Работа куратора учебной группы по созданию благоприятного психологического климата в группе
статья на тему

В данной статье описывается методика работы куратора (классного руководителя) учебной группы по созданию благоприятного психологического климата в учебной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

Умрихина С.А., преподаватель

                                                                                                              ГБОУ СПО ГАК  с.Московское

Работа куратора учебной группы по созданию благоприятного психологического климата в  группе.

       Психология – наука о закономерности развития и функционирования психики человека в процессе его жизнедеятельности.

         Сегодняшний интерес к психологическим и нравственным сторонам жизни человека и его профессиональной деятельности связан, прежде всего, с надеждами общества на духовное возрождение человека и с верой в то, что суть человека, прежде всего, моральная. Точное представление о том, почему мы поступаем так, а не иначе, даёт нам возможность лучше понять свою жизнь и более сознательно властвовать над нею. Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности.

            Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его центральной нервной системы.     Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации – орудия труда и знакомые системы. Человек – биосоциальное существо, только живя в обществе, формируется человеческая психика, поэтому специфика конкретного общества, в котором живёт человек, взаимоопределяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми.

  Группа – совокупность людей, которые определённым образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считается её членами с точки зрения других людей. В психологии интерес к группе обусловлен различными причинами. С одной стороны, невозможно понять человека, исследовать процесс его развития, не обращаясь к анализу тех групп, членом которых он является, либо формирование личности происходит путём включения человека на протяжении его жизни в деятельности самых различных групп.

          Группа – самостоятельный субъект деятельности, который может быть рассмотрен с точки зрения состава, процессов и структур.

          Состав группы – это совокупность характеристик членов группы. Если исследуется состав группы, то должны быть указаны: соотношение обучающихся различного пола, социальные различия между учащимися, успешность обучения группы. Положение личности в системе групповых отношений характеризуется прежде всего её статусом и выполняемыми ролями. Статус реализуется через систему ролей, т. е. различных функций, которые человек должен выполнять в соответствии со своим положением в группе. По отношению к каждому члену группы есть система ожидания в отношении его поведения. Поведение, соответствующее образу, поощряется, а не соответствующее – наказывается группой, т. е. система ожиданий строится на основе групповых норм и правил, и контролируется через групповые санкции.

    Социальные группы классифицируются по следующим параметрам:    

  1. По размерам – большие, средние, малые; статистические; формальные; полуформальные; неформальные.
  2. По степени влияния на поведение человека – референтные и группы присутствия.
  3. По направленности и организации – профессиональные, асоциальные, антисоциальные.

Малые группы имеют признаки:

  1. Общие цели и действия.
  2. Групповое лишение, как постоянно действующий фактор социального контроля.
  3. Конформизм к групповым нормам.

Большие группы имеют признаки:

  1. Рациональные целеориентированные действия.
  2. Групповое имение редко используется, контроль осуществляется сверху вниз.
  3. Конформизм в политике, проведённой активной частью группы.

Социальные группы различаются по социальной направленности. По степени развития групповой морали выделяют примитивные и развитые группы. Трудовая динамика – взаимодействие членов социальных групп между собой. Группа может подчиняться одному или двум членам.

          Одной из общих форм социального взаимодействия выступает социальная группа, в которой поведение и социальный статус каждого члена в ощутимой степени обусловлен деятельностью существующих членов.

     «Совокупность индивидов, находящихся в психическом взаимодействии, оставляет социальную группу, и это взаимодействие сводится к обмену различными представлениями, чувствами, хотениями, психическими переживаниями».

      Люди вступают в группу по ряду причин:

  1. Группа выступает как средство биологического выживания;
  2. Как средство социализации и формирования психики человека;
  3. Как способ выполнения определённой работы, которую невозможно выполнить одному человеку;
  4. Как средство удовлетворения потребности человека в общении, в ласковом и доброжелательном отношении к себе, в получении социального одобрения, уважения, признания, доверия;
  5. Как средство информационного, материального и прочего обмена.

Общение и взаимодействие людей происходит в разнообразных группах.

С точки зрения информационного подхода, современный человек не может проверить всю информацию, которая к нему поступает, и поэтому полагается на мнения других людей, когда оно разделяется многими. Человек поддаётся групповому давлению потому, что он хочет обладать более точным образом реальности. С точки зрения гипотезы «нормативного влияния», человек поддаётся групповому давлению потому, что он хочет обладать некоторыми преимуществами, даваемыми членством в группе, хочет избежать конфликтов, избежать санкций при отклонении от принятой нормы, хочет поддержать своё дальнейшее взаимодействие с группой.

