"Великая тайна"
проект на тему

Цель исследования: на примере рукописных книг проследить развитие внешней формы книги и ее отдельных элементов, раскрыть взаимосвязь внешнего облика и внутреннего содержания.

Уже первые дошедшие до нас славянские рукописи - Остромирово Евангелие (1056-1057), Изборник Святослава 1073 года, Изборник 1076 года - являются примерами высокой культуры книжного оформления, образцами композиции, наглядности, соразмерности изобразительных элементов. Первые печатные книги в своем художественном оформлении копировали лучшие рукописные образцы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rukopisnaya_kniga.docx35.18 КБ
PDF icon materialnyy_oblik_rukopisnoy_knigi.pdf2.11 МБ

Предварительный просмотр:

План.

I.Введение.

II.Основная часть.

  1. Материалы, используемые для производства книги.
  2. Технология создания книги.
  3. Шрифты.
  4. Художественное оформление книги.
  5. Книга - синтеза словесного и изобразительного искусства.

(Анализ взаимосвязи содержания и оформления древнерусской книги на примере Остромирова Евангелия)

III. Заключение


Велика ведь бывает польза от учения книжного:

 книгами наставляемы и научаемы на путь покаяния,

ибо от слов книжных обретаем мудрость и

воздержание. Это ведь – реки, напояющие вселенную,

это источники мудрости;

 в книгах ведь неизмеримая глубина;

ими мы в печали утешаемся

Преподобный Нестор Летописец,

«Лаврентьевская летопись» (под 1037 годом)

I.Введение.

Актуальность исследования.

Человек, изучающий книгу, оценивает ее оформление, художественное достоинство. Чтобы до конца проникнуть в тайны книжного искусства, нужно заглянуть в далекое прошлое.

Мне, как дизайнеру полиграфической продукции, важно и очень интересно, понять истоки современного облика книги, пути становления ее современного облика. Какие правила перешли из тех далеких времен, когда книга писалась вручную, чем они были обусловлены.

Каждая книга (рукописная, печатная) представляет собой одновременно произведение человеческой мысли и продукт материального производства, несет в себе приметы и характерные черты своего времени. Именно содержание, заключенные в книге мысли, идеи, образы в первую очередь определяют ее значение и роль в жизни общества. Вместе с тем внешний вид книги, ее формат, переплет, декоративное убранство и т.п., мастерство, с которым она сделана, играют важную роль в восприятии книги читателем и ее распространении. Это прекрасно чувствовали выдающиеся мастера прошлого, создавшие великолепные образцы книжного оформления еще в эпоху рукописной книжности.

Под искусством оформления книги понимается разработка индивидуального художественного облика издания с учетом его целевого назначения и читательской аудитории. Создатель книги располагает следующими художественными и полиграфическими средствами: шрифт, формат, бумага, переплет, иллюстрации и декоративное убранство. По образному выражению выдающегося графика, В.А. Фаворского, "части книги, ее отдельные страницы составляют как бы оркестр разных инструментов". Следовательно, основное требование, предъявляемое к книге – это единство всех элементов содержания и формы.

Цель исследования: на примере рукописных книг проследить развитие внешней формы книги и ее отдельных элементов, раскрыть взаимосвязь внешнего облика и внутреннего содержания.

Уже первые дошедшие до нас славянские рукописи - Остромирово Евангелие (1056-1057), Изборник Святослава 1073 года, Изборник 1076 года - являются примерами высокой культуры книжного оформления, образцами композиции, наглядности, соразмерности изобразительных элементов. Первые печатные книги в своем художественном оформлении копировали лучшие рукописные образцы.

Гипотеза: В эпоху рукописной книжности сложились почти в том виде, в каком мы имеем их сегодня, фактически все основные элементы книги, сформировался характерный облик русской богослужебной книги, приемы и способы ее художественного оформления, определившие и характер оформления печатной книги.


II. Основная часть.

1. Материалы, используемые для производства книги.

Прообразом первой книги было изобретение свитка - папирусных листов, которые подклеивались один к другому. На таких свитках записывались эпические литературные произведения, прекрасным примером которых являются поэмы «Одиссея» и «Илиада».

