Разработка открытого урока по дисциплине «МДК02.01.Организация движения на железнодорожном транспорте».
план-конспект урока на тему

Заболотских Нина Ивановна

Тема: Разработка графика движения поездов

Тип урока: Комбинированный урок с элементами деловой игры

Цель занятия: Расширить область знаний по теме "График движения поездов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_organiz._dvizheniya.docx666.58 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока по дисциплине «МДК02.01.Организация движения на железнодорожном транспорте».

 Дата проведения открытого урока 05.11.2016 г.

Тема: Разработка графика движения поездов

Тип урока: комбинированный урок с элементами деловой игры

Цель занятия: расширить область знаний по теме «График движения поездов»

Образовательная:

       научить студентов составлять различные виды графиков и применять их на практике путем выполнения различных заданий,

        приобщить к самостоятельному решению творческих задач и проблемных ситуаций при составлении графика движения поездов.

Развивающая:

        содействовать развитию познавательного интереса к дисциплине организации движения поездов;  

        развивать творческие способности, уверенность в себе и своих силах при управлении движении поездов.

Воспитательная:

        воспитывать интерес к специальности движенца,  

        прививать студентам гордость за выбранную профессию.

 Материалы и оборудование: карточки с заданиями, схемы станций, электронные сетки суточных планов-графиков промежуточных станций, тестовые задания «Движенец», презентация «Разработка графика движения поездов», Слайдфильм «Рабочее место поездного диспетчера», стенд «Графики движения поездов», профессиональные атрибуты движенцев – сигнальный фонарь, флажки, духовой рожок, диск дежурного по станции, осветительный фонарь, сигнальные жилеты.    

Междисциплинарные связи: Станции и узлы, Техническая эксплуатация и безопасность движения, Схема узла Беркакит.

 Литература:

1.    Боровикова М.С. Организация движения на железнодорожном транспорте. М. Маршрут, 2011

2.    Правила технической эксплуатации железнодорожного транспорта.  М-2011г.

3.    Инструкция по сигнализации на железнодорожном транспорте, М-2011г.

4.    Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте М-2011г.

 

Ход урока

1.      Организационный момент                                   2 мин

2.      Сообщение темы, цели занятия                            2 мин

3.      Слайдфильм «Рабочее место поездного диспетчера» 3 мин

4.      Актуализация опорных знаний   тестовые задания «Движенец» -   10 мин.

6.      Основные понятия о графике движения                 7 мин

7.     Представление «Виды графиков движения». Выступление студента                                                          5 мин

8.      Классификация графиков движения поездов           5 мин

9.     Элементы графика движения поездов.   «Скрещение поездов» 5 мин.

10.  Подведение итогов урока                                        3 мин.

11.  Домашнее задание                                               2 мин.

1.     Организационный момент.

Преподаватель проверяет готовность групп к занятию. Доклад старосты группы.

2.     Сообщение темы, цели занятия

Сегодня тема открытого урока «Разработка графика движения поездов». Общие сведения вы получили по этой теме в дисциплине «Технология перевозочного процесса на железнодорожном транспорте». Сегодня мы расширим объем знаний по данной теме, рассмотрим регламент действий ДСП и поездного диспетчера в реальной работе. Кроме того, вы должны показать, что умеете применять свои знания путем выполнения   заданий по организации движения поездов, знать графики движения, проявить умение по приему и отправлению поездов, анализировать и делать выводы.

3.     Слайдфильм «Рабочее место поездного диспетчера»

Слайдфильм представляет рабочее место поездного диспетчера, расположенное в АО «РЖД» станции Беркакит особенности работы и ведение графика движения поездов.

4.     Актуализация опорных тестовых знаний «Движенец», вопрос-ответ.

Вопросы конкурса представлены в тестовых заданиях. Вопросы разделены на 4 категории:

1)      Работа железнодорожных станций

2)      Что я знаю о графике движения поездов?

3)      Нестандартные ситуации

4)      Обеспечение безопасности движения

Студенты выбирают категорию и вопрос. Студент должен правильно и полностью ответить на поставленные вопросы.

 

5.     Основные понятия о графике движения поездов.

Основой организации движения поездов является график движения, который объединяет деятельность всех подразделений и выражает план эксплуатационной работы железных дорог. График движения поездов - непреложный закон для работников железнодорожного транспорта, выполнение которого является одним из важнейших качественных показателей работы железных дорог.

Соблюдение графика движения поездов и предупреждение его нарушений должно быть главным для всех работников, связанных с организацией движения поездов.

Нарушение графика движения поездов не допускается.

График движения поездов должен обеспечивать:

 - удовлетворение потребностей в перевозках грузов и

пассажиров,

- безопасность движения поездов,

- наиболее эффективное использование пропускной и провозной способности участков и перерабатывающей способности станций,

- рациональное использование подвижного состава,

- соблюдение установленной продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад,

- возможность производства работ по текущему содержанию пути,

- сооружений, устройств СЦБ, связи и электроснабжения.

График движения поездов дает наглядную картину движения, определяет время хода поездов по перегонам, время их отправления со станции и прибытия на станцию, продолжительность стоянок в пунктах скрещивания и обгона и другие показатели, характеризующие условия движения поездов.

При составлении графика движения поездов приоритет имеют:

1. Пассажирские скоростные;

2. Пассажирские скорые;

3. Пассажирские всех остальных наименований;

4. Почтово-багажные, воинские, грузопассажирские, людские и ускоренные грузовые поезда;

5. Грузовые (сквозные, участковые, сборные, вывозные, передаточные), хозяйственные поезда и локомотивы резервом.

 График движения поездов составляется на стандартной сетке с масштабом времени и расстояний.

Горизонтальными линиями обозначаются оси раздельных пунктов, расстояния между которыми соответствуют расстояниям между раздельными пунктами (нормальный масштаб – 1км пути соответствует 2 мм на сетке графика).

По вертикали сетка утолщенными линиями разбита на 24 часа. Получасовые периоды времени показываются пунктирными линиями, а десятиминутные интервалы – тонкими сплошными. Обычный масштаб времени 5 мм – 10 мин, а на участках с размерами движения за сутки 100 пар поездов и более, 10 мм – 10 мин.

С левой стороны от сетки графика отражается размещение технических пунктов и время стоянок под операциями смены локомотивов СЛ, смены локомотивных бригад СБ, технического осмотра состава ТО, снабжения состава водой НВ.

  Правее указываются времена хода пассажирских и грузовых поездов по перегонам в четном и нечетном направлениях с указанием времени на разгоны и

замедления.

  Здесь же указывается дополнительное время на предупреждение по ограничению скоростей. Цифры разгона-замедления для грузовых поездов указываются слева, для пассажирских – справа в четном и нечетном направлениях.

Затем обозначаются наименования раздельных пунктов, средства связи по движению поездов и число путей на участке и промежуточных станциях.

  Размещение пассажирского здания относительно главных путей показывается в виде прямоугольника.

При этом:

- внутренняя площадь прямоугольника чистая – управление стрелками ручное;

- внутренняя площадь заштрихована – механическое управление стрелками и сигналами;

- внутренняя площадь закрашена – электрическая централизация стрелок и сигналов.

7.     Представление «Виды графиков движения». Выступление студента

Виды графиков движения поездов:

Нормативный график движения поездов.

  Нормативный график движения поездов и расписание движения поездов разрабатываются и утверждаются оператором инфраструктуры на годовой период в порядке, установленном законодательством государства-члена, на территории которого расположена инфраструктура, с учетом принятых от перевозчиков заявок и результатов проведенных координационных процедур согласования. Нормативный график движения поездов формируется оператором инфраструктуры с учетом:

1) обеспечения безопасности движения поездов;

2) наиболее эффективного использования пропускной и провозной способности участков инфраструктуры и перерабатывающей способности железнодорожных станций;

3) возможности проведения работ по содержанию и ремонту участков инфраструктуры.

Разработка нормативного графика движения поездов осуществляется с учетом принципа приоритетности (очередности). Нормативный график движения поездов вводится в действие с 00 часов 00 минут последнего воскресенья мая календарного года и прекращает действие в 24 часа 00 минут последней субботы мая следующего календарного года.  Нормативный график движения поездов и расписание движения поездов могут корректироваться для грузовых поездов в порядке, установленном оператором инфраструктуры.

Плановый график разрабатывается для организации оперативной работы ДНЦ на предстоящую смену. Его получают путем корректировки нормативного графика с учетом работы хозяйственных поездов, изменений в расписаниях, ограничения скоростей движения, плановых «окон» для выполнения ремонтных и строительных работ. На основе плана-графика ДНЦ обеспечивает выполнение перевозочного процесса.

