РП ПМ 03
рабочая программа на тему

Фомин Денис Константинович

Рабочая программа профессионального модуля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РП ПМ 03133.59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное   образовательное учреждение   Воронежской области

« Бобровский аграрно-индустриальный колледж имени М.Ф. Тимашовой»

                                                                         Утверждаю:

                                                                         Директор ГБПОУ ВО «БАИК»

                      _________________ Соколова  Г.Н.

                                                                   31 августа  2017 г.

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.03 Транспортировка грузов

 по профессии

35.01.13 Тракторист- машинист сельскохозяйственного производства.

Срок обучения – 2 года 10 месяцев

2017 г.

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03. Транспортировка грузов  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих  по профессии  35.01.13 Тракторист- машинист сельскохозяйственного производства (утв. Приказом  Министерства образования и науки  РФ от 02 августа 2013 г. № 740 с изменениями от 9 апреля 2015г. № 389) 

Организация – разработчик :  ГБПОУ ВО «БАИК»

Разработчики: Фомин Денис Константинович – преподаватель.

Рабочая программа рассмотрена  на заседании методической комиссии  

  профессионального цикла

 Протокол №  1  от  «31 »  августа  2017 г.

 Председатель  методической комиссии  _____________  Русанова   В.И.

                                                     

.


СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ.

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ.

стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.03 Транспортировка грузов

Программа профессионального модуля – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих  35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства. в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

 Транспортировка грузов и соответствующих профессиональных компетенций ПК;   

            ПК 3.1. Управлять автомобилями категории «С».

ПК 3.2. Выполнять работы по транспортировке грузов.

ПК 3.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.

ПК 3.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.

ПК 3.5. Работать с документацией установленной формы.

ПК 3.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- управления автомобилями категории «С»;

уметь:

- соблюдать Правила дорожного движения;

- безопасно управлять транспортными средствами в различных дорожных и метеорологических условиях;

- уверенно действовать в нештатных ситуациях;

- управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного движения;

- выполнять контрольный осмотр транспортных средств перед выездом и при выполнении поездки;

- заправлять транспортные средства горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением экологических требований;

- устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности;

- соблюдать режим труда и отдыха;

- обеспечивать прием, размещение, крепление и перевозку грузов;

- получать, оформлять и сдавать путевую и транспортную документацию;

- принимать возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

- соблюдать требования по транспортировке пострадавших;

- использовать средства пожаротушения;

знать:

- основы законодательства в сфере дорожного движения, Правила дорожного движения;

- правила эксплуатации транспортных средств;

- правила перевозки грузов и пассажиров;

- виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов транспортных средств;

- правила техники безопасности при проверке технического состояния транспортных средств, проведении погрузочно-разгрузочных работ;

- порядок выполнения контрольного осмотра транспортных средств перед поездкой и работ по его техническому обслуживанию;

- перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение;

- приемы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию;

- правила обращения с эксплуатационными материалами;

- требования, предъявляемые к режиму труда и отдыха, правила и нормы охраны труда и техники безопасности;

- основы безопасного управления транспортными средствами;

- порядок оформления путевой и товарно-транспортной документации;

- порядок действий водителя в нештатных ситуациях;

- комплектацию аптечки, назначение и правила применения входящих в ее состав средств;

- приемы и последовательность действий по оказанию первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

- правила применения средств пожаротушения

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение  программы профессионального модуля:

всего – 360 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 252 часа, включая:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –168 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 84 часа;


 

 1.1. Область применения рабочей  программы

2.2. Объем  и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём, часов

Максимальная учебная нагрузка

252

Обязательная аудиторная учебная нагрузка, в том числе

168

лабораторные работы

-

практические  занятия

50

Самостоятельная работа

84

Дифференцированный зачет


2. Требования к результатам освоения профессионального модуля

Результатом освоения  профессионального модуля  является овладение обучающимися  профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1.

Управлять автомобилями категорий  «С».

ПК 2.2

Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.

ПК 2.3.

Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.

ПК 2.4.

Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.

ПК 2.5.

Работать с документацией установленной формы.

ПК 2.6.

Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы …

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ .

Объем профессионального модуля  ПМ.02 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров .

№ п/п

 Индекс и наименования междисциплинарных курсов (МДК)  

Всего часов

(макс. учебная нагрузка )

Объем времени, отведенный на освоение МДК (курсов)

Обязательная

аудиторная учебная

нагрузка обучающегося

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося, часов

Всего

    часов 

В т.ч.

лабораторные

работы и

практические

занятия, часов

Всего

    часов

1

МДК. 02.01. Теоретическая подготовка водителей автомобилей категорий «В» и «С»

252

168

50

84

Всего

252

168

50

84

2.2. Тематический план по профессиональному модулю ПМ.02 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров

№ п/п

Наименование междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа.

Объем часов

1

2

3

4

МДК. 02.01. Теоретическая подготовка водителей автомобилей категорий  «С»

227

Основы законодательства в сфере дорожного движения

49

1-2

Тема 1

Законодательство, определяющее

правовые основы обеспечения

безопасности дорожного движения и регулирующее отношения в сфере

взаимодействия общества и природы

Содержание учебного материала

2

Законодательство, определяющее правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения и регулирующее отношения в сфере взаимодействия общества и природы: общие положения; права и обязанности граждан, общественных и иных организаций в области охраны окружающей среды;

ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Основы экологического законодательства в части эксплуатации транспортных средств. устав автомобильного транспорта. основные положения трудового кодекса. основные положения законодательства иностранных

государств в сфере автотранспорта и дорожного движения. европейское соглашение о работе экипажей транспортных средств.

3-5

Тема 2

Законодательство, устанавливающее

ответственность за нарушения в сфере дорожного движения

Содержание учебного материала

1

Законодательство, устанавливающее ответственность за нарушения в сфере дорожного движения: Задачи и принципы Уголовного кодекса Российской Федерации; понятие преступления и виды преступлений; понятие и цели наказания, виды наказаний; экологические преступления; Ответственность за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта; задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях; административное. Правонарушение и административная ответственность; административное наказание; назначении административного наказания; административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования; административные правонарушения в области дорожного движения; административные правонарушения против порядка управления; исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях; размеры штрафов за административные правонарушения; гражданское законодательство; возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав; объекты гражданских прав; право собственности и другие вещные права; аренда транспортных средств; страхование; обязательства вследствие причинения вреда; возмещение вреда лицом, застраховавшим свою ответственность; ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих; ответственность при отсутствии вины причинителя вреда; общие положения; условия и порядок осуществления обязательного страхования; компенсационные выплаты.

Самостоятельная работа

2

Подготовить сообщение: «Международные Конвенции о дорожном движении»

6-9

Тема 3.

Общие положения, основные понятия и

термины, используемые в правилах дорожного движения

Содержание учебного материала

2

Общие положения, основные понятия и термины, используемые в правилах дорожного движения: основная терминология в сфере эксплуатации автомобильного транспорта и дорожного движения.(международная терминология) значение правил дорожного движения в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения; структура правил дорожного движения; дорожное движение; дорога и ее элементы; пешеходные переходы, их виды и обозначения с помощью дорожных знаков и дорожной разметки ;прилегающие территории: порядок въезда, выезда и движения по прилегающим к дороге территориям; порядок движения в жилых зонах; автомагистрали, порядок движения различных видов транспортных средств по автомагистралям; запрещения, вводимые на автомагистралях;

перекрестки, виды перекрестков в зависимости от способа организации движения; определение приоритета в движении; железнодорожные переезды и их разновидности; участники дорожного движения; лица, наделенные полномочиями по регулированию дорожного движения; виды транспортных средств; организованная транспортная колонна; ограниченная видимость, участки дорог с ограниченной видимостью; опасность для движения; дорожно-транспортное происшествие; перестроение, опережение, обгон, остановка и стоянка транспортных средств; темное время суток, недостаточная видимость; меры безопасности, предпринимаемые водителями транспортных средств, при движении в темное время суток и в условиях недостаточной видимости; населенный пункт: обозначение населенных пунктов с помощью дорожных знаков; различия в порядке

движения по населенным пунктам в зависимости от их обозначения. особенности правил дорожного движения и управления транспортным средством в других

странах.

Практические занятия:

2

Решение ситуационных задач

10-11

Тема 4.

