Классный час на тему "Честь имею!"
классный час по теме

Бородинова Ирина Борисовна

Мы живем в России. Все мы, независимо от того, где родились и жили, независимо от образования и материального положения, должностей и званий считаем себя россиянами, прежде всего по духу.  

Вся тысячелетняя «история России есть история муки и борьбы: от печенегов и хазар — до великой войны двадцатого века.

Служение России, служение Родине всегда ассоциировалось с такими понятиями как «честь» и «доблесть», «мужество» и «слава».

Олицетворением всего этого всегда была, прежде всего, российская армия.

Так с чем же связано понятие чести?

Российская армия всегда была сильна своим духом. На протяжении столетий она славилась доблестью и отвагой, самопожертвованием, службой Отечеству «верой и правдой», « по долгу и по чести».

И такие же принципы царили в обществе, пока эти понятия сохранялись наше Отечество было в безопасности.

«Дух чести, служения и верности» - что входит в это понятие?

Не секрет, что сегодня в России сохраняется негативное отношение к к армии. И это неудивительно, Ведь Армия более теми же болезнями, что и общество. Отсюда и дедовщина, и отсутствие патриотизма, и безнравственность, которая стала привычной в офицерской среде. Не случайно сегодня многие офицеры выступают за возрождение «Кодекса чести». И в качестве образца предлагаются именно опыт и традиции царской армии.

Актуально ли сейчас для нашей армии такое понятие как «честь имею»?

Знаете ли вы героев, защитников современной России?

 

Изменилось ли в нашей стране представление о чести, о долге?

На эти и другие вопросы мы со студентами попытались ответить в нашей беседе. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chest_imeyu.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  МОСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

ГОУ СПО МО «ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ

ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ТЕХНИКУМ»

Методическая разработка классного часа

по теме

«Честь имею!»

Разработала

преподаватель специальных дисциплин

Бородинова И.Б.

2014г.

Честь нельзя отнять, ее можно потерять.
Антон Павлович Чехов

Час общения, посвященный морально-этическим традициям российской армии.

Цели:

  1. Расширить представление студентов о службе в армии, об этических традициях русских воинов;
  2. Формировать позитивную оценку таких качеств как патриотизм, гражданственность, чувство долга;
  3. Развивать положительное отношение к службе в армии, воспитывать уважение к Вооруженным силам России, пробуждать у студентов стремление к службе в Армии, готовность стать защитников Отечества.

Подготовительная работа:

  1. Распределить тексты информационного блока между ведущими (4 студента)
  2. Подготовка презентаций

Оформление: написать на доске тему классного часа, подготовить показ презентаций.

План классного часа:

  1. Вступительное слово
  2. Интерактивная беседа по теме «Что ты знаешь о службе в ВС России?»
  3. Работа с понятиями
  4. Информационный блок «Кодекс чести»

- «Да, были люди в наше время…»

- Честь имею

  1. Дискуссия по теме «Честь имею!» - уже неактуально?»
  2. Заключительное слово
  3. Подведение итогов

Ход классного часа

Звучит песня Ольги Дубовой «Честь имею!» с показом презентации.

  1. Вступительное слово

Куратор: Мы с вами живем в России. Это самая большая в мире страна.  Все мы, независимо от того, где родились и жили, независимо от образования и материального положения, должностей и званий считаем себя россиянами, прежде всего по духу.  

Но сегодня Россия переживает нелегкие времена. Хотя народ в России никогда легко не жил.  Вся тысячелетняя «история России есть история муки и борьбы: от печенегов и хазар — до великой войны двадцатого века. Отовсюду доступные, ни откуда не защищенные — мы веками оставались приманкой для оседлого запада и вожделенной добычей для кочевого востока и юга. Нам как будто на роду было написано — всю жизнь ждать к себе лихих гостей, всю жизнь видеть разгром, горе и разочарование».

Служение России, служение Родине всегда ассоциировалось с такими понятиями как «честь» и «доблесть», «мужество» и «слава».

Олицетворением всего этого всегда была, прежде всего, российская армия.

Ассоциируется ли в Вашем сознании служение Родине с этими словами?