Следующим важным этапом на пути становления современного облика книги стало изобретение пергаментна. С IV в. н. э. распространилась традиция писать богослужебные книги на пергаменте. В Средние века для этой цели папирус почти не употреблялся.

Средние века знали два основных сорта пергамена: собственно пергамент (лат. pergamen) и веллум (лат. vellum). Для изготовления пергамена употреблялись шкуры овец, баранов, телят, свиней и других животных. На велен шли шкуры новорожденных и особенно мертворождённых ягнят и телят. Поэтому стоимость книг была очень высокой.

Процесс создания пергамента с промывки шкуры и удаления наиболее грубого и жёсткого волоса. После этого шкуры подвергали золению, то есть длительному вымачиванию в известковом растворе. В извести шкуры выдерживали от трёх до десяти дней в зависимости от температуры окружающего воздуха, а затем промывали в воде. Это облегчало удаление волоса.

После выпадения волосяного покрова шкуры натягивали на деревянные рамы и мездрили, то есть отделяли от дермы нижний слой шкуры — подкожную клетчатку. Эта операция производилась при помощи полукруглых ножей. Затем шкуры шлифовали и выглаживали пемзой.

При последней операции в пергамент втирался меловой порошок, впитывающий жир, не удалённый при предыдущих обработках. Помимо этого, меловой порошок делал пергамент более светлым и однородным по цвету. Также с целью отбелить пергамент в него втирались мука, белки или молоко.

К писцам и художникам пергамент поступал разрезанным и, как правило, собранным в тетради. В отличие от папируса, на пергаменте можно писать с обеих сторон листа, а кроме того, его можно использовать повторно.

Из шкуры одного животного можно было сделать лишь 7-8 листов, а для книги в 200 листов требовалось обработать не менее 25 шкур. Выделка пергамена, особенного тонкого и гладкого, без швов и брака, была делом нелегким. Первоначально пергамент привозили из Византии. В Новгород мог поступать пергамент из стран Ганзейского союза.

 Вследствие дороговизны пергамента его употребляли иногда дважды. Для этого смывали молочной кислотой или соскабливали первоначальное письмо, ставшее уже ненужным. Такой материал называется палимпсестом.

Следующим толчком для массового распространения книг стало появление в Европе дешёвого писчего материала – бумаги, что привело к увеличению количества производимых рукописей.

Облик книги.

Из столетия в столетие книги переписывались от руки. В старину говорили, что от списывания книг "трое благо получишь: первое - от своих трудов питаешься, второе - праздного беса изгоняешь, третье - с Богом беседовать научишься".

С самого начала возникновения славянской письменности создание книги, содержащей священные тексты, понималось как особое искусство. Существовали профессионалы, готовившие материал для письма, чернила, краски, переплеты, писцы-калиграфы, художники, ювелиры.

Рукописи ценились очень высоко. И не только потому, что они были сосредоточием человеческой и божественной премудрости. В них вкладывалось очень много труда и дорогостоящих материалов: хорошо выделанный тонкий пергамен, золото и привозимые из Византии дорогие краски; доски, которые служили рукописи переплетом помещали в оклад из драгоценных металлов, украшенный драгоценными камнями и высокохудожественными эмалями. Книга была настоящим произведением искусства!

2. Технология создания книги.

Рукописной книгой называется произведение письменности, текст и иллюстрации которого исполнены от руки чернилами, красками, карандашом или выцарапаны на плоской поверхности.

 Славянская рукописная книга имеет форму кодекса. Ее основой является шестнадцатистраничная тетрадь, состоящая из четырех сфальцованных ( сложенных) пополам и подобранных вкладкой листов, заключенных в жесткий переплет, служащий надежной защитой страниц книги от повреждений и воздействия времени.

Как правило, нижнее поле было всегда больше верхнего. Можно предположить, что книжный мастер придерживался тех же принципов, что и иконописец. На древнерусских иконах нижнее поле всегда больше верхнего,

писец заполнял отдельные листа, которые после просушки складывались пополам в тетради из 8 листов-половинок (что составляло 4 больших листа).

