Информация о работе МБОУ лицей по профилактике детского и подросткового суицида за 2012 год.
учебно-методический материал на тему

Дикая Екатерина Николаевна

 

Проведена профилактическая работа по плану:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polugodovoy_otchet_psih.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Полугодовой отчёт работы психолога в школе МОУ СОШ №2.

На период с 01.09.10г. по 29.12.10г. было проведено 97 консультаций. Из них 62 с родителями учащихся и с педагогами школы; 35консультаций были получены психологом от педагогов (как обратная связь). В консультативную деятельность входят также: Совет профилактики и ГМО.

31 коррекционно–развивающих  занятий. Из них 5 индивидуальных и 26 в групповой форме, с классом.

45 диагностических мероприятий. 36 из них – это групповая диагностика в классе в том числе и наблюдение на уроке.

Диагностическая работа.

На проведение диагностики было потрачено 1430 минут (не считая времени, потраченного на обработку данных). Средняя продолжительность проведения диагностики составляет 32 минуты (не считая времени, потраченного на обработку данных). Диагностическая работа была проведена по запросу педагогов и родителей.

Диагностика в классах – это выявление особенностей адаптации первоклассников (1А, 1Б, 1В, 1Г, 1Д) и пятиклассников (5А, 5Б, 5В), а также выявление особенностей эмоциональной и мотивационных сфер по запросу классных руководителей (9Н, 3В, 7В, 8Д, 2В, 4Б). Индивидуальная диагностика проводилась как подготовительный этап индивидуального консультирования или как этап мониторинга. Основные методы: опрос, проективные и тестовые методики, наблюдение в учебной деятельности.

Диагностика была проведена по запросу классных руководителей: 9Н (исследование личных черт учащихся), 3В (исследование личностных особенностей и агрессии), 7В (личностная тревожность, эмоциональная и мотивационная сферы), 8Д (личностная тревожность, эмоциональная и мотивационная сферы), 2В (межличностные отношения в классе), 4Б (личностная тревожность, эмоциональная и мотивационная сферы).

По результатам диагностики была дана обратная связь классным руководителям, родителям (по классу в целом, а при проявлении активности – в индивидуальном консультативном порядке).

По запросу учителя музыки начальной школы был разработан опросник «Эмоционально-мотивационное отношение к музыке». Диагностика проходила в 4-х классах 3Г, 3Б, 4Б, 4В. По результатам диагностики учитель защищался на аттестации для получения высшей квалификационной категории.

Профилактическая и просветительская работа.

По запросу классных руководителей психолог посетил родительские собрания, проходившие в первых классах (сентябрь). Профилактическая и просветительская работа была направлена на информирование родителей о деятельности психолога, блоге психолога на школьном сайте,  информирование педагогов об особенностях класса и каждого ученика в отдельности (по результатам диагностики). Профилактическая и просветительская работа проводилась также в форме индивидуальных консультаций, видения журнала для учителей с полезной информацией (напр., возрастные особенности и задачи, динамические паузы), расположенного в уголке психолога в учительской.

Консультативная работа.

3090 минут – это время, затраченное на консультативную деятельность. Время консультаций составляет от 10 до 180 минут и зависит от сложности проблемы, эмоционального состояния клиента, количества клиентов и субъекта запроса. Среднее время продолжительности консультации – 19 минут. Наиболее распространённые запросы: по проведённой диагностике, возрастные особенности ребёнка, проблемы воспитания и обучения, отношения со сверстниками и учителями, проблемы отношений в семье, тревожность.

В ходе консультации заявку на психологическое сопровождение оставили 7 родителей, но коррекционно-развивающие занятия приостановлены в связи с временными и пространственными характеристиками (см. трудности).

При мониторинге с родителями и учителями отмечается положительная динамика, положительный эффект после консультаций («Стала спокойнее», «Уже не боится», «А я думала, что Вы с ним поработали!» и др.).

Коррекционно–развивающая работа. Коррекционно – развивающая работа заключалась в проведении индивидуальных и групповых занятий с учениками, нуждающихся в дополнительных занятиях, в психологической помощи и поддержки.

