МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по реализации проектно-исследовательской работы среди студентов по специальностям: «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей», «Механизация сельского хозяйства»
методическая разработка на тему

Пояснительная записка

Финансы играют огромную роль в жизни каждого человека вне зависимости от его возраста и социального положения. Почему это так? Дело в том, что за всю жизнь человека через его руки проходит огромное количество денег. Кроме того, часто финансовая успешность, (реальная финансовая успешность, а не «раздутая» кредитами) является мерилом общей успешности человека.

Таким образом, умение управлять своими финансами (включая умение зарабатывать деньги и правильно ими распоряжаться) превращается в ключевое умение, ключевую компетенцию. Но управлять своими деньгами можно по-разному: либо «как получится», либо используя определенные правила, принципы, методы, инструменты, которые позволяют это делать эффективно!

Данные методические рекомендации предлагаются в помощь студентам СПО для разработки бизнес-плана своего предприятия в рамках изучения курса МДК. «Управление коллективом исполнителей» по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и

МДК  «Управление структурным подразделением» по специальности «Механизация сельского хозяйства». Данный материал поможет студентам получить необходимые теоретические и практические знания по организации предприятия и при разработке бизнес-плана.

В предложенной работе рассматриваются разделы бизнес-плана, особенности составления в российских условиях и методические рекомендации по разработке практического бизнес-плана. Необходимость разработки методических рекомендаций вызвана возросшим интересом значительной части населения к организации собственного дела. На современном этапе сектор малого предпринимательства (МП) пока еще не играет определяющей роли в национальной экономике России (10–12% ВВП), но он может уже сегодня оказать значительное воздействие на снижение социальной напряженности, повышение экономической активности населения и решение проблем по экономическому выживанию особенно слабо защищенных слоев населения.

Цель: Актуализация вопросов финансовой грамотности студентов, развитие компетенций, необходимых для грамотного поведения в финансово- экономической сфере.

Задачи:

-развитие мотивации студентов к повышению собственной финансовой грамотности и повышение уровня осведомленности в различных областях финансовой грамотности;

 

-формирование у студентов компетенций, связанных с поиском информации, анализом и планированием управления собственными финансовыми ресурсами;

 

-развитие творческого потенциала, социальной активности, коммуникативной компетентности в контексте обеспечения финансового благополучия.

Используя данный материал, преподаватель сможет реализовать принципы системно-деятельностного подхода при проведении занятия; смоделировать воспитательную и обучающую деятельность в соответствии с необходимыми целями, руководствуясь интересами, возрастными особенностями и возможностями студентов; создать условия для самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов; организовать обстановку для вовлечения студентов в мотивированную самостоятельную групповую и индивидуальную работу, основанную на собственных интересах и целях, подкреплённых их индивидуальным опытом и способностями.

Разработанные проекты бизнес-планов выносятся на обсуждение за "круглым столом".

Экспертная комиссия осуще­ствляют оценку предложенных проектов, а также ее обоснованности и целесообразности, новизны и оригинальности. В состав комиссии входят преподаватели специальных дисциплин и руководители предприятий малого бизнеса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx46.77 КБ
Файл strausinaya_ferma_obrazets.pptx1.58 МБ

Предварительный просмотр:

                              ГБПОУ МО «АТТ « ДУБНА»

 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по реализации проектно-исследовательской работы среди студентов  по специальностям:

 «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей»,

 «Механизация сельского хозяйства»

  Тема: Бизнес-планирование

«Финансовая грамотность – как один из факторов образовательного процесса»

Авторы: преподаватели специальных дисциплин

Ефимова Н.Г., Батищева М.А.

                                                  Пояснительная записка

Финансы играют огромную роль в жизни каждого человека вне зависимости от его возраста и социального положения. Почему это так? Дело в том, что за всю жизнь человека через его руки проходит огромное количество денег. Кроме того, часто финансовая успешность, (реальная финансовая успешность, а не «раздутая» кредитами) является мерилом общей успешности человека.

Таким образом, умение управлять своими финансами (включая умение зарабатывать деньги и правильно ими распоряжаться) превращается в ключевое умение, ключевую компетенцию. Но управлять своими деньгами можно по-разному: либо «как получится», либо используя определенные правила, принципы, методы, инструменты, которые позволяют это делать эффективно!

Данные методические рекомендации предлагаются в помощь студентам СПО для разработки бизнес-плана своего предприятия в рамках изучения курса МДК. «Управление коллективом исполнителей» по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и

МДК  «Управление структурным подразделением» по специальности «Механизация сельского хозяйства». Данный материал поможет студентам получить необходимые теоретические и практические знания по организации предприятия и при разработке бизнес-плана.

В предложенной работе рассматриваются разделы бизнес-плана, особенности составления в российских условиях и методические рекомендации по разработке практического бизнес-плана. Необходимость разработки методических рекомендаций вызвана возросшим интересом значительной части населения к организации собственного дела. На современном этапе сектор малого предпринимательства (МП) пока еще не играет определяющей роли в национальной экономике России (10–12% ВВП), но он может уже сегодня оказать значительное воздействие на снижение социальной напряженности, повышение экономической активности населения и решение проблем по экономическому выживанию особенно слабо защищенных слоев населения.

