Доклад на тему "Реферат как форма организации самостоятельной работы студентов"
статья на тему

Как правильно организовать самостоятельную работу студентов?!

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГАПОУ СО «Марксовский электротехнический колледж»

Доклад на тему «Реферат как форма

организации самостоятельной работы студентов»

Подготовила:

преподаватель Горбатова Г. В.        


Введение

Одной из важных форм самостоятельной учебной деятельности является написание реферата. В «Толковом словаре русского языка» дает следующие определения этого понятия: «Реферат-краткое изложение содержания книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением». В нашем понимании реферат-это самостоятельное произведение, свидетельствующее о знании литературы по данной теме, её основной проблематике. Он отражает точку зрения автора на данную проблему, умение осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний.

Поскольку реферат-одна из форм интерпретации исходного текста или нескольких источников, поэтому он, в отличие от конспекта, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения.

Таким образом, реферирование предполагает изложение какого-либо вопроса на основе классификации, обобщение, анализа и синтеза одного или нескольких источников.

Специфика реферата заключается в том, что

  • в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок;
  • в нем дается ответ на вопрос, что нового, существенного содержится в тексте по интересующей проблеме;
  • он не должен отражать субъективных взглядов реферата на излагаемый вопрос. Оценка может быть допущена лишь в последней, заключительной части в виде резюме.


Виды рефератов

По полноте изложения

По количеству реферируемых источников

По читательскому назначению

По составителям


Информативные (рефераты-конспекты) Индикативные (рефераты-резюме)

Монографические Обзорные

общие-(ориентация на широкую аудиторию; характеристика содержания в целом).

специализированные-(ориентация на специалистов, т.е. специальную аудиторию)

Авторефераты

Рефераты, составленные автором

1.Библиографическое описание

Ф.И.О. Название труда/Изд-во

-Год-№-С.

Макашев.М.О. Маркетинг-

бренд.-М.:ЮНИТИ, 2004


2.Текст реферата

-Тема, проблема, предмет, Цели и содержание Реферируемой работы. - -Методы исследования. -Конкретные результаты. -Выводы автора (рефератов) -Область применения результатов работы.



РАБОТА НАД РЕФЕРАТОМ 3.1. Выбор темы реферата

Работа над рефератом начинается с выбора темы исследования. Заинтересованность автора в проблеме определяет качество проводимого исследования и соответственно успешность его защиты. Выбирая круг вопросов своей работы, студенту не следует спешить воспользоваться списком тем, предложенным преподавателем. Он должен попытаться сформулировать проблему своего исследования самостоятельно.

При определении темы реферата нужно учитывать и его информационную обеспеченность. С этой целью используются списки рекомендуемой литературы, библиотечные каталоги, консультации преподавателя и библиотекаря.

3.2 Структура реферата

Она включает в себя следующие элементы:

  1. Титульный лист
  2. Оглавление
  3. Введение
  4. Содержание (главы и параграфы)
  5. Заключение
  6. Приложения
  7. Список литературы и источников

3.3 Формулирование цели и задач реферата

Выбрав тему реферата и изучив литературу, студент должен сформулировать цель работы и составить план реферата.

Цель - это осознаваемый образ предвосхищаемого результата. Целеполагание характерно только для человеческой деятельности. Возможно, формулировка цели в ходе работы будет меняться, но изначально её необходимо обозначить, чтобы ориентироваться на нее в ходе исследования. Определяясь с целью дальнейшей работы, студент параллельно думает над составлением плана. Причем необходимо четко соотносить цель и план работы.

Можно предложить два варианта формулирования цели:


1.   Формулирование цели при помощи глаголов: исследовать, изучить,

проанализировать, систематизировать, осветить, изложить (представления, сведения), создать, рассмотреть, обобщить, и т.д.

Формулирование цели с помощью вопросов. Например, цель реферата заключается в том, чтобы ответить на вопрос: «Какие классификации методов обучения существуют в настоящее время в педагогической науке?»

Цель разбивается на задачи - ступеньки в достижении цели.

3.4. Работа над планом

Работу над планом реферата необходимо начать еще на этапе изучения литературы. План - это точный и краткий перечень положений в том порядке, как они будут расположены в реферате, этапы раскрытия темы.