Коррекционно-развивающие индивидуальные занятия по запросу родителя посещал один ученик (конфиденциальная информация).

22-27 ноября 2010 в школе была проведена Неделя психологии.

Урок

Класс

Количество часов

«Мир общения»

5 (А, Б)

2

 

8 (Д, А)

2

 

6 Г

1

 

10 А

1

 

7 (А, Б)

2

 

Всего:

8

«Мир интернет»

9 А

1

 

Всего:

1

«Моё счастье»

10 Н

1

 

Всего:

1

«Мой мир»

6 Г

1

 

1

 

1 (А, Б, В)

3

 

3 В

2

 

Всего:

7

Всего часов:

17

Начальная школа

6

Старшая школа

11

 

 

 

 

В Неделю психологии была разработана и проанализирована стенгазета для учеников «Мой мир – это…», дан открытый урок в 10Н (Лузина Т.Н., экспертная комиссия ГМО психологов), проведена и проанализирована эмоциональное состояние учителей с помощью метода цветопись, получена обратная связь от учеников и учителей по проведённым урокам (6Г, 8А, 8Д, 7Д, 5А, 9А).

Цикл психологических занятий «Азбука здоровья» (1 -2 классы: «Мы и здоровье», 3-4 классы: «Чтобы быть здоровыми!») был проведён в рамках месячника нашей школы «За здоровый образ жизни!» с 20.12.10. по 29.12.10.

1 -2 классы: «Мы и здоровье» проведён в 1А, 1Б, 1В, 2Б.

3-4 классы: «Чтобы быть здоровыми!» проведён в 4Г, 4В, 3Б.

Уроки были отменены в некоторых классах по погодным условиям, по невнимательности учителей (запись не в своё время, забыли), из-за проведения праздничных мероприятий.

Методическая работа.

Методическая работа заключалась в разработке лекционного материала родителям и педагогогам по интересующим их темам; в оформлении отчетов и психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ; в ведении документации по установленной форме; в планировании и разработке коррекционно-развивающей работы; подготовке диагностического и методологического материала для проведения диагностики и индивидуальных консультаций; в повышении профессиональной квалификации; ведение блога; систематизации и накоплении психологической информации и диагностического материала.

Ведение документации по установленной форме представлено журналами: «Консультации», «Диагностика», «Коррекционно-развивающие занятия». Лекционный материал предоставляется по требованию. Отчеты и психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ расположены в папках соответственно каждому классу в которых были проведены диагностические работы.

Повышение профессиональной консультации заключается в самостоятельном изучении психологической литературы; в консультации с другими специалистами (психологами, логопедами, медицинскими работниками) – круглые столы, ГМО.

Для удобства в учительской старшей школы был создан уголок психолога, где каждый учитель сможет найти полезную информацию в журнале психолога и обозначить потребности в психологическом сопровождении. Необходимо разработать и ввести такой уголок в учительской начальной школы.

В блоге: полезная информация, результаты диагностики по классам, результаты работы в классах. Открытие психологического блога позволяет сделать деятельность психолога в школе более прозрачной и доступной. А значит, позволяет снять тревожность у тех родителей, для которых деятельность психолога является непонятной и позволяет устанавливать контакт с теми родителями, которые стесняются личностной психологической поддержки. Блог позволяет экономить время психолога и родителей (больший процент потенциальных клиентов за единицу времени), что позволяет психологу развивать и планировать другие виды деятельности. При необходимости блог может более оперативно получить обратную связь от родителей за 1 еденицу времени. Создание блога позволяет не перегружать школьный сайт психологической информацией. Создание блога обязывает. Это и плюс (постоянная актуальная систематизация), это и минус (занимает время методической работы, которое можно потратить на разработку, обработку, обучение и, иногда, личное время – блог помогает развивать и поддерживать муж по специальности инженер-програмист). На данный момент не все родители и учителя знакомы с сайтом школы и с блогом психолога, а значит, задачи и цели создания блога не достигнуты в полном объёме.

