РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 04 "Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих"
рабочая программа

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО) 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования» (базовой подготовки).

 

Организация-разработчик: ГАПОУ РБ «Колледж традиционных искусств и ремёсел народов Забайкалья имени Даши-Нимы Дугаровича Дугарова».

 

Разработчики: преподаватель специальных дисциплин Харжеев А.Н.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\К\Documents\Методическая папка 2024-2025 уч.год\пм 05\ПМ.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

2025

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО) «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования» (базовой подготовки).

Организация-разработчик: ГАПОУ РБ «Колледж традиционных искусств и ремёсел народов Забайкалья имени Даши-Нимы Дугаровича Дугарова».

Разработчики: преподаватель – Харжеев А.Н.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

16

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

18

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

#1054;бласть применения программы

Программа профессионального модуля является основной профессиональной образовательной программой по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования» (базовой подготовки) входящей в состав укрупненной группы профессий Сельское, лесное и рыбное хозяйство в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): выполнение слесарных работ по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка, безопасное управление самоходными транспортными средствамии соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. Выполнять работы по техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования при помощи стационарных и передвижных средств технического обслуживания и ремонта.

2. Проводить ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и деталей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов с заменой отдельных частей и деталей.

3. Выявлять причины несложных неисправностей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов и устранять их.

4. Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами.

5. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.

Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен: иметь практический опыт:

- выполнения слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники;

- вождения тракторов и самоходных сельскохозяйственных машинам;

уметь:

- выполнять работы с соблюдением требований безопасности;

- соблюдатьэкологическую безопасность производства;

- проводить техническое обслуживание и текущий ремонт сельскохозяйственной техники;

- производить слесарные работы различной сложности:

- управлять самоходными транспортными средствами;

знать:

-подготовительные операции слесарной обработки;

-правила слесарной обработки различной сложности;

-основы законодательства в сфере дорожного движения;

-основы безопасного управления транспортным средством;

-правила оказания первой помощи при ДТП;

-правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной

санитарии и пожарной безопасности.

Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего –628 часа, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 580 часов, включая:

-обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 532 часов;

-самостоятельной работы обучающегося - 48 часов;

учебной и производственной практики - 144 часов.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видами профессиональной деятельности (ВПД) выполнение слесарные работы по ремонту МТП, безопасное управление самоходными транспортными средствами, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК

Выполнять работы по техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования при помощи стационарных и передвижных средств технического обслуживания и ремонта

ПК

Проводить ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и деталей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов с заменой отдельных частей и деталей.

ПК

Выявлять причины несложных неисправностей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов и устранять их.

ПК

Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами.

ПК

Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.

OKI.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

OK 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОКЗ.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

OK 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

OK 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

OK 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

OK 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

OK 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

OK 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке

ОК 11

Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

(макс.

учебная

нагрузка и

практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная

работа

обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные

работы и

практические

занятия,

часов

в т.ч.,

курсовая

работа

(проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая

работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 1

Раздел 1. Слесарные работы

230

120

60

8/18конс. атт

12

72

72

ПК 2

Раздел 2. Управление самоходными машинами

326

252

126

20/18

36

Производственная практика, часов

72

72

Всего:

628

372

186

28/36

48

72

72

Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1 ПМ. Слесарные работы

120 (60 ТО+60 ЛПЗ)+(12 СРС)

216

МДК Технология слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования

180

Тема :Подготовительные операции слесарной обработки

Содержание

34(22+12)

1

1

Общие сведения о конструкционных и инструментальных материалах. Материалы применяемые в промышленности: общие сведения. Свойства материалов. Черные металлы и сплавы: понятие о металлах и сплавах, применение. Цветные металлы и сплавы: понятие, применение.

2

3

2

2

Подготовка деталей к разметке. Построение замкнутых контуров, образованных отрезками прямых линий, окружностей и радиусных кривых. Разметка осевых линий. Разметка контуров деталей с отсчетом размеров от кромки заготовки и от осевых линий, разметка по шаблонам. Заточка и заправка разметочных инструментов. Понятие о пространственной разметке. Контроль качества выполненных работ.

2

2

3

3

Плоскостная разметка. Основные понятия, инструменты. Подготовка под разметку обработанных и необработанных поверхностей. Правила нанесения параллельных и взаимно-перпендикулярных рисок,разметки контуров по чертежу и шаблонам, затачивания разметочный инструмент. Подготовка деталей к разметке, разметка замкнутых контуров.

2

2

4

4

Рубка металла.Основные понятия, инструменты.Приёмы закрепления деталей, нанесение ударов, заточки инструментов, рубки, разрубания прорубания. Вырубание на плите заготовок различных конфигураций из листовой стали. Обрубание кромок под сварку, выступов и неровностей на поверхности отлитых деталей или сварных конструкций.

2

3

5

5

Заточка инструмента. Правка полосовой стали, круглого стального прутка на плите с помощью ручного пресса и с применением призм. Проверка по линейке и по плите. Правка листовой стали.

2

6

6

Правка металла. Основные понятия, инструменты. Правила пользования инструментами и приспособлениями, применяемыми при правке полосового, листового и круглого металла; правка (рихтовка) закаленных деталей; правка труб, пустотелых деталей. Правка полосовой стали, круглого стального прутка на плите с помощью ручного пресса и с применением призм. Проверка по линейке и по плите. Правка листовой стали.

2

3

7

7

Гибка металла. Основные понятия, инструменты. Правила гибки полосовой и листовой стали, прутков, труб под различными углами. Гибка полосовой стали под заданный угол. Гибка стального сортового проката на ручном прессе с применением простейших гибочных приспособлений. Гибка кромок листовой стали в тисках, на плите с применением приспособлений. Гибка колей из проволоки и обечаек из полосовой стали. Гибка труб в приспособлениях и с наполнителем. Контроль качества выполненных работ.

2

3

8

8

Резка металла. Основные понятия, инструменты. Правила гибки полосовой и листовой стали, прутков, труб под различными углами.Крепление полотна в рамке ножовки. Упражнение в постановке корпуса и рабочих движений при резании слесарной ножовкой. Резание полосовой, квадратной, круглой и угловой стали слесарной ножовкой в тисках по рискам. Резание труб слесарной ножовкой. Резание труб труборезом. Резание листового материала ручными ножницами. Резание металла на рычажных ножницах. Контроль качества выполнения работ.

