урок "Права потребителей и их защита"
план-конспект урока на тему

Костина Елена Валентиновна

данный урок проводится по дисциплине теоретические основы товароведения  "Права потребителей и их защита".  Изучается в разделе "обеспечение качества товаров"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гагинский филиал ГБПОУ

 «Лукояновский Губернский колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Урока: « ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ИХ ЗАЩИТА»

Гагино 2018г

План

  1. Психолого-педагогическая характеристика группы.
  2. Обоснование  проекта урока (актуальность темы)
  3. Проект урока.
  4. Структура урока.
  5. Приложение, доклады.

Психолого- педагогическая характеристика группы

Характеристика группы:

-общее количество обучающихся-  21

-отношение к учебе у обучающихся положительное, преобладающая оценка «хорошо».

Успеваемость хорошая. Основные мотивы учения- это познавательные интересы.

Можно отметить самостоятельность в суждениях, умение самостоятельно анализировать, сравнивать. Память устойчивая.

Быстро схватывают основные понятия. Мышления развитое. Уровень сформированности у обучающихся группы знаний, умений, навыков средний. Социальные характеристики:

Обучающиеся редко конфликтуют друг с другом, доброжелательны. Во взаимоотношениях со сверстниками можно отметить взаимовыручку, часто сильные помогают слабым, сформированный коллектив способствует сплоченности группы. На замечание педагогов реагируют адекватно. Урок выбран –практикум, чтобы активизировать познавательную и творческую деятельность обучающихся на уроке.

Обоснование проекта урока

Актуальность темы

  1. Актуальность проекта

-место урока в теме, разделе, курсе.

Данный урок проводится по дисциплине «Теоретические основы товароведения»  Изучается в разделе: «Обеспечение качества и количества товаров» Тема: «Права потребителей и их защита»  тип урока-урок изучение нового материала.                 вид урока-урок практикум с использованием учебно-правовых ситуаций .

Цели и задачи урока .

  • Цель: формирование правовой культуры потребителя через осознание и принятие механизма по защите прав потребителей.
  • Задачи:
  • 1. Образовательная: познакомить обучающихся с основными правами потребителей; показать, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей, а также права и законные интересы продавцов.
  • 2. Развивающая: продолжить работу по формированию специальных учебно-правовых умений (анализ правовых документов), навыков поиска решения конфликта законным образом.
  • 3. Воспитательная: формирование правомерного поведения в конкретных жизненных ситуациях; воспитание толерантного отношения друг к другу; владение грамотными способами защиты прав потребителей.
  • 4. Социальная: отработка навыков практического применения знаний законодательства по защите прав потребителей.

Урок –практикум является очень важным, так как позволяет обучающимся самостоятельно выполнить задание, проанализировать сложившие ситуации.

Проект урока

Группа № 2 «Т»

Специальность: 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Преподаватель: Костина Е.В.

Дата проведения: октябрь 2018г.

Тема: права потребителей и их защита

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: Урок -практикум с использованием учебно-правовых ситуаций.

Цели урока:

формирование правовой культуры потребителя через осознание и принятие механизма по защите прав потребителей.

создать условия для формирования понимания, что каждый человек, независимо от его социальной роли, является потребителем; содействовать в усвоении основных прав потребителя, осмыслении понятия «суверенитет потребителя»; 

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать различные факты науки; 

способствовать воспитанию культуры потребления; 

        познакомить с основными статьями Закона «О защите прав потребителей

 Межпредметные связи: Основы права, Метрология, стандартизация и  сертификация

Средства обучения.

1.Учебнор-методические средства

-методические указания для обучающихся

2.Оборудование: Закон РФ «О защите прав потребителей»

3.Средства контроля:

Индивидуальный опрос;

Фронтальный опрос;

Самостоятельная работа.

Литература:

-Закон РФ «О защите прав потребителей»

-О.В. Памбухчиянц Технология розничной торговли: учебник для нач. проф. образования / М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.-288 с.

-Н.Э. Абоимова Организация и технология розничной торговли: учебник для учреждений нач. проф. Образования/ М.: Издательский центр «Академия», 2013.-256 с.

Хронокарта открытого урока

Время проведения 90 минут

Структурный этап занятия

Время

Мин.