Участие в школьном конкурсе инноваций «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» и получение призового места в номинации «Разработка годового перспективно-тематического планирования интегрированного школьного курса с вопросами здоровья» помогли повысить статус психолога в школе и понять требования и актуальность потребностей школы. Цикл психологических занятий «Азбука здоровья» (1 -2 классы: «Мы и здоровье», 3-4 классы: «Чтобы быть здоровыми!») был адаптирован в рамках месячника нашей школы «За здоровый образ жизни!». Занятия в ходе проведения были дополнены новыми упражнениями и адаптированы под возрастные категории.

Анализ плана работы на 2010-2011 учебный год

Направление деятельности

Месяц

Анализ

Диагностическая работа

Диагностика мотивационной и эмоциональной сфер и мышления учеников 1-4 классов с помощью анкетирования, тестирования, проективных методик

Сентябрь-октябрь

Не проведена

Диагностика поведенческой и мотивационной сферы, особенностей адаптации учеников1-4 классов с помощью метода наблюдения

Октябрь-ноябрь

Была проведена только в 1-х классах

Диагностика как подготовительный этап индивидуального консультирования по запросу администрации, педагогов и родителей

Октябрь-май

Осуществляется с сентября

Исследование физиологического и психологического здоровья с помощью индивидуальных медицинских карт

Октябрь-май

Индивидуально, а не массово по требованию

Диагностика, объективное исследование психологических состояний и свойств, поведенческих реакций с помощью комплекса методик, бесед с родителями и педагогами конкретного ученика по запросу

Октябрь-май

Осуществляется с сентября

Изучение особенностей речевого аппарата с помощью изучения письменных работ и результатов работы логопеда

Октябрь-май

Осуществляется с сентября

Диагностика волевой сферы с помощью метода наблюдения учеников 4-х классов

Октябрь-май

Проведено по запросу и в других классах

Диагностика особенностей внимания, мышления, памяти и восприятия с помощью метода наблюдения и тестирования учеников 4-х классов

Октябрь-май

Не проведена

Диагностика семейной ситуации и микроклимата в семье с помощью беседы с родителями, проективных методов

Ноябрь-май

Осуществляется с сентября

Профилактическая и просветительская работа

Информирование родителей детей 1-4 классов о деятельности психолога на родительских собраниях

Сентябрь

Выполнено

Информирование родителей об особенностях класса и своего ребенка на родительских собраниях

Октябрь

Запрос от педагога не поступал

Информирование педагогов об особенностях класса и каждого ученика в отдельности

Октябрь-май

Осуществляется с сентября

Проведение тематических родительских собраний по запросу педагога на родительских собраниях

Октябрь-май

В сентябре в 1-х классах по адаптации

Информирование родителей об особенностях возраста, поведения детей через сайт школы, информационные стенды, индивидуальные консультации и памятки для родителей

Ноябрь-май

Осуществляется с сентября

Психологическая поддержка педагогов по индивидуальному запросу

Октябрь-май

Осуществляется с сентября

Консультативная работа

Консультирование педагогов по индивидуальному запросу

Сентябрь-май

Осуществляется с сентября

Консультирование родителей по индивидуальному запросу

Сентябрь-май

Осуществляется с сентября

Коррекционно-развивающая работа

Проведение занятий с учениками 1-х классов по адаптации

Сентябрь-май

Занятия проходили в рамках других тем: «Здоровье», «Мой мир»

Проведение занятий с учениками 4-х классов по подготовки к переходу в среднее звено

Январь-май

Занятия проходили в рамках других тем: «Здоровье», «Мой мир»

Проведение занятий с учениками 1-4 классов по развитию когнитивных процессов, волевой регуляции и другим темам по запросу педагога

Ноябрь-май

Планируется

Проведение индивидуальных и групповых занятий учеников, нуждающихся в дополнительных занятиях

Октябрь–май

Индивидуально – Митякин

Методическая работа

Оформление отчетов и психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ

Октябрь–май

Осуществляется с сентября

Ведение документации по установленной форме

Ноябрь-май

Осуществляется с сентября

Планирование и разработка коррекционно-развивающей работы

Ноябрь-май

Осуществляется с сентября

Подготовка диагностического и методологического материала для проведения диагностики и индивидуальных консультаций

Октябрь-май

Осуществляется с сентября

Разработка памяток и лекционного материала для родителей и педагогов

Ноябрь-май

Осуществляется с сентября

Повышение профессиональной квалификации

Январь-май

Самообразование, повышение практических навыков

Оформление информационной страницы на школьном сайте

Октябрь-май

Осуществляется с сентября

Посещение семинаров для психологов, сотрудничество с Институтом психологии УрГПУ, школьными психологами города, Центром образования.

Весь год

Осуществляется с сентября

 

Работа с детьми:

  1. Психологическая диагностика особенностей развития, адаптации, эмоциональной, когнитивной, волевой и мотивационной сферы
  2. Изучение особенностей семейного взаимодействия
  3. Диагностика психологической готовности учащихся 4-х классов к переходу в среднее звено
  4. Психологическое сопровождение развития ребёнка в условиях школы
  5. Развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и волевой сфер ребёнка
  6. Коррекция поведенческих, эмоциональных проявлений, межличностных отношений в классной группе.
  7. Содействие профессиональному и личностному самоопределению ребёнка.

Личная оценка: 4

Работа с родителями:

  1. Изучение особенностей семейного взаимодействия
  2. Коррекция нарушений детско-родительских отношений
  3. Повышение психологической компетентности родителей
  4. Консультирование по вопросам семейного воспитания, конфликтным ситуациям, личностным и возрастным особенностям ребёнка

Личная оценка: 4

Работа с педагогами:

  1. Повышение психологической компетентности педагогов
  2. Информирование об особенностях личностного развития учащихся и детского коллектива
  3. Помощь в проведении родительских собраниях и взаимодействию с родителями

Личная оценка: 4

Сотрудничество с психологами, центрами, институтами:

  1. Повышение профессиональной квалификации
  2. Повышение уровня профессиональной компетентности
  3. Получение методического и информационного обеспечения

Личная оценка: 2

Трудности на период с 01.09.10г. по 29.12.10г.:

  1. недостаточное научно-методическое обеспечение (литература по возрастной и семейной психологии, наглядный материал для индивидуальных и групповых занятий с детьми, диагностическая база для индивидуального и группового тестирования);
  2. недостаточная техническое обеспечение (персональный компьютер, ксерокс, принтер, сканер, музыкального проигрывателя);
  3. пространственно-временные особенности (отдельный кабинет, невозможность проводить индивидуальные и групповые занятия в кабинете и консультации при совпадении времени занятий детей у логопеда);
  4. недостаточный уровень компетенции в вопросах клинической психологии и консультирования подростков (недостаточный практический опыт);
  5. следует отметить, что методическая (ведение блога) и обработка диагностики занимает большую часть времени, что осложняется отсутствием ПК в кабинете. На данный момент необработанна диагностика из трёх классов (начальная школа), на блоге размещена не вся информация о проведённой работе, недостаточно систематизирован накопленный методический и диагностический материал, не переведены в электронный вариант: методические разработки, консультативные карты, полезная информация для уроков.

 

30.12.10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Из опыта работы профсоюзной организации МБОУ "Лицей №3"

Положение о  первичной профсоюзной организации...

План работы совета профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ лицей на 2012-2013 учебный год.

Задачи совета:1.      Реорганизовать систему деятельности по предупреждению безнадзорности антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и ...

подростковый суицид

Вниманию родителей...

Этот пользователь хочет спать вечно (проблема подросткового суицида)

Самым нелепым и трагичным считается детский суицид. На фоне войн, криминала и убийств детский суицид считается самым бессмысленным явлением. Однако статистика неумолима: все больше здоровых и благопол...

«Профилактика детского и подросткового суицида. Советы психолога».

Проблема суицидов является одной из важнейших в контексте современной психологии. Данный паттерн тесно связан с областями детской и подростковой преступности, девиантного поведения и нарушениями воспр...

Методический материал "Подростковый суицид в школе "

Материал для социальных педагогови....

Диагностика подростковых суицидов

Опыт применения диагностической технологии в профилактике суицидов...