Сорняки
план-конспект урока

Киселёва Лариса Борисовна

Сорняки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sornyaki.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сорные растения и меры борьбы с ними

Цель урока:

  • дидактическая – проверить знания учащихся  предыдущей темы «Условия жизни растений».  Изучить  сорные  растения, какой вред они  приносят. А также их классификация  и способ борьбы с сорными  растениями.
  • воспитательная – нацелить учащихся  на добросовестное  отношение  к работе  на  поле, осторожность  в применении гербицидов, т.к.  от этого  зависит  урожайность с/х  культур.  Воспитать  интерес  к познанию  нового,  к избранной профессии.
  • развивающая – развивать  мышление  у учащихся при изучении нового материала.  Развивать  чувство  требовательности к  себе и своим  товарищам, умение  управлять собой.

Тип урока:  комбинированный.

Ход   урока

  1. Организационный момент – 2-3 мин.  приветствие и  проверка  учащихся.

  1. Повторение домашнего задания – 20 мин.  
  1. Роль сельского хозяйства;
  2. Роль зеленых растений в природе;
  3. Строение растений;
  4. Размножение  растений;
  5. Условия жизни растений:
  • свет и тепло;
  • вода;
  • питание.

  1. Изучение нового материала – 40 мин.

План.

  1. Вред, причиняемый сорняками;
  2. Биологические  особенности  сорняков;
  3. Классификация сорняков;
  4. Борьба с сорняками;
  5. Гербициды.

  1. Закрепление нового материала.

  1. Подведение итогов  урока 2-3 минуты.

  1. Задание на дом:

  1. Организационный момент:

Приветствую учащихся и отмечаю в журнале отсутствующих.

  1. Повторение домашнего задания:

а)  Устный опрос

  1. Какова роль с/х  в жизни человека и животных ?  

(Обеспечивает  продуктами  питания, дает сырье  для  легкой  и пищевой  промышленности, дает корм с/х   животным.)

  1. Расскажите,  какая роль  растений в природе и что они дают  человеку?

(Растения потребляют углекислый газ. Обогащая воздух кислородом. Возделывая  разнообразные  культуры человек,  ежегодно  получает  необходимые  продукты  питания в виде клубней,  плодов, ягод, зерна,  из которого изготовляют  множество хлебобулочных  изделий, сырье  для  промышленности,  которая  вырабатывает такие  продукты, как  растительное масло, крахмал, сахар, спирт, краски, лекарство, а также разнообразные  корма для  с/х животных, чтобы иметь  ценные  продукты, такие  как  молоко,  масло, мясо,  шерсть, кожа  и др.)

  1. Как делятся растения по  продолжительности жизни?

Однолетние – живут и плодоносят в течение одного года  

Двулетние – в первый год жизни образуют  корень и листья, а во  второй  год – цветоносные побеги и семена

Многолетние – сохраняют  жизнедеятельность  в течение  нескольких  лет  

  1. Из  чего состоит  растения?

(Из корней, стеблей, листьев,  цветков,  плодов  и семян)

  1. Какова  роль  корня  в жизни  растения?

(Укрепляют  растения  в почве,  извлекают  из почвы  необходимые  для  жизни  растения  воду,  воздух,  растворенные  питательные  вещества,  направляя  их  по  стеблю к листьям).

  1. Какие  виды  корней  бывают?

( Стержневые,  мочковатые)

  1. Какими способами размножаются растения?  

(Вегетативными  и половыми)

  1.  Какое размножение называется вегетативным?  

(Это  размножение отводками,  усами,  луковицами, клубнями, черенками, корневищами).

  1.   Что такое  рост растений?  

(Рост – это увеличение  массы  и размеров  органов  растений, т.е. количественные изменения, которые проводят к цветению и плодоношению).

  1.  Что такое  развитие растений?

(Развитие – это качественные изменения,  которые приводят к цветению  и  плодоношению).

  1.  Какие  условия  необходимы  для  жизни  растений;

(Свет, тепло, воздух, вода, углекислый газ, элементы питания)

  1.   Изучение нового материала.

