Рабочая программа профессиональной пробы "Садово-парковое и ландшафтное строительство"
рабочая программа на тему

Программа профессиональной пробы по профессии (специальности) 35.02.12. «Садово-парковое и ландшафтное строительство»  разработана для организации и проведения  профессиональной пробы на базе ОГБПОУ «Шарьинский аграрный техникум Костромской области» с целью содействия профессиональному самоопределению обучающихся 8 - 9 классов СОШ.

Программа профессиональной пробы  включает в себя:

-       пояснительную записку  (общая  характеристика, цели,  требования к результатам освоения, место проведения, продолжительность профессиональной пробы);

-       структуру и содержание программы (учебно-тематический план, содержание программы);

               -       условия реализации программы (материально-техническое и информационно-методическое  обеспечение программы).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_professionalnoy_proby.docx67.34 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ

26481153

ПАСПОРТ

Профессиональной пробы

по профессии (специальности)

Садово-парковое и ландшафтное строительство

Место проведения профессиональной пробы:

ОГБПОУ «Шарьинский аграрный техникум Костромской области»

Лаборатория «Цветочно-декоративных растений и дендрологии»

Пробу проводит (ят): ФИО, (преподаватель, мастер)

Кучина Марина Петровна - преподаватель

Цель профессиональной пробы:

формирование интереса старшеклассников к профессиональной деятельности в области садово-паркового и ландшафтного строительства

Продолжительность пробы: 1 час

Количество участников: 7 - 10 человек

Содержание профессиональной пробы:

1 уровень: Пересадка (посадка) комнатного растения

2 уровень: Декорирование цветочного горшка

3 уровень: Разработка проекта клумбы с подбором ассортимента растений

Контакты:  тел. 8(49449)5-86-43

е-mail: Sharagrotex@mail.ru 


Департамент образования и науки Костромской области

ОГБПОУ «Шарьинский аграрный техникум Костромской области»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ

«Садово-парковое и ландшафтное строительство»

для учащихся 8 - 9 классов

Шарья 2016 г


Организация-разработчик: ОГБПОУ «Шарьинский аграрный техникум Костромской области»

Разработчик: Кучина М.П., преподаватель

Программа профессиональной пробы по профессии (специальности) 35.02.12. «Садово-парковое и ландшафтное строительство»  разработана для организации и проведения  профессиональной пробы на базе ОГБПОУ «Шарьинский аграрный техникум Костромской области» с целью содействия профессиональному самоопределению обучающихся СОШ.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………….....

5

1.1

ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ…........ …………………………..

6

1.2

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ,  ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ………………………………………..

8

1.3

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ  ПРОБЫ, ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ …

8

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ………………………

9

2.1

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

9
9

13

13

2.2

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

3.2

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

13


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа профессиональной пробы «Садово-парковое и ландшафтное строительство» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г., № 1897);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г., № 413);
  • "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 N 44;
  •  СанПиН 2.4.6.2553-09 "Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.09.2009 N 58;
  • Профессиональный стандарт среднего профессионального образования по специальности 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» (утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 00.00.20__г.,№__). (Реестр ПС от 01.08.2016 http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php)
  • Стратегия социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года (утв. Распоряжением администрации Костромской области от 27 августа 2013г. № 189-ра);
  • Приказ департамента образования и науки Костромской области от 27 августа 2013 года № 1502 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие профессионального образования Костромской области на 2014 – 2016 годы» (в редакции приказов департамента образования и науки Костромской области от 24.09.2014 № 1741, от 17.03.2015 № 520, от 07.05.2015 № 1055, от 09.03.2016 № 488);
  •  Комплекс мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях, на развитие системы среднего профессионального образования на 2014-2016 годы на территории Костромской области, утвержденный приказом департамента образования и науки Костромской области от 20 апреля 2014 г. № 748.


Программа профессиональной пробы (далее пробы)  включает в себя:

  • пояснительную записку  (общая  характеристика, цели,  требования к результатам освоения, место проведения, продолжительность профессиональной пробы);
  • структуру и содержание программы (учебно-тематический план, содержание программы);
  • условия реализации программы (материально-техническое и информационно-методическое  обеспечение программы).

