ОП 06.Основы древесиноведения и лесного товароведения
рабочая программа

Рабочая программа ОП 06.Основы древесиноведения и лесного товароведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл up_drevesinovedeniya_60ch._vosstanovlen.docx304.12 КБ

Предварительный просмотр:

D:\Pictures\2024-03-21 древесиноведение\древесиноведение 001.jpg

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям среднего профессионального образования (далее – СПО).

_35.02.01  «Лесное и лесопарковое хозяйство»

        код                наименование специальности (профессии)

Организация-разработчик: ГБПОУ РТ «ТАПТ»

Разработчики:

Ондар Оксана Андреевна - преподаватель спецдисциплин______________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

13

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 

14

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.06. ОСНОВЫ ДРЕВЕСИНОВЕДЕНИЯ И ЛЕСНОГО ТОВАРОВЕДЕНИЯ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО,  35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

Основы древесиноведения и лесного товароведения и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.4. Проектировать и контролировать работы по уходу

ПК 3.1. Проектировать и осуществлять отвод лесных участков для проведения мероприятий по использованию лесов.

ПК 3.2. Планировать и контролировать работы по использованию лесов с целью заготовки древесины и других лесных ресурсов и руководить ими.

1.2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

Уметь:

  • Распознавать основные хвойные и лиственные породы по древесине
  • Определять пороки древесины
  • Использовать действующие стандарты при определении сортности лесоматериалов, маркировке, обмере и учете;

        Знать:

  • Строение древесины и коры
  • Свойства и пороки древесины
  • Квалификацию, стандартизацию и декларирование древесных материалов и лесной продукции

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 75 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 60час, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 60 часов;

самостоятельной работы обучающегося –  15час;


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результатом освоения программы профессиональной дисциплины является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности  Основы древесиноведения и лесного товароведения, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.4

Проектировать и контролировать работы по уходу

ПК 3.1.

Проектировать и осуществлять отвод лесных участков для проведения мероприятий по использованию лесов.

ПК 3.2.

Планировать и контролировать работы по использованию лесов с целью заготовки древесины и других лесных ресурсов и руководить ими.

ПК 4.1    

Проводить таксацию срубленных, отдельно растущих деревьев и лесных насаждений.

ПК 4.2.        

Осуществлять таксацию древесной и не древесной продукции леса.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля «Проведение мероприятий по воспроизводству лесов и уходу за лесом»

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля[1]*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося,

часов

Учебная,часов

Производственная,

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

ОП 06. Основы древесиноведения и лесного товароведения

75

60

28

15

-

-

Всего:

60

15


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основы древесиноведения

60

Введение

Цели и задачи дисциплины

2

Тема 1.1. Строение дерева и древесины

Содержание

4

2

1.

Строение дерева и древесины.

2.

 Макроскопическое и микроскопическое строение древесины хвойных и лиственных пород

Практические занятия

4

2

1.

Определение древесных пород по макроскопическим признакам.

2.

Определение древесных пород по микроскопическим признакам

Тема 1.2. Свойства древесины

Содержание

6

2

1.

Химические свойства древесины

2.

Физические свойства древесины

3.

Механические свойства древесины

Практические занятия

4

2

1.

Определение влажности древесины прямыми и косвенными методами.

2.

Определение показателей макроструктуры, плотности и влажности древесины

Тема 1.3. Пороки древесины

Содержание

8

2

1.

Сучки и трещины. Пороки формы ствола.

2.

Пороки строения древесины.

3

Грибные повреждения.

4.

Повреждения насекомыми.

Практические занятия

2

2

1.

Измерение пороков, повреждений и определение степени поражения ими древесины.

Тема 1.4 Влияние различных факторов на физико-механические свойства древесины

Раздел 2. Лесное товароведение

Содержание

2

2

1.

Влияние строения древесины на ее физико-механические свойства. Коэффициенты качества древесины. Влияние лесоводственных факторов на свойства древесины.

Практические занятия

2

1.

Анализ влияния влажности на физико-механические свойства древесины

Тема 2.1. Лесное товароведение

Содержание

4

2

1.

Классификация и стандартизация лесных товаров

2.

Пилопродукция

Практические занятия

6

2

Определение сортности круглых лесоматериалов хвойных и лиственных пород. Маркировка, обмер и учёт круглых лесоматериалов.

Определение стандартных размеров, объёма, качества пиломатериалов, приёмка пиломатериалов и заготовок, их маркировка

Определение стандартных размеров и качества, обмер, учёт и

маркировка композиционных материалов.

Тема 2.2. Круглые лесоматериалы

Содержание

2

2

  1.

Классификация лесных товаров по способу получения, степени обработки, принципам технологии, по отраслям промышленности и производства. Общие сведения о стандартизации.

Практические занятия

2

 1.

Решение задач на определение размеров, объема и установления качества круглых лесоматериалов

Тема 2.3. Пиленые лесоматериалы

Содержание

2

2

 1.

Классификация пиломатериалов по породам, форме поперечного сечения, размерам, характеру и степени обработки, способу распиловки, положению в бревне, качеству, назначению

Практические занятия

2

1.

Определение стандартных размеров, объема и сорта пиломатериалов

Тема 2.4.

Строганые и лущеные материалы

Содержание

2

2

1.

Шпон строганый. Шпон лущеный. Требования ГОСТ к размерам, качеству, влажности, маркировке, упаковке, транспортированию и хранению. Правила приемки, обмера, учета согласно ГОСТ

Практические занятия

2

 1.

Решение задач на определение номинальных размеров и сорта лущеного и строганого шпона

Тема 2.5.

Композиционные древесные материалы

Содержание

2

2

  1.

Фанера общего назначения, ее получение, свойства, виды, применение. Специальные виды фанеры. Требования действующих ГОСТов.

Тема 2.6.

Материалы из отходов древесины, коры, хвои и корней

Содержание

2

2

1.

Использование отходов глубокой переработки древесины и биомассы для изготовления композиционных экологически чистых материалов.

Тема 2.7.

Материалы для изготовления мягкой мебели

Содержание

2

2

1.

Характеристики природных настилочных и набивочных материалов для производства мягкой мебели.

Тема 2.8.

Клеевые материалы

Содержание

2

2

1.

Общие сведения о клеях. Значение клеев в деревообрабатывающем производстве. Классификация клеев, применяемых для склеивания древесины и недревесных материалов. Клеи природного происхождения.

Практические занятия

2

2

1.

Ознакомление с внешним видом и физическими показателями клеевых материалов, синтетических смол для приготовления клеев.

Самостоятельная работа

15

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Тематика рефератов и контрольных работ:

  1.  Стойкость и защита древесины
  2. Изменчивость и взаимосвязь свойств древесины.
  3. Хвойные породы и их использование.  
  4. Лиственные породы и их использование.
  5. Иноземные породы и их использование.
  6. Композиционные древесные материалы.
  7. Модифицированная древесина.  
  8. Изделия из древесины и продукты хозяйственного назначения.
  9. Изделия культурно- бытового назначения.

Практическая работа:

  1. Составление коллекции срезов древесины различных пород деревьев.
  2. Составление фотоальбома «Изделия из древесины и продукты хозяйственного назначения.  

Всего

75

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов лесного хозяйства, технологии и механизации лесохозяйственных работ; лабораторий механизации лесохозяйственных работ, информационных технологий, учебно-тренировочного полигона, учебной лесосеки, учебной пилорамы.

        Оборудование учебного кабинета лесного хозяйства:

  • Натуральные образцы древесины различных древесных пород,
  • пороков древесины,
  • образцы древесных материалов,
  • композиционных материалов древесного происхождения,
  • клеевых материалов, отделочных и полимерных материалов,
  • образцы целлюлозы, материалов и изделий,
  • получаемых путем химической переработки древесины,
  • определители пород древесины,
  • справочники по древесине

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.

        Оборудование лаборатории механизации лесохозяйственных работ и рабочих мест лаборатории:

  • автоматизированное рабочее место преподавателя;
  • рабочие места обучающихся (по количеству обучающихся);
  • комплект оборудования  для отвода лесосек, для посева и посадки леса; для лесозаготовок (по количеству учащихся);
  • макеты, модели, части агрегатов для изучения устройства машин для выполнения  лесохозяйственных работ.

Оборудование лаборатории по информационным технологиям:

  • автоматизированное рабочее место преподавателя;
  • автоматизированное рабочие места обучающихся (по количеству обучающихся);
  • сетевое периферийное оборудование;
  • периферийное оборудование для ввода и вывода информации;
  • мультимедийное оборудование.

   Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить концентрировано.

4.2. Информационное обеспечение обучения

   Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Антрохин В.Г. Лесоводство и дендрология. - М.:Академия, 2002.
  2. Лесная энтомология: учебное пособие / Е.Г. Мозолевская и др.- М.: Академия, 2010.
  3. Уголев Б.Н. Древесиноведение и лесное товароведение. - М.Академия, 2010.
  4. Лесоэксплуатация: учебное пособие/ Патякин В.В. и др.- М. Академия, 2007.
  5. Технология и механизация лесохозяйственных работ: учебник / под ред. Шаталова В.Г.- М.Академия, 2009.
  6. Воронцов А.И. Охрана и защита леса/ А.И.Воронцов, И.Г. Семенкова, Э.С. Соколова. - М.: Академия, 2004.
  7. Лесозаготовительные и трелёвочные машины: учебник / под ред. В.М. Котикова.- М.: Академия, 2004.

Дополнительные источники:

  1. Загреев В.В, Гусен Н.Н. Лесная таксация лесоустройство. - М.: Агропромиздат, 1991.
  2. Аношин Р.М. Практикум по дендрологии и лесоводству. - М.: Лесная промышленность, 1976.
  3. Михайличенко А.Л., Садовничин Ф.П. Материаловедение.- М.: Академия, 2004.
  4. Щетинкин Е.А. Тушение лесных пожаров. - М.: Агропромиздат, 1994.        

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

  Занятия теоретического цикла носят практико-ориентированный характер и проводятся в учебном кабинете лесного хозяйства, организации и технологии лесохозяйственных работ и в лаборатории механизации лесохозяйственных работ. Практические занятия и учебная практика проводится на учебно-тренировочном полигоне рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессионального модуля. Учебную практику рекомендуется проводить при делении группы на подгруппы, что способствует индивидуализации и повышения качества обучения. Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику, которая проводится в организациях, направление деятельности которых соответствуют профилю модуля. При изучении модуля с обучающимися проводятся консультации, которые могут проводиться как со всей группой и, так и индивидуально. Необходимо организовать самостоятельную работу обучающихся в лаборатории по информационным технологиям с использованием мультимедийных пособий для самостоятельного обучения и контроля знаний.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

  Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего или средне технического профессионального образования, соответствующего профилю преподаваемого курса.

  Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: мастера производственного обучения, имеющие высшее или средне техническое образование по профилю, имеющие на 1-2 разряда по профессии выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников.

  Преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях и курсы повышения квалификации по профилю и информационно-коммуникационным технологиям одного раза в 3 года

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.4

Проектировать и контролировать работы по уходу

- Определение древесных пород по макроскопическим признакам.

Экспертная оценка выполнения практической работы.

- Определение влажности древесины прямыми и косвенными методами.

- Правильность применения инструментов, инвентаря и приспособлений.

Экспертная оценка выполнения практической работы.

-  Измерение пороков, повреждений и определение степени поражения ими древесины.

Экспертная оценка выполнения практической работы

-  Правильность определения объёмов растущего и спиленного дерева, диаметра, высоты

Экспертная оценка выполнения практической работы.