Цели

Содержание

(действие преподавателя)

Планируемый результат (действие студентов)

1

Организационный момент

3

Создание рабочей обстановки

Приветствие студентов. Проверка присутствующих и готовность к занятию

Приветствие преподавателя. Формирование дисциплинарных правил. Психологическая готовность обучающихся к уроку.

2

Целеполагание и мотивация учебной деятельности

3

Акцентирование внимания на значимость темы. Формирование готовности к восприятию

вопросы

Ответы на поставленные вопросы

3

Определение темы и целей урока

5

Акцентирование внимания на значимость темы. Формирование готовности к восприятию

Сообщение темы, целей урока. Мотивация значимости данной темы.

Восприятие информации, включение в учебную деятельность. Проявление заинтересованности к изучаемому.

4

Активизация и закрепление теоретических знаний

10

Повторение основных понятий, сформированных на предыдущих занятиях

Вопросы, доклады

Слушают анализируют, отвечают  на вопросы

5

Практикум

30

Самостоятельная работа

Решение ситуационных задач

Слушают анализируют, отвечают  на вопросы

6

Закрепление материала

20

Выявление сформированности знаний обучающихся

Ответы на вопросы

7

Обобщение изученного материала

5

Выявление сформированности знаний обучающихся

Обобщение знаний.

Коррекция знаний

8

Итог урока, оценка деятельности обучающихся

10

урока выявить соответствие поставленной и достигнутой цели

Выводы по результатам учебной деятельности и достижения цели урока. Выставление итоговой оценки.

Участие в подведение итогов

9

Сообщение домашнего задания

2

Выявление сформированности знаний

        Составление ситуационных задач из своей практике.

Выполнение задания

Содержание урока

Ход урока

Обоснование деятельности преподавателя

Прогнозируемая деятельность студентов

1

Организация урока

Преподаватель приветствует обучающихся, отмечает отсутствующих. Проверка подготовленности к уроку

Дежурный называет отсутствующих

2

Целеполагание и мотивация учебной деятельности

Вопросы:

Что можно узнать о товаре по коробке.

Что означает штрих код.

Как определить контрольную цифру штрих кода.

Качество товара –это

Обучающие отвечают на поставленные вопросы

3

Определение темы и целей урока

Тема урока ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ИХ ЗАЩИТА

 Сказк (Посвящается потребителям).

1.Автор: (Соловьева.А.)

  • Яга на лавочке сидела,
  • Яга на улицу глядела,
  • То пела, то молчала,
  • То головой качала.
  • Дело было вечером,
  • Делать было нечего.
  • Леший в гости к ней пришел,
  • Леший разговор завел:
  • Леший: (Еремеева. Л.)
  • Ой, беда у нас, Карга!
  • Разорились мы дотла.
  • Пенсию не получаем,
  • И в кармане пустота.
  • Яга: (Пугачева.С)
  • Нужно что-то предпринять.
  • Во! Предпринимателями стать!
  • Леший: Кем? Неприличными словами попрошу не щеголять!(Еремеева.Л)
  • Яга: (Пугачева.С)
  • Вот уж неуч, вот беда!
  • Слушай, Леший, ты сюда.
  • Дело мы с тобой откроем:
  • Ты – помощник, я – глава.
  • Леший: (Еремеева.Л)
  • Что за дело? Не пойму.
  • Научи меня уму.
  • Яга: (Пугачева С)
  • Мы откроем лавочку
  • По продаже чая.
  • Деньги заработаем
  • Быстро, отвечаю.
  • Веток наломаем,
  • Листиков насушим,
  • Быстро все смешаем,
  • Можно даже кушать.
  • Леший: Ну, Яга! Ну, голова!(Еремеева.Л)
  • Автор: (Соловьева.А)
  • В лес пошли предприниматели,
  • Наломали дров приятели,
  • Листьев ворохи набрали
  • И в коробки паковали.
  • Яга и Леший: (Пугачева, Еремеева)
  • Подходи, народ, купи!
  • Чай наш новый посмотри!
  • В нем вся кладезь витаминов,
  • Завари и оцени.
  • Лиса: Милый, чая мне возьми! (Спирина.Т)
  • Леший: Не скупись, братан, бери!
  • Волк: (Белова.А)
  • Вот мотовка, вот достала!
  • Ладно, милая, куплю!
  • Автор: Дома чай они попили и готовились ко сну…(Соловьева.А)
  • Лиса: (СпиринаТ)
  • Ой, - Лиса вскричала громко. –
  • Ты, волчок, мне помоги!
  • Ой, в живот стрельнуло больно,
  • И в глазах одни круги.
  • Волк: (Белова.А)
  • Дорогая, потерпи!
  • Дорогая, не кричи!
  • Скорая сейчас приедет!
  • Потерпи же, потерпи!
  • Автор: (Соловьева.А)
  • Вот пришел к ним птица-грач,
  • Он отличный был ветврач.
  • Спинки им он всем послушал
  • И в рецепте написал:
  • Грач: (Морокина Я)
  • Воду пить с сертификатом,
  • Чай приобретать со знаком
  • “Качество” его зовут
  • И гласит он там и тут:
  • Знак “Качество”:
  • В руки ты товар бери,
  • Этикетку рассмотри.
  • Там название предприятия,
  • Адрес, факс и телефон.
  • Номер ГОСТа, номер партии
  • И, конечно, годен до…
  • Если пачка протекает
  • Или криво там и тут,
  • Неизвестно кто хозяин,
  • Где искать и как зовут,
  • Позвони в госторг инспекцию,
  • О подделке расскажи.
  • Специалисты вам помогут
  • И виновных враз накажут,
  • Предприятие закроют,
  • Не творите безобразие.
  • Все:
  • Будьте грамотны!
  • Будьте бдительны!
  • Дети,
  • И их родители!

