Методическая разработка «Актуальные компоненты современного воспитательного процесса»
методическая разработка по теме

Данная методическая разработка посвящена наиболее важным проблемам воспитания.
Представленные в работе закономерности, принципы и методы воспитания в совокупности дают представление о том, какой должна быть практическая организация современного воспитательного процесса. В данной методической разработке обосновывается, что основными аспектами успешного воспитательного процесса являются доверительное отношение к воспитанницам, создание ситуаций успеха, а также профессиональные качества педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_2_skotarenko_.docx75.78 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Московский кадетский корпус

«Пансион воспитанниц Министерства обороны

 Российской Федерации»

                Методическая разработка

«Актуальные компоненты современного воспитательного процесса»

                                                                         

                                                                 

                                                                             

                                                                                    воспитатель 10 учебного курса

                                                                                Скотаренко Елены Леонидовны

Москва 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Воспитание как педагогическое явление…………………………............4

1.1. Понятия “воспитание”, “самовоспитание”, перевоспитание”.

1.2. Сущность воспитания и его особенности.

Глава 2. Характеристика закономерностей воспитания…………………………...8

2.1. Воспитание человека путем активности самого обучаемого.

2.2. Обусловленность содержания деятельности объекта  воспитания его изменяющимися потребностями.

2.3. Соблюдение пропорционального соотношения усилий обучаемого и усилий педагога в совместной деятельности.

2.4. Демонстрация уважения в адрес воспитуемого.

2.5. Внутренняя индивидуальная удовлетворенность воспитуемых собственными действиями и полученным результатом.

Глава 3. Характеристика принципов воспитания…………………………………11

Глава 4. Характеристика основных методов воспитания………………………...14

4.1. Метод убеждения.

4.2. Метод упражнений.

4.3. Метод примера.

4.4. Методы поощрения и наказания.

Заключение………………………………………………………………………….20

Список литературы.………………………………………………………………...21

Введение

“Необходимо, чтобы идеи воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения – в привычки. Когда убеждения так вкоренились в человека, что он повинуется им прежде, чем должен повиноваться, только тогда оно делается элементом его природы ”.

                      / К. Ушинский /

Центральной категорией научного осмысления воспитательного процесса и профессиональной педагогической деятельности по формированию и развитию личности является понятие “воспитание”. Для раскрытия сущности данного явления, нужно выявить основные закономерности, принципы и методы воспитания, обосновать их социальную обусловленность, охарактеризовать особенности их функционирования в современных условиях. Раскрытие содержания воспитательного процесса без рассмотрения основ семейного воспитания будет неполным, вот почему, этой проблеме будет уделено особое внимание.

« Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а  иным даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически и практически».

                          / К. Ушинский /

В зависимости от того, как производится трактовка понятия “воспитание”, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности данного явления. Именно поэтому важно вникнуть в основное содержание соответствующих терминов.

Глава 1. Воспитание как педагогическое явление

1.1. Понятия “воспитание”, “самовоспитание”, перевоспитание”

Исходное значение слова "воспитание" обусловлено корневой частью слова: "воспитание” – это вскармливание, питание ребенка,  не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении.

Центральное понятие "воспитание" имеет целый веер педагогических терминов, обозначающих явления, лежащие рядом или тесно связанные с воспитанием. В первую очередь, отметим "становление" – термин, отражающий некоторое условное достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, распоряжаться своей судьбой и самостоятельно выстраивать свое поведение, а также обладает способностью осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор.

Воспитание как педагогическое понятие включает в свое содержание три существенных признака: первый – целенаправленность, наличие какого-то образца, даже самого общего характера, как социально-культурного ориентира, второй - соответствие хода процесса социально-культурным ценностям, как достижениям исторического развития человечества, третий – присутствие определенной системы организуемых влияний.

Становление личности, свершающееся в жизни индивида, рождает еще одно педагогическое явление, получившее название “самовоспитание”. Суть его – в указании на смещение субъекта воспитания: теперь соотносить социально-культурный образец с поведением станет сам воспитанник. Подрастающий ребенок принимает воспитательную эстафету у педагога и несет ее далеко по дороге собственного совершенствования. "Самовоспитание" подчеркивает субъектность вчерашнего воспитанника – он сегодня эмапсипировался от воспитывающих его взрослых и свое "Я" превратил в объект собственного восприятия и продуманного воздействия.

Латентный характер (скрытый, невидимый – лат.) протекающих в личности процессов и длительность их завершающего формирования ставят как педагога, так и самого воспитанника, перед фактом неожиданных явных несоответствий личности общепринятым нормам и неразвитости некоторых качеств, востребованных современной жизнью. Удивление и огорчение часто сопровождают профессиональную деятельность педагога Стремление исправить, скорректировать, добавить, ликвидировать появляется как ответная профессиональная реакция на произведенную работу.

