Кто я: наставник? Тьютор? Бадди? Ментор? Куратор?
материал

Сурилова Нина Геннадиевна

Наставничество — древнейший институт человеческих взаимоотношений

Философы Платон и Жан-Жак Руссо отмечали, что взаимодействие наставника и ученика представляет собой сложное искусство общения в равном положении. Считается, что феномен наставничества появился благодаря групповой деятельности древних людей.

Во все времена ученые и философы размышляли о роли и задачах наставника, учителя, педагога в воспитательном процессе. Например, чешский педагог и просветитель XVII в. Я.А. Коменский считал, что личность наставника — основа для профессионального и нравственного воспитания.

imageСекретов у меня, как таковых нет! Единственное, на что опираюсь в своей работе –

-мотивация профессионального роста и дальнейшего профессионального совершенствования и мастеров производственного обучения и студентов, выпускников;

-связь с выпускниками, совместные классные часы, встречи с новаторами производства и наставниками на производстве;

-организация и проведение профориентационного мероприятия, посвященного Году русской культуры «Пир горой- 2021»

-организация и проведение работы Творческой студии «Блины, блинцы, блиночки-2022!»

image-организация и проведение мастер-классов с моим

наставляемым (в 2022-2023 курирую работу Гармаш Татьяны Александровны), с которой провели внутритехникумовские мероприятия: «Современные тенденции приготовления и оформления паштетов», «Приготовление молочных коктейлей» в программе «Вкусный выбор»;

-занимаюсь самообразованием, публикую материалы на «Сокровищнице», на сайтах «Мультиурок», «Инфоурок», «Видеоуроки.нет», «Знанио»;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья, размышление.423.65 КБ

Предварительный просмотр:

Кто я: наставник? Тьютор? Бадди? Ментор? Куратор?

Девиз наставника: «Я знаю, я умею, я научу»

Мой девиз: Делай со мной, делай как я, делай лучше меня!

Вопросы обучения и наставничества являются вопросами будущего, заявил президент России Владимир Путин на открытии Года педагога и наставника. Он подчеркнул, что система образования в стране должна быть суверенной.

«Учителя России воспитали достойных учеников, защитников Отечества. Своим примером вы научили их отличать подлость от правды, предательство – от честности и справедливости, привили им по-настоящему великое, определяющее всю нашу жизнь чувство глубокой, искренней любви к Родине», – добавил глава государства.

«Самая главная идея Года педагога и наставника – чтобы талант и творчество, а также усилия [учителей и преподавателей] не прошли даром, чтобы человек, у которого очень много опыта, мог поделиться им со своими молодыми учениками и коллегами. Тем опытом, который был накоплен годами», – рассказала Чебакова.

Образовательная программа «Наставничество» - проект, реализуемый АНО «Россия – страна возможностей» совместно с клубом Лидеров «Эльбрус» с 2018 года. Программа реализуется с целью поддержки проектов и инициатив, создающих возможности для личностной и профессиональной самореализации людей в различных сферах деятельности.

Наставничество — древнейший институт человеческих взаимоотношений

Философы Платон и Жан-Жак Руссо отмечали, что взаимодействие наставника и ученика представляет собой сложное искусство общения в равном положении. Считается, что феномен наставничества появился благодаря групповой деятельности древних людей.

Во все времена ученые и философы размышляли о роли и задачах наставника, учителя, педагога в воспитательном процессе. Например, чешский педагог и просветитель XVII в. Я.А. Коменский считал, что личность наставника — основа для профессионального и нравственного воспитания.

Для российской педагогики проблема наставничества всегда оставалась предметом особого внимания. Например, в XIX в. о наставничестве размышлял К.Д. Ушинский. Основоположник отечественной педагогики подчеркивал, что существует прямая зависимость профессиональной адаптации личности от уровня педагогического мастерства и знаний наставника.

Наставничество в России было широко распространено в 50-е годы Х1Х столетия при фабрично-заводских училищах, на производстве.

Цивилизационное развитие влияло на жизнь людей. Условия постоянно менялись, появлялись новые профессии, для освоения которых требовались особые навыки. Ремесленники брали на попечение молодых людей. Подмастерья помогали создавать продукт и параллельно осваивали ту или иную профессию или ремесло.

Наставничество в современном понимании рассматривается как процесс, в котором происходит обучение новичка профессиональным навыкам.

Современные наставники уже не просто обучают — они помогают раскрывать потенциал человека, определять его сильные и слабые стороны и указывать направление для развития.

Форма взаимодействия подразумевает организацию работы наставника и наставляемого в определенной ролевой ситуации – например, ученик-лидер мотивирует и помогает развивать личностные качества пассивному ученику.

Групповое наставничество может реализовываться как взаимодействие одного наставника и группы обучающихся со сходными образовательными потребностями.

Индивидуальное или традиционное наставничество практикуется, как правило, с обучающимися в сложных жизненных ситуациях и другими наставляемыми, которым нужен именно персональный подход. В нашей профессии наставничество может быть от одного часа, месяца до года: во время поданный совет, мастер-класс, семинар-практикум или наставничество - в течение учебного года.

Я, Сурилова Нина Геннадиевна, 1951 года рождения. Донецкий техникум общественного питания закончила в 1986 году, по образованию техник-технолог. Работаю в системе СПО с года, мастером производственного обучения с года. Тарифный разряд-12. Педагогическое звание – «Мастер производственного обучения 1 категории».

В «Донецком техникуме пищевой и перерабатывающей промышленности» работаю 2,5 года (после реорганизации ДПТУТРС в 2020 году, где отработала 38 лет).

В профессию пришла не случайно. Моя мама, Романцова Валентина Семеновна готовила вкусно, все соседки часто приходили к ней за рецептами.

В далеком 1982 году пришла в Техническое училище №8 на работу учебным секретарем. Баун Валентина Николаевна, директор училища настояла, чтобы я пошла учиться в Донецкий техникум общественного питания (который окончила, получив диплом с отличием) без отрыва от производства. В том же году была переведена мастером производственного обучения групп поваров. Моими первыми наставниками были мастера производственного обучения Прилепская В.И., Мироненко Л.И., Назарова Н.Ф. Коляцкая А.И. о которых вспоминаю с благодарностью!

В 2005 и 2012 году мне предложили курировать молодых мастеров, которые прибыли к нам с Комсомольского индустриально-педагогического техникума: Малиновский А.М., Фадеев Андрей. С 2015 по 2017 год была руководителем Школы молодого мастера. Под моим руководством становились мастерами Задорожная В.В., Моисеенко Е.В., Залуцкая В.А.Залуцкая Вита Анатольевна, моя выпускница после окончания Докучаевского техникума получила высшее образование в ДонНУЭТе им. М.Туган-Барановского.

Много положительного опыта получила при работе с старшим преподавателем Носовской Верой Николаевной, с которой получила неоценимый опыт участия в студенческих научно-практических конференциях Ступени роста в 2016, 2017, 2018 годах.

На протяжении всего периода работы в ДПТУТРС – образцом энергетики, инициативности, педагогического энтузиазма была и есть наш старший преподаватель спец дисциплин Прилепская Алла Владимировна, у которой часто присутствую на уроках МДК.01,02,03,04. Совместно проводим семинары-практикумы, открытые уроки, мастер-классы. Совместно с нею участвуем в студенческих научно-практических конференциях «Ступени роста»: Лазарец Илья-2020, Демин Андрей- 2021, Муравка Татьяна-2022, Муравка Татьяна, Головей Вадим-2023!

Секретов у меня, как таковых нет! Единственное, на что опираюсь в своей работе –

-мотивация профессионального роста и дальнейшего профессионального совершенствования и мастеров производственного обучения и студентов, выпускников;

-связь с выпускниками, совместные классные часы, встречи с новаторами производства и наставниками на производстве;

-организация и проведение профориентационного мероприятия, посвященного Году русской культуры «Пир горой- 2021»

-организация и проведение работы Творческой студии «Блины, блинцы, блиночки-2022!»

-организация и проведение мастер-классов с моим

наставляемым (в 2022-2023 курирую работу Гармаш Татьяны Александровны), с которой провели внутритехникумовские мероприятия: «Современные тенденции приготовления и оформления паштетов», «Приготовление молочных коктейлей» в программе «Вкусный выбор»;

-занимаюсь самообразованием, публикую материалы на «Сокровищнице», на сайтах «Мультиурок», «Инфоурок», «Видеоуроки.нет», «Знанио»;

-обучаюсь на курсах повышения квалификации.

Считаю, что в своей работе, опираясь на опыт своих наставников, получая образование на курсах, институт наставничества испытывает некий возврат, возрождение своих лучших традиций, новое прочтение схем подготовки будущих специалистов: учусь, обучая! Поэтому для меня немецкая поговорка: Mach mit, Mach’s nach, Mach’s besser – делай со мной, делай как я, делай лучше меня! – стала девизом!»

Кроме того, всегда ориентируюсь и использую крылатые выражения Прилепской А.А.: