Методическая разработка тренинга «НЕзависимости» по профилактике немедицинского потребления психоактивных веществ старшими подростками
методическая разработка

Кристина Валерьевна Михайлова

Цель тренинга - формирование у обучающихся негативного отношения к табакокурению, употреблению спиртных напитков
и наркотиков, а также предотвращение возможных обстоятельств употребления запрещенных психоактивных веществ.

Основные задачи тренинга:

  1. Получение знаний об опасности различных видов зависимостей, а также формирование негативного отношения к ним путём просветительской и профилактической деятельности с обучающимися профессионального образовательного учреждения.
  2. Формирование у старших подростков стремления к ведению здорового образа жизни, а также повышение престижности здорового поведения через систему воспитательных мероприятий.
  3. Развитие социальных навыков и способностей обучающихся, в особенности способности противостоять негативному влиянию сверстников.

Структура занятий включает следующие разделы:

- ритуал приветствия,

- разминку,

- основное содержание занятия,

- рефлексию прошедшего занятия,

- ритуал прощания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vtnjl_hfphfjnrf_nhtybyuf.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка тренинга «НЕзависимости» по профилактике немедицинского потребления психоактивных веществ старшими подростками

Цель тренинга - формирование у обучающихся негативного отношения к табакокурению, употреблению спиртных напитков
и наркотиков, а также предотвращение возможных обстоятельств употребления запрещенных психоактивных веществ.

Основные задачи тренинга:

  1. Получение знаний об опасности различных видов зависимостей,
    а также формирование негативного отношения к ним путём просветительской и профилактической деятельности с обучающимися профессионального образовательного учреждения.
  2. Формирование у старших подростков стремления к ведению здорового образа жизни, а также повышение престижности здорового поведения через систему воспитательных мероприятий.
  3. Развитие социальных навыков и способностей обучающихся,
    в особенности способности противостоять негативному влиянию сверстников.

Структура занятий включает следующие разделы:

- ритуал приветствия,

- разминку,

- основное содержание занятия,

- рефлексию прошедшего занятия,

- ритуал прощания.

Остановимся подробнее на каждом из этих элементов.

Ритуал приветствия позволяет сплачивать участников группы, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Примером такого ритуала выступает упражнение «Эстафета дружбы». Суть данного упражнения в передаче рукопожатия как эстафеты. В следующий раз можно использовать похожие упражнения, например, «Передай улыбку по кругу», где педагог улыбается рядом сидящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т.д.

Разминка настраивает участников на продуктивную групповую деятельность, позволяет установить контакт, активизировать членов группы, поднять настроение, снять эмоциональное возбуждение. Разминка проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если возникает необходимость как-то изменить эмоциональное состояние участников. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности. Эта вводная часть занятия включает в себя вопросы о состоянии участников и 1  2 разминочных упражнения. Например, упражнение «Поменяйтесь местами». Участники сидят на стульях в кругу. Ведущий выходит на середину круга и говорит фразы: «Поменяйтесь местами те, кто…(умеет жарить блины)». В конце называется какой-либо признак подростка или его умение. Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим. Далее возможна рефлексия с обсуждением вопроса «Что нового вы узнали об участниках?». Так же подойдет упражнение «Пожалуйста». Его цель  поднять настроение, снять внутреннее напряжение участников. Все подростки вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (спортивные, танцевальные, шуточные), а остальные должны их повторять лишь в том случае, если он говорит слово «пожалуйста». Тот, кто ошибется, выбывает из игры и садится на место.

Основное содержание занятия представляет собой совокупность упражнений и приемов, направленных на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы и др. Основная часть посвящена теме занятия. Ведущий должен отслеживать групповую динамику и уделять необходимое время мотивации участников на занятия, проработке агрессии и внутренних конфликтов
при необходимости. Иногда на занятии может быть использовано несколько упражнений и игр, есть игры и упражнения, которые могут занимать целое занятие. Все происходящее в группе становится групповым опытом, который может быть осознан и интегрирован отдельными участниками и группой
в целом. Для этого сказки, притчи, игры, работы обсуждаются
и анализируются участниками тренинга. Например содержанием занятия может являться игра-викторина «Вредным привычкам скажем «нет»!».