Обязанности участников дорожного движения

Содержание учебного материала

2

Общие обязанности водителей; документы, которые водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам полиции; нормативная правовая документация по остановке и проверке транспортных средств должностными лицами, которым предоставлено право контроля и надзора за безопасностью дорожного движения, обязанности водителя по обеспечению исправного технического состояния транспортного средства; порядок прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования на состояние опьянения; положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей. порядок предоставления транспортных средств должностным лицам; обязанности водителей, причастных к дорожно-транспортному происшествию; запретительные требования, предъявляемые к водителям; права и обязанности

водителей транспортных средств, движущихся с включенным проблесковым маячком синего цвета(маячками синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом; обязанности других водителей по обеспечению беспрепятственного проезда указанных транспортных средств и сопровождаемых ими транспортных средств; обязанности пешеходов и пассажиров по обеспечению безопасности дорожного движения. памятка страхователю автогражданской

ответственности и извещение о дорожно-транспортном происшествии с

рекомендациями по его заполнению.

Практические занятия

-

Самостоятельная работа

3

Разбор дорожно-транспортных происшествий.

12-17

Тема 5.

Дорожные знаки

Содержание учебного материала

6

значение дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения; классификация дорожных знаков; основной, предварительный, дублирующий, повторный знак; временные дорожные знаки; требования к расстановке знаков

Назначение предупреждающих знаков; порядок установки предупреждающих знаков различной Конфигурации; название и значение предупреждающих знаков; действия водителя при приближении к опасному участку дороги, обозначенному соответствующим предупреждающим знаком. Назначение знаков приоритета; название, значение и порядок их установки; действия водителей в соответствии с требованиями знаков приоритета; назначение запрещающих знаков; название,

значение и порядок их установки; распространение действия запрещающих знаков на различные Виды транспортных средств; действия водителей в соответствии с требованиями запрещающих знаков; зона действия запрещающих знаков

название, значение и порядок установки предписывающих знаков; распространение действия предписывающих знаков на различные виды транспортных средств; действия водителей в соответствии с требованиями предписывающих знаков; назначение знаков особых предписаний; название, значение и порядок их установки; особенности движения по участкам дорог, обозначенным знаками особых предписаний; назначение информационных знаков; название, значение и порядок их установки; действия водителей в соответствии с требованиями информационных знаков; назначение знаков сервиса; название, значение и порядок установки знаков сервиса5 назначение знаков дополнительной информации (табличек); название и взаимодействие их с другими знаками; действия водителей с учетом требований

значение дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения; классификация дорожных знаков; основной, предварительный, дублирующий, повторный знак; временныедорожные знаки; требования к расстановке знаков

Назначение предупреждающих знаков; порядок установки предупреждающих знаков различнойКонфигурации; название и значение предупреждающих знаков; действия водителя приПриближении к опасному участку дороги, обозначенному соответствующим предупреждающимЗнакомНазначение знаков приоритета; название, значение и порядок их установки; действия водителей вСоответствиис требованиями знаков приоритета; назначение запрещающих знаков; название,

Значение и порядок их установки; распространение действия запрещающих знаков на различные виды транспортных средств; действия водителей в соответствии с требованиями запрещающих знаков; зона действия запрещающих знаков

название, значение и порядок установки предписывающих знаков; распространение действия предписывающих знаков на различные виды транспортных средств; действия водителей в соответствии с требованиями предписывающих знаков; назначение знаков особых предписаний; название, значение и порядок их установки; особенности движения по участкам дорог, обозначенным знаками особых предписаний; назначение информационных знаков; название, значение и порядок их установки; действия водителей в соответствии с требованиями информационных знаков; назначение знаков сервиса; название, значение и порядок установки знаков сервиса5 назначение знаков дополнительной информации (табличек); название и взаимодействие их с другими знаками; действия водителей с учетом требований

Практические занятия

-

Самостоятельная работа

6

Подготовить сообщение: «Дорожные знаки»; «Классификация дорожных знаков»; «Временные дорожные знаки»

18-19

Тема 6.

Дорожная разметка

Содержание учебного материала

2

Дорожная разметка и ее характеристики: значение разметки в общей системе организации .Дорожного движения, классификация разметки; назначение и виды горизонтальной разметки; постоянная и временная разметка; цвет и условия применения каждого вида горизонтальной разметки; действия водителей в соответствии с ее требованиями; взаимодействие горизонтальной разметки с дорожными знаками; назначение вертикальной разметки; цвет и условия применения вертикальной разметки.

Практические занятия

-

Самостоятельная работа

6

Подготовить сообщение: «Виды дорожной разметки», «Движение по дорогам с полосой разгона и торможения»

20-25

Тема 7.

Порядок движения и расположение

транспортных средств на проезжей части

Содержание учебного материала

4

предупредительные сигналы; виды и назначение сигналов; правила подачи сигналов световыми указателями поворотов и рукой; начало движения, перестроение; повороты направо, налево и разворот; поворот налево и разворот на проезжей части с трамвайными путями;

движение задним ходом; случаи, когда водители должны уступать дорогу транспортным средствам, приближающимся справа;

Движение по дорогам с полосой разгона и торможения; средства организации дорожного движения ,дающие водителю информацию о количестве полос движения; определение количества полос движения при отсутствии данных средств; порядок движения транспортных средств по дорогам с

Различной шириной проезжей части; порядок движения тихоходных транспортных средств; Движение безрельсовых транспортных средств по трамвайным путям попутного направления расположенным слева на одном уровне с проезжей частью; движение транспортных средств по обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам; выбор дистанции, интервалов и скорости в различных условиях движения;

Допустимые значения скорости движения для различных видов транспортных средств и условий перевозки; обгон, опережение; объезд препятствия и встречный разъезд; действия водителей перед началом обгона и при обгоне; места, где обгон запрещен; опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов; объезд препятствия; встречный разъезд на узких участках дорог; Встречный разъезд на подъемах и спусках; приоритет маршрутных транспортных средств;

Пересечение трамвайных путей вне перекрестка; порядок движения по дороге с выделенной полосой для маршрутных транспортных средств и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси; правила поведения водителей в случаях, когда троллейбус или автобус начинает движение от обозначенного места остановки.

учебная езда; требования к обучающему,  и механическому транспортному средству, на котором проводится обучение; дороги и места, где запрещается учебная езда; дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных; ответственность водителей за нарушения порядка движения и расположения транспортных средств на проезжей части.

Практические занятия

2

Решение ситуационных задач:

Порядок движения и расположение транспортных средств на проезжей части

Самостоятельная работа

8

Подготовить сообщение: «Начало движения»

26-29

Тема 8.

Остановка и стоянка транспортных средств

Содержание учебного материала

2

порядок остановки и стоянки; способы постановки транспортных средств на стоянку; длительная стоянка вне населенных пунктов; остановка и стоянка на автомагистралях; места, где остановка и стоянка запрещены; остановка и стоянка в жилых зонах; вынужденная остановка; действия водителей при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, а также на автомагистралях и железнодорожных переездах; правила применения аварийной сигнализации и

знака аварийной остановки при вынужденной остановке транспортного средства; меры, предпринимаемые водителем после остановки транспортного средства; ответственность водителе транспортных средств за нарушения правил остановки и стоянки.

Практические занятия

2

Решение ситуационных задач:

- остановка и стоянка в жилых зонах;

- вынужденная остановка.

Самостоятельная работа

8

Составление опорного конспекта по данной теме. Решение ситуационных задач, разбор дорожно-транспортных происшествий.

30-33

Тема 9.

Регулирование дорожного движения

Содержание учебного материала

4

средства регулирования дорожного движения; значения сигналов светофора, действия водителей и пешеходов в соответствии с этими сигналами; реверсивные светофоры; светофоры для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств ,движущихся по выделенной для них полосе; светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды; значение сигналов регулировщика для безрельсовых транспортных средств, трамваев и пешеходов; порядок остановки при сигналах светофора или регулировщика, запрещающих движение; действия водителей и пешеходов в случаях, когда указания регулировщика противоречат сигналам светофора, дорожным знакам и разметке.

Самостоятельная работа

8

Определение технического состояния транспортных средств колледжа.

34-39

Тема 10.

