Проект рабочей программы кружка “Цветоводство” для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом требований СФГОС
проект на тему

Соколова Людмила Моисеевна

Содержание и структура курса "Цветоводство" обеспечивает получение дополнительных знаний о жизни цветочных растений, способствует развитию творческих и натуралистических умений, экологической культуры, а также привития самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_tsvetovodstvu.docx95.86 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение “Нурлатская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья”

Проект рабочей программы кружка “Цветоводство”

для детей  с ограниченными возможностями здоровья

с учетом требований СФГОС

Автор проекта:

Соколова Л. М.,  учитель 1 квалификационной категории  ГБОУ

 “Нурлатская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья”

Оглавление

Введение……………………………………………………………...

  1. Актуальность проекта.............................................................
  2. Цель и задачи проекта...........................................................

     2.1 Цель проекта.........................................................................

2.2 Задачи проекта......................................................................

2.3 Целевая группа проекта ........................................................

  1. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)...............................................................
  2. Жизненный цикл  и этапы реализации проекта......................

4.1 Сроки реализации проекта.......................................................

4.2 Этапы реализации проекта.........................................................

4.3 Программа проектных мероприятий........................................

  1. Ресурсное обеспечение проекта...............................................
  2. Ожидаемые результаты реализации проекта........................
  3. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта...........................................................................

Заключение..........................................................................................

Список использованных документов и источников информации.........................................................................................

Глоссарий...........................................................................................

Приложения

3

4

5

5

5

6

6

10

10

10

10

11

12

12

17

19

20


Введение

В проекте представлена инновационная модель рабочей программы кружковой дейтельности “Цветоводство”, включающая в себя пояснительную записку, тематическое планирование, содержание учебного материала, список литературы и приложение. Модель предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по программе коррекционной школы VIII вида.

Содержание и структура курса «Цветоводство» обеспечивает получение дополнительных знаний о жизни комнатных растений, развитие творческих и натуралистических умений,  научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привития самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой.

В программе уделено внимание этическим нормам и правилам отношения к природе. Показано практическое применение биологических знаний.

Программа ориентирована на активное познание мира цветочно-декоративных растений. В этой связи в нее включены темы практических работ, опытов и наблюдений. Предусмотренные теоретический материал и практическая деятельность учащихся предоставляет им возможности для саморазвития и самореализации, для наиболее полного раскрытия своих творческих способностей.    

Курс программы «Цветоводство» предназначен для внеклассной работы с детьми 12 – 15 лет. В этом возрасте дети способны усваивать информацию, наблюдается стремление к потребности естественного осмысления природного явления, происходит активный процесс мышления, ребята стремятся к самостоятельному осуществлению исследовательской работы.

Система занятий строится с опорой на знания, полученные детьми на уроках природоведения, биологии. Теоретический материал подбирался таким образом, чтобы сформировать представления о растениях, как об одном из самых важных направлениях изучения природы в области цветоводства, что способствовало бы познавательному развитию ребенка.

1. Актуальность проекта

СФГОС, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”, предъявляет новые требования к организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в коррекционной школе.

Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также - методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Актуальность проблемы связана с тем, что в современном обществе произошел новый виток развития человеческого общества. Сегодня  человечество переживает стремительное развитие и распространение новых информационных и телекоммуникационных технологий, которые приобретают сегодня характер глобальной информационной революции.

Главная задача образовательной политики - достижение нового, современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Личность ученика, его индивидуальность – главная ценность, в связи с которой проектируются все другие звенья образовательного процесса. Основным приоритетом в  процессе воспитания личности ученика является социализация. Что следует понимать под понятием «социализация»?

Социализация — становление личности - процесс усвоения индивидом социального опыта. Для успешной социализации учащихся школы VIII вида первостепенное значение имеет развитие коммуникативных способностей.

