Организация работы группы при использовании активных методов обучения на практических занятиях
статья на тему

 Ковальчук Анна Константиновна

Суть темы исследования связана с целесообразностью использования активных методов обучения на лабороторно - практических занятияхв учебном процессе учреждений профессионального образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 37

Т.С. Томина

к.п.н., доцент

СПбГЭУ

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

А.К. Ковальчук

магистрант Института магистратуры

СПбГЭУ

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Организация работы группы при использовании активных методов обучения на практических занятиях

В современных условиях развития отечественного образования достаточно актуальной является проблема подготовки специалистов с творческим складом ума  развитыми навыками работы в команде, которые не только профессионально выполняют свои обязанности, но и находят нестандартные решения в различных ситуациях. Высшее образование направлено на формирование разных компетенций в конкретной предметной области, однако существует проблема недостаточного использования методов активного обучения в учебном процессе вуза. Исследование работ отечественных ученых-педагогов позволяет утверждать, что существует противоречие между объективными потребностями учреждений профессионального образования в педагогах, обладающих высоким уровнем профессиональной компетенции, и практикой обучения и методической подготовкой будущих педагогов,  ориентированной на освоение репродуктивных методов обучения. Таким образом, актуальность темы исследования связана с целесообразностью использования активных методов обучения на лабораторно-практических занятиях  в учебном процессе учреждений профессионального образования.

В отечественной педагогической науке активные методы обучения исследовали И.Г. Абрамова, Н.Л. Безбородова, Е.В. Бережнова, С.А. Бешенков, М.М. Бирштейн, А.А. Вербицкий, И.Ф. Исаев, И.Р. Калмыкова, В.В. Краевский, В.А. Сластенин, А.М. Смолкин, Т.П. Тимофеевский, А.В. Хуторской, Е.Н. Шиянов и др.

В настоящее время в образовании ведется исследование и внедрение новых методов обучения студентов, поэтому можно выделить несколько  важных и актуальных задач, стоящих перед преподавателями учреждений профессионального образования:

  • проведение обучения с использованием методов активного обучения, при котором студенты взаимодействуют не только с преподавателем, но и друг с другом, при этом активность студентов в процессе обучения достаточно высокая, что способствует лучшему усвоению учебного материала);
  • повышение познавательного интереса и познавательной активности студентов при изучении дисциплины (для чего в учебном процессе используют активные методы обучения);
  • приближение учебного процесса к практике повседневной жизни (формирование навыков коммуникации, социализация личности, адаптация к меняющимся условиям жизни, повышение стрессоустойчивости; формирование у студентов навыков работы в команде; обучение навыкам урегулирования конфликтов и т.д.);
  • вовлечение студентов в различные виды самостоятельной работы, стимулирование самообразования и саморазвития.

Целью каждого учреждения профессионального образования  является не только выпуск высококвалифицированных специалистов, но и их качественная подготовка к реальным условиям производственной среды. В процессе реформирования отечественного образования необходимо изучать реальную организацию различных форм обучения студентов, использование методов обучения, внедрять инновационные подходы в учебный процесс. При этом в процессе обучения следует развивать у студентов способность к творческой деятельности, развивать познавательную активность, креативное мышление; способствовать формированию умения адекватно оценивать свои силы и ситуацию в целом; владеть рефлексией;   развивать умение быстро адаптироваться к изменениям в практической деятельности. Приобретение таких умений и навыков, как правило, во многом зависит от методики обучения будущих специалистов.

Известно, что использование активных  методов обучения состоит в создании таких условий обучения, когда студент чувствует свою успешность, решает поставленную задачу, что делает эффективным сам процесс обучения. Такое интерактивное обучение -  это не только диалог, но и полилог, обучение, в процессе которого происходит взаимодействие студентов с преподавателем и между собой. Однако проблемой образовательного процесса все еще остается незаинтересованность некоторых преподавателей в интересном изложении учебного материала, использование активных методов в преподавании, поиск инновационных подходов в преподавании дисциплин.

Наиболее эффективными видами проведения практических занятий являются практические занятия инновационного типа - дискуссии, тренинги, мастер-классы, игровые ситуации, деловые и ролевые игры, творческие и проектные задания (научные исследования, эссе, сase-study (анализ конкретных ситуаций).