Так вошло в педагогическую терминологию понятие "перевоспитание" как отражение этой стороны педагогической деятельности.

Приставка “пере-“ уже сама по себе говорит о желании что-то изменить, сделать по-новому, заново, иначе, по-другому, не так, как оно есть сейчас. К понятию "перевоспитание" обращаются, когда речь заходит о социально неодобряемом поведении, о качествах личности. противоречащих человеческому общежитию, в том числе, и о противоправных деяниях.

"Перевоспитание" – термин далекого педагогического прошлого, когда человек, будучи для педагога объектом воздействия, трактовался как носитель суммы качеств. Предполагалось, что отрицательные качества нужно "удалять", "уничтожать", даже "вытравливать", "подавлять" (при этом упускалась нечаянная возможность "подавить" и саму личность), а положительные – вкладывать на место вытравленных, как если бы ребенок был магнитофоном, в который педагог может вставить нужную кассету с хорошей чистой записью, а дурную кассету, с непристойными записями удалить.

Отголоски такого педагогического представления о природе воспитания звучат до сих пор в педагогической практике. апеллирующей к медицинской аналогии: педагог, якобы, иногда должен быть подобен хирургу, скальпелем удаляющему "ненужное" в организме или заменяющему "больной орган" "здоровым".

При этом умаляется, что медицина максимальные усилия направляет на то. чтобы при «течении организма ни в коем случае не разрушить личность, не подавить ее, не притушить в ней социально-личностное и, тем более, индивидуальное.

Как видим, сложности в изучении научно-теоретической картины воспитания как социально-психологического, социально-культурологического и педагогического явления начинаются с первых шагов, которые предстоит делать педагогу, намеревающемуся работать с обучаемыми на основании научных истин.

1.2. Сущность воспитания и его особенности

Воспитание принадлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из факторов жизни и развития общества.

С точки зрения социальной, воспитание – это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом. Например, создание сети учебных заведений составляет одно из проявлений воспитания как социального явления.

Воспитание относится и к психологической сфере, так как обращено непосредственно к способности юного человека отражать окружающий мир в сознании, и, с точки зрения психологической, может быть проанализировано в качестве процесса целенаправленного развития способности человека отражать и взаимодействовать с миром.

Воспитание – элемент общечеловеческой культуры и подлежит изучению с позиции культурологической. Тогда этот процесс предстает перед нами как целенаправленная помощь индивиду в его вхождении в современную культуру, достижения которой складывались на протяжении длительных веков, а усвоение ее человек должен произвести за предельно короткие сроки.

Если взглянуть на воспитание философски, то мы увидим целенаправленный процесс взаимодействия одного поколения с другим, осуществление передачи эстафеты жизни старшим поколением молодому, и в жизни как смене одного поколения другим воспитание предстает условием такой смены.

Ну а если взглянуть на воспитание с точки зрения биологической, то и тут мы обнаружим характеристику воспитания, несколько отличную от предыдущих: в царстве животных мать помогает детенышу приспособиться к жизни и успеть развить жизненно важные навыки: производит она это подчиняясь сильнейшему заложенному природой инстинкту, реализация которого обеспечивает продолжительность рода; в действиях матери отсутствует целенаправленность, проистекающая из анализа социальной ситуации или ситуации жизни. Всем доступно наблюдать, как упражняет в хищнических навыках кошка своих детенышей, хотя при сегодняшнем положении кошек в домах она, вероятно, сама не поймала ни одной мышки. Воспитание в мире животных – это только зачатки будущего человеческого воспитания, основание пирамиды. которое выстраивало человечество на протяжении истории своего существования, все более осознавая великую роль усилий старших, направленных в адрес младших, вступающих в жизнь, и всё более наделяя эти направленные усилия целью.

Мы изберем для выявления сущности воспитания позицию профессионально-педагогическую: станем рассматривать воспитание как то, что организуется  профессионалами-педагогами в специальных воспитательных учреждениях, наделенными обществом профессиональными полномочиями и несущими профессиональную ответственность перед обществом.

Воспитание – это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности, вхождения ее  в контекст современной культуры, становлению ее как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека.

Чтобы содействовать становлению личности, надо знать природу такого становления: как формируются социальные отношения личности? что выступает фактором такого формирования? каково этапное движение данного процесса? и как при формировании социально ценностных отношений человек приобретает свою индивидуальность?

Педагог не может не интересоваться этими вопросами, ибо ответ на них лежит в основании организуемой педагогом деятельности. Своевольное выстраивание системы без опоры на объективную природу предмета неизбежно приводит к педагогическому фиаско.