Черновой набросок плана будет в ходе работы дополняться и изменяться. Существует два основных типа плана: простой и сложный (развернутый). В простом плане содержание реферата делится на параграфы, а в сложном - на главы и параграфы.

Перед студентом часто встает вопрос: как построить грамотно план реферата? Конкретного рецепта здесь не существует, большую роль играет то, на что он намерен в ходе работы сделать упор, как расставить акценты, как сформулирована тема и цель работы. При описании, например, исторического события можно остановиться на стандартной схеме: причины события, этапы и ход события, итоги и значение исторического события.

3.5. Подготовка введения


«Введение» - одна из составных и важных частей реферата. При работе над «Введением» необходимо опираться на навыки, приобретенные при написании

изложений и сочинений. В объеме реферата «Введение», как правило, составляет 1-2 машинописные страницы. Рационально построить работу над этой частью реферата следующим образом:

  1. ВСТУПЛЕНИЕ - это 1-2 абзаца, необходимые для начала Желательно, чтобы вступление было ярким, интригующим, проблемным. Можно начать, например, с изложения какого -то определения: «политические отношения - это...».
  2. ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ -это, прежде всего, ответ на вопрос: «Почему я вырал(а) эту тему реферата, чем она меня заинтересовала?». Можно и нужно связывать тему реферата с современностью, предстоящей профессиональной деятельностью.
  3. ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ РЕФЕРАТА.

  1. КРАТКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ - в этой части работы над «Введением» необходимо охарактеризовать основные источники и литературу, с которой работает автор, оценить ее полезность, доступность, высказать свое отношение к этим книгам.
  2. ИСТОРИЯ ВОПРОСА - это краткое освещение того круга представлений, которые сложились в науке по исследуемой проблеме и стали известны студенту. Допустим, тема реферата « Происхождение человека». Существует множество версий и теорий происхождения человека, например, религиозная, трудовая, аномальная, космическая и т.д. Или нет и не может быть единой точки зрения на проблему этапов становления человеческого общества и т.д.
  3. ВЫВОД-это обобщение, которое необходимо делать при завершении работы над введением. Например, отмечается, какие препятствия были встречены ( не обнаружили в библиотеке необходимую книгу) или читатель кратко посвящается в то, о чем в дальнейшем будете написано в реферате, или выдвигается собственная гипотеза, теория.

З.6. Требования к содержанию реферата

Содержание реферата должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Все рассуждения нужно аргументировать. Реферат показывает личное отношение автора к излагаемому. Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным, простым, точным и при этом выразительным.


  • Не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа. Такие утверждения лучше выражать в безличной форме. Например, вместо фразы «проведенный мною эксперимент» лучше писать «проведенный эксперимент»;
  • При упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;
  • Каждая глава (параграф) начинается с новой страницы;
  • При изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из литературы, необходимо соблюдать следующее требования:

  1. Цитата приводится в той форме, в какой дана в источнике, заключается в кавычки с обеих сторон.
  2. Цитата должна быть полной. Возможен пропуск слов, предложений в цитате, который обозначается многоточием. Многоточие ставиться в любом месте цитаты. Знак препинания, стоящий перед пропущенным текстом или за ним, не сохраняется.
  3. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник.
  4. Допускается непрямое цитирование, т.е пересказ мыслей других авторов своими словами. В этом случае также необходимо сделать ссылку на источник.
  5. Цитирование не должно быть избыточным, что создает впечатление несамостоятельной работы.
  6. При необходимости выразить свое отношение к цитате или к ее отдельным словам рекомендуется ставить после них восклицательный или вопросительный знаки, которые заключают в круглые скобки.
  7. Сноски на источники цитирования могут оформляться различными способами:
  8. Если ссылка оформляется на цитату из многотомного сочинения , то после номера книги римской цифрой указывается номер тома страницы.
  9. В случае, когда автор работы(реферата, курсового или дипломного проекта) выделяет в цитате некоторые слова, то их необходимо прокомментировать. Это делается следующим образом: в круглых скобках делается поясняющая оговорка и инициалы студента. Например( разрядка наша.-И.П.)
  10. Инициалы студента ставятся также в случае, когда в цитату вводят пояснение. Например:«В его(Л.С. Выготского.-И.П.) психологических исследованиях можно получить ответы на многие чисто педагогические вопросы».

