ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по Устройству, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей (автомеханик)
учебно-методический материал по теме

Хлебников Владимир Фёдорович

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

 

 

по профессиональному модулю

ПМ.01 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

 профессия 23.01.03 Автомеханник.

 

Преподаватель Хлебников В.Ф.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fos_pm01_tehnicheskoe_obsluzhivanie.docx919.2 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Марксовский политехнический  колледж»

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по профессиональному модулю

ПМ.01 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

 профессия 23.01.03 Автомеханник.

Преподаватель Хлебников В.Ф.

Маркс, 2016


ОДОБРЕН

цикловой методической комиссией _______________________________

             наименование комиссии

Протокол № _____

От «___» _________ 20____ г.

Председатель

цикловой методической комиссией

_____________      Гриднев В. И.

    Подпись                                Ф.И.О.

Разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности/профессии  среднего профессионального образования

23.01.17, Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

код, наименование специальности/профессии

Заместитель директора по учебно - производственной работе

  ________________Гребнева Е. В.     

                   Подпись              Ф.И.О.

Заместитель директора по учебной работе

_________________Федотова Н. В.

          Подпись                 Ф.И.О.


ПАСПОРТ

ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по профессиональному модулю

Слесарное дело, технические измерения.

Приобретенный практический опыт, освоенные умения, усвоенные знания

Результаты обучения

ПК,

ОК

Основные показатели оценки результата

Наименование раздела, МДК, темы, подтемы

Уровень освоения

Наименование контрольно - оценочного средства

Текущий контроль

Промежуточная

аттестация

1

2

3

4

5

6

7

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности. Организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов её достижения.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (умений).

Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.

Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.

Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.

Оформлять отчётную документацию по техническому обслуживанию.

ОК 1.

ОК 2.

ОК 3.

ОК 4.

ОК 5.

ОК 6.

ОК 7.

ПК. 1.

ПК. 2.

ПК. 3.

ПК. 4.

Оценка «5» («отлично») соответствует следующей качественной характеристике: «изложено правильное понимание вопроса и дан исчерпывающий на него ответ, содержание раскрыто полно, профессионально, грамотно». Выставляется студенту:

усвоившему взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившему творческие способности.

Раздел 1. Технические измерения

Тема 1.1. Технические измерения

Раздел 2. Слесарное дело

Тема 2.1. Разметка и её назначение

Тема 2.2. Рубка металла

Тема 2.3. Резка металла

Тема 2.4. Правка металла

Тема 2.5. Опиливание металла

Тема 2.6. Слесарная обработка отверстий

Тема 2.7. Резьба и её элементы

Тема 2.8. Клёпка

Тема 2.9. Паяние, лужение

Тема 2.10. Склеивание

2

2,3

2,3

2,3

2,3

2,3

2,3

2,3

2,3

Устный опрос

Устный опрос, отчёт по практическому занятию

Устный опрос, отчёт по практическому занятию

Устный опрос, отчёт по практическому занятию

Устный опрос, отчёт по практическому занятию

Устный опрос, отчёт по практическому занятию

Устный опрос, отчёт по практическому занятию

Устный опрос, отчёт по практическому занятию

Дифференцированный зачёт


Формы промежуточной аттестации по профессиональному модулю

Элементы  ПМ

Формы промежуточной аттестации*

(*приведено возможное заполнение формы)

1 семестр

2 семестр

3 семестр

4 семестр

5 семестр

6 семестр

МДК. 01.02

Диф. зачёт


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Марксовский политехнический  колледж»

Методические рекомендации

по выполнению  лабораторных/ практических занятий

профессия 23.01.03 Автомеханник.

Преподаватель Хлебников В.Ф.