Формирование личности не совершается в одном акте, а протекает процессуально, как движение, вызываемое причинами, проходящими свои этапы, имеющее свои темпы, свою историю. Это движение длительное. Оно существует, пока в .личности происходят изменения. И по достижении зрелых лет формирование не приостанавливается, потому что изменяется социальная действительность, меняется и положение личности в обществе, а значит, его социальная роль претерпевает изменения, да и жизненный опыт вынуждает личность перестраивать что-то во взаимоотношениях с миром. Остановка формирования личности – гибель личности; ведь способ существования личности в ее взаимодействии с социальном миром, когда она общается с другими людьми, выражает свое мнение по поводу социальных событий, созидает материальные или духовные ценности для общества, осмысливает ход истории, оценивает значимость тех или иных объектов человеческой жизни. Только в социальной среде существует личность, и в этой среде утверждает свое “Я”.

Педагог, знающий о роли социальной среды как факторе формирования личности, придает наиважнейшее значение организации воспитывающей среды.

Воспитывающая среда – в отличие от среды формирующей – это совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру.

Взаимоотношения человека с миром опосредованы личными взаимоотношениями его с педагогом. В воспитательном процессе участвуют два субъекта, и. хотя один из этих субъектов мал и неопытен, необразован и недостаточно развит, а другой обучен. развит, опытен и мудр, оба субъекта автономны и обладают своим внутренним миром, неповторимым и уникальным. Каждый из субъектов – уникальность. Их взаимоотношения – сложная сторона воспитания. Ход развития этих взаимоотношений, безусловно, определяется педагогом, а не воспитанником, так как педагог психологически подготовлен (или должен быть способным) придавать общению наиболее благоприятный для воспитания обучаемого характер.

Глава 2. Характеристика закономерностей воспитания

«Воспитание призвано сформировать человека годного для будущего, чтобы он стал достойным членом того поколения, в котором ему придется жить».

                                / Л. Толстой /

Научная картина воспитательного процесса предполагает наличие ряда закономерностей, управляющих ходом воспитания личности. Педагогические закономерности воспитания – это адекватное отражение объективной, то есть независимой от воли субъекта, действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.

Определить закономерность – значит выявить основу идеального плана педагогической деятельности, получить общие регуляторы воспитательной практики. Пренебречь закономерностями – значит заведомо обречь профессиональную деятельность педагога на низкую продуктивность.

2.1. Воспитание человека путем активности самого обучаемого.

Первая закономерность. Воспитание человека как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого обучаемого. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей. Он может только то, что он может на данный момент его развития, однако в процессе активной деятельности происходят физические и духовные приобретения, они позволяют повысить меру усилий личности. Воспитательный процесс, с этой точки зрения, выглядит образно как непрекращающееся движение вверх. требующее все новых и больших усилий.

Соблюдение меры в дозировании активности составляет педагогическое искусство, но и вовлечь обучаемого в активную деятельность тоже требует профессионализма, потому что он не живет в жажде усилий и преодолений. Всякая работа становится для него напряжением. Чтобы облегчить для обучаемого напряжение, не надо делать за него работу, а следует лишь педагогически инструментовать ее.

Игровая инструментовка, элементы состязательности, ролевая ситуация, положительное подкрепление и прочие методические приемы обеспечивают щадящий режим целенаправленной активности ребенка, скорее, отвлекая внимание ребенка от усилий, чем снимая эти необходимые для его развития усилия. Формируется общая привычка к какому-либо усилию, ребенку легко будет в жизни в последующем, когда профессиональный труд, семья, воспитание детей, дружеское общение – все будет требовать от него духовного и физического напряжения.

Согласно данной закономерности, хороший педагог – это педагог, умеющий организовать деятельность обучаемых, ведущую к  развитию их способностей.

2.2. Обусловленность содержания деятельности

объекта воспитания его изменяющимися потребностями.

Вторая закономерность. Содержание деятельности объекта  воспитания обусловлено его изменяющимися потребностями и потому вариативно, определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями. Педагог выстраивает систему деятельности в полном соответствии с этим ансамблем актуальных потребностей, придавая им окультуренную форму и направляя их развитие по лестнице общечеловеческих ценностей. Пренебрежение актуальными потребностями приводит достаточно часто обучаемого на асоциальную либо антисоциальную дорогу – тогда мы вынуждены констатировать так называемое девиантное ("уклоняющееся от дороги" – лат.) поведение воспитанниц.