2

3

9

9

Технология пространственной разметки. Назначение и применение пространственной разметки. Назначение, классификация и устройство инструментов и приспособлений, применяемых при пространственной разметке.

2

2

10

10

Последовательность разметки. Правила подготовки заготовок к разметке. Принципы выбора установочных и разметочных баз. Пересчет размеров в зависимости от принятойразметочной базы. Последовательность и правила выполнения пространственной разметки без перекантовки, с перекантовкой и с применением приспособлений.

2

2

11

12-13

14-15

16-17

11

Правила выполнения точной разметки.Общие сведения о применении координатно-разметочных машин, шаблонов и кондукторов при разметке партий деталей. Понятие о безразмерной обработке больших партий одинаковых деталей.Способы и средства контроля разметки. Значение поэтапного и комплексного контроля разметки.Возможные дефекты, способы их предупреждения и устранения. Организация рабочего места и правила безопасности труда.

2

2

Практические работы.

12

1

Подготовка инструментов для слесарных работ. Заточка и заправка различных инструментов, разметка деталей, пользование измерительными инструментами.

4

2

Вырубание на плите, подготовка кромок под сварку, процесс рубки металла в тисках, механическая рубка.

4

3

Выполнение работ по рубке, правке металла. Выполнение работ по гибке и резке металла.

4

18

19

20

21

22

23

24

25-27

28-30

31-33

Тема :Размерная слесарная обработка

Содержание

32(14+18)

1

Опиливание металла. Основные понятия, инструменты. Правила опиливания. Опиливание. Применение опиливания металла в слесарных работах.

2

3

2

Напильники. Классификация по профилю сечения и насечке, назначению. Геометрические параметры зубьев напильника. Подбор напильников в зависимости от величины детали, назначения, заданной точности и шероховатости обработки. Обращение с напильниками, уход за ними и хранение их. Последовательность обработки плоских, сопряженных и криволинейных поверхностей. Способы проверки обработанных поверхностей. Механизация опиловочных работ. Дефекты при опиливании, меры их предупреждения. Организация рабочего места и безопасность труда.

2

2

3

Сверление, зенкование, развертывание. Основные понятия, инструменты. Правила подбора сверл, сверления отверстий под нарезание различной резьбы;нарезания резьбы метчиками; подбора диаметра стержня и нарезание на стержне резьбы круглыми плашками.

2

3

4

Сверлильные станки, их типы, назначение, устройство. Приспособления для сверлильных стан ков. Сверла, их виды и назначение. Геометрические параметры режущей части сверл. Выбор сверл. Выбор рациональных режимов резания по справочным таблицам и настройка станка. Способы установки и закрепления сверл. Сверление в зависимости от заданных условий обработки

2

2

5

Зенкование отверстий. Развертывание цилиндрических и конических отверстий. Припуски на развертывание. Режимы резания. Дефекты при обработке отверстий, их предупреждение. Способы и средства контроля отверстий. Пути повышения производительности труда при работе на сверлильном станке. Организация рабочего места и безопасность труда.

2

2

6

Нарезание резьбы. Основные понятия, инструменты. Способы нарезания резьбы.

.Нарезание резьбы. Винтовая линия и ее элементы. Профили резьбы, их применение.

2

3

7

Системы резьб. Таблицы резьб. Инструменты для нарезания наружной резьбы, их конструкции, материал изготовления. Дефекты при нарезании наружной резьбы, их при чины и предупреждение. Инструменты для нарезания внутренней резьбы в сквозных и глухих отверстиях. Подбор диаметров сверл под резьбы по таблицам. Организация рабочего места и безопасность труда.

2

Практические работы

18

1

Выполнение работ по опиливанию металла

6

6

2

Выполнение работ по сверлению и зенкованию металла

6

3

Выполнение работ по нарезанию резьбы различными способами

6

.

34

35

36

37

38-40

41-43

Тема :Пригоночные операции слесарной обработки

Содержание

20(8+12)

1

Распиливание и припасовка.Основные понятия, инструменты. Способыразметки, инструменты для распиливания и припасовки. Способы распиливания и припасовки.Распиливание. Сущность операции и виды работ; инструмент и приспособления. Обработка проемов, пазов, отверстий с плоскими и криволинейными поверхностями с применением надфилей, вращающихся напильников, профильных шлифовальных насадок. Дефекты, их причины и меры предупреждения. Организация рабочего места и безопасность труда.

2

3

2

Шабрение.Основные понятия, инструменты. Способы шабрения. Заточка и заправка шаберов; шабрение плоскостей, сопряженных взаимосвязанных плоскостей, криволинейных поверхностей.Шабрение. Назначение и область применения шабрения. Качество поверхностей, обработанных шабрением. Основные виды шабрения. Припуски на шабрение. Инструмент и приспособления для шабрения. Способы и средства определения выступающих мест на обрабатываемой поверхности.

2

3

3

Способы шабрения плоских и криволинейных поверхностей. Механизация и передовые способы шабрения. Виды и причины дефектов при шабрении, способы предупреждения и исправления дефектов. Организация рабочего места и безопасность труда.

2

2

4

Притирка. Процесс притирки, достигаемая степень точности. Абразивные материалы, применяемые для притирки. Притирочные плиты и притиры. Способы притирки: с применением притира, притирка деталей друг к другу. Особенности притирки конических поверхностей. Механизация и передовые методы притирочных работ. Организации рабочего места и безопасность труда.

2

2

Практические работы

12

1

Выполнение работ пора спиливанию и припасовке

6

2

Выполнение работ по шабрению

6

44

45

Тема :Сборка неразъемных поверхностей

Содержание

20(8+12)

1

Клепка. Основные понятия, инструменты. Способы клёпки .Клепка. Назначение и применение клепки. Виды заклепочных соединений. Выбор видов, размеров и материала заклепок в зависимости от материала и размеров соединяемых деталей и характера соединения. Инструменты и оборудование для выполнения заклепочных соединений. Формирование замыкающей головки ударами и давлением в холодном состоянии. Дефекты заклепочных соединений, меры их предупреждения и устранения. Организация рабочего места и безопасность труда.

