урок Законы горизонтальной и вертикальной зональности почв.
план-конспект урока

Гунтыпова Виктория Эрдэмовна

Урок пробленый метод

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока

Тема: Законы горизонтальной и вертикальной зональности почв.

Курс: 2

Время: 40 минут

Цели урока: Ознакомить учащихся с законами горизонтальной и вертикальной зональности почв. Объяснить понятия почвенной зоны, подзоны, области и провинции. Развить навыки анализа почвенных данных и их классификации через решение проблемных задач.

Задачи урока:

Образовательные: Изучить и понять основные законы зональности почв. Ознакомиться с классификацией почв и их характеристиками. Определить особенности различных почвенных зон и подзон через решение практических задач.

Развивающие: Развить аналитическое мышление через обсуждение и решение проблемных ситуаций. Научиться работать в группах, обсуждая и обмениваясь мнениями.

Воспитательные: Формировать уважение к природным ресурсам и понимание их значимости для экосистемы. Воспитывать интерес к изучению почв и их роли в сельском хозяйстве.

Оборудование и материалы:

Презентация с графиками и картами почвенных зон.

Почвенные карты для групповой работы.

Раздаточные материалы с описанием типов почв.

Маркеры и флипчарт для записи ключевых моментов.

Этапы урока:

  1. Введение (5 минут)

Приветствие учащихся.

Объявление темы и целей урока.

Введение в проблемную ситуацию: «Почему важно понимать зональность почв для сельского хозяйства и экосистем?»

  1. Основная часть (30 минут)

Проблемная ситуация (5 минут)

Презентация ситуации: «В вашем регионе наблюдается ухудшение качества почвы. Как это связано с зональностью почв?»

Обсуждение в группах: какие факторы могут влиять на изменение почв?

Объяснение законов горизонтальной и вертикальной зональности почв (10 минут)

Определение горизонтальной зональности: влияние климатических условий на распределение почв.

Определение вертикальной зональности: изменение почвенных условий с высотой.

Примеры зональности в разных регионах.

Классификация почв (10 минут)

Объяснение терминов: тип, подтип, род, разновидность и разряд почвы.

Примеры различных типов почв.

Работа в группах: каждая группа получает почвенную карту и должна определить, какие типы почв присутствуют и как они соотносятся с зональностью.

Обсуждение почвенных зон (5 минут)

Определение понятий: почвенная зона, подзона, область и провинция.

Обсуждение влияния почвенных зон на сельское хозяйство и экосистемы с учетом проблемной ситуации.

  1. Заключение (5 минут)

Подведение итогов урока.

Ответы на вопросы учащихся.

Задание на дом: подготовить краткий отчет о почвенной зоне своего региона, указав типы почв, их характеристики и возможные проблемы, связанные с их изменением.

Задания для групповой работы:

  1. Определите, какие из перечисленных типов почв встречаются в вашем регионе.
  2. Обсудите, как особенности почвы влияют на сельское хозяйство и экосистему вашего района.
  3. Подготовьте краткую презентацию о наиболее распространенных типах почв в вашем регионе и их характеристиках.

Раздаточные материалы:

Описание типов почв

1. Чернозем

Описание: Чернозем — это плодородная почва с высоким содержанием гумуса. Обычно черного или темно-коричневого цвета.

Характеристики:

Состав: Высокое содержание органических веществ, минералов.

Плодородие: Очень высокое, идеальное для сельского хозяйства.

Распределение: Находится в степных и лесостепных зонах, например, в России, Украине, Казахстане.

2. Подзолистая почва

Описание: Подзолистая почва образуется в условиях умеренно влажного климата, часто под хвойными лесами.

Характеристики:

Состав: Низкое содержание гумуса, кислотная реакция.

Плодородие: Умеренное, требует удобрений для повышения урожайности.

Распределение: Распространена в северных регионах, таких как Сибирь и северо-восточная Европа.

5. Торфяная почва

Описание: Торфяная почва образуется в условиях избыточного увлажнения и содержит много органических остатков.

Характеристики:

Состав: Высокое содержание органического вещества, низкое содержание минералов.

Плодородие: Высокое, но может быть кислой и требовать известкования.

Распределение: Встречается в болотистых и влажных регионах, таких как северные части Европы и России.

6. Песчаная почва

Описание: Песчаная почва состоит из крупных частиц и обладает высокой водопроницаемостью.

Характеристики:

Состав: Высокое содержание песка, низкое содержание глины.

