МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА С ЭЛЕМЕНТАМИ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ " КОМПЛЕКС МАШИН И МЕХАНИЗМОВ ДЛЯ РУБОК УХОДА"
методическая разработка

Касабиева Фаиза Хаджимуратовна

Главной задачей, решаемой на данном уроке, является формирование у учащихся навыков высокоэффективного использования и технической эксплуатации машин и оборудования в лесном хозяйстве в соответствии с современными требованиями ресурсосбережения, охраны окружающей среды и использование результатов в профессиональной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_otkrytogo_uroka_po_uhodu_za_lesom_4_kurs.docx50.71 КБ

Предварительный просмотр:

  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО – АЛАНИЯ

ГБПОУ «СЕВЕРО – КАВКАЗСКИЙ ТЕХНИКУМ МЕХАНИЗАЦИИ, АВТОМАТИЗАЦИИ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И УПРАВЛЕНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

С ЭЛЕМЕНТАМИ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тема: «КОМПЛЕКС МАШИН И МЕХАНИЗМОВ ДЛЯ РУБОК УХОДА».

   

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 35.02.01 «ЛЕСНОЕ И ЛЕСОПАРКОВОЕ ХОЗЯЙСТВО»

ПМ. 01. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВОСПРОИЗВОДСТВУ ЛЕСОВ И ЛЕСОРАЗВЕДЕНИЮ

МДК.01.01 ЛЕСОРАЗВЕДЕНИЕ И ВОСПРОИЗВОДСТВО ЛЕСОВ

РАЗДЕЛ 2      Уход за лесом

Коды формируемых компетенций – ОК 1 – 9; ПК 2.1 – 2.4

                                                                                                                                                                                                    Преподаватель:  Касабиева Ф.Х

Старший государственный инспектор

                   Алагирского лесничества: Кокаев З.Т

Алагир 2023г

Пояснительная записка

        Методическая разработка открытого урока по профессиональному модулю ПМ. 01. “Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению”  Раздел 2 Уход за лесами, подготовлена для проведения занятия на  4 курсе специальности 35.02.01  «Лесное и лесопарковое хозяйство» .

Тема  занятия «Комплекс машин и механизмов для рубок ухода».  

Главной задачей, решаемой на данном уроке, является формирование у учащихся навыков высокоэффективного использования и технической эксплуатации машин и оборудования в лесном хозяйстве в соответствии с современными требованиями ресурсосбережения, охраны окружающей среды и использование результатов в профессиональной деятельности

 Помимо этого урок активно развивает познавательную деятельность студентов, формирует умение и навыки решения лесохозяйственных задач, воспитывает творческий подход к освоению профессией.

Реализация поставленных на уроке целей осуществляется с помощью:

  • Натурного изучения лесоводственных машин и механизмов на производственном объекте;
  • Технических средств обучения – мультимедийного устройства, персонального компьютера, интерактивной доски.

В настоящее время полноценное и качественное освоение программы подготовки специалистов среднего звена, может быть достигнуто за счет участия работодателя на каждой стадии обучения студентов, а именно:

  •  преподавание дисциплин и профессиональных модулей,
  •  участие в исследовательской деятельности
  • проведение лабораторно-практических занятий, учебных и производственных практик конкретно в лесничестве
  • проведение бинарных учебных занятий и мастер-классов.

Данный урок ставит своей целью проведение урока с примененим элементов дуального образования с участием преподавателя-старшего государственного инспектора Алагирского  лесничества  Кокаева З.Т.

План учебного занятия предусматривает 8 последовательных этапов.

          В ходе урока имеет место  повторение ранее изученного материала, усвоение новых знаний по дисциплине, непосредственное выполнение заданий практической работы, а также закрепление полученных на уроке знаний. План занятия даёт представление о деятельности, которую ведут  преподаватель, представитель потенциального работодателя, и студенты на каждом этапе урока и времени.

Методическая разработка включает в себя инструкционные указания к уроку, которые позволяют студенту в соответствии с порядком  работы последовательно выполнять задания.

Студенты активно работают самостоятельно на уроке, используя при необходимости:

  • сообщения по индивидуальным вопросам;
  • консультации преподавателей.

 Домашнее задание предусматривает повторение ранее изученного материала

В целом данный урок позволяет студенту специальности 35.02.01  «Лесное и лесопарковое хозяйство» овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми в дальнейшей профессиональной деятельности.

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА

Тема 2.23. «Комплекс машин и механизмов для рубок ухода».  

Номер учебного занятия: 20

Цели:

Дидактическая:

  • получение новых знаний;
  • выработка умений и навыков по их применению.
  • умение отвечать на вопросы, поставленные учителем;
  • умение найти ошибку и исправить ее;

Развивающая:

  • активизировать познавательную деятельность студентов;
  • формировать умения и навыки решения лесохозяйственных задач;
  • развивать умение вести самостоятельный поиск решений поставленных

задач.