2

2

2

Пайка, лужение, склеивание. Основные понятия, инструменты. Способы пайки, лужения, склеивания различными способами. Пайка, ее назначение и применение, виды. Пайка мягкими и твердыми припоями: материалы, инструмент, приспособления и оборудование; подготовка поверхностей: способы пайки. Дефекты при пайке и их предупреждение. Организация рабочего места и безопасность труда.

2

2


46

47

48-50

51-53

3

Лужение. Назначение и применение. Материалы и приспособления для лужения. Технология лужения погружением и растиранием. Дефекты при лужении и меры их предупреждения. Организация рабочего места

2

2

4

Склеивание. Назначение и применение. Подготовка поверхностей к склеиванию. Применяемые клеи. Способы и технология склеивания. Способы контроля соединений. Дефекты при склеивании и меры их предупреждения .Организация рабочего места и безопасность труда.

2

2

Практические работы

12

1

Выполнение работ по пайке. Выполнение работ по склеиванию различных соединений

6

2

Выполнение работ по лужению

6

54

55

56

57

58-59

60

Тема 1. 5: Технологический процесс слесарной обработки

Содержание

14(8+6)

1

Понятие о технологическом процессе. Основные требования НОТ к технологическим процессам обработки. Порядок разработки технологических процессов слесарной обработки. Изучение чертежа. Определение размеров заготовки или подбор заготовки. Выбор базирующих поверхностей и методов обработки.

2

2

2

Порядок разработки технологических процессов слесарной обработки. Изучение чертежа. Определение размеров заготовки или подбор заготовки. Выбор базирующих поверхностей и методов обработки.

2

2

3

Определение последовательности обработки. Замена ручной обработки обработкой на станках. Выбор режущего, измерительного и поверочного инструмента, приспособлений, режимов обработки..Инструменты и приспособления, повышающие точность и производительность обработки. Значение сокращения вспомогательного времени на установку и снятие детали, инструмента и т.д. Значение стандартизированных и нормализованных деталей и инструмента для выполнения слесарных работ.

2

2

4

Инструменты и приспособления, повышающие точность и производительность обработки. Значение сокращения вспомогательного времени на установку и снятие детали, инструмента и т.д. Значение стандартизированных и нормализованных деталей и инструмента для выполнения слесарных работ.

2

2

Практические занятия

6

1

Составление технологических карт слесарной обработки.

4

2

Снятие размеров заготовки.Определение межоперационных припусков на основные слесарные операции, допуски на промежуточные размеры.

2

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМСистематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий составленным преподавателем) Подготовка к практическим работам сиспользовани,.рекомендаций препод авателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

ем методических

12

61

62

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Культурапроизводительн, ость труда и качество труда.

Научная организация труда. к организации рабочего места слесаря. Санитарно-гигиенические условия труда.

Общие требования

63

64

65

66

Противопожарные мероприятия.

Особенности сверления труднообрабатываемых сплавов и пластмасс.

Замена шабрения другими видами обработки.

Инструменты для контроля плоскостности и прямолинейности.

Микрометрические инструменты.

Учебная практика. Виды работ:

72

1

Общий вводный инструктаж. Оснащение и организация рабочего места слесаря

6

2

Разметка заголовок

6

3

Правка, рихтовка и гибка

6

4

Рубка и резка

6

5

Опиливание и распиливание металлических заготовок

6

6

Сверление, зенкерование, зенкование, развертывание отверстий

6

7

Нарезание резьбы

6

8-9

Клепка, склеивание и пайка детали

12

10-11

Шабрение и притирка деталей

12

12

Ручная обработка древесины и др. неметаллических материалов

6

Производственная практика (по профилю специальности).Виды работ:

72

1

Общий вводный инструктаж. Оснащение и организация рабочего места слесаря

6

2

Разметка заголовок

6

3

Правка, рихтовка и гибка

6

4

Рубка и резка

6

5

Опиливание и распиливание металлических заготовок

6

6

Сверление, зенкерование, зенкование, развертывание отверстий

6

7

Нарезание резьбы

6

8-9

Клепка, склеивание и пайка детали

12

10-11

Шабрение и притирка деталей

12

12

Ручная обработка древесины и др. неметаллических материалов

6

67-70

Консультации

8

71-79

Экзамен

18


Освоение профессии рабочего19205 тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

III курс

252 (126ТО+126ЛПЗ)+(36СРС) 20конс. 18 аттестация

Iсеместр 120 IIсеместр206

III курс V семестр 120часов

326

Раздел1. Основы

законодательства в сфере дорожного движения

128 (58ТО+58ЛПЗ) +12СРС

128

Тема: Правила дорожного движения

Содержание

82(42+40)

1

1

Общие положения и термины. Значение правил в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения. Общая структура Правил.

2

2

2-3

2

Основные понятия и термины, содержащиеся в Правилах. Обязанности водителей, пассажиров и пешеходов

4

2

4-5

3

Дорожные знаки. Значение дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения.

4

2

6-7

4

Классификация дорожных знаков. Требования к расстановке знаков.

4

2

8-9

5

Дорожная разметка и ее характеристики. Значение разметки в общей организации дорожного движения, классификация разметки.

4

2

10-11

6

Порядок движения, остановка, стоянка транспортных средств. Предупредительные сигналы. Виды и назначение сигналов. Правила подачи сигналов. Опасные последствия несоблюдения правил расположения ТС на проезжей части.

4

2

12-13

7

Регулирование дорожного движения. Средства регулирования дорожного движения.

4

2

14-15

8

Сигналы светофора. Значение сигналов светофора и действия водителей в соответствии с этими сигналами.

4

2

16-17

9

Проезд перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Взаимодействие сигналов светофора и знаков приоритета. Порядок и очередность движения на регулируемом перекрестке

4

2

18-19

10

Проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных ТС и железнодорожных переездов. Пешеходные переходы и остановки маршрутных ТС. Обязанности водителя, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу.

