Проект "Иркутск студенческий"
проект на тему

Дригуляк Елена Викторовна

Индивидуальная профориентация воспитанников Центра помощи детям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_irkutsk_studencheskiy.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫБОР ПРОФЕССИИ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ УЖЕ СЕГОДНЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОСОЗНАННОЙ НЕОБХОДИМОСТЬЮ И ИМЕННО ДЛЯ НИХ ПРОЕКТ РЕАЛИЗУЕТ МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО МЕРОПРИЯТИЙ И ВСТРЕЧ, ПОСВЯЩЕННЫХ РАЗНЫМ ВАЖНЫМ, НО НЕ ОЧЕНЬ МОДНЫМ СЕГОДНЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ.ЗНАКОМСТВО С УЧИЛИЩАМИ, ТЕХНИКУМАМИ, КОЛЛЕДЖАМИ НАХОДЯЩИМИСЯ В ГОРОДЕ ИРКУТСКЕ.

 ОСНОВА ПРОЕКТА – ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ И ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ! ЭТО ПРОЕКТ ПРОБЫ СЕБЯ.

ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ.

Иркутск - студенческий

Основная часть.

Аннотация (Резюме):

Каждый старшеклассник, думая о своем будущем, в первую очередь решает, какую профессию выбрать. И в этот особый период жизни подростков очень важно, чтобы  взрослые помогли овладеть навыками осознанного и самостоятельного выбора профессии. Проект дает эту  возможность, хотя многим представляется, что хороший результат реализации  профориентационного проекта – это выбор конкретной профессии, принятые решения. Другими словами, мы попытаемся дать участникам «не рыбу, а удочку».

Выбор профессии для старшеклассников уже сегодня  является осознанной необходимостью и именно для них проект реализует максимальное количество мероприятий и встреч, посвященных разным важным,  но не очень модным сегодня специальностям. Согласно статистике приобретая модные профессии, многие из выпускников не работают по специальности и потому они часто не удовлетворены своим выбором.

Это проект интеграции воспитанников во взрослую профессиональную жизнь города, способ получить максимум информации и знаний о профессиях и о себе в ней, это открытие  проф-пространства возможностей жизни и вариантов выбора пути.

Проект познакомит подростков с профессиями  которые воспитанники могут получить в городе Иркутске.

Проект профориентации «Иркутск - студенческий» содержит пять подпрограмм профориентации, некоторые из них будут вести профессионалы своего дела (предприниматели, фермеры и т.д.) одним словом наши  добровольные помощники (волонтеры):

  • Тренинги по профессиям
  • Психологические тренинги
  • Профориентация тестирование
  • Экскурсии в организации, компании
  • Встречи с профессионалами
  • Проект рассчитан до августа 2016 года
  • Участники проекта выпускники ЦПД  Свердловского  района г Иркутска.
  • Заключительным этапом проекта станет фотовыставка: «Я, выбираю профессию».

Введение:

ЦПД Свердловского района г. Иркутска,  реализуя  данный проект со своими социальными партнерами, своей  главной задачей  видит  оказание не только информационной поддержки воспитанников,  но и в одновременном комплексном решении ряда проблем молодежи в  выборе будущей профессии.

Особая роль в нашем  проекте отводится профессионалам в разных профессиях,  которые являются специалистами с большим опытом работы.

Социальными партнерами  в разработке  и его дальнейшей реализации проекта являются все заинтересованные стороны, такие как, образовательные учреждения города, отдел по делам молодежи,  центр занятости населения, средства массовой информации.

Кроме того, участие в проекте позволит участникам  принимать новые для себя роли, реализовывать качества (руководство, организация), которые до сих пор не задействовались в таком масштабе.

Постановка проблемы:

Проблема выбора пути встает перед молодыми людьми в тот момент, когда они еще не обладают жизненным опытом, более того находятся под воздействием  все возрастающего потока информации, сменой социального престижа многих профессий, колебаниями в оценке их значения.

Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картинку.

К 15-17 годам у большинства подростков складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. В этот период у ребят начинает активизироваться процесс профессионального самоопределения, у них проявляется личностный смысл выбора профессии, приобретается опыт соответствия общественно полезных целей той или иной профессии своим идеалам.  Именно поэтому целевой группой проекта выбрана эта категория ребят в возрасте от 15 – 17лет.

Престиж профессий очень изменчив. Как приспособится к изменяющимся условиям  и времени, найти смысл в конкретной профессии, несмотря на то что, казалось бы, профессия не престижна? Как адекватно оценить привлекательность и перспективы развития той или иной сферы деятельности в городе или в его окрестностях?

Ответить на эти и многие другие вопросы  ребятам поможет реализация данного проекта.

Проект поможет ребятам «связать» свою профессию с предрасположенностью к ней, руководствуясь результатами тестирования на предпочтение к профессиональной деятельности, рекомендациями психолога, опытом личностного знакомства с профессиями и мастерами своего дела. В этом возрасте  всегда нужно видеть конкретные примеры людей, достигших определенных успехов в родном городе, узнавать все новое, общаясь  с профи,

Участие в проекте это важнейший этап в жизни ребят, он нацелит их на ответственное отношение к собственной судьбе и к судьбе родных, подготовит к осознанному выбору профессии, а для партнеров проекта это не только реклама их деятельности, но и обеспечение будущими молодыми кадрами  их предприятий.

Целевая группа

Проект рассчитан на подростков и молодежь в возрасте от 15 – 17лет, только начинающих свой путь профессионального самоопределения.

Цель проекта:·

Формирование у подростков способности выбирать сферу профессиональной деятельности и направления продолжения образования, оптимально соответствующие личностным особенностям и запросам рынка труда города Иркутска и Иркутской области и как результат  создание системы действенной  профориентации в городе,  на основе  объединения активной части местного сообщества.

Задачи проекта:

  • изучить потребности рынка труда города и района  и профессиональные предпочтения подростков;
  • расширить представления участников проекта о современном «рынке профессий» в родном городе;
  • диагностика профессиональных интересов и склонностей участников;
  • организация профессиональных проб участников  через тренинги по профессиям для  самоопределения в выборе будущей профессии;
  • сформировать положительное отношение подростков к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии;
  • вдохновить подростков идеями для реализации личных способностей в поисках своей профессии;
  • сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми будущей профессией;
  • раскрытие личностных качеств и реализация  творческих способностей участников;
  • формирование круга комфортного общения подростков;
  • обеспечение сотрудничества с партнёрами по проекту, заинтересованными в успешном решении данной проблемы.

Актуальность проекта:

Актуальность продиктована самой жизнью, в сложившейся экономической ситуации значительные изменения претерпевает выбор профессии: на рынке труда появились новые и качественно изменились старые профессии. Возникло множество альтернативных учебных заведений. Процесс выбора профессии приобрел другую направленность.

Важность и обязательность профориентации подростков очевидна, в ней заинтересованы и воспитатели, мечтающие видеть своих детей успешными, состоявшимися людьми, и работодатели, желающие нанимать в качестве своих сотрудников образованных специалистов, мотивированных на успешную самореализацию в избранной сфере деятельности.

Каждый из нас знает, насколько важно найти свое место в жизни, заниматься делом, которое по душе, самоутвердиться. Мы часто задавались вопросами - многие ли из нас сделали выбор профессии осознанно? Многие ли из нас получив образование, продолжают работать по специальности? И как сегодня подростки принимают решение о выборе будущей профессии – рекомендация родителей, друзей, учителей или «мода» на определенные профессии? Как сделать правильный выбор? 

Данная проблема стояла перед молодыми всегда, но в настоящее время в связи с новыми социально-экономическими условиями и быстро изменяющимся рынком труда становится особенно актуальной. Молодёжь практически не владеет информацией о множестве новых профессий в районе, да и традиционные претерпевают изменения, что требует умения быстро перестроиться, мобилизоваться, чтобы оказаться нужным и востребованным.