( предлагается определить контрольную цифру штрих кода на коробке с чаем)

Записывают число, тему урока.

Проявление заинтересованности к изучаемому

 

4

Активизация и закрепление теоретических знаний

  • Учитель. Мы представили Вашему вниманию сказку. Как вы думаете, ребята, о чём сегодня на уроке пойдёт речь. Тема нашего урока: «Права потребителя и их защита». Представим обычный торговый день в большом универмаге. Покупатели снуют по разным отделам, выбирают товар, оплачивают покупки. В отделе белья назревает скандал. Пожилой покупатель подает продавцу сверток с теплой нижней рубашкой и прикладывает к нему чек. «Вот чек. По нему видно, что я приобрел рубашку всего пять дней назад. Срок небольшой. По закону вы обязаны заменить мне купленную вещь». «Увы, - отвечает продавщица, - я не имею права это сделать». Покупатель кипятится: «Это или беззаконие или правовая безграмотность! Я буду жаловаться…» Знакомая ситуация.
  • Все люди когда-либо делали покупки в магазине и ездили в городском транспорте. Но не задумывались, что в обоих случаях они являются потребителями и что им при этом принадлежат определённые права, которыми они могут воспользоваться тогда, когда их не устраивает качество покупки или услуги.

  • К большому сожалению, часто мы оказываемся в ситуациях, когда наши права и интересы были нарушены. Вот почему всем необходимо знать основы потребительского законодательства. Осознание того, что мы как потребители обладаем определёнными правами, придаёт нам уверенность, укрепляет чувство защищённости.
  • Сегодня на уроке вы узнаете, кто такие потребители, каковы основные права потребителей, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей.

.Для начала давайте выясним, в каком случае каждый из нас является потребителем. Кто такой потребитель?

  • Потребитель - это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.
  • Продавец - это любая организация (независимо от её формы собственности) или индивидуальный предприниматель, реализующий потребителю товары по договору купли-продажи.
  • В нашей стране основным правовым актом по защите прав потребителя является Закон РФ «О защите прав потребителей»
  • Этот закон довольно строг. Как вы думаете, почему закон встал на защиту потребителя?
  • обучающиеся предлагают варианты ответов.
  • Скажите, вы как потребитель какие вещи стремитесь приобрести?
  • А продавец какие цели преследует?
  • обучающиеся предлагают варианты ответов.
  • Интересы покупателя и продавца различны.

Потому что в отношениях с производителями и продавцами он находится в неравных условиях. Они – профессионалы, хорошо подготовлены, пользуются услугами юристов и могут отстоять свои интересы; а потребитель – один на один с продавцом и производителем

Доклады обучающихся

Слушают анализируют, отвечают  на вопросы

5

Практикум

 У Вас на столах есть  «Закон о защите прав потребителей». Сейчас мы обратимся к некоторым статьям этого закона и узнаем: Какие права имеет потребитель?