         Чрезмерно выраженный конформизм – явление психически пагубное, человек как «флюгер», следует за групповым мнением, не имея собственных взглядов, выступая марионеткой в чужих руках, либо человек реализует себя в качестве лицемерного приспособленца, способного многократно менять поведение и внешне высказываемые убеждения в соответствии с тем, «откуда дует ветер» в данный момент, в угоду «сильным мира сего». По мнению западных психологов, многие советские люди сформированы в направлении такого повышенного конформизма. Положительное значение конформизма состоит в том, что он выступает как

  • механизм сплочения человеческих групп, человеческого общества;
  • механизм передачи социального наследства, культуры, традиций, социальных образцов поведения, социальных установок.

       Нонконформизм выступает как опровержение человеком мнения большинства, как протест подчинения, как кажущаяся независимость личности от мнения группы, хотя на самом деле и здесь точка зрения большинства является основной для поведения человека. Конформизм и нонконформизм – это родственные свойства личности, противоположностью является самоопределение – избирательное отношение человека к любым влияниям собственной группы, которые принимаются или отторгаются в зависимости от того, соответствуют ли они целям и задачам содержания деятельности, т.е. решение принимается человеком самостоятельно со своей личной ответственностью за его последствия.

     Чем определяются взаимоотношения человека и группы? С одной стороны, стабильность группового существования влечёт за собой унификацию, уподобление, схожесть индивидов, входящих в группу, т.е. группе присуще стремление к уравновешиванию своих компонентов. С другой стороны, каждый член группы может рассматриваться как источник преобразования мнений других членов группы, т. е. и меньшинство способно повлиять на большинство в группе, так как не только люди адаптируются к социальной среде, но и индивиды адаптируют социальную среду к своим взглядам.

      При каких условиях меньшинство может преобразовать позицию большинства? Необходимо, чтобы меньшинство было принять в группе, входило в состав группы, а не отторгалось из неё, чтобы меньшинство имело возможность достаточно открыто высказать свою позицию.

      Распространяется форма социального влияния – повиновение, подчинение авторитету, подверженность человека влиянию лица с более высоким социальным статусом. Если исключить фактор опасности, социальное наказание в случае неподчинения лицу с более высоким статусом.

      У людей могут быть два типа психологического состояния взаимодействия между людьми:

  • автономное состояние личности, чувство личной ответственности за всё, что вокруг происходит;
  • человек представляет себя как занимающего определённую ступень в иерархической лестнице.

      В настоящее время существует несколько моделей развития коллектива, каждая из которых фиксирует особые стадии в этом движении. Наиболее развёрнутая концепция развития коллектива принадлежит А. В. Петровскому, он рассматривает группу, как состоящую из трёх слоёв.

      В первом слое реализуются, прежде всего, непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости.

      Во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности.

      В третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на приятии всеми членами группы единых целей.

      Центральное звено групповой структуры образует сама предметная деятельность группы. Второй слой групповой структуры представляет собой фиксацию отношения каждого члена группы к групповой деятельности. Третий слой фиксирует собственно межличностные отношения, опосредованные деятельностью. Четвёртый слой групповой структуры фиксирует поверхностные связи между членами группы.

      Силу каждого коллектива составляет его сплочённость. Сплочённость коллектива зависит от стадии его развития, от стадии зрелости. Таких стадий психологи определяют пять.

       Первая стадия называется притиркой. На этой стадии люди ещё приглядываются друг к другу, решают, по пути ли им  с остальными.

       Вторая стадия развития коллектива – «конфликтная» характеризуется тем, что в его рамках открыто образуются кланы и группировки, выводят наружу сильные и слабые стороны отдельных людей.

       На третьей стадии – стадии экспериментирования – потенциал коллектива возрастает, но он часто работает рывками.

       На четвёртой стадии в коллективе появляется опыт успешного решения проблем, к которым подходят, с одной стороны, реалистически, а с другой – творчески.

       На последней – пятой стадии – внутри коллектива формируются прочные связи, людей принимают и оценивают по достоинству, а личные разногласия между ними быстро устраняются.

       Для высокоразвитого коллектива характерно наличие сплочённости, как ценностно – ориентационного единства, близости взглядов, оценок и позиций членов группы по отношению к объектам (лицам, событиям, задачам, идеям), наиболее значимым для группы в целом. Для высокоразвитого сплочённого коллектива характерно наличие положительного психологического климата, доброжелательного фона взаимоотношений: эмоционального сопереживания, сочувствия друг к другу.