Педагог: «В игре могут участвовать две, три, четыре команды. Правила очень просты. Перед вами расположен сектор с баллами, которые можно заработать, ответив правильно на вопрос. По очереди команды выбирают сектор и количество баллов. Я задаю вопрос, если вы отвечаете правильно, то количество баллов, выбранное вами, засчитывается на ваш счет, если неправильно, то отнимается. А ещё в секторах таятся сюрпризы: аукцион - три вопроса сразу, «кот в мешке», который можно передать другой команде, если не знаете и бонусные баллы! Итак, если нет вопросов, начинаем!».

Я не курю!

Алкоголь – яд!

Наркотикам – нет!

СПИД – болезнь века!

20

20

20

20

40

40

40

40

60

60

60

60

80

80

80

80

100

100

100

100

120

120

120

120

Тема «Я не курю!»

Количество баллов

Вопрос

Ответ

20

Каков главный яд

табака?

Никотин

40

В Ницце юноши устроили состязание на выносливость
к табаку. Молодого человека, выкурившего табака больше, чем другие ждал специальный приз. Но «победитель» не получил его. Почему?

Он умер, выкурив 60 сигарет

60

Что происходит с зубами человека при курении и при воздействии каких именно веществ?

Под воздействием клейких смол зубы человека желтеют, а от перепада температуры трескается эмаль

80

Что такое «пассивное курение»
и в чём основной смысл этого выражения?

Пребывание в накуренном помещении, находиться рядом с курящим человеком почти также вредно, как

само курение

100

Чем грозит курение

молодому растущему

организму как у подростка?

Ведет к остановке роста, исхуданию и гибели клеток

120

При курении часть гемоглобина крови соединяется с этим ядовитым газом. Назовите его.

Угарный газ

Тема «Алкоголь – яд!»

Количество баллов

Вопрос

Ответ

20

Какие заболевания желудка возникают при употреблении алкоголя?

Гастрит, язва и рак желудка

40

Какой вред наносит

своему будущему ребенку пьющая беременная женщина?

Алкоголь может привести к появлению физических уродств
и вызвать нарушение психики ребенка

60

Аукцион:

1. Какое воздействие

оказывает алкоголь на зрение подростков?

2. Почему некоторые люди
не могут отказаться от спиртного?

3. Какие клетки самые

чувствительные к алкоголю?

Поражение зрительных нервов, ведущее
к потере зрения.

Алкоголь способствует привыканию, как наркотик

Нервные

80

Удачный выбор! Мы дарим вашей команде 80 бонусных баллов!

100

Что происходит в коре головного мозга пьющего человека?

Склейка красных кровяных телец, создаются условия, при которых нейроны гибнут. После приема спиртного в коре головного мозга остается кладбище нервных точек, которые не восстанавливаются

120

Почему у пьющего человека проявляются признаки деградации?

Гибнут нейроны, снижается память, портится характер. Изменениям подвергается, прежде всего, кора головного мозга, где происходит мыслительная деятельность.

Тема «Наркотикам – нет!»

Количество баллов

Вопрос

Ответ

20

С какой болезнью тесно связана наркомания?

СПИД/ВИЧ

40

Почему опасно даже разовое употребление наркотика?

Возникает психологическая зависимость

60

Что привело к первой вспышке злоупотребления наркотиками
в Европе?

Попытка избавиться
от алкоголизма

80

Каково поведение наркомана после принятия наркотика?

Сама наркотическая эйфория длится не более 1-5 минут.
А остальные 1-3 часа человек находится в состоянии бреда

100

Что такое ломка?

Человек начинает ощущать болевую импульсацию не только от прикосновения одежды к коже, но и пульсацию сосудов и даже трение суставных поверхностей при движении конечностей. Его тело превращается в одну сплошную рану, причиняющую нескончаемую боль. Сами наркоманы назвали это состояние ломка

120

Как перевести слово «наркомания»
с греческого?