Какие события истории России вызывают такие ассоциации?

Знаете ли вы о Днях воинской славы России? (Ответы студентов)

  1. Интерактивная беседа по теме “Что ты знаешь о службе в ВС России?”

Куратор:

 Что же изменилось в наше время? Почему большинство ребят не хотят служить в армии? (Изменение ценностей современной молодежи, негативные стереотипы, отсутствие патриотизма…)

Какими способами пытаются получить отсрочку от армии? (Высказывания детей.)

Хотите ли вы стать офицерами? Знаете ли, где в России можно получить профессию офицера? (В России 57 военно-учебных заведений: 10 академий, 9 университетов, 38 институтов.)

Знаете ли вы, какой срок службы по призыву? (1 год)

Можно ли еще сократить этот срок? (Специалисты в области современных вооружений полагают, что на меньший срок призывать молодых людей невозможно, имея в виду, что сложность военной техники возрастает, и за меньший промежуток времени просто невозможно ничему научить.)

Какая часть ВС России комплектуется на профессиональной основе и добровольно, а какая – за счет призывников? (2/3 по контракту, 1/3 призывники)

Принимают ли участие в боях в горячих точках военнослужащие, взятые по призыву? (Нет)

Почему современному призывнику необходимы высокий интеллект, психическая устойчивость, физическая выносливость? (На вооружении российской Армии сейчас самая современная техника, которая требует, высокого уровня интеллекта, психической устойчивости, физического здоровья.)

  1. Работа с понятиями

Куратор: О том, насколько честен (или бесчестен) человек, судят главным образом окружающие, опираясь на определенные гласные и негласные законы-договоренности. Недаром и само слово «честь» произошло от древнего глагола «чисти» (корень «чит»): полагать, считать, мнение. Это слово того же корня, что и слова «почет, чистота, честность». В Толковом словаре Даля мы находим следующее объяснение: «Честь – внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть (Человек незапятнанной чести); заверенье, утвержденье (Поступок, несовместимый с честью); высокое званье, сан, чин, должность (“И временщик он, да высоко стоит, в чести”); внешнее доказательство отличия; почет, почесть, почтенье, чествованье, изъявленье уважения, признание чьего превосходства.

«Честь? Не будьте смешным. Эполеты, аксельбанты, дуэли, «стволы Лепажа роковые» - все это давно забытая мода романтической эпохи. Сегодня говорить о чести - все равно что спуститься в метро в костюме мушкетера Людовика XIV». Так склонны рассуждать о чести те, кто смутно представляет себе содержание этого имени. Между тем, честь - это венец мужества.

Служба в армии всегда была почетной в России. Она всегда была связана с понятием чести. К сожалению, в наше время это понятие обесценено или вовсе забыто.

 Так сложилось в императорской России, что звание «русский офицер» всегда было больше, чем просто титул. Это особая порода людей, для которых честь и достоинство были дороже жизни. За честь сражались, за неё же и умирали.

Честь моя мне всего дороже, покровитель ей Бог…

(А.В. Суворов)

Так с чем же связано понятие чести?

1. Поясните что означает понятие “честь мундира”. Можно ли запятнать честь мундира? (Означало это понятие прежде всего честь полка и появилось, когда каждый род войск получил свою форму, мундир, честь которого офицер обязан был защищать. Этим, в частности, объясняется столь внушительное количество дуэлей в российской армии в XIX в. Гордость за страну, храбрость, верность долгу, дисциплину, верность традиции, знамени. Как только человек надел военную форму, он уже не может располагать собой по собственному усмотрению. По его поведению судят о государстве и об армии.)

2. Поясните, что такое “поле чести”. Что защищают на этом поле? (Это поле битвы, поле брани, где бой идет по правилам, где противники уважают друг друга; поле сражения за честь Отечества.)

3. Что такое суд “офицерской чести”? Каким мог быть его приговор? (Неофициальный нравственный суд сослуживцев, может наказать презрением, бойкотом, изгнанием из общества офицеров.)