Методы воздействия на личность в педагогически – воспитательных целях разнообразны. Для должного функционирования педагогического процесса нужно как минимум 6 групп методов воздействия на личность:

  • убеждение;
  • внушение и заражение, «личный пример и подражание»;
  • упражнение и приучение;
  • обучение;
  • стимулирование;
  • контроль и оценка.

Приём воздействия – совокупность средств и алгоритм их использования. Методы воздействия – совокупность приёмов, реализующих воздействие:

  • на потребности, интересы, склонности, т.е. источники мотивации активности, поведения человека;
  • на установки, групповые нормы, самооценки людей, т.е. на те же факторы, которые регулируют активность;
  • на состояние, в которых человек находится (тревога, возбуждённость, депрессивность) и которые изменяют его поведение.

Чаще всего педагог обращается одновременно к разуму и чувствам воспитанника, сочетая убеждение и внушение, заражая воспитанника своей убеждённостью и верой в успех. Но наиболее весомо можно убедить, когда воздействуют слово, чувство, дело, личный пример педагога.

Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения следующих педагогических требований:

  • высокий авторитет педагога у воспитанников;
  • опора на жизненный опыт воспитанников;
  • искренность, логическая чёткость. Конкретность и доступность убеждения;
  • сочетание убеждения и практического приучения;

-   учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность обучающихся оказывает сама ученическая среда, особенности учебной группы, в которую входит человек, особенности других референтных групп. Поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением, происходит как унификация, рост схожести поведения членов группы в результате формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, конформизма, подчинения власти, так и рост возможностей оказывать своё ответное влияние на группу. В учебной группе происходят динамические процессы структурирования, формирования и изменения межличностных взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров.

Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность учащегося, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Стиль руководства преподавателя может влиять на характер взаимоотношений куратора со студенческой группой и на само функционирование ученического коллектива, способствуя или препятствуя росту его сплочённости. Такая особенность студенческой группы как однородность возрастного состава обуславливает возрастное сходство интересов, целей, психологических особенностей, способствуют сплочению группы. Основной вид деятельности студенческой группы – учение, а факторы учебного  сплочения слабее, чем производственные, поэтому порой сплочённый коллектив не складывается: каждый сам по себе. Студенческие группы функционируют как на основе самоуправления через систему формальных и неформальных лидеров, так и подвергается определённым управляющим воздействием со стороны преподавателя – куратора. В студенческой группе проявляются такие социально – психологические явления, как»коллективные переживания и настроения», «коллективные мнения», явления подражания, внушаемость и конформизма, явления соревнования. Студенческая группа может либо развиваться от типа «ассоциации» к уровню «коллектив», либо изменяться к типу «корпорация».

      Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностью, значениями, целями.

      Корпорация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчинённый достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определённом виде деятельности.

      Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействия людей со специфическими органами управления, объединённая целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных взаимоотношений между членами группы.

 Учебный коллектив имеет двойственную структуру:

  • во – первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности;
  • во – вторых, учебный коллектив – это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально – психологическим закономерностям.

Учебный коллектив – это социально – психологический организм, требующий индивидуального подхода. То, что «срабатывает» по отношению к одной учебной группе, оказывается совершенно неприемлемым к другой. Опытные педагоги хорошо знают это «таинственное явление»: две или несколько параллельных учебных групп постепенно как бы индивидуализируются, приобретая своё лицо, в результате чего появляется довольно резкое отличие между ними. В качестве причин этих различий педагоги указывают, что «погоду» в учебной делают определённые студенты, которые едва ли являются официальными руководителями учебного самоуправления. Очень важно знать структуру межличностных взаимоотношений в коллективе, чтобы уметь найти индивидуальный подход к членам коллектива и влиять на формирование и развитие сплочённого коллектива. Настоящий сплочённый коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.

         На первом этапе группа обучающихся не представляет собой коллектив в полном смысле слова, поскольку она создана из поступающих в колледж учащихся различного жизненного опыта, взглядов, отношения к коллективной жизни. Организатором жизни и деятельности учебной группы на этом этапе является педагог, который предъявляет требования к  поведению и режиму деятельности обучающихся. Для педагога важно чётко выделить 2 – 3 наиболее значимых и принципиальных требований к деятельности и дисциплинированности студентов, не допуская  выдвижения обилия второстепенных требований, указаний, запретов. На организационном этапе руководитель должен внимательно изучать каждого члена группы, его характер, особенности личности, выявляя на основе наблюдения и психологического тестирования «индивидуально – психологическую « карту личности учащегося, постепенно выделяя тех, кто более чутко воспринимают интересы коллектива, является действенным активом. В целом первый этап характеризуется социально – психологической адаптацией, т.е. активным приспособлением к учебному процессу и вхождением в новый коллектив, усвоением требований, норм, традиций учебного заведения.