Однако в 15-17 лет, т.е. когда остро стоит проблема выбора, молодые люди имеют  смутные представления о себе, они еще мало, в чем успели себя попробовать. Так же мало подростки знают и о разных специальностях, чаще всего их представления   поверхностные.

Вот так возникла идея помочь ребятам правильно сделать выбор профессии. И мы решили предоставить возможность подросткам  «ОБМЕРИТЬ СЕБЯ» (пройти тесты и принять участие в тренингах) и «ПРИМЕРИТЬ» ПРОФЕССИЮ НА СЕБЯ? Как пальто? – Вот как здорово! Ой, в этом мне неудобно! А это жмет, не повернутся! А в этом мне тесновато! Буду носить, это мой размер!  А здесь пуговицы не того цвета!!!

Социальное партнерство:

  • Представители ресурсного центра по профориентации молодёжи.
  • Представители и администрация Ремесленного училища.
  • Представители и администрация ПТУ №14 г. Иркутск.
  • Представители и администрация ООО Агентство «Русский праздник»
  • Представители и администрация Колледж культуры г. Иркутск.
  • Представители и администрация Института МВД.
  • Представители и администрация Аграрного техникума г. Иркутска.

Уникальность проекта.

Особенностью данного проекта является опережающая работа по освоению участниками  самого механизма принятия решения, освоения «поля возможностей и ответственности».

Отличительность  проекта в комплексном подходе к профориентации подростков, а именно –  в единовременной реализации  выше указанных пяти профориентационных подпрограмм, направленных на «примерку» профессии: от тестирования до  экскурсий на профессиональную «территорию».

Ожидаемые результаты:

  • Сформированные  у   участников проекта представления о рынке труда, профессиях востребованных в современных социально-экономических условиях и о развитии своей будущей карьеры.
  • Появление новых ценностных ориентаций и смыслов выбора профессии в родном городе.
  • Повышение популярности рабочих профессий и выбор участниками учебных заведений, подготавливающих востребованные профессии в городе.
  • Занятость подростков в летний период как результат укрепления сотрудничества между социальными институтами и организациями города  по  профориентации.
  • Создание инновационных моделей социального партнерства в проведении профориентационных мероприятий, направленных на социально-экономическую адаптацию ребят на рынке труда.
  • Снижение тревожности у подростков перед выбором профессии.
  • Повышение престижа  ЦПД Свердловского района, его  востребованности в местном сообществе.

Оценка эффективности проекта будет дана с помощью следующих методов:

  • Активность участия  в проекте  подростков – ежемесячный мониторинг
  • Результаты опросов и анкетирования участников и организаторов проекта.
  • Совместное обсуждение с партнерами проекта промежуточных и заключительных результатов проекта.
  • Представление в отчете сопроводительных материалов  (статистический анализ - до и после реализации; фотографии и видеофильм о реализации проекта).
  • Отзывы ребят об организованных тренингах, встречах и экскурсиях
  • Составление отчета Центральной районной библиотекой.
  • Опыт будет обобщен в рамках работы круглого стола и оформлении фотовыставки..

Общий срок проекта. 2016-2017 уч.год

Проект состоит из следующих этапов:

1.Подготовительный.

  • анализ регионального опыта по профориентации и литературы по данной проблеме;
  • разработка, обсуждение и корректировка тематики тренингов по профессиям, встреч  и экскурсий;
  • подготовка окончательных договоренностей между участниками и партнерами проекта;
  • закупка и  установка оборудования по проекту.

2.Основной этап.

  • реализация подпрограмм проекта через массовую работу  (согласно  плана);  
  • промежуточная диагностика реализации проекта через опросы, анкетирование, отзывы) и анализ результатов;
  • коррекция проекта по результатам диагностик.