Маркс, 2016


Наименование темы/раздела МДК

Наименование лабораторного/практического занятия

Количество часов, отведенное на выполнение лабораторного/практического занятия

Тема 1.1. Технические измерения

Метрологическая проверка средств измерения

2

Измерения геометрических размеров. Контроль работы оборудования

2

Измерение состава и свойств жидкостей

2

Тема 2.1. Разметка и её назначение

Разметка по шаблону

2

Тема 2.2. Рубка металла

Рубка металла в тисках и наковальнях

2

Тема 2.3. Резка металла

Механизированная резка

2

Тема 2.6. Слесарная обработка отверстий

Сверление, зенкирование и развёртывание отверстий

2

Тема 2.7. Резьба и её элементы

Подбор свёрл под резьбу. Выбор диаметра стержня и нарезание резьбы

2

Тема 2.8. Клёпка

Ручная клёпка деталей

2

Тема 2.9. Паяние, лужение

Паяние деталей. Приёмы лужения

2

Тема 2.10. Склеивание

Техника склеивания

2


Лабораторно - практическое занятие №1

Тема: Рациональная организация рабочего места.

Цель работы: Ознакомить обучающихся с рациональной организацией рабочего места слесаря.

Оборудование: одноместный слесарный верстак.

Оснащение занятий:

  1. Ю. Т. Чумаченко  Материаловедение и слесарное дело: учебное пособие.-Изд.5-е – ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 395с.
  2. Плакаты.

Контрольные вопросы:

1.Что называется рабочим местом слесаря?

2.Перечислить основные условия безопасной работы при выполнении слесарных работ.

Порядок выполнения работы

1. Рассмотреть устройство слесарного верстака.

2. Рассмотреть устройство слесарных тисков.

3. Проверить, соответствует ли верстак вашему росту.

4. Перечислить составные части верстака.

№п/п

Название

Назначение

Лабораторно - практическое занятие №2

Тема: Метрологическая поверка средств измерений. Измерение температуры и давления.

Цель работы: Ознакомиться с важнейшими свойствами средств измерения и контроля.

Оборудование:

*термометры

*манометры

Оснащение занятий:

1.Иванов И.А. Метрология, стандартизация и сертификация на транспорте.-3-е изд. стер.-М.: Издательский центр «Академия»,2012. – 336с.

2.Макиенко Н.И. Слесарное дело и основы материаловедения. М.: Высшая школа.

Методические указания.

  1. Изучить метрологические характеристики средств измерения (1.стр.72-91).
  2. Ответить на вопросы:

*что такое метрологическая характеристика средств измерения?

*что понимают под измерением;

*перечислить 4 группы на которые подразделяются по методу измерения измерительные средства (2.стр.114);

*что такое погрешность измерения?

*что характеризует точность измерения?

*что влияет на точность измерения?

*перечислить основные причины, понижающие точность измерения;

*как можно добиться повышения точности измерения?

*перечислить инструменты с непосредственным отсчетом измеряемого размера;

*чем измеряют температуру и давление, в каких единицах?

Лабораторно – практическое занятие №3

Тема: Работа с использованием штангенинструментов.

Цель работы: освоение приемов применения штангенциркуля для определения размеров деталей и проверка соответствия этих размеров заданным на эскизе или чертеже, т.е. определение годности контролируемых деталей.

Задание: изучить конструкцию штангенциркуля, рассмотреть порядок отсчета показаний и определить результаты измерений по шкалам его штанги и нониуса, освоить приемы измерения размеров детали разных форм.

Провести измерения на контролируемой детали и оценить ее годность.

Выполнить отчет в письменном виде.

Материальное оснащение: макет штангенциркуля, штангенциркуль ШЦ-1-125-0,1 (ГОСТ 166-89), детали, эскизы или чертежи деталей.

Порядок проведения работы

1. Ознакомиться с правилами безопасности при выполнении работы.

2. Повторить названия элементов штангенциркуля, используя макет штангенциркуля, средства измерения (штангенциркуль ШЦ-1-125-0,1) и учебник по предмету «Допуски и технические измерения».

3. Рассмотреть порядок отсчета показаний штангенциркуля.

4. Определить годность выданного инструмента для проведения контроля размеров изделия.

5. Изучить эскиз или чертеж.

6. Выполнить измерения размеров имеющейся детали и записать результаты измерений.

7. Оценить годность контролируемой детали.

8. Составить отчет.