Цель: Актуализация вопросов финансовой грамотности студентов, развитие компетенций, необходимых для грамотного поведения в финансово- экономической сфере.

Задачи:

-развитие мотивации студентов к повышению собственной финансовой грамотности и повышение уровня осведомленности в различных областях финансовой грамотности;

-формирование у студентов компетенций, связанных с поиском информации, анализом и планированием управления собственными финансовыми ресурсами;

-развитие творческого потенциала, социальной активности, коммуникативной компетентности в контексте обеспечения финансового благополучия.

Используя данный материал, преподаватель сможет реализовать принципы системно-деятельностного подхода при проведении занятия; смоделировать воспитательную и обучающую деятельность в соответствии с необходимыми целями, руководствуясь интересами, возрастными особенностями и возможностями студентов; создать условия для самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов; организовать обстановку для вовлечения студентов в мотивированную самостоятельную групповую и индивидуальную работу, основанную на собственных интересах и целях, подкреплённых их индивидуальным опытом и способностями.

Разработанные проекты бизнес-планов выносятся на обсуждение за "круглым столом".

Экспертная комиссия осуществляют оценку предложенных проектов, а также ее обоснованности и целесообразности, новизны и оригинальности. В состав комиссии входят преподаватели специальных дисциплин и руководители предприятий малого бизнеса.

                                       

                                                        Содержание

Введение……………………………………………………………………...5-6 стр.

1. Резюме проекта…………………………………….……………………......7 стр.

2. Описание продукта………………………………………………………..7-8 стр.

3. Маркетинг и сбыт продукции…………………………….......................8-12 стр.

4. Производственный план………………………………………..………12-13 стр.

5. Организационный план……………………………………………...…13-14 стр.

6. Финансовый план…………………………………………………....…14-16 стр.

7. Управление рисками……………………………………………………....16 стр.

Типичные ошибки предпринимателя………………..……………………...17 стр.

Оформление и стиль бизнес- плана…………………………………………18 стр.

Представление бизнес-плана………………………………………………...19 стр.

                                                                          ВВЕДЕНИЕ

Перед Вами методические рекомендации по разработке бизнес-плана. Составлены они, прежде всего, с целью помочь Вам разобраться с традиционным для всего бизнес сообщества форматом представления деловой информации .

Данные рекомендации одинаково хорошо подойдут и для доказательства инвестиционной привлекательности Вашего проекта стороннему инвестору, и для обоснования целесообразности проекта перед грантодателем, и для структурирования всей информации в единую «навигационную» карту Вашего бизнеса. Методические рекомендации ориентированы на студентов  (будущих начинающих предпринимателей , в связи с чем многие моменты планирования существенно упрощены.

Язык изложения не перегружен деловыми терминами и сложными оборотами, однако это упрощение не затронуло системности подхода к планированию и не изменило общих принципов практики бизнес-планирования.

Качественный бизнес-план раскрывает целый ряд вопросов, среди которых: как и кому будет реализовываться товар (услуга), как будет развиваться производство, какие ресурсы необходимы для организации бизнеса, какие действия необходимо предпринять для достижения поставленной цели, какие риски и внешние условия стоит учитывать и т.д.

Как написать бизнес-план?

 Начнём с титульного  листа.

Титульный лист бизнес-плана - это визуальное обращение разработчиков к потенциальному инвестору или партнеру, которое создает первое впечатление. С учетом этого обстоятельства титульный лист должен быть лаконичным и привлекательным, на нем можно привести эмблему и логотип предприятия.

 Титульный лист  должен содержать следующие сведения:

  1. полное официальное название фирмы, под которым она значится в регистрационных документах;
  2. наименование организационно-правовой формы предприятия;
  3. юридический адрес фирмы, т. е. адрес, указанный в регистрационных документах предприятия;
  1. почтовый адрес фирмы, который может отличаться от юридического;
  2. телекоммуникационные реквизиты: номера телефонов, факсов, электронной почты;

Общая структура бизнес-плана должна придерживаться следующих основных разделов:

  1. Резюме.
  2. Описание продукции (услуг).
  3. Маркетинг и сбыт продукции (услуг).
  4. Производственный план.
  5. Организационный план.
  6. Финансовый план.
  7. Риски и гарантии.

Процесс разработки бизнес-плана формально можно разделить на три направления:

  • Поиск, сбор и систематизация информации.
  • Обработка информации.
  • Представление информации.

Искать информацию возможно в любых источниках: это может быть информация, известная Вам в силу предыдущего опыта и знаний по модулю «Управление коллективом исполнителей», информация от эксперта в какой-либо сфере, информация из Интернета или из периодического издания (газеты, журнала), или же информация «с полей» - от Ваших потребителей или конкурентов.

Собирать информацию – это, прежде всего, фиксировать её в бумажном или электронном виде, чтобы спустя день или неделю Вы не забыли важные факты. Для собранной информации важно указывать источник её получения, т.к. от этого зависит и степень доверия к информации, и возможность обновления устаревшей информации или перепроверки в случае утраты данных.

Систематизировать информацию не менее важно, чем искать или собирать. Делать это нужно сразу. Как основу для систематизации следует взять структуру бизнес-плана. В целом, систематизация позволяет Вам сразу рисовать общую «картину» Вашего будущего бизнеса.