Для ранних рукописей, особенно большого формата, характерно расположение текста в 2 столбца. Текст записывался сплошной строкой, без разделения ее на слова

В зависимости от целевого назначения рукописные книги заключались в окладные (с декоративным металлическим покрытием - окладом) или обиходные (с простейшими металлическими украшениями и басмлением (чернением) по коже) переплеты.

Окладными переплетами снабжались преимущественно дорогие, роскошно оформленные подносные книги, а также рукописи, предназначенные для использования во время богослужения, а обиходными переплетами - простые книги, применяемые в повседневной жизни.

К первым русским точно датированным произведениям окладного искусства относится переплет Евангелия Кошки (1392-1393), изготовленный из серебра и украшенный позолотой, литьем, сканью, эмалью, зернью, гравировкой (хранится в Российской государственной библиотеке в Москве). В великолепный серебряный оклад заключено Евангелие Симеона Гордого (середина XIV века). На поверхности оклада закреплены девять серебряных пластинок с гравированными изображениями распятия и предстоящих, херувимов и евангелистов.

Классификация рукописных книг.

Рукописные книги классифицируют по различным признакам: используемым материалам и способам письма, форме существования или обращения, содержанию, принадлежности частному лицу или учреждению.

Первые славянские богослужебные книги, изготовленные из пергамена в форме кодекса, появились на Руси после принятия Христианства в 988 году и писаны были кириллицей.

Древнейшей из сохранившихся датированных славянских рукописных книг, написанных кириллицей, является Остромирово Евангелие (1056-1057).

В зависимости от целевого и читательского назначения книги Древней Руси делились на две основные группы: религиозные, в том числе богослужебные, и светские.

  • Минеи (собрания служб в календарном порядке на весь год);
  • Триоди (собрания служб, расположенных не в календарной последовательности, а по так называемому "пасхальному" циклу);
  • Часословы (сборники псалмов и молитв, предназначенных для чтецов и певцов на клиросе; содержат порядок всех повседневных служб, кроме литургии);
  • Служебники (сборники, содержащие тексты церковных служб каждого дня, святцы и наставления по ведению богослужения);
  • Требники (книги, описывающие святые таинства, кроме Св. Причащения, совершаемые как в церкви, так и за ее пределами). Выбор того или иного формата книга определялся ее назначением, а также удобством пользования ею. Например, напрестольные евангелия были большого формата.
  • Светская литература Древней Руси первоначально была представлена разнообразной житийной, или агиографической, литературой (жития святых)

В рукописной форме существовали разнообразные лечебники, травники, азбуковники.

Для домашнего же употребления обыкновенно писались рукописи в четверку или восьмушку.

После выбора размера книги писец или кто-либо другой, если работа производилась в большом скриптории, разрезал выделанные листы пергамена. Затем он размечал лист с учетом того, что впоследствии лист будет складываться вдвое. Для этого по линейке мастер наносил проколы на краях листа при помощи шила или циркуля. По проколам острым инструментом прочерчивались линии, отбивающие поля ("берега", как говорили в древности) и линейки для письма. Существовали также особые металлические рамки хараксало или каракса (от греч. http://maxbooks.ru/images/slavimg/70.jpg- писать, ср. лат. charaxare), позволявшие линовать весь лист сразу.

3. Шрифты.

 Книгу писали долго: «Яко радуется жених о невесте – тако радуется писец, видя последний лист», написано в послесловии к Евангелию 1164 г.а. Книги кончались послесловием, в котором писец просил читателя не осуждать его за ошибки. Многие приписки содержат наставления читателю. Во многих рукописных книгах сохранились также и приписки на полях, сделанные писцом или читателями. Такие приписки содержат сведения о владельцах книг, покупателях, цене и проч., и даже об исторических событиях.

В русских рукописных книгах сменилось три типа письма: устав, полуустав, скоропись. Устав – древнейшая форма кириллического письма, при которой каждая буква выписывалась очень тщательно, буквы по своим очертаниям приближались к квадратным. Каждая буква писалась отдельно, буквы были одного размера (прописные буквы не использовались), разделения текста на слова не было. Сокращения и надстрочные знаки почти не применялись. Такое письмо характерно для русских рукописей XI–XIII в. в.

