Инновационная деятельность педагога в условиях творческой группы
статья

Акматбекова Жанна Насировна

В статье раскрывается понятие "инновационной деятельности", а также рассматривается особенности ее реализации в рамках творческой группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnaya_deyatelnost_v_tvorcheskih_gruppah.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ У ПЕДАГОГОВ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ УЧАСТИЯ В РАБОТЕ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Современная ситуация реформирования системы образования характеризуется необходимостью реализации новых стандартов, в том числе на начальной ступени общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2011) выдвигает перед педагогами новые требований к основной образовательной программе (ООП), к результатам, структуре и условиям реализации. Суть изменений обусловлена деятельностным характером обучения. Главным целью определяется развитие личности учащего, а результатом обучения становятся не знания, умения и навыки, а личностные метапредметные и предметные универсальные учебные действия (УУД). Значимым результатом также является необходимость ориентировки учеников в информационных и коммуникативных технологиях, формирование способности их грамотно примять.

При реорганизации целей, содержания обучения и форм организации образовательного процесса, меняется и роль педагога в самой педагогической деятельности. Педагог, на сегодняшний день, должен уметь не транслировать знания, как это было раньше, а организовывать учебную деятельность как руководитель и в тоже время как соучастник учебного и воспитательного процесса.

 Обучение должно строиться в форме диалога между обучающимися и педагогом. К этому диалогу педагог должен быть готов, но как показывает практика, большинству педагогов не удается выстроить свою работу, придерживаясь новому стандарту.

Новые учебные задачи, выходящих за рамки традиционных алгоритмов, новые условия образовательной деятельности предъявляют ряд требований к технологической, проектировочной умелости учителя, его профессиональному мышлению и творческим способностям. Одной из важнейших становится способность учителя чутко реагировать на происходящие изменения в практической деятельности. Следует подчеркнуть, что деятельность учителей начальных классов по разработке образовательных программ в соответствии с ФГОС НОО, носит инновационный характер. Вместе с тем многие педагоги оказались не готовыми к выполнению требований нового образовательного стандарта.

В связи с вышесказанным подчеркнем, что современный учитель находится в режиме «инновационного поиска», связанного с изменением подходов к построению образовательного процесса. Вместе с тем большинство педагогов, независимо от их стажа и возраста, испытывает серьёзные затруднения в осуществлении инновационной деятельности, что и усложняет процесс их адаптации к требованиям современной школы и снижает эффективность их работы.

Таким образом, основой модернизации образовательного процесса выступает инновационная деятельность педагогов. Это обусловило необходимость принятия руководителями общеобразовательных школ управленческих решений, обеспечивающих ряд профессиональных изменений педагога, которые бы отражали потребности современной школы как в организационно-педагогическом, так и социальном плане.         

Само понятие «инновация» означает не только создание нового, но и характеризует переосмысление собственной деятельности педагога.

Свой взгляд на понятие «инновация» наиболее полно раскрыл М.В. Кларин «Понятие «инновация» относится не просто к созданию и распространению новшеств, но и к таким изменениям, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления…».

А.И. Пригожин [12] определяет инновации как «инструмент преобразований», отмечая их как средства целенаправленных изменений. Это позволяет выделить прогрессивные, качественные изменения, реализующие определенные цели и потребности среди огромного количеств разноплановых преобразований, что также предполагает сознательность и планируемость становления нового качества.

Нововведение – изменения в использовании нового практического средства, вызывающие переход из одной системы в другую.

В.А. Сластенин, Л.С. Подымова [14] определяют понятие «нововведение» и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику.  Так же, ученые отмечают, что нововведение можно рассматривать как комплексный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшества, целью которого является удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к определенным качественным изменениям системы и способов обеспечения ее эффективности, стабильности и жизнеспособности.