- Определение стандартных размеров и качества, обмер, учёт и

маркировка композиционных материалов.

Экспертная оценка выполнения практической работы.

ПК  

Правильность определения вредителей и болезней леса.

Наблюдение за действиями на практике.

Тестирование.

Обоснованность выбора методов борьбы с вредителями и болезнями леса

Обоснованность выбора материалов и средств для борьбы с вредителями и болезнями леса. Рациональность организации рабочего места при борьбе с вредителями и болезнями леса.

Экспертная оценка выполнения практической работы. Характеристика  с производственной практики

Соблюдение техники безопасности  при ведении работ  по борьбе с вредителями и болезнями леса.

Наблюдение за действиями на практике.

Тестирование

Соблюдение  требований охраны окружающей среды при ведении работ по борьбе с вредителями и болезнями леса.

ПК 2.3. Выполнять лесохозяйственные технологические операции

Соблюдение агротехники  обработки почвы, ухода за лесными культурами, сеянцами, саженцами.

Наблюдение за действиями на практике.

Тестирование

Заготовка, сортировка и хранение посадочного материала соответственно требования стандартов.

Наблюдение за действиями на практике.

Тестирование

Расчистка лесных площадей под посев и посадку лесных культур соответствует требованиям.

Экспертная оценка выполнения практической работы. Характеристика  с производственной практики

Правильная комплектация посевных агрегатов и подготовка их к работе.

Экспертная оценка выполнения практической работы. Характеристика  с производственной практики


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

  • демонстрация устойчивого интереса к будущей профессии

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

  • мотивированное обоснование выбора способа решения профессиональной задачи
  • достижение цели профессиональной задачи при выполнении мероприятий по воспроизводству лесов и уходу за лесом.

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

  • демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных производственных ситуациях
  • способность к самоанализу и коррекции результатов собственной деятельности
  • демонстрация качества выполнения профессиональных задач
  • способность нести ответственность за результаты своей работы

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

  • нахождение и использование информации для качественного выполнения профессиональных задач
  • использование нескольких источников информации

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

  • решение профессиональных задач на основе самостоятельно найденной информации с использованием ИКТ
  • оформление результатов самостоятельной работы с использованием ИКТ

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике

ОК 6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

  • взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения;
  • участие в планировании организации групповой работы;
  • выполнение обязанностей в соответствии с распределением групповой деятельности

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

- самостоятельный выбор учетно-военной специальности родственной полученной профессии

- применение профессиональных знаний в ходе прохождения воинской службы

- социологический опрос;

- анкетирование



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа МДК 0201 “Оценка качества и основы экспертизы” Специальность 380502 “Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров” Общие требования к структуре и правила оформления Методические указания

Курсовая работа является основным видом аттестационных испытаний студентов, в котором они демонстрируют уровень овладения необ­ходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, поз...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05. Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии, лесных зверей и птиц

Рабочая программа  ОП.05. Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии, лесных зверей и птиц по специальности 35.02.01 Лесное и  лесопарковое хозяйство 2015г....

Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии лесных зверей и птиц

Презентация к аудиторным занятиям студентов заочного отделения по дисциплине Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии лесных зверей и птиц, раздел 1 Основы лесной энтомологии...

Тестовые задания для контроля знаний обучающихся по теме "Основы древесиноведения", "Материалы на основе древесины"

Данные тестовые задания предназначены для контроля знаний обущающихся, после изучения тем "Основы древесиноведения" и "Материалы на основе древесины"....

Комплект контрольно-оценочных средств ОП.01 Основы коммерческой деятельности специальность Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ КОМПЛЕКСНОГО ЭКЗАМЕНА ОП 01 Основы коммерческой деятельности     СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребит...

Методическая разработка открытого урока по теме «Определение представителей хищных зверей по семействам» ОП 05 «Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии, лесных зверей и птиц»

       Данная методическая разработка предназначена как для проведения урока по ОП 05 «Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии, лесных зверей и птиц»...