4. Кадетский девиз: “Жизнь -  Отечеству. Честь – никому!”. Как понимать это выражение? (Исторически сложилось так, что для российского офицера честь играла главенствующую роль не только в военной карьере, но и во всей его жизни, даже после завершения службы. Ее потеря означала не только конец военной службы, но и лишение определенного социального статуса, так как такого человека исключали из жизни дворянского общества. За нарушение чести полагалось «изгнание офицера из полка без жалованья и пенсии». Уронивший достоинство подвергался осуждению в Офицерском собрании, никто не подавал ему руки).

5. Поясните, что стоит за понятием “кодекс чести” (свод негласных законов, которые приняты всеми членами сообщества, порядочность, уважение, нравственность.)

  1. Информационный блок «Кодекс чести»

Российская армия всегда была сильна своим духом. На протяжении столетий она славилась доблестью и отвагой, самопожертвованием, службой Отечеству «верой и правдой», « по долгу и по чести».

И такие же принципы царили в обществе, пока эти понятия сохранялись наше Отечество было в безопасности. Как сказал об этом русский философ Иван Ильин: «… Россия Будет существовать, рати и цвести, если в ней воцарится дух чести, служения и верности».

«Дух чести, служения и верности» - что входит в это понятие?

Небольшая историческая справка. Ее подготовили студенты (имена).  

 

«Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя, богатыри, не вы…» Так говорил о русском воинстве ветеран Бородина…

О силе духа, военном профессионализме русского воина высказывались многие выдающиеся люди.

Прусский король Фридрих II : « русского солдата мало убить, его надо повалить».

Наполеон: «Дайте мне русского солдата, и я покорю весь мир»

Бернадот, бывший маршал Наполеона, затем король Швеции советовал шведам: «Подражайте русским, для них нет ничего невозможного».

  Но лучше всех высказался о русском богатыре А.В. Суворов – всего два слова: «Чудо-богатыри!»

Верность присяге, верность долгу, патриотизм – вот, что всегда отличало русского воина.

Несколько примеров из истории.

1380г. Куликово поле. Великий князь Дмитрий Иванович, сняв великокняжеское облачение и надев доспехи простого воина, встал в общий строй Большого полка и вместе со своим войском 3 часа держал страшный удар татарской конницы.

1812г. Генерал Николай Раевский. В безнадежном положении под деревней Салтановкой лично повел свой корпус в атаку, взяв с собой двух сыновей 16-ти и 11-ти лет. Пораженные решимостью генерала не щадить ни себя, ни своих детей, солдаты в жестоком бою опрокинули врага.

 1854г. Адмирал Владимир Корнилов, организатор обороны Севастополя. Смертельно раненый, истекая кровью, он успевает произнести: «Скажите всем, как приятно умирать, когда совесть спокойна, Я счастлив, что умираю за Отечество».

1904 г. Капитан первого ранга Руднев, командир крейсера «Варяг», оказавшись один на один с японской эскадрой, отверг требование сдаться, вступил в бой и одержав нравственную победу, навека прославил русский флот и русский национальный характер.

1904г. Малый миноносец «Стререгущий» против 2 крейсеров и 4 больших миноносцев Японии. Японцы, окружив миноносец, предложили ему сдаться. на это предложение русские моряки даже не ответили, а Андреевский флаг на всякий случай прибили гвоздями к мачте. В ходе боя из 52 человек экипижа 46, в т.ч. офицеры были убиты, четверых израненных моряков японцы взяли в плен. Попытка взять на буксир полуразрешенный корабль не удалась. Два матроса: Иван Михайлович Бухарев и Василий Сергеевич Новиков  бросились в машинное отделение, задраили помещение, открыли кингстоны.

1941г. Великая Отечественная Битва за Москву, 28 героев панфиловцев. Всего 28 человек, в т.ч. один офицер. Вооружение- бутылки с « горючкой», гранаты, несколько противотанковых ружей. Справа и слева – никого. Могли разбежаться – и ищи ветра в поле. Могли сдаться, и никто бы не узнал. Могли лечь на дно окопа – и будь что будет. Но ни того, ни другого, ни третьего не случилось. Отбили две танковые атаки: одну – 20 танков, другую – 30. Половину сожгли! По всем мыслимым и немыслимым расчетам они должны были проиграть, ведь почти по 2 танка на брата. Но ведь не проиграли. Выиграли!  