4

2

20-21

11

Государственные регистрационные знаки, опознавательные знаки, предупредительные

надписи и обозначения. Требования к оборудованию ТС государственными регистрационными знаками и обозначениями.

4

2

Практические работы.

40

22

1

Решение комплексных задач по знанию дорожных знаков. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов.

2

23

2

Решение комплексных задач по знанию дорожных знаков. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов

2

24-26

3

Решение комплексных задач по знанию дорожной разметки.. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов.

6

27-28

4

Решение комплексных задач по порядку движения, остановка, стоянка транспортных средств. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов.

4

29-31

5

Решение комплексных задач по регулированию дорожного движения. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов.

6

32-34

6

Решение комплексных задач по проезду перекрестков, разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов.

6

35-37

7

Решение комплексных задач по проезду пешеходных переходов, разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов.

6

38-39

8

Решение комплексных задач по проезду остановок маршрутных ТС и разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов.

4

40-41

9

Решение комплексных задач по проезду железнодорожных переездов, разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов.

4

Тема Нормативно-правовые документы, регулирующие отношения в сфере дорожного движения

Содержание

34(16+18)

42

1

Административное право. Административное нарушение (АПН) и административная ответственность. Административные наказания. Органы, налагающие административные наказания, порядок их исполнения. Меры, применяемые уполномоченными лицами, в целях обеспечения производства по делу о АПН

2

3

43

2

Уголовное право. Понятие об уголовной ответственности. Состав преступления. Виды наказаний.

2

2

44

3

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Преступления против жизни и здоровья (оставление в опасности).

Условия наступления уголовной ответственности.

2

3

45

4

Гражданское право. Понятие о гражданской ответственности. Основания для гражданской ответственности. Понятия: вред, вина, противоправное действие. Ответственность за вред, причиненный в ДТП.

2

2

46

5

Правовые основы охраны окружающей среды. Правовые основы охраны окружающей среды. Система органов, регулирующих отношения по правовой охране природы, их компетенции, права и обязанности.

2

3

47

6

Объекты природы, подлежащие правовой охране.

Система органов, регулирующих отношения по правовой охране природы, их компетенции, права и обязанности. Ответственность за нарушение законодательства об охране природы.

2

2

48-49

7

Закон об ОСАГО. Общие положения. Условия и порядок осуществления. Компенсационные выплаты. Страховщики. Профессиональное объединение страховщиков.

4

Практические работы.

18

50-52

1

Заполнение бланка извещения о ДТП

6

53-55

2

Решение комплексных задач по предупреждению правонарушений, разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов.

6

56-58

3

Решение комплексных задач по предупреждению ДТП, разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов.

6

59

60

61

62

63

64

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Административное право

Уголовный право

Гражданское право

Налоговое право

Правовые основы охраны окружающей среды

Заполнение бланка извещения о ДТП

12

Раздел2. Основы безопасного управления транспортным средством

108(48ТО+48ЛПЗ)+(12СРС)

108

Тема Психологические основы безопасного управления ТС.

Содержание

36(18+18)

65

1

Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки.

Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки: понятие о познавательных функциях (внимание, восприятие, память, мышление); внимание и его свойства (устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем); причины отвлечения внимания во время управления транспортным средством;

2

2

66

2

Способность сохранять внимание при наличии отвлекающих факторов; монотония; влияние усталости и сонливости на свойства внимания; способы профилактики усталости; виды информации; выбор необходимой информации в процессе управления транспортным средством; информационная перегрузка; системы восприятия и их значение в деятельности водителя; опасности, связанные с неправильным восприятием дорожной обстановки; зрительная система; поле зрения, острота зрения и зона видимости; периферическое и центральное зрение;

2

2

67

3

Факторы, влияющие на уменьшение поля зрения водителя; другие системы восприятия

(слуховая система, вестибулярная система, суставно-мышечное чувство, интероцепция) и их значение в деятельности водителя; влияние скорости движения транспортного средства, алкоголя, медикаментов и эмоциональных состояний водителя на восприятие дорожной обстановки; память; виды памяти и их значение для накопления профессионального опыта;

2

2

68

4

Мышление; анализ и синтез как основные процессы мышления; оперативное мышление и прогнозирование; навыки распознавания опасных ситуаций; принятие решения в различных дорожных ситуациях; важность принятия правильного решения на дороге; формирование психомоторных навыков управления автомобилем; влияние возрастных и гендерных различий на формирование психомоторных навыков; простая и сложная сенсомоторные реакции, реакция в опасной зоне; факторы, влияющие на быстроту реакции.

2

2

69

5

Этические основы деятельности водителя: цели обучения управлению транспортным средством; мотивация в жизни и на дороге; мотивация достижения успеха и избегания неудач; склонность к рискованному поведению на дороге; формирование привычек; ценности человека, группы и водителя; свойства личности и темперамент; влияние темперамента на стиль вождения;

2

2

70

6

Основы эффективного общения: понятие общения, его функции, этапы общения; стороны общения, их общая характеристика (общение как обмен информацией, общение как взаимодействие, общение как восприятие и понимание других людей); характеристика вербальных и невербальных средств общения; основные "эффекты" в восприятии других людей; виды общения (деловое, личное);

2

2

71

7

Негативное социальное научение; понятие социального давления; влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя; ложное чувство безопасности; влияние социальной роли и социального окружения на стиль вождения; способы нейтрализации социального давления в процессе управления транспортным средством; представление об этике и этических нормах; этические нормы водителя; ответственность водителя за безопасность на дороге;

Взаимоотношения водителя с другими участниками дорожного движения; уязвимые участники дорожного движения, требующие особого внимания (пешеходы, велосипедисты, дети, пожилые люди, инвалиды); причины предоставления преимущества на дороге транспортным средствам, оборудованным специальными световыми и звуковыми сигналами; особенности поведения водителей и пешеходов в жилых зонах и в местах парковки.