1.1 Общая характеристика профессиональной пробы

Профессиональная проба — профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее вид завершенного технологического процесса (или его отдельного этапа) и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии

Общая характеристика профессии (специальности):

Виды труда

Обслуживание / Творчество

Профессиональная направленность     

Человек - художественный образ /человек - природа

Сферы деятельности

Культура /Обслуживание /Услуги

Сферы труда

Изделия /Природные ресурсы /Искусство

Техник садово-паркового и ландшафтного строительства - это и художник, и садовник, и архитектор в одном лице. Его задача - декорировать природное пространство зеленью, цветами с учетом расположения коммуникаций, беседок, колодцев, клумб, деревьев, кустарников и т.д.

Специалист работает по четко разработанному плану, в соответствии с проектом. Пример такого плана работы: генеральный (концепция, стиль), дендроплан (стенки, дорожки, площадки, дренаж, схема полива, деревья, кустарник, освещение....). Эскизы всех элементов проекта. Посещение места работы. Консультация с заказчиком, со специалистами. Замеры. Утверждение проекта, осушение земли, перемещение грунта, укрепление склонов, устройство цветников, полива, водоемов, дренажа, прокладка дорожек, беседок, композиций с использованием различных природных и искусственных материалов.

Проектирует фитосреду интерьера с учетом его архитектурно-функционального назначения, а также биологии и экологии растений. При проектировании может использовать композиции из комнатных, сухих и срезочных растений. Разрабатывает рекомендации по подбору и способам содержания растений в интерьере. В ряде случаев самостоятельно осуществляет работу по организации фитосреды. Выполняет эскизы, оформляет проектную документацию и макет оформления интерьера. Работает индивидуально или в составе группы, в помещении, при необходимости в реальных условиях проектируемого интерьера. Ведет переговоры с заказчиками.

Профессионально важные качества:

  • пространственное мышление;
  • конструкторские способности;
  • креативность;
  • художественные вкус и способности (композиция, гармония, пропорции, чувство цвета);
  • гибкость мышления;
  • самостоятельность;
  • ответственность;
  • реалистичность;
  • находчивость;
  • хороший глазомер;
  • координация движений рук;
  • высокий уровень коммуникативных способностей.

Сфера и направления деятельности:

Область профессиональной деятельности выпускников: организация и обеспечение работ по садово-парковому и ландшафтному строительству объектов озеленения.

Техник готовится к следующим видам деятельности:

  • Проектирование объектов садово-паркового и ландшафтного строительства.
  • Ведение работ по садово-парковому и ландшафтному строительству.
  • Внедрение современных технологий садово-паркового и ландшафтного строительства.
  • Выполнение работ по профессиям рабочих «Рабочий зеленого хозяйства» и «Цветовод».

Медицинские противопоказания:

  • аллергия на рабочие материалы, химические вещества, пыльцу растений, сухоцветы;
  • артриты;
  • частые простудные заболевания;
  • болезни опорно-двигательного аппарата;
  • выраженная степень гипертонии;
  • сердечные заболевания, ограничивающие движение;
  • низкая энергичность;
  • апатичность.

1.2  Цели и задачи программы,  требования к результатам   выполнения пробы:

        Содержание программы  пробы «Садово-парковое и ландшафтное строительство» направлено на достижение следующей цели:  

  • формирование интереса старшеклассников к профессиональной деятельности в области садово-паркового и ландшафтного строительства.

Задачи:

  • знакомство учащихся со специальностью «Садово-парковое и ландшафтное строительство», содержанием и характером труда специалистов этой профессии;
  • формирование допрофессиональных знаний, умений и навыков, опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности;
  • развитие и укрепление интереса к будущей профессии;
  • воспитание готовности к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии;
  • оказание учащимся помощи в профессиональном самоопределении;
  • развитие способностей учащихся к художественно-эстетическому творчеству.

По итогам выполнения профессиональных проб учащиеся должны иметь представление:

  •  о содержании и характере труда в данной сфере деятельности, требованиях, предъявляемых к личности и профессиональным качествам;
  • об общих теоретических сведениях, связанных с характером выполняемой пробы;
  • о технологии выполнения профессиональной пробы;
  • о правилах безопасности труда, санитарии, гигиены;
  • об инструментах, материалах, оборудовании и правилах их использования на примере практической пробы;
  • о выполнении простейших операций.

