Доклад "Использование модульной технологии при формировании общих и профессиональных компетенций у студентов" 2018 год
статья

Кукорова Ольга Александровна

Доклад на тему: «Использование модульной технологии при формировании общих и профессиональных компетенций у студентов».

Разработчик: Кукорова О.А. - мастер п/о ОГБПОУ "Скопинский электротехнический колледж"

Современный стандарт образования требует от выпускника мышления высокого уровня. Отличительные для нашего времени изменения в характере образования все более явно ориентируют на осуществление подготовки специалистов, реализуя новый федеральный государственный образовательный стандарт  (ФГОС) с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Формирование у студентов системы профессионально значимых качеств, включает компетенции нового ФГОС: общая компетенция (ОК) и профессиональная компетенция (ПК), что требует качественно нового подхода к формированию будущего специалиста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moduli.docx19.94 КБ
Файл moduli.pptx89.14 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Использование модульной технологии при формировании общих и профессиональных компетенций у студентов».

Разработчик: Кукорова О.А. - мастер п/о ОГБПОУ "Скопинский электротехнический колледж"

Современный стандарт образования требует от выпускника мышления высокого уровня. Отличительные для нашего времени изменения в характере образования все более явно ориентируют на осуществление подготовки специалистов, реализуя новый федеральный государственный образовательный стандарт  (ФГОС) с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Формирование у студентов системы профессионально значимых качеств, включает компетенции нового ФГОС: общая компетенция (ОК) и профессиональная компетенция (ПК), что требует качественно нового подхода к формированию будущего специалиста.

В связи с переходом образования на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения одной из важнейших проблем, стоящей перед средним профессиональным образованием, является разработка учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков, а формирование общих и профессиональных компетенций. В соответствии с требованиями ФГОС обучение должно быть построено на модульно-компетентностном подходе.

Новый подход в организации обучения требует использования разнообразных учебных материалов, которые должны чётко и ясно излагаться, находиться в постоянном открытом доступе, быть удобными для пользования. Поскольку при подходе, основанном на компетенциях, значительная доля ответственности за обучение лежит на студенте, то повышается важность качественных и разнообразных учебных материалов. Теория должна интегрироваться с практикой, преподаватель становится консультантом, наставником.

Организацию учебного процесса, комфортные условия для студентов и преподавателя на занятиях обеспечивает педагогическая технология. Использование инновационных образовательных технологий в наши дни – это объективная необходимость и условие достижения высокого качества современного образования.

В своей педагогической деятельности применяю следующие образовательные технологии: диффе6ренцированную, развивающую, модульную технологию, личностно-ориентированную, групповую.

Сегодня учитель должен в совершенстве владеть не только содержанием предмета, методами, средствами и формами организации учебного процесса, но и современными технологиями обучения, которые способствовали бы формированию общих и профессиональных компетенций у будущих специалистов. Достичь желаемого возможно, применяя технологию модульного обучения, которая интегрирует всё то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике.

Модульное обучение характеризуется системным изменением всего процесса обучения, затрагивающим содержание образования, методы преподавания и методы учения. Оно ориентировано, прежде всего, на активную деятельность студентов, освоение приемов которой способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у студентов всех «само» – самопланирования, самоанализа, самоконтроля и т.д.

Сущность модульного обучения состоит в том, что студенты самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения, а учитель управляет деятельностью обучаемых посредством заложенных в модульных программах указаний, методических рекомендаций.

Процесс модульного обучения может быть разделен на несколько этапов:

  • Определение исходного уровня знаний студентов и уточнение целей обучения.
  • Выявление мотивации личности.
  • Усвоение студентами общего плана учебной деятельности.
  • Собственно учебная деятельность.
  • Обобщение изученного материала и способов действий.
  • Определение итогового уровня знаний и принятие решений о дальнейшем обучении.

К целям модульного обучения относятся:

  • Комфортный темп работы обучаемого.
  • Определение обучаемым содержания обучения.
  • Интеграция различных видов и форм обучения.
  • Достижение высокого уровня конечных результатов.

Последняя цель главная в модульном обучении и вполне реальна при правильной организации работы студентов.

Основное средство модульного обучения – модульная программа, состоящая из отдельных модулей. От их качества в значительной степени зависит эффективность обучения в целом.

Модуль – это основное средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации, а также включает в себя целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей (П.Я. Юцявичене).

Модуль должен содержать:

  • Цель (для чего обучать)
  • Содержание (чему обучать)
  • Процесс усвоения (как обучать)

Модуль представляет собой не просто перечень заданий, а методическое средство, в котором указаны цели учебной деятельности на данном занятии, а также учебные задания и методы их выполнения.

Предложенные задания в модуле для самостоятельного изучения должны быть разными по сложности, т.к. использование конструкции модуля преследуют в конечном счете одну и ту же цель -индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса.

Начинается модульное занятие с целеполагания (чему студенты научатся за урок). Следующий этап – мотивация на усвоение содержания и учебную деятельность. Это различного рода интеллектуальные разминки, графические диктанты, небольшие тесты. Далее идет информационный блок: содержание в виде рассказа учителя, лекции, поиск, анализ и структурирование учебного материала.