2

2

72

8

Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов: эмоции и поведение водителя; эмоциональные состояния (гнев, тревога, страх, эйфория, стресс, фрустрация); изменение восприятия дорожной ситуации и поведения в различных эмоциональных состояниях; управление поведением на дороге; экстренные меры реагирования;

2

2

73

9

Конфликтные ситуации и конфликты на дороге; причины агрессии и враждебности у водителей и других участников дорожного движения; тип мышления, приводящий к агрессивному поведению; изменение поведения водителя после употребления алкоголя и медикаментов;

Влияние плохого самочувствия на поведение водителя; профилактика конфликтов; правила взаимодействия с агрессивным водителем.

2

2

Саморегуляция и профилактика конфликтов: приобретение практического опыта оценки собственного психического состояния и поведения, опыта саморегуляции, а также первичных навыков профилактики конфликтов; решение ситуационных задач по оценке психического состояния, поведения, профилактике конфликтов и общению в условиях конфликта.

Практические работы.

18

74-76

1

Применение практических методов совершенствования психофизиологических и психологических качеств водителя. Анализ трудностей и успехов в водительской деятельности (примеры из практического обучения вождению обучаемых).

6

77-79

2

Решение комплексных задач по поддержанию устойчивого физического состояния при управлении транспортным средством

6

80-82

3

Психологический практикум.

6

Тема Основы управления транспортным средством и безопасность движения.

Содержание

60(30+30)

83

1

Дорожное движение. Дорожное движение как система управления водитель-автомобиль-дорога (ВАД); показатели качества функционирования системы ВАД; понятие о дорожно-транспортном происшествии (ДТП); виды дорожно-транспортных происшествий; причины возникновения дорожно-транспортных происшествий; анализ безопасности дорожного движения (БДД) в России;

2

3

84

2

Система водитель-автомобиль (ВА); цели и задачи управления транспортным средством; различие целей и задач управления транспортным средством при участии в спортивных соревнованиях и при участии в дорожном движении; элементы системы водитель-автомобиль; показатели качества управления транспортным средством: эффективность и безопасность; безаварийность как условие достижения цели управления транспортным средством; классификация автомобильных дорог; транспортный поток; средняя скорость; интенсивность движения и плотность транспортного потока; пропускная способность дороги; средняя скорость и плотность транспортного потока; соответствующие пропускной способности дороги; причины возникновения заторов.

2

3

85

3

Профессиональная надежность водителя. Понятие о надежности водителя; анализ деятельности водителя; информация, необходимая водителю для управления транспортным средством; обработка информации; сравнение текущей информации с безопасными значениями; сформированными в памяти водителя, в процессе обучения и накопления опыта;

2

3

86

4

Штатные и нештатные ситуации; снижение надежности водителя при неожиданном возникновении нештатной ситуации; влияние прогноза возникновения нештатной ситуации, стажа и возраста водителя на время его реакции; влияние скорости движения транспортного средства на размеры поля зрения и концентрацию внимания; влияние личностных качеств водителя на надежность управления транспортным средством; влияние утомления на надежность водителя; зависимость надежности водителя от продолжительности управления автомобилем; режим труда и отдыха водителя; зависимость надежности водителя от различных видов недомоганий, продолжительности нетрудоспособности в течение года, различных видов заболеваний, курения и степени опьянения; мотивы безопасного и эффективного управления транспортным средством.

2

2

87

5

Влияние свойств транспортного средства на эффективность и безопасность управления. Силы, действующие на транспортное средство в различных условиях движения; уравнение тягового баланса; сила сцепления колес с дорогой; понятие о коэффициенте сцепления; изменение коэффициента сцепления в зависимости от погодных условий, режимов движения транспортного средства, состояния шин и дорожного покрытия; условие движения без буксования колес; свойства эластичного колеса; круг силы сцепления; влияние величины продольной реакции на поперечную реакцию;

2

3

88

6

Деформации автошины при разгоне, торможении, действии боковой силы; угол увода; гидроскольжение и аквапланирование шины; силы и моменты, действующие на транспортное средство при торможении и при криволинейном движении; скоростные и тормозные свойства, поворачиваемость транспортного средства; устойчивость продольного и бокового движения транспортного средства; условия потери устойчивости бокового движения транспортного средства при разгоне, торможении и повороте; устойчивость против опрокидывания; резервы устойчивости транспортного средства; управляемость продольным и боковым движением транспортного средства; влияние технического состояния систем управления, подвески и шин на управляемость.

2

3

89

7

Дорожные условия и безопасность движения. Динамический габарит транспортного средства; опасное пространство, возникающее вокруг транспортного средства при движении; изменение размеров и формы опасного пространства при изменении скорости и траектории движения транспортного средства; понятие о тормозном и остановочном пути; зависимость расстояния, пройденного транспортным средством за время реакции водителя и время срабатывания тормозного привода, от скорости движения транспортного средства, его технического состояния, а также состояния дорожного покрытия; безопасная дистанция в секундах и метрах; способы контроля безопасной дистанции; безопасный боковой интервал;

2

2

90

8

Резервы управления скоростью, ускорением, дистанцией и боковым интервалом; условия безопасного управления; дорожные условия и прогнозирование изменения дорожной ситуации; выбор скорости, ускорения, дистанции и бокового интервала с учетом геометрических параметров дороги и условий движения; влияние плотности транспортного потока на вероятность и тип ДТП; зависимость безопасной дистанции от категорий транспортных средств в паре "ведущий - ведомый"; безопасные условия обгона (опережения); повышение риска ДТП при увеличении отклонения скорости транспортного средства от средней скорости транспортного потока; повышение вероятности возникновения ДТП при увеличении неравномерности движения транспортного средства в транспортном потоке.

2

2

91

9

Принципы эффективного и безопасного управления транспортным средством. Влияние опыта, приобретаемого водителем, на уровень аварийности в дорожном движении; наиболее опасный период накопления водителем опыта; условия безопасного управления транспортным средством; регулирование скорости движения транспортного средства с учетом плотности транспортного потока; показатели эффективности управления транспортным средством; зависимость средней скорости транспортного средства от его максимальной скорости в транспортных потоках различной плотности; снижение эксплуатационного расхода топлива - действенный способ повышения эффективности управления транспортным средством; безопасное и эффективное управления транспортным средством; проблема экологической безопасности; принципы экономичного управления транспортным средством; факторы, влияющие на эксплуатационный расход топлива.