В целом под инновационным процессом понимается деятельность по использованию и распространению нововведений. Инновационными процессами возможно управлять. Для этого необходимо осознать необходимость обновлений и дать объективную оценку ситуации, требующей изменений. Важно пересмотреть старый опыт и восприятие новых точек зрений на свою собственную деятельность. Инновационный процесс протекает только тогда, когда общество реализует определенную инновационную деятельность.

Ключевым понятием в инноватике является инновационная деятельность. В педагогике она представляет собой целенаправленную педагогическую деятельность, в основе которой лежит осмысление уникального, собственного педагогического опыта с целью получения нового знания. В то же время инновационная деятельность определяется как целенаправленное преобразование практики образовательной деятельности за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем. Инновационная деятельность развивает и обогащает образовательные системы, в то время как образовательная деятельность призвана развивать обучающихся. В этом их главное отличие друг от друга.

По определению И.Е. Пискаревой [5], инновационная деятельность связанна с отказом от известных штампов, стереотипов в обучении, воспитании и развитии личности ученика, которая выходит за рамки действующих нормативов, которая является основой личностно-творческой, индивидуально направленной деятельности учителя и создает новые педагогические технологии, реализующие эту деятельность.

Мы определяем инновационную деятельность как процесс создания и использования нововведений, удовлетворяющих потребности личности в новых технологиях, что ведет к изменению образовательной системы в целом.

Опираясь на позицию К.Ю. Белой, мы можем сказать, что инновационная деятельность, как и специфическая деятельность характеризуется рядом действий: принятие решения о необходимости инновационного процесса и его организации, разработка и внедрение новой модели образовательной системы, и определение итогов инновационного процесса.

И. Ф. Исаев, В. С. Лазарев, Е. Н. Шиянов [7] и ряд других ученых рассматривают инновационную деятельность с точки зрения внедрения и распространения педагогического опыта. Г. Н. Прозументова [6] отмечает, что для профессионального становления в инновационной деятельности педагог должен быть творческой личностью и исследователем.

работы); рефлексивный (познание и анализ профессиональной деятельности).

Под готовностью к инновационной деятельности понимаются такие качества педагога, которые, прежде всего, направлены на совершенствование себя и собственной педагогической деятельности, а так же на  способности выявлять существующие проблемы в обучении и воспитании обучающихся, эффективно их решать  и устранять ошибки.

Так, Е. П. Павлова [5] считает, что при формировании готовности к инновационной деятельности, прежде всего, нужно обратить внимание на развитие мотивационно-ценностной компетентности.

Готовность к инновационной деятельности определяется тем, что педагог должен осознать проблему недостатка педагогических инноваций в своей педагогической деятельности. Педагогу важно владеть информацией о нововведениях в педагогических технологиях. Педагог-новатор должен быть ориентирован на создание собственных творческих задач, методик и настроен на экспериментальную деятельность. Важно быть готовым к преодолению трудностей, связанных с содержанием и организацией инновационной деятельности. Обязательно нужно овладеть навыками освоения педагогических инноваций, уметь их распространять и разрабатывать собственные новшества.

Вышеперечисленные показатели могут проявляться в разнообразных сочетаниях и взаимосвязях между собой.        

Общий уровень готовности к инновационной деятельности определяется уровнем мотивационной готовности педагога, компетентности в инновационном образовании; компетентности в педагогической инноватике.

Инноватор определяется как это организатор нововведений. Главной задачей инноватора является обеспечение взаимодействий между участниками инновационного процесса. Практика показывает, что инновационный процесс будет более эффективен, если организатор нововведений является членом коллектива, распространяющего и внедряющего инновацию. Инноватором может стать любой участник инновационного процесса, пользующийся авторитетом среди своих коллег.

Существуют различные подходы в выделении групп педагогов по разным основаниям. Так К. Ангеловски [1] выделяет группы педагогов по оценки степени новаторства: группа новаторов, которая представлена педагогами с ярко выраженными новаторскими способностями, группа передовиков, состоящая из педагогов которые раньше всех подхватывают новые инновации, умеренная группа, представлена педагогами не спешащими осваивать новшества, группа «предпоследние», в нее входят круг педагогов, воспринимающие новое, только после общественного одобрения и группа «последние», в нее входят педагоги консерваторы.