        Успешность социализации существенно зависит от условий, которыми учитель обеспечивает учащихся, и при которых обеспечивалась бы возможность удержания активной роли детей в процессе обучения, воспитания, систематического упражнения в самостоятельном получении знаний и в осознанном их применении. Актуальность данной темы заключается в том, что в последние годы заметно возрос интерес методологии к активным методам обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, формирование у них гибкости мыслительной деятельности, обеспечивающей, в том числе, адекватность поведения и личную автономность, как одного из показателей успешной адаптации детей с ОВЗ.        

Самостоятельная работа обучающихся на занятиях кружка “Цветоводство” помогает повышению эффективности обучения как в отношении овладения системой знаний, умений и навыков, так и с точки зрения развития способностей в умственном и физическом труде. Самостоятельная работа играет ведущую роль в кружковой деятельности и степень самостоятельности школьников при выполнении тех или иных видов самостоятельных работ связана с характером их деятельности.

          Сказанное выше позволяет считать тему проектной работы актуальной.

Все вышеизложенное обуславливает актуальность разработки новых моделей внедрения СФГОС в условиях коррекционной школы.

2. Цель и задачи проекта

2.1 Цель проекта

Разработка и применение на практике программы кружка по цветоводству для детей с граниченными возможностями здоровья в рамках внедрения СФГОС

2.2 Задачи проекта:

1. Изучить требования СФГОС и методическую литературу по проблеме

2. Разработать структуру и определить содержание рабочей программы кружка по цветоводству с учетом требований СФГОС

3. Применить программу кружка по цветоводству в практической деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья  

4. Разработать дидактическое обеспечение необходимое для более доступного

5. Проанализировать динамику развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации программы.

2.3 Целевая группа проекта: учащиеся 8-б класса (занимающиеся по второму варианту) ГБОУ “Нурлатской школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья”

  1. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

Создание данной программы преследует учебно-воспитательные и развивающие цели. Опыт работы многих кружков по цветоводству показал, что правильно поставленная работа учащихся с ОВЗ с цветочно-декоративными и декоративно-лиственными растениями помогает им закрепить знания о биологии растений, лучше понять связь растения с внешней средой, убедиться в возможности управления ростом и развитием растений, освоить простейшие агротехнические приёмы их выращивания, имеет эстетическую и экологическую направленность.

Возможность выращивания на малых площадях, доступность проведения наблюдений за ростом и развитием растений в течение круглого года, быстрота получения результатов, возможность использования живых растений на уроках биологии, сельскохозяйственного труда (5 класс, раздел “Цветочные культуры”), возможность их выращивать в школьных цветниках, делают цветочно-декоративные растения объектом учебной, внеклассной и внешкольной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

  Цель программы:  расширение и закрепление знаний учащихся с ОВЗ в процессе выполнения практической задачи - озеленение школы-интерната.

Задачи:

Обучающие: расширить знания учащихся с ограниченными возможностями здоровья о живой природе через изучение комнатных и клумбовых растений; способствовать развитию познавательного интереса к естественным наукам, привить практические умения и навыки в работе с комнатными растениями, развитие навыков научно-исследовательской работы.

Воспитательные: способствовать развитию познавательной самостоятельности, творчества;

формировать у обучающихся экологического мышления, умения работать в коллективе; совершенствовать умения ухода за культурными растениями.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать самостоятельность, ответственность, аккуратность; способствовать обогащению словарного запаса, активизации речи.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны расширить, углубить и закрепить знания о цветочно-декоративных и декоративно-лиственных растениях, владеть основами экологического мышления, понимать связь между растениями и внешней средой.

Учащиеся должны уметь применять практические умения и навыки в работе с комнатными растениями и растениями открытого грунта, использовать навыки научно- исследовательской работы в процессе практических занятий.

Главное направление работы кружка:

- изучение ассортимента комнатных растений, их размножение, выращивание и использование для озеленения помещения школы-интерната;

- изучение однолетних и многолетних цветочных растений открытого грунта, их размножение, выращивание и использование для озеленения школьных цветников.