Далее – отработка материала: лабораторные работы, решение учебных задач, проблем, ответы на вопросы, выполнение заданий, игры, конференции и др. На этом этапе используются «мягкие» формы контроля – само – и взаимоконтроль. Заканчивается модульное занятие экспертным контролем (контроль преподавателя) и коррекцией знаний и умений с постоянной рефлексией относительно целей учебной деятельности.

Деятельность преподавателя в модульном обучении связана с организацией и управлением деятельностью студентов по овладению общими и профессиональными компетенциями.

Таким образом, студенты обучаются работать в коллективе, выполнять зависимую, независимую и взаимозависимую роли, а также брать на себя ответственность за работу других членов команды и результат выполнения заданий.

В процессе выполнения студентами заданий отмечается возникновение позитивного взаимодействия между членами группы при их осознании зависимости друг от друга, когда задание и общая цель формулируются так, что у студентов возникает чувство ответственности не только за собственный успех, но и за деятельность других членов группы, формируется способность работать в команде. Деятельность такого рода в результате улучшает психологический климат в группе, у студентов усиливается потребность в межличностном общении, возрастает тяга к приобретению знаний и, как следствие, повышается успеваемость, а также внутренняя удовлетворенность результатами собственной деятельности.

Любая деятельность только тогда имеет ценностное значение, когда конечный результат совпадает с поставленной целью.

Список литературы:

  1. Беспалов П.И. Модульные программы при изучении органической химии. М., 2003.
  2. Берсенева Е.В. Современные технологии обучения химии. М., 2004.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

Интернет-ресурсы:

  1. http://window.edu.ru/recommended/47
  2. http://pedcollkomi.ru/fgos/fgos_spo.php
  3. http://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf7/S27.pdf

ОГБПОУ "Скопинский электротехнический колледж"

Доклад

на тему: "Использование модульной технологии при формировании общих и профессиональных компетенций у студентов"

подготовил: мастер п/о

Кукорова О.А.

Скопин, 2018


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование модульных технологий при формировании общих и профессиональных компетенций

Слайд 2

Формирование у студентов системы профессионально значимых качеств, включает компетенции нового ФГОС: общая компетенция (ОК) и профессиональная компетенция (ПК), что требует качественно нового подхода к формированию будущего специалиста. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ОК 9.Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. ПК 1.1. Организовывать подготовку мяса и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции. ПК 1.2. Организовывать подготовку рыбы и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции. ПК 1.3. Организовывать подготовку домашней птицы для приготовления сложной кулинарной продукции. ПК 2.1. Организовывать и проводить приготовление канапе, легкие и сложные холодные закуски. ПК 2.2. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы. ПК 2.3. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных соусов. ПК 3.1. Организовывать и проводить приготовление сложных супов. ПК 3.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих соусов. ПК 3.3. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из овощей, грибов и сыра. ПК 3.4. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы. И т.д.

Слайд 3

В связи с переходом образования на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения одной из важнейших проблем, стоящей перед средним профессиональным образованием, является разработка учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков, а формирование общих и профессиональных компетенций. В соответствии с требованиями ФГОС обучение должно быть построено на модульно-компетентностном подходе.

Слайд 4

Поскольку при подходе, основанном на компетенциях, значительная доля ответственности за обучение лежит на студенте, то повышается важность качественных и разнообразных учебных материалов. Теория должна интегрироваться с практикой, преподаватель становится консультантом, наставником.

Слайд 5

Модульное обучения интегрирует всё то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Модульное обучение характеризуется системным изменением всего процесса обучения, затрагивающим содержание образования, методы преподавания и методы учения. Оно ориентировано, прежде всего, на активную деятельность студентов, освоение приемов которой способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у студентов всех «само» – самопланирования , самоанализа, самоконтроля и т.д.

Слайд 6

Этапы процесса модульного обучения : Определение исходного уровня знаний студентов и уточнение целей обучения. Выявление мотивации личности. Усвоение студентами общего плана учебной деятельности. Собственно учебная деятельность. Обобщение изученного материала и способов действий. Определение итогового уровня знаний и принятие решений о дальнейшем обучении

Слайд 7

Цели модульного обучения: Комфортный темп работы обучаемого. Определение обучаемым содержания обучения. Интеграция различных видов и форм обучения. Достижение высокого уровня конечных результатов.

Слайд 8

Модуль – это основное средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации, а также включает в себя целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей. Модуль должен содержать: Цель (для чего обучать) Содержание (чему обучать) Процесс усвоения (как обучать)

Слайд 9

Деятельность преподавателя в модульном обучении связана с организацией и управлением деятельностью студентов по овладению общими и профессиональными компетенциями . Таким образом, студенты обучаются работать в коллективе, выполнять зависимую, независимую и взаимозависимую роли, а также брать на себя ответственность за работу других членов команды и результат выполнения заданий.

Слайд 10

Любая деятельность только тогда имеет ценностное значение, когда конечный результат совпадает с поставленной целью. Спасибо за внимание!