1.3  Место проведение  пробы, продолжительность

        Лаборатория «Цветочно-декоративных растений и дендрологии».

        Программа  рассчитана на 6 часов в группах численностью 7 - 10 человек. Организация занятий возможна в режиме 1 часа в неделю, в том числе 4 часа отводится на практические занятия.

Основная форма контроля - выполнение профессиональной пробы.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ

  1. Учебно-тематический план

Тема занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Основные приемы ухода за декоративными культурами защищенного грунта

1

1

Декорирование цветочных горшков

1

1

Устройство цветников

1

1

Выполнение профессиональной пробы:

Пересадка (посадка) комнатного растения

1

1

Выполнение профессиональной пробы:

Декорирование цветочного горшка

1

1

Выполнение профессиональной пробы:

Разработка проекта клумбы с подбором ассортимента растений

1

1

Итого

6

3

3

2.2. Содержание программы

Теоретический блок

Тема 1.  Основные приемы ухода за декоративными культурами защищенного грунта.

Посадка, перевалка горшечных культур; посадка черенков на укоренение. Уход за растениями в защищенном грунте. Полив, опрыскивание, прополка и рыхление. Регулирование  светового, теплового режимов, влажности воздуха и субстратов. Удобрения: способы внесения, сроки, кратность. Обработка от болезней и вредителий.

Обрезка, прищипка, пинцировка, пасынкование.  Особенность ухода в период покоя.

Инструменты и материалы для ухода за растениями. Правила техники безопасности и средства индивидуальной защиты при работах по уходу за декоративными растениями защищенного грунта

Тема 2. Декорирование цветочных горшков.

Виды горшков для цветов. Керамические цветочные горшки. Деревянная посуда и ящики. Глиняные горшки. Пластмассовые горшки. Кашпо. Подвесные корзины.

Гармония цветовых сочетаний. Материалы, используемые для декора их свойства, применение. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила безопасности при работе с оборудованием и работе с материалами. Технология дизайнерского оформления цветочных горшков. Подбор природного и синтетического материала.

Тема 3. Устройство цветников.

Формы цветочных насаждений: клумбы, рабатки, группы, одиночные посадки, модульные цветники, моноцветники, рокарии.

Виды клумб: регулярная, нерегулярная, приподнятая, ковровая, моноклумба, вертикальная клумба, клумба-панно. Типы клумбовых растений и их биологические особенности.

Устройство цветника: подготовка почвы, подбор растений по высоте, времени цветения, колеру. Закон сочетания колеров. Уход за цветником: полив, рыхление почвы, внесение удобрений, подкормки, борьба с сорняками, правила содержания цветников в образцовом порядке и обеспечение декоративности.

Практический блок

 Выполнение профессиональной пробы по трем направлениям (технологическому, ситуативному и функциональному) и трем уровням сложности представлены в таблице

Технологическая проба (компонент)

Ситуативная проба

Функциональная проба

1-й уровень*

Задание (задача)

Задание

Задание

Ознакомиться с технологией пересадки (посадки) комнатного растения

Подобрать горшок для пересадки (посадки) комнатного растения

Пересадить (посадить) комнатное растение

Условие (выполнения)

Условие

Условие

Дана технология пересадки (посадки) комнатного растения (в виде карточек).

Задание выполняется с учетом размера корневой системы растения

Самостоятельно пересадить (посадить) комнатное растение

Результат (продукт деятельности)

Результат

Результат

Задание выполнено правильно, если  при пересадке (посадке) комнатного растения соблюдена технология.

Задание выполнено правильно, если учтено соотношение размеров горшка и корневой системы растения

Задание считается выполненным, если растение посажено (пересажено) правильно (соблюдена глубина посадки, растение правильно полито, соблюдены правила техники безопасности).

2-й уровень*

Задание

Задание

Задание

Разработать эскиз оформления цветочного горшка

Подобрать необходимые для оформления цветочного горшка материалы,  инструменты и приспособления

Задекорировать цветочный горшок, используя природные и синтетические материалы

Условие

Условие

Условие

Задание выполняется с учетом имеющегося  в наличии природного материала и дизайнерских материалов (декоративные ленты, кружево, ткань и т.д.)

Задание выполняется с учетом соблюдения правила цветовой гармонии и пропорциональности

Самостоятельно оформить цветочный горшок

Результат

Результат

Результат

Задание считается выполненным, если самостоятельно разработан эскиз оформления цветочного горшка на бумаге с учетом имеющегося материала.