Проезд перекрестков

Содержание учебного материала

2

Общие правила проезда перекрестков; преимущества трамвая на перекрестке; регулируемые перекрестки; правила проезда регулируемых перекрестков; порядок движения по перекрестку  регулируемому светофором с дополнительными секциями; нерегулируемые перекрестки; правила проезда нерегулируемых перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог; очередность проезда перекрестка неравнозначных дорог, когда главная дорога меняет направление; действия водителя в случае, если он не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег)И при отсутствии знаков приоритета; ответственность водителей за нарушения правил проезда перекрестков

Практические занятия

4

Решение ситуационных задач:

- проезд регулируемых перекрестков;

- проезд перекрестков регулируемых светофором с дополнительными секциями;

- проезд не регулируемых перекрестков;

- проезда нерегулируемых перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог.

Самостоятельная работа

8

Подготовить сообщение: «Проезд перекрестков»;

40-43

Тема 11.

Проезд пешеходных переходов, мест

остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов

Содержание учебного материала

2

Правила проезда нерегулируемых пешеходных переходов; правила проезда регулируемых пешеходных переходов; действия водителей при появлении на проезжей части слепых пешеходов; Правила проезда мест остановок маршрутных транспортных средств; действия водителя транспортного средства, имеющего опознавательные знаки "Перевозка детей" при посадке детей в транспортное средство и высадке из него, а также водителей, приближающихся к такому

Транспортному средству; правила проезда железнодорожных переездов; места остановки транспортных средств при запрещении движения через переезд; запрещения, действующие на железнодорожном переезде; случаи, требующие согласования условий движения через переезд с начальником дистанции пути железной дороги; ответственность водителей за нарушения правил проезда пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и

Железнодорожных переездов.

Практические занятия

Решение ситуационных задач:- проезд нерегулируемых пешеходных переходов;- проезд мест остановок маршрутных транспортных средств;- нарушения правил проезда пешеходных переходов.

2

44-45

Тема 12.

Порядок использования внешних световых приборов и звуковых сигналов.

Содержание учебного материала

2

правила использования внешних световых приборов в различных условиях движения; действия водителя при ослеплении; обозначение транспортного средства при остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости; обозначение движущегося транспортного средства в светлое время суток; порядок использования противотуманных фар и задних противотуманных фонарей; использование фары-искателя, фары-прожектора и знака автопоезда; порядок применения звуковых сигналов в различных условиях движения.

Практические занятия

-

Самостоятельная работа

8

Подготовить сообщение:

Использования внешних световых приборов и звуковых сигналов

46-47

Тема 13.

Буксировка транспортных средств, перевозка людей и грузов

Содержание учебного материала

2

Условия и порядок буксировки механических транспортных средств на гибкой сцепке, жесткой сцепке и методом частичной погрузки; перевозка людей в буксируемых и буксирующих транспортных средствах; случаи, когда буксировка запрещена; требование к перевозке людей в грузовом автомобиле; обязанности водителя перед началом движения; дополнительные требования При перевозке детей; случаи, когда запрещается перевозка людей; правила размещения и закрепления груза на транспортном средстве; перевозка грузов, выступающих за габариты транспортного средства; обозначение перевозимого груза; случаи, требующие согласования условий движения транспортных средств с государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Госавтоинспекция).Правила перевозки пассажиров и грузов на переправах через реки, каналы и другие водоемы. Правила перевозки грузов в горной местности.

Практические занятия

-

48-49

Тема 14.

Требования к оборудованию и

техническому состоянию транспортных средств

Содержание учебного материала

2

общие требования; порядок прохождения технического осмотра; неисправности и условия, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортных средств; типы регистрационных знаков, применяемые для различных групп транспортных средств; требования к установке государственных регистрационных знаков на транспортных средствах; опознавательные знаки транспортных средств. основные положения  по допуску транспортных средств к  эксплуатации.

Практические занятия

-

Самостоятельная работа

8

Изучение последовательности процесса страхования

Психофизиологические основы деятельности водителя.

12

50-51

Тема 1. Познавательные функции,

системы восприятия и психомоторные навыки

Содержание учебного материала

2

Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки: понятие о

Познавательных функциях (внимание, восприятие, память, мышление); внимание и его свойства(устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем);

Причины отвлечения внимания во время управления транспортным средством; способность Сохранять внимание при наличии отвлекающих факторов; монотония; влияние усталости и сонливости на свойства внимания; способы профилактики усталости; Виды информации; выбор необходимой информации в процессе управления транспортным средством; информационная перегрузка; системы восприятия и их значение в деятельности водителя; опасности, связанные с неправильным восприятием дорожной обстановки; зрительная система; поле зрения, острота зрения и зона видимости; периферическое и центральное зрение;

Факторы, влияющие на уменьшение поля зрения водителя; другие системы восприятия (слуховая система, вестибулярная система, суставно-мышечное чувство, интероцепция) и их значение в деятельности водителя; влияние скорости движения транспортного средства, алкоголя, медикаментов и эмоциональных состояний водителя на восприятие дорожной обстановки память; виды памяти и их значение для накопления профессионального опыта; мышление; анализ и синтез как основные процессы мышления; оперативное мышление и прогнозирование; навыки распознавания опасных ситуаций; принятие решения в различных дорожных ситуациях; важность принятия правильного решения на дороге; формирование психомоторных навыков управления автомобилем; влияние возрастных и гендерных различий на формирование психомоторных навыков; простая и сложная сенсомоторные реакции, реакция в опасной зоне; факторы, влияющие на быстроту реакции.

Практические занятия

-

Самостоятельная работа

6

Подготовить сообщение: «Влияние музыки на поведение водителя»;  «Риск на дороге»

52-53

Тема 2.

Этические основы деятельности водителя

Содержание учебного материала

2

Цели обучения управлению транспортным средством; мотивация в жизни и на дороге; мотивация достижения успеха и избегания неудач; склонность к рискованному поведению на дороге формирование привычек; ценности человека, группы и водителя; свойства личности и темперамент; влияние темперамента на стиль вождения; негативное социальное на учение; понятие социального давления; влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя; ложное чувство безопасности; влияние социальной роли и социального окружения на стиль вождения; способы нейтрализации социального давления в процессе управления транспортным средством; Представление об этике и этических нормах; этические нормы водителя; ответственность водителя за безопасность на дороге; взаимоотношения водителя с другими участниками дорожного движения; уязвимые участники дорожного движения, требующие особого внимания пешеходы, велосипедисты, дети, пожилые люди, инвалиды); причины предоставления преимущества на дороге транспортным средствам, оборудованным специальными световыми и звуковыми сигналами; особенности поведения водителей и пешеходов в жилых зонах и в местах парковки

Практические занятия

-

54-55

Тема 3.

Основы эффективного общения

Содержание учебного материала

2

1 Понятие общения, его функции, этапы общения; стороны общения, их общая характеристика(общение как обмен информацией, общение как взаимодействие, общение как восприятие и понимание других людей);2 Характеристика вербальных и невербальных средств общения; основные "эффекты" в восприятии других людей; виды общения (деловое, личное); качества человека, важные для общения; стили общения; барьеры в межличностном общении, причины и условия их формирования; общение в условиях конфликта; особенности эффективного общения; правила, повышающие эффективность общения

Практические занятия

-

56-67

Тема 4.

Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов

Содержание учебного материала

2

Эмоции и поведение водителя; эмоциональные состояния (гнев, тревога, страх, эйфория, стресс, фрустрация); изменение восприятия дорожной ситуации и поведения в различных эмоциональных состояниях; управление поведением на дороге; экстренные меры реагирования; способы саморегуляции эмоциональных состояний; конфликтные ситуации и конфликты на дороге;2 Причины агрессии и враждебности у водителей и других участников дорожного движения; тип

Мышления, приводящий к агрессивному поведению; изменение поведения водителя после употребления алкоголя и медикаментов; влияние плохого самочувствия на поведение водителя; профилактика конфликтов; правила взаимодействия с агрессивным водителем.

Практические занятия

-

58-61

Тема 5.

Саморегуляция и профилактика конфликтов

Содержание учебного материала

-

Практические занятия

4

Саморегуляция и профилактика конфликтов: приобретение практического опыта оценки собственного психического состояния и поведения, опыта саморегуляции, а также первичных навыков профилактики конфликтов; решение ситуационных задач по оценке психического состояния, поведения, профилактике конфликтов и общению в условиях конфликта. Психологический практикум

Самостоятельная работа

6

Подготовить сообщение: «Профилактика конфликтов»; «Опасные медикаменты»

Основы управления транспортными средствами

16

62-63

Тема 43.

Дорожное движение.