Материал подобран с учётом возрастных особенностей учащихся.

Программа данного курса предусматривает проведение бесед, экскурсий, практических занятий, встреч.

В результате изучения курса

учащиеся должны знать: роль растений в жизни человека, группы комнатных и клумбовых растений и условия их жизни, приёмы систематического и периодического ухода за растениями;

должны уметь: размещать комнатные растения в помещении, осуществлять уход за растениями, производить посадку и пересадку растений.

Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Форма проведения

Кол-во часов

1.

Организационное занятие

Рассказ, беседа

1

2.

Мир клумбовых растений и их роль в жизни человека

Рассказ, беседа, экскурсия

1

3.

Цветочные растения, выращиваемые в школьных цветниках

Рассказ, беседа, экскурсия

1

4.

Многолетние цветочные растения. Осенние работы с многолетниками.

Рассказ, беседа,

практическая работа

1

5, 6

Сбор и обработка семян многолетников

Рассказ, беседа, практическая работа

2

7, 8

Сбор и обработка семян однолетников

Рассказ, беседа, практическая работа

2

9, 10

Подзимние посевы однолетников

Рассказ, беседа, практическая работа

2

11, 12

Сортировка и расфасовка семян однолетников и многолетников

Рассказ, беседа, практическая работа

2

13

Мир комнатных и их роль в жизни человека

Рассказ, беседа

1

14

Характеристика сезонно-цветущих комнатных растений

Рассказ, беседа

1

15

Ручной инвентарь для выращивания комнатных растений

Рассказ, беседа, практическая работа

1

16

Почвенные смеси для комнатных растений

Рассказ, беседа, практическая работа

1

17, 18

Правила ухода за комнатными растениями

Рассказ, беседа, практическая работа

2

19, 20

Размножение комнатных растений

Рассказ беседа, практическая работа

2

21

Подготовка почвенной смеси для посева цветочных семян на рассаду

Рассказ, беседа, практическая работа

1

22

Семена однолетних цветов

1

23, 24

Посев цветочных семян в ящики на рассаду

Рассказ, беседа, практическая работа

2

25.

Удобрения и их значение в цветоводстве

Рассказ, беседа, практическая работа

1

26.

Выращивание цветочной рассады в помещении

Рассказ, беседа

1

27, 28

Пикировка рассады

Рассказ, беседа, практическая работа

2

29

Зеленые друзья наших комнат

Рассказ, беседа,

практическая работа

1

30, 31

Высадка цветочной рассады в открытый грунт

Рассказ, беседа, практическая работа

2

32, 33

Посев однолетников в открытый грунт (бархатцы, циннии)

Рассказ, беседа, практическая работа

2

34

Итоговое занятие кружка

Рассказ, беседа, практическая работа

1

35

Организационное занятие

Рассказ, беседа

1

36

Значение зеленых насаждений в жизни человека и в народном хозяйстве нашей страны

Рассказ, беседа

1

37

Растения, используемые для озеленения  г. Нурлат

Рассказ, беседа, экскурсия

1

38, 39

Сбор и обработка семян однолетников

Рассказ, беседа, практическая работа

2

40, 41

Выкопка и укладка на хранение незимующих многолетников (гладиолусы, георгины, канны)

Рассказ, беседа, инструктаж, практическая работа

2

42, 43

Подзимние посевы однолетников

Рассказ, беседа, практическая работа

2

44, 45

Особенности содержания комнатных растений

Рассказ, беседа, практическая работа

2

46

Опасные комнатные растения

Рассказ, беседа, практическая работа

1

47

"Зеленая аптека на окне"