Нарко - оцепенение, онемение; мания - страсть, безумие

Тема «СПИД – болезнь века!»

Количество баллов

Вопрос

Ответ

20

Как расшифровывается СПИД?

С - синдром,
П - приобретенного,
И - иммунного,
Д- дефицита

40

Что происходит с иммунной системой человека, больного СПИДом?

Иммунная система подавляется
и теряет способность сопротивляться различным инфекциям

60

Куда должен попасть вирус СПИДа, чтобы заразить?

Он должен обязательно попасть
в кровоток, иначе он погибает. Он может жить только в жидкостях организма человека и размножаться только внутри клеток, поэтому при бытовых контактах нет опасности заразиться

80

Назовите пути передачи вируса СПИДа?

Внутривенно, от беременной женщины к ребенку, половым путем

100

Что повреждает вирус СПИДа?

Он попадает в кровь и повреждает лимфоциты, которые являются важным звеном защитной (иммунной) системы организма.
В результате зараженный человек становится беззащитным перед микробами и опухолями

120

Как быстро развивается СПИД?

Заболевание СПИДом развивается медленно. В течение нескольких лет единственным признаком болезни может быть увеличение некоторых лимфатических узлов. Затем начинаются подъемы температуры, длительные расстройства желудка, потливость, похудание.
В  дальнейшем возникают воспаления легких, поражение кожи, заражение крови, злокачественные опухоли, преимущественно кожи. Все это приводит к смерти человека

Рефлексия прошедшего занятия предполагает обмен мнениями
и чувствами о занятии и своём участии в нем (понравилось —
не понравилось, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т. д.). Ведущий задаёт вопросы о том, что чувствовали подростки
на протяжении всего занятия и с какими эмоциями они его завершают. Отвечать можно по желанию, либо коротко, но каждому студенту
по очереди.

Ритуал прощания способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе. Завершение занятия может проводиться
с помощью вопросов «Что вам больше всего запомнилось?», «Было ли что-нибудь, что вас наиболее удивило?», а также с помощью специальных упражнений, которые не занимают много времени и дают возможность посмеяться, помогают внутренне закончить занятие. При завершении занятия участникам важно отреагировать скопившиеся, но невыраженные чувства, настроиться на обычные дела. Каждому необходимо подвести итоги
и оценить свой опыт, полученный в результате групповых занятий.
Для этого участников можно переключить с рефлексии на дальнейшие действия. Пусть каждый вкратце расскажет остальным, что и как он будет делать после того, как выйдет из аудитории. Ведущий мягко подталкивает подростков к тому, чтобы они старались сразу же в реальной жизни апробировать новые знания и умения. Также можно предложить каждому участнику закончить фразу: «Когда я буду вспоминать о сегодняшнем занятии, то вспомню в первую очередь…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет родителям "Общие признаки начала потребления психоактивных веществ подростками."

Общие признаки начала потребления психоактивных веществ подростками....

Методическая разработка тренинга «Разрешения конфликтов»

В настоящее время во всем мире изменилась ситуация развития детства. Напряженные социальные, экономические, демографические, экологические проблемы обусловливают нарастание негативных тенденций в стан...

Методическая разработка урока по теме: "Предельно допустимые концентрации вредных веществ".

КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТ -ПЕТЕРБУРГА ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ - ПЕТЕРБУРГСК ИЙ АРХИТЕКТУРНО -СТ...

Методическая разработка урока по материаловедению на тему: «Гидравлическое вяжущее вещество. Цемент и портландцемент».

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока по спецтехнологии для обучающихся 1 курса, проходящих профессиональную подготовку по профессии «Штукатур» по адаптированно...

методическая разработка тренинга по подготовке студентов специальности 49.02.01 Физическая культура к демонстрационному экзамену по стандартам чемпионата «Молодые профессионалы» (WORLDSKILLS RUSSIA)

методическая разработка тренинга по подготовке студентов специальности  49.02.01 Физическая культура к демонстрационному экзамену по стандартам чемпионата «Молодые профессионалы» (WOR...