Средство измерения

Для контроля размеров детали используется штангенциркуль ШЦ-1-125-0,1 (рис.3.1), диапазон измерения которого от 0,1 до 125 мм. Штангенциркуль состоит из штанги 5, на которой нанесена шкала с ценой деления 1мм. По штанге передвигается рамка 3 со вспомогательной шкалой 7 нониуса, которая позволяет отсчитывать доли деления шкалы штанги. Цена деления шкалы нониуса у рассматриваемого штангенциркуля 0,1мм. Штангенциркуль снабжен губками 8 для наружных измерений и 1 для внутренних измерений, а также зажимным винтом 2.

К рамке 3 нониуса прикреплена линейка 6 глубиномера и плоская пружина 4. При измерении определяют целое число миллиметров контролируемого размера по шкале штанги, для чего отсчитывают на ней штрих, ближайший меньший к нулевому штриху нониуса. Этот штрих, указывающий на целое число миллиметров

контролируемого размера детали, необходимо запомнить и далее, если требуется, определить десятые доли миллиметра по шкале нониуса. Для этого отсчитывают на шкале нониуса штрих, совпадающий со штрихом штанги, запоминают число делений от его нулевого нулевого штриха и умножают на цену деления шкалы нониуса. Результат измерения вычисляют, суммируя целое число миллиметров и десятые доли миллиметра.

http://ru.convdocs.org/pars_docs/refs/203/202612/202612_html_6ab39a59.jpg

Рис.3.1

Измеряемые детали

Детали, подлежащие измерению, могут быть разными. С использованием указанного средства измерения допускается контроль деталей типа тел вращения или тел, ограниченных поверхностями. Примеры таких деталей занесены в таблицы (3.2 и 3.3).

        Необходимо, чтобы требования к точности измерений могли быть проконтролированы используемым средством измерения.

Таблица 3.2 Допуск и предельные размеры измеряемой детали типа «вал»

№п/п

Размер, мм

Допуск, мм

Предельный размер, мм

наибольший

наименьший

1.

20+0,3

0,3

20,3

20

2.

18 -0,2+ 0,1

0,3

18,1

17,8

Таблица 3.3 Допуск и предельные размеры измеряемой детали, ограниченной плоскостями

№п/п

Размер, мм

Допуск, мм

Предельный размер, мм

наибольший

наименьший

1.

25+0,3

0,3

25,3

25

2.

38+ 0,1

0,1

38,1

38

3.

50+0,2

0,2

50,2

50

        При изучении эскиза детали, предполагаемой к измерению, необходимо определить допуск на размеры, указанные на эскизе, и провести расчет наибольших и наименьших предельных размеров.

        Остальные размеры детали свободные, т.е. могут иметь достаточно большую величину допуска, определяемую по специальным таблицам, и контролю не подлежат.

Подготовка к измерениям

  1. Тщательно протереть поверхности детали, подлежащие контролю, для удаления налипших частичек металла, например стружки.
  2. Протереть измерительные поверхности губок штангенциркуля.
  3. Проверить готовность штангенциркуля к проведению измерений, в частности проверить правильность установки на «ноль»; нулевые штрихи нониуса и штанги должны совпадать.

Внимание! Если совпадение делений отсутствует, то проводить измерение нельзя. В этом случае необходимо либо устранить неточность инструмента, либо заменить его, чтобы вновь выполнить измерения.

Проведение измерений

        При проведении измерений деталь должна быть в левой руке, причем необходимо удерживать деталь недалеко от губок штангенциркуля. Одновременно

большим пальцем правой руки, которая поддерживает его штангу (шейку), необходимо перемещать рамку до плотного соприкосновения губок штангенциркуля с измеряемой поверхностью, не допуская их перекоса. Положение рамки необходимо закрепить зажимным винтом.

        Для точного отсчета показаний со шкал штанги и нониуса штангенциркуль необходимо держать прямо перед глазами.

        Результаты измерений требуется записать.

Содержание отчета

  1. Указание темы, цели работы, задания, средств измерения.
  2. Изображение эскиза штангенциркуля с описанием названий элементов, из которых он состоит.
  3. Запись порядка отсчета показаний со шкал штанги и нониуса и определение результатов измерения.
  4. Изображение эскиза измеряемой детали с указанием размеров.
  5. Запись данных, полученных при изучении чертежа или эскиза измеряемой детали.
  6. Запись результатов измерений.
  7. Заключение о годности контролируемой детали:
  • деталь считается годной, если действительный размер детали меньше наибольшего предельного размера, больше наименьшего предельного размера или равен им. (действительные размеры детали типа «вал», контроль которых проводился в ЛПР№3, удовлетворяют условию годности. На основании этого деталь признается годной).