Рассказ, беседа

1

48, 49

Микроэлементы и их значение в цветоводстве

Рассказ, беседа, практическая работа

2

50, 51

Уход за комнатными растениями

Рассказ, беседа, практическая работа

2

52, 53

Размножение герани стеблевыми черенками

Рассказ, беседа, практическая работа

2

54, 55, 56

Посев цветочных семян в ящики на рассаду

Рассказ, беседа, практическая работа

3

57, 58

Уход за рассадой: подкормка, полив, рыхление

Рассказ, беседа, практическая работа

2

59

 Проект общешкольного мероприятия на тему: «Фестиваль цветов»

Выступление, выставка

1

60, 61

Пикировка рассады

Рассказ, беседа, практическая работа

2

62, 63

Экскурсия в теплицу

Рассказ, беседа,

практическая работа

2

64, 65

Высадка цветочной рассады в открытый грунт

Рассказ, беседа, практическая работа

2

66, 67

Посев однолетников в открытый грунт (бархатцы, циннии)

Рассказ, беседа, практическая работа

2

68

Итоговое занятие кружка

Рассказ, беседа, практическая работа

1

4. Жизненный цикл  и этапы реализации проекта

4.1 Сроки реализации проекта с августа 2017 г. по июнь 2019 года

4.2 Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный (с 1.08.2017 г. по 31.08.2017 г.) - изучение методической литературы; разработка модели работы по развитию навыков общения.

2 этап. Основной (с 01.09.2017 г по 28.05.2019 г.) - запланированные мероприятия, направленные на  реализацию программы для успешной социализации детей с ОВЗ

3 этап. Заключительный (с 29.05.2019 г. по 10.06.2019 г.) - анализ полученных результатов; распространение опыта работы.         

4.3 Программа проектных мероприятий

Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Этап 1

1

Изучение Федерального государственного образовательного стандарта

ГБОУ “Нурлатская школа-интернат для детей с ОВЗ”

Август

2017 г.

Соколова Л. М.

2

Изучение Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ

ГБОУ “Нурлатская школа-интернат для детей с ОВЗ”

Август

2017 г.

Соколова Л. М.

3

Апробирование и внедрение авторской программы кружка “Цветоводство”

ГБОУ “Нурлатская школа-интернат для детей с ОВЗ”

Август

2017 г.

Соколова Л. М.

4

Проведение  контрольной диагностики учащихся с ограниченными возможностями здоровья

ГБОУ “Нурлатская школа-интернат для детей с ОВЗ”

Август

2017 г.

Соколова Л. М.

Этап 2

5

Проведение занятий кружка согласно плану

ГБОУ “Нурлатская школа-интернат для детей с ОВЗ”

 

2017 - 2019 гг.

Соколова Л. М.

6

Организация экскурсий в тепличный комплекс

ГБОУ “Нурлатская школа-интернат для детей с ОВЗ”

Апрель - май

2018 г.,

2019 г.

Соколова Л. М.

7

Беседы с представителями Нурлатского ЖКХ “Уют” из отдела “Озеленение города”

ГБОУ “Нурлатская школа-интернат для детей с ОВЗ”

Апрель - май

2018 г.,

2019 г.

Соколова Л. М.

8

Проведение общешкольных мероприятий

ГБОУ “Нурлатская школа-интернат для детей с ОВЗ”

2017 - 2019 гг.

Соколова Л. М.

9

Проведение экскурсий в Аграрный техникум

ГБОУ “Нурлатская школа-интернат для детей с ОВЗ”

Апрель - май

2018 г.,

2019 г.

Соколова Л. М.

10

Участие в муниципальном конкурсе “Лучший школьный цветник”

ГБОУ “Нурлатская школа-интернат для детей с ОВЗ”

2017 - 2019 гг.

Соколова Л. М.

Этап 3

11

Проведение  констатирующей  диагностики учащихся с ограниченными возможностями здоровья

ГБОУ “Нурлатская школа-интернат для детей с ОВЗ”

Июнь 2019 г.

Соколова Л. М.

12

Анализ проведенной работы

ГБОУ “Нурлатская школа-интернат для детей с ОВЗ”

Июнь 2019 г.

Соколова Л. М.