Так же в исследовании К.Ю. Белой описана классификация Н. Зубова [3], который выделял группы педагогов по отношению к инновационной деятельности. К перовой группе относятся педагоги, стремящиеся к творческому росту и активному освоению инновационной деятельности, чаще всего это молодые педагоги, с педагогическим стажем до 10 лет. Ко второй группе, Н. Зубов относит педагогов, стремящихся к достижению успехов в своей профессиональной деятельности. Следующая, третья группа, представлена педагогами, для которых важна внешняя оценка их деятельности со стороны руководства. Четвертая группа схожа с предыдущей, в ней педагоги так же ориентируются на внешнюю оценку своей работы, но при этом они стремятся избежать критики. Пятая, последняя группа, включает в себя педагогов, полностью отрицающие инновации в педагогической деятельности.

Определим понятие «инновационный потенциал» как способность создавать, принимать и реализовывать новшества, а также вовремя отказываться от устаревших и нецелесообразных программ.

Развивающаяся система образования требует постоянной творческой активности и стремления педагога к усовершенствованию образовательного процесса в целом. Современная образовательная ситуация характеризуется поиском изменений системы образования.

Вместе с тем, если инициативность нововведений в педагогический процесс диктуется сверху, то у многих педагогов это может вызывать их непринятие, т.к. исходит опирается на собственное желание педагогов совершенствовать свою деятельность.

Проблема готовности к инновационной деятельности связана с личностным опытом самого педагога. Именно недостаточная личностная мотивация и подготовленность, узкое представление педагога о инноватике и собственных возможностях заставляют данную проблему оставаться неосознанной и, следовательно, недостаточно эффективно решаемой.

Инновационная деятельность педагога влечет за собой стремление к новизне и постоянному поиску совершенных способов работы. При включении в инновационную деятельность педагогу следует сформировать положительное восприятие к нововведениям и развить в себе умение действовать по-новому. Безусловно, характер инновационной деятельность педагога зависит от самого педагога и его уровня личностной готовности к этой деятельности, но не маловажным являются и условия, предоставляемые для ее развития. Педагога, готового осуществлять инновационную деятельность, необходимо поддерживать образовательными и материальными средствами, а значит обеспечить ему условия для развития его педагогического творчества и мастерства, предоставить возможность реорганизовать различные методы и формы обучения и воспитания в образовательном процессе.

Педагогическая инновационная деятельность представляет собой развернутую интеллектуальную деятельность, в ходе которой создаются, осваиваются и практически применяются различные новые технологии, положительно влияющие на педагогическое осознание педагогом своей деятельности, и качественно повышающие образовательный процесс в целом.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что успешная педагогическая деятельность невозможна без формирования готовности к инновационной деятельности. Реализация ФГОС НОО обуславливает новый взгляд на собственную педагогическую деятельность, побуждающий педагога обратиться к инновационной деятельности.

Обучение инноваций и разъяснение их может осуществляться через различные формы: семинары, «круглый стол», практикумы, самостоятельная работа отдельных педагогов, но наиболее эффективной, на наш взгляд, является организация работы методических объединений или творческих групп. Творческие группы позволяют активизировать деятельность учителей, привлечь их к совместной работе, мобилизовать творческий потенциал людей, помочь самореализоваться личности педагога.

Творческой группой называется объединение работников одного или нескольких учреждений (учителей, руководителей школ), занимающееся разработкой какой-либо психолого-педагогической, воспитательной или управленческой проблемы практико-ориентированного характера. Проблемные творческие группы педагогов позволяют привлечь максимальное число педагогов к работе по проектированию как ключевых направлений развития школы, так и конкретных практических проблем, связанных с содержанием образования, методикой преподавания, освоением современных педагогических технологий и т.д. Творческая группа отличается от других объединений тем, что ее работа строится на опытно-экспериментальной основе.