 С середины XIV в. появляется более мелкий и округлый почерк – полуустав, которым писали более быстро и размашисто. В полууставе буквы не выписывались так тщательно, расстояния между буквами были неравными. Появляются слитные буквы (лигатуры) и надстрочные знаки (титла),

В это же время в деловой переписке получает распространение скоропись, которая в XV в.е начинает вытеснять полуустав. Для скорописи характерно многообразное начертание одних и тех же букв, связанное написание соседних букв. Для ускорения письма использовалось сокращение слов, выноска букв над строкой. Группы слов и словосочетаний разделялись точками, а начиная с XV в. – запятыми;

В XV в. для названий рукописей использовался особый декоративный вид письма с орнаментальными украшениями – вязь. Изучение почерков и художественного оформления книг помогает датировать многие из них и установить место их возникновения. Этим, в частности, занимается палеография.

Для письма по пергамену употреблялись чернила, или как тогда говорили, чернило. Их делали из смеси чернильных орешков (наростов на дубовом листе), железных опилок и вишневого клея, которые варили на квасе или меду при определенной температуре. Иллюстрации и орнамент выполнялись яркими и сочными красками, сделанными из минеральных и органических красителей. Такие краски называются темперой.

4. Художественное оформление книги.

Книга – это строго продуманная система знаков и символов, каждый из которых обладает собственной семантикой и занимает вполне определенное место в этой сложной структуре.

В старых рукописях применялось двухцветное, а иногда и многоцветное письмо. Наиболее употребительной была красная краска (киноварь), которую использовали в тексте для смыслового подчеркивания, написания отдельных букв, выделения начала отдельных фраз, важных фрагментов текста (отсюда понятия "красная строка", "рубрика" - от лат. ruber - красный). В парадных, торжественных изданиях пергамент или бумага специально окрашивались (тонировались), текст писался золотом или серебром.

Художественное убранство рукописных книг состоит из орнамента (от лат. ornamentum - украшаю) и миниатюры (от франц. miniature, лат. minium – два цвета: киноварь(синяя), сурик(красно-коричневый), применявшиеся в древности для расцвечивания рукописных книг).

Орнаментальные украшения древнерусских книг включают:

  • заставки - небольшие орнаментальные или сюжетные изображения, как правило, размером в ширину текста на странице, помещаемые в начале книги или крупного раздела текста:
  • концовки - различные изображения, помещаемые в конце книги или ее разделов;
  • инициалы - заглавные буквы большего размера, помещаемые в начале книги или ее раздела;
  • украшения на полях в виде стилизованной веточки или цветочка.

 Рукописи, украшенные миниатюрами, назывались «лицевыми». Уже древнейшие книги – Остромирово Евангелие и Изборник Святослава (1073) – имели великолепно выполненные миниатюры.

Назначение заставок в рукописных книгах многоплановое, их основная функция - ввести читателя в курс дела, дать ему определенный философско-эстетический настрой. Кроме того, заставки выполняли функцию формирования книги.

Титульного листа русская рукописная книга не знала, его роль выполнял колофон (от греч. kolophon - завершение), или послесловие, - текст на последней странице рукописи, содержащий название книги, сведения о ее авторе, имени заказчика и переписчика, месте и времени переписки и т.п. Своеобразным порталом книги служил фронтиспис - цельнополосная иллюстрация с изображением, как правило, легендарных авторов книги, предшествующая началу рукописи. Первые фронтисписы имелись уже в Изборнике Святослава и Юрьевском Евангелии.

Характерным элементом рукописной книги является кустод (от лат. custos, род. падеж custodis - страж) - условное обозначение порядкового номера страницы кириллическими буквами, которые проставлялись на первой и последней страницах. Лишь с начиная с XVIII века в русских книгах стала использоваться цифровая нумерация, кириллические цифры были заменены современными арабскими.

Процесс создания писцом книги изображается в самих рукописях. По сложившейся традиции в Евангелиях принято было помещать изображения (миниатюры) четырех евангелистов – Луки, Петра, Марка, Иоанна, записывающих священный текст. Они изображались сидящими рядом с небольшим столиком, под ногами у них стояли специальные скамеечки, а на коленях они держали лист или свиток. Согласно античной традиции именно на колене писцы писали книги.