Практическая работа №4

Тема: Измерение размеров деталей гладким микрометром.

Цель работы: освоение приемов использования гладких микрометров для измерения размеров деталей и проверка соответствия этих размеров заданным на эскизе или чертеже, т.е. определение годности контролируемых деталей.

Задание: изучить конструкцию гладкого микрометра, рассмотреть порядок отсчета показаний и определения результатов измерения по шкалам его стебля и барабана. Освоить приемы измерения размеров деталей разных форм,

провести измерения на контролируемой детали и оценить ее годность.

Выполнить отчет в письменном виде.

Материальное оснащение: макет гладкого микрометра, микрометр МК 0-25, детали, эскизы или чертежи деталей.

Порядок проведения работы

1. Ознакомиться с правилами безопасности при выполнении работ.

2. Повторить названия элементов гладкого микрометра, используя укрупненный макет микрометра, средство измерения (гладкий микрометр) и учебник по предмету

«Допуски и технические измерения».

3. Рассмотреть порядок отсчета показаний гладкого микрометра.

4. Определить годность выданного инструмента для проведения контроля размеров изделия.

5. Изучить эскиз или чертеж.

6. Выполнить измерения размеров имеющейся детали и записать результаты измерений.

7. Оценить годность контролируемой детали.

8. Составить отчет.

Средство измерения

        Микрометр – инструмент, с помощью которого производят измерения с точностью до 0,001 мм.

        В состав микрометра входит скоба с пяткой, микрометрический винт с шагом 0,5 мм и стопор. Микрометрический винт состоит из стебля, барабана и головки.

Микрометр единица измерения

Как пользоваться микрометром

Продольная шкала, нанесенная на стебель, разделена риской на основную и вспомогательную так, что расстояние между рисками двух шкал составляет 0,5мм. Окружность барабана разделена на 50 равных делений. Поворот барабана на одно деление дает перемещение микрометрического винта на 0,01мм.

        Трещотка, которой снабжена головка, позволяет передавать на микрометрический винт постоянное усилие. В случае, когда микрометрический винт упирается в пятку, торец барабана должен совместиться с нулевым делением

основной продольной шкалы. При этом нулевое деление круговой шкалы на

барабане должно совпадать с продольной риской основной шкалы.

Измеряемые детали

Детали, подлежащие измерению, могут быть разными. С использованием указанного средства измерения допускается контроль деталей типа тел вращения или тел, ограниченных поверхностями. Необходимо, чтобы требования к точности измерений могли быть проконтролированы используемым средством измерения.

Подготовка к измерениям

1.Тщательно протереть поверхности детали, подлежащие контролю, для удаления налипших частичек металла, например стружки.

2.Проверить готовность микрометра к проведению измерений, в частности проверить правильность установки на «ноль»; нулевые штрихи стебля и барабана должны совпадать.

Внимание! Если совпадение делений отсутствует, то проводить измерение нельзя. В этом случае необходимо либо устранить неточность инструмента, либо заменить его, чтобы вновь выполнить измерения.

Подготовка к измерениям

1.Тщательно протереть поверхности детали, подлежащие контролю, для удаления налипших частичек металла, например стружки.

2.Проверить готовность микрометра к проведению измерений, в частности проверить правильность установки на «ноль»; нулевые штрихи стебля и барабана должны совпадать.

Внимание! Если совпадение делений отсутствует, то проводить измерение нельзя. В этом случае необходимо либо устранить неточность инструмента, либо заменить его, чтобы вновь выполнить измерения.

Проведение измерений

        Перед измерением устанавливают микрометр на размер несколько больше проверяемого, затем микрометр берут левой рукой за скобу 7, а измеряемую деталь помещают между пяткой 1 и торцом микрометрического винта 6. Плавно вращая трещотку 4, прижимают торцом микрометрического винта деталь к пятке до тех пор, пока трещотка не начнет провертываться и пощелкивать.