2

3

92

10

Обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения. Безопасность пассажиров транспортных средств; результаты исследований, позволяющие утверждать о необходимости и эффективности использования ремней безопасности; опасные последствия срабатывания подушек безопасности для непристегнутых водителя и пассажиров транспортных средств; использование ремней безопасности; детская пассажирская безопасность; назначение, правила подбора и установки детских удерживающих устройств; необходимость использования детских удерживающих устройств при перевозке детей до 12-летнего возраста; подушки безопасности для пешеходов и велосипедистов; световозвращающие элементы, их типы и эффективность использования; особенности проезда нерегулируемых пешеходных переходов, расположенных вблизи детских учреждений; обеспечение безопасности пешеходов и велосипедистов при движении в жилых зонах.

2

2

93

11

Приемы управления транспортным средством: рабочее место водителя; оптимальная рабочая поза водителя; регулировка положения сиденья и органов управления для принятия оптимальной рабочей позы; регулировка зеркал заднего вида; техника руления, обеспечивающая сохранение обратной связи о положении управляемых колес; силовой и скоростной способы руления; техника выполнения операций с органами управления скоростью, сцеплением, тормозом; правила пользования сцеплением, обеспечивающие его длительную и надежную работу; порядок пуска двигателя в различных температурных условиях; порядок действий органами управления при трогании с места, разгоне с последовательным переключением передач в восходящем порядке, снижении скорости движения с переключением передач в нисходящем порядке, торможении двигателем; выбор оптимальной передачи при различных скоростях движения; способы торможения в штатных и нештатных ситуациях; особенности управления транспортным средством при наличии АБС; особенности управления транспортным средством с автоматической трансмиссией.

2

2

94

12

Управление транспортным средством в штатных ситуациях: маневрирование в ограниченном пространстве; обеспечение безопасности при движении задним ходом; использование зеркал заднего вида и электронных систем автоматической парковки при маневрировании задним ходом; способы парковки транспортного средства; действия водителя при движении в транспортном потоке; выбор оптимальной скорости, ускорения, дистанции и бокового интервала в транспортном потоке; расположение транспортного средства на проезжей части в различных условиях движения; управление транспортным средством при прохождении поворотов различного радиуса; выбор безопасной скорости и траектории движения; алгоритм действий водителя при выполнении перестроений и объезде препятствий; условия безопасной смены полосы движения; порядок выполнения обгона и опережения; определение целесообразности обгона и опережения; условия безопасного выполнения обгона и опережения; встречный разъезд; способы выполнения разворота вне перекрестков; остановка на проезжей части дороги и за ее пределами; действия водителей транспортных средств при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена

2

2

95

13

Проезд перекрестков; выбор скорости и траектории движения при проезде перекрестков; опасные ситуации при проезде перекрестков; управление транспортным средством при проезде пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств, железнодорожных переездов, мостов, тоннелей; порядок движения в жилых зонах; особенности управления транспортным средством при движении по автомагистралям, а также при въезде на автомагистрали и съезде с них; управление транспортным средством в горной местности, на крутых подъемах и спусках, при движении по опасным участкам дорог (сужение проезжей части, свежеуложенное покрытие дороги, битумные и гравийные покрытия); меры предосторожности при движении по ремонтируемым участкам дорог; ограждения ремонтируемых участков дорог, применяемые предупредительные и световые сигналы; управление транспортным средством при движении в условиях недостаточной видимости (темное время суток, туман, дождь, снегопад); особенности управления транспортным средством при движении по дороге с низким коэффициентом сцепления дорожного покрытия (в гололедицу); пользование зимними дорогами (зимниками); движение по ледовым переправам; движение по бездорожью; управление транспортным средством при движении с прицепом и при буксировке механических транспортных средств; перевозка пассажиров в грузовых автомобилях; создание условий для безопасной перевозки детей различного возраста; перевозка грузов в грузовых автомобилях; оптимальное размещение и крепление перевозимого груза; особенности управления транспортным средством в зависимости от характеристик перевозимого груза; управление автоцистерной.

2

2

96

14

Управление транспортным средством в нештатных ситуациях: понятие о нештатной ситуации; причины возможных нештатных ситуаций; действия органами управления скоростью и тормозом при буксовании и блокировке колес; регулирование скорости в процессе разгона, предотвращающее буксование ведущих колес; действия водителя при блокировке колес в процессе экстренного торможения; объезд препятствия как средство предотвращения наезда;

2

2

97

15

Занос и снос транспортного средства, причины их возникновения; действия водителя по предотвращению и прекращению заноса и сноса заднеприводного и полноприводного транспортного средства; действия водителя с учетом типа привода транспортного средства при превышении безопасной скорости на входе в поворот; действия водителя при угрозе столкновения; действия водителя при отказе рабочего тормоза, усилителя руля, разрыве шины в движении, отрыве рулевых тяг привода рулевого управления; действия водителя при возгорании и падении транспортного средства в воду.

2

2

Практические работы.

30

98

1

Приемы пользования органами управления.

2

99-100

2

Пуск двигателя. Вождение ТС по прямой передним (на 1-ой...IV передачах) и задним ходом.

4

101-102

3

Вождение ТС по прямой и с поворотами передним ходом на #1087;ередачах. Проезд через ворота.

4

103-104

4

Вождение ТС на повышенных скоростях, по провешенной и маркерной линиям

4

105-106

5

Проезд через ворота передним и задним ходом. Подъезд к прицепной и навесной машинам. Вождение с прицепом.

4

107-108

6

Вождение ТСа в темное время суток.

4

109-110

7

Вождение ТС с прицепом на повышенных скоростях и в трудных дорожных условиях

4

111-112

8

Вождение ТС по маркерной и провешенной линиям.

4

113

114

115

116

117

118

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Основы безопасного управления ТС

Психологические основы деятельности водителя

Действия водителя в нештатных ситуациях

Приемы пользования органами управления.

Проезд через ворота.

Вождение ТСа в темное время суток.