Сегодня многие не верят и спрашивают: почему?

Куратор: попробуйте ответить на этот вопрос. Почему наши воины жертвовали жизнью, не сдавались, не отсиживались в окопах? Откуда такое самопожертвование? Готовы ли сегодняшние воины к таким жертвам?

Не секрет, что сегодня в России сохраняется негативное отношение к к армии. И это неудивительно, Ведь Армия более теми же болезнями, что и общество. Отсюда и дедовщина, и отсутствие патриотизма, и безнравственность, которая стала привычной в офицерской среде. Не случайно сегодня многие офицеры выступают за возрождение «Кодекса чести». И в качестве образца предлагаются именно опыт и традиции царской армии.

Где же записаны эти правила? Как они передавались из поколения в поколение? Об этом рассказывают студенты (имена).

Правила чести» русского офицера отражались в наставлениях воспитанникам кадетских корпусов, в полковых инструкциях,  «дуэльном кодексе», в «памятках» командиров для подчиненных. Кодекс чести не был записан в какой-то одной книге. Это был свод неписаных правил, которые вырабатывались веками, передавались от отца к сыну в дворянских военных династиях. Моральные традиции в офицерском корпусе Российской армии всегда играли важнейшую роль. Воспитанные на понятиях чести, офицеры берегли честь мундира, честь полка, свою личную честь. В 1911 году в Петербурге существовал четкий перечень заведений, которые офицер имел право посещать и где он не должен был появляться. К первым относились: Императорский аэроклуб, Императорское автомобильное общество, яхт-клуб, дворянское благородное собрание, литературно-художественное общество. В числе запрещенных для посещения офицерами были частные клубы и собрания, где имелись азартные игры, варьете, рестораны и гостиницы низших разрядов, трактиры, пивные. В театре, гостях, поезде, ресторане, офицер должен был помнить, что он носит мундир русской армии.

Законом было уважение к женщине. Ни один офицер не садился, если стояли женщины.

Мундир испокон веков на Руси олицетворял само Отечество. Потому и по сию пору особый смысл заложен в понятии «честь мундира».

Известен исторический факт, который гласит, что в 1821 г. во время ужина полковник лейб-гвардии Московского полка Римский- Корсаков, вопреки существующим правилам, расстегнул мундир. Этого пустякового нарушения оказалось достаточно, для его вынужденного ухода в отставку. Император Александр I приказал: «Мундира Корсакову не давать, ибо замечено, что оный его беспокоит». И это не прихоть самодержца, а знак уважения к мундиру, к армии,  к государству.

 

Мужество, храбрость, честность, самоуважение, благородство высоко ценились в офицерской среде. Унизить офицера, посягнуть на его честь было опасно. Он должен был защитить свою честь с оружием в руках.

В этой связи интересен и «Дуэльный кодекс». Дуэль давала негласное право на защиту своей чести. Основными поводами для поединков служили: брань, пощечина, компрометирование офицера или его жены, другие оскорбления.

Сама возможность поплатиться жизнью за оскорбление офицера играла большую роль в поддержании чувства собственного достоинства и уважение его в других.

Высокие представления о чести  проявлялись и в отношении к ветеранам.

Вот воспоминания одного из ветеранов лейб-гвардии Кексгольмского полка:

Двигаясь в походной колонне по улицам местечка… батальонный командир заметил древнего старца, который при виде наших мундиров снял шапку и вытянулся.

- Ты что, дед? – спросил батальонный командир. – Почему стоишь смирно?

- А как же, - ответил старик, - ведь это же мой родной полк. в таком вот мундире я, батюшка мой, еще на туретчину ходил.