Задание считается выполненным, если подобранные для оформления цветочного горшка материалы гармонично сочетаются между собой

Задание считается выполненным, если цветочный горшок задекорирован аккуратно  и гармонично, с соблюдением правил техники безопасности

3-й уровень*

Задание

Задание

Задание

Составить план клумбы

Подобрать возможные варианты однолетних декоративных растений

Составить проект клумбы из однолетних декоративных растений

Условие

Условие

Условие

Задание выполняется с учетом формы и размера клумбы

Задание выполняется, учитывая высоту и колер растений

Самостоятельно разработать проект клумбы

Результат

Результат

Результат

Задание считается выполненным, если самостоятельно подобран рисунок клумбы с учетом заданных формы и размера

Задание считается выполненным, если при подборе растений учитывалась гармония цветовых сочетаний и правила размещения клумбовых растений по высоте

Задание считается выполненным, если при составлении проекта клумбы правильно оформлен план и составлена ассортиментная ведомость растений

*

Пробы 1-го уровня требуют от учащихся сформированности первичных профессиональных умений, достаточных для их реализации на уровне исполнителя (выполнение отдельных простейших операций с получением законченного результата)

Пробы 2-го уровня носят исполнительско-творческий характер, в них предусматриваются элементы рационализации профессиональной деятельности (выполнение нескольких взаимосвязанных операций с получением законченного результата)

Пробы 3-го уровня сложности нацелены на самостоятельное планирование обучающимся своей работы, постановки промежуточной и конечной целей, анализ результатов деятельности (выполнение нескольких взаимосвязанных операций с получением законченного результата, требующее получение дополнительных знаний и умений и проявление самостоятельной поисковой активности)

        


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ        

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация   программы профессиональной пробы «Садово-парковое и ландшафтное строительство»  предполагает наличие лаборатории «Цветочно-декоративных растений и дендрологии».

Оборудование рабочих мест лаборатории «Цветочно-декоративных растений и дендрологии»:

- наглядные пособия (наглядный раздаточный материал, плакаты);

- инструменты и оборудование для выполнения работ по содержанию цветочно-декоративных растений,

- материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ по декорированию цветочных горшков;

- CD, DWD диски с презентациями.

Технические средства обучения:

-компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2  Учебно-методическое и информационное обеспечение программы:

Литература

  1. Все о клумбовых растениях/ Д-р Д.Г. Хессайон. – М.: Издательство «Кладезь-Букс», 1998. - 140 с.: ил.
  2. Декоративное растениеводство: Цветоводство: учебник для студентов вузов/ Т.А. Соколова, И.Ю. Бочкова. – 2-е издание стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 432 с.
  3. Комнатное цветоводство. Растения в интерьере / Пер. с фр. И. Крупичевой. – М.: Издательство Эксмо, 2005. – 160 с.
  4. Цвет в ландшафтном дизайне/ Т.А. Соколова; И.Ю. Бочкова; О.Н. Бобылева. – М.: ЗАО «Фитон+», 2007. – 128 с. - (Серия «Библиотека ландшафтного дизайнера»)

Интернет-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ "МДК 02.01 Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов"

Рабочая программа профессионального модуля - является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС  СПО  по специальности 08.02.01  Строительств...

Рабочая программа профессионального модуля МДК01.02 Технология и организация строительства объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения территорий

Рабочая программа профессионального модуля  является частью  основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности 20.02.03  (2...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 01 Эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования при строительстве, содержании и ремонте дорог

Рабочая программа составлена на основе региональной примерной программы профессионального модуля и Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности средне...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02Выполнение технологических процессов на объекте капитального строительства 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и примерной основной образовательной программой по специальности  08.02.0...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 «Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов» для специальности СПО 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид деятельности: организация видов работ при эксплуатаци...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 Организация и выполнение работ по строительству и монтажу систем газораспределения и газопотребления

В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид деятельности Организация и выполнение работ по строительству и монтажу систем газораспределения и газопотребления и с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 «Эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования при строительстве, содержании и ремонте дорог»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ  ПМ.01 «Эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин  и оборудования при строительстве, содержании и ремонте дорог»...