Содержание учебного материала

2

Дорожное движение: дорожное движение как система управления водитель-автомобиль-дорога (ВАД); показатели качества функционирования системы ВАД; понятие о дорожно-транспортном происшествии (ДТП); виды дорожно-транспортных происшествий; причины возникновения дорожно-транспортных происшествий; анализ безопасности дорожного движения (БДД) в России; система водитель-автомобиль (ВА); цели и задачи управления транспортным средством; различие целей и задач управления транспортным средством при участии в спортивных соревнованиях и при участии в дорожном движении; элементы системы водитель-автомобиль; показатели качества управления транспортным средством: эффективность и безопасность; безаварийность как условие достижения цели управления транспортным средством; классификация автомобильных дорог; транспортный поток; средняя скорость; интенсивность движения и плотность транспортного потока; пропускная способность дороги; средняя скорость и плотность транспортного потока; соответствующие пропускной способности дороги; причины возникновения заторов

64-65

Тема 44.

Профессиональная надежность водителя

Содержание учебного материала

2

Профессиональная надежность водителя: понятие о надежности водителя; анализ деятельности водителя; информация, необходимая водителю для управления транспортным средством; обработка информации; сравнение текущей информации с безопасными значениями, сформированными в памяти водителя, в процессе обучения и накопления опыта; штатные и нештатные ситуации; снижение надежности водителя при неожиданном возникновении нештатной ситуации; влияние прогноза возникновения нештатной ситуации, стажа и возраста водителя на время его реакции; влияние скорости движения транспортного средства на размеры поля зрения и концентрацию внимания; влияние личностных качеств водителя на надежность управления транспортным средством; влияние утомления на надежность водителя; зависимость надежности водителя от продолжительности управления автомобилем; режим труда и отдыха водителя; зависимость надежности водителя от различных видов недомоганий, продолжительности нетрудоспособности в течение года, различных видов заболеваний, курения и степени опьянения; мотивы безопасного и эффективного управления транспортным средством.

66-67

Тема 45.

Влияние свойств транспортного средства на эффективность и безопасность управления

Содержание учебного материала

2

Влияние свойств транспортного средства на эффективность и безопасность управления: силы, действующие на транспортное средство в различных условиях

движения; уравнение тягового баланса; сила сцепления колес с дорогой; понятие о коэффициенте сцепления; изменение коэффициента сцепления в зависимости от погодных условий, режимов движения транспортного средства, состояния шин и дорожного покрытия; условие движения без буксования колес; свойства эластичного колеса; круг силы сцепления; влияние величины продольной реакции на поперечную реакцию; деформации автошины при разгоне, торможении, действии боковой силы; угол увода; гидроскольжение  и аквапланирование шины; силы и моменты, действующие на транспортное средство при торможении и при криволинейном движении; скоростные и тормозные свойства, поворачиваемость транспортного средства; устойчивость продольного и бокового движения транспортного средства; условия потери устойчивости бокового движения транспортного средства при разгоне, торможении и повороте; устойчивость против опрокидывания; резервы устойчивости транспортного средства; управляемость продольным и боковым движением транспортного средства; влияние технического состояния систем управления, подвески и шин на управляемость.

68-71

Тема 46.

Дорожные условия и безопасность движения

Содержание учебного материала

2

Дорожные условия и безопасность движения: динамический габарит транспортного средства; опасное пространство, возникающее вокруг транспортного средства при движении; изменение размеров и формы опасного пространства при изменении скорости и траектории движения транспортного средства; понятие о тормозном и остановочном пути; зависимость расстояния, пройденного транспортным средством за время реакции водителя и время срабатывания тормозного привода, от скорости движения транспортного средства, его технического состояния, а также состояния дорожного покрытия; безопасная дистанция в секундах и метрах; способы контроля безопасной дистанции; безопасный боковой интервал; резервы управления скоростью, ускорением, дистанцией и боковым интервалом; условия безопасного управления; дорожные условия и прогнозирование изменения дорожной ситуации; выбор скорости, ускорения, дистанции и бокового интервала с учетом геометрических параметров дороги и условий движения; влияние плотности транспортного потока на вероятность и тип ДТП; зависимость безопасной дистанции от категорий транспортных средств в паре "ведущий - ведомый"; безопасные условия обгона (опережения); повышение риска ДТП при увеличении отклонения скорости транспортного средства от средней скорости транспортного потока; повышение вероятности возникновения ДТП при увеличении неравномерности движения транспортного средства в транспортном потоке.

Практические занятия

2

Решение ситуационных задач

72-73

Тема 47.

Принципы эффективного и безопасного управления транспортным средством

Содержание учебного материала

2

Принципы эффективного и безопасного управления транспортным средством: влияние опыта, приобретаемого водителем, на уровень аварийности в дорожном движении; наиболее опасный период накопления водителем опыта; условия безопасного управления транспортным средством; регулирование скорости движения транспортного средства с учетом плотности транспортного потока; показатели эффективности управления транспортным средством; зависимость средней скорости транспортного средства от его максимальной скорости в транспортных потоках различной плотности; снижение эксплуатационного расхода топлива - действенный способ повышения эффективности управления транспортным средством; безопасное и эффективное управления транспортным средством; проблема экологической безопасности; принципы экономичного управления транспортным средством; факторы, влияющие на эксплуатационный расход топлива.

74-77

Тема 48.

Обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения

Содержание учебного материала

2

Обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: безопасность пассажиров транспортных средств; результаты исследований, позволяющие утверждать о необходимости и эффективности использования ремней безопасности; опасные последствия срабатывания подушек безопасности для не пристегнутых водителя и пассажиров транспортных средств; использование ремней безопасности; детская пассажирская безопасность; назначение, правила подбора и установки детских удерживающих устройств; необходимость использования детских удерживающих устройств при перевозке детей до 12-летнего возраста; безопасность пешеходов и велосипедистов; подушки безопасности для пешеходов и велосипедистов; световозвращающие элементы их типы и эффективность использования; особенности проезда нерегулируемых пешеходных переходов, расположенных вблизи детских учреждений; обеспечение безопасности пешеходов и велосипедистов при движении в жилых зонах.

Практические занятия

2

Решение ситуационных задач

Самостоятельная работа

10

Подготовить сообщение: «Виды ДТП», «Дорожные условия и безопасность движения», «Причины ДТП»

Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии.

18

78-79

Тема 1.

Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи

Содержание учебного материала

2

Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи: понятие о видах ДТП, структуре и особенностях дорожно-транспортного травматизма; организация и виды помощи пострадавшим в ДТП; нормативная правовая база, определяющая права, обязанности и ответственность при оказании первой помощи; особенности оказания помощи детям, определяемые законодательно; понятие "первая помощь"; перечень состояний, при которых оказывается первая помощь; перечень мероприятий по ее оказанию; основные правила вызова скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь; соблюдение правил личной безопасности при оказании первой помощи; простейшие меры профилактики инфекционных заболеваний, передающихся с кровью и биологическими жидкостями человека; современные наборы средств и устройств для оказания первой помощи (аптечка первой помощи (автомобильная), аптечка для оказания первой помощи работникам); основные компоненты, их назначение; общая последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших; основные факторы, угрожающие жизни и здоровью при оказании первой помощи, пути их устранения; извлечение и перемещение пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии.

80-85

Тема 2.

Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения:

Содержание учебного материала

4

Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения: основные признаки жизни у пострадавшего; причины нарушения дыхания и кровообращения при дорожно-транспортном происшествии; способы проверки сознания, дыхания, кровообращения у пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии; особенности сердечно-легочной реанимации (СЛР) у пострадавших в дорожно-транспортном происшествии; современный алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации (СЛР); техника проведения искусственного дыхания и закрытого массажа сердца; ошибки и осложнения, возникающие при выполнении реанимационных мероприятий; прекращение СЛР; мероприятия, выполняемые после прекращения СЛР; особенности СЛР у детей; порядок оказания первой помощи при частичном и полном нарушении проходимости верхних дыхательных путей, вызванном инородным телом у пострадавших в сознании, без сознания; особенности оказания первой помощи тучному пострадавшему, беременной женщине и ребенку.

Практические занятия

2

оценка обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия; отработка вызова скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь; отработка навыков определения сознания у пострадавшего; отработка приемов восстановления проходимости верхних дыхательных путей; оценка признаков жизни у пострадавшего; отработка приемов искусственного дыхания "рот ко рту", "рот к носу", с применением устройств для искусственного дыхания; отработка приемов закрытого массажа сердца; выполнение алгоритма сердечно-легочной реанимации; отработка приема перевода пострадавшего в устойчивое боковое положение; отработка приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей пострадавшего; экстренное извлечение пострадавшего из автомобиля или труднодоступного места, отработка основных приемов (пострадавший в сознании, пострадавший без сознания); оказание первой помощи без извлечения пострадавшего; отработка приема снятия мотоциклетного (велосипедного) шлема и других защитных приспособлений с пострадавшего.