5. Ресурсное обеспечение проекта

Условия

Необходимо

Имеется

Источники

Нормативно-правовые:

  1. Закон об образовании
  2. Конвенция о правах ребенка
  3. Конституция РФ
  4. Устав школы
  5. ФГОС для детей с ОВЗ

 

+

+

+

+

+

 

Материально-технические:

  1. Учебный и трудовой корпусы
  2. Пришкольный участок
  3. Спортивная площадка, спортзал
  4. Актовый зал школы
  5. Школьная библиотека
  6. Кабинет социального педагога, педагога-психолога, логопеда
  7. Медицинский блок
  8. Кабинет ИКТ

 

+

+

+

+

+

+

+

+

 

Кадровые:

  1. Директор
  2. ЗДУР, ЗДВР
  3. Учителя-предметники, классные руководители
  4. Воспитатели
  5. Педагог дополнительного образования
  6. Педагог-организатор
  7. Социальный педагог
  8. Педагог-психолог
  9. Логопед
  10. Медицинский работник

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

6. Ожидаемые результаты реализации проекта

  1. Положительная динамика в формировании социальной позиции детей с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Создание системы взаимосвязи и сотрудничества всех субъектов при социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Развитие в детях с ОВЗ  познавательного интереса к природе, природным явлениям, понимание активной роли человека в природе.
  4. Овладение  детьми элементарными знаниями и опытом ухода, бережным отношением к цветочным растениям.
  5. Предупреждение затруднений и преодоление дезадаптации в условиях проживания в современном обществе.
  6. Рост социальной активности учащихся, осознанное стремление к положительной самореализации в жизни.
  7. Личностный рост каждого воспитанника, формирование позитивной системы отношения к миру, готовность к самосовершенствованию, осознание своей индивидуальной целостности.

7. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта

Перед началом работы с учащимися, которые начали заниматься по программе кружка “Цветоводство” было проведено диагностирование уровня развития речи учащихся, а также была проведена  диагностика по методике Г.Н. Казанцевой «Изучение интереса к предмету» для определения уровня познавательной самостоятельности.

В обследовании участвовали 12 учащихся  из 6, 7 классов ГБОУ “Нурлатская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья”.


При обследовании уровня развития речи всех учащихся делим на три группы:

1 группа (высокий уровень)  –  это дети, речь которых более сформирована: они могут пересказывать знакомую историю, глядя на картинку, могут описать с помощью наводящих вопросов свои чувства, вступают в диалоговую речь со сверстниками.

2 группа (средний уровень) – это дети, которые отвечают на простые вопросы, используя только краткую форму ответа, могут задать простой вопрос, затрудняются ответить на более сложные вопросы, им часто приходится повторять по несколько раз простые вопросы, прежде чем ребенок понимает, что от него требуется, поддерживает простой диалог с взрослыми.

3 группа (низкий уровень) - к ней можно отнести детей, речь которых развита на бытовом уровне.

С взрослением учащихся требования к каждому из уровней развития речи увеличивается.

Диаграмма 1.

Уровень развития речи учащихся с ОВЗ занимающихся по программе кружка “Цветоводство” на начало 2017 – 2018 учебного года

После проведенного контрольного исследования можно сделать выводы, что речь детей данной группы развита слабо и только у 2 учащихся (16%) наблюдается высокий уровень сформированности речи,  их речь более сформирована они могут пересказывать знакомую историю, глядя на картинку, могут описать с помощью наводящих вопросов свои чувства, вступают в диалоговую речь со сверстниками. Средний уровень наблюдается у 5 учащихся (42%)  дети данной группы, отвечают на простые вопросы, используя только краткую форму ответа, могут задать простой вопрос, затрудняются ответить на более сложные вопросы, им часто приходится повторять по несколько раз простые вопросы, прежде чем ребенок понимает, что от него требуется, поддерживает простой диалог с взрослыми. К низкому уровню также мы отнесли 5 учащихся (42%), речь детей данной группы развита на бытовом уровне.