После того, как необходимый минимум информация найден, собран и систематизирован, его необходимо обработать и представить. Поиск, сбор, систематизация, обработка и представление не обязательно должны идти в данной последовательности, Вы сами определяете с чего Вам удобнее начать. Часто в процессе обработки становится ясно, какой информации не хватает, поэтому стоит заранее рассчитывать время.

Обычно общий срок разработки не превышает 3-х недель, при этом сырая версия бизнес-плана формируется к концу первой недели, а две оставшиеся уходят на уточнение и проверку данных, написание выводов и обоснований, удобное представление информации, а также на согласование итоговой версии проекта с преподавателями:

1 неделя

2 неделя

3 неделя

Черновик бизнес-плана

Уточнение и доработка

Представление и согласование

Далее остановимся на каждом из разделов Вашего проекта: определим ключевые вопросы, позволяющие найти нужную информацию; разъясним моменты, на которые стоит обратить внимание. В случае особых трудностей при разработке бизнес-плана Вы всегда можете обратиться к преподавателям специальных дисциплин, типовым примерам готовых проектов или к специалисту.

1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА

Резюме проекта – первое, что смотрят в проекте инвесторы или грантодатели. Этот раздел должен привлечь интерес того, кому будет адресован проект. Здесь в сжатой форме описывается весь Ваш проект: от идеи до финансовых результатов. Данный раздел составляется в последнюю очередь, после того как все остальные разделы проекта будут завершены, т.е. основой для написания этого раздела служит информация, содержащаяся во всех разделах разработанного бизнес-плана.

Рекомендуемая структура резюме :

1. Название проекта

2. Суть проекта

3. Текущий этап реализации проекта

4. Структура капитала, в т.ч. собственные средства (руб.); привлечённые средства (руб.)

5. Финансовые показатели, в т.ч. чистая прибыль (руб.); суммарный денежный поток (руб.); рентабельность продаж (%); срок окупаемости (мес.)

6. Организационно-правовая форма (ИП / ООО)

7. Особые формы налогообложения (УСН, ЕНВД, налоговые льготы)

Основное требование к резюме - простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов. Объём не должен превышать 3 машинописных страницы.

2. ОПИСАНИЕ ПРОДУКТА

Данный раздел нацелен на описание сути, характеристики и содержания вашего продукта. Всё, что затрагивает ценность продукта для потребителя, должно быть представлено в данном разделе.

Описание продукта :

Суть товара/услуги:

Характеристика товара/услуги:

Уникальные достоинства товара/услуги:

«Суть товара/услуги» представляет собой название группы товаров/услуг, в которую входят все Ваши товары/услуги. «Характеристика товара/услуги» описывает критерии, конкретизирует суть, т.е. уточняет те характеристики, которые отличают Ваш товар/услугу от других возможных товаров или услуг в данной группе, т.е. необходимо описать все характеристики, уточняющие, какой именно товар/услугу вы собираетесь предоставлять. Сюда могут быть включены:

  • технические параметры;
  • описание подвидов товаров/услуг;
  • в каких сферах может быть использован товар/услуга.

Отдельный подход следует использовать для описания «Уникальные достоинства товара/услуги». В данном разделе следует указать те характеристики, которые являются уникальными для Вашего рынка. При этом каждый уникальный элемент следует расписать, т.е. уточнить его значимость и выгоду, которую приобретёт потребитель от данной уникальной характеристики товара/услуги.

Не стоит перегружать данный раздел деталями, желательно вынести в приложения:

  • патент на продукцию;
  • подтверждение опыта оказания подобной услуги;
  • фотографии продукции или процесса оказания услуги;
  • подробные технические параметры и спецификацию.

3. МАРКЕТИНГ И СБЫТ ПРОДУКЦИИ.

Деятельность Вашего предприятия сегодня сопряжена с постоянной работой на различных рынках. Именно поэтому важно заранее изучить ситуацию и выбрать верную стратегию. А для того, чтобы определить наиболее эффективные инструменты продвижения и сбыта, стоит обратить внимание на взаимосвязь уникальных достоинств вашего товара/услуги с характеристиками и поведением Ваших потребителей.

План маркетинга необходим, чтобы потенциальные клиенты превратились в реальных. Этот план должен показать, почему клиенты будут покупать вашу продукцию или пользоваться вашими услугами. Вам необходимо продумать ценообразование, схему распространения товаров, рекламу, методы стимулирования продаж, организацию послепродажного сопровождения, формирования имиджа.

На данном этапе  важно сформировать обменное мышление: «Что я должен дать, чтобы получить?», т.е. Вы должны сформулировать предложение группе, от которой что-то хотите получить.

3.1. Маркетинговые исследования

В современной концепции маркетинга изучению рынков придается особое значение. Эти исследования служат основой разрабатываемой предприятием стратегии и тактики выступления на рынках, проведения целенаправленной товарной политики.

Цель любого рыночного исследования состоит в оценке существующей ситуации, разработке прогноза развития рынка. Исследование рынка - не самоцель, а источник информации для принятия эффективного управленческого решения.