86-91

Тема 3.

Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах

Содержание учебного материала

2

Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах: цель и порядок выполнения обзорного осмотра пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии; наиболее часто встречающиеся повреждения при дорожно-транспортном происшествии; особенности состояний пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии, признаки кровотечения; понятия "кровотечение", "острая кровопотеря"; признаки различных видов наружного кровотечения (артериального, венозного, капиллярного, смешанного); способы временной остановки наружного кровотечения: пальцевое прижатие артерии, наложение жгута, максимальное сгибание конечности в суставе, прямое давление на рану, наложение давящей повязки; оказание первой помощи при носовом кровотечении; понятие о травматическом шоке; причины и признаки, особенности травматического шока у пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии; мероприятия, предупреждающие развитие травматического шока; цель и последовательность подробного осмотра пострадавшего; основные состояния, с которыми может столкнуться участник оказания первой помощи; травмы головы; оказание первой помощи; особенности ранений волосистой части головы; особенности оказания первой помощи при травмах глаза и носа; травмы шеи, оказание первой помощи; остановка наружного кровотечения при травмах шеи; фиксация шейного отдела позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием медицинских изделий); травмы груди, оказание первой помощи; основные проявления травмы груди; особенности наложения повязок при травме груди; наложение окклюзионной (герметизирующей) повязки; особенности наложения повязки на рану груди с инородным телом; травмы живота и таза, основные проявления; оказание первой помощи; закрытая травма живота с признаками внутреннего кровотечения; оказание первой помощи; особенности наложения повязок на рану при выпадении органов брюшной полости, при наличии инородного тела в ране; травмы конечностей, оказание первой помощи; понятие "иммобилизация"; способы иммобилизации при травме конечностей; травмы позвоночника, оказание первой помощи.

Практические занятия

4

Отработка проведения обзорного осмотра пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии с травматическими повреждениями; проведение подробного осмотра пострадавшего; остановка наружного кровотечения при ранении головы, шеи, груди, живота, таза и конечностей с помощью пальцевого прижатия артерий (сонной, подключичной, подмышечной, плечевой, бедренной); наложение табельного и импровизированного кровоостанавливающего жгута (жгута-закрутки, ремня); максимальное сгибание конечности в суставе, прямое давление на рану, наложение давящей повязки; отработка наложения окклюзионной (герметизирующей) повязки при ранении грудной клетки; наложение повязок при наличии инородного предмета в ране живота, груди, конечностей; отработка приемов первой помощи при переломах; иммобилизация (подручными средствами, аутоиммобилизация, с использованием медицинских изделий); отработка приемов фиксации шейного отдела позвоночника.

92-97

Тема 4.

Оказание первой помощи при прочих состояниях, транспортировка пострадавших в дорожно-транспортном происшествии

Содержание учебного материала

2

Оказание первой помощи при прочих состояниях, транспортировка пострадавших в дорожно-транспортном происшествии: цель и принципы придания пострадавшим оптимальных положений тела; оптимальные положения тела пострадавшего с травмами груди, живота, таза, конечностей, с потерей сознания, с признаками кровопотери; приемы переноски пострадавших на руках одним, двумя и более участниками оказания первой помощи; приемы переноски пострадавших с травмами головы, шеи, груди, живота, таза, конечностей и позвоночника; способы контроля состояния пострадавшего, находящегося в сознании, без сознания; влияние экстремальной ситуации на психоэмоциональное состояние пострадавшего и участника оказания первой помощи; простые приемы психологической поддержки; принципы передачи пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь; виды ожогов при дорожно-транспортном происшествии, их признаки; понятие о поверхностных и глубоких ожогах; ожог верхних дыхательных путей, основные проявления; оказание первой помощи; перегревание, факторы, способствующие его развитию; основные проявления, оказание первой помощи; холодовая  травма, ее виды; основные проявления переохлаждения (гипотермии), отморожения, оказание первой помощи; отравления при дорожно-транспортном происшествии; пути попадания ядов в организм; признаки острого отравления; оказание первой помощи при попадании отравляющих веществ в организм через дыхательные пути, пищеварительный тракт, через кожу.

Практические занятия

4

наложение повязок при ожогах различных областей тела; применение местного охлаждения; наложение термоизолирующей повязки при отморожениях; придание оптимального положения тела пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии при: отсутствии сознания, травмах различных областей тела, значительной кровопотере; отработка приемов переноски пострадавших; решение ситуационных задач в режиме реального времени по оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии с различными повреждениями (травмами, потерей сознания, отсутствием признаков и жизни и с другими состояниями, требующими оказания первой помощи).

Устройство и техническое обслуживание  транспортных средств категории «С» как объектов управления

87

98-99

Тема 1.

Общее устройство транспортного средства.

Содержание учебного материала

2

Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее   устройство.

Назначение, расположение и  взаимодействие  основных  агрегатов,   узлов, механизмов  и  систем.  Краткие  технические  характеристики     грузовых автомобилей. Органы  управления.  Средства  информационного   обеспечения водителя.  Системы  автоматизации   управления.   Системы     обеспечения комфортных условий в кабине.

100-103

Тема 2.

Рабочее место водителя, системы пассивной безопасности.

Содержание учебного материала

4

 Рабочее место водителя.  Системы активной и пассивной безопасности  общее устройство кабины; системы пассивной безопасности; ремни безопасности: назначение, разновидности и принцип работы; подголовники: назначение и основные виды; система подушек безопасности; конструктивные элементы кабины, снижающие тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий; электронное управление системами пассивной безопасности; неисправности элементов системы пассивной безопасности, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства.

 

Самостоятельная работа

6

Подготовка сообщений:

1. Роль и значение автомобильного транспорта в экономике страны

2. Состояние и перспективы развития автомобилестроения в РФ

3.Новые подходы в конструировании автомобильных двигателей.

104-117

Тема 3.

Общее устройство и работа двигателя.

Содержание учебного материала

10

Разновидности двигателей, применяемых в автомобилестроении;

двигатели внутреннего сгорания; комбинированные двигательные установки; назначение, устройство и принцип работы двигателя внутреннего сгорания; назначение, устройство, принцип работы и основные неисправности кривошипно-шатунного механизма; назначение, устройство, принцип работы и основные неисправности механизма газораспределения; назначение, устройство, принцип работы и основные неисправности системы охлаждения; тепловой режим двигателя и контроль температуры охлаждающей жидкости; виды охлаждающих жидкостей, их состав и эксплуатационные свойства; ограничения по смешиванию различных типов охлаждающих жидкостей; назначение и принцип работы предпускового подогревателя; назначение, устройство, принцип работы и основные неисправности системы смазки двигателя; контроль давления масла; классификация, основные свойства и правила применения моторных масел; ограничения по смешиванию различных типов масел; назначение, устройство, принцип работы и основные неисправности систем питания двигателей различного типа (бензинового, дизельного, работающего на газе); виды и сорта автомобильного топлива; понятие об октановом и цетановом числе; зимние и летние сорта дизельного топлива; Электронная система управления двигателем;

Практические занятия

4

Неисправности двигателя, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства.

Самостоятельная работа

6

Общее устройство, краткие технические характеристики, рабочий цикл двигателей внутреннего сгорания  изучаемых марок автомобилей

118-127

Тема 4.

Общее устройство трансмиссии.

Содержание учебного материала

6

Общее устройство трансмиссии: схемы трансмиссии транспортных средств категории "C" с различными приводами; назначение сцепления; общее устройство и принцип работы однодискового сцепления; общее устройство и принцип работы двухдискового сцепления; общее устройство и принцип работы гидравлического и механического приводов сцепления; устройство пневмогидравлического усилителя привода сцепления; основные неисправности сцепления, их признаки и причины; правила эксплуатации сцепления, обеспечивающие его длительную и надежную работу; назначение, общее устройство и принцип работы коробки переключения передач; понятие о передаточном числе и крутящем моменте; схемы управления механическими коробками переключения передач; основные неисправности механической коробки переключения передач, их признаки и причины; автоматизированные (роботизированные) коробки переключения передач; гидромеханические и бесступенчатые автоматические коробки переключения передач; признаки неисправностей автоматической и автоматизированной (роботизированной) коробки переключения передач; особенности эксплуатации автомобилей с автоматической и автоматизированной (роботизированной) коробками передач; назначение и общее устройство раздаточной коробки; назначение, устройство и работа коробки отбора мощности; устройство механизмов включения раздаточной коробки и коробки отбора мощности; назначение, устройство и работа главной передачи, дифференциала, карданной передачи и приводов управляемых колес;

Практические занятия

4

Изучение маркировки и правила применения трансмиссионных масел и пластичных смазок.