Воспитательная:

  • воспитывать познавательный интерес к дисциплине, творческий подход к овладению профессиональными навыками и умениями, мыслительные способности студентов, самостоятельность при выполнении заданий;
  • формировать потребность в получении знаний для дальнейшей

профессиональной деятельности.

Вид занятия (тип урока) –Дуальный

Организационные формы обучения – фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения – информационно-репродуктивный, проблемный частично-поисковый.                  

Средства обучения –индивидуальные сообщения; персональный компьютер; видеофильмы; презентация.                                                                                                                              

                               

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Виды и формы контроля знаний:

 виды: рубежный;

формы: индивидуальный, устный.

Средства контроля:

 контрольные вопросы к закреплению материала.

Внутри предметные связи с темами:

  • Виды рубок ухода.
  • Влияние рубок ухода на почву.
  • Сохранение и восстановление биологического разнообразия лесов.

Меж предметные связи с дисциплинами: механизация, таксация,

 экология, лесовосстановление, лесоведение, почвоведение.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Виды самостоятельной работы студентов:

работа с сообщениями, поиск ответов на контрольные вопросы при

закреплении материала урока (тесты).

Домашнее задание :                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Повторить:

 Тема 2.23. «Комплекс машин и механизмов для рубок ухода».  

Раздаточный материал: Учебники, Видеофильмы, Презентации, Тесты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы занятия

Содержание учебного материала

Методы и методические приёмы обучения

Средства обучения

Время

I

Организационный момент.

Приветствие, отметка присутствующих

Словесный.Беседа

Журнал теоретического обручения

5 мин

II

Мотивация и целеполагание.

Объяснение и определение темы урока обучающимися.

Наглядный, словесный, демонстрация видео, индуктивный

ТСО

7 мин.

III

Повторение пройденного материала

Интеллектуальная

 игра «Умники и умницы»

Беседа, устный контроль, работа с интерактивной доской. Наглядный. Частично поисковый

ТСО.

15мин.

IV

 Основная часть:

1.Выступление работодателя     о значении Государственного заказа на выполнение работ: СОМ и                                  мероприятия по уходу за лесом. (Кокаев З.Т.)

2. Проведение  торгов по  выбору машин и механизмов , используемых  при рубках ухода студентами для представления своих сообщений подготовленных заранее.   ( Бутаев Р.Г.)

 3. Сообщения по машинам и механизмам используемыми при рубках ухода.

     1.Краткие сообщения по теме «Комплекс машин и механизмов для рубок ухода».  

     2.Просмотр презентаций и видеосюжетов.

.

Частично поисковый, учебная дискуссия. словесный

ИКТ.

Дидактический материал. Учебник

40мин.

V

Закрепление

Экспресс- тестирование.

Фронтальный опрос, словесный.

тест

10мин

VI

Подведение итогов.

Беседа. Выставление оценок.

Комментирование

оценок, словесный

1мин.

VII

Информация о домашнем задании.

тема «Комплекс машин и механизмов для рубок ухода».  

Словесный.

1 мин.

VIII

Рефлексия

«Светофор»

Словесный.

1 мин.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Здравствуйте, присутствующие на нашем уроке студенты, преподаватели и гости нашего техникума.

Хочу представить вам хорошо знакомых  – специалистов Алагирского лесничества:  главного специалиста – эксперта Алагирского лесничества Бутаева  Романа Георгиевича а также преподавателя , старшего государственного инспектора Алагирского  лесничества - Кокаева Звиади Тариеловича.

Уважаемые студенты проверьте на столах своих учебные принадлежности, если все приготовились, то присаживайтесь.

Прежде чем мы приступим к нашему уроку, предлагаю вспомнить что мы изучали на практике, тема была «Комплекс машин и механизмов для рубок ухода».    Домашним заданием было подготовить сообщение о комплексе машин и механизмов для рубок

II. Мотивация и целеполагание.

Рубки ухода за лесом — важнейшее лесохозяйственное мероприятие, направленное на формирование устойчивых, высокопродуктивных, хозяйственно ценных насаждений. Рубки ухода представляют собой удаление из насаждений нежелательных деревьев и древесно-кустарниковой растительности, что создает благоприятные условия для роста лучших деревьев главных пород.  Благодаря рубкам ухода постепенно улучшается породный состав, усиливаются защитные, водоохранные, санитарно-гигиенические и другие полезные свойства леса, увеличивается размер пользования древесиной (объем древесины, используемой в народном хозяйстве) и сокращаются сроки выращивания технически спелой древесины.  Немаловажную роль в решении этих задач имеет правильная организация рубок ухода.

Этому вопросу мы и посвятим сегодняшнее занятие. А помогать нам в изучении материала будут Кокаев Звиади Тариелович и Бутаев Роман Георгиевич.

III.Повторение пройденного материала.