Также провела обследовании учащихся по методике Г.Н. Казанцевой «Изучение интереса к предмету» для определения уровня познавательной самостоятельности (См. Приложение 1).

Таблица 1

Контрольное тестирование учащихся

 по методике Г.Н. Казанцевой «Изучение интереса к предмету»

на начало учебного 2017 – 2018 учебного года

Имя учащихся

Средний балл

Уровень познавательной самостоятельности

1

Азамат Г.

3,5

Средний уровень

2

Эмиль Б.

3

Средний уровень

3

Мария Ш.

4

Высокий уровень

4

Дмитрий Д.

2

Низкий уровень

5

Артем С.

2,5

Низкий уровень

6

Марат С.

2,5

Низкий уровень

7

Станислав С.

3

Средний уровень

8

Руслан Ш.

2,5

Низкий уровень

9

Владимир Ф.

3

Средний уровень

10

Кристина Г.

2

Низкий уровень

11

Диана К.

2,5

Низкий уровень

12

Саид Ш.

2,5

Низкий уровень

Результат тестирования рассчитали в процентном соотношении.

Диаграмма 4

Диагностика по методике Г.Н. Казанцевой

«Изучение интереса к предмету»

на начало учебного 2017 – 2018 учебного года

Путем вывода среднего балла получаем уровень познавательной самостоятельности:

высокий уровень – 4,0 - 5,0 баллов

средний уровень – 3,0 - 3,9 баллов

низкий уровень  –  2,0 - 2,9 баллов

Интерпретация результатов.

По результатам тестирования высокий уровень познавательной самостоятельности наблюдается только у 1 учащегося, что составляет 8 %  у учащегося данного уровня осознанная устойчивая познавательная направленность, проявляет повышенный интерес к предмету, эмоциональная предрасположенность к нему. Мотивы самообразования, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний, инициативный, творческий подход, любознательность.

Средний уровень у 4 учащихся (42%), данные учащиеся занимают отзывчиво-эмоциональную позицию, но не стремятся  выразить своё отношение к природе в творческой деятельности. Широкая познавательная мотивация, интерес к новым занимательным фактам, явлениям. Умеют аргументировать свою точку зрения на несущественном уровне, применяют случайное оперирование причинно-следственными связями. У учащихся данной группы наблюдается внешняя активность и исполнительская деятельность в работе.

Низкий уровень зафиксирован у большей  части учащихся,  7 человек (59%),  у них наблюдается отрицательное отношение и отсутствие интереса к предмету, несформированность и отсутствие учебной мотивации, отсутствие эмоционального барьера.

Заключение

Считаю, что занятия кружка “Цветоводство”  дает учащимся с интеллектуальной недостаточностью необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. В нашей школе есть все условия для проведения как теоретических, так и практических кружковых занятий для развития творческих способностей у детей с ОВЗ.

Дети активно работают в школьных цветниках, они выращивают и высаживают цветочную рассаду.  По итогам прошлого учебного года наша школа была награждена дипломом “за художественно-эстетическое оформление цветника”.  

Учащимся нравиться, что результаты труда можно ощутить непосредственно. Сама работа и получаемый продукт – вызывают у  ребенка  живой интерес и побуждают его к активной и целенаправленной деятельности.  

Конечно, выпускники коррекционной школы VΙΙΙ вида не станут владельцами предприятий, и при организации работы над проектом  встречается много трудностей, но положительные стороны  работы очевидны:

– получение учащимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в уходе за комнатными растениями, в выращивнии рассады и посадки цветов в цветники;

– приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в группах, исполнение разных социальных ролей, навыки общения);

– духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственной ценности труда, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил);

– профессиональное самоопределение (дети в последствии могут работать ЖКХ по озеленению города);

– приобретение умения ставить близкие и далекие цели от успешного освоения азов профессии до самостоятельной трудовой деятельности.

