ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТКА В ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ СРЕДИ ПЕШЕХОДОВ
статья на тему

Фадина Ольга Сергеевна

В статье рассматривается решение проблемы дорожно-транспортных происшествий среди пешеходов с помощью дорожной разметки. Приведена статистика дорожно-транспортных происшествий в России и Челябинской области, предложен ряд методов повышения информативности и безопасности в целом на пешеходных переходах. Рассчитана связь между процентным отношением использованной части коммуникационного пути и потоком, движущемся в одном направлении на примере пешеходного перехода расположенного в городе Челябинске.

Ключевые слова: дорожная разметка, пешеходный переход, дорожно-транспортное происшествие, безопасность дорожного движения, наезд на пешехода, пешеходный поток, интенсивность пешеходного потока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья 2359.49 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 656.13.05

ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТКА В ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ СРЕДИ ПЕШЕХОДОВ.

В.М. Гайфуллин, О.С. Фадина

Южно-Уральский государственный университет, Россия

454080, г. Челябинск, пр. Ленина 85, тел. 8(351)2-679-121

Гайфуллин Владислав Махмутьянович – старший преподаватель кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта» Автотракторного факультета Южно-Уральского государственного университета.

Тел. 8(351)7-272-041, 8(951)2-513-116, email: trans@susu.as.ru

Фадина Ольга Сергеевна – ассистент кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта» Автотракторного факультета Южно-Уральского государственного университета.

Тел. 8(919)3-188-306, email: olgafadina9@yandex.ru

В статье рассматривается решение проблемы дорожно-транспортных происшествий среди пешеходов с помощью дорожной разметки. Приведена статистика дорожно-транспортных происшествий в России и Челябинской области, предложен ряд методов повышения информативности и безопасности в целом на пешеходных переходах. Рассчитана связь между процентным отношением использованной части коммуникационного пути и потоком, движущемся в одном направлении на примере пешеходного перехода расположенного в городе Челябинске.

Ключевые слова: дорожная разметка, пешеходный переход, дорожно-транспортное происшествие, безопасность дорожного движения, наезд на пешехода, пешеходный поток, интенсивность пешеходного потока.

ROAD MARKINGS AS THE PREVENTION OF ROAD TRAFFIC ACCIDENTS AMONG PEDESTRIANS.

V.M. Gaifullin,   O.S. Fadina

The South Ural State University

454080, Chelyabinsk city. Lenin street., 85, tel. 8(351)2-679-121

Gaifullin Vladislav Mahmutyanovich - senior instructor "Operation road transport" Department of Autotractor Faculty of the South Ural State University.

Tel.: 8 (351) 7-272-041, 8 (951) 2-513-116, email: trans@susu.as.ru

Fadina Olga Sergeevna – assistant  "Operation road transport" Department of Autotractor Faculty of the South Ural State University.

Тел.: 8(919)3-188-306, email: olgafadina9@yandex.ru

The article considers the problem of traffic accidents among pedestrians by means of road markings. The statistics of traffic accidents in Russia and Chelyabinsk region is presented.

The required width of the crosswalk is calculated on the example of a pedestrian crossing, located in the city of Chelyabinsk. A number of methods are proposed to improve information content, and overall security for pedestrians.

Keywords: Road markings, crosswalk, traffic accident, road traffic safety, hit a pedestrian, pedestrian traffic, capacity of foot traffic.

Дорожная разметка устанавливает порядок движения или информирует водителей и пешеходов об условиях движения. Дорожная разметка используется для обозначения наземных пешеходных переходов, упорядочения движения по ним пешеходов в регламентации движения транспортных средств в зоне наземных пешеходных переходов.

Все наземные переходы независимо от их типа и расположения должны обозначаться дорожной разметкой 1.14.1 или 1.14.2 по ГОСТ Р 51256-99 и ГОСТ Р 52289-2004, но зачастую этих мер не достаточно.

Согласно статистическим данным, предоставленным ГИБДД России на территории Российской Федерации в 2012 году зарегистрировано 203597 дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибли 27991, получили ранения 258618 человек. Количество происшествий по причине неудовлетворительного состояния дорог и улиц составило 42772  (+1,1 АППГ), погибло 6950 (+1,8 АППГ), ранено 54468 (+2,3 АППГ).

В 2012 г. на территории Челябинской области зарегистрировано 4924 ДТП, в которых погиб 641 человек,  получили ранения  5904 человек. Количество происшествий по причине неудовлетворительного состояния дорог и улиц составило 1170 (-2,7 АППГ), погибло 164 (+39 АППГ), ранено 1401 (-5,2 АППГ).

 Количество происшествий по вине пешеходов сократилось на 23,9% (с 1093 до 832).

82,8% от общего числа ДТП совершено водителями транспортных средств (ТС) – 4076 происшествий, в которых погибли 541, получили ранения 5127 человек. По причине нарушений ПДД пешеходами зарегистрировано  831 ДТП, в которых погибли 112, получили ранения  745 человек. Доля таких происшествий составила 16,9%.

Нарушение правил проезда пешеходных переходов стало причиной совершения 14,6% происшествий: по этой причине произошло  594 (+16,2% АППГ) ДТП, в которых погиб 31 (+29,2% АППГ), получили ранения 606 (+11,4% АППГ) человек.

Количество ДТП, связанных с наездами на пешеходов составило 1694 – 34,4 % от общего количества ДТП в области по видам, на втором месте после столкновения 39,5%.

Неудовлетворительная безопасность дорожного движения на пешеходных переходах связана с рядом причин: низкая  дисциплина участников движения – водителей и пешеходов, недостаток информации, причём для всех участников движения, отсутствие дорожных знаков, разметки, ограждающих устройств, ограниченная видимость пешехода водителем  и наоборот. Недостаточно высокие сцепные свойства дорожного покрытия перед пешеходным переходом и непосредственно на пешеходном переходе.

Существенную роль в обеспечение безопасности пешеходов играет горизонтальная разметка.

Рассмотрим к чему приводят недостатки в правильности выбора вида горизонтальной разметки для регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов.

Для пешеходов не существует строгих правил движения, но, тем не менее, существует естественный «закон» регулирующий это движение. Выбор маршрута передвижения человека определяется его субъективными особенностями. По мере увеличения интенсивности движения наблюдается выработка схемы поведения пешеходов и особенно это проявляется при двухстороннем (встречном) движении. С появлением встречных – возникают задержки, снижается интенсивность и скорость движения а, следовательно, и пропускная способность.  

При сопоставлении результатов исследования интенсивности двухстороннего движения с интенсивностью одностороннего установлено общее снижение интенсивности движения и, следовательно, пропускной способности пути.

Необходимо сказать несколько слов о регулируемом пешеходном переходе. На первый взгляд, регулирование движения светофором сводит на нет опасность наезда на пешеходов. Однако в реальности не совсем так. Одно из типичных ДТП на регулируемых переходах – наезд на пешехода, заканчивающего переход дороги в момент переключения сигналов светофора.

Таким образом, исходя из вышеизложенного на пешеходных переходах где интенсивность превышает 1500 пеш./час должна быть выполнена горизонтальная разметка 1.14.2, исключающая хаотичное движение пешеходов, а не 1.14.1. [3,4]

Так же, чтобы избежать аварийной ситуации необходимо правильно рассчитать ширину пешеходного перехода. Рассмотрим пешеходный переход, расположенный на пр. Ленина в районе Южно-Уральского государственного университета.

Натурными исследованиями установлена пропускная интенсивность пешеходов в час «пик» - до 3000 пеш./час. Разметка согласно ГОСТ Р 52289-2004 выполнена  шириной 4 м. Рассмотрим, соответствует ли она требованиям ГОСТ, а самое главное обеспечит ли безопасный переход пешеходов.

Согласно Таблицы 22 П.Г. Буга и Ю.Д. Шелков взрослый пешеход в летней одежде занимает 0,1 м2 площади горизонтальной проекции, а в зимний период 0,125 м2. [1]

Расчет будем вести на пешеходе в зимней одежде, так как студенты у нас учатся в основном в зимний период. В зимней одежде пропускная способность 1 м2 составит 480 пеш./час, значит при ширине пешеходного перехода 4 м будет пройдено за 1 час – 1920 пеш./час. Таким образом, ширина перехода недостаточна и ее необходимо увеличить, согласно ГОСТ Р 52289-2004 и рассчитать до 6 м. Проверяем и получается данная ширина пешеходного перехода будет справляться с пропуском пешеходов и составит – 2880 пеш./час, а это значит, что есть еще резерв пропускной способности. А в летней одежде пропускная способность увеличится и составит 3600 пеш./час. При ширине пешеходного перехода 6 м пешеходы будут переходить проезжую часть в свободном нестесненном состоянии, а не выталкивая друг друга с размеченного пешеходного перехода.

Исходя из особенностей функционирования пешеходных переходов в одном уровне - безопасное пересечение транспортных и пешеходных потоков в различных условиях эксплуатации (дневное и ночное время суток, наличие осадков, тумана и т.д.) разработан ряд методов повышения информативности и безопасности в целом с помощью дорожной разметки.

  1. Выделение пешеходных переходов – это один из методов повышения безопасности пешеходов при постоянно усиливающемся потоке автодорожного движения, и это не только при плохой видимости днем или ночью, но и при нормальных условиях, прежде всего в опасных местах, и в местах с плохим обзором.

Устройство пешеходных переходов типа «зебра» с красными (желтыми) полосами обеспечивающими контраст, как с покрытием, так и белой разметкой, выполненными с помощью холодного пластика со светоотражающими стеклошариками. Это привлечет внимание водителей и пешеходов, такие пешеходные переходы уже несколько лет используется в г. Москва и г. Санкт-Петербург, а в настоящее время и во многих городах России (рис 1 и 2).

Разметку, выполненную холодным пластиком, отличает повышенная стойкость к истиранию элементов и их отличное сцепление с колесом, а также наличие стеклошариков – компонента, придающего разметке способность к световозвращению, улучшающему ее видимость.

  Можно установить горизонтальное обозначение из термической пластмассы, цветовое исполнение которого вызывает эффект возвышения проезжей части, использование термической пластмассы обеспечивает по сравнению с обычной краской длительный срок службы обозначений.  

C:\Users\Андрей\Desktop\image20483135.jpg

C:\Users\Андрей\Desktop\dd_08022012_04.jpg

  Рисунок 1 – Выделение

пешеходного перехода

г. Екатеринбург.

 Рисунок 2 – Выделение пешеходного перехода

 г. Ярославль.

2. «Шумовая разметка». Дополнительно средством предупреждения водителей при подъезде к пешеходным переходам являются полосы «шумовой разметки» (ГОСТ Р 52605-2006). [2]

Эта разметка наносится поперёк проезжей части в виде нескольких блоков в продольном направлении дороги на регламентируемом расстоянии друг от друга. В свою очередь, блок шумовой разметки представляет собой сочетание отдельных поперечных полос с промежутками между ними. При движении транспортных средств по поперечной шумовой разметке возникает вибрация и шум, сигнализирующие о приближении к участку дороги, требующей снижения скорости и повышенного внимания.

3. Трехмерные рисунки. В Канаде на дорогах используют трехмерные рисунки для замедления движения в районах повышенного риска и школьных зонах. Смысл таких рисунков в том, что бы привлечь внимание к риску детей, бегущих на дорогу (рис. 3).

Канадцы поступают подло, когда речь заходит о безопасности дорожного движения (3 фото и видео)

Рисунок 3 – Трехмерный рисунок "Девочка с мячиком на дороге".