12

Раздел3.Первая помощь при ДТП

III курс VI семестр

40 (20ТО+20ЛПЗ)+12СРС

40

Тема:Дорожно-транспортный травматизм. Правовые аспекты оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП

Содержание

40(20+20)

119

1

Понятие дорожно-транспортного травматизма. Характеристика травм, оснащение средствами безопасности ТС

2

3

120

2

Обязанности мед.работника, административных служб при ДТП с человеческими жертвами Последствия ДТП.Терминальные состояния. Шок, острая дыхательная недостаточность, асфиксия, синдром утраты сознания.

2

3

121

3

Комплекс мероприятий первой медицинской помощи при острой дыхательной недостаточности и асфиксии. Первая медицинская помощь при обмороке

2

3

122

4

Проведение сердечно-легочной реанимации. Показания к проведению мероприятий сердечно-легочной реанимации. Методика использования воздуховода. Выявление ошибок при проведении сердечно-легочной реанимации

2

3

123

5

Кровотечения и методы его остановки. Виды кровотечений.Способы остановки кровотечения (пальцевое прижатие, наложение давящей повязки, наложение жгута или жгута-закрутки).

Методика наложения жгута, особенности остановки кровотечения из носа, ушей и полости рта.

Первая медицинская помощь при лёгочном кровотечении и подозрении на внутрибрюшное кровотечение

2

3

124

6

Первая медицинская помощь при травмах. Раны и их первичная обработка.

2

3

125

7

Общая характеристика травм, особенность травм при ДТП, классификация ран и их первичная обработка. Переломы костей скелета, характерные признаки перелома кости. Ожоги.

Холодовая травма.

2

3

126

8

Черепно-мозговые травмы. Закрытые повреждения мягких тканей. Синдром длительного сдавливания, особенности оказания медицинской помощи.

2

2

127

9

Особенности транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение.Правила переноски пострадавшего на носилках, на руках, особенности транспортировки при различных повреждениях, предотвращение травм при транспортировке

2

2

128

10

Правила пользования медицинской аптечкой.Комплектация и применение содержимого медицинской аптечки

2

2

Практические работы

20

129

1

Первая медицинская помощь при травмах. Раны и их первичная обработка.

2

130

2

Способы наложение транспортной иммобилизации с использованием сподручных средств и шин.

2

131-132

3

Способы проведение сердечно-легочной реанимации.

4

133

4

Способы остановки кровотечения (пальцевое прижатие, наложение давящей повязки, наложение жгута или жгута-закрутки).

2

134

5

Методика наложения жгута, особенности остановки кровотечения из носа, ушей и полости рта.

2

135-136

6

Первая медицинская помощь при лёгочном кровотечении и подозрении на внутрибрюшное кровотечение

4

137-138

7

Правила наложения повязок на различные части тела.

4

139

140

141

142

143

144

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Первая медицинская помощь при травмах. Раны и их первичная обработка.

Способы наложение транспортной иммобилизации с использованием сподручных средств и шин.

Способы проведение сердечно-легочной реанимации.

Способы остановки кровотечения (пальцевое прижатие, наложение давящей повязки, наложение жгута или жгута-закрутки).

Методика наложения жгута, особенности остановки кровотечения из носа, ушей и полости рта.

Правила наложения повязок на различные части тела.

12

Учебная практика. Виды работ: Вне учебного плана (вождение)

72

Посадка. Ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами

6

Приемы управления

Движение с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке

12

Разгон, торможение и движение с изменением направления

6

Остановка в заданном месте, развороты

6

Движение по дорогам небольшой интенсивностью движения

6

Маневрирование в ограниченных проездах

6

Сложное маневрирование

6

Совершенствование навыков вождения в различных дорожных условиях .

6

Движение по дорогам с большой интенсивностью движения

12

Выполнение мероприятий по оказанию первой помощи при ДТП.

6

Производственная практика (по профилю специальности) Виды работ:

36

Посадка. Ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами

6

Приемы управления

Движение с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке

Разгон, торможение и движение с изменением направления

6

Остановка в заданном месте, развороты

Движение по дорогам небольшой интенсивностью движения

6

Маневрирование в ограниченных проездах

6

Сложное маневрирование

Совершенствование навыков вождения в различных дорожных условиях .

6

Движение по дорогам с большой интенсивностью движения

Выполнение мероприятий по оказанию первой помощи при ДТП.

6

145-154

Консультации

20

155-163

Экзамен

18

Итого по Освоение профессии рабочего19205 тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

326

Итого по профессиональному модулю:

628

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие кабинетов: слесарное дело, управления транспортным средством и безопасности движения; лабораторий: тракторы, самоходные сельскохозяйственные и автомобили, слесарных мастерских, пункта технического обслуживания, учебно-производственного хозяйства, трактородрома.

Оборудование кабинета :

- рабочее место преподавателя;

- посадочные места для обучающихся;

-комплект учебно-методических материалов, методические рекомендации и

разработки;

- плакаты;

- медицинская аптечка;

- перевязочный материал;

- манекен для отработки сердечно-лёгочной реанимации;

Оборудование лаборатории тракторы, самоходные сельскохозяйственные

- рабочее место преподавателя;

- посадочные места для обучающихся;

-комплект учебно-методических материалов, методические рекомендации и

разработки;

- плакаты;

- образцы сельхозтехники;

Технические средства обучения:

- ПК;

- мультимедиапроектор;

- лицензионное программное обеспечение профессионального назначения

- учебные самоходные машины

Оборудование слесарной мастерской:

- сверлильный станок;

- заточной станок;

- муфельная печь;

- слесарные инструменты.

Оборудование трактодрома:

- дорожные знаки;

- дорожная разметка.

Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы |

Основные источники:

#1056;одичев В.А. Тракторы. - М: ИЦ «Академия», 2008.

#1050;ленин Н.И., Егоров В.Г. Сельскохозяйственные и мелиоративные машины. - М.: Колос, 2009.

#1059;стинов А.Н. Сельскохозяйственные машины. - М: ИРПО Академия, 2007.

Дополнительные источники:

#1043;ладов Г.И., Петренко Тракторы. Устройство и техническое обслуживание. Учебное пособие. - М.: Академия, 2009.

#1050;отиков В.М., Ерхов А.В. Тракторы и автомобили. Учебник. - М.: Академия, 2008.