Инструментарий

Большинство маркетинговых исследований предполагает сбор первичных данных. Для сбора первичных данных следует разработать специальный план. План должен предусматривать предварительные решения относительно метода исследования, орудий исследования. Важными являются план и методика составления выборки, способы связи с аудиторией:

- Анкета

- Интервью по телефону

- Личное интервью

- Фокус группы

3.2. Разработка маркетинговой стратегии

Прежде всего, стоит разобраться с условиями, на которые Вы не сможете влиять и в которых будет вынужден функционировать Ваш бизнес, а именно, с макро условиями. Одним из возможных подходов является STEP (PEST) – анализ.

Для этого стоит рассмотреть 4 группы факторов макроокружения:

- Социальные

- Технологические

 - Экономические

 - Политические.

Более конкретно оценить влияние можно по методике «5 сил Портера». Данный подход позволяет сделать первичное описание ситуации на рынке для последующего анализа или для предварительных выводов о положении фирмы. Анализ ситуации вокруг проекта:

Угроза появления новых игроков на рынке:

Угроза со стороны продуктов-заменителей:

Власть покупателей на рынке:

Власть поставщиков на рынке:

Интенсивность конкуренции на рынке:

3.3. Описание целевой группы потребителей

В данном подразделе мы характеризуем нашего потребителя по разным критериям, приведённым в таблице.

География

район, город, область, страна и т.д.

Уровень достатка покупателя

К какому классу относится человек, какой у него уровень доходов.

Тип покупателя

Произвольные характеристики, описывающие Вашего покупателя: доход, возраст, социальное положение, пол и т.д.

Поведенческие характеристики

Каким образом покупатель принимает решение о выборе вашей продукции (услуг): стиль жизни, наклонности, ценности. Сам механизм принятия решения о покупке.

В случае отсутствия необходимого критерия  Вы можете описать потребителя в произвольной форме

3.4. Анализ существующих конкурентов

Описание конкурентов и сравнение Вашего проекта с существующими проектами конкурентов является важной составляющей любого бизнес-плана. Если у Вашего продукта ещё нет конкурентов, то данный пункт можно пропустить. Для сравнения с конкурентами Вам необходимо выбрать все значимые критерии.

Основные критерии :

Ассортимент (наименования, отличительные особенности)

Целевая аудитория

Ценовая политика

Персонал

Продвижение (сбыт, реклама, др.)

Оценка потребителей

Дополнительные критерии сравнения с конкурентами можно найти, ответив на следующие вопросы:

  • Кто из конкурентов производит аналогичные Вашим товары (услуги) и в каком ассортименте? (ассортимент, состав и содержание продукта)
  • Какие у Вашей продукции отличительные особенности (дизайн, функциональность и т.д.)?
  • Какой уровень цен на товары (услуги) у Вас и у Ваших конкурентов? (ценовые группы, ценовая политика)
  • Кто является клиентом для Вас и Ваших конкурентов? (по уровню доходов, по стилю жизни, по месту работы или проживания и т.д.)
  • Как долго работают Ваши конкуренты и какие темпы и перспективы их развития?
  • Какие производственные мощности у Ваших конкурентов?
  • Какой персонал работает у конкурента?
  • Какие у конкурента поставщики?
  • Где располагаются Ваши конкуренты?

3.5. Ценообразование

Данный раздел в полной мере описывает, по какой цене за единицу Вы собираетесь продавать свой продукт. Возможны различные способы и подходы к определению цен. Рекомендуем :

Для услуг:

  • Учитывать текущую цену предложения услуги на рынке.
  • Учитывать максимальную возможную цену продажи услуги исходя из спроса на неё
  • Учитывать возможность максимальной наценки на услугу (без ущерба для объёма сбыта) в связи с её уникальностью.

Для производства:

  • Учитывать полную себестоимость производства товара, включая все накладные и сопутствующие расходы.
  • При возможности включать предполагаемую норму прибыли, вычисленную на основании разницы между себестоимостью и сложившимся на рынке уровнем цен.
  • Учитывать цену спроса, т.е. максимальный уровень цен, по которым потребитель будет готов покупать данный товар.

В любом случае для каждого товара (услуги) Вам необходимо предложить и обосновать адекватную и конкретную цену.

3.6. План сбыта

В данном разделе вы осуществляете прогноз сбыта вашего продукта. Следует упомянуть, что данные цифры не только повлияют на выручку Вашего бизнес-плана, но и будут основным плановым ориентиром сбыта. Таким образом, важно соотнести все выявленные условия на рынке с Вашей долей рынка и на основании этих данных предположить объёмы сбыта. В графе «Продукция (услуга)» важно, кроме названия продукта, указывать его единицу измерения.

Следует понимать, что на основании средней цены и объёма сбыта формируются показатели выручки Вашей компании. Завышение показателей приведёт к привлекательным финансовым результатам, однако потребует качественного и детального обоснования объективности данных. Занижение показателей приведёт к неудовлетворительным финансовым результатам. Определив для себя нижний (пессимистичный) и верхний (оптимистичный) уровни сбыта, важно максимально точно предположить реальный обоснованный уровень сбыта.

3.7. План продвижения

Дайте ответы на приведённые ниже вопросы :

  1. Как покупатели узнают о Вашем продукте?
  2. Какие источники информирования выбрать?
  3. Почему покупатели захотят купить Ваш продукт?
  4. Как их заинтересовать товаром?

Отдельно следует определить максимальное количество денежных средств, которые Вы готовы направить на продвижение.