Преподаватель: Прежде чем перейти к нашему уроку –зачёту (аукциону) я предлагаю вам поучаствовать в интеллектуальной игре «Умники и умницы» которая поможет нам вспомнить материал раздела: «Рубки ухода: цели и основные принципы реализации»

Предложен учебный материал презентации.

Презентация (приложение 1)

IV. Основная часть:

1.Выступление работодателя  о значении Государственного заказа на выполнение работ: Санитарно- оздоровительные мероприятия и                                  мероприятия по уходу за лесом. (Бутаев Р.Г.)

2. Проведение конкурсных торгов по выбору различных машин и механизмов, используемых     при рубках ухода студентами для представления своих сообщений, подготовленных заранее.   (Бутаев Р.Г.)

Презентация (приложение 2)

КОНКУРСНЫЕ ТОРГИ ПО ВЫБОРУ РАЗЛИЧНЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ        ПРИ РУБКАХ УХОДА

 

        

3. Сообщения по машинам и механизмам используемыми при рубках ухода в соответствии с конкурсными торгами.

 Наши теоретические знания были подкреплены на производственном объекте  в с. Црау   у  И.П. Мсоева Асланбека Александровича

  • БРИТАЕВ ЗАУРБЕК – МОТОКУСТОРЕЗЫ
  • МАРГИТИ АЛАН - КУСТОРЕЗ-ОСВЕТЛИТЕЛЬ КОМ–2,3
  • МСОЕВ СОЛТАН -  БЕНЗОПИЛЫ
  • КАДЗАЕВ ЧЕРМЕН - ВАЛОЧНО-ТРЕЛЕВОЧНАЯ МАШИНА ВТМ-4 
  • ДИАМБЕКОВ БАТРАЗ –  ТРЕЛЕВОЧНЫЙ ТРАКТОР ТТ-4
  • ДОЕВ АХСАР – ЛЕСОВОЗЫ
  • ЦХАВРЕБОВ АСЛАН – ХАРВЕСТЕРЫ И ФОРВАРДЕРЫ

4.(Кокаев или Касабиева)  

 --После всех видов рубок, в лесу остаются древесные отходы ( ветви, сучья, вершины) для их переработки и существует

(Приложение 4)

машина которая называется …………..

ВИДЕО  Рассмотрим эту технику в работе https://www.youtube.com/watch?v=zY4DHnlX-Kc&t=28s 

- При подготовке почвы под посев или посадку леса на вырубках и гарях используются….                                                        

тяжелые корчевальные машины для расчистки площадей от пней.

- корчеватель пней на базе гусеничного трактора Т-130

- корчеватель гидрозахватный «крокодил»

- корчеватель пней дисковый

 (Приложение 5)

ВИДЕО Посмотрим виды корчевальных машин и принцип их работы.

https://dzen.ru/video/watch/643e833bbe92b711b447c19c?f=d2d

V. Закрепление

Экспресс- тестирование. Студентам представляются тесты в рисунках (Приложение 3)

VI. Подведение итогов.

Беседа. Выставление оценок и их комментирование

VII. Информация о домашнем задании.

Повторить ещё раз тему «Комплекс машин и механизмов для рубок ухода».  

VIII Рефлексия ( Приложение 6)

В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно закончить следующие предложения.

o "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";

o "Я похвалил бы себя…";

o "Особенно мне понравилось…";

o "После урока мне захотелось…";


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по МДК.01.01. Технологии механизированных работ в сельском хозяйстве по теме: «Технология и машины для уборки картофеля»

Методическая разработка открытого урока по МДК.01.01. Технологии механизированных работ в сельском хозяйстве по теме: «Технология и машины для уборки картофеля»...

Методическая разработка открытого урока по МКД.01.02 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования по теме: "Общее устройство и работа двигателя внутреннего сгорания"

Методическая разработка открытого урока по МКД.01.02 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования по теме: «Общее устройство и работа двигателя внутреннего сг...

Учебно-методическая разработка открытого урока с элементами цифровых образовательных ресурсов по МДК 04.02. : «Основы проектной и компьютерной графики»

Учебно-методическая разработка открытого  урока с элементами цифровых образовательных ресурсов по МДК 04.02. : «Основы проектной и компьютерной графики»  Разработка включает в себя пояснител...

Учебно-методическая разработка открытого урока с элементами цифровых образовательных ресурсов по МДК 04.02. : «Основы проектной и компьютерной графики»

Учебно-методическая разработка открытого  урока с элементами цифровых образовательных ресурсов по МДК 04.02. : «Основы проектной и компьютерной графики»  Разработка включает в себя пояснител...

Методическая разработка открытого урока тема: "Спрос и предложение. Рыночный механизм"

Методическая разработка открытого урока по теме: "Спрос и предложение. Рыночный механизм". по дисциплине: "Экономическая теория" для специальности: 03.47.02 "Документационное ...

Методическая разработка открытого урока "Механизмы конструктивного общения"

Методическая разработка открытого урока "Механизмы конструктивного общения"...