Самостоятельная работа

6

Классификация и составные части трансмиссии.

Механический и гидравлический  приводы выключения  сцепления, усилитель выключения сцепления

Т ипы коробок передач, механизмы переключения переда

Автоматическая коробка передач. Дистанционный привод переключения передач, его преимущества и недостатки.

128-135

Тема 5.

Назначение и состав ходовой части.

Содержание учебного материала

4

Назначение и состав ходовой части:

назначение и общее устройство ходовой части транспортного средства; основные элементы рамы; тягово-сцепное устройство; лебедка; назначение, общее устройство и принцип работы передней и задней подвесок; назначение и работа амортизаторов; неисправности подвесок, влияющие на безопасность движения автомобиля; конструкции автомобильных шин, их устройство и маркировка; летние и зимние автомобильные шины; нормы давления воздуха в шинах; система регулирования давления воздуха в шинах; условия эксплуатации, обеспечивающие надежность автомобильных шин; виды и маркировка дисков колес; крепление колес; влияние углов установки колес на безопасность движения автомобиля и интенсивность износа автомобильных шин; неисправности ходовой части, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства.

Практические занятия

4

Изучение устройства ходовой части грузового : переднего моста, ступицы колеса, передней, задней и балансирной подвесок, амортизатора, шины. Демонтаж и монтаж шины.

Самостоятельная работа

6

Классификация шин в зависимости от назначения, типа конструкции и рисунка протектора. Маркировка шин, камер и ободных лент .Механизмы, облегчающие управление транспортным средством.

136-147

Тема 6.

Общее устройство и принцип работы тормозных систем.

Содержание учебного материала 

6

Общее устройство и принцип работы тормозных систем:

рабочая и стояночная тормозные системы, их назначение, общее устройство и принцип работы; назначение и общее устройство запасной тормозной системы; назначение, устройство и работа элементов вспомогательной тормозной системы; общее устройство тормозной системы с пневматическим приводом; работа тормозного крана и тормозных механизмов; контроль давления воздуха в пневматическом приводе; общее устройство тормозной системы с пневмогидравлическим приводом; работа пневмоусилителя и тормозных механизмов; тормозные жидкости, их виды, состав и правила применения; ограничения по смешиванию различных типов тормозных жидкостей; неисправности тормозных систем, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства.

Практические занятия

4

Устройство  и работа тормозной системы  с гидравлическим приводом, ее приборов, механизмов, соединений и деталей на грузовых автомобилях.

Самостоятельная работа

6

Классификация  тормозных систем  изучаемых автомобилей

 Механический и гидравлический  тормозной привод,  гидровакуумный  усилитель. Устройство для аварийного растормаживания стояночного тормоза

облегчающие управление транспортным средством.

Тормозные камеры, пружинные энергоаккумуляторы, предохранители от замерзания конденсата, защитные клапана. Способы  контроля  герметичности тормозной системы.

148-153

Тема 7.

Общее устройство и принцип работы системы рулевого управления.

Содержание учебного материала

6

Общее устройство и принцип работы системы рулевого управления: назначение систем рулевого управления, их разновидности и принципиальные схемы; требования, предъявляемые к рулевому управлению; общее устройство и принцип работы системы рулевого управления с гидравлическим усилителем; масло, применяемое в гидравлических усилителях рулевого управления; общее устройство и принцип работы системы рулевого управления с электрическим усилителем; система управления электрическим усилителем руля; устройство, работа и основные неисправности шарниров рулевых тяг; неисправности систем рулевого управления, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства.

154-155

Тема 8.

Электронные системы помощи водителю.

Содержание учебного материала

2

Электронные системы помощи водителю: системы, улучшающие курсовую устойчивость и управляемость автомобиля; система курсовой устойчивости (ESP) и ее компоненты (антиблокировочная система тормозов (далее - АБС), антипробуксовочная система, система распределения тормозных усилий, система электронной блокировки дифференциала); дополнительные функции системы курсовой устойчивости; системы - ассистенты водителя (ассистент движения на спуске, ассистент трогания на подъеме, динамический ассистент трогания, функция автоматического включения стояночного тормоза, функция просушивания тормозов, ассистент рулевой коррекции, адаптивный круиз-контроль, система сканирования пространства перед автомобилем, ассистент движения по полосе, ассистент смены полосы движения, системы автоматической парковки).

156-163

Тема 9.

Источники и потребители электрической энергии.

Содержание учебного материала

6

Источники и потребители электрической энергии:

аккумуляторные батареи, их назначение, общее устройство и маркировка; правила эксплуатации аккумуляторных батарей; состав электролита и меры безопасности при его приготовлении; назначение, общее устройство и принцип работы генератора; признаки неисправности генератора; назначение, общее устройство и принцип работы стартера; признаки неисправности стартера; назначение системы зажигания; разновидности систем зажигания, их электрические схемы; устройство и принцип работы приборов бесконтактной и микропроцессорной систем зажигания; электронные системы управления микропроцессорной системой зажигания; общее устройство и принцип работы, внешних световых приборов и звуковых сигналов; корректор направления света фар; система активного головного света; ассистент дальнего света; неисправности электрооборудования, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства.

Практические занятия

2

Изучение источников тока на автомобилях

Изучение устройства механизмов и систем электрооборудования: систем электроснабжения,  электропуска,  зажигания

Изучение приборов освещения и сигнализации, контрольно-измерительных приборов и дополнительного электрооборудования

Самостоятельная работа

4

Подготовить сообщение : неисправности электрооборудования.

164-165

Тема 10.

Общее устройство прицепов.

Содержание учебного материала

2

Общее устройство прицепов: классификация прицепов; краткие технические характеристики прицепов категории О1; общее устройство прицепа; электрооборудование прицепа; назначение и устройство узла сцепки; способы фиксации страховочных тросов (цепей); неисправности, при наличии которых запрещается эксплуатация прицепа.

166-171

Тема 11.

Система технического обслуживания.

Содержание учебного материала

4

 Система технического обслуживания:

сущность и общая характеристика системы технического обслуживания и ремонта транспортных средств;

 виды и периодичность технического обслуживания автомобилей и прицепов; организации, осуществляющие техническое обслуживание транспортных средств; назначение и содержание сервисной книжки; контрольный осмотр и ежедневное техническое обслуживание автомобиля и прицепа; технический осмотр транспортных средств, его назначение, периодичность и порядок проведения; организации, осуществляющие технический осмотр транспортных средств; подготовка транспортного средства к техническому осмотру; содержание диагностической карты.

Практические занятия

2

Изучение диагностического оборудования. Диагностирование осмотром, по внешним признакам и щитовым приборам. Проверка основных технических показателей.

Самостоятельная работа

4

Современные средства диагностики Современные стационарные и мобильные моечные комплексы. Задачи, методы и средства диагностирования.

172-173

Тема 12.

Меры безопасности и защиты окружающей природной среды при эксплуатации транспортного средства.

Содержание учебного материала

2

Меры безопасности и защиты окружающей природной среды при эксплуатации транспортного средства: меры безопасности при выполнении работ по ежедневному техническому обслуживанию автомобиля; противопожарная безопасность на автозаправочных станциях; меры по защите окружающей природной среды при эксплуатации транспортного средства.

Практические занятия

-

Самостоятельная работа

4

Оборудование технического диагностирования тяговых качеств автомобиля. Приборы для определения токсичности автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями.

174-184

Тема 13.

Устранение неисправностей.

Практические занятия

10

Устранение неисправностей:

 проверка и доведение до нормы уровня масла в системе смазки двигателя; проверка и доведение до нормы уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя; проверка и доведение до нормы уровня жидкости в бачке стеклоомывателя; проверка и доведение до нормы уровня тормозной жидкости в гидроприводе сцепления и тормозной системы; проверка состояния аккумуляторной батареи; проверка и доведение до нормы давления воздуха в шинах колес; проверка герметичности гидравлического тормозного привода визуальным осмотром; проверка герметичности пневматического тормозного привода по манометру; проверка натяжения приводных ремней; снятие и установка щетки стеклоочистителя; снятие и установка колеса; снятие и установка приводного ремня; снятие и установка аккумуляторной батареи; снятие и установка электроламп; снятие и установка плавкого предохранителя.