  • 1. Право на просвещение. Ст. 3. (Знание своих прав как потребителя; сегодня на уроке вы это право реализуете)
  • 2. Право на информацию о товарах, услугах, работах. Ст 8. Ст. 10. (Она нужна, чтобы потребитель смог сделать правильный выбор, для этого ему нужно знать качества и свойства того или иного товара). Описание товара, инструкции, условия пользования и т.д.
  • 3. Право на качество. Ст. 4. Действительное состояние дел нередко опровергает все рекламные обещания. Ст. 18.
  • А) Если у приобретенного товара обнаружился недостаток, то потребитель имеет законное право потребовать:
  • - безвозмездного устранения недостатка или возмещения расходов на его устранение;
  • - замены на товар аналогичной модели, марки;
  • - замены на такой же товар другой марки с перерасчетом цены;
  • - соразмерного уменьшения цены;
  • - расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченных денег.
  • Б) Товары длительного пользования имеют срок службы и гарантийный срок (производитель несет повышенные обязательства перед потребителем)
  • В) Продукты питания, лекарства, косметика и др. имеют срок годности; требования к этим товарам содержатся в стандартах.
  • Г) Существует перечень товаров, не подлежащих обмену или возврату.
  • Общее правило потребления: всегда сохраняйте чеки, квитанции, договоры и прочие документы, подтверждающие факт купли- продажи.

Право на безопасность Ст. 7. (требование государства к качеству товаров, выражено в стандартах)

Право на возмещение ущерба (материального и морального). В случае, если купленная вещь причинила вред потребителю. Ст. 14. Ст. 15.

  •  Вы узнали, какие права имеет потребитель. Знать свои права и не допустить нарушения своих прав - это разные вещи. Рассмотрим несколько жизненных ситуаций и попробуем применить полученные знания на практике. Комментарии к ситуациям.
  • Вопрос № 1. У Евгения в четвертый раз сломался холодильник. Все четыре раза симптомы поломки были одинаковые. Гарантийный срок на холодильник еще не истек. ( Евгений предъявил магазину требование о замене холодильника, но магазин согласен на замену, если Евгений представит заключение экспертизы о том, что холодильник не подлежит ремонту. Прав ли магазин?
  • Ответ. Нет. В соответствии со ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» продавец обязан принять товар, в котором выявлен недостаток, и провести проверку качества. При возникновении спора о недостатках продавец обязан сам провести экспертизу качества товара. Поэтому магазин неправомерно возложил на Евгения обязанность провести экспертизу холодильника. По всей вероятности, недостаток носит существенный характер, т.к. проявился 4 раза, в таком случае требование о замене должно быть удовлетворено.
  • Вопрос № 2. Елена Алексеевна купила мясорубку стоимостью 3100 рублей со сроком гарантии 1 год. Через 3 месяца мясорубка вышла из строя и была сдана в сервисный центр, где находилась 24 дня. В сервисном центре Елене Алексеевне выдали акт технического состояния о заводском браке. Однако в магазине выплачивать деньги отказались, объяснив, что у магазина новый директор, который не несет ответственности за товары, проданные до его назначения. Прав ли магазин? Обоснуйте свой ответ.
  • Ответ. Нет. Елена Алексеевна приобретала мясорубку не у физического лица (директора), а у юридического лица - магазина. Так как гарантийный срок еще не истек, Елена Алексеевна имеет право предъявить магазину одно из требований, перечисленных в ст. 18 закона "О защите прав потребителей": безвозмездное устранение недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; соразмерное уменьшение покупной цены; замена на товар аналогичной марки (модели, артикула);замена на такой же товар другой марки (модели, артикула), соответствующим перерасчетом покупной цены; расторжение договора купли-продажи.
  • Вопрос № 3. Вера Александровна купила в магазине пылесос. При пустом пылесборнике пылесос работал хорошо, но после заполнения процентов на 10-20 пылью отключался. В магазине согласны расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги, но матерчатый мешок, который Вера Александровна купила там же дополнительно к пылесосу, назад не берут. А ей он без пылесоса этой марки, естественно, не нужен. Прав ли продавец?
  • Ответ. Продавец не прав. В соответствии со ст. 13 закона "О защите прав потребителей» убытки, причиненные потребителю недостатками товара (в данном случае, это расходы на приобретение необходимых деталей к товару), подлежат возмещению в полном объеме.
  • Вопрос № 4. Елена Владимировна некоторое время назад купила стиральную машину зарубежного производства. В инструкции были описаны только 4 программы работы машины из 10, причем ясно изложены были только 3 описания. Ни установщики, ни работники сервисного центра объяснить, как работают некоторые программы, не могли. В магазине сослались на то, что изготовитель предоставил информацию на русском языке, а дополнительную информацию магазин предоставлять не обязан, т. к. это делает производитель и за дополнительную плату. Прав ли магазин?
  • Ответ. Магазин не прав. Согласно ст. 10 закона «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах). Понятие «необходимая информация» включается в себя понятие полная. Изготовитель не предоставил полной информации о товаре, поэтому это обязанность продавца.
  • Вопрос № 5. Андрей приобрел билеты на поезд для себя и жены. При посадке выяснилось, что номер паспорта и отчество жены указаны неверно. Из-за этого жену в поезд не пустили. Андрей обратился в управление железной дороги с требованием компенсировать моральный вред. Прав ли Андрей?
  • Ответ. Андрей не прав. В соответствии с п. 12 Правил перевозки пассажиров и багажа, пассажир обязан проверить правильность паспортных данных в билете. Поэтому компенсации требовать он не может.