Малыш с его жаждой игры, младший подросток с избытком энергии и потребностью движения, раздумчивая юность с острыми вопросами мировоззрения и мучительными половыми проблемами ставят профессионала-педагога перед необходимостью подбрасывать материал в костер природного огня. Искусство будет состоять в том, чтобы предложить вовремя, ни раньше, ни позже. Опережая актуальные потребности, педагог рискует встретить сопротивление и пассивность обучаемых, что, впрочем, одно и то же, ибо пассивность обучаемых не что иное, как сопротивление слабых. Если педагог запоздал с материалом для актуальных потребностей, то "господин случай" выполнит свою формирующую функцию и дет жизненный материал для острой нужды воспитуемого, но этот материал не всегда будет добрым и достойным.

Согласно данной закономерности, хороший педагог - это педагог, умеющий видеть, что происходит с подопечным и что для него кажется самым главным на данный момент  жизни, и не отвергать "неудобство" развития, а направлять особенности роста по пути культуры.

2.3. Соблюдение пропорционального соотношения усилий

обучаемого и усилий педагога в совместной деятельности.

Третья закономерность заключается в соблюдении пропорционального соотношения усилий обучаемого и усилий педагога в совместной деятельности. На начальном этапе доля активности педагога превышает активность обучаемого. Но очень скоро доля активности объекта воспитания его увеличивается и, в конце концов, доводится до максимального уровня, когда субъектом деятельности выступает он сам, а педагог как бы в стороне, наблюдает, оценивает. сопровождает ненавязчивой инструкцией по совершенствованию продукта деятельности. Педагог все больше и больше отходит в тень, кажется он не нужен воспитанникам: они сами рисуют, решают возникающие задачи. Совместно-разделенная деятельность помогает воспитаннику ощущать себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно для свободного творческого развития личности.

Согласно этой закономерности, хороший педагог – это педагог, чувствующий границы меры собственного участия в деятельности обучаемых, умеющий отойти в тень и признать полное право воспитуемых на творчество и свободный выбор.

2.4. Демонстрация уважения в адрес воспитуемого.

Четвертая закономерность. Воспитание включает в свое содержание демонстрацию уважения в адрес воспитуемого, чтобы он был спокоен в отношении к нему воспитатель, чтобы это спокойствие обеспечивалось наглядным образом любви, когда он слышит в речи доброе отношение и расположенность к себе, когда он ощущает мимико-пластическую расположенность к себе, когда он проживает вместе с педагогом взаимную симпатию.

2.5. Внутренняя индивидуальная удовлетворенность воспитуемых

собственными действиями и полученным результатом.

Пятая закономерность. Педагогическая деятельность сопровождается или венчается ситуацией успеха, которую должен пережить каждый обучаемый. Речь идет не об успешном предметном результате деятельности, а о внутренней индивидуальной удовлетворенности воспитуемых самим участием в деятельности, собственными действиями, полученным результатом и течением эмоциональных переживаний за время работы. Ситуация успеха – это субъективное переживание персональных достижений в контексте индивидуального развития личности и ее индивидуальной жизни.

Положительное подкрепление – самое общее условие создания ситуации успеха. Педагог должен уметь производить положительное подкрепление, возвышая духовные силы воспитуемого.

Как видим, учет данной закономерности зависит от ряда профессиональных умений педагога. Если он владеет всеми названными умениями, то вызвать к реальности ситуацию успеха, группа ли это обучаемых или один человек, нетрудно.

Научно-теоретический взгляд сказывается на практической работе педагога с обучаемыми не прямо, а опосредованно, через реализацию педагогических принципов воспитания. Что же представляют собой принципы воспитания?

Глава 3. Характеристика принципов воспитания

Принцип – общее руководящее положение, требующее последовательности действий, не в значении «поочередности», а в значении “постоянства” при различных условиях и обстоятельствах.

Предположим, принципом жизни человек избрал “быть самим собою”, это значит, что никакая сила грубых и жестоких насильников не заставит его изменить данному принципу. Или: если педагог в качестве принципа избрал “не кричать на обучаемых”, то не останется места никаким изворотливым оправданиям для нарушения этого положения.

 Принцип – положение, проистекающее из цели воспитания и из природы воспитания. Как бы предвосхищая своевольность выдвигаемых целей, принцип устанавливает соответствие того, что планирует педагог (“чего хочу”) и того, что возможно достигнуть в условиях социально-психологического климата (“что могут”).

Принцип – мостик из теории в практику. Его реализация – воплощение теоретических основ.

Итак, первый принцип воспитания, вытекающий из цели воспитания и учитывающий природу воспитательного процесса, – ориентация на ценностные отношения.

Данный принцип означает постоянство профессионального внимания педагога на разворачивающиеся в действиях, эмоциональных реакциях, словах и интонациональной окраске отношения воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию ... и ценностным основам жизни, достойной человека, – добру, истине, красоте.