          Второй этап развития коллектива наступает, когда выявлен действенный, а не формальный актив коллектива, т.е. выявлены организаторы коллективной деятельности, пользующиеся авторитетом у большинства членов коллектива. Теперь требования к коллективу выдвигает не только педагог, но и актив коллектива.

Руководитель на втором этапе развития коллектива должен объективно изучать, анализировать межличностные взаимоотношения членов коллектива методами социометрии, рефентометрии,  своевременно принимать меры воздействия для коррекции положения членов группы с высоким и низким социометрическим статусом. Воспитание актива группы – важнейшая задача руководителя, направленная на развитие организаторских способностей актива и устранение негативных явлений – зазнайства, тщеславия, «командирского тона» в поведении актива.

       Знание структуры неформальных взаимоотношений, того, на чём они основываются, облегчает понимание внутригрупповой атмосферы и позволяет находить наиболее рациональные пути воздействия на эффективность групповой работы. В этой связи большое значение приобретают специальные методы исследования, позволяющие выявить структуру межличностных взаимоотношений в группе, выделять её лидеров.

       Позиция педагога – куратора в студенческой группе специфична: с одной стороны, он проводит с обучающимися достаточно много времени и как бы является членом их коллектива, их руководителем, но, с другой стороны, студенческая группа в значительной степени существует и развивается независимо от педагога, выдвигая своих лидеров и «заводил». Педагогу мешают стать полноправным членом студенческого коллектива разница в возрасте, различая в социальном статусе, жизненный опыт, наконец. Педагог не может быть полностью равным студенту. Но, вероятно, к этому и не надо стремиться – студенты чётко реагируют на фальшь заявлений о «полном равенстве». Такое положение педагога затрудняет его оценку ситуации внутри группы, поэтому куратору нелегко быть экспертом в вопросах взаимоотношений студентов его группы.

         Вовлечение членов коллектива в разнообразные виды совместной деятельности (труд, учёбу, спорт, отдых, путешествие), постановка перед коллективом интересных и усложняющихся целей, задач, привлекательных для многих участников, установление дружеских и требовательных отношений, ответственной зависимости между людьми – вот это способствует укреплению и развитию коллектива на втором этапе.

         Однако на втором этапе развития коллектив ещё не является в полном смысле сплочённой группой единомышленников, так как наблюдается значительная неоднородность взглядов. Свободный обмен мыслями, дискуссии, внимание педагога – руководителя к настроению и мнениям членов коллектива, демократический коллегиальный способ принятия решений и управления создаёт основу для создания сплочённого коллектива. На третьем этапе развития коллектив достигает высокого уровня сплочённости, сознательности, организованности, ответственности членов коллектива, что позволяет коллективу самостоятельно решать разнообразные задачи, перейти на уровень самоуправления. Далеко не каждый коллектив достигает высшего уровня развития.

Литература.

  1. Афанасьева О.В., Пищелко А.В. « Этика и психология профессиональной деятельности юриста: Учебное пособие для студентов профессиональных учебных заведений/ О.В. Афанасьева, А.В. Пицелко – М: Издательский центр «Академия»; 2001;
  2. Бабанский Ю.К. «Педагогика» Учебное пособие для студентов педагогических институтов/ О.В. Бабанский – М: Просвещение;1993;
  3. Майдиков И.М. Основы социологии./ И.М. Майдиков – М., 1999;
  4. Островская Л.Ф. Педагогические знания – родителям./Л.Ф. Островская – М.,1989;
  5. Памела С.Марр, С. Кеннеди. Воспитание детей в нетипичных семьях. – Помощь родителям в воспитании детей. Перевод с английского/ С. Марр Памелла – М., Прогресс,1992;
  6. Полонский И.С. Педагогические проблемы внешкольного общения подростков. – В кн.: Комплексный подход к воспитанию школьников/ И.С. Полонский. – М., Просвещение, 1982;
  7. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М. Педагогика – пресс, - 1992;
  8. Спутник классного руководителя. Под ред. Бочаровой В.Г. – М. Педагогический поиск, 1997;
  9. Филонов Л.Б. Психологические способы установления контактов между людьми/ Л.Б. Филогов – М., 1983;
  10. Харчев А.В. Социология воспитания/ А.В. Харчев. – М., 1990.