Помимо владения профессиональными умениями и навыками, будущий специалист должен обладать хорошей стрессоустойчивостью, коммуникабельностью, уметь решать любые сложные задачи в своей сфере, уметь работать в команде. Умение работать в команде хорошо развивается в процессе обучения в вузе при использовании в учебном процессе активных методов обучения. С методической точки зрения наиболее результативным на практических занятиях является групповая работа. Такая совместная групповая деятельность способствует мотивации обучения, обеспечивает положительный психологический микроклимат на занятии, повышает учебную активность студентов, развивает их логическое, критическое и творческое мышление, учит выслушивать мнение других и высказывать свою точку зрения по решению учебной задачи. Члены группы учатся вместе общаться, выделяют лидера, взаимодействуют, совершенствуют коммуникативные умения, учатся преодолевать недоразумения. Важно, что сотрудничество и общение направлено на решение конкретных учебных задач, каждый член группы может высказать свое суждение, привести аргументы в защиту  своего мнения, своей позиции, проявить инициативу и разделить ответственность.

Нам представляется целесообразным при организации групповой работы на лабораторно-практических занятиях соблюдать следующие условия:

  • при формировании группы учитывать совместимость студентов, дружеские отношения, конкуренцию или конфронтацию. Это поможет создать в группе положительный психологический микроклимат, позволит студентам согласовывать свои действия;
  • уровень знаний студентов должен быть разным, поскольку разная подготовка позволит использовать методы активного обучения с максимальной результативностью;
  • задачи, поставленные перед группой, должны быть актуальны и иметь практическую направленность;
  • необходимо координировать работу лидера, чтобы избежать психологического давления на студентов; при агрессивном указании лидера каждому студенту на то, что и как ему предстоит делать, могут возникнуть обида, негодование и нежелание выполнять указания;
  • при организации групповой дискуссии необходимо учить студентов грамотно использовать технику аргументации и контраргументации, не допускать перехода дискуссии в хаотичный разговор;
  • при возникновении конфликта или нарушении правил взаимодействия при выполнении конкретной учебной задачи для урегулирования ситуации можно использовать обращение к независимой стороне (преподавателю, эксперту, представителю другой группы).

Важной составляющей при организации групповой работы для преподавателя является рефлексия. Именно рефлексия позволяет выявить положительные моменты занятия, отметить недостатки, помогает совершенствовать учебный процесс. Необходимо развивать навыки рефлексии и у студентов. Это очень удобно делать при использовании активных методов обучения, например, при использовании методов мозгового штурма или деловой игры, анализа конкретных ситуаций или групповом тренинге, главной целью которых может быть проверка и оценка уровня подготовки студентов по дисциплине. Рефлексия помогает студентам совершенствовать себя, свои умения и навыки, способы деятельности.

Организация групповой работы - это важная часть  учебного процесса, направленного на достижение поставленных целей. Использование активных методов обучения позволяет сделать практические занятия более продуктивными, поскольку студенты включены в активное обучение, атмосфера на занятии положительная, доброжелательная, что способствует свободному изложению собственного мнения студентами, поиску правильного решения проблемы. Современное образование призвано выполнить социальный заказ общества по подготовке специалистов нового уровня, обладающих навыками группового взаимодействия, работы в команде.

Самое главное, образование должно стать интересным и эффективным процессом, способствующим, в первую очередь, личностному и профессионально росту будущего специалиста.

© Т.С. Томина, А.К. Ковальчук, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПО.

Использование активных методов обучения естествознанию в рамках образовательной деятельности СПО. Правильный подход к совершенствованию методов и средств обучения следует строить на научной основ...

Эффективность использования интерактивных методов обучения на практических занятиях по дисциплине ОП.04 Основы геодезии.

При выполнении практических занятий студенты работают в малых группах ( звеньях по 4-5 человек).Работа в малых группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем студентам во...

Использование активных методов обучения при конструировании учебного занятия

С статье приводятся примеры использования активных методов обучения при конструировании учебного занятия...

Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50

В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...

РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...

Методическое пособие «Методика проведения инновационных уроков профессионального обучения с использованием активных методов обучения».

Методическое  пособие по применению активных методов обучения (АМО) в процессе инновационного обучения для педагогов образовательных организаций....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛАТИНСКОМУ ЯЗЫКУ

Статья рассматривает инновационные технологии обучения студентов, которые дают наиболее выраженный эффект и коэффициент усвоения нового материала студентами, а также формирует профессиональные навыки....