Историческое наследие города – в сердцах лицеистов.
материал по теме

Гражданское воспитание - одна из приоритетных стратегических целей государственной образовательной политики. Ведь воспитание гражданина – это сложный длительный процесс, который охватывает основные этапы становления личности: от формирования общих представлений о Родине у обучающихся и до поиска гражданских идеалов и ценностей, накопления опыта позитивного гражданского поведения у подростков и далее к становлению гражданского мировоззрения юношества. Залогом стабильного развития государства является активная гражданская позиция и патриотизм его подданных. От активности молодежи в общественно-политической жизни будет зависеть темп продвижения общества по пути демократических преобразований. Авторы статьи делятся опытом патриотического  воспитания обучающихся в ГБОУ НПО ПТЭЛ №148.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-2.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Наталья Федоровна Лукашенко,

директор ГБОУ НПО ПТЭЛ № 148

Людмила Леонидовна Горская,

 преподаватель истории ГБОУ НПО ПТЭЛ № 148

Историческое наследие города – в сердцах лицеистов.

Гражданское воспитание - одна из приоритетных стратегических целей государственной образовательной политики. Ведь воспитание гражданина – это сложный длительный процесс, который охватывает основные этапы становления личности: от формирования общих представлений о Родине у школьников до поиска гражданских идеалов и ценностей, накопления опыта позитивного гражданского поведения у подростков и далее к становлению гражданского мировоззрения юношества. Залогом стабильного развития государства является активная гражданская позиция и патриотизм его подданных. От активности молодежи в общественно-политической жизни будет зависеть темп продвижения общества по пути демократических преобразований.

Поэтому развитие гражданственности школьников определяется преимущественно социальными и культурными ориентирами. И в этом отношении нам, петербуржцам, повезло необычайно, потому что именно наш город служит средоточием социально-культурных учреждений, комплексов, памятников архитектуры, которые, несмотря на свой возраст, продолжают сохранять и демонстрировать социальные, политические, исторические и другие ценности нашей национальной культуры. Наш город имеет мощный культурно-воспитательный потенциал, среди мировых мегаполисов Санкт-Петербург – уникальнейший по масштабу памятник, сохранившийся грандиозный музей под открытым небом, исторический центр в ожерелье пригородных ансамблей Петергофа, Ораниенбаума, Стрельны, Ропши, Царского Села, Гатчины и Павловска, обладает огромным бесценным кладом, который называется культурное наследие. Именно оно питает современную науку, образование, культуру. А главными наследниками и будущими носителями культурного наследия является молодежь, т.е. наши воспитанники.

Учитывая все вышеизложенное, нам, преподавателям лицея, стало понятно, что осмысление и освоение великого пространства под названием Санкт-Петербург необходимо проводить систематически. Поэтому была разработана и опробирована интегрированная учебно-экскурсионная программа под названием «Блистательный Санкт-Петербург», которая дала нашим педагогам возможность решать следующие учебно-воспитательные задачи:

  1.  Повышение у учащихся интереса к богатому историческому наследию Санкт-Петербурга и воспитание гордости и достоинства за то, что они – петербуржцы;
  2. Воспитание уважения и бережного отношения к историческому наследию СПб и желание сохранить его для будущих поколений;
  3. Расширение кругозора и эмоционально-чувственной сферы у учащихся и побуждения стремления к самостоятельному изучению культурного наследия нашего великого города;
  4. Активизация и развития знаний, полученных на уроках истории, литературы, географии.

Интегрированная программа представляет собой перечень тематических экскурсий по основным памятным местам и музеям нашего города и района. Тематика была подобрана в соответствии с учебными программами по истории, литературе, обществознанию, географии, ОБЖ в разделе «Военная история». Для каждой экскурсии указывается дата проведения, продолжительность по времени и форма проведения: пешеходная или автобусная экскурсии. Кстати, после приобретения лицеем собственного автобуса в 2011 году по программе Комитета по образованию «Автобус» эта часть программы стала для ребят еще доступнее, так как появилась возможность бесплатно съездить на выставку или в музей.