•    Сведения об использованной литературе приводятся чаще всего в скобках после слов, к которым относятся. Приведем примеры оформления слонок на использованную литературу: •    По данным Центра социально-профессионального самоопределения Института содержания и методов обучения РАО до 15-20% поступающих в систему начального и среднего профессионального образования оказываются непригодными к избранной профессии;20-25% учащихся прерывают учебу, так и не получив профессии; до 30% выпускников трудоустраиваются не по специальности (С.Н. Чистякова,2002).


Многочисленные работы по проблеме качества среднего профессионального образования(О.С. Гребенюк, Г.И. Ибрагимов, Г.В. Мухаметзянова, А.А. Скамницкий и др.)убедительно доказали, что традиционный подход к оценке качества подготовки специалиста по одному параметру- уровню знаний и умений- не отвечает требованиям современности. По словам Г.И. Ибрагимова, чаще всего успеха в социальной и профессиональной карьере добиваются далеко не выпускники с « красными дипломами», а те студенты, которые проявляли активность, реализовывали себя в различных видах деятельности: общественной, культурной, коммуникативной, научной и тд.

  • Ссылки на таблицы нужно давать без сокращенного слова« смотри», а указывать в скобках номер таблицы или рисунка(табл.2. или рис.2.);
  • При написании реферата( курсовой или дипломной работы) целесообразно использовать «клишированные» фразы и словосочетания:

Проблема исследована авторами...

В работе...рассматривается...

Во введении указывается, что...

Автор считает, что...

В 1-ой главе освещается вопрос...

Говоря о проблеме..., автор подчеркивает...

Также обращается внимание на...

Таким образом, автор приходит к выводу о том, что...

В работе...рассматривается роль(значение)...

Автор придерживается идеи(позиций)...

Подчеркивается необходимость...

В заключении автор приходит к выводам...

  • При написании текста не следует злоупотреблять вступительными словосочетаниями в начале фраз (« следует подчеркнуть»,« необходимо заметить»);
  • Рекомендуется избегать длинных предложений, так как они затрудняют понимание текста;
  • При наличии в тексте перечислений следует соблюдать следующие требования:

1.Перечисления, состоящие из отдельных слов или простых фраз, пишут в подбор с текстом, отделяя друг от друга запятой.

2.Перечисления из сложных фраз, пишут с новой строчки, делая абзацный отступ, отделяя одно от другого точкой с запятой, начинают со строчной буквы.


3.Нельзя перед нумерованным перечислением оканчивать основную фразу на предлогах или словах «из», «на», «от», «то», «как» и тд.

•    При сокращении слов следует помнить, что они допустимы только для слов: «т.д.», «т.п.», «др.», «пр.». Нельзя сокращать«так как», «таким образом», «так называемый», «например», «уравнение», «упражнение».

Нельзя делать сокращения путем произвольного слияния слов («спецупражнение», «спецтренировка»и т.п.). Сокращения сложных слов- терминов, образованных от начальных букв, пишутся строчными буквами и с точками. Например: коэффициент полезного действия - к.п.д. Сокращения нарицательных существительных пишутся слитно. Например: вуз. Сокращения государств пишут слитно заглавными прописными буквами без точек и кавычек. Например: США, СНГ и т.п.

Знаки, обозначающие номер, градус, параграф, процент и т.п. следует писать словами. Но, если они стоят перед числительными величинами, их следует обозначать знаками. Например: тринадцатый номер или №13; двадцать процентов или 20%; &1.

Сокращения метрических мер при числах производятся в соответствии со стандартами. Например: мм, см, мм.рт.ст.

Формулы располагают посередине строки, после чего пишут слово «где» и с новой строки дают перечень условных обозначений. Например:

Формула расчета мышечной силы(F)

F=m*q,

Где:

F - сила,

m-масса гири(кг),

q-ускорение силы тяжести.

3.7.3аключение

Заключение - самостоятельная часть реферата. Оно не должно быть переложением содержания работы. Заключение должно содержать:


  • Основные выводы в сжатой форме;
  • Оценку полноты и глубины решения тех вопросов, которые вставали в процессе изучения.