Следует понимать, что продажи, основанные только на платной рекламе, могут не привести к реализации задуманных сценариев. Поэтому важно заранее продумывать различные варианты продвижения, в т.ч. бесплатного. Приветствуется, если для каждого инструмента продвижения формируется обоснование: ожидаемый сценарий работы и результат от применения.

Не стоит ограничиваться только теми инструментами, которые известны. Так, существуют огромное количество каналов коммуникаций, среди которых:

  • Личные продажи.
  • Реклама по почте.
  • Торговые ярмарки, выставки, форумы и конференции.
  • Спонсорство и организация публичных мероприятий.
  • Нетрадиционные новостные поводы для СМИ.

               4.ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН

В данном разделе необходимо: определить этапы и сроки реализации проекта; комплексно описать все производственные процессы; спланировать обеспеченность Вашей основной деятельности необходимой инфраструктурой; определить недостающее оборудование и спрогнозировать объёмы необходимых ресурсов.

4.1. График реализации проекта

Старт проекта сопряжён с рядом подготовительных действий, которые должны быть выполнены до момента реализации продукции или старта производства. Достаточно описать график до момента получения первого дохода по проекту.

4.2. Производственная инфраструктура

В данном разделе Вам необходимо описать всё, что будет обеспечивать среду (инфраструктуру) для функционирования производственного процесса. Начать описание следует со списка необходимых для реализации проекта площадей, их квадратуры и типа.

4.3. Оборудование

Исходя из сути Вашего бизнеса, схемы производственного процесса и планируемых объёмов сбыта продукта  Вы описываете необходимое оборудование.

Если у Вас уже есть какое-либо оборудование, его следует описать списком в свободной форме после таблицы «Необходимое оборудование». Следует описывать только то оборудование, которое необходимо Вам для реализации данного проекта.

4.4. Затраты предприятия

Производственные затраты

Административные затраты

4.5. Налоговое планирование

Одной из самых нетривиальных задач является выбор оптимальной системы налогообложения для вашего проекта. Заранее стоит подготовить ответы на следующие вопросы:

  • Какие виды деятельности Вы будите осуществлять?
  • Какие источники и объёмы предполагаемых доходов?
  • Куда будут направлены и в каких объёмах расходы?
  • Сколько человек предположительно будет у Вас работать?
  • Когда Вы планируете начать деятельность?

На основании данных выбирается один из следующих вариантов:

  • ОСНО – общая (традиционная) система налогообложения.
  • УСН – упрощённая система налогообложения.
  • ЕНВД – единый налог на вменённый доход.

4.6. Персонал

В данном разделе Вы описываете необходимые человеческие ресурсы. Определять потребность в количестве и качестве персонала стоит с двух сторон: во-первых, исходя из запланированных объёмов производства продукции и особенностей производственного процесса; во-вторых, исходя из Ваших финансовых возможностей и текущей ситуации на рынке труда.

1. Административный персонал

2. Производственный (в т.ч. торговый) персонал

 Также для каждого работника необходимо выбрать систему оплаты труда: повременная, сдельная, комиссионная. Прежде всего, определитесь, зависит ли объём Вашей выручки от качества работы персонала. Важно отметить, кто из сотрудников нанимается на неполный рабочий день (неполную ставку).

Для повышения эффективности работы персонала необходимо реализовывать мероприятия по стимулированию и мотивации. Как адресные, так и общие. Сюда можно включить как организацию и проведение праздников, так и мероприятия по мотивации и стимулированию: доплаты за выполнение плана, процент от объёма продаж или производства, коллективные мероприятия (праздники, памятные даты) и т.д.

             

                                         5.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

 Эта часть проекта содержит конкретные мероприятия, которые позволят достигнуть намеченных целей. Здесь обычно приводится поэтапный характер действий, а также основные составляющие делового успеха новой компании, а именно:

Материальные ценности и ресурсы, необходимые для эффективной организации работы фирмы;

Вопросы налаживания контактов с поставщиками продукции, оборудования, товаров и оптимальной организации логистических потоков;

Особенности системы управления производством;

Организационная структура компании, количественный и качественный состав персонала будущего предприятия;

 Характеристика производственного и торгового процесса;

 Порядок взаимодействия с финансово-кредитными институтами, инвесторами, государством.

В данном разделе обязательно указывается в какой организационно-правовой форме будет действовать новое предприятие. Кроме того, приводится перечень основных мероприятий с определением точных сроков их проведения, ожидаемых результатов и исполнителей.

В данном разделе необходимо отразить ваши действия по организации бизнеса, разбитые на конкретные шаги со сроками реализации каждого этапа, ответственным лицом и ожидаемыми результатами.

Лучше всего это сделать в виде таблицы следующего вида:

Наименование этапа

Сроки реализации

Ответственный

Ожидаемые результаты и примечания

1

2

3

4

5

Здесь напишите, что нужно сделать в первую очередь, что во вторую и так далее.

Например, вы уже знаете, что располагаете базой потенциальных клиентов, и они готовы покупать у вас товары и услуги сразу поле того, как вы начнете свою деятельность.

В этом случае, одно из первых дел, которое вам необходимо сделать – это официально зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, чтобы на законных основаниях вести свою деятельность и иметь возможность принимать оплату по безналичному расчету.