Значение такой формы организации трудовых навыков трудно переоценить. Учащиеся, которые обладают вышеперечисленными знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни.

Думается, что такой  опыт работы будет интересен педагогам специальных (коррекционных) школ в решении проблемы трудовой подготовки и трудоустройства воспитанников на современном этапе развития общества.

Список использованных документов и источников информации

  1. Быховец С.Л. «Энциклопедия комнатных растений». Минск « Харвест», 2003.
  2. Ваш сад. Практическая энциклопедия садовода. Изд-во «Внешинма», 2000.
  3. Воронцов В В. «Комнатные растения. Новое руководство по уходу». - М.: ЗАО «Фитон+», 2006.
  4. Колесников Е. В. Выращивайте цветы. Казань: Татарское книжное издательство. 1978.
  5. Каталог лекарственных растений. Наука и кооперативное образование, 2003.
  6. Ковалёва Е.А. «Сельскохозяйственный труд. Учебник для 5 класса специальных   (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида».

  Москва «Просвещение», 2007.

  1. Ковалёва Е.А. «Сельскохозяйственный труд. Учебник для 6 класса специальных  (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». Москва «Просвещение», 2007.
  2.  Сад и огород на подоконнике. Ростов н/Д, изд-во «Проф-Пресс», 2000.
  3. Семёнова А.Н. «Комнатные растения: друзья и враги». - СПб.: ИК «Невский проспект», 2004.
  4.  Твой прекрасный сад. «Издательство Астрель», 2000.
  5.  Тихонова А.Е., Нащокина М.М.. Комнатное цветоводство: содержание и методы работы // Биология в школе, 1995 г. № 4 с. 59-63
  6.  Усвайская А. В. Изучение комнатных растений. «Просвещение»
  7.  Фаустов В. В. Садоводство и цветоводство. М. Колос. 1978.
  8.  Хессайон Д.Г. «Всё о клумбовых растениях» - М,: «Кладезь-Букс», 2003.
  9.  Чечина Л.А. «Азбука комнатных растений»; Москва «Дрофа плюс», 2005.
  10.  Якушева М. Н. 50 самых популярных комнатных растений. Полиграфиздат, 2011.

Глоссарий

Декоративные растения – служащие, предназначенные для украшения.

Дерн – верхний слой почвы, густо заросший злаком, колосовою, луговою травой.

Закаливание растений -  приобретение растениями устойчивости к неблагоприятным условиям — морозам, холоду, засухе, засолению и др. 

Клумба – цветник правильной геометрической формы, обычно включенный в композицию партера.

Комнатные растения – растения, выращиваемые в жилых и общественных помещениях для декоративного оформления. 

Корневище –  подземный стебель многолетних травянистых растений.

Многолетние растения – травянистые растения, которые живут больше 2 лет. 

Однолетние растение – растение развивающееся и отмирающее в течение одного года.

Оранжерея – теплое застекленное помещение для выращивания или зимовки растений в закрытом грунте.

Отпрыски – надземные побеги растений, развивающиеся из корневых придаточных почек.

Почва – это верхний рыхлый слой земли, на котором растения могут расти и давать урожай.

Рабатка – цветник в виде полосы шириной от 0,5 м до 3 м, окаймленной бордюрными декоративными растениями. 

Рассада – молодые растения, выращиваемые для посадки на постоянное место.

Защищенный грунт  –  сооружения (теплицы, парники, утепленный грунт) для выращивания рассады, овощных, декоративных и плодовых растений.

Открытый грунт – незащищенная (открытая) площадь, занятая овощными (в овощеводстве) или декоративными растениями. 

Цветник –  участок с посадками цветочно-декоративных растений, предназначенный для украшения садов, парков, площадок перед зданиями и т.д.

Приложение 1

Модифицированная методика Г.Н. Казанцевой «Изучение интереса             к предмету» для определения уровня познавательной самостоятельности

Инструкция к методике:

В Таблице отметь показатели, проставляя знак V, которые ты считаешь, что тебе подходят

Отношение к предмету

Данный предмет просто интересен.