Мы рассмотрели конкретные ситуации из повседневной жизни, в которых может оказаться каждый из нас.

  • Выделим несколько стадий во взаимоотношениях потребителя с продавцами (исполнителями).

Знакомство. На этой стадии идет сбор и анализ информации о продавце (исполнителе), о необходимом товаре (услуге). Попросите обучающихся вспомнить источники информации (реклама в СМИ, друзья, знакомые, специальные ТВ передачи и рубрики в печати и д.р.). Вспомните, какую информацию о товаре или услуге обязан предоставить продавец.

  • Заключение договора. На этой стадии потребителю необходимо детально изучить все условия договора и вытекающие из него права и обязанности. Повторите понятие договор и виды договоров, которые часто заключают потребители (это договоры купли - продажи, перевозки, аренды, займа и др.).
  • На этих двух стадиях потребитель может безболезненно прекратить отношения с продавцом или исполнителем, если ему не ясны какие- то вопросы, или у него есть сомнения в качестве товара или репутация самой фирмы кажется сомнительной.
  • Исполнение договора. После этой стадии отношения между продавцом и потребителем либо благополучно завершаются. Если потребитель собрал недостаточно информации, не качественно проанализировал ее, либо возникли недостатки по вине изготовителя, тогда отношения с исполнителем переходят к следующей стадии - стадии конфликта.
  • Конфликт, т.е. нарушение или ущемление прав потребителя, связанных с качеством товаров или услуг, сроками исполнения договора, недостоверной информацией или отсутствием таковой. Заострить внимание учащихся на том, что легче предотвратить конфликт, чем разрешить его.