Тема  урока:

«Сорные  растения и мера  борьбы с ними»

Запишем  вопросы, которые сегодня  рассмотрим:

План

  1. Вред, причиняемый сорнякам.
  2. Биологические особенности сорняков,
  3. Классификация  сорняков.
  4. Борьба  с  сорняками.
  5. Гербициды.

Первый вопрос: «Вред, причиняемый  сорняками»

        Ребята, почти у каждого у Вас  дома  растет  замечательный плодовый сад, который   дает  нам  замечательные плоды, богатые витаминами. Это яблоки, груши, сливы, абрикосы (показать учащимся фрукты).  На огороде, на грядках  у нас  разнообразные  овощи (томат, огурцы,  перец, морковь, чеснок, лук и др.)  (Показать учащимся овощи).  На  полях растут такие  культуры  как пшеница, овес,  ячмень,  рожь, сахарная свекла, подсолнечник (показать  учащимся несколько образцов полевых культур). Но также со всеми этими  культурами, растут растения, которые снижают  их урожай  и ухудшают  качество  получаемой  продукции. Такие растения  называются сорными  (сорняки). (Показать гербарии  сорняков).

        Также к сорнякам  относятся и культурные  растения, их  называют  засорителями.  Это,  например,  овес в посевах  пшеницы,  подсолнечник в горохе и др.   На  территории нашей  страны встречается  около 2 тыс.  видов сорных  растений, которые приносят огромный вред сельскому хозяйству.

        Многие сорняки, такие, как полынь горькая, осот полевой, лебеда образуют  огромную листовую поверхность, что сильно затеняют и заглушают посевы.  Это приводит  к снижению  фотосинтеза, а следовательно,  и к  снижению урожая.  А такие сорняки, как овсюг, василек синий,  амброзия  расходуют  влаги  в 1,5-2 раза  больше,  чем  культурные  растения  и, следовательно, усиливают  почвенную засуху, что  также  приводит  к снижению  урожая.

        У многих  сорных растений корневая система  развивается  быстрее и глубже, чем  у культурных.  Например,  корни  овсюга  достигают  2 м.,  у  донника 5,5 м.,  у бодяка  в первый год  жизни  3,5 м.,  на 2-й год – 5,75  м.,  на  3-й год -  до 7 м.  Такое проникновение  корней  сорняков  в почву  позволяет им  использовать воду и пищу  раньше культурных растений и легче переносит  засуху.  Существует  такие сорняки, как вьюнок, который  вызывает  полегание  культурных растений. Затеняя почву и потребляя из неё большое количество воды, он снижает температуру  почвы, вследствие чего  замедляется снабжение  культурных  растений  питательными  веществами.

        Также сорняки  выносят  из почвы  питательных веществ в 2-3 раза больше,  чем, с/х культуры.

        Некоторые сорняки  (повилика, заразиха)  паразитируют   на  культурных растениях, извлекая из  них  с помощью особых  присосок влагу и  минеральные вещества    (показать учащимся гербарий  повилики на сахарной свекле и  плакат сорняков паразитов).

        На сильно заросших полях  в зерне  пшеницы  уменьшается  количество белка, в масличных  культурах  снижается  содержание  масла  в семенах,  а в сахарной свекле – сахаристость.  Примеси  семян   горца и  костера  в зерне  придает  муке  черный  цвет,  и  она портится.  Испеченный  из такой  муки  хлеб  быстро черствеет.

        На  полях,  засоренных  пыреем, вьюнком, увеличивается  износ  почвообрабатывающих  орудий,  затрудняет  уборку,  приводят  к поломкам.

        Сорняки способствуют размножению и распространению вредителей и болезней,  которые сильно поражают  с/х культуры.  Например,  пырей  служит  распространению  вредной черепашки,  которая наносит  вред  пшенице;  на лебеде, чертополохе живет  долгоносик, который  повреждает сахарную  свеклу.  Пырей, также является переносчиком  корневой  гнили,  ржавчины,  головки  у злаковых культур.  Многие болезни переносятся  насекомыми с сорняков  на с/х культуры. Повилика  и  заразиха  сначала  могут  развиваться  на полынье,  лебеде, а  затем перейти  на подсолнечник,  клевер.