3.Заключительный этап.

  • анализ результатов промежуточных и заключительных исследований - выводы о результативности проекта;
  • Оформление фотовыставки «Иркутск – студенческий».
  • распространение полученного опыта.

План реализации практико – ориентированного проекта

«Иркутск – студенческий»

№ п/п

Мероприятие

Направление

проекта

Место

проведения

Дата

Ответственные

1

«В мире профессий»

Встреча с представителями ресурсного центра

Профинформация

ЦПД

февраль

Филимонова Л.

психолог

2

«Выбор профессии  

Профдиагностика

ЦПД

февраль

Постная М.М

Соц.педагог.

3

Деловая игра

«Как устроится на работу?»

Профпросвещение

ЦПД

февраль

Ленёва.Г.В

воспитатель

4

«Старые и забытые профессии».

Воспитательское занятие

Профпросвещение

ЦПД

март

Дригуляк.Е.В.

воспитатель

5

Экскурсия в Ремесленное училище

Профпросвещение

Ремесленное училище

март

Степанова Л.В.

воспитатель

6

Мастер класс – по парикмахерскому делу

Профагитация

ЦПД

март

Суханова.Т.Д

Трофименко.Т.

воспитатели

7

Экскурсия в ПТУ №14

Профконсультация

ПТУ №14

апрель

Дригуляк Е.В.

воспитатель

8

Необычная профессия. Аниматор.

Сюжетно –ролевая игра

Профагитация

Агенство

«Русский праздник»

апрель

Ленёва.Г.В

воспитатель

9

Экскурсия в колледж  культуры

Профконсультация

Колледж

культуры

май

Уваровская Т.В.

Трофименко Т.А.

воспитатель

10

Знакомство с профессией кинолога.

Беседа – игра на базе МВД

Профагитация

МВД

май

Дригуляк Е.В

Суханова.Т.Д

Воспитатель.

11

Экскурсия в Аграрный техникум

Профконсультация

Аграрный техникум

май

Степанова Л.В.

воспитатель

12

Итоговое мероприятие.

Оформление Фотовыставки

ЦПД

июнь

Все воспитатели группы «Дружба»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный исследовательский проект Ильина Д. и преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны "Студенческая газета БМУ"

Информационный исследовательский проект студента 4 курса специальности "Хоровое дирижирование" Ильина Д. и преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексее...

3. Роль технологических условий и развивающего потенциала в развитии одаренности учащихся и студенческой молодежи.

Технологические условия развития одаренности: формы, методы, образовательные технологии в развитии одаренности личности. Развивающий потенциал олимпиад и конкурсов. Роль проектной, исследовательской д...

Положение об организации студенческого палаточного лагеря

Данным положением можно руководствоваться при организации летнего отдыха со старшими школьниками и студентами. Основная цель- воспитание лидера....

"Родная Земля" - сценарий выступления агитбригады "Студенческий лес"

Методическая разработка сценария для выступления агитбригады....

СТУДЕНЧЕСКИЙ КЛУБ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Студенческий клуб, являясь разновидностью социальной сис­темы, предполагает наличие определенной структуры, обусловлен­ное целью и взаимодействием людей на основе их духовных и предметных интересов и ...

Студенческая научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа "Студенческий картинг-клуб как решение проблем организации досуга и трудоустройства молодежи в небольшом городе"...

«Ступени роста:от студенческого творчества–к профессиональному мастерству–2020»:материалы заочной Всероссийской студенческой научно-практической конференции.Май 2020 г./Лискинский промышленно-транспортный техникум имениА.К.Лысенко.-Лиски, 2020

Ананин К.А., Завьялова С.В.Размышляя о войне. С. 160Веселов Д.А., Завьялова С.В. Молодежь и карьера. С. 179Ксюнов С.В., Завьялова С.В. Правильный выбор профессии - путь к успеху. С. 183Мигунова К.Р., ...