        

При измерении диаметра цилиндрической детали линия измерения должна быть перпендикулярна образующей и проходить через центр.

        При чтении показаний микрометра целые миллиметры отсчитывают по краю скоса барабана по нижней шкале, полумиллиметры – по числу делений верхней шкалы стебля. Сотые доли миллиметра определяют по конической части барабана по порядковому номеру (не считая нулевого) штриха барабана, совпадающего с продольным штрихом стебля.

        При чтении показаний микрометр держат прямо перед глазами.

Содержание отчета

  1. Указание темы, цели работы, задания, средств измерения.
  2. Изображение эскиза микрометра с описанием названий элементов, из которых он состоит.
  3. Запись порядка отсчета показаний со шкал стебля и барабана и определение результатов измерения.
  4. Изображение эскиза измеряемой детали с указанием размеров.
  5. Запись данных, полученных при изучении чертежа или эскиза измеряемой детали.
  6. Запись результатов измерений.

Практическая работа №5

Тема: Работа с использованием щупов, резьбомеров и угломеров..

Цель работы: освоение приемов использования щупов, резьбомеров и угломеров для проверки профилей деталей.

Задание: изучить конструкцию прикладных инструментов.

Материальное оснащение: щупы, резьбомеры, угломеры.

Порядок проведения работы

  1. Ознакомиться с прикладными инструментами (шаблонами), их устройством и принципами замеров.

Для проверки сложных профилей применяются шаблоны. Они могут иметь разнообразную форму, которая зависит от формы проверяемой детали.

        Резьбомер предназначен для проверки и определения шага резьбы на болтах, гайках и других деталях. Он представляет собой набор стальных пластинок – резьбовых шаблонов с профилями зуба, соответствующими профилями стандартных видов метрической или дюймовой резьбы. 

Для проверки резьбы прикладывают последовательно шаблоны резьбомера до тех пор, пока не будет найден шаблон, зубья которого точно совпадают с резьбой детали на просвет.

Резьбомер шаблон метрический М0,4-М60Метрический резьбомеррис.1

Щупы предназначены для измерения величины зазоров между деталями

(например, тепловых зазоров в газораспределительном механизме двигателя). Они представляют собой набор заключенных в обойму стальных, точно обработанных пластинок различной толщины. На каждой пластинке указана ее толщина в миллиметрах.

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=366be2a00494e00097a71b94a4b4b334&n=24рис.2

Угломеры следующих типов: УН – для измерения наружных и внутренних, УМ - для измерения наружных углов.

        При измерении угломер накладывают на проверяемую деталь так, чтобы линейки были совмещены со сторонами измеряемого угла. Прижимая слегка правой рукой деталь к измерительной поверхности линейки основания, перемещают деталь постепенно, уменьшая просвет до полного соприкосновения. После этого (если нет просвета) фиксируют положение стопором и читают показание. Целое число градусов отсчитывают по шкале основания слева направо нулевым штрихом нониуса, а по шкале нониуса – минуты. 

рис.3http://images.znaytovar.ru/images/text/32047.files/image004.gif

Подготовка к измерениям

1.Тщательно протереть поверхности детали, подлежащие контролю, для удаления налипших частичек металла, например стружки.

2.Проверить готовность угломера к проведению измерений, в частности проверить правильность установки на «ноль»; нулевые штрихи основания и нониуса должны совпадать.

3. Углы меньше 900 измерять угломером с применением угольника, углы больше 900 – без угольника.

Внимание! Если совпадение делений отсутствует, то проводить измерение нельзя. В этом случае необходимо либо устранить неточность инструмента, либо заменить его, чтобы вновь выполнить измерения.

Проведение измерений

Порядок выполнения

  1. Измерить угол.

2.Определить величину угла.

Инструктивные указания

Установить сектор угломера в такое положение, чтобы угол между линейкой и гранью угольника был несколько больше измеряемого угла детали.

Приложить одну грань измеряемого угла детали к линейке угломера, передвинуть сектор так, чтобы между сторонами измерения угла и измерительными поверхностями угломера был равномерный просвет. Закрепить сектор стопором (рис.4).

Прием измерения наружного угла

            рис.4

Целое число градусов отсчитать по шкале угломера до нулевого деления нониуса.