        Среди  сорных растений  есть  виды,  которые   вредны для человека и животных. Например, полынь, лук, чеснок, клоповник  ухудшает качество молока и молочной продукции,  придают им неприятный вкус.  А при поедании сорных растений,  таких как, горчак, белена, хвощ,  животные могут заболеть и даже  может быть  падеж.  В местах  распространения  амброзии,  полыни, лебеды  у  людей  часто возникают аллергические  заболевания.

        При уборке зерновых  культур с засоренных  полей повышается влажность зерна,  что  осложняет  его очистку и хранение. Из-за засоренности полей затягиваются сроки уборки,  что вызывает потерю урожая. Убранное с таких полей зерно  требует дополнительной очистки и сушки, т.к.  влажное  зерно быстро портится. Несколько семян  сорняков способны  дать огромное количество  взрослых  растений, т.к.  их количество семян может  достигать до нескольких  тысяч с одного растения.

(Показать учащимся  зерно  с примесями семян сорняков).

Дать учащимся краткую запись по первому вопросу.

Второй вопрос: «Биологические  особенности сорняков».

        Высокая вредность сорняков  обуславливается  многими  биологическими  особенностями,  отличающие  их  от культурных растений.

Выделяют следующие  биологические особенности:

  1. Высокая семенная продуктивность.

Сорные растения обладают огромной  плодовитостью. Большая семенная продуктивность сорняков помогает им  в борьбе за  существование,  это предопределяет  высокую  засоренность посевов на  многие  годы  вперед. Например, одно  растение – осота  может  образовывать  35 тыс.  семян, пастушья сумка  73 тыс.  семян,  заразиха  100 тыс. семян,  а одно  растение пшеницы  100-150 семян.

  1. Покой  семян и плодов.

Обусловлен отсутствием  благоприятных для  их  прорастания  условий  (низкие t0, недостаток  влаги, света).  У культурных  растений  такого периода нет  или он значительно короче. Например,  семена щирицы,  пастушьей сумки  не теряют   всхожести  в течении 10-15 лет,  пока они не  попадут  в благоприятные  условия для  их  прорастания.

  1. Долговечность.

 Семена  культурных  растений сохраняют  жизнеспособность  в течение нескольких  лет,  тогда  как семена многих  сорняков  сохраняют   её годами и десятилетиями.  Например,  семена овсюга  сохраняют  жизнеспособность 5-7 лет,  мокрицы,  щирицы  30 лет. Следовательно, однажды  осыпавшиеся в почву семена  сорняков служат источником засорения  посевов на  протяжении  многих  последующих  лет.

  1. Вегетативное  размножение.  Даже  небольшие  обломки  длинной 3-5 см. корней  способны  образовывать  самостоятельные  растения.
  2. Способность к распространению.  Семена  сорных растений  могут  быть  занесены на поля вместе  с посевным  материалом.  Многие сорняки  засоряют  почву  во время  уборки культур.  Семена  одуванчика и осота  распространяются ветром на многие километры. Семена  лопуха цепляются  за шерсть животных. Также  семена могут переноситься с почвой,    налипающей  на  колеса орудий  и копыта  животных.  Семена сорных  растений  попадают  в  корм животных,  многие из них  не перевариваются  и с навозом  вновь  попадают на  поля. Очагами для размножения сорняков  являются не обкошенные обочины дорог.
  3. Специализация сорняков. Многие сорные растения  постоянно  удерживаются  в посевах,  т.к.  очень сходны  по внешнему   облику  с культурными растениями. Например,  овсюга, засоряющий посевы овса, ячменя, пшеницы;  куриное просо – в посевах проса.

Зная  биологические  особенности  сорняков,  их приспособительные  свойства,  можно  успешно   вести   борьбу ними на  посевах.

Третий  вопрос: «Классификация  сорных  растений».

        Все сорные   растения по  способу  питания  подразделяются  на  паразитные  и не паразитные.

Ниже приводится   классификация   сорняков:

НЕ ПАРАЗИТНЫЕ

ПАРАЗИТЫ, ПОЛУПАРАЗИТЫ

малолетние

многолетние

  1. Эфемеры
  2. Яровые:
  • ранние
  • поздние
  1. Зимующие
  2. Озимые
  3. Двулетние
  1. Корневищные
  2. Корнеотпрысковые
  3. Стержневые
  4. Ползучие
  5. Мочковато-корневые
  6. Луковичные
  7. Клубневые
  1. Корневые
  2. Стеблевые

        Не паразитные сорняки -  к ним относятся  зеленые  растения,  имеющие  самостоятельный  тип  питания,  имеют  развитую  корневую систему,  усваивающую  из почвы  воду и минеральные  элементы.

        К полупаразитным  относятся  растения,  обладающие  способностью  к  фотосинтезу.  Они  могут  жить самостоятельно.   Однако  лучше они  развиваются,  если  используют  воду  и питательные  вещества  из  корней  растения – хозяина,  присасываясь  к ним  специальными  присосками.

        К паразитным  сорнякам  относятся  растения,  утратившие  полностью  способность  к фотосинтезу. Эти растения  не имеют  корней  и зеленых  листьев. Воду  и вес  минеральные  вещества  паразиты извлекают  из растения – хозяина,  к которым они  присасываются к корням  или  стеблям  с помощью  присосок.

Не паразитные растения по  продолжительности  жизни и способности размножения  подразделяются на 2 группы:         - малолетние

                                                - многолетние

Малолетние  сорняки  имеют  жизненный  цикл  не более  2-х  лет и  размножаются  только  семенами.  После  созревания  семян,  растения  отмирают.

Малолетние  сорняки  делятся на

  • Эфемеры
  • Ранние и поздние яровые
  • Зимующие
  • Озимые
  • Двулетние

Эфемеры – это растения с очень  коротким  периодом (2-3_,  сильно засоряют  огороды,  посевы  зерновых.  К ним  относится  мокрица.  Она  покрывают зеленью,  вытесняя и заглушая  культуры. Период  вегетации  около 40 дней.

        Яровые  ранние  сорняки – прорастают  рано весной,  растения  плодоносят  и отмирают в том же  году.  Они  заканчивают  развитие  до  уборки  культурных  растений.  Такие  сорняки  засоряют   культуры  раннего  срока сева (овес,  ячмень). К таким  сорнякам  относятся:  овсюг,  марь  белая (лебеда),  амброзия,  редька  дикая  и др.

        Семена  поздних  яровых  прорастают  при  устойчивом  прогревании почвы.   Растут  и  развиваются  медленно.  Созревают  после  уборки  ранних  культур, в  посевах  поздних  культур (просо, гречиха) – одновременно с ними.  Такие  сорняки  могут  расти  и на  жнивье после  уборки  культуры. К ним  относятся  щирицы,  куриное  просо,  щетинник, паслен.

        Зимующие  сорняки – семена  их  могут  прорастать и давать  всходы,  как рано весной, так и поздно  осенью. При  ранних  весенних всходах они  заканчивают,  развиваются в этом  же году,  а при  осенних  всходах  способы  зимовать в любой  фазе  роста. После  перезимовки  быстро  растут и рано  обсеменяются.  К  ним  относится пастушья  сумка,  куколь,  василек синий,  ярутка.

        Озимые  сорняки – дают всходы  осенью, а цветут    и плодоносят  в следующем  году.  Для  их  развития  необходима  пониженная t0.  К ним  относится  костер, который  засоряет  озимые  посевы.

        Двулетние  сорняки – для  их  развития требуется  2 вегетационных  периода. В  первый  год  жизни они образуют  большую  корневую  систему  и  листья. На  следующий  год  развивают  цветоносный стебель  и в конце  лета  плодоносят. К ним  относятся  чертополох,  белена.

        Многолетние сорняки – наиболее  злостные  и трудноискоренимые. Они  растут  несколько  лет  и неоднократно плодоносят  за  свой  жизненный  цикл. Они  могут  размножаться  семенами и вегетативным способом.  Осенью после плодоношения надземная  часть  у них отмирает,  а весной  весь  цикл развития повторяется заново, начиная отрастать от корня.