Безусловно, создание подобных творческих объединений учителей имеет в каждой школе свою специфику, свои отличительные особенности, но без некоторых организационных действий заместителя директора функционирование таких объединений будет затруднено. При создании творческой группы, заместитель директора, отвечающий за ее работу, должен соблюдать определенный набор действий. Первоочередной задачей заместителя директора является анализ состояния учебно-воспитательного процесса, с целью выявления проблем внутри общеобразовательного учреждения. Так же, в его работу входит изучение интересов, возможностей, уровня креативности, психологической совместимости учителей, которые будут вовлечены в работу творческой группы. Помощь в этой работе может оказать психологическая служба школы, следует также использовать результаты тестирований, опросов учителей.

При создании творческой группы важно предположить ее примерный состав, а так же распределить роли участников работы. При определении состава участников необходимо учитывать характер межличностных отношений будущих сотрудников. Важно, чтобы вместе работали опытные учителя, способные к творческому мышлению, часто берущие многое под сомнение и старающиеся проверить новое опытным путем, и молодые педагоги, выдвигающие неординарные предложения, смело идущие на эксперименты. Роль в творческом объединении должна быть у каждого своя.         Кто-то будет идеологом работы, ее «мотором», кто-то сможет систематизировать материал, описать данный опыт, кто-то захочет принять участие в апробации, будет опытным путем вносить коррективы в работу. Все эти роли одинаково важны. В свое время, организатор творческой группы должен уметь показать значимость каждой роли, отметить заслуги каждого, по достоинству их оценить.

Успешность и действенность инновационной работы, ее влияние на развитие образовательного учреждения зависят от актуальности работы, заинтересованности и профессиональной компетентности участников творческой группы, системы методических и организационных мероприятий.

Важно и то, какие условия создает руководитель для организации и проведения инновационной деятельности в педагогическом коллективе. Главные условия эффективности инновационной деятельности: системность в методической работе с педкадрами по повышению их профессиональных навыков и умений в педагогической деятельности; наличие у педагогов личного плана развития, который мобилизует его потенциальные способности; постоянный анализ успехов и достижений в работе педагогов, создании ситуации успеха педагога, что ведет к развитию деловых качеств, появлению положительного мотива к совершенствованию себя, своего дела; создание творческой атмосферы и объединение усилий всего педагогического коллектива по построению образовательного пространства, где каждый ощущает свою значимость; установление добрых, открытых отношений, при которых снимаются напряженность и страх быть не понятыми; проведение открытых дискуссий по проблеме инновационной деятельности.

Таким образом, создание условий для расширения внедрения инновационной деятельности в образовательное учреждение, формирование готовности к инновационной деятельности, на наш взгляд, более эффективным будет в условиях работы в творческой группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение активных и интерактивных методов и форм методической работы для активизации инновационной деятельности педагогов

В статье рассмотрена роль активных и интерактивных методов и форм в работе  по  активизации инновационной деятельности педагогов....

Инновационная деятельность педагога

В данном разделе представлена программа научно-исследовательской работыпо теме «Использование технологии кейс-метода на уроках дисциплины «Охрана труда»", сборник ситуационных з...

Инновационная деятельность педагога в рамках реализации ФГОС

Современный этап российского образования характеризуется развитием в условиях новой системы ценностей глобального общества, социально-экономических изменений, внедрения федерального государственного о...

Инновационная деятельность педагога, как ресурс повышения педагогического мастерства

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка обучающегосякак самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе с...

Проектная деятельность педагогов в условиях реализации ФГОС как средство моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе

педагогический проект , коллекция моделей одежды, учебный проект, проблемы и возможности. Предлагается к использованию в  системе СПО по специальности 29.02.04 "Конструирование, моделировани...

Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса.

Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования. В целом суть определени...