5. Книга - синтеза словесного и изобразительного искусства.

(Анализ взаимосвязи содержания и оформления древнерусской книги на примере Остромирова Евангелия)

Уже древнейшие из сохранившихся русских книг свидетельствуют о том, что каждая из них была задумана и воспринята как произведение искусства. Это отразилось уже в старейшей из сохранившихся русских датированных книг — Остромировом Евангелии 1056–1057 гг. Совершенство художественного оформления этой книги, гармония всех его компонентов свидетельствуют о предшествующем интенсивном развитии искусства письма и художественного оформления книги в Киевской Руси».

Все элементы убранства рукописной книги логически взаимосвязаны и соподчинены, имеют строго определенную функциональную нагрузку и могут рассматриваться как своего рода система опознавательных знаков, имеющая целью облегчить пользование текстом, повлиять на саму технику чтения»

В Остромировом Евангелие использована следующая система знаков и элементов декора, оформляющих текст:

  1. большая заставка, открывающая тексты евангельских чтений на весь церковный год,
  2. первая миниатюра с изображением евангелиста Иоанна, диктующего Прохору текст Священного Писания.

Оба эти элемента являются составными частями единой образной системы. Основная идея, объединяющая заставку и миниатюру, связана с пасхальной радостью о Воскресшем Христе, т.е. основана на идее воскресения из мертвых.

В Остромировом Евангелие все подчинено цели помочь читателю сориентироваться в тексте. Готовясь к речитативному произнесению отрывка из Евангелия, древнерусский чтец сразу мог оценить объем главы благодаря миниатюрам. Таким образом, чтец сразу же определял систему голосоведения с тем расчетом, что именно там, на последних строках перед большим инициалом, где начинается следующее «зачало», его голос должен обрести наибольшую полноту звучания и высоту тона»

 Такого же принципа чтения богослужебных текстов «по нарастающей» придерживаются и современные православные церковные чтецы и священнослужители.


III. Заключение

Таким образом, в течение многих десятилетий происходило развитие внешней формы книги, формирование ее отдельных элементов и понятия художественного оформления книги, вырабатывались основные приемы и способы художественного оформления. В результате сложился ставший почти каноническим облик богослужебной книги, послуживший основой для искусства печатной книги.

Каждая древняя рукописная книга независимо от степени ее сохранности представляет собой памятник материальной и духовной культуры прошлого, важнейший исторический источник, является основой для исторических и литературоведческих исследований.

Сквозь века пронесли почтение и любовь книге, преклонение перед содержащейся в них Божественной премудростью древнерусские книжники. Велик интерес к древней славянской письменности и сейчас.

С историей ее возникновения связано много загадок и тайн.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тайны врачей дома Романовых

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов четвёртого курса отделения Сестринское дело ГБОУ СПО "МУ № 15 ДЗМ" под руководством преподавателя Н. А. Митрофановой С фотографиями студентов...

Викторина для начальных классов "Тайная жизнь животных. Животные - охотники"

Внеклассное занятие по окружающему миру. Авторский медиапродукт - презентация PowerPoint для закрепления знаний о животных. Викторина создана с целью повышения интереса к урокам окружающего мира через...

Открытое воспитательное мероприятие "Праздник именинников", "Тайна имени"

Описание материала находится в прикрепленных файлах....

Методическая разработка классного часа, посвященного Великим Победам и Великим Героям Великой России Тема: «Г.К. Жуков и его битва за Москву...»

Данная методическая разработка может использоваться для проведения классных часов и внеклассных мероприятий....

Устный журнал "Тайны старого леса"

Цель:  Довести до сознания детей мысль о важности бережного отношения к природе, любви к животным.Задачи: Рассмотреть значение леса, пользу леса для человека, повторить экологические правила...

«Сколько тайн и имён, в этот век я влюблён…»

Преподаватель: Иутинская Галина Ивановна «Сколько тайн и имён, в этот век я влюблён…»  Цели:• совершенствовать навыки выступления перед публикой, умений выразительного чтения...