Определить, какое деление нониуса совпало с одним из делений шкалы.

Умножив количество промежутков между нулевым делением нониуса и совпавшим делением на величину точности измерения угломером, определить количество минут.

Содержание отчета

  1. Указание темы, цели работы, задания, средств измерения.
  2. Изображение эскиза угломера с описанием названий элементов, из которых он состоит.
  3. Запись порядка отсчета показаний со шкалы угломера и определение результатов измерения.
  4. Изображение эскиза измеряемой детали с указанием размеров.
  5. Запись результатов измерений.

Практическая работа №6

 Тема : Линейные размеры, отклонения и допуски линейных размеров

Цель работы:  Научиться определять годность детали, зная номинальный размер и его предельные отклонения.

Материалы и оборудование: - методические указания по выполнению данной практической работы, линейка, миллиметровая бумага.

Методические указания

        При изготовлении любого изделия рабочий всегда пользуется чертежом, на котором обозначены все линейные и угловые размеры этого изделия. Линейный размер – это числовое значение линейной величины, (диаметра, длины) в выбранных единицах измерения. По принятой метрической системе линейные размеры на чертежах проставляются в миллиметрах (мм).

        Линейные размеры делятся на номинальные, действительные и  предельные. Размер, полученный конструктором при проектировании машины в результате расчётов (на прочность, жёсткость, износостойкость) или с учётом различных конструктивных, технологических и эксплуатационных соображений, называется номинальным. 

        Номинальные размеры могут быть как целыми, так и дробными числами. Однако, конструктор не должен любой размер, полученный им при расчёте, принимать за номинальный и проставлять на чертеже. В противном случае для получения, например, отверстий потребовалось бы изготовить свёрла и развёртки для каждого проставленного размера, что экономически нецелесообразно. Поэтому, чтобы уменьшить разнообразие назначаемых конструктором номинальных линейных размеров, а следовательно, уменьшить номенклатуру режущего и измерительного инструмента, типоразмеров изделий и запасных частей к ним и т.п.,

установлено обязательное применение так называемых нормальных линейных размеров. Это значит, что на чертеже в качестве номинального размера указывается расчётный размер, округлённый до ближайшего значения из установленного ряда нормальных линейных размеров.

        Размер, полученный в результате обработки детали, обязательно будет отличаться от номинального, но ведь значение этого размера становится известным лишь в результате измерений, а оно в свою очередь, также может осуществляться с различной погрешностью. Поэтому в дальнейшем, имея в виду изготовленную деталь, мы будем говорить о действительном размере – размере, установленном с допустимой погрешностью.

        Чтобы действительный размер обеспечивал функциональную годность детали, конструктор, исходя из целого ряда факторов, выясняет, какова возможная величина погрешностей размера при котором изделие будет полностью соответствовать своему назначению. Так после расчёта номинального размера устанавливаются два  предельных размера -  наибольший и  наименьший.

        Однако задавать на чертеже два размера неудобно, поэтому в дополнение к номинальному размеру на чертеже проставляют его предельные отклонения верхнее и нижнее. Верхнее предельное отклонение – это алгебраическая разность между предельным и номинальными размерами. Нижнее предельное отклонение – это алгебраическая разность между наименьшим предельным и номинальным размерами.

Отклонения всегда имеют знак (+) или ( - ).

        Алгебраическая разность между действительным и номинальным размерами называется действительным отклонением.

        Т.е., в дополнение к ранее сказанному номинальный размер можно определить как размер, относительно которого определяются предельные размеры и который служит началом отчёта всех отклонений, как предельных (верхнего и нижнего), так и действительного. Разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или алгебраическая разность между верхним и нижним предельными отклонениями характеризует точность, с которой должен быть выполнен размер при изготовлении детали и называется допуском. Допуск в отличие от отклонений знака не имеет.

        Допуск можно подсчитать как разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или как алгебраическую разность между верхним и нижним предельными обозначениями.

        Рассмотренные понятия – номинальный размер, предельные отклонения, предельные размеры, допуск – можно представить графически. Однако изобразить  отклонения и допуск в одном масштабе с размерами детали практически невозможно. Поэтому выполняют схемы с указанием только предельных отклонений в принятом масштабе.