Слушают анализируют, отвечают  на вопросы

6

Закрепление материала

И обобщение изученного материала

  • ПРЕТЕНЗИЯ
  • Директору магазина "Бытовая техника",
  • расположенного по адресу: ул.Фурманова, 2.
  • от Иванова Ивана Ивановича,
  • проживающего по адресу:
  • ул. Ленина, 12, кв.5, тел. 22-22-22.
  • Часть первая- изложение фактов. В этой части претензии описываются события, произошедшие до обнаружения недостатков. 15.06.2015 года я купил в Вашем магазине телевизор "Sony", стоимостью 12750 рублей. На телевизор был установлен гарантийный срок 12 месяцев. 28.01.2016 г. телевизор перестал работать.
  • Часть вторая - требования потребителя. В соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей", требую:
  • Провести гарантийный ремонт телевизора.
  • На время ремонта предоставить мне во временное пользование аналогичный телевизор.
  • Т.к. телевизор весит более 5 кг. - доставить его для ремонта и обратно за счет Вашего магазина
  • Часть третья - пугательная, необязательная, но, как показывает практика, самая действенная, поэтому настоятельно рекомендую включать ее в текст претензий.
  • Ставлю Вас в известность, что в случае, если Вы не выполните мои законные требования в установленный срок, Вы будете обязаны выплатить мне неустойку в размере 1% в день от стоимости телевизора. (СТ. 23 Закона РФ "О защите прав потребителей")
  • Если Вы откажетесь выполнить мои законные требования, я оставляю за собой право обратиться в суд, который буду просить принудить Ваш магазин выполнить мои законные требования, а также взыскать моральный ущерб и штраф в пользу государства в размере цены иска за отказ добровольно выполнить требования потребителя, что принесет Вашему магазину дополнительные убытки.
  • Часть четвертая.
  • Приложение: копия чека, копия гарантийного талона.
  • 29.01.2016г. Иванов. И.И.
  • Претензия пишется в 2х экземплярах - один ручается директору или лицу уполномоченному принимать претензии, а второй экземпляр остается у потребителя, но на нем должна быть поставлена дата и подпись лица, принявшего претензию, либо указана причина отказа. Если продавец (исполнитель, изготовитель) отказывается принять претензию, то ее можно отправить по почте:
  • Заказным письмом (у потребителя остается об оплате, которая подтверждает почтовое отправление).
  • С описью вложения (нужно не запечатывать конверт, а попросить почтальона сделать опись вложения, которая подтверждает, что отправлена именно претензия и копия чека или договора, а не поздравительная открытка).
  • С уведомлением о вручении (при получении письма адресат, т.е. директор магазина, распишется в специальном бланке, а почтовая служба перешлет его потребителю. Этот документ подтверждает получение претензии). Все эти документы подтверждают, что потребитель со своей стороны приложил все усилия для решения конфликта.
  • Если найти решение мирным путем не удалось, то придется принимать более радикальные меры - обращаться в суд. Но это тема другого урока.

 Готовясь к уроку, Вы ознакомились с «Законом о защите прав потребителей». Блиц – опрос.

1. Человек, приобретатель товара или услуги. (Потребитель)

2. Кто реализует товар по договору купли - продажи? (Продавец)

3. Чем отличается «Изготовитель» от «Продавца»? («Изготовитель» производит товары, «Продавец» их реализует)

4. Приведите примеры товаров, на которые устанавливается срок годности. (Срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.)

(Продукты питания, медикаменты, товары бытовой химии, парфюмерно-косметические).

5. С какого момента наступает гарантийный срок товара?

(С момента передачи товара потребителю).

6. Может ли покупатель предъявить свои требования без наличия чека? (Отсутствие чека не является основанием для отказа в удовлетворении требований покупателя).

7. Функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей отданы. (Роспотребнадзору)

8. В течение скольких дней происходит замена некачественного товара?

(Срок замены некачественного товара 14 дней).

Коррекция знаний, ответы на вопросы

7

Итог урока, оценка деятельности обучающихся

Ребята, в заключение нашего урока я попрошу Вас подойти к столу и взять по одной карточке. Вам необходимо продолжить фразу:

  • Урок дал мне для жизни………
  • Меня удивило…………………
  • Теперь я могу………………………..
  • Было интересно……………………
  • У меня получилось……………………..
  • Мне захотелось………………………….
  • Я поняла, что…………………………….
  • Было трудно………………………………
  • Я попробую………………………………..
  • Я выполняла задания……………………..

 Подведение итогов урока. Я хочу поблагодарить Вас за помощь в проведении урока. Вы все сегодня хорошо поработали.

  • Оценки, полученные на уроке

Участие в подведение итогов

8

Сообщение домашнего задания

 Домашнее задание. Составить образец претензии.

Выполнение задания

((доклад обучающегося № 1)               Приложение 1

Потребители и их права

В Российской Федерации потребитель защищён специальным законом. Этот закон признан одним из самых совершенных в мире. Он может защитить наши кошельки, здоровье и покой, побуждает добросовестно работать продавцов и производителей. Но как бы ни был хорош Закон, если им не пользоваться, то он перестаёт работать. Поэтому каждый человек должен владеть потребительской культурой, т.е. знать свои законные права как потребителя и уметь ими пользоваться. 
С юридической точки зрения, потребителем является гражданин, который уже купил (заказал) или собирается заказать или приобрести товары (работы и услуги) исключительно для своих личных (бытовых, семейных, домашних нужд), которые не связаны с извлечением прибыли (Статья 1 Закона РФ «О защите прав потребителя»). Почему в Законе говориться о потребителе как об отдельном лице, гражданине, и ничего не сказано об организации? 
Интересы организации защищает юрист, а потребитель вынужден защищать себя сам. Все люди – потребители. Главный вопрос: как удовлетворить потребности людей при ограниченности ресурсов. Что является движущей силой человеческой деятельности?