Так установка помогает видеть за обыденными действиями воспитуемых вообще всех людей драму отношений: занял самое удобное кресло, отказался от лакомства, нарядился вопреки неприятностям, спрятался за спину соседа, замер перед распустившейся розой.

Осуществляется принцип благодаря тому, что организуемая педагогом деятельность принимает философический характер: за фактом обнаруживается явление, за явлением – закономерность жизни, за закономерностью – основы человеческой жизни. Это позволяет преобразовать каждый момент совместной деятельности в проживание ценностных отношений: решение задач – в поиск истины, уход за цветами – в заботу о красоте, участие в дискуссии – в интерес к индивидуальности.

Второй принцип воспитания, вытекающий из природы воспитательного процесса и учитывающий поставленную цель воспитания, – принцип субъектности. Согласно этому принципу, педагог максимально содействует развитию способности ведомого осознавать свое “я” в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя  как носителя знаний, отношений.

Осуществляется принцип через апелляцию педагога к сознанию обучаемого, по парадигме: “Если ты ..., то тебе....” и “Если ты ..., то всем ...”  Производится раскрытие сущности действий и поступков в их влиянии на протекание жизни, раскрытие нерасторжимой связи всех человеческих действий с состоянием окружающего мира. Это делается в ходе повседневной деятельности, в отдельные часы групповых размышлений, в индивидуальной беседе с воспитуемым посредством анализа собственных мыслей из собственных переживаний за определенный период или на данный момент жизни.

Третий принцип – принятие личности обучаемого как данность.

Он означает признание за воспитуемым право на существование его таким, каков он есть, со своими характерологическими особенностями, особенностей физического и психического здоровья, учетом ее психического состояния.

Принять воспитуемого как данность – это признать ценность его личности на данный момент его развития, признать в нем достоинства человека, сохранять по отношению к каждому обучаемому, вне зависимости от его успехов, уважение как к личности.

Данный принцип носит как ситуационное свое решение – когда педагог реагирует на данность личности, учитывая ее состояние  “здесь и сейчас”.

Принять как данность – значит признать право на самобытность, не сравнивать ни с кем и не призывать быть похожим на кого-то. Учить быть самим собою.

Синкретический союз (синкретизм – нерасчлененность психических функций) трех принципов воспитания придает ему гармонически сочетающиеся характеристику: философическую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из названных принципов в оторванности от других невозможна, ибо протекают они из определенной нами сущности и описанной природы воспитательного процесса.

 

Глава 4. Характеристика основных методов воспитания.

Методы воспитания – это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведения воспитуемых для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с педагогом – воспитателем.

Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Последними являются прежде всего предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач.

Метод воспитания реализуется через деятельность педагога -воспитателя, средство же может влиять вне ее. Скажем, оказывает влияние газета, книга, кинофильм) телепередача и без педагога (нередко и вопреки советам наставников, если эти средства несут аморальную информацию).

Методы можно сгруппировать. В научной педагогике есть разные классификационные схемы. Анализ их – дело теоретических исследований, а для практической работы педагога больше всего подходит следующая:

- во-первых, методы, с помощью которых прежде всего формируются взгляды (представления, понятия) воспитуемых и осуществляется оперативный обмен информацией в педагогической системе между ее членами;

- во-вторых, методы, с помощью которых прежде всего организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы;

- в-третьих, методы, с помощью которых прежде всего стимулируются самооценки и оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения, в саморефлексии (самоанализе), самовоспитании, а также производятся официальные оценки поступков обучаемых.

К первой группе относятся: различные виды изложения и предъявления информации (разъяснительной и предписывающей) в форме внушения, повествования, диалога, доказательства, инструктажа, реплики, развернутого рассказа лекционного типа, обращения-призыва и т.д. Все эти виды информационного воздействия имеют функцию убедить и с их помощью педагоги решают соответствующую главную задачу: сформировать взгляды о том, "что такое хорошо и что такое плохо", взгляды о Добре и Зле, о допустимом и недопустимом Конечно, вместе с этим мировоззренческим развитием и на основе его формируются (и стимулируются) позитивные мотивы деятельности и общения. Эту группу информационных воздействий обобщенно называют методы убеждений.

Ко второй группе относятся: различные виды заданий на деятельность (индивидуальную и групповую) в виде поручений, требования, состязания, показ образцов и примеров, создание ситуаций успеха. Это – методы упражнений (приучений). К третьей группе относятся: различные виды поощрений, замечаний, наказаний, ситуации контроля и самоконтроля, ситуации доверия, критики и самокритики. Это – методы оценки и самооценки.

Остановимся на более подробной характеристике отдельных методов.

4.1. Метод убеждения.

Метод убеждения в воспитании – это путь воздействия на знание обучаемого для разъяснения фактов и явлений общественной  и личной жизни, формирования взглядов.