        Построение схемы начинают с проведения нулевой линии – горизонтальной линии, соответствующей номинальному размеру, от которой откладываются предельные отклонения размеров (верх со знаком (+), низ со знаком (-).

        Зона, заключённая между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему предельным отклонениям, называются полем допуска. Поле допуска отличается от допуска тем, что оно определяет не только величину, но и его положение относительно номинального размера.  auto0auto0

        Действительный размер, т.е. размер установленный измерением, будет годным, если он окажется не больше наибольшего предельного и не меньше наименьшего предельного размера или равен им. Это и есть условия годности действительного размера. 

        Для удобства и упрощения оперирования данными чертежа всё многообразие конкретных элементов деталей принято сводить к двум элементам. Наружные (охватываемые) элементы мы в дальнейшем будем называть валом, а внутренние (охватывающие) – отверстием.

        В технической литературе номинальный, наибольший предельный и действительный размеры вала и допуск вала обозначаются соответственно d, d max,

d min , d q , Т d , аналогичные размеры и допуск отверстия – D, D max , D min, D q , Т d.

        Введение терминов «вал» и «отверстие» позволяет уточнить сформулированное выше условие годности действительного размера.

        Т.о., окончательно условие годности размера формулируется так: если действительный размер окажется между наибольшим и наименьшим предельными размерами или равен любому из них, то размер годен.

Для внутреннего элемента детали (отверстия): если действительный размер окажется меньше предельного размера

  • брак исправимый;

если действительный размер окажется больше предельного размера

  • брак неисправимый (окончательный).

Для наружного элемента детали (вала):

если действительный размер окажется больше наибольшего предельного размера

  • брак исправимый.

если действительный размер окажется меньше наименьшего предельного размера – брак неисправимый (окончательный).

Содержание практической работы.

auto0

  1. По последним цифрам шифра определить вариант задания.
  2. Заполнить таблицу.

Таблица 1. Чтение размеров.

Основные понятия

обозначение размеров

  1. Номинальный размер, мм.
  2. Верхнее предельное отклонение, мм.
  3. Нижнее предельное отклонение, мм.
  4. Наибольший предельный размер, мм.
  5. Наименьший предельный размер, мм.
  6. Допуск, мм

 

 d – номинальный размер вала;

 D - //-//-//-//-//-//-//-//-//-//-// отверстия;

 d max , d min   - наибольший, наименьший предельный размер вала, мм;

 D max , D min – наибольший, наименьший предельный размер отверстия, мм;

 Т d – допуск вала;

 Т D – допуск отверстия.

Таблица 2. Определение годности действительных размеров.

действительный размер, мм

Обозначение размеров, мм

вала

отверстия

заключение о годности

вал

отверстие

  1. Вычертить в масштабе схему размеров, отклонений и поля допуска одного из предложенных заданий.
  2. Дать заключение о годности действительных размеров в табл. 2.

Контрольные вопросы.

  1. В чём разница между номинальным и действительным размерами?
  2. Какие размеры называют предельными?
  3. Что определяет допуск?
  4. Как понимать обозначение 50 –0,39 на чертеже? Чему в этом случае равно верхнее отклонение?
  5. В чём различие между понятиями «допуск» и «поле допуска»?
  6. Как связаны между собой предельные размеры и допуск?
  7. Сформулируйте условия годности действительного размера вала.
  8. Сформулируйте условия годности действительного размера отверстия.

9. В каком случае действительный размер, равный номинальному, окажется бракованным?

Практическая работа №7

 Тема : Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений.

Цель работы: приобретение навыков определения составляющих допуска, параметров, влияющих на величину поля допуска и точность механической обработки деталей.

Методические указания

        Внутриразмерная унификация гладких цилиндрических соединений позволяет осуществлять их полную взаимозаменяемость в сборочных единицах. Для технического обслуживания и ремонта транспортных средств знание допусков и посадок необходимо на этапе выполнения сборочного процесса узлов транспортных средств, их монтажа и наладки.

        Соединение деталей между собой основано на точностных расчетах допусков и посадок. Подвижное сопряжение предопределяет в посадке наличие зазора, неподвижное – наличие натяга. