открытый урок производственного обучения "шиномонтаж"
учебно-методический материал на тему

Ханов Алексей Иванович

От

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задание №3 «Балансировка колес»

1. Установить колесо на балансировочный станок.

2. Выставить размеры согласно порядку указанному в технологической карте..

3. Отбалансировать колесо согласно порядку указанному в технологической карте.



Предварительный просмотр:

Задание №2 «Монтаж и демонтаж шин»

1. Выполнить операцию по демонтажу шины согласно порядку указанному в   технологической карте.

2. Смонтировать шину на диск согласно порядку указанному в   технологической карте.

3. Соблюдать технику безопасности при демонтаже и монтаже колеса.

Технологическая карта прилагается.



Предварительный просмотр:

Задание №1 “Первый осмотр состояния колеса”.

  1. Снимите колесо с автомобиля, соблюдая технику безопасности.
  2. Определение соответствия размерности колеса (размер диска, размер покрышки).
  3. Проверка состояния колеса (состояние диска, состояние покрышки).
  4. Проверка давления в колесе.
  5. Внесите данные в таблицу.
  6. Проделайте предыдущие операции  для других колес

параметры

колесо1

колесо2

колесо3

колесо4

колесо5

укажите размерность покрышки

(ширина, высота профиля, посадочный диаметр на диск)

укажите индекс скорости

укажите индекс нагрузки

укажите дату выпуска покрышки

укажите ширина обода, выражаемая в дюймах

укажите диаметр обода колёсного диска, выражается в дюймах

укажите количество и диаметр размещения крепежных отверстий (PCD).

укажите величину центрального отверстия

укажите вылет колеса

укажите неисправности покрышки

укажите неисправности диска

укажите высоту протектора

Маркировка шин

На боковинах шины содержится вся необходимая информация. Практически все, что Вам нужно знать о шине, нанесено на ее боковую поверхность. Если Вы посмотрите боковину любой шины, то обнаружите там бук-венно-цифровой код, который может выглядеть, например, так: 235/70R16 105Н. Каждая буква и цифра заключают в себе важную информацию, позволяющую определить, подходит ли данная шина к Вашему автомобилю.

В некоторых случаях перед буквенно-цифровым кодом приводятся дополнительные буквы, обозначающие тип автомобиля, для которого предназначена шина. Так, буква "Р" ставится на шинах, предназначенных для легковых (Passenger), a "LT" - малых коммерческих (Light Trucks) автомобилей. Первое число кода, в нашем случае 235, - общая ширина шины в миллиметрах. Второе число, в нашем случае 70 - серия шины, или отношение высоты профиля шины к его ширине. В приведенном выше обозначении высота шины составляет 70% ее ширины. Далее, как правило, следует буква "R", означающая, что шина - радиальная (Radial).

Следующее число - 16 - обозначает посадочный диаметр обода, выраженный в дюймах. В данном примере - 16 дюймов. Последние число и буква 105 И отражают эксплуатационные характеристики, на которые рассчитана данная шина, - индекс нагрузки и индекс скорости.

Итак, повторим пройденное. Шина с обозначением 235/70R16 105Н имеет ширину в 235 мм, серию 70, является радиальной, соответствует колесу с диаметром обода 16 дюймов, индекс нагрузки ее равен 105 (нагрузка в 925 кг), а индекс скорости - Н (скорость до 210 км/ч). Важно также помнить, что написание обозначения характеристик шин могут несколько отличаться от приведенного выше примера у разных производителей вследствие различных подходов к сертификации.

Кроме вышеперечисленных, существуют другие обозначения, несущие массу полезной информации. Зная эти несложные обозначения, любой автовладелец без труда сможет приобрести и правильно эксплуатировать автошины.

TUBE TYPE - камерная конструкция.

TUI - бескамерная конструкция.

TR - коэффициент износоустойчивости, определяется по отношению к "базовой шине", для которой он равен 100.

TRACTION A - коэффициент сцепления, имеет значения А, В, С. Коэффициент А имеет наибольшую величину сцепления в своем классе.

Е17 - соответствие европейским стандартам.

DOT - соответствие стандартам США.

M+S (грязь и снег), Winter (зима), Rain (дождь). Water или Aqua (вода), All Season North America (всесезонная для Северной Америки) и т.п. - шины, предназначенные для эксплуатации в конкретных условиях.

PLIES: TREAD - состав слоя протектора.

SIDEWALL - состав слоя боковины.

MAX LOAD - максимальная нагрузка, кг/английские фунты.

MAX PRESSURE - максимальное внутреннее давление в шине, КПа.

ROTATION - направление вращения.

Left (шина устанавливается на левую сторону автомобиля), Right (шина устанавливается на правую сторону автомобиля). Outside или Side Facing Out (внешняя сторона установки), Inside или Sido Facing Inwards (внутренняя сторона установки) - для шин с асимметричным рисунком протектора.

DA (штамп) - незначительные производственные дефекты не препятствующие нормальной эксплуатации.

TWI D - указатель индикатора износа проектора. Сам индикатор представляет собой выступ на дне канавки протектора. Когда протектор стирается до уровня этого выступа, шину пора менять.

GREAT BRITAIN -страна-производитель.

TEMPERATURE A - температурный режим, показатель, характеризующий способность шины противостоять температурным воздействиям. Он, как и предыдущий, подразделяется на три категории А, В и С.

Индекс максимально допустимой скорости - это допустимый предел скоростного режима, при котором допускается эксплуатация шины. Наносится на боковину покрышки в виде буквенного обозначения латинским шрифтом. Индекс скорости шины обозначается буквой, соответствующей максимальной скорости, на эксплуатацию при которой сертифицирована данная шина.

Расшифровка индексов нагрузки

Индекс допустимой нагрузки (или индекс грузоподъемности, также называют коэффициентом нагрузки) - это условный параметр. Некоторые производители шин расшифровывают его: на шине может быть написано полностью Max Load (максимальная нагрузка) и указана двойная цифра в килограммах и английских фунтах.

Некоторые модели предусматривают разную нагрузку на шины, установленные на передних и задних осях. Индекс нагрузки представляет собой число от О до 279, соответствующее нагрузке, которую способна выдержать шина при максимальном внутреннем давлении воздуха. Существует специальная таблица индексов нагрузок, по которой определяется ее максимальное значение. Так, например, значение индекса 105 соответствует максимальной нагрузке в 925 кг.

( LI - индекс нагрузки, Kg - нагрузка в килограммах ).

Полная таблица индексов нагрузки

LI

Kg

LI

Kg

LI

Kg

LI

Kg

LI

Kg

LI

Kg

LI

Kg

1

46,2

41

145

81

462

121

1450

161

4625

201

14500

241

46250

2

47,5

42

150

82

475

122

1500

162

4750

202

15000

242

47500

3

48,7

43

155

83

487

123

1550

163

4875

203

15500

243

48750

4

50

44

160

84

500

124

1600

164

5000

204

16000

244

50000

5

51,5

45

165

85

515

125

1650

165

5150

205

16500

245

51500

6

53

46

170

86

530

126

1700

166

5300

206

17000

246

53000

7

54,5

47

175

87

545

127

1750

167

5450

207

17500

247

54500

8

56

48

180

88

560

128

1800

168

5600

208

18000

248

56000

9

58

49

185

89

580

129

1850

169

5800

209

18500

249

58000

10

60

50

190

90

600

130

1900

170

6000

210

19000

250

60000

11

61,5

51

195

91

615

131

1950

171

6150

211

19500

251

61500

12

63

52

200

92

630

132

2000

172

6300

212

20000

252

63000

13

65

53

206

93

650

133

2060

173

6500

213

20600

253

65000

14

67

54

212

94

670

134

2120

174

6700

214

21200

254

67000

15

69

55

218

95

690

135

2180

175

6900

215

21800

255

69000

16

71

56

224

96

710

136

2240

176

7100

216

22400

256

71000

17

73

57

230

97

730

137

2300

177

7300

217

23000

257

73000

18

75

58

236

98

750

138

2360

178

7500

218

23600

258

75000

19

77,5

59

243

99

775

139

2430

179

7750

219

24300

259

77500

20

80

60

250

100

800

140

2500

180

8000

220

25000

260

80000

21

82,5

61

257

101

825

141

2575

181

8250

221

25750

261

82500

22

86

62

265

102

850

142

2650

182

8500

222

26500

262

85000

23

87,5

63

272

103

875

143

2725

183

8750

223

27250

263

87500

24

90

64

280

104

900

144

2800

184

9000

224

28000

264

90000

25

92,5

65

290

105

925

145

2900

185

9250

225

29000

265

92500

26

95

66

300

106

950

146

3000

186

9500

226

30000

266

97500

27

97,5

67

307

107

975

147

3075

187

9750

227

30750

267

97500

28

100

68

315

108

1000

148

3150

188

10000

228

31500

268

100000

29

103

69

325

109

1030

149

3250

189

10300

229

32500

269

103000

30

106

70

335

110

1060

150

3350

190

10600

230

33500

270

106000

31

109

71

345

111

1090

151

3450

191

10900

231

34500

271

109000

32

112

72

355

112

1120

152

3550

192

11200

232

35500

272

112000

33

115

73

365

113

1150

153

3650

193

11500

233

36500

273

115000

34

118

74

375

114

1180

154

3750

194

11800

234

37500

274

118000

35

121

75

387

115

1215

155

3875

195

12150

235

38750

275

121000

36

125

76

400

116

1250

156

4000

196

12500

236

40000

276

125000

37

128

77

412

117

1285

157

4125

197

12850

237

41250

277

128500

38

132

78

426

118

1320

158

4250

198

13200

238

42500

278

132000

39

136

79

437

119

1360

159

4375

199

13600

239

43750

279

136000

Так же, как и в случае с индексом нагрузки, существует таблица значений индекса скорости с показателями от А (минимальное значение) до Z (максимальное значение). Правда, с одним исключением: буква Н выпадает из последовательности и находится между U и V, соответствуя скорости до 210 км/ч. Индекс "Q" соответствует минимальной скорости для легковых автомобилей, а "V" применяется для шин, сертифицированных для скоростей до 240 км/ч.

Колесные диски

Размеры штампованных и литых дисков

Полная маркировка диска выглядит, например, следующим образом:

6.5Jx16 H2 5/112 ET50 dia-57.1. Теперь расшифруем:

6.5 – ширина обода диска (измеряется в дюймах) – ширина той части, на которую надевается шина;

J – форма бортовой закраины. Встречаются и другие обозначения,

x – обод неразборный (абсолютное большинство легковых дисков производится сейчас именно такими);

16 – номинальный посадочный диаметр (измеряется в дюймах). Это диаметр должен строго равняться посадочному диаметру шины. Недопустимо, например, устанавливать шину диаметром 16 на диск 16.5 дюймов.

H2 – Hump – небольшой кольцевой выступ, проходящий по ободу диска ближе к его закраинам. Он необходим для надёжной фиксации безкамерной шины на ободе. Цифра 2 в данном случае указывает на наличие 2-ух хампов, т.е. по одному около каждой из закраин;

5 – количество отверстий для крепления диска к автомобилю;

112 – PCD (Pitch Circle Diameter) – диаметр окружности, проходящей через центры крепёжных отверстий (измеряется в мм);

ET (возможны также написания OFFSET) – вылет диска (измеряется в мм) – расстояние от привалочной плоскости до воображаемой плоскости, проходящей через середину обода диска (в нашем случае 50мм);

Dia (возможны также написания D, Centerbore) – центральное отверстие (измеряется в мм).

Теперь разберёмся, какие из размеров можно изменить и в каких пределах, а какие должны остаться «нетронутыми».

Ширина обода зависит от ширины монтируемой на него шины. Например, шину 205/55R16 допускается устанавливать на диск шириной от 6 до 7,5 дюймов, при рекомендованной ширине 6,5 дюймов. Поэтому размер обода диска можно выбирать именно в этих пределах. Правильно подобрать шины к диску поможет таблица соответствия шин и дисков.

Посадочный диаметр – тут выбор ещё больше. Минимальный диаметр всегда указан в инструкции автомобиля и может увеличиваться практически до бесконечности. Но учтите, чем больше диаметр диска, тем ниже будет профиль шины, а это в свою очередь отрицательно сказывается на комфортабельности езды, но улучшается управляемость автомобиля на высоких скоростях.

Количество крепёжных отверстий – этот параметр остаётся без изменений.

PCD, в большинстве случаев, изменить также нельзя. Хотя у некоторых производителей литых дисков (OZ Racing, AEZ, DOTZ) предусмотрены специальные болты с эксцентриками, позволяющие прикручивать, например, диски с PCD 100мм на автомобили с PCD 98мм. На автомобилях у которых литые диски крепятся с помощью гаек такое невозможно.

Вылет – изменение вылета возможно в сторону его уменьшения. Но желательно, чтобы такое уменьшение укладывалось в пределы до 1см. В сторону увеличения числа вылета, как правило, изменения невозможны, т.к. чем МЕНЬШЕ число вылета, тем диск БОЛЬШЕ «выходит» наружу автомобиля относительно колеса с «родным» вылетом, и наоборот. Таким образом при увеличении числа вылета диск будет больше утапливаться в машину, при этом значительно растёт вероятность того, что он упрётся в детали подвески или тормозных механизмов.

Центральное отверстие в штампованном колесе обязательно должно равняться диаметру ступицы автомобиля, для его правильной центровки на ступице. С литыми дисками ситуация несколько иная. В настоящее время большинство фирм, производящих литые диски, как отечественные, так и зарубежные, делают диски с универсальным центральным отверстием. А для центровки используют специальное центровочное кольцо, у которого внешний диаметр равен диаметру отверстия в диске, а внутренний диаметр равен диаметру ступицы автомобиля. Приведу пример. Диск размером 6.5x16 5/114.3 et45 dia-72.6 можно устанавливать на автомобили Mitsubishi, диаметр ступицы у которых 67.1мм и на автомобили Toyota, размер ступицы у которых 60.1мм. Так вот для того, чтобы не делать два разных литых диска производитель выпускает один диск с бОльшим центральным отверстием, в нашем случае 72.6мм и два центровочных кольца – первое 72.6/67.1 и второе 72.6/60.1. При постановке колеса на автомобиль кольцо вставляется в диск, после этого диск устанавливается на машину, центруясь на ступице, и затягивается болтами или гайками. После этого центровочное кольцо никакой нагрузки не несёт и никак не влияет на ходовые характеристики автомобиля. Центровочные кольца могут идти в комплекте с дисками либо поставляться за отдельную плату. Повторюсь, у штампованных дисков таких колец быть не может.

Техника безопасности при ремонте автомобилей

1. Перед началом работ по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, рабочий должен переодеть рабочую форму одежды. Причем обшлага рукавов должны быть застёгнуты, на голову одет головной убор. На наги одеты ботинки во избежание нанесения травмы при падении инструмента или деталей.

2. Перед началом работы под автомобилем или вывешиванием части автомобиля подъемными механизмами (домкратами, наканавными передвижными подъемниками, талями и т.д.), кроме стационарных, необходимо сначала установить транспортное средство на ровной поверхности, остановить двигатель,  на видном месте вынести табличку с надписью «Двигатель не пускать, работают люди». Под колёса установить упоры, а автомобиль установить на низшую передачу. Необходимо проверить нет утечки масла, топлива, электролита и охлаждающей жидкости

3. Во время работы не класть инструмент и детали на раму, подножки и другие части автомобиля, откуда они могут упасть на работающего.

4. Запрещается наращивать ключи трубами и прочими подручными средствами. При сборочных работах запрещается проверять совпадения отверстий пальцем, для этого не обходимо использовать специальные бородки, ломики или монтажные крючки. Необходимо при ремонтных работах пользоваться только исправным инструментом.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                «Утверждаю»  ГБОУ СК 38
                                                                                            
Ст. мастер  ._______________
                                                                                                                «___»_______________
 2012 г.


 ПЛАН УРОКА 

Мастера производственного обучения гр. 2 АР 3/4    Ханова А.И.

 Специальности: 30.20 «Слесарь по ремонту автомобилей»
на «12 »марта 2012г.

1. Номер и название темы: № 22.  «Техническое обслуживание и ремонт ходовой части автомобиля»                     

2. Тема урока № 2: Монтаж и демонтаж шин. Балансировка колес. Установка на автомобиль

3. Учебные цели урока: Овладение приёмами выполнения основных операций монтажу и демонтажу шин, балансировка колес.

 4. Материально-техническое оснащение урока: ____________________________________
4.1 оборудование: Шиномонтажный станок, балансировочный станок
4.2. приспособления и инструмент:  монтажка,                                    

4.3. материалы: ветошь, масло моторное, грузы балансировочные
4.4 объект работ: автомобиль ВАЗ 2107, колеса автомобильные  
4.5.__________________________________________________________________________
4.6. наглядные пособия: учебники, инструкционные карты, плакаты, чертежи.

5. План проведения урока:                                

5.1Организационная часть (3-5 мин.):

Линейка, рапорт дежурного группы о наличии обучающихся, проверка рабочей одежды и внешнего вида.

5.2. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ (15-25 мин.).

Конспект вводного инструктажа:

Сообщить тему и цель урока.

Сообщить и проверить основные знания, умения, навыки и способы действий, необходимые для успешного освоения урока. Показать рабочие места и их оснащение. Разделить группу на звенья и определить порядок их чередования по рабочим местам.

Указать на основные правила техники безопасности необходимые при выполнении учебных заданий.  

Ознакомить обучающихся с основными видами работ по шиномотажу. Обратить внимание обучающихся на:   технологию монтажа и балансировки колес

Показать приёмы монтажа и демотажа шин, предупредить о возможных осложнениях при балансировке колес

Повтор учащимися некоторых приёмов показанных мастером.

Ответить на вопросы учащихся и разрешить приступить к работе.    

5.3.ИНСТРУКТАЖ ПО БЕЗОПАСНЫМ УСЛОВИЯМ ТРУДА.

   Обратить внимание учащихся на недопустимость работы неисправным инструментом; надёжном закреплении деталей при их монтаже и демонтаже, не допуская их падения; на не допустимость использования открытого огня.

  При обнаружении нарушения правил безопасности труда некоторыми учащимися немедленно останавливать работу и проводить дополнительное инструктирование.

5.4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ И ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ.

  Проверить организацию рабочих мест и соблюдение учащимися правил безопасных условий труда.

 В ходе обхода рабочих мест проверять: правильность выполнения обучающимися приёмов работы и оказывать помощь встретившим трудности; проверять соблюдение технологической последовательности при выполнении задания. В случае необходимости, при возникновении трудностей в работе у значительного числа обучающихся, прерывать работу и проводить дополнительный инструктаж со всеми обучающимися или с отдельными звеньями. Демонстрацию отдельных приёмов работы с применением специальных приспособлений или рациональной организации труда, проводится по мере необходимости.

5.5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ (10 мин.)

Провести анализ работы за день. Отметить успехи отдельных обучающихся и группы в целом.

Дать оценку качества выполненных работ. Сделать замечания по выявленным нарушениям: технологии, в организации труда, безопасности выполнения работ, распорядка дня и трудовой дисциплины.

 Объявить тему следующего занятия.

  Выдать домашнее задание.

 5.6. УБОРКА РАБОЧИХ МЕСТ И МАСТЕРСКИХ (15 мин.)

Сбор инструкционных карт, приспособлений и инструментов.

Уборка рабочих мест.

5.7. ЗАМЕЧАНИЯ МАСТЕРА ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                    Мастер п/о  ________________



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования г. Москвы

Строительный колледж №38

Департамента образования города Москвы

Технологическая карта

По теме: «монтаж и  демонтаж шины»


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Шиномонтажный  станок  предназначен для монтажа и демонтажа шин легковых и грузовых автомобилей  (посадочный диаметр – от 10 до 20 дюймов; максимальный внешний диаметр – 1000 мм). Любое иное использование  станка  рассматривается  как  не  предусмотренное  производителем  и  не  допускается.  

Рабочие части автоматического шиномонтажного стенда  

  1. Педаль управления вращением стола
  2. Монтажный стол
  3. Педаль  устройства отбортовки шин
  4. Лапа устройства отбортовки шин
  5. Педаль сведения кулачков
  6. Кулачок зажимной
  7. Монтажка
  8. Регулировочный винт
  9. Механизм блокировки
  10. Горизонтальная «рука»
  11. Вертикальная направляющая
  12. Головка монтажная
  13. Резиновая подушка  
  14. Лопата отбортовки шин

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

  1.  Рабочий костюм должен быть застегнут  во избежание захвата вращающимися частями станка. При работе используйте головной убор, чтобы спрятать длинные волосы, и не носите длинных золотых цепей, браслетов и прочих украшений.
  2. Перед началом работы проверяйте техническое состояние стенда: целостность электрических кабелей, шлангов; протяжку резьбовых соединений; натяжку приводных ремней; чистоту рабочей поверхности стола. При появлении странных шумов или вибраций немедленно отключите стенд от компрессора и от сети. Не используйте его до тех пор, пока неисправность не будет устранена.
  3. Рабочее место должно содержаться в чистоте, не загромождаться деталями, оборудованием, инструментом, приспособлениями, материалами.
  4. На шиномонтажном станке может работать только один человек. В рабочей зоне не должны находиться посторонние люди.
  5. Перед демонтажем шины полностью выпустите воздух из шины или камеры, вывернув золотник.  Отбортовку  шины, плотно прилипшей к ободу, осуществляйте при помощи специального стенда или съемника. В случае «прикипания» шины к ободу колеса пользуйтесь мыльным раствором.
  6. Не располагайте ногу между лапой устройства демонтажа шин и резиновой подушкой.
  7. Берегите руки при демонтаже и монтаже колеса, во избежание защемления пальцев рук или ладони между бортом диска и покрышкой, чтобы не допустить травмы.
  8. Во время вращения монтажного стола следите за тем,  чтобы детали одежды не находились близко с вращающимися поверхностями.  

ПОРЯДОК РАЗБОРКИ КОЛЕСА

  1. Перед выполнением данного этапа полностью выпустите воздух из шины, вывернув золотник
  2.  Снимите балансировочные грузы с обеих сторон обода колеса.
  3. Полностью сведите кулачки на монтажном столе.
  4. Отведите лопату отжима покрышки наружу вручную. Установите колесо на пол напротив резинового буфера. Подведите лопату к покрышке на расстоянии 10 мм от края обода. Установите колесо рядом с устройством отрыва борта,
  5. Нажмите педаль отжима(3)  до упора, для приведения в действие лопаты. Отпустите педаль, когда лопата переместиться до конца своего хода или когда покрышка сместиться во внутреннее углубление обода.
  6. Немного поверните колесо и повторите процедуру по всей окружности обода, пока покрышка не отойдет полностью от обода.  
  7.  Повторить данную операцию с другой стороны колеса.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОБОДА КОЛЕСА  ИЗНУТРИ

  1. Проверьте,  что зажимные кулачки сведены к центру монтажного стола.
  2. Поместите колесо на монтажный  стол и нажмите на педаль(5).  При этом 4 зажимных кулачка разойдутся в стороны и зажмут обод.

ДЕМОНТАЖ ШИНЫ

  1. Поместите монтажную головку (12) на бортовой закраине обода, перемещая горизонтальный кронштейн (11) и шестигранный шток(10).
  2. Монтажную головку (12 ) блокируйте рычагом храповика (9). При этом монтажная головка автоматически поднимется на 2 мм над закраиной обода.
  3. Вращая регулировочный винт (8), отодвиньте монтажную головку (12) примерно на 2 мм в сторону от закраины обода.
  4. Заведите кромку монтажной лопатки (7) под верхний борт шины и, опираясь лопаткой сверху на палец монтажной головки (12), приподнимите борт шины над закраиной обода. Удерживайте монтажную лопатку в таком положении и, нажимая на педаль вращения вниз,  вращайте монтажный (поворотный)  стол (2)  по  часовой стрелке до тех пор, пока борт шины не кажется полностью над закраиной обода.

Примечание.

Чтобы при выполнении этой операции не защемило камеру, вентиль должен находиться примерно на 10 см правее монтажной головки.

  1. Если шина имеет камеру, ее нужно вынуть.
  2. Аналогичным образом, как описано в п. 13,снять с обода нижний борт шины.

МОНТАЖ ШИНЫ

ВНИМАНИЕ! Контроль шины и обода очень важен, поскольку  их  дефекты  могут  привести  к  несчастному случаю при монтаже и подкачке. Перед монтажом необходимо убедиться в следующем:

- шина не имеет повреждений каркаса и иных дефектов. Если осмотр и проверка на ощупь выявили отслоение корда, разрывы или иные дефекты, шина монтажу не подлежит;

- обод не имеет вмятин и деформаций.

- посадочные диаметры обода и шины совпадают.

Примечание.  На  легкосплавных  колесах  вмятины  часто вызывают  появление  внутренних  микротрещин,  невидимых  невооруженным  глазом,  которые,  однако,  снижают прочность колеса и поэтому при накачивании шины представляют опасность.

Примечание.  Диаметр  обода  указан  на  самом  колесе. Диаметр шины указан на боковой стороне шины. Ни в коем случае не монтировать шины на колеса, точный диаметр которых нельзя установить.

  1.  Борта шины и бортовые закраины обода обработайте рекомендованной изготовителем

смазкой.

  1. Если обод по каким-либо причинам был снят с поворотного стола, он должен быть вновь закреплен, как описано в разделе «Закрепление колеса».
  2. Подведите монтажную головку (12) к бортовой закраине обода, как описано в п. 10 – 12 процедуры демонтажа.
  3. Поместите шину таким образом, чтобы ее борт оказался под пальцем монтажной головки (12) и вне ее опорного язычка (см. рис.)

ВНИМАНИЕ!

Если осуществляется монтаж бескамерной шины, начинать его следует с точки, в которой вентиль отстоит от монтажной головки на 180°.

  1. Нажмите на педаль (1) вниз, чтобы стол вращался по часовой стрелке. При этом прижмите руками уже заведенную за закраину обода часть борта шины вниз, к середине обода.
  2. Если осуществляется монтаж шины с камерой, вставьте камеру.
  3. Операцию, изложенную в п. 4, повторите с верхним бортом шины.
  4. Нажимая на педаль( 5), освободите колесо от зажимов.

Как при монтаже, так и при демонтаже стол должен двигаться по часовой стрелке. Вращение против часовой стрелки используется только при исправлении ошибок оператора станка.

НАКАЧИВАНИЕ ШИНЫ

ВНИМАНИЕ!

Трещина в ободе  или разрыв шины под давлением может привести к взрыву, в результате которого колесо может с большой силой отскочить вверх или в сторону, чем вызвать серьезный ущерб и увечья вплоть до гибели оператора станка или окружающих! Несмотря на то, что этот станок оснащен клапаном безопасности, установленным на 3,5 бара, это не гарантирует полной безопасности и не устраняет риска взрыва в приведенных ниже случаях.

 Порядок выполнения операции

1.   Выверните золотник.

2.   Наденьте клапан подкачки на штуцер и убедитесь, что он надежно зафиксирован.

3.   Еще раз проверьте, совпадают ли посадочные диаметры шины и обода.

4.  Убедитесь, что закраины обода и борта шины в достаточной степени обработаны смазкой. При необходимости провести дополнительную обработку.

5.   Подавайте небольшие порции воздуха, постоянно контролируя давление с помощью манометра, до тех пор, пока борта шины не займут правильное положение на закраинах обода (обычно правильная посадка сопровождается громким хлопком). Проверьте плотность прилегания бортов шины к закраинам обода. При необходимости продолжите

процедуру накачивания.

Примечание. Особое внимание следует уделить посадке бортов шины на обод с хампом (кольцевым выступом, препятствующим соскакиванию борта шины).

6.  Продолжйте закачивать воздух небольшими порциями, в перерывах между ними контролируя показания манометра, до тех пор, пока не будет достигнуто требуемое давление.

КОЛЕСО МОЖЕТ ВЗОРВАТЬСЯ, ЕСЛИ:

1.  диаметр обода не соответствует диаметру шины;

2.  шина или обод имеют дефекты;

3. превышено максимальное давление, рекомендованное для использования устройства быстрого монтажа шин;

4. давление в накачанной шине превышает максимальное значение, рекомендованное ее изготовителем;

5. не соблюдаются правила техники безопасности.

 ОПАСНОСТЬ ВЗРЫВА!      СТРОГО СЛЕДОВАТЬ ИНСТРУКЦИИ!

При накачивании шины давление ни в коем случае НЕ ДОЛЖНО превышать 3,5 бара (50 PSI).

ВАЖНО! Если шина требует более высокого давления, необходимо снять колесо со станка

и продолжать накачивать его в специальной защитной клетке (имеются в продаже).

НИКОГДА не превышайте давления, рекомендованного изготовителем.

При накачивании держите руки и прочие части тела по возможности дальше от шины.

Описанные операции могут выполняться только специально обученным персоналом. Ни в коем случае не разрешайте посторонним находиться вблизи шиномонтажного станка или выполнять работу на нем.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Перед проведением любых проверочных, регулировочных или ремонтных работ необходимо отключить станок от  всех систем питания:

1) от электросети;

2) от источника сжатого воздуха, отсоединив подающий шланг от штуцера станка.

Следует регулярно проводить следующие работы по техническому обслуживанию.

Каждые две недели проверять уровень масла в смазочном резервуаре. Не допускать его падения ниже маслозаборной трубки. При необходимости доливать масло следующим

образом:

1. отвинтите резервуар 1 (рис. С/1);

2. долейте масло для компрессорных установок класса ISO HG и вязкости ISO VG 32 (напр., ESSO Febis К32, Mobil Vacouline Oil 1405, CLUBER Airpress 32).

Каждые 2 - 3 дня проверять, чтобы при каждом втором или третьем нажатии педали 3 или 5 (рис. А) масло капало в прозрачный резервуар 12 (рис. А). Если этого не происходит, добиться требуемого каплепадения вращением регулировочного винта (рис. С/1) при помощи отвертки.

Ежедневно чистить станок. Удалять грязь и частицы шин из направляющих полозьев зажимных кулачков. Смазывать направляющие полозья, используя смазку класса ISO HG и вязкости ISO VG 68 (напр., ESSO Febis К68, Mobil Vactra 2, Shell Tonna Oil 68).

Внимание! Для обеспечения надлежащего

функционирования клапана ограничения давления

при накачивании шин (см. раздел "Устройства

обеспечения безопасности") следует:

1. регулярно проверять уровень конденсата во влагоотделителе воздушной магистрали 1 (рис. H). Он не должен быть выше красной линии 2 (рис. H) на смотровом окошке резервуара. При необходимости сливать конденсат, поворачивая шлицевую гайку 3 (рис. H) по часовой стрелке;

2. через каждые 30 - 40 дней отсоединять станок от воздушной магистрали и отвинчивать резервуар 1 (рис. H) для удаления грязи, скапливающейся в нем.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования г. Москвы

Строительный колледж №38

Департамента образования города Москвы

Технологическая карта

по теме:«Балансировка колес»


Общие сведения

Электронный балансировочный стенд с микропроцессором, способный балансировать колеса весом до 65 кг. Контрольные элементы и сигналы располагаются на передней панели. Система меню дает возможность работать с различными видами колес (автомобили и мотоциклы). Также доступны функции ALU для колес специальной формы или для предварительной настройки функций балансировочного стенда. Балансировочный стенд предназначен только для балансировки колес с максимальными размерами - 20¨.

Техника безопасности

Обучающиеся  должен соблюдать следующие меры безопасности:

•  Следить, чтобы во время работы станка не возникали опасные условия. В случае возникновения неисправностей, необходимо сразу же остановить аппарат и сообщить мастеру производственного обучения.

•  Следить, чтобы рабочее место вокруг аппарата было свободным от потенциально опасных предметов (диски, шины, колеса в сборе и др.), свободным от нефтепродуктов (в том  числе смазочных материалов), т.к. это  опасно травмами.

•  Оператор должен быть одет в специальную одежду, перчатки, защитные очки и маску. Запрещено надевать длинные предметы (например, браслеты), волосы должны быть убраны, обувь должна быть удобной и подходящей для работы на станке

Кнопки и индикаторы Контрольной панели

1.  ИНДИКАТОР ДИСБАЛАНСА внутренней стороны.

2.  ИНДИКАТОР ДИСБАЛАНСА внешней стороны.

3.  Дисплеи, показывающие выбранную программу балансировки.

4.  Кнопка ввода параметра РАСТОЯНИЕ

5.  Кнопка ввода параметра ШИРИНА

6.  Кнопка ввода параметра ДИАМЕТР

7.  Кнопка запуска цикла
 8.  Кнопка аварийной остановки

9.  Кнопка отмены

10. Кнопка оптимизации дисбаланса

11. Кнопка для выбора единиц измерения грамм/унция, мм/дюйм;

самокалибровка

12. Кнопка пересчёта

13. Кнопка выбора типа балансировки

14. Дисплей выбора программы «оптимизация дисбаланса»

15. Дисплей положения дисбаланса внешней стороны.

16. Дисплей положения дисбаланса внутренней стороны.

Примечание: нажимайте на кнопки только пальцами. Не используйте для этого

металлические и прочие твердые предметы.

Использование клавиатуры (пульта управления).

Используя клавиатуру пульта управления можно выполнять следующие действия:

1.  Изменение параметра «расстояние» («а»)  

2.  Изменение параметра «ширина» («b»)

3.  Изменение параметра «диаметр» («d»)

4.  Отмена введенных параметров

5.  Вывод на дисплей значений дисбалансов

6.  Выбор программы балансировки (Dynamic, Static, ALUx)

7.  Static Dynamic

8.  ALUx Dynamic

9.  Самокалибровка

10. Запуск закрытием кожуха

11. Единицы дисбаланса (грамм или унция)

12. Единицы ширины (мм или дюймы)

13. Единицы диаметра (мм или дюймы)

14. Оптимизация дисбаланса

15. Запуск измерительного цикла

16. Аварийная остановка двигателя

Перед балансировкой выставите правильные размеры для данного колеса

Ввод размеров колеса.

ДИАМЕТР:  установите номинальный диаметр “d”, указанный на шине.

ШИРИНА: установите ширину диска, которая обычно указывается на ободе, или  

используйте для ее измерения циркуль, входящий в комплектацию станка.

РАССТОЯНИЕ:  определите расстояние между стендом и ободом колеса,

используя измеритель “a” (рис.4)

Балансировка колеса

- закройте кожух

- нажмите кнопку START
- колесо разгонится автоматически  до нужной скорости, затем остановится.

Дисплеи 1 и 2 отобразят величину дисбалансов.

- дисплеи 3 и 4 отобразят положения измеренных дисбалансов. Если при свободном вращении колеса все светодиоды загорелись, балансировочный груз должен быть закреплен наверху вертикальной оси.

ВАЖНО: величина дисбаланса ниже 10-12 грамм (0,4-0,5 унций) – нормальная для хорошей балансировки. С данным балансировочным стендом легко проводить балансировку с допуском в 5 грамм (0,2 унции).

КНОПКА ВОЗВРАТА:  <

Значение оставшегося дисбаланса ниже 5 грамм (0,2 унции) может быть отображено при необходимости нажатием этой кнопки.

Дисплеи 1 и 2 отображают «0» для дисбалансов ниже 5 грамм (0,2 унций) в нормальных условиях.

Самокалибровка.

- Закрепите на станке колесо среднего размера (желательно отбалансированное или с небольшим дисбалансом).

- введите с клавиатуры пульта управления параметры «расстояние», «ширина» и

«диаметр»

ВНИМАНИЕ: любая ошибка в настройке измерений будет означать, что калибровка проходит неверно, и все последующие действия будут неправильными пока не будут установлены правильные измерения.

- Нажмите одновременно кнопки «С» и START и удерживайте их нажатыми. На числовом дисплее внутреннего дисбаланса появится мигающая надпись CAL, которая указывает, что станок просит подтверждения проведения самокалибровки. Если Вы желаете продолжить процесс самокалибровки, нужно удерживать нажатыми кнопки «С» и START до тех пор, пока надпись CAL не

перестанет мигать. Если Вы отпустите одну из кнопок или обе кнопки во время входа в режим самокалибровки, операция не будет завершена. Когда надпись перестанет мигать, нажмите START чтобы начать первый цикл.

- По окончании первого цикла, на левом дисплее появится надпись “Add 100”. В то же время загорится дисплей внешнего дисбаланса. Теперь надо закрепить на внешней стороне обода балансировочный груз весом 100 г., в соответствии с индикатором 15.

- Нажмите START. Калибровка будет проводиться до конца цикла. После его окончания на дисплее будет показана надпись END CAL. Уберите вес в 100 грамм с колеса, он может быть использован для другого цикла. По окончании самокалибровки калибровочные данные автоматически сохраняются в памяти стенда до проведения следующей самокалибровки. Процесс самокалибровки может проводиться сколь угодно часто, но обязательно всякий раз, когда показания измерений вызывают сомнение в их правильности.

 Функции “STATIC-ALU”.

(для балансировки колес  мотоциклов, легкосплавных дисков или дисков

специальной формы).

1.  NORMAL. Для балансировки колес с помощью пружинных грузов,

закрепляющихся на закраинах обода (обычно – для колес со стальными

штампованными дисками). При включении станка главным выключателем

компьютер автоматически выбирает эту программу балансировки.

2.  ALU 1. Для балансировки колес с легкосплавными дисками с применением самоклеющихся грузов.  

3.  ALU 2. Для «спрятанной» балансировки колес с легкосплавными дисками самоклеющимися грузами.

4.  ALU 3. Для комбинированной балансировки колес: пружинный груз на внешней стороне обода + самоклеящийся груз на внутренней стороне.

5.  STATIC. Для балансировки узких (мотоциклетных) колес, или когда невозможно закрепить грузы ни в каком другом месте на ободе.

ВНИМАНИЕ: ALU функции могут быть выбраны в любое время, чтобы определить веса балансировочных грузов по схемам, отличным от NORMAL. Нажатием кнопки А выбирается любая желаемая функция, при этом дисплеи дисбалансов отобразят реальные значения весов балансировочных грузов для каждой выбранной схемы балансировки.

МИНИМИЗАЦИЯ ДИСБАЛАНСА.

ВНИМАНИЕ:В процессе оптимизации дисбаланса «легкое» место шины совмещается с «тяжелым» местом диска, при этом уменьшается вес потребных балансировочных грузов.

1.  Установить колесо на станок.

2.  Ввести параметры «Расстояние», «Ширина» и «Диаметр».

3.  Нажать  кнопку «OPT» на  пульте  управления.  На  дисплее  внутреннего дисбаланса «А» появится надпись «r s».

4.  Закрыть защитный кожух – начнется измерительный цикл.

5.  Когда измерительный цикл закончится дисплей внутреннего дисбаланса «A» выдаст инструкцию повернуть шину на ободе. Сделайте мелом метки на корпусе станка и на внутренней поверхности обода колеса напротив друг друга, это потребуется позже.

1.  Снимите колесо со станка, сдуйте шину, разбортируйте ее, не снимая с диска, и поверните относительно диска на 180 градусов.

2.  Накачайте  шину  и  установите  колесо  на  станок  по  меловым  меткам  на корпусе станка и на ободе так, как оно стояло прежде. Закройте защитный кожух, начнется второй измерительный цикл.

3.  По окончании измерительного цикла на дисплее внешнего дисбаланса «В» отобразится процент изменения статического дисбаланса по сравнению с первоначальным (до поворота шины на диске). В то же время на дисплее внутреннего  дисбаланса  отобразится  текущее  значение  статического

дисбаланса.  Эта  величина (вес)  может  быть  изменен  на  процент, отображенный дисплеем внешнего дисбаланса.

4.  Вручную  поворачивайте  колесо,  пока  не  загорятся  все  светодиоды «О» положения внешнего дисбаланса. В этой позиции отметьте мелом вершину шины. Поворачивайте далее колесо, пока не загорятся все светодиоды «Р» положения  внутреннего  дисбаланса.  В  этой  позиции  отметьте  мелом вершину обода

5.  Нажать «STOP» чтобы закончить процесс оптимизации дисбаланса.

6.  Оптимизация дисбаланса достигается совмещением меток на вершинах шины  и  обода (еще  один  поворот  спущенной  шины  на  ободе).  Теперь провести стандартный процесс динамической балансировки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока № 2 : Монтаж и демонтаж шин. Балансировка колес. Установка на автомобиль Открытый урок мастера производственного обучения Ханова Алексея Ивановича ГОУ СПО СК №38 март 2012 тема № 22. «Техническое обслуживание и ремонт ходовой части автомобиля»

Слайд 2

Цель и задачи занятия Образовательные: Закрепить знания обучающихся в использовании понятий и терминов. Отработать умения обучающихся на практике. Изучить требования, предъявляемые к ТО автомобильных колес Развивающие Развить навыки и приемы применяемые при шиномонтаже и балансировке колес. Развить внимательность при выполнении шиномонтажа и балансировке колес Воспитательные : Воспитание культуры труда, взаимовыручки, уважения к окружающим.

Слайд 3

Сезонная переобувка машин радость или горе? Сколько продается в России автомобиле? Сколько продается в России автомобильных покрышек? Сколько в России автосервисов? Сколько шиномонтажей ?

Слайд 4

Ответ прост Автомобилей продано за последний год - 1,158,764 шт. Автомобильных покрышек продано - 54 миллиона штук. Автосервисов в стране – 20 миллионов (одна из крупнейших сетей МВО ) Примерно 10 % из общего числа автосервисов - это шиномонтаж .

Слайд 5

Как это делают в шиномонтаже

Слайд 6

На уроке необходимо выполнить три задания Задание №1 Снятие колеса с автомобиля Проверка размерности, состояния, давления колеса Установка на автомобиль. Заполнить таблицу отчет Задание №2 Демонтаж и монтаж колеса. Задание №3 1. Балансировка колеса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок производственного обучения

Сегодня в условиях рыночной экономики совершенствование образовательного процесса через внедрение современных педагогических технологий - это единственный путь развития. Обучение направлено на развити...

план открытого урока производственного обучения мастера п/о Погодаевой Е.В. "Изготовление узлов фартука"

План урока производственного обучения мастера п/о Погодаевой Е.В.Очень хороший материал, который Вы можете использовать в своей работе.Напишите Ваши комментарии....

План – конспект открытого урока производственного обучения По профессии «Повар, кондитер» - 1 курс

План – конспект открытого урока производственного обученияПо профессии «Повар, кондитер» - 1 курс Урок производственного обучения.Тема программы: «Приготовление супов».Тема урока: «Приготовление ...

Методическая разработка открытого урока производственного обучения «Выполнение декоративной штукатурки»

Данная разработка урока производственного обучения направлена на изучение области применения и технологии выполнения декоративной штукатурки  содействует воспитанию интереса к своей профессии, ак...

ПЛАН-конспект открытого урока производственного обучения по специальности "Портной"

Овладение технологическими приемами и методами обработки узлов и деталей....

Открытый урок производственного обучения по теме "Платёжное поручение. Документальное оформление расчётных операций"

Материал содержит план урока,презентацию и образцы документов для заполнения...

План – конспект открытого урока производственного обучения По профессии «Повар, кондитер» - 1 курс Урок производственного обучения.

План – конспект открытого урока производственного обученияПо профессии «Повар, кондитер» - 1 курсУрок производственного обучения....