Метод убеждения является ведущим в воспитательной работе. Умело пользоваться словом обязан каждыйпедагог. Нельзя безответственно бросаться словами, содержащими большой смысл, нельзя повторять часто общие фразы. Слово может быть величайшей воспитательной силой, может убеждать людей, звать их на подвиг. Но слово болтуна и лицемера сеет недоверие, вызывает разочарование и протесты, рождает конфликты и обиды.

Передовые воспитатели настойчиво работают, овладевая искусством убеждать. Они стараются сделать слово сильным и верным орудием педагогического действия.

Метод убеждения служит для формирования взглядов, которые в сознании воспитуемого, в его тезаурусе раньше не имелись (или не были закреплены), или для актуализации имеющихся знаний.  

Диалог – основной путь обмена мыслями с целью убеждения, универсальная форма информационного взаимодействия педагога с воспитуемыми. Диалог – прекрасный способ воздействия на сознание и формирования определенных взглядов, мотивов, чувств. Через диалог реализуется общение, решаются многие воспитательные задачи.

Успешное использование педагогом диалога возможно при соблюдении следующих условий:

Первое, своевременный выбор роли говорящего или слушающего. Это определяется моментами возникающих ситуации и теми проблемами, которые появляются. Если конкретный обучаемый горит желанием что-то сказать первым – пусть говорит и учитель должен обрести роль терпеливого заинтересованного слушателя. Молодой человек не способен воспринимать слова педагога в тот момент, когда он "перегружен" собственными мыслями и чувствами. Ему надо “разрядиться" – высказаться.

Второе, способность слушать собеседника. От того, как педагог слушает своих питомцев, зависит ход и воспитательная сила диалога. При помощи внимания слушающего разговор может развиваться, а невнимание – вызывает раздражение и обрывает его. Слушающий всем своим видом (позой, жестами, глазами, мимикой) "выставляет оценку" той информации, которую сообщает говорящий. Последнему надо дать выговориться. Нельзя прерывать его словами; "Все ясно, хватит". Это неуважение и его не следует допускать. Когда говорящий закончит свою речь, то можно поинтересоваться, насколько Вы точно поняли его соображения.

Третье, способность придать своим соображениям правильную форму. В педагогике присутствуют две формы высказываний: "Я-сообщение" и "Ты-сообщение" Первое – путь к взаимопониманию, второе – движение в обратном направлении.

В качестве конкретных рекомендаций по применению метода убеждения в практической деятельности педагога являются следующие:

- метод убеждения необходимо систематически использовать в практической работе. С его помощью решаются задачи расширения и углубления у воспитуемых мировоззренческих знаний;

- в воспитательной работе целесообразно использовать разнообразные формы убеждения. Надо стремиться вести разговоры с обучаемыми так, чтобы слова воспитателя глубоко западали в их сознание, а для этого надо постоянно совершенствовать искусство беседы и убеждения. В слове педагога воспитанник должен чувствовать его искреннюю уверенность, страсть, эрудицию и культуру;

- информация, преподносящаяся обучаемым при помощи внушения, рассказа, диалога должна быть: а) научной, т.е. объективно излагать факты; б) связанной с практикой; в) убедительной. доступной, яркой по форме изложения;

- воспитательные воздействия надо обращать не только к уму обучаемых. но и к их чувствам, которые играют огромную роль в усвоении знаний, в формировании демократических убеждений;

- воспитанников следует учить отстаивать, доказывать истину. справедливость, человеколюбие, миролюбие;

- не следует злоупотреблять длинными выступлениями, беседами, докладами; строить их надо с учетом возраста своих воспитанников;

- не следует считать метод убеждения единственным. В воспитательной работе необходимо сочетать его с методом упражнений (приучения) и другими.

Владея искусством убеждения, можно решать разнообразные педагогические задачи и достигать конкретных целей воспитания.

4.2. Метод упражнений.

Метод упражнений есть метод управления деятельностью обучаемых при помощи разнообразных н повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания). Этот метод способствует формированию единства сознания и поведения.

Метод упражнений в воспитании реализуется через поручения. Поручения (практические задания) создают и расширяют опыт обучаемых в различных видах деятельности, опыт личного предпринимательства. Приучение воспитанников к самостоятельному инициативному и добросовестному выполнению поручений, как показывает анализ педагогической практики, дело длительное и требующее неустанного внимания к нему.