По данной программе наш лицей работает с 2003 года, и за это время целесообразная интеграция возможностей программы создала благоприятные условия нашему лицею для выхода на качественно новый уровень учебно-воспитательного процесса.

Сотни ребят, обучавшихся в лицее за это время, имели возможность увидеть и «почувствовать кожей», что наш город – один из прекраснейших в мире, великолепный синтез различных архитектурных стилей и направлений; в его судьбе сыграли огромную роль многие выдающиеся личности, деятели культуры и искусства. Своими впечатлениями от увиденного учащиеся с удовольствием делились с помощью групповых или индивидуальных отчетов в различных формах: рисунках, фотокомпозициях, эссе-впечатлениях, фотогазетах, слайд-шоу и презентациях. Лучшие из работ представлялись на выставках, ежегодно устраиваемых в лицее к памятным датам нашего города.

Вместе с ребятами мы организовываем и проводим викторины по теме «Наш любимый город», к которым учащиеся самостоятельно готовят интересные вопросы и задания.

Особенное место в нашей работе уделено военной теме, и это неслучайно: город-герой, город-труженик выстоял и победил блокаду, о чем свидетельствуют многочисленные городские и областные памятники победы. И лицей не остается в стороне, поддерживая многолетнее сотрудничество со стрельнинским филиалом организации «Дети блокады», активное участвует и поддерживает все мероприятия гражданско-патриотической направленности, которые проходят в районе и городе. Так, мы проводим уроки мужества, где выступают дети блокады и ветераны ВОВ, проводим совместные митинги и траурно-торжественные мероприятия к памятным датам в истории города и России у военных памятников и на мемориальных захоронениях нашего героического поселка. В своих выступлениях учащиеся произносят слова благодарности, уважения и гордости, читают военные стихи и исполняют песни военных лет. И каждый раз блокадники с удовлетворением и надеждой видят горящие глаза ребят, их проникновенные лица и правильный эмоциональный настрой, сопереживание всему происходящему. Лицеисты постоянно готовят для ветеранов поздравления и памятные подарки, праздничные концерты и сладкие угощения, приготовленные собственными руками, стараются окружить теплом и заботой всех жителей блокадного города и ветеранов войны, живущих на территории нашего МО; поздравительные плакаты в исполнении ребят украшают все социально значимые объекты в Стрельне, проводятся адресные поздравления инвалидам и участникам ВОВ.

Любовь к Родине проявляется в поступках и деятельности каждого человека. Ветераны доказали свою любовь в суровые годы войны, и искренне верят, что сегодняшнее поколение сможет проявить себя в стремлении служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Об этом же пишут ребята в своих отзывах и репортажах после проведенных мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект детской общественной организации города Новомосковска "ДОН" "Сердце России - Тульская земля"

Социальный проект "Серце России - Тульская земля" реализован в етской общественной организации города Новомосковска и представлен в финале Всероссийского конкурса "Лидер XXI века". Тема проекта "Внутр...

«Законы развития культуры. Культурные традиции и инновации. Культурное наследие и механизмы его передачи. Проблема сохранения культурного наследия»

Культура - (возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.В основн...

«Законы развития культуры. Культурные традиции и инновации. Культурное наследие и механизмы его передачи. Проблема сохранения культурного наследия»

Культура - (возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.В основн...

Посвящение в лицеисты

Визитная карточка класса...

Экскурсия по историческим местам города Лебедянь.

Сегодня экскурсию по памятным местам города Лебедянь для вас проведут студенты  24 группы. Экскурсия продлиться 1.5 часа...

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ЧАС «ИРКУТСК-ГОРОД МОЕГО СЕРДЦА» ДИКОВА ВЕРА ГАВРИЛОВНА

iexcl;Цели и задачи:¡Знакомство студентов с историей родного города в лицах.¡Развитие познавательных, коммуникативных компетенций.¡Воспитание патриотизма, любви к своему родному кра...

Инновационное внеурочное мероприятие «Сохранение объектов культурного наследия города Курска. Реконструкция. Реставрация. Ремонт».

В статье рассматривается  инновационное  внеурочное мероприятие - викторина.  Это внеурочное мероприятие является подготовкой  к ряду уроков по  профессиональному модулю...