4. Цветные тонкослойные покрытия противоскольжения. Для  повышения безопасности дорожного движения на пешеходных переходах,  цветные покрытия противоскольжения используют следующим образом. Во-первых, для создания участка перед пешеходным переходом для сокращения тормозного пути транспортных средств. Цвет покрытий противоскольжения в этом случае выбирается в соответствии с проектной документацией и не должен являться контрастным к фону (цвету верхнего слоя покрытия автомобильной дороги). Во-вторых, для улучшения зрительного восприятия самого пешеходного перехода. В 2006г. подобные покрытия были устроены на ряде остановок общественного транспорта и пешеходных остановок в г. Москве и г. Санкт-Петербурге. В 2007г. цветные покрытия противоскольжения появились в ряде городов и на федеральных автомобильных дорогах.

Применение нестандартных технических средств организации дорожного движения предусматривается в ГОСТ Р 52289-2004. При этом участники движения должны быть проинформированы о назначении этих технических средств путём установки транспарантов, разъясняющих смысл и значение проводимого эксперимента.

Предложенные мероприятия направлены на предотвращение ДТП и снижение тяжести их последствий на пешеходных переходах.  Вся дорожно-транспортная инфраструктура - дороги, элементы их обустройства, транспортные средства - должна быть сконструирована таким образом, чтобы, с одной стороны, участник движения не попадал в конфликтные ситуации, а с другой стороны, в случае ДТП получал как можно меньший вред своему здоровью. Но самое главное это дисциплинированность, вежливость, ответственность и уважительное отношение друг к другу всех участников дорожного движения, без этого никакие мероприятия по повышению безопасности дорожного движения не принесут желаемого результата.

Список литературы

1. Буга. П.Г. Организация пешеходного движения в городах: Учебное пособие для вузов / П.Г. Буга, Ю.Д. Шелков. – М.: Высшая школа, 1980. – 232 с., ил.

2. ГОСТ Р 52605-2006. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения. – М.: Изд-во стандартов, 2007. – 7 с.

3. ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств. – М.: Изд-во стандартов, 2005. – 95 с.

4. ГОСТ Р 51256-99.  Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования. – М.: Изд-во стандартов, 1999. – 26 с.

5. Правила дорожного движения Российской Федерации. – М.: Информбюро, 2012. – 63 с.

6. www.gibdd.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Изучение правил дорожного движения, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма» для занятий с воспитанниками летнего лагеря МБУДОД ЦВР "Радуга"

Предмет изучения – Правила Дорожного Движения. Настоящая программа подготовлена для дополнительного образования учащихся в условиях нахождения в летнем лагере детей МБУДОД ЦВР «Радуга». Программа раз...

Образовательная программа объединения «МОИ ПРАВА, МОИ ОБЯЗАННОСТИ», направление: «изучение правил дорожного движения, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма»

Предмет изучения – Правила Дорожного Движения. Настоящая программа подготовлена для дополнительного образования учащихся начальной и средней школы, разработана в рамках Федерального закона № 196-ФЗ о...

Обучение водителей транспортных средств приемам оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

В настоящее время ежегодно на дорогах России в ДТП гибнет свыше 30 тысяч человек. Большинство погибших вполне могли бы выжить, если бы им была оказана своевременно первая помощь до приезда б...

Лекция к разделу "Основы безопасности дорожного движения" Дорожно-транспортные происшествия

Дорожно-транспортным (ДТП) называется происшествие, возникшее в процессе движения механических транспортных средств и повлекшее за собой гибель или телесное повреждение людей, повреждение транспортных...

Классный час " О недопущении дорожно - транспортных происшествий"

18 февраля 2020 года в БУ «Нижневартовский строительный колледж» была проведена встреча обучающихся с представителем ОГИБДД старшим лейтенантом полиции Воропановой Анастасией Викторовной.А...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПМ.03 НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ МДК 03.04. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе при дорожно-транспортных происшествиях

Приложение к КТП КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНСАМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ пм.03 неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапеМДК 03.04. Неотложная медицинская помощ...