В повседневной организаторской работе необходимо широко использовать метод упражнений (приучения), формирующий единство сознания и поведения. Выскажем несколько рекомендаций по реализации метода упражнений:

- данный метод эффективен только при использовании его с методом убеждения. Перед обучаемыми надо широко раскрывать цели выполняемых поручений. Без этого невозможно по-настоящему увлечь их коллективными делами:

в коллективе не должно быть ни одного воспитанника без постоянных или временных заданий. Помочь определить каждому дело по душе, правильно распределить обязанности, учитывая интересы и способности членов коллектива, – важная практическая задача;

педагогу следует хорошо знать мотивы участия обучаемых в деятельности, их отношение к поручениям и обязанностям. Учитывая мотивы, надо определять конкретные воспитательные цели и педагогические задачи, подлежащие решению:

от несложных по содержанию дел-упражнений, выполнение которых не представляет больших трудностей, следует переходить к предъявлению таких поручений, которые требуют проявления все более и более значительных волевых усилий, требуют известного подчинения личных интересов общественным. Этот процесс развивает ценные мотивы участия в общественной деятельности, формирует положительную направленность личности;

морально-волевые напряжения в работе обучаемые должны чувствовать непрерывно, находясь под контролем общественного мнения коллектива и соревнуясь в достижении все более и более высоких результатов;

участвуя в работе и добиваться выполнения принятых обязательств, обучаемые должны переживать чувство радости от сознания выполненного долга, от ситуаций личного успеха.

4.3. Метод примера.

Метод примера – это метод воздействия на созерцание, чувства и поведение воспитанников впечатляющим образом, способным оказать помощь в достижении педагогических целей В практической работе используются разнообразные средства книги и кинофильмы, картины и факты из жизни, теле- и радиопередачи, наглядная агитация. Большое значение имеет личный пример педагога.

Путем подражания у обучаемого формируются социально-нравственные (или аморальные) цели личного поведения, а также утверждаются те или иные способы деятельности.

Подражание сопровождается более или менее зрелыми самостоятельными суждениями. Вот почему подражание не есть только слепое копирование: оно формирует у воспитуемых и действия нового типа. как совпадающие в общих чертах с примером, так и оригинальные действия.

4.4. Методы поощрения и наказания.

Метод поощрения – положительная оценка тех лучших качеств. которые появились в учебе и поступках обучаемого, метод наказания – это выявление ошибок в поведении и осуждение антиобщественных поступков.

Поощрения стимулируют правильную линию в поведении. наказания тормозят проявления недисциплинированности. недобросовестности и других отрицательных качеств.

Эти методы педагогического воздействия служат тому, чтобы помочь обучаемым осознать свои достоинства или недостатки, стимулировать или тормозить определенное поведение, приучать контролировать свое поведение.

Продуманная система поощрений и наказаний, утверждает А.С.Макаренко, не только законна, но и необходима. Она помогает закалять человеческий характер, воспитывает человеческое достоинство, чувство ответственности гражданина.

Оценки всегда имеют побочное действие: они вызывают внимание к собственной персоне, актуализируют самооценки и нередко эгоцентрируют. Поэтому нельзя злоупотреблять как положительными, так и отрицательными оценками.

Если возникает вопрос, с чего начинать, то начинать надо с похвалы. Опережающая похвала педагога – всегда несет в себе положительный воспитательный заряд – веру, намечает хорошую перспективу для личности. Педагогическая вера помогает потенциальной возможности стать действительностью.

Вместе с этим надо проявлять осторожность и чувство меры при одобрениях. Нелишне обратить внимание на ряд правил в этой связи: не следует хвалить:

- за то, что получено от природы (ум, здоровье и т.д.);

- за то, что достигнуто не своими усилиями, своей работой;

- больше двух раз за одно и то же достижение;

- из-за жалости;

- из-за желания понравиться. Тот кто хвалит, далеко не всегда становится любимым.

Похвала обладает свойством наркотика: получив ее порцию, хочется еще и еще. Поэтому следует воздерживаться в поощрениях там, где это можно сделать.

Не менее значимы в практической педагогической деятельности наказания, к которым ведущим приходится прибегать в тех или иных конкретных педагогических ситуациях. Но каждый раз следует задуматься над тем, как нельзя наказывать. И в этом отношении существуют множество рекомендаций, среди которых важнейшие сводятся к следующим:

наказание не должно вредить здоровью - ни физически, ни морально;

если есть сомнение: стоит или не стоит наказывать, то следует избегать наказания;

за один акт воздействия - одно наказание (если даже одновременно было совершено несколько проступков);

если время упущено, то запоздало наказывать не следует;

наказан - прощен;

при наказании не допускать оскорбления и унижения личности;

нельзя наказывать и ругать: когда наказуемый болен; когда ест: после сна, перед сном: во время игры, во время работы: сразу после физической или душевной травмы; когда он проявляет неспособность, бестолковость. глупость, неопытность: когда не справляется со страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая при этом искреннее старание;

не наказания должен бояться воспитуемый, а огорчения педагогов и вины перед коллективом.