Основы управления транспортными средствами категории  «C».

18

185-186

Тема 49.

Приемы управления транспортным средством

Содержание учебного материала

2

Приемы управления транспортным средством: рабочее место водителя; оптимальная рабочая поза водителя; регулировка положения сиденья и органов управления для принятия оптимальной рабочей позы; регулировка зеркал заднего вида; техника руления, обеспечивающая сохранение обратной связи о положении управляемых колес; силовой и скоростной способы руления; техника выполнения операций с органами управления скоростью, сцеплением, тормозом; правила пользования сцеплением, обеспечивающие его длительную и надежную работу; порядок пуска двигателя в различных температурных условиях; порядок действий органами управления при трогании с места, разгоне с последовательным переключением передач в восходящем порядке, снижении скорости движения с переключением передач в нисходящем порядке, торможении двигателем; выбор оптимальной передачи при различных скоростях движения; способы торможения в штатных и нештатных ситуациях; особенности управления транспортным средством при наличии АБС; особенности управления транспортным средством с автоматической трансмиссией.

187-194

Тема 50.

Управление транспортным средством в штатных ситуациях

Содержание учебного материала

4

Управление транспортным средством в штатных ситуациях:

маневрирование в ограниченном пространстве; обеспечение безопасности при движении задним ходом; использование зеркал заднего вида и электронных систем автоматической парковки при маневрировании задним ходом; способы парковки транспортного средства; действия водителя при движении в транспортном потоке; выбор оптимальной скорости, ускорения, дистанции и бокового интервала в транспортном потоке; расположение транспортного средства на проезжей части в различных условиях движения; управление транспортным средством при прохождении поворотов различного радиуса; выбор безопасной скорости и траектории движения; алгоритм действий водителя при выполнении перестроений и объезде препятствий; условия безопасной смены полосы движения; порядок выполнения обгона и опережения; определение целесообразности обгона и опережения; условия безопасного выполнения обгона и опережения; встречный разъезд; способы выполнения разворота вне перекрестков; остановка на проезжей части дороги и за ее пределами; действия водителей транспортных средств при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена; проезд перекрестков; выбор скорости и траектории движения при проезде перекрестков; опасные ситуации при проезде перекрестков; управление транспортным средством при проезде пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств, железнодорожных переездов, мостов, тоннелей; порядок движения в жилых зонах; особенности управления транспортным средством при движении по автомагистралям, а также при въезде на автомагистрали и съезде с них; управление транспортным средством в горной местности, на крутых подъемах и спусках, при движении по опасным участкам дорог (сужение проезжей части, свежеуложенное покрытие дороги, битумные и гравийные покрытия); меры предосторожности при движении по ремонтируемым участкам дорог; ограждения ремонтируемых участков дорог, применяемые предупредительные и световые сигналы; управление транспортным средством при движении в условиях недостаточной видимости (темное время суток, туман, дождь, снегопад); особенности управления транспортным средством при движении по дороге с низким коэффициентом сцепления дорожного покрытия (в гололедицу); пользование зимними дорогами (зимниками);движение по ледовым переправам; движение по бездорожью; управление транспортным средством при движении с прицепом и при буксировке механических транспортных средств; перевозка пассажиров в грузовых автомобилях; создание условий для безопасной перевозки детей различного возраста; перевозка грузов в грузовых автомобилях; оптимальное размещение и крепление перевозимого груза; особенности управления транспортным средством в зависимости от характеристик перевозимого груза; управление автоцистерной.

Практические занятия

4

Решение ситуационных задач

Самостоятельная работа

8

Подготовить сообщение:

Управление транспортными средствами в штатных  ситуациях,

195-202

Тема 51

Управление транспортным средством в нештатных ситуациях

Содержание учебного материала

4

Управление транспортным средством в нештатных ситуациях: понятие о нештатной ситуации;

 причины возможных нештатных ситуаций;

действия органами управления скоростью и тормозом при буксовании и блокировке колес;

причины возможных нештатных ситуаций;

 действия органами управления скоростью и тормозом при буксовании и блокировке колес;

 регулирование скорости в процессе разгона, предотвращающее буксование ведущих колес;

 действия водителя при блокировке колес в процессе экстренного торможения; объезд препятствия как средство предотвращения наезда; занос и снос транспортного средства, причины их возникновения;

действия водителя по предотвращению и прекращению заноса и сноса заднеприводного и полноприводного транспортного средства;

действия водителя с учетом типа привода транспортного средства при превышении безопасной скорости на входе в поворот;  действия водителя при угрозе столкновения; действия водителя при отказе рабочего тормоза, усилителя руля, разрыве шины в движении, отрыве рулевых тяг привода рулевого управления;

действия водителя при возгорании и падении транспортного средства в воду.

Практические занятия

4

Решение ситуационных задач

Самостоятельная работа

10

Подготовить сообщение:

Управление транспортными средствами в штатных  ситуациях,

Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом

24

203-206

Тема 52.

Нормативные правовые акты, определяющие порядок перевозки грузов автомобильным транспортом

Содержание учебного материала

4

Нормативные правовые акты, определяющие порядок перевозки грузов автомобильным транспортом: заключение договора перевозки грузов; предоставление транспортных средств,  контейнеров для перевозки грузов; прием груза для перевозки; погрузка грузов в транспортные средства и выгрузка грузов из них; сроки доставки груза; выдача груза; хранение груза в терминале перевозчика; очистка транспортных средств, контейнеров;  заключение договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза; особенности перевозки отдельных видов грузов; порядок составления актов и оформления претензий; предельно допустимые массы, осевые нагрузки и габариты транспортных средств; формы и порядок заполнения транспортной накладной и заказа-наряда на предоставление транспортного средства.

Заключение договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза; особенности перевозки отдельных видов грузов; порядок составления актов и оформления претензий;

предельно допустимые массы, осевые нагрузки и габариты транспортных средств; формы и порядок заполнения транспортной накладной и заказа-наряда на предоставление транспортного средства. 

207-210

Тема 53.

Основные показатели работы грузовых автомобилей

Содержание учебного материала

4

Основные показатели работы грузовых автомобилей: технико-эксплуатационные показатели работы грузовых автомобилей; повышение грузоподъемности подвижного состава; зависимость производительности труда водителя от грузоподъемности подвижного состава; экономическая эффективность автомобильных перевозок.

211-214

Тема 54.

Организация грузовых перевозок

Содержание учебного материала

4

Организация грузовых перевозок:

централизованные перевозки грузов, эффективность централизованных перевозок; организация перевозок различных видов грузов; принципы организации перевозок массовых навалочных и сыпучих грузов; специализированный подвижной состав; перевозка строительных грузов; способы использования грузовых автомобилей; перевозка грузов по рациональным маршрутам; маятниковый и кольцевой маршруты; челночные перевозки; перевозка грузов по часам графика; сквозное движение, система тяговых плеч; перевозка грузов в контейнерах и пакетами; пути снижения себестоимости автомобильных перевозок; междугородные перевозки.

Практические занятия

-

215-218

Тема 55.

Диспетчерское руководство работой подвижного состава

Содержание учебного материала

4

Диспетчерское руководство работой подвижного состава: диспетчерская система руководства перевозками; порядок и способы взаимодействия с диспетчерской службой автотранспортной организации, в том числе посредством спутниковых систем мониторинга транспортных средств, включая систему ГЛОНАСС; централизованная и децентрализованная системы диспетчерского руководства; контроль за работой подвижного состава на линии; диспетчерское руководство работой грузового автомобиля на линии; формы и технические средства контроля и диспетчерской связи с водителями, работающими на линии, и клиентурой; оформление и сдача путевых листов и товарно-транспортных документов при возвращении с линии; обработка путевых листов; оперативный учет работы водителей; порядок оформления документов при несвоевременном возвращении с линии; нормы расхода топлива и смазочных материалов для автомобилей, используемых в качестве легкового такси; мероприятия по экономии топлива и смазочных материалов, опыт передовых водителей.

219-225

Тема 56.