Батальонный повернул коня и помчался к полковому командиру. Генерал приказал развернуть все 16 знамен, и мы торжественным маршем, под музыку, с развернутыми знаменами прошли перед ветераном…

Трудно рассказать о чувствах, которые хватили в этот торжественный момент всех нас. Глаза молодых и старых воинов блестели, сердца охватил священный трепет. В журнал полка в тот же день было записано точное место и время встречи с ветераном. Так родилась в нашем полку новая традиция.

Рыцарская честь требовала благородного отношения офицеров не только друг к другу, но и к солдатам. Все честные русские офицеры и генералы славились своим гуманным отношением к солдатам.

Русская офицерская этика требовала и на главном ”поле чести”(на войне) придерживаться гуманных методов, соблюдать “ законы войны”, избегать ее бесчеловечных форм, проявлять милосердие, не проливать лишней крови.

По мнению философа Ивана Ильина, рыцарственное служение Родине, характерное для русского офицерства и делающее его представителей “подлинными дворянами”, необходими культивировать во всем обществе. В статье ‘О рыцарском духе’(1928) он, в частности, отмечал: “Во всей великой смуте наших дней, среди крушений, бед и утрат, в раздорах и соблазнах мы должны помнить одно и жить одним: поддержанием и насаждением духа рыцарственного служения… ” Ибо этот дух есть как бы воздух и кислород русского национального спасения…Вне рыцарственного духа национального служения – все бесцельно, все тщетно, все вредно; вне его никто ничего не освободит и не возродит, а создаст только новый раздор, новую смуту и новую гражданскую войну на погибель России и на радость ее исконным и всемирным врагам”.

  1. Дискуссия по теме «Честь имею!» - уже неактуально?»

Давайте обсудим актуально ли сейчас для нашей армии такое понятие как «честь имею»?

Объясните такой парадокс: с одной стороны молодежь уклоняется от службы в Армии, с другой – огромный конкурс в кадетские корпуса и суворовские училища. О чем это говорит?

Славные традиции нашей армии сегодня сохраняются?

Знаете ли вы героев, защитников современной России?

Изменилось ли в нашей стране представление о чести, о долге?

В горячих точках служат контрактники? Что заставляет  их идти на войну и подвергать свою жизнь опасности?

Как мы сегодня относимся к ветеранам?

Как мы относимся к тем, кто уклоняется от службы в армии?

Как мы относимся к своей истории? Почему не даем отпор тем, что поливает грязью нашу историю?

Как вы оцениваете сегодня нравственное состояние нашего общества?

Есть такая поговорка: «Каждый народ получает то правительство, которое заслуживает». Можно и также сказать об армии?

Может ли в безнравственном обществе быть нравственная армия?

Актуально ли сегодня выражение «честь имею!»?

Солдат жив, пока о нем помнят! А эта боль навсегда! И подвиг воинов нашего времени должен свято храниться, и благодарность и уважение будет лучшим утешением для их семей и сослуживцев.

А что мы знаем о них? Да и хотим ли знать, помнить и почитать их Подвиг?!

Ну, вот солдат Великой Отечественной войны мы помним, а есть Герои войны нашего поколения!  Николо-Архангельское кладбище хранит память о сотнях, а может и тысячах героев, которые, не задумываясь, отдавали свою жизнь за жизнь других людей. Вечная им память. Мало кто знает, что на Николо-Архангельском кладбище существует Аллея спецназа. Это одно из мест, где покоятся герои. В мире стало распространенным жестокое и бесчеловечное направление по уничтожению людей – терроризм. Многие еще живо помнят о событиях 3 сентября 2004 года. Город Беслан. Захват школы боевиками и в итоге смерть более 300человек, половина из которых дети.

У каждого поколения Солдат России свои перевалы, поля битв,  свои высоты. Нынешние  лейтенанты, сержанты да рядовые, матросы внешне мало напоминают своих предшественников, тех, кто прошли дорогами поражений и побед Великой Отечественной войны,   кто выполнял долг в Афганистане, кто выполняет его сегодня.

Сейчас по-разному оцениваются в обществе и характер этой войны, и ее последствия. Но никому не дано права перечеркнуть отвагу и мужество наших солдат и офицеров, достойно выполнявших на афганской земле свой воинский долг. Они продолжили славные боевые традиции русского воинства. Советской Армии.
Нынешнему поколению российских солдат есть на кого равняться, есть с кого брать пример. Дело чести каждого – быть достойным героического прошлого нашего Отечества, его верных сынов и дочерей.