Потребности людей различаются по степени неотложности. На первом месте – потребности в еде, питье, одежде, безопасности, жилище. Затем – в общении, принадлежности к коллективу, интересной работе, творчеству.

Набор потребностей отличался в разную историческую эпоху, в разных странах. 
Права потребителей:

Право потребителей на качество товара (ст.4 Закона о защите прав потребителя)

С точки зрения права, потребителем является физическое лицо. Это связано с тем, что интересы организации, или, юридического лица, всегда защищают профессионалы ( юристы, экономисты). Потребитель-гражданин же, как правило, такой профессиональной поддержки не имеет и вынужден защищать свои права сам. В такой ситуации государство принимает на себя обязанности отстаивать интересы потребителей путём принятия специального законодательства, создания специализированных органов, призванных осуществлять контроль за соблюдением этого законодательства. 
Во многих странах действуют так называемые общества по защите прав потребителей – независимые организации, которые исследуют реальные потребительские свойства различных видов товаров. Они публикуют результаты исследований в специальных газетах и журналах, а также помогают потребителям судиться с недобросовестными продавцами. А телеканалы и газеты имеют спецрубрику, посвящённую экспертизе товаров. Куда ещё может обратиться потребитель? - Федеральную антимонопольную службу РФ и её территориальное управление; управление по защите прав потребителя, в федеральные органы исполнительной власти и их территориальные подразделения (контроль за качеством и безопасностью товара, работ, услуг) – Росстандарт, Госэпиднадзор, Госторгинспекция, Министерство экологии и природных ресурсов; органы по защите прав потребителей при администрации области, города. 
Как реализовывается право на качество в Законе? 
- Закон устанавливает, что продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. Таким образом, если стороны договорились о качестве товара, то нарушение этой договорённости будет рассматриваться как нарушение договора. 
- Если стороны специально не оговаривали условия о качестве товара, то потребителю должен быть передан товар, качество которого соответствует обычно предъявляемым требованиям к такого рода товарам. При этом переданный товар должен быть пригодным для использования по назначению. 
Вопрос для обсуждения. (преподаватель)
Гражданка К. вернулась из магазина и, вскрыв пакет с молоком, обнаружила, что оно прокисло. Имеет ли она право вернуть такое молоко в универсам? При каких условиях? Какие права есть у гражданки К.? 
Право на безопасность (ст. 7 Закона о защите прав потребителя).

Как вы понимаете право на безопасность товара? Сталкивались ли вы с нарушением этого права? 
Право потребителя на безопасность означает, что товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и не причинять вреда имуществу потребителя. 
Мероприятия, направленные на предотвращение причинения вреда жизни и здоровью потребителя: 
1. мероприятия по недопущению в оборот товаров, которые могут причинить вред; 
2. мероприятия по предотвращению нанесения вреда товарами уже поступившими в продажу. 
Государство устанавливает обязательные требования, которым должны соответствовать товары. Контроль за этим – на государственные органы. 
Изготовитель обязан разработать и указать в сопроводительной документации на товар, на этикетке, маркировкой или другими способами специальные правила использования, хранения, транспортировки и утилизации товара. Продавец обязан довести эти правила до сведения покупателя. 
Задание: группы получают товары и находят соответствие их стандартам по памяткам. 
Право на возмещение вреда ( работа с Законом о защите прав потребителя).
Найти статьи Закона о возмещении вреда. 
При причинении вреда здоровью возмещается утраченный заработок или его часть, расходы на лечение, протезирование, другие расходы, вызванные повреждением здоровья. 
Если повреждено, либо утрачено имущество потребителя, то ему должна быть предоставлена вещь того же рода и качества или восстановлено повреждённое имущество. В случае, когда этого сделать нельзя, потребителю должны быть возмещены убытки ( стоимость утраченного имущества (реальный ущерб), а так же неполученные доходы (упущенная выгода). 
Право на информацию (ст. 8 Закона о защите прав потребителя).

Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

  • Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей

(доклад обучающегося) № 2

Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителя, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей.

Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).

Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти вправе устанавливать правила организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) потребителям.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила

о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены Законом, применяются правила международного договора.

Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

  • Защита прав потребителей

Защита прав потребителей осуществляется судом.

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора.

Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, а также уполномоченный

федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации,

союзы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.