Плодородие: Низкое, требует регулярного внесения удобрений.

Распределение: Распространена в пустынных и полупустынных регионах, а также на побережьях.

7. Каштановые почвы

Описание: Каштановые почвы — это почвы, которые формируются в условиях континентального климата, часто на равнинах и в степных зонах. Они получили свое название благодаря характерному цвету, напоминающему каштан.

Характеристики:

Состав: Содержат значительное количество гумуса, минералов и органических веществ. Обычно имеют слоистую структуру.

Плодородие: Умеренно высокое, хорошо подходят для сельского хозяйства, особенно для зерновых и кормовых культур.

Распределение: Распространены в странах с континентальным климатом, например, в Украине, Казахстане, южной части России.

8. Сероземы

Описание: Сероземы — это почвы с высоким содержанием гумуса, светлого или сероватого цвета, которые образуются в условиях степей и полупустынь. Они считаются одними из самых плодородных почв.

Характеристики:

Состав: Содержат много органических веществ и минералов, что делает их очень плодородными. Имеют хорошую структуру и аэрацию.

Плодородие: Очень высокое, идеально подходит для возделывания различных сельскохозяйственных культур, включая зерновые, овощи и фрукты.

Распределение: Встречаются в степных зонах, например, в южной и восточной Европе, а также в некоторых районах России и Казахстана.

Таежно-мерзлотные почвы и почвы пустынь и полупустыни

9. Таежно-мерзлотные почвы

Описание: Таежно-мерзлотные почвы формируются в условиях северного климата, где преобладают хвойные леса. Эти почвы часто находятся в зоне вечной мерзлоты.

Характеристики:

Состав: Содержат значительное количество органических веществ, в основном в верхних слоях. Могут содержать ледяные включения, что затрудняет их использование в сельском хозяйстве.

Плодородие: Низкое, из-за низкой температуры и короткого вегетационного периода. Однако в некоторых местах возможно возделывание холодостойких культур.

Распределение: Распространены в Сибири и на Дальнем Востоке России, а также в северных районах других стран.

10. Почвы пустынь и полупустыни

Описание: Почвы пустынь и полупустыни формируются в условиях недостатка влаги, высоких температур и резких колебаний температуры между днем и ночью.

Характеристики:

Состав: Обычно имеют песчаную или глинистую структуру, низкое содержание органических веществ и минералов. Часто содержат соли, что может приводить к засолению.

Плодородие: Низкое, но некоторые виды растений, такие как кактусы и полынь, прекрасно адаптированы к этим условиям.

Распределение: Встречаются в южных регионах России, таких как Калмыкия, Астраханская область, а также в других пустынных и полупустынных зонах мира.

Задания для групповой работы:

Сравните таежно-мерзлотные почвы и почвы пустынь и полупустыни по их характеристикам и распределению.

Обсудите влияние климатических условий на формирование этих типов почв.

Подготовьте краткую презентацию о возможностях и ограничениях сельского хозяйства в регионах с таежно-мерзлотными почвами и почвами пустынь и полупустыни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕСТ Сварка поворотных труб из низкоуглеродистой стали при горизонтальном и вертикальном положениях оси трубы

ТЕСТСварка поворотных труб из низкоуглеродистой стали при горизонтальном и вертикальном положениях оси трубыМДК 02.02. Технология газовой сваркиПМ.02.  Сварка и резка деталей из различных сталей,...

Открытый урок "Закон Ома"

ЧАС ВЕСЕЛЫХ СОСТЯЗАНИЙ ОТКРЫТЫЙ УРОК- обобщение НА ТЕМУ: «Законы электрического тока»ЦЕЛИ УРОКА:1. Способствовать развитию у студентов интереса к предмету.2. Углубить знания об электр...

Методическая разработка по ОП.10 Геодезия на тему: «Поверки теодолита. Измерения горизонтальных и вертикальных углов»

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство...

Бинарный урок "Законы физики и технологии физического уровня передачи данных"

Материал предназначен для проведения бинарного урока по технологии физического уровня передачи данных с разъяснением основных законов физики....

Методическая разработка урока учебной практики «Кладка вертикального ограничения стены толщ 380 мм по однорядной системе перевязки швов»

Методическая разработка урока учебной практики «Кладка вертикального ограничениястены толщ 380 мм по однорядной системе перевязки швов »...

Разработка урока "Законы природы"

Методическое пособие разработано  с целью формирования знаний по теме «Законы природы». Современное среднее медицинское образование предъявляет высокие общие требования к уровню подго...