Воспитанные на героических традициях русской и советской армий, глубоко уверенные в благородности интернациональной помощи, советские воины пришли в Афганистан не как захватчики. Их задача была остановить полыхавшую там гражданскую войну, способствовать установлению мира и спокойствия в сопредельном государстве и обезопасить тем самым южную границу СССР. Сострадание к чужой боли, готовность прийти на помощь попавшему в беду другу исстари были отличительными чертами характера русского воина.

Почти каждый слышал о войне в Чечне. Сколько ненужных и страшных смертей русских солдат, которые честно выполняли свой долг перед Родиной и выполнили его до конца! Они не сдались, потому что
Война в Чечне принесла много горя обеим сторонам. Сейчас в России не осталось практически ни одной семьи, в которой отцы, сыновья, дяди, племянники,
просто знакомые или соседи не были бы как-нибудь связаны с этой войной.

Война в Южной Осетии - В этой страшной войне погибло много мирных жителей, а также российских миротворцев. Благодаря эффективному удару российских войск, Грузию удалось усмирить. Самое главное то, что после этой войны всем стало ясно, кто нам друг, а кто враг.
 

 Все мы обязаны помнить трагедии Беслана и Норд-Оста. Там были настоящие герои нашего времени. Ими надо гордиться и на них надо равняться.

Того, кто служил в Чечне  и в других горячих точках мы узнаем не только по орденским нашивкам на штатской одежде…Мы узнаем их по спокойным твердым лицам. Это люди, на которых всегда можно положиться. Каждому хотелось бы иметь таких друзей. Очень верно кем – то подмечено, что человеческая жизнь измеряется не продолжительностью ее, а тем, что ее наполняет.

6. Заключительное слово:

Куратор: «Кто пойдет воевать за Россию?» - так назвали свой репортаж из горячей точки на Кавказе два корреспондента журнала «Русский репортер».

если и срез, то только небольшой части общества – не самой социально успешной. Это парни, которые в Москве бывали максимум по разу. Им непонятны термины «гламур» и «готично». Они не умеют складно говорить… В уличном конфликте они всегда ударят первыми. У них своя система ценностей. Вряд ли они будут долго обдумывать приказ.

Именно эти пахнущие потом и гуталином люди вытащили на своих плечах две чеченские компании и вытащат – не дай бог, конечно, -новую войну.

А вот и их наставник. Молодой ветеран Анатолий Лебедь. Кадровый офицер, окончил вертолетное училище, служил в Афганистане. В Чечню пошел добровольцем. В 2003г. в горах под Улус-Кертом он подорвался на мине. В госпитале отрезали ногу. Потом обратно – в Чечню.

… Мы говорим с ним на аэродроме в Киржаче, где Анатолий прыгает с парашютом вместе со своими солдатами. Трижды кавалер ордена Красной Звезды, дважды кавалер ордена Мужества, Герой России, он невысок ростом и мускулист. Совсем не похож на доброго дядю-офицера –скорее, на черта.

У него обритый наголо череп, франтоватая стриженая бородка и черная «Мазда-6». Есть в этом одноногом человеке что-то пугающее и притягательное одновременно. Такие люди – вне привычных социальных отношений. Сними бесполезно говорить про мораль и деньги. Их трудно представить в мирной жизни. И трудно представить мирную жизнь без них, воюющих где-то на окраинах страны.

- Тебе, видно, все это нравится?

- Не знаю, - смеется он.

-Квартира, семья есть?

- Семья есть, квартиру пока не дают.

- Нет обиды на государство?

- Да ладно, -отмахивается он, - чего там государство! Государство вон- парни стоят. Вот за них и воюю. Надо успеть их научить, чтобы не мычали, когда им глотки режут. Ну и за народ – за бабулек, за бомжей, чтобы не издевались над ними. Надо думать о тех, кто рядом, тогда и получается нормальная работа. Это наверху пускай предают –хоть нас, хоть себя, хоть родных своих, нам главное –задачу свою выполнять. У каждого свой бой в жизни, у кого-то он уже был, у кого-то еще впереди.