Нравится, как преподает учитель.

Предмет нужно знать всем.

Предмет легко усваивается.

Предмет заставляет думать.

Требует наблюдательности, сообразительности.

Предмет занимательный.

Интересны отдельные уроки

Хорошие отношения с учителем.

Учитель часто хвалит.

Учитель интересно объясняет.

Предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире.

Данный предмет не интересен.

Не нравится, как преподает учитель.

Предмет не обязательно знать всем.

Предмет трудно усваивается.

Предмет не заставляет думать.

Предмет не занимательный.

Интересны только отдельные факты.

Плохие отношения с учителем.

Учитель редко хвалит.

Учитель неинтересно объясняет.

Не получаю удовольствие при его изучении.

Почему ты вообще учишься?

24.

Хочу учиться.

25.

Не хочу подводить свой класс.

26.

Хочу добиться полных и глубоких знаний.

27.

Хочу научиться самостоятельно работать.

28.

Все учатся, и я тоже.

29.

Родители заставляют.

30.

Нравится получать хорошие оценки.

31.

Чтоб похвалил учитель.

32.

Чтобы товарищи со мной дружили.

33.

Классный руководитель заставляет.

Инструкция к методике:

В Таблице отметь показатели, проставляя знак V, которые ты считаешь, что тебе подходят

Обработка результатов.

За ответы на вопросы 1 – 7, 11, 12,24, 26, 27 ученик получает 5 баллов.

За ответы на вопросы 8 – 10, 17, 30 ученик получает 4 балла.

За ответы на вопросы 14,16,19,22,25,31 ученик получает 3 балла.

За ответы на вопросы 13,15,18,20,21,23,28,29,32,33 ученик получает 2 балла.

Путем вывода среднего балла получаем уровень познавательной самостоятельности:

высокий уровень – 4,0 - 5,0 баллов

средний уровень – 3,0 - 3,9 баллов

низкий уровень  –  2,0 - 2,9 баллов

Интерпретация результатов.

Высокий уровень познавательной самостоятельности ученика характеризует осознанная устойчивая познавательная направленность, проявляет повышенный интерес к предмету, эмоциональная предрасположенность к нему. Мотивы самообразования, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний, инициативный, творческий подход, любознательность.

Средний уровень, где учащийся занимает отзывчиво-эмоциональную позицию, но не стремится выразить своё отношение к природе в творческой деятельности. Широкая познавательная мотивация, интерес к новым занимательным фактам, явлениям. Умеет аргументировать свою точку зрения на несущественном уровне, случайное оперирование причинно-следственными связями. Внешняя активность и исполнительская деятельность в работе.

Низкий уровень характеризуется отрицательным отношением и отсутствием интереса к предмету, несформированность и отсутствием учебной мотивации, отсутствие эмоционального барьера.

Результаты опроса заносятся в протокол по каждому испытуемому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружка "Художественная композиция"

Программа кружка «Художественная композиция» предназначена для учреждений среднего профессионального образования.Основная цель данной программы – обеспечение условий для творческой активности и саморе...

Программа кружка "Цветоводство"

Одним из путей воспитания у обучающихся любви к природе, к своему краю, дому; бережливого, хозяйственного отношения к ее богатствам является приобщение обучающихся к изучению родной природы и активной...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ЖИВАЯ СТАЛЬ»

Программа кружка может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: слеса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ЖИВАЯ СТАЛЬ»

Программа кружка может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: слеса...

Использование метода проекта в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Из опыта работы по методической работе "Использование метода проекта в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья"....

Программа коррекционной работы с детьми ограниченными возможностями здоровья

Учащиеся  с ОВЗ, большинство из которых имеют особые образовательные потребности, испытывают значительные затруднения в достижении результатов, закрепленных федеральным стандартом.  Поэтому ...