График исполненного движения

 График исполненного движения (ГИД) ведется на специальном бланке поездным диспетчером участка (ДНЦ) или автоматически с использованием программы «АРМ ГИД ВНИИЖТ». ГИД отражает выполнение всеми службами железной дороги установленного нормативного или вариантного графика движения поездов. На основе анализа ГИД рассчитываются качественные и количественные показатели работы участка.

8.     Классификация графиков движения поездов

 Графики движения поездов различают в зависимости от соотношения скоростей движения поездов различных категорий, числа главных путей на перегонах, соотношения времени хода поездов по перегонам, числа поездов по направлениям следования, порядка следования попутных поездов.

По соотношению скоростей движения поездов графики подразделяются на параллельные и непараллельные. При параллельном графике на перегоне все поезда одного направления имеют одинаковую скорость движения, поэтому линии хода поездов расположены параллельно (Рис. 1). 

 

При непараллельном графике поезда следуют с разными скоростями (Рис. 2).

По количеству главных путей на перегонах графики подразделяются на однопутные (Рис.2), двухпутные (Рис.1),

  Однопутные графики характерны тем, что движение чётных и нелётных поездов согласованное, а скрещение поездов противоположных направлений возможно только на раздельных пунктах с путевым развитием.

На двухпутных перегонах движение поездов различных направлений независимое, поэтому линии хода на графике могут пересекаться в любом месте.

 Для многопутных участков графики строят применительно к принятой специализации главных путей перегонов.

  Например, для пары главных путей с односторонним движением применяют двухпутный график, а для третьего главного пути с двусторонним движением – однопутный.

9.     Элементы графика движения поездов.   «Скрещение поездов»

Для построения графика должны быть известны следующие элементы графика:

- время хода поездов по перегонам,

- продолжительность стоянок и станционные интервалы.

Станционные интервалы - минимальные промежутки времени, необходимые для выполнения операций на раздельных пунктах по приему, отправлению и пропуску поездов. Интервалом скрещения называется минимальный промежуток времени от момента прибытия или проследования поезда одного направления до момента отправления поезда встречного направления на тот же перегон. Составляет примерно 1 минуту. 

Фрагмент деловой игры «Скрещение поездов».

В деловой игре участвуют три студента: 1- дежурный по станции, 2 – дежурные стрелочных постов. Требуется соблюсти регламент переговоров при приготовлении маршрутов по приему – отправлению поездов. Дежурный по станции выполняет задание поездного диспетчера, дежурные стрелочных постов – распоряжение ДСП. По окончании скрещения дежурный по станции делает доклад поездному диспетчеру.

10.       Подведение итогов урока.

11.       Домашнее задание

подготовиться к тестированию по разделу «План формирования поездов»,

 - повторить материал по элементам графика движения поездов: скорости движения, времена хода, станционные интервалы,

- проложить на заданной карточке нечетный и четный грузовые поезда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине «Теоретические основы товароведения » на тему : «Анализ сахара-песка »

Методическая разработка предназначена  для преподавателей, работающих по активным инновационным формам проверки занятий по итоговому и рубежному контролю знаний и проведению практики для по...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Сольфеджио" на I курсе МВМУ "Простые диатонические интервалы"

28 октября 2013 года в Московском военно-музыкальном училище прошёл плановый открытый урок по сольфеджио на I курсе преподавателя отдельной дисциплины (музыкально-теоретические дисциплины и форте...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по дисциплине ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ по теме: «Движение по автомагистралям. Движение в жилой зоне»

Открытый урок по теме: «Движение по автомагистралям. Движение в жилой зоне» представляет собой  комбинированный урок с применением современных педагогических технологий: мультимедиа, видео - тран...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине : " История " "Отечественная война 1812 года "

Целью данной методической разработки является показ влияния всемирной истории на историю Отечества. Патриотическое воспитание студентов....

методическая разработка открытого урока по дисциплине "Финансы и кредит"

в данном уроке раскрываются темы: функции денег. для наглядности готовая презентация, которая оформляет текстовую часть лекции....

Разработка открытого урока по дисциплине МДК0.201. «Организация движения на железнодорожном транспорте.» Тема: Разработка графика движения поездов

Тип урока: комбинированный урок с элементами деловой игры Методы обучения: наглядный, словесный, частично-поисковый, с элементами проблемного обучения и деловой игры Цель занятия: расширить область ...