Объем заключения - 1 - 2 машинописных листа формата А - 4

3.8. Приложение

Приложение помещается после заключения и включает материалы, дополняющие основной текст реферата. Это могут быть: таблицы, схемы, фрагменты источников, иллюстрации, фотоматериалы, словарь терминов, афоризмы, изречения, рисунки и т.д.

Примеры оформления:

Приложение 1. Современные политические термины. Словарь.

Приложение 2. Структура деятельности учителя. Схема.

Приложение 3. Гражданская война в России. Хронология событий.

3.9. Литература

Список литературы помещается в конце реферата. Он составляется по алфавиту и пронумеровывается.

Сведения о книге даются в следующем порядке:

1.Автор (фамилия, инициалы)

2.Название, подзаголовок.

3.Выходные данные (место издания, издательство и год издания)

Пример: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека.-М.: Школьная пресса, 2000-415C.

Если речь идет о статье, напечатанной в сборнике, журнале или газете, то после автора и названия публикации указываются:

  1. Название сборника, журнала, газеты.
  2. Место издания и год издания (если сборник).
  3. Год, номер журнала или дата выхода газеты, страница.

Пример: Семушина Л.Г. Проблемы формирования личности специалиста со средним профессиональным образованием и их реализация в государственном образовательном стандарте//Профессиональное образование и формирование личности специалиста: Научно-методический сборник.-М.,2002.-С.39-49.


Пленное О.Ю. Феномен фашизма: некоторые аспекты интерпретации//Обществознание в школе.-1999.-№1.-с. 10-16.

В библиографическом описании не разрешается сокращать фамилии авторов, а также заглавия книг и статей.

Сокращаются только названия городов: Москва(М.), Санкт-Петербург(СПб.). Название остальных городов пишутся без сокращений .

Если книга издавалась параллельно в двух городах, названия их приводятся через дефис (М.-СПб.).3,10.Требования к оформлению реферата

1. Текст работы пишется разборчиво на одной стороне листа(формата А-4) с широкими полями слева, страницы пронумеровываются . При изложении материала следует четко выделять отдельные части(абзацы), главы и параграфы начинать с новой страницы , следует избегать сокращения слов.

2.Если работа набирается на компьютере, следует придерживаться следующих правил (в дополнение вышеуказанных)

-набор текста реферата необходимо осуществить стандартным 12 шрифтом;

-заголовки следует набирать 14 шрифтом и выделить полужирным;

-междустрочный интервал - полуторный;

-разрешается интервал между абзацами;

-отступ в абзацах 1-2 см.;

-поле левое - 2,5 см, правое - не менее 10мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее -не менее 20мм;

-нумерация страницы - снизу справа;

-объем реферата - 25 страниц.

3.Наименование структурных частей работы служат их заголовками и располагаются в середине строки. Заголовки пунктов и подпунктов начинаются с абзацного отступа. Заголовки не подчеркивают. Точку в конце заголовков не ставят. Если заголовок включает два предложения, их разделяют точкой. Переносы слов в заголовках не допускаются.

4.Страницы текста нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы.

5.Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, карты) располагаются в работе непосредственно после текста, где они упоминаются впервые,


или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки к работе. Каждая иллюстрация должна иметь название, которое помещается над ней. Под иллюстрацией помещают поясняющие данные (подрисуночный текст).

Иллюстрация обозначается словом «Рис.» после поясняющих данных.

Иллюстрации номеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Если в работе одна иллюстрация, ее не нумеруют и слово «Рис.» под ней не пишут.

6.Цифровой материал оформляют в виде таблиц. Таблицы располагаются в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Таблицы нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер размещают в правом верхнем углу над ее заголовком после слова «Таблица». Если в работе одна таблица, её не нумеруют и слово «Таблица» не пишут.

Заголовок таблицы помещается над таблицей посередине.

Заголовки граф таблицы начинают с прописных букв, а подзаголовки - со строчных. Диагональное деление головки таблицы не допускается. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм.

7.Титульный лист должен содержать информацию об учебном заведении, отделении, курсе обучения студента, название учебной дисциплины, по которой выполнен реферат.