшей педагогической деятельности согласно полученного опыта.

На третьем (заключительном) этапе осуществляется оценка и самооценка результатов освоения передового педагогического опыта. При этом главным показателем является повышение эффективности и качества решения учебно-воспитательных задач техникума.

         Практическое обобщение передового педагогического опыта представляет широкий спектр его форм: буклет, альбом, статья, доклад и т.п.. Описание опыта, как правило, хранится в методическом кабинете, где преподаватели могут с ним ознакомиться. К оформлению этого материала относятся определенные требования, в частности: указываются тема и автор опыта, обосновывается его актуальность, перечисляются задачи, которые ставил преподаватель, раскрываются суть опыта, технология работы педагога, условия и возможности применения другими членами коллектива.

В процессе внедрения опыт обогащается самими преподавателями - их идеями, эффективными формами организации обучения и воспитания обучающихся. Такой опыт может быть новым объектом для изучения и распространения. Эффективность внедрения передового педагогического опыта в значительной степени зависит от совершенствования его форм и методов. Наиболее распространенными формами, как известно, являются: курсы повышения квалификации, научно-практические семинары и конференции; педагогические чтения; школы передового педагогического опыта; наставничество.

Итак, главным фактором в развитии творческого отношения педагогов к своей работе, повышение уровня педагогического мастерства - есть уровень внедрения передового педагогического опыта в массовую практику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методическая неделя как форма повышения квалификации педагогов: проблемы, совершенствование форм проведения"

Статья "Методическая неделя как форма повышения квалификации педагогов:проблемы, совершенствование форм проведения"...

"Методическая неделя как форма повышения квалификации педагогов: проблемы, совершенствование форм проведения"

Статья "Методическая неделя как форма повышения квалификации педагогов:проблемы, совершенствование форм проведения"...

выступления на методических, педагогических советах, школах передового педагогического опыта

выступления на методических, педагогических советах, школах передового педагогического опыта...

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.

Любая работа требует развития определенных навыков. И самый главный навык, который должен быть у каждого квалифицированного специалиста – это навык самообразования. Особенно это важно для педаго...

Статья для участия в V Фестивале передового педагогического опыта учителей «Современные методы и приемы обучения»

В статье рассматривается актуальность социокультурного компонента при обучении иностранному языку обучающихся в системе среднего профессионального образования. Авторы предлагают возможное содержание...

Диссеминация передового педагогического опыта

      Одной из наиболее актуальных проблем системы образования России является проблема повышения качества и эффективности инновационной деятельности на всех ее уровнях. Уже в са...