Авторы репортажа рассказали о людях, которые стесняются громких слов о патриотизме, долге, чести. но читая об их службе, мы понимаем, что эти понятия в России еще не обесценились.

В названии этого репортажа поставлен вопрос: «Кто пойдет воевать за Россию?». Вы можете на него ответить? (Ответы студентов).    

Притча честь 

Когда-то дружили Вода, Ветер, Огонь и Честь. Они всегда были вместе, но как-то им необходимо было на время разойтись, чтобы каждый мог заняться своими делами. При расставании стали они рассуждать, как им вновь найти потом друг друга. Вода сказала, что её можно найти там, где растёт камыш. Ветер сказал, что он всегда находится там, где трепещут листья. Огонь отметил, что его можно найти по идущему вверх дыму. Лишь одна Честь стояла молча. Поинтересовались, почему она не называет своих признаков. Она сказала: — Вы можете и расходиться, и вновь сходиться, а мне это не позволено. Тот, кто однажды расстался со мною, расстался навсегда и более со мною не встретится.

Жить с честью - труднее, чем жить бесчестно, а своровать легче, чем заработать. Но, выбирая честь, ты изменишь себя и страну к лучшему.
Не думай, что, избежав армии, ты избежишь унижений, состояние армии всего только отражает общую ситуацию в России и посреди молодежи. Чтобы вооруженные силы стала школой боевого искусства и ратного служения, необходимо изменить всю страну.

Любой безответственный, продажный чиновник или офицер, торгующий рабочей силой солдат, всякий, для кого "деньги не пахнут", "все средства хороши для обогащения", "сила выше справедливости", - опорная точка вражеской силы, воюющей против России, супротив твоего будущего. От этих опорных точек начались Чечня и Буденовск, Норд-Ост и Беслан. Когда мы осознаем это и начнем противодействовать этой силе, помыкающей Россией, мы перестанем быть ее заложником. 

    Российская армия не запятнала чести своего мундира. Каждый из нас должен помнить, что армия, солдат которой не дорожит своей честью, всегда была бита. Истинная сила Вооруженных Сил России, Пограничных войск заключается прежде всего в самоотверженности военнослужащих, которые самоотверженно несут бессонную вахту при охране государственных границ, смело и твердо готовы идти в бой за Отчизну, гордясь своим высоким призванием. Они крепки своим понятием о долге, чести и истинном благородстве.

7. Подведение итогов

Куратор:

Какие факты вас поразили?

О чем вы узнали?

Что заставило вас задуматься?

Звучит песня Сергея Трофимова «Аты-баты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о конкурсе творческих работ "Их имена мы в сердце сохраним"

Конкурс проектов, рефератов, творческих работ " Их имена мы в сердце сохраним", посвящённый участникам Великой Отечественной войны....

Презентация к интернет-уроку "Имею право знать"

Всероссийский интернет-урок "Имею право знать" посвященный профилактике наркомании среди учащихся...

Классный час на тему "Честь имею!"

Мы живем в России. Все мы, независимо от того, где родились и жили, независимо от образования и материального положения, должностей и званий считаем себя россиянами, прежде всего по духу. ...

Научно-практическая краеведческая конференция "Их имена мы в сердце сохраним"

Областная научно-практическая конференция, проводилась среди студентов Барышского индустриально-технологического техникума и Жадовского сельскохозяйственного техникума. Были подготовлены рефераты об у...

Тезисы исследовательской работы на тему" Современные и традиционные английские имена"

Основное содержание исследовательской работы. Лингвотсрановедение...

Классный час "Великие имена и даты Нижегородчины"

Цель урока – создание условий для воспитания патриотизма, посредством изучения истории своего края, формирование чувства гордости за своих земляков и предков, ощущения сопричастности к истории с...

Классный час Откуда пришли наши имена

дать представление о ценности имени человека и рассмотреть его как часть культурного наследия человечества....