#1050;узнецов А.С., Глазачев СИ. Автомобили моделей ЗИЛ-4333, ЗИЛ-И314 и их модификации. Устройство, эксплуатация. Ремонт. -М.: «Транспорт», 2008.

#1053;ерсесян В.И. Двигатели тракторов. Учебное пособие. - М.: Академия, 2009.

#1053;ерсесян В.И., Бычков Н.И., Милосердов Н.В., Шевцов В.Г. Шасси и оборудование тракторов. - М.: Академия, 2010.

#1053;иколенко В.Н. Первая доврачебная медицинская помощь. - М.: Академия, 2009.

#1055;равила дорожного движения Российской Федерации.

Интернет-ресурсы:

  1. Слесарные работы [Электронный ресурс] – Режим доступа:, свободный. – Заглавие с экрана.
  2. Слесарное дело [Электронный ресурс] – Режим доступа: http, свободный. – Заглавие с экрана.
  3. Первая медицинская помощь [Электронный ресурс] – Режим доступа: /, свободный. – Заглавие с экрана.

#1054;бщие требования к организации образовательного процесса

Педагог использует в процессе обучения активные формы проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся, при организации дополнительной работы проводятся индивидуальные и групповые консультации.

Реализация программы модуля предполагает учебную и производственную практику. Учебная практика реализуется рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессионального модуля вмастерских и лабораториях. Производственная практика реализуется концентрированно и проводится на сельскохозяйственных предприятиях.

При проведении практических занятий возможно деление учебной группы на подгруппы численностью не менее 8 человек.

Освоение программы модуля базируется на изучении общепрофессиональных дисциплин: инженерная графика, техническая механика, материаловедение, электротехника и электронная техника, основы гидравлики и теплотехники, метрология, стандартизация и подтверждение качества, охрана труда, безопасность жизнедеятельности.

Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля.

Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: педагогические кадры, имеющие высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля, мастера производственного обучения должны иметь на 1–2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в сельхозпредприятиях является обязательным для педагогов, отвечающих за освоение обучающимися профессионального цикла. Преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку на предприятиях общественного питания не реже 1 раза в 3 года.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Выполнять работы по техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования при помощи стационарных и передвижных средств технического обслуживания и ремонта

Точность соблюдения технологической последовательности
выполнения работ по техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования в соответствии с правилами применения средств технического обслуживания и ремонта

Экспертное наблюдение за деятельностью во время практических работ, учебной и производственной практики

Проводить ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и деталей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов с заменой отдельных частей и деталей.

Правильность выполнения операций по ремонту наладке и регулировке сельхоз оборудования и машин с соблюдением безопасных условий труда

Экспертное наблюдение за деятельностью во время практических работ, учебной и производственной практики

Выявлять причины несложных неисправностей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов и устранять их.

Определение причин неисправностей техники и оборудования в соответствии с техническими характеристиками

Экспертное наблюдение за деятельностью во время практических работ, учебной и производственной практики

Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами.

Правильность выполнения правил дорожного движения при эксплуатации машинно-тракторного парка

Экспертное наблюдение за деятельностью во время практических работ, учебной и производственной практики

Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия..

Обоснованность выбора способа оказания первой медицинской помощи при ДТП

Экспертное наблюдение за деятельностью во время практических работ, учебной и производственной практики

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Положительные показатели результатов обучения по учебным дисциплинам, профессиональным модулям, учебной и производственной практикам

Экспертное наблюдение за деятельностью во время учебной и производственной практик

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Достижения поставленных профессиональных задач

Экспертное наблюдение за деятельностью во время учебной и производственной практик

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Правильность решения стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Экспертное наблюдение за деятельностью во время учебной и производственной практик

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Оптимальность и применение полученных результатов поиска решений поставленной задачи с использованием информационно-коммуникационных технологий

Экспертная оценка результатов пробных квалификационных работ и дипломных проектов, исследовательских работ, написания рефератов.

Экспертная оценка владения компьютерными прикладными программами.

Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях и с помощью оргтехники во время учебной и производственной практик

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Эффективность организации собственной деятельности в соответствии с целями коллег, руководствам, клиентов

Экспертное наблюдение за деятельностью во время учебной и производственной практик

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения задания

Эффективность организации работы подчинённых и контроля выполнения задания

Экспертное наблюдение за деятельностью во время учебной и производственной практик

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Соответствие выбранных методов самообразования профессиональным задачам

Экспертное наблюдение за деятельностью во время учебной и производственной практик

Ориентироваться в условиях частной смены технологий в профессиональной деятельности

Своевременность использования новых технологий в профессиональной деятельности

Экспертное наблюдение за деятельностью во время учебной и производственной практик

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

Применение профессиональных знаний в ходе участия в военно-полевых сборах

Экспертное наблюдение за деятельностью во время военных сборов и мероприятий, связанных с призывом на военную службу.

Использовать умения и знания базовых дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности

Правильность применения знаний базовых дисциплин федерального компонента

Экспертное наблюдение за деятельностью во время учебной и производственной практик

Использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности

Правильность применения знаний профильных дисциплин федерального компонента

Экспертное наблюдение за деятельностью во время учебной и производственной практик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностях служащих: выполнение малярных работ по профессии 13450 Маляр

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности профессионального образования 13450 Маляр в части освоения ос...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностях служащих: выполнение малярных работ по профессии 13450 Маляр

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности профессионального образования 13450 Маляр в части освоения ос...

Сборник тестовых заданий по профессиональному модулю «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» для студентов I курса специальности «Лечебное дело» ФГОС третьего поколения (II семестр)

Сборник тестовых заданий по профессиональному модулю «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» для студентов I курса специальности «Лечебное ...

Аннотация к рабочей программе профессионального модуля «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (для специальностей СПО)»

Аннотация к рабочей программе профессионального модуля «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (для специальностей СПО)»...

Рабочая программа профессионального модуля Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих 13321"Лаборант химического анализа" по специальности 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)

В рабочей программе профессионального модуля представлены тематический план и содержание ПМ для МДК 04.01. "Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования" на ...