Статья «Наставничество в профессиональном образовании, как повышение качества образования»
статья

Рассоха Елена Васильевна

Профессия преподавателя не позволяет стоять на месте, она требует постоянного роста, поэтому, впереди еще много интересного и нового.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rassoha_e.v.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему «Наставничество в профессиональном образовании, как повышение качества образования»

Профессиональный рост – это уверенность в своём будущем, гарантия от слишком быстрого профессионального выгорания.

Вот несколько форм организации профессионального роста современного преподавателя:

1. повышение квалификации;

2. чтение популярных образовательных сайтов и педагогических журналов;

3. посещение уроков своих коллег;

4. регистрация в профессиональных сообществах;

5. участие в педагогических конференциях, вебинарах, конкурсах и т.д.

Также повысить свой профессионализм, более полно развить личность, поможет целевая модель наставничества, с которой нам предстоит сегодня познакомиться. Данная модель разработана в рамках реализации федеральных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Молодые профессионалы», которые включены в нацпроект «Образование». Целевая модель призвана регулировать отношения, связанные с функционированием и развитием программ наставничества.

Роль наставника в отношениях

  • с одаренными детьми: тьютор, ментор, руководитель.
  • с командами, проектными/рабочими группами: тьютор, координатор, модератор.
  • с молодыми специалистами: куратор, помощник, эксперт.

Форма наставничества – это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией.

Разработчиками программы выделено для общеобразовательных организаций 4 формы наставничества, это:

«ученик – ученик»

«учитель – учитель»

«студент – ученик»

«работодатель – ученик»

Мы рассмотрим сущность нескольких них постараемся разобраться.

Студент – ученик

Взаимодействие обучающегося (обучающихся) общеобразовательной организации (ученик) и обучающегося профессиональной образовательной организации… помогает ему спрофессиональным и личностным самоопределением и способствует ценностному и личностномунаполнению, а также коррекции образовательной траектории.

Цель - успешное формирование у ученика представлений о следующей ступени образования, улучшение образовательных результатов и мотивации, расширение метакомпетенций, а такжепоявление ресурсов для осознанного выбора будущей личностной, образовательной ипрофессиональной траекторий развития.

Задачи взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в определении личных образовательных перспектив, осознании своего образовательного и личностного потенциал

Результатом правильной организации работы наставников будет повышение уровня мотивированности и осознанности обучающихся среднего и старшего подросткового возраста.

Студент – ученик

Результат

• повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри образовательной организации;

• увеличение числа обучающихся, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к сообществу благодарных выпускников;

• увеличение числа обучающихся, поступающих на охваченные программой наставничества направления подготовки.

Наставник. Ответственный, социально активный студент с выраженной гражданской и ценностной позицией, мотивированный к самосовершенствованию и преобразованию окружающей среды…

Наставляемый: Активный, пассивный…

Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности. Возможна интеграция в классные часы, участие в конкурсах и олимпиадах, создание совместных проектных работ.

        Работодатель – ученик

Взаимодействие обучающегося старших классов средней школы (ученик) и представителя регионального предприятия (организации) (профессионала), при котором наставник активизирует профессиональный и личностный потенциал наставляемого, усиливает его мотивацию к учебе и самореализации.

термин «работодатель» в широком смысле: взрослый человек, имеющий богатый личный или профессиональный опыт, сотрудник предприятия или организации, который может как иметь цель привлечь новых молодых сотрудников на свое предприятие (организацию), так и осуществлять деятельность в рамках программы наставничества с целью передачи личного опыта, поддержки наставляемого и обоюдного развития навыков.

Цель: успешное формирование у обучающихся осознанного подхода к реализации личностного потенциала, рост числа заинтересованных в развитии собственных талантов и навыков обучающихся.

Результатом правильной организации работы наставников будет повышение уровня мотивированности и осознанности.

• повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона образовательной организации;

• численный рост кружков по интересам, а также внеурочных мероприятий по профессиональной подготовке;

• увеличение процента обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия;

• численный рост успешно реализованных и представленных результатов проектной деятельности (совместно с наставником);

• увеличение числа обучающихся, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к сообществу благодарных выпускников;

• увеличение числа обучающихся, поступающих на охваченные программой наставничества направления подготовки;

• численный рост планирующих трудоустройство на региональных предприятиях выпускников.

Работодатель – ученик

Вариации ролевых моделей внутри формы "работодатель - ученик" могут различаться в зависимости от потребностей самого наставляемого, особенностей образовательной организации и ресурсов наставника.

• взаимодействие "активный профессионал - равнодушный потребитель", мотивационная и ценностная поддержка с развитием коммуникативных, творческих, лидерских навыков, стимулирование идей саморазвития, осознанного выбора образовательной и карьерной траектории;

• взаимодействие «коллега - молодой коллега» - совместная работа по развитию творческого, предпринимательского или социального проекта, в процессе которой наставляемый делится свежим видением и креативными идеями, которые могут оказать существенную поддержку наставнику, а сам наставник выполняет роль организатора и куратора;

• взаимодействие «работодатель - будущий сотрудник» - профессиональная поддержка, направленная на развитие определенных навыков и компетенций, необходимых для будущего трудоустройства.

Итак, в формах разобрались. Какие же функции накладываются наобразовательную организацию?

- внедрение целевой модели;

- реализация программ наставничества, привлечение, обучение, контроль за

деятельностью наставников;

-назначение кураторов;

- осуществление персонифицированного учёта обучающихся, молодых специалистов, педагогов, которые участвуют в программах.

Профессия преподавателя не позволяет стоять на месте, она требует постоянного роста, поэтому, впереди еще много интересного и нового.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

9. Профессиональные достижения в повышении качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания (в межаттестационный период)

Грамоты, благодарственные письма, сертификаты, подтверждающие профессиональные достижения в повышении качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания (в межаттестационный период)...

3.10.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования.

Блок 3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образованияПоказатель 10. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования...

2.6.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования

2.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования 6.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельст...

3. 10.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования

3.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования10.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующи...

3.14 Награды, поощрение органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования

Благодарность Министрества образования и науки Республики Тыва за реализацию государственной политики в области добровольчества среди обучающихся и студентов учреждений среднего профессионального обра...

2.6.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования

6.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования (муниципального и регионального уровня ...

Профессиональные достижения в повышении качества, образования, совершенствование и воспитания (межаттестационный период) 2019-2024 год

Профессиональные достижения отражают сертификаты, благодарственные письма, грамоты, дипломы....