Многолетние  сорняки  подразделяются на:

  1. Стержнекорневые сорняки – образуют  удлиненный и утолщенный  главный  корень.  Размножаются  семенами  и  ограниченным  вегетативным  размножением. К ним относятся одуванчик, полынь, лопух.
  2. Мочковатокорневые сорняки – имеют  развитые нитевидный корни. Размножаются  чаще семенами, но и могут  давать поросль  от отрезков своих корней при  подрезании  их  на небольшой глубине.  Они редко встречаются  в посевах,  чаще  в садах  и по  обочинам  дорог.  К таким  сорнякам  относятся   подорожник,  лютик едкий.
  3. Ползучие сорняки – размножаются стелющимися  на  поверхности  почвы  побегами.  Каждый такой  стебель  имеет  большое  число  почек. Укореняясь, почка  развивает розетку листьев.  Зимой подземная  часть отмирает, а  укоренившаяся почка  сохраняется.  Весной у нее образуется  новое растение.  Сильно разросшиеся  ползучие  сорняки  угнетают другие  растения.  На полях  встречаются  редко,   преимущественно на  сырых, пониженных местах (огородах, садах).  К ним  относятся  лютик ползучий.
  4. Клубневые сорные растения – образуют  на корнях  утолщения  (клубеньки), содержащие много  питательных веществ. Одно растение  образует несколько десятков клубеньков, каждый из которых способен  дать новое растение. Могут размножаться так же  семенами.  К ним  относится  чистец  болотный.
  5. Луковичные сорняковые растения – размножаются  луковичками,  образующимися  в нижней  части  стебля  у основания  материнской  луковицы.  При  обработке почвы они  растаскиваются  по  полю,  и каждая  из них  образует  новое  растение. Сюда  относят  лук полевой. Он также  может размножаться  семенами.
  6. Корневищные сорняки – размножаются  вегетативным  способом,  подземными  стеблями (корневищами). Корневища  имеют  множество  жизнеспособных  почек,  из  которых  развиваются  новые  побеги,  образующие  новые корневища.  При  дроблении  корневищ,  каждый  отрезок  способен образовать  самостоятельное   растение. За  несколько лет  они  могут создать  прочную  дернину. К ним  относят:  пырей,  свинорой,  крапиву,  хвощ.
  7. Корнеотпрысковые  сорняки – имеют  мощную  глубоко проникающую  корневую систему, от  которой  отходят  горизонтальные боковые  корни,  на которых  имеются  почки, способные  давать  молодую  поросль.  Поврежденный  в  почве  корень выгоняет на поверхность  еще  большее  количество  новых  растений.  К ним  относят  бодяк,  осот,  сурепку, вьюнок.

Полупаразитные  сорняки представлены   погремком, присасывающимся  к  корням  озимой  ржи.

        К стеблевым  паразитным  сорным  растениям  относят   все  виды  повилик. Размножаются  они  семенами и  обрывками  стеблей. После прорастания семян,  ростки  некоторое  время  для  питания  используют  запасы  семени.  В течение  первых  дней  проросток,  не имеющий  корней,  совершает  вращательные  движения,   отыскивая  растение – хозяина. Коснувшись его он  делает  2-3  витка  вокруг  стебля  и внедряется  присосками  в стебель  хозяина.  С этого момента проросток  теряет  связь  с почвой и усиленно растет,  образуя  шапкообразные  клубки нитевидных  стеблей с  многочисленными коробочками,  содержащими семена.

        К корневым паразитам  относят  различные  виды заразих. Размножаются они  семенами.  После прорастания  семян  проростки  проникают  в корень  поражаемого  растения  и образуют бугорки.  От бугорка отрастает  бесцветный мясистый корень, не  имеющий  листьев 30-40 см. Присасываясь  к корням  подсолнечника или  др.  растений,  они  сильно  угнетает их,  резко  снижая их  урожайность, как бы  перехватывает  питательные  вещества,  которые  должны  передвигаться  от  корня  к  др. органам  растения.

Дать учащимся  краткую запись по  третьему вопросу.

Четвертый вопрос: «Меры  борьбы  с сорняками».

        Уничтожение сорняков – один из  важнейших путей  получения высоких урожаев с/х  культур и повышение  качества  получаемой продукции.  

        Применение мер  по борьбе  с сорняками  является  важной  частью интенсивных  технологий возделывания культур.

        Своевременное  проведение всех с/х  работ, высокое качество их  выполнения и строгое соблюдение севооборотов является  основной  очисткой полей от  сорняков.

        Мероприятие по уничтожению сорняков  планируют с учетом  вида и биологических  особенностей сорняков. Необходимо предупреждать занесение   семян  сорняков в посевы и  их  распространение.

        Мероприятия по  борьбе  с сорняками делят на  предупредительные  и истребительные, которые в свою очередь  подразделяются  на агротехнические, химические и биологические  меры  борьбы.

        Основная  задача предупредительных  мер – это не допустить  заноса  семян  сорняков  на  поле из  разных   источников. Сюда входит:  очистка  посевного  материала, т.е.  для  посева  необходимо семена  сортировать  и  исключать  занос  семян сорняков. Так например,  если  попадет  хотя  бы 1 зерновка  овсюга на 1 кг.  посевного  материала, то  это  приведет  на поле через  2-3 ч.  200  и более  стеблей  овсюга  на  каждом м2 посева.  Так же  в  предупредительные  меры  включается  правильное  хранение  навоза.  В свежем навозе  находится   тысячи штук  жизнеспособных семян  сорняков,  поэтому  необходимо  вносить перепревший  навоз  и правильно его хранить.

        Необходимо  также  скашивать  по обочинам  дорог,  межей  сорняки до образования ими семян, это  предупреждает  занос  их на  поля.  Необходимо  систематически  очищать с/х машины и орудия от мусора и прилипшей почвы,  т.к.  здесь  тоже  находятся  семена сорняков.

        Необходимо  во время  успеть  убрать  урожай,  т.к. ко времени  уборки  начинают  осыпаться  и семена  сорняков.  При  своевременной  уборке основная  часть  сорняков  поступает  в бункер комбайна,  а не в почву. А на  пропашных  культурах  своевременное  использование  ботвоуборочных машин  позволяет  большую  часть семян  сорняков  удалить с поля  вместе с вывозимой  зеленой  массой.

        В агротехнические  меры  по борьбе с сорняками входит   уничтожение сорняков  почвообрабатывающими  машинами и  орудиями.  Сюда  входит  лущение, вспашка,  культивация,  боронование.  При  этих  способах  идет  заделка  сорняков  на  большую  глубину, где  они  не  могут  прорасти, а если  и  прорастают,  до поверхности не  доходят  и  погибают.  При  бороновании, культивации  идет  уничтожение  появившихся сорняков.  Необходимо  своевременное  проводить  междурядные   обработки  посевов.

        Биологический  метод  борьбы  основан  на  уничтожении  сорняков  с помощью специализированных насекомых,  грибов, бактерий,  которые  развиваются  и размножаются на определенных видах  растений.

        Примером  этого  способа служит  борьба  с  заразихой  путем  использования мушки  фитомизы,  которая  откладывает  яйца  в цветки заразихи и резко  снижает  её  продуктивность на  70 %.   С бодяком можно  бороться с  помощью гриба  ржавчинника.  Его  споры  прорастают  на сорняке и  резко  снижает фотосинтез, что  приводит к  его  гибели.  В борьбе  с осотом при  использовании  личинок  жука  листогрыза  идет  его уничтожение,  т.к.  эти  личинки питаются его  листьями.  Борьба  с  амброзией  возможна  с помощью  амброзневой совки,   которая  питается  исключительно  только  листьями  этого  растения.

        Но этот метод  мало  применяется  или  не применяется вообще.

        Большое  значение  в борьбе  с сорняками  имеет  севооборот. При  узкорядном посеве  засоренность уменьшается  на 20 %,  чем при  рядовом.  Пропашные культуры  снижают засоренность последующих  культур на  30-40 %.

Чередовать  культуры необходимо  т.к. например, в зерновых  растет овсюг, а на пропашных  его нет. И если мы  будем  все  время  сажать  зерновые, то  поле сильно засорится, поэтому  необходимо чередовать культуры.

        Химический  способ борьбы  основан на  применении  гербицидов.

Дать  учащимся  краткую  запись  по  четвертому вопросу.

Пятый  вопрос:  «Применение  гербицидов».

        Гербициды – это химические средства, которые  применяются для  уничтожения сорняков.

        Основной метод  использования гербицидов – опрыскивание надземной части растений или обработка  почвы.

        Действие гербицида  зависит  от  концентрации  раствора, возраста растений,  влажности почвы,  t0,  погоды. Чем старше  сорняк, тем  больше  должна быть  взята доза  гербицида.