Применение тахографов

Содержание учебного материала

4

Применение тахографов: виды контрольных устройств (тахографов), допущенных к применению для целей государственного контроля (надзора) за режимом труда и отдыха водителей на территории Российской Федерации; характеристики и функции технических устройств (тахографов), применяемых для контроля за режимами труда и отдыха водителей; технические, конструктивные и эксплуатационные характеристики контрольных устройств различных типов (аналоговых, цифровых). Правила использования контрольного устройства; порядок применения карт, используемых в цифровых устройствах контроля за режимом труда и отдыха водителей; техническое обслуживание контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах; выявление неисправностей контрольных устройств. Практическое занятие по применению тахографа.

Практические занятия

4

Практическое занятие по применению тахографа.

226-227

Дифференцированный зачет

2

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов «Устройства автомобилей»; лаборатории «Технического обслуживания и ремонта автомобилей.

Оборудование учебного кабинета «Устройства автомобилей» :

-посадочные места по количеству обучающихся;

-рабочее место преподавателя;

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, компьютер. экран

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- агрегаты, сборочные единицы, механизмы (двигатели: карбюраторный, дизельный, инжекторный; коробки передач и др.);

- вспомогательное оборудование для разборки и сборки сборочных единиц и агрегатов (стенды, верстаки, подставки, столы монтажные и др.);

- приспособления и инструмент (ключи гаечные, молотки, отвёртки, домкраты и др.),

- инвентарь и мебель (очки защитные, щетки, ящики для хранения инструмента, шкафы для хранения спецодежды и др.).

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:

- учебные автомобили категории «В» и «С».

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Майборода М.Е. Грузовые автомобильные перевозки. 2-е изд - М.: Феникс, 2013г..
  2. Кланица В.С. Охрана труда на автомобильном транспорте. 3-е изд., перераб. – М.: ИЦ «Академия», 2013г.
  3. Родичев В.А. Грузовые автомобили. 7-е изд., стер         Академия 2013 г.

.

  1. Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей. Родичев В.А. – М: Академия, 2011г.

Интернет-ресурсы:

  1. Электронный ресурс «Перевозка грузов: понятие, виды перевозок, договор перевозки ...». Форма доступа: http://conveyance.ru/
  2. Электронный ресурс «Авторский сайт по вождению автомобиля. Вождение, управление ...». Форма доступа: http://www.avtovodila.ru/
  3. Электронный ресурс «Самоучитель езды на автомобиле». Форма доступа: http://www.avtoteach.ru/
  4. Электронный ресурс «Безопасное управление автомобилем». Форма доступа: http://www.avtosecret.com/uprav5.php
  5. Электронный ресурс «Техническое обслуживание автомобилей». Форма доступа: http://www.motorist.ru/tech/autoservice.html
  6. Электронный ресурс «Дорожно-транспортное происшествие — Википедия». Форма доступа: ru.wikipedia.org/.../Дорожно-транспортное_происшествие –
  7. Электронный ресурс «Анализ причин и следствий дорожно-транспортных происшествий (ДТП)» Форма доступа: www.statsoft.ru/home/portal/.../dtp.htm
  8. Электронный ресурс «Первая медицинская помощь при ДТП». Форма доступа: http://old.autodealer.ru/apedia/firstaid.php

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при изучении данного профессионального модуля составляет 36 академических часов в неделю.

В образовательном процессе предусматривается реализация компетентностного подхода, т.е. используются активные формы проведения занятий: занятия с применением электронных образовательных ресурсов, деловые и ролевые игры, индивидуальные и групповые проекты, учебное сотрудничество, анализ производственных ситуаций, различные тренинги, дискуссии, коллективный способ обучения, в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций.

        Освоению программы профессионального модуля Транспортировка грузов и перевозка пассажиров предшествует изучение профессионального модуля «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта».

 Внеаудиторная (самостоятельная) работа осуществляется в форме работы с информационными источниками, подготовки творческих и аналитических отчетов .Самостоятельная работа сопровождается индивидуальными и групповыми консультациями.

Для обучающихся создана возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам Интернета.

        

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Транспортировка грузов и перевозка пассажиров» и профессии «Автомеханик» или прохождение соответствующей стажировки по теме модуля.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:

Педагогические кадры должны иметь среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля.

Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников.

Обязателен опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы.

Преподаватели и мастера производственного обучения проходят стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 2.1. Управлять автомобилями категорий «В» и «С».

-объяснение правил дорожного движения;

-управление автомобилями категорий «В» и «С»;

-правильность выбора скоростного режима и предельной нагрузки на узлы и агрегаты автомобиля;

-оформление первичной документации в соответствии с правилами.

-тестирование;

- экзамен в ГИБДД.

-тестирование и оценка на учебной практике и оценка на практическом экзамене;

- оценка на практических занятиях и учебной практике;

- оценка на практических занятиях и учебной практике.

ПК 2. 2.Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.

- прием, расположение и крепления грузов в соответствии с правилами.

- соблюдение основных правил при  перевозке  пассажиров;

- оценка при выполнении работ по транспортировке грузов на учебной практике;

- оценка при перевозке пассажиров на учебной практике.

ПК 2.3..Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.

- выполнение контрольного осмотра транспортного средства перед выездом на линию;

-осуществление технического обслуживания транспортных средств в пути следования.

-наблюдение на практических занятиях и учебной практике;

ПК  2.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.

- соблюдение требований техники безопасности при устранении возникших во время эксплуатации транспортных средств мелких неисправностей, не требующих разборки узлов и агрегатов;

-устранение мелких неисправностей, возникающих во время эксплуатации транспортных средств

- наблюдение на практических занятиях и учебной практике;

ПК 2. 5. Работать с документацией установленной формы.

- получение, оформление и сдача путевой и транспортной документации согласно нормативным документам.

- на практических занятиях и учебной практике.

ПК 2.6.  Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.

- демонстрация последовательности действий оказания первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях в соответствии с алгоритмом (правилами);

- соответствие выполняемых работ (обоснованность действий) требованиям по транспортировке пострадавших;

- соблюдение последовательности действий, соответствующих правилам использования средств пожаротушения;

- соответствие требованиям и оперативность выполнения действий в нештатных ситуациях.

- оценка на практических занятиях и учебной практике;

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • высокое качество выполнения практических заданий, работ при изучении ПМ

- наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике

  • систематическое получение дополнительных знаний по профессии путем самостоятельного поиска информации

- оценка систематичности деятельности обучающегося в процессе самостоятельной работы, на практических занятиях, в процессе учебной и производственной практик

  • регулярное участие в конкурсах и олимпиадах, связанных с освоением вида деятельности

- наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе участия в мероприятиях

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

  • рациональная организация рабочего места при выполнении работ по заданию руководителя (преподавателя)

- интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

  • рациональное планирование своей деятельности и поиск решений для организации собственной деятельности;

- оценка правильности планирования на практических занятиях, в процессе учебной и производственной практик

  • обоснованность выбора способа решения профессиональной задачи, определенной руководителем (преподавателем);

- оценка правильности выбора на практических занятиях, в процессе учебной и производственной практик

  • результат учебной деятельности соответствует поставленным задачам

- интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

  • правильная оценка наличия необходимого обеспечения в рабочей ситуации

- оценка правильности принимаемых решений на практических занятиях, в процессе учебной и производственной практик

  • выявление собственных ошибок и их исправление

- оценка эффективности и правильности самоанализа принимаемых решений на практических занятиях, в процессе учебной и производственной практик

  • своевременность и точность выполнения работ при освоении ПМ

- оценка своевременности и точности принимаемых решений на практических занятиях, в процессе учебной и производственной практик

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

  • оперативность поиска разнообразных источников информации, включая электронные для выполнения профессиональных задач

- оценка выполнения практической или лабораторной работы

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  • качественное выполнение работ с использованием информационных технологий

- оценка выполнения практической или лабораторной работы

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

  • эффективное взаимодействие с сокурсниками, ИПР ОУ, потенциальными работодателями в ходе обучения

- наблюдение и оценка взаимодействия обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике

  • участие в планировании и организации групповой работы

- наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике

  • выполнение обязанностей в соответствии с распределением групповой деятельности

- наблюдение и оценка коммуникабельности

  • владение способами бесконфликтного общения в коллективе

- наблюдение и оценка коммуникабельности

  • соблюдение принципов профессиональной этики

- наблюдение и оценка коммуникабельности

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

  • успешное решение ситуационных задач, требующих применения профессиональных знаний, навыков, умений и компетенций

- наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе участия в мероприятиях