 
                                             
6. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН.

Цель раздела – показать основные пункты из массы финансовых данных. Здесь даются нормативы для финансово-экономических расчетов, приводятся прямые (переменные) и постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета расходов на реализацию проекта, потребность и источники финансирования, рассчитывается таблица расходов и доходов.

Основные финансовые показатели проекта:

Общая стоимость проекта 

1 Собственные средства руб.

2 Заемные средства (кредиты)

3 Государственные субсидии (МЭР)

4 Государственные субсидии (ГСЗН)

5 Субвенция (ГСЗН)

6 Прочие источники финансирования

7 Чистая прибыль (за первый год проекта)

8 Суммарный денежный поток (за первый год проекта)

9 Рентабельность продаж %

10 Рентабельность инвестиций (ROI) %

11 Период окупаемости общих вложений мес.

Важно отдельно показать, куда Вы направите большую часть средств. Таким образом, Вы показываете инвестору структуру Ваших будущих активов и убираете сомнения о «распылении» средств не по целевому назначению.

Направления 

Сырье, материалы

Комплектующие

Транспортные расходы для производства

Связь, коммуникации (в т.ч. Интернет)

Услуги банка

Услуги прочих сторонних организаций

Регистрация (ООО или ИПБОЮЛ)

Патентование продукции

Сертификация продукции/услуги

Затраты на рекламу

Затраты на продвижение продукции

Прочие выплаты (в т.ч. проценты по кредитам)

Покупка оборудования

Приобретение транспортных средств

Проведение ремонтных работ

Анализ платёжеспособности проекта:

1. Все денежные притоки (доход)

2. Все денежные оттоки (расход)

3. Чистый денежный приток (отток)

4. Накопленный чистый денежный приток

В процессе планирования необходимо избавится от всех возможных «кассовых разрывов», т.е. отрицательных значений в строке «доход;расход». Проще говоря, «кассовый разрыв» - это временный недостаток денежных средств на осуществления очередных расходов (например, будут отсутствовать средства на очередную закупку запасов или материалов, на выплату заработной платы и т.д.). Следует бороться не только с «кассовыми разрывами», но и с очень малыми величинами, т.к. погрешность планирования на практике может вылиться в недостаточность денежных средств для продолжения деятельности. Бороться с такой ситуацией можно различными способами:

  • Увеличить объём собственных или привлечённых средств (например, за счёт стороннего инвестора и т.д.)
  • Изменить сроки осуществления расходов (например, закупать часть оборудования или ресурсов после того как будет получена первая выручка с проекта и т.д.)
  • Изменить структуру или объём расходов (например, сэкономить на маловажных расходах или уменьшить долю запасов ресурсов и т.д.)

Показатели эффективности проекта:

Валовая прибыль по итогам 1го года работы

Прибыль предприятия до выплаты налогов

Рентабельность вложений

Сколько чистой прибыли получит инвестор на каждый вложенный в проект рубль?

Рентабельность продаж

Какую долю в выручке составляет Ваша чистая прибыль?

Срок окупаемости

Через какой срок совокупные доходы станут больше совокупных расходов проекта?

Налоговая эффективность по итогам 1го года

Сколько в сумме налоговых отчислений принесёт проект для бюджетов всех уровней?

                                           7. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

В процессе реализации любого проекта остаются явления, которые могут помешать реализации. Сюда можно отнести события, которые могут произойти с определённой вероятностью и нанести определённый ущерб проекту.

В первую очередь, необходимо описать все возможные риски. Например, к рискам могут быть отнесены следующие явления: болезнь сотрудников, порча или кража оборудования, срыв срока поставок сырья, срыв сроков обучения персонала или монтажа оборудования, невозможность продавать или оказывать услугу клиенту и т.д.

Таким образом, Вы описываете существующий риск и возможные последствия, если этот риск произойдёт (реализуется). Также вы можете описать дополнительные факты и факторы реализации данного риска в графе «Примечания». Рекомендуется выявить не менее 5 рисков. Данные риски необходимо расположить в порядке важности, а также продумать меры борьбы с такими рисками, чтобы снизить их влияние на реализацию проекта. В случае большого количества рисков, имеет смысл разработать «политику управления рисками» на данном предприятия, в котором подробно описать: механизмы контроля рисков, комплекс превентивных мер, сценарии противодействия реализовавшимся рискам, профилактические меры и т.д.

                                             

                                    Типичные ошибки предпринимателя

К сожалению, избежать ошибок в бизнесе, как и в жизни, все равно нельзя. Рассмотрим основные ошибки предпринимателей.
Первой ошибкой начинающего бизнесмена обычно является неверная оценка затрат. При формировании бизнес-плана для вас и для инвесторов самым важным являются дата так называемой точки безубыточности и затраты, которые фирма понесет для ее достижения. Эти затраты часто недооценивают. Предположим, вы договорились об аренде, но не учли, что бизнес будет развиваться и имеющихся мощностей вам не хватает. Или, к примеру, вы рассчитывали на заключение крупного контракта, но заказчик затягивает с оплатой, в результате вам нечем платить зарплату персоналу. Предугадать все, что может случиться с вашим бизнесом, невозможно, поэтому закладывайте как можно больше резервов в бизнес-план.
Одной из самых распространенных ошибок являются лишние затраты в компании, которые приводят к таким проблемам, как:
- Лишний персонал.
- Избыток офисного пространства, мебели и оборудования.
- Невозможность отказаться от долгосрочных контактов с обслуживающими организациями.
- Корпоративные конфликты.
- Настороженное отношение клиентов и партнеров, ухудшение репутации.

Однако чрезмерная бережливость тоже вредна. Критерий таков: в разовых расходах ориентируйтесь на качество, в постоянных – на цену. Например, если вы покупаете оборудование, оно должно быть современным и производительным. Речь идет именно о функциональности средств производства. На оборудование нужно также закладывать «резерв» прочности и функциональности, так как оно устаревает.
С другой стороны, зарплата младшего персонала, закупка сырья или товаров, арендная плата и даже налоги – все это постоянные расходы. На них необходимо экономить. Большой ошибкой начинающего предпринимателя является «микроменеджмент». Начиная свое дело, вы стремитесь вникнуть во все задачи, проконтролировать каждый шаг сотрудников. Такое поведение актуально только в критически важные для компании моменты при ее создании, в кризисных ситуациях. Но в повседневной жизни фирмы ваша задача мыслить стратегически. Вот пример мелких задач, которым предприниматель может не уделять много времени: расстановка мебели и рассадка сотрудников, разработка дизайна и корпоративного стиля, закупка компьютеров и мебели, контроль опозданий сотрудников. Крупные задачи, на которых нужно сосредоточиться, - это способы поиска клиентов и продаж, система мотивации персонала, организация бизнес-процессов работы, управление финансовыми потоками.
Еще одна ошибка – неверная оценка рисков. Прежде всего, рисков продаж. Для оценки объема рынка можно провести дополнительные маркетинговые исследования. Если вы собираетесь заняться торговлей, то просто постойте в предполагаемом месте продаж и последите за количеством покупателей и просто посетителей. Только учтите, что вы будете новичком, а значит постоянных покупателей на первом этапе у вас не будет. Поэтому полученную оценку все равно рекомендуется занизить.
Не следует недооценивать конкурентов. К примеру, на улицах множество газетных киосков. Много ли зарабатывает один газетный киоск, не являющийся частью крупного медиахолдинга? Совсем немного – в сравнении с затратами усилий. Происходит это по многим причинам, одна их которых в том, что на данном рынке уровень конкуренции очень высок. Не придумав ничего нового, вы не заработаете.

                                  Оформление и стиль бизнес- плана.

     Оформление и стиль не менее важны для успеха бизнес-плана, чем его

   содержание. Небрежно оформленный, неграмотно составленный, чрезмерно

   раздутый или, напротив, неоправданно сжатый бизнес-план не найдёт

   понимания и поддержки у потенциальных инвесторов делового проекта.

  Рекомендуется выполнять  следующие правила составления и оформления бизнес- плана:

1. Предложения должны быть короткими , ясными, чёткими, энергичными.

2. Не нужно увлекаться использованием технического жаргона.

3. Бизнес- план должен включать только относящуюся к делу (релевантную)

   информацию.

4. Идеи, представленные в бизнес- плане, не должны быть чрезмерно

   амбициозными. Не нужно завышать планку будущих достижений без учёта

   реальных возможностей бизнеса- даже если это предпринимается в рекламных

   целях.

5. Очень помогает уяснение положений плана использование фотографий,

   диаграмм, графиков, таблиц. Умелое применение этих средств существенно

   повышает впечатление о бизнес- плане.

6. Необходимо позаботится о чёткой структуре плана. Материал должен

   разделён на короткие, хорошо выделенные параграфы. Для обозначения

   различных частей бизнес- плана можно использовать разные цвета, образцы

   шрифта и т. д.

7. Нужно особо выделять основные предложения бизнес- плана, его главные

   выводы.

8. Не стоит утяжелять основные разделы бизнес- плана различной объёмной

   информацией. Если она действительно необходима и разъясняет суть дела,

   выбрасывать её из бизнес- плана не нужно. Но лучше включить такую

   информацию в раздел «Приложения».

9. При составлении бизнес- плана нельзя забывать о таком важном принципе,

   как гибкость планирования. Необходимо определять основные положения

   бизнес- плана так, чтобы они могли быть адаптированы к непредвиденным

   изменениям в среде фирмы.

10. Если бизнес- план составляется для достижения целей развития и

   диверсификации в новые сферы бизнеса для уже существующего предприятия,

   он должен дать ответ, не пострадают ли текущие, основные операции в связи

   с запланированными изменениями?

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ бизнес-плана

Бизнес-план необходимо предоставлять в бумажной форме. Порядок подшивки печатной версии бизнес-плана:

  • Титульный лист – отражает полное название проекта, ФИО инициаторов, год и место разработки документа.
  • Резюме – следует сразу после титульного листа бизнес-плана.
  • Содержание – список 8 глав и приложений с указанием номера страницы.
  • Главы с 1 по 8 – непосредственно главы проекта.
  • Приложения – расчётные таблицы, спецификации оборудования, фотографии, стандарты, нормативы и т.д.

Представленные в методичке формы являются обязательной частью для написания бизнес-плана, но не стоит ограничиваться только ими, Вы можете самостоятельно дорабатывать таблицы и формат представления информации.

«Краткость – сестра таланта», однако даже два одинаковых по сути проекта «в руках» различных инициаторов приобретают существенные различия. Желательно описывать все детали, которые Вы считаете специфичными для конкретного бизнеса. Для повышения наглядности бизнес-плана можно использовать:

  • схемы, графики, диаграммы;
  • фотографии продукта, оборудования, процесса производства.

Однако не стоит сильно перегружать бизнес-план информацией. Если Вы хотели бы включить материал в проект, но сомневаетесь в его лаконичности, смело выносите его в приложение и ставьте в тексте ссылку. Также стоит уделить час на достойное оформление проекта – это позволит уверить читателя в Вашей добросовестности.

 Защита проекта проходит в очной форме, в формате презентации Вами проекта перед комиссией. Для успешной презентации необходимо подготовить:

  1. Речь выступления на 10-15 минут.
  2. Презентация в Power Point от  10 слайдов.
  3. Раздаточный материал для членов комиссии.

 Критерии оценки:

  • Реалистичность.
  • Целесообразность.
  • Эффективность.
  • Экономическая и юридическая обоснованность.
  • Оригинальность бизнес-плана.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бизнес-план Страусиная ферма Разработал студент 4 курса группы Т-38 Захаров Александр Руководители: преподаватели Батищева М.А. Ефимова Н.Г

Слайд 2

КФХ «Дубна» Страусиные продукты, прокат, экскурсии yurkino.ucoz.ru 8-926-847-41-89

Слайд 3

РЕЗЮМЕ Приветствуем Вас!!! Наше фермерское хозяйство к Вашим услугам! Скучно без конкурентов…

Слайд 4

К(Ф)Х «Дубна» Адрес: Московская область, дер. Юркино Телефон: 8- 926-847-41-89 Дата создания фирмы: 11.09 .2015 Где зарегистрирована: Торгово-промышленная палата РФ, лицензия №47297156754 Руководитель фирмы: Лопатин С.Э. Род деятельности: производство и продажа страусиной продукции, прокат страусов, организация экскурсий Описание предприятия

Слайд 5

Описание продукции(услуг) Яйца Мясо Жир Когти Кожа Перья Прокат

Слайд 6

Маркетинг и сбыт продукции Рекламные щиты Бесплатный интернет хостинг Реклама на автомобилях сотрудников

Слайд 7

Производственный план Участок земли 10 соток Здание для ночлега страусов (курятник) Семья страусов Корм Колодец Персонал Инвентарь Инкубатор

Слайд 8

Организационный план Регистрация в качестве главы крестьянско-фермерского хозяйства Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога Приобретение инвентаря и страусиной семьи

Слайд 9

Финансовый план Расходы на год: Трио – 220 000 р. Участок земли – 200 000 р. Строительство - 100 000р. Персонал – 240 000 р. Инвентарь – 2 3 689 р. Корм – 108 000 р. Инкубатор – 458 500 р. Итого: 1 3 50 189 р. Доходы за год: Мясо – 2 400 000 р. Экскурсии – 6 000 р. Кожа – 112 000 р. С.яйца – 60 000 р. Итого: 2 578 000 р.

Слайд 10

Эффективность проекта Годовая эффективность проекта выражается в чистой прибыли: Чистая прибыль: 2 578 000 – (1 400 000/36 +18%)*36 = 926 000 р.

Слайд 11

Риски Неконтролируемые (стихийные бедствия) Производственные (болезни) Финансовые (рост себестоимости и др.) Кадровые (увольнение сотрудников) Рыночные (принципы торговли и др.) Операционные ( нарушение бухгалтерского учета)

Слайд 12

Попробуйте и Вы не пожалеете КФХ «Дубна» Страусиные продукты, прокат, экскурсии yurkino.ucoz.ru 8-926-847-41-89


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Для специальности: " Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта", СПО, 2015 год

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВДля специальностей технического профиля среднего профессионального образования базовой подготовки на базе основного общего образ...

Методические рекомендации для подготовки к лабораторным работам специальность 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Законы электротехники являются основой, на которой разрабатываются все электрические приборы, аппараты, машины и преобразователи. Их надежное функционирование, безопасность жизнедеятельности их пользо...

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы

Ценным в проектно - исследовательской работе учащихся является сам процесс: сбор и систематизация информации, попытка самостоятельно разобраться в незнакомом вопросе....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Организация-разработчик: Прибрежненский аграрный колледж (филиал)ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»   Разработчик: преподаватель общетехнических и специа...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по реализации проектно-исследовательской работы среди студентов по специальностям: «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей», «Механизация сельского хозяйства»

Финансы играют огромную роль в жизни каждого человека вне зависимости от его возраста и социального положения. Почему это так? Дело в том, что за всю жизнь человека через его руки проходит огромное ко...

Методические рекомендации по реализации ПМ.2. Поддержание рабочего состояния силовых и слаботочных систем зданий и сооружений, системы освещения и осветительных сетей объектов жилищно-комунального хозяйства для профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обсл

Методические рекомендации по реализации ПМ.2. Поддержание рабочего состояния силовых и слаботочных систем зданий и сооружений, системы освещения и осветительных сетей объектов жилищно-комунального хоз...