        Ядохимикаты   применяют  для  обработки  почвы  осенью; до посева или перед посевом;  после посева до  появления  всходов и для обработки  всходов в  определенной фазе  роста.

        Для  обработки  посевов  гербицидами  используют  опрыскиватели  и авиацию.

        Наиболее оптимальное  время опрыскивания в  утренние часы (до 10-11 часов)  и в  вечернее  (после 16-17 часов), когда   меньше  опасности  переноса  капель  воздухом и спроса  их  ветром.

        Гербициды  применяют  в  виде   растворов,  суспензий,  эмульсий,  порошков, гранул,  аэрозолей.

        По  техническому  составу  гербициды  бывают  органическими  и неорганическими, по  характеру  воздействия  они бывают:

  1. сплошного действия – уничтожают всю  растительность культурную и сорную, поэтому  применяют его, когда на поле нет с/х растений. Это после  уборки  культуры, перед посевом, в чистом пару.
  2. Избирательного действия – уничтожают  сорняки  в посевах  культурных  растений без  вреда  для  последних, т.е.  на культурные  растения  они  не действуют,  если  внести  их в правильно определенные фазы роста  растений.

Гербициды  избирательного  действия   делится на:

  • Контактные, т.е. обжигают ткани, на  которые попадает препарат или отмирают;
  • Системные, т.е. которые проникают через лист  в стебель  и корень;
  • Почвенные – вносят  в почву,  проникают  через  корень.

Зерновые и зернобобовые  культуры  мы  обрабатываем  в основном  аминной солью или  бутиловым  эфиром в фазе кущения.

Для  кукурузы  используют  симазин или атразин до посева.  Для кукурузы он безвреден, а если  попадает на зерновые,  то  они  пропадут. Для  сахарной  свеклы  применяют бетанол  в фазе 2 пары настоящих  листьев.  По  подсолнечнику  вносят  фюзилад  по  всходам  или  трефлан до посева.

Поэтому  при  выборе  гербицида,  необходимо  учитывать  по какой  культуре мы  будем  проводить  опрыскивание и какие  сорные  растения  там растут.

Норму расхода гербицида  на 1 га  мы  можем  рассчитать:

  1. по прилагаемому к  партии гербицида документу  устанавливают %  содержания ДВ
  2. затем  по справочнику  устанавливают  необходимую  дозу ДВ в кг/га.

Затем по формуле определяем:

Дт  =   До х 100  

                а

где:

Дт – норма препарата

До – норма ДВ гербицида в кг/га

а – содержание ДВ гербицида  в препарате, в %

Например:  аминная  соль имеет  75 % ДВ.

На озимую  пшеницу  норма ее 1 кг  Д.В.  на 1 га,

тогда  норма  препарата   =   1х 100   =1,33 кг/га

                               75

Во время  работы с гербицидами,  необходимо соблюдать технику безопасности.  Опрыскивание должны проводить в спец. одежде, в спец. обуви,  перчатках,  очках  и респираторе. Во время работы  запрещается  все это снимать, курить и принимать  пищу. При  первых  признаках отравления необходимо  немедленно оказать  первую  медицинскую помощь.

Дать  учащимся  краткую  запись  по  пятому  вопросу.

  1.  Для  закрепления  нового материала,  давайте  ребята вспомним:
  1. Какие сорные растения Вы знаете?
  2. Что они приносят: вред или пользу?
  3. Чем они отличаются от  культурных  растений?
  4. Как классифицируются  сорные  растения?
  5. Какие  методы борьбы с сорняками Вы знаете?
  6. Что такое  гербициды и как  они классифицируются?
  7. Какие необходимо  соблюдать  меры предосторожности при  работе с гербицидами?

  1. Сообщаю оценки учащихся  с комментариями  (1-2 мин.)
  2. Задание на дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по теме Агробиологические группы сорняков

Экспресс-тест из 10 заданий, предназначенный для проверки знаний по теме "Агробиологические группы сорняков", изучаемой в рамках дисциплины Основы агрономии, при обучении профессии МАСТЕР САДОВО-ПАРКО...

Слова-сорняки

Как характеризуют человека употребление тех или иных слов-сорняков....

Сорняки

Земледелие. Сорняки....