Заключение.

В данной работе были рассмотрены общие закономерности, принципы и методы воспитания. Рассмотренные закономерности и принципы, если их взять в совокупности, дают представление о том, какой должна быть практическая организация воспитательного процесса. Из работы выяснилось, что воспитание детей зависит от многих факторов, и они должны быть обязательно учтены в результате выстраивания воспитательного процесса.

Воспитатель часто сталкивается с трудностями при выборе метода и формы воспитания. Причины затруднения:

методы воспитания строго не зафиксированы, однозначно не описаны;

множество условий для применения методов;

наличие единственного критерия эффективности - времени.

Выбор метода воспитания зависит от: цели и задачи воспитания, содержания воспитания, возрастных особенностей воспитанниц, уровня сформированности коллектива, индивидуальных и личностных особенностей обучающихся, условий воспитания, уровня педагогической квалификации, времени воспитания и ожидаемых последствий.

Существует ряд требований и при выборе форм воспитания: любая форма воспитания не существует без беседы, одна и та же форма может решать разные воспитательные задачи – это зависит от содержания, формы должны использоваться в комплексе, обязательное слово воспитателя, нельзя ориентироваться только на одну форму, выбор форм основывается на принципах воспитания.

Выбор форм зависит от: содержания и направляющей задачи, возраста воспитанниц, уровня воспитанности и личного социального опыта детей, особенностей коллектива, его традиций, технических и материальных возможностей, уровня профессионализма воспитателя.

Эффективность форм воспитания зависит:

от того, на сколько много детей вовлечено;

от сочетания эмоциональных и рациональных факторов;

от того, какие мотивы формируются;

от сочетания руководства педагога и самостоятельности детей;

от сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм;

следует планировать систему воспитательных действий, а не одно отдельное мероприятие.

Искусство учителя заключается в том, чтобы с высоты своей образованности, жизненной мудрости, опираясь на выводы психологии и педагогики, творчески используя их в своей повседневной работе, чутко понимать этот мир, побуждать, а не принуждать своих учеников на овладение новыми знаниями, на добрые дела и поступки.


Список литературы

  1. Педагогика: Учеб.пособие/ В.Г. Рындак, Н.В. Алехина, И.В. Власюк, и др.; под ред.проф. В.Г. Рындак.- М.:высш. шк., 2006.-495 с.
  2. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! - Теория и практика воспитательных систем. - М; 1996г.
  3. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога.- М.,1987
  4. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: изд. Владос. 2004.- 382с.
  5. Хофман, Франц. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика. М.: «Педагогика», 1979г.
  6. Стефановская Т.А. Педагогика и искусство.- М..1998.,с141
  7. Баранов С.П. Принципы обучения. М., 1975.
  8. Выбор медов обучения / Под ред. Ю.К. Бабанского, М., 1981. 1. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения.- М.:1982г.,с.242-404.
  9. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. И.П. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640с., с.129-192.
  10. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия. 2004.- 336с.
  11. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических Вузов в 2х книгах - М, 1999г.
  12. Сластёнин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений. 3-е издание - М.: Школа - Пресс, 2000г., с.186.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Нетрадиционное применение современных фитнес технологий для самостоятельной подготовки к сдаче силовых нормативов комплекса ГТО».

Применение нестандартных упражнений для развития силы и силовой выносливости основных мышечных групп для успешной сдачи нормативов комплекса ГТО....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАСТЕРОВ П/О ГБПОУ МО «Ногинский колледж» при реализации инклюзивной среды

Профессиональное обучение каждого трудоспособного гражданина страны является необходимым, с целью развития профессиональных и личностных компетенций, способствующих формированию конкурентноспособных, ...

Методическая разработка по теме: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ СЕСТРИНСКОГО УХОДА ЗА ПАЦИЕНТАМИ

Методическая разработка практического занятия по ПМ 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными....

Методическая разработка на тему: " Современные образовательные технологии"

В  работе представлены  современные образовательные  технологии, применяемые  в моей педагогической практике.Информационно-коммуникационные технологии;Технология проектного о...

Методическая разработка на тему Современные образовательные технологии. Игровая технология. 5-8 классы.

Методическая разработка на тему Современные образовательные технологии. Игровая технология.5-8 классы....

Методическая разработка практического занятия "Современные средства контрацепции."

Методическая разработка составлена в помощь преподавателю для праведения пратического занятия, содержит теоретический материал и контролирующий....

Методическая разработка Семинара-практикума "Современный взгляд на проблему курения"

В методической разработке представлен семинар-практикум, материалы которого  направлены на формирование осознанного отрицательного отношения к курению у студентов колледжа, стремления к здоровому...