Насилие над ребенком
методическая разработка по теме

Проблемы в семье, в школе, разрешение конфлитных ситуаций

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon belova_potapkina_tezisy.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ   ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ  № 20»

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

«ЗАЩИТА  РЕБЕНКА  ОТ  НАСИЛИЯ  В  СЕМЬЕ»

Выполнили:                                                          Н.А. Белова

                                                                О.И. Потапкина

г.Омск, 2

ЗАЩИТА  РЕБЕНКА  ОТ  НАСИЛИЯ  В  СЕМЬЕ

Вопросы социальной защиты несовершеннолетних детей в последнее время стали приоритетными для большинства стран мира. Поэтому не случайно Генеральная Ассамблея ООН с 2001 по 2010 год провозгласила международным десятилетием культуры ненасилия и мира в интересах детей планеты. 2010 год – Европейский год защиты детей от жестокого обращения и насилия.

В настоящее время в России, как и во всем мире, насилие в семье стало одной из наиболее распространенных и социально опасных форм агрессии, острой и трудно разрешаемой социальной проблемой. Существует мнение, что причина современной демографической катастрофы, перед угрозой которой оказалась сегодня Россия, не только в низкой рождаемости, но и в высоком уровне внутреннего бытового насилия. Ряд специалистов, изучающих данную проблему, высказываются о том, что Российская семья конца ХХ столетия – самая агрессивная в истории России.

С начала 90-х годов Россия ежегодно теряла в среднем около миллиона несовершеннолетних. В 1992-м году в нашей стране было около 45 миллионов детей. Сейчас порядка 29 миллионов. Специалисты говорят, что одна из главных причин – жестокое обращение с ребенком в семье.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в Европейском регионе в результате насилия в семье ежедневно погибают четверо детей в возрасте до 14 лет – это составляет более 1300 жизней в год. Именно поэтому дети не доживали до совершеннолетия. Нарушений прав ребенка в семьях и физические наказания становятся все более распространенными. Если в 2002 г. зарегистрировано около 100 тысяч несовершеннолетних-потерпевших, то в 2005 г. – уже 175 тысяч, уже в 2007 г. более 250 тысяч, а на 2009г – около 300 тысяч. И это лишь самая вершина айсберга: на каждого погибшего ребенка приходится много тысяч других детей, годами подвергающихся насилию и жестокому обращению.

В настоящее время сам институт семьи переживает кризис, который приводит к нестабильности семьи (и структурная, и экономическая), резкому снижению ее воспитательного потенциала. Высок процент асоциальных семей, где насилие, алкоголизм и наркомания становятся нормой поведения и даже передаются от одного поколения к другому.

Насилие над ребенком – это физическое, психологическое, социальное воздействие на ребенка со стороны другого человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства,  вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающее его физическому или психологическому здоровью и целостности. Все дети, пострадавшие от жестокого обращения и перенесшие насилие, пережили психологическую травму, которая будет отрицательно влиять на личностное, эмоциональное и поведенческое развитие ребенка.

Тяжесть последствий насилия будет зависеть: от вида насилия, возраста ребенка, от реакции окружающих, ситуации. Последствия насилия для ребенка будут серьезнее и тяжелее, если оно совершается близким человеком, например, папой или мамой. Насилие над детьми со стороны родителей, к сожалению, в последнее время стало неотъемлемой чертой современной семьи. И это не обязательно неблагополучная семья, например, где родители злоупотребляют спиртными напитками. Часто это семья с хорошим материальным достатком, благоустроенным жильем, но в семье происходит насилие в отношении ребенка.

В результате проникновения насилия в жизнь семьи разрушается ее нравственность, происходит ослабление основ семейного воспитания, порождается детская безнадзорность и беспризорность, дети вовлекаются в систематическое употребление спиртных напитков, наркотиков, в проституцию и преступную деятельность. В последние годы участились случаи сексуального насилия над детьми, вовлечения детей в сексуальные действия, использование их в эротических и порнографических видео-, фото- и киносъемках.

Именно в семье ребенок проходит первичную социализацию. На примере взаимоотношений между членами семьи ребенок учится взаимодействовать с другими людьми.

У ребенка, подвергшегося насилию, формируется соответствующий стереотип поведения в обществе и собственной семье. Признаки поведения детей подвергшихся домашнему насилию либо находящихся в состоянии ненужности для своих родителей:

        - множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие).

        Основные типы травм:

        - на теле - синяки, ссадины, раны, следы от прижигания предметами, горячими жидкостями, сигаретами или ударов ремнем, повреждения внутренних органов и костей травматического характера;

        на голове - кровоизлияние в глазное яблоко, участки облысения, выбитые или расшатанные зубы

разрывы или порезы во рту, на губах;

        - частые жалобы на боль при отсутствии явных повреждений;

        - буйное и агрессивное поведение или, наоборот замкнутость, боязливость, страх перед взрослыми;

        - признаки физической и психической запущенности: постоянный голод, неопрятный вид, эмоциональные расстройства, трудности в обучении, признаки отсутствия медицинской помощи;

        - плохая посещаемость уроков, систематическое не выполнение домашних заданий. постоянная усталость и сонливость;

        - нежелание идти домой, отсутствие поиска поддержки и защиты у родителей в критические для себя моменты;

        - длительно длящееся подавленное состояние. высокий уровень тревожности;

        - склонность к уединению, проблемы социализации и т.д.

         Признаки поведения родителей,  свидетельствующих о жестоком обращении с детьми:

        - несоответствие состояния ребенка его описания родителем;

        - необъяснимая отсрочка в обращении родителей за помощью в лечебное учреждение;

        - попытка в обвинении ребенка в нанесении себе ущерба;

        - отказ от посещения ребенка в стационаре;

        - неадекватная реакция родителей на телесные повреждения у ребенка и т.д.

        После выявления данных фактов необходима осуществление совместной работы профессиональных психологов, детских врачей и специалистов социальных служб. При этом важно. Чтобы все эти службы работали в тесном контакте. Только таким образом, возможно достичь желаемых результатов.

Вот почему насилие в семье – это и личная трагедия для конкретных людей, в первую очередь, для детей, а, учитывая масштабы этой проблемы, - это определенная угроза безопасности общества. Жестокое обращение с детьми - очень сложная, требующая немедленного решения проблема.

Самое страшное то, что в будущем негативная модель поведения родителей, станет стандартом поведения ребенка. Например, если его родители применяли физическое наказание, то, став взрослым, он тоже будет использовать ремень в своей семье. Насилие порождает насилие.

Основным способом решения проблемы жестокого обращения с детьми является формирование надлежащей нормативно-правовой базы как на международном, так и на внутригосударственном уровнях.

Международно-правовое регулирование защиты прав ребенка от жестокого обращения осуществляется по нескольким направлениям:

1) закрепление прав ребенка в общих декларациях и конвенциях по правам человека либо в международных соглашениях, регламентирующих права отдельных социальных групп, тесно связанных с ребенком (права женщин) или в определенной области отношений (в области семейного, трудового права, образования);

2) разработка деклараций и конвенций, специально регулирующих права ребенка.

Так, еще в 1924 г. в Женеве Лига Наций на своей 5-й сессии приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребенка. Это был первый документ международно-правового характера в области охраны прав и интересов детей. Однако окончательно система правовая база международной защиты прав ребенка как составной части защиты прав человека сложилась после Второй мировой войны в рамках

Организации Объединенных Наций. И здесь следует выделить Конвенцию ООН о правах ребёнка от 20 ноября 1989 года и вступившей в силу 2 сентября 1990 года.

Основным документом о правах детей в нашей стране является Конституция Российской Федерации, на базе которой принимается соответствующее законодательство, среди которого особо следует выделить Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который в целях создания правовых, социально-экономических условий реализации прав и законных интересов ребенка устанавливает основные гарантии этих прав и законных интересов.

Российское законодательство, признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, закрепляет нормы ответственности взрослых перед детьми в гражданском праве, в семейном праве, административном праве и уголовном праве.  

Семейное право (Семейный кодекс – СК) в большей степени защищает права детей, чем родителей, например, алиментные обязательства родителей. Последствия применения жестокости по отношению к ребенку также охватываются действием норм Кодекса об административной ответственности от 30.12.2001г. и Уголовным кодексом РФ от 13.06.1996г. Уголовное право охраняет наиболее значимые права; основной его инструмент – наказание преступника. Административное право (КоАП)  имеет профилактическое значение.

Однако зачастую проблемой является латентный характер жестокого обращения с детьми в семье, т. к. ребенок либо не знает о способах своей защиты, либо, в силу родственных чувств или по иным причинам, не желает воспользоваться этим. В результате ситуация в сфере жестокого обращения в семье с конкретным ребенком может обостряться, а последствия становиться непредсказуемыми. Несмотря на то, что российским законодательством предусмотрен широкий спектр правовых механизмов защиты прав ребенка, жестокое обращение по отношению к ним имеет место в нашей действительности, как в семье, так и за ее границами. Следовательно, работа с семьей для профилактики, а также для коррекции последствий жестокого обращения приобретает все большую актуальность в нашем государстве.

Таким образом, надлежащее правовое регулирование защиты прав детей от жестокого обращения хотя и является важным направлением в решении данной проблемы, но не должно быть единственным, т. к. положительный результат будет только от комплексного подхода к данному вопросу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Петербурговедение, как средство реабилитации детей, ставших жертвой насилия

Работа в условиях новой социальной технологии – специализированных социальных квартирах Специализированная социальная квартира – это квартира в обычном жилом доме. Квартира отремонтирована ...

Петербурговедение, как средство реабилитации детей, ставших жертвой насилия

Работа в условиях новой социальной технологии – специализированных социальных квартирах Специализированная социальная квартира – это квартира в обычном жилом доме. Квартира отремонтирована ...

Профилактика насилия в семье

Выступление - презентация для родительского собрания школы 8 вида...

Социальная реабилитация подростков через физическую культуру и спорт, как вспомогательное средство детей, подвергшихся различным формам насилия

Изменения, происходящие в нашем обществе, выдвинули ряд проблем, одна из которых воспитание трудного ребёнка. Актуальность её заключается в том, что с каждым годом увеличивается число детей подвергших...

Беседа с родителями "Как уберечь ребенка от насилия"

Как уберечь ребенка от насилияВЕЧЕРИНКА...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

laquo; Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»...

Формы насилия над ребенком

Человеческое достоинство является одним из главных оснований прав человека. Бывает, что люди (дети и подростки особенно) не могут идентифицировать нарушение прав человека, но чувствуют себя униженными...