УЧАСТИЕ В РАБОТЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
материал

Мухтарулина Анна Корнеевна

Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации. Результатом данной работы являются выступления с докладами, сообщениями, презентациями на ПМК, методических советах, педагогических советах, НПК.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ПРОФЕССИИ «ПОВАР» ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Мухтарулина А.К., преподаватель  специальных дисциплин Каменский филиал ГАПОУ РБ «Политехнический техникум»

Аннотация: В докладе представлена информация по опыту применения современных технологий на уроках специальных дисциплин по профессии «Повар» для лиц с ОВЗ.

Ключевые слова:  технологии обучения, методы обучения, индивидуальный подход, интеллектуальные нарушения.

«Скажи мне и я забуду. 

Покажи мне и я запомню.

Вовлеки меня и я научусь».

                                                                                                                                    Конфуций

Возможность получения образования, независимо от ограничений возможностей здоровья, законодательно закреплено в Законе "Об образовании в РФ".

Задачи профессионального обучения лиц с ОВЗ определяются общими принципами педагогики: подготовка к активной общественно - полезной жизни, приобретение профессиональных навыков и общего развития.

Наша задача - подготовить выпускника по профессии «Повар»,  одной из наиболее востребованных профессий на рынке труда.

Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ, поскольку задаются спецификой интеллектуального нарушения и определяют особую логику построения учебного процесса.

Не менее важным является – эмоциональное состояние обучающегося и именно эмпатические подходы доминируют и определяют успешность каждого в усвоении знаний, умений, приемов на каждом конкретном уроке. Работа с ними состоит не в приспособлении целей и содержания преподаваемого предмета к отдельному обучающемуся, а в применении форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям, характеру обучающихся для достижения необходимого уровня знаний, умений, профессионализма в целом.

Поэтому на протяжении всей работы с данной категорией лиц, мною ведется  поиск наиболее эффективных технологий обучения. Чтобы заинтересовать обучающихся, сделать обучение осознанным, использую в своей работе нестандартные подходы, новые инновационные технологии.

Настроение обучающихся, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.

Из опыта работы с данной категорией обучающихся сложилась определенная методика обучения:

- учебный материал дается на уроке малыми порциями, и обязательно подкрепляется примерами из жизни;

- как можно чаще использовать наглядную информацию: альбомы, плакаты, схемы, рисунки, технологические карты;

- обучение идет от простого к сложному;

- сложные операции разбивать на простые с использованием пошаговых технологий;

- объем заданий выдавать индивидуально, в зависимости от возможностей;

- использовать систему поощрения при достижении положительного результата;

- управлять учебным процессом так, чтобы они работали самостоятельно, умели находить ошибки и исправлять их

- связь теории с практикой, решение проблемных и тестовых заданий;

- применение игровых технологий.

Каждый урок начинается с организационного момента – приветствие, проверки отсутствующих, создании психологического настроя. Стараюсь, чтобы тему урока обучающиеся назвали сами, для этого использую загадки, фрагменты видеофильмов.

Совершенствуя методику работы, использую видеоинтерактивный метод, когда на показ без аудио-сопровождения учебного видеоролика обучающиеся быстро реагируют комментариями и ответами, закрепляя для себя учебный материал, при необходимости используется фиксация изображения.

По моему мнению, данный метод наиболее эффективен по сравнению с простым показом учебного фильма. При этом методе по ходу видеоряда с помощью наводящих вопросов  можно организовать опрос, обучающиеся определяют вид работы, технологический процесс, предугадывают последующую операцию, материал, инструмент и т.д. Преподаватель оценивает и корректирует ответы.

Видеоинтерактивный метод кажется простым, но именно при его использовании активизируется и развивается память, мышление, реакция, вырабатывается навык высказывать свои мысли, что для обучающихся с ОВЗ приобретает, чуть ли не первостепенное значение и важность. У них развиваются вербальные, интуитивные способности, улучшается контактность, коммуникабельность, необходимые в их дальнейшей социализации.

В течение нескольких лет использую на уроках упражнения системы ТРИЗ – это инновационная технология - теория решения изобретательских задач, автором является Г.С. Альтшуллер, такие  задания позволяют всем обучающимся включиться в работу группы, лучше усваивать теоретический материал и применять его на практических занятиях.

Например, использую такие приемы:

Прием «Соответствие».  Информацию в картинках удобно применять для обучающихся, которые плохо читают,  или очень слабые обучающиеся, текстовый материал предлагается для всех остальных.

Прием - игра  «Лови ошибку» преподаватель (обучающийся) специально делает ошибки  на технологической карте, схеме, наглядном пособие, а обучающиеся их исправляют. Причем ошибки не осуждаются, а устраняются опытным путем.

Игра «Словарное лото»: На доске написаны с одной стороны слова, на другой – значения. Соединить стрелками слова и значение. Какая команда сделает быстрее.                  

    Предлагаемый подход помогает создать для себя на уроке «ситуацию успеха», благодаря подбору различных упражнений.

Применяя на уроках технологию проблемного обучения, выдвигаю перед обучающимися проблему, которая будет интересна и значима для каждого. Например, профессиональная ситуация: «Мы варили суп-суп, из перловых круп-круп, получилась каша – То-то горе наше!»  Предлагаю определить проблему, причины возникновения проблемы, способы предотвращения и способы решения данной проблемы.

Очень хорошо зарекомендовала себя технология интерактивного обучения (в группах по 2-3 человека) – примерами работы в мини - группах может быть взаимопроверка проделанной работы с выставлением оценки и ее комментарием, выполнение задания с последующей защитой работы. Работа в мини-группах способствует формированию навыков общения, совместного поиска решения задач.

Использование инновационных технологий отвечает современным требованиям при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям обучающиеся овладевают приемами учебной деятельности, умением самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в современном информационном пространстве. Именно это и формирует «компетенции».

      Список литературы:

1. Альтшуллер Г.С.  Теория решения изобретательских задач как основа развития творческого мышления учащихся//Новые ценности образования. - М., 2003, № 1 (12)

2. Гин А.А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя, 8-е изд, Москва – 2007.

3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения, Москва 1998г

4.  Шишкова М.И. Современный подход к проведению урока в коррекционной школе //  Коррекционная педагогика. – 2007. – № 6


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ПРОФЕССИИ «ПОВАР» ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Мухтарулина А.К., преподаватель специальных дисциплин Каменский филиал ГАПОУ РБ «Политехнический техникум»

Слайд 2

«Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Вовлеки меня и я научусь». Конфуций Возможность получения образования, независимо от ограничений возможностей здоровья, законодательно закреплено в Законе "Об образовании в РФ". Задача формирования готовности обучающихся к самореализации и развитию творческих способностей является актуальной, с каждым годом повышаются требования к выпускникам профессионального образования с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями. Необходимо уметь работать с большим объемом информации, анализировать собственную деятельность, быть ответственным и коммуникабельным, логически мыслить, самостоятельно решать возникающие проблемы в жизни и труде.

Слайд 3

Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ, поскольку задаются спецификой интеллектуального нарушения и определяют особую логику построения учебного процесса. Образовательная деятельность в подобных группах имеет свою методику и подходы. Не менее важным является – эмоциональное состояние обучающегося и именно эмпатические подходы доминируют и определяют успешность каждого в усвоении знаний, умений, приемов на каждом конкретном уроке.

Слайд 4

Уроки в данных группах имеют гибкую структуру, формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий. Настроение обучающихся, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.

Слайд 5

Методика обучения учебный материал дается на уроке малыми порциями, и обязательно подкрепляется примерами из жизни; как можно чаще использовать наглядную информацию: альбомы, плакаты, схемы, рисунки, технологические карты; обучение идет от простого к сложному; сложные операции разбивать на простые с использованием пошаговых технологий; объем заданий выдавать индивидуально, в зависимости от возможностей; использовать систему поощрения при достижении положительного результата; управлять учебным процессом так, чтобы они работали самостоятельно, умели находить ошибки и справлять их связь теории с практикой, решение проблемных и тестовых заданий; применение игровых технологий.

Слайд 6

Технологии обучения Видеоинтерактивный метод (показ без аудио-сопровождения учебного видеоролика )

Слайд 7

I вариант: Заполнить таблицу № п / п Этапы обработки Вид операции (что делают?) Рисунок обработки Оборудование, инвентарь, инструменты, посуда, принадлежности, используемые при выполнении обработки рыбы Рисунок оборудования, инвентаря, инструментов, посуды, принадлежностей используемые при выполнении обработки рыбы Скребком или ножом с маркировкой «РС» удаляют чешую от хвоста к голове II вариант: Заполнить таблицу № п / п Этапы обработки Вид операции (что делают?) Оборудование, инвентарь, инструменты, посуда, принадлежности, используемые при выполнении обработки рыбы 1 2 3 4 5 6 7 Упражнения системы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Прием «Соответствие» ( Информацию в картинках удобно применять для обучающихся, которые плохо читают, или очень слабые обучающиеся, текстовый материал предлагается для всех остальных.)

Слайд 8

Прием – игра «Лови ошибку» (Преподаватель (обучающийся) специально делает ошибки на технологической карте, схеме, наглядном пособие, а обучающиеся их исправляют Отсутствует поварской колпак Украшение на шее В карманах посторонние предметы Рукава по длине не соответствуют стандарту Обувь должна быть закрытой На запястье руки браслет

Слайд 9

Прием – игра «Словарное лото» (На доске написаны с одной стороны слова, на другой – значения. Соединить стрелками слова и значение. Какая команда сделает быстрее) Пассеровка Бланширование Шинкование Обвалка Сырье Полуфабрика т Отделение мяса от костей Нарезка на мелкие и узкие кусочки Обжаривание овощей в масле на медленном огне Кратковременная обработка продукта кипятком или паром Продукт, прошедший кулинарную обработку, без доведения до готовности Продукты для кулинарной обработки

Слайд 10

Технология проблемного обучения Профессиональная ситуация: «Мы варили суп-суп, из перловых круп-круп, получилась каша – То-то горе наше!» В чем проблема? Как можно предотвратить? Как можно решить проблему?

Слайд 11

Технология интерактивного обучения (в группах по 2-3 чел) Взаимопроверка проделанной работы с выставлением оценки и ее комментарием Выполнение задания с последующей защитой работы .

Слайд 12

Использование инновационных технологий отвечает современным требованиям при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям обучающиеся овладевают приемами учебной деятельности, умением самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в современном информационном пространстве. Именно это и формирует «компетенции».

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в работе методических объединений (цикловых комиссий)

ПЛАН-ОТЧЕТ Предметно цикловой комиссии «строительного профиля» ГАПОУ РБ «Техникум строительства и городского хозяйства» на  2016-2017 учебный год....

3.9. Участие в работе методических объединений педагогических работников

Уровень ОО. Участвую постоянно в методобъединении техникума. Обсуждаем как проводятся открытые уроки, внеклассные мероприятия, как составлены учебные программы и т.д. К примеру, предлагаю авторск...

Аттестация: 4. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах, чемпионатах

1. Копии приказов об участии педагогического работника в составе организационного комитета, жюри профессиональных конкурсов, чемпионатов (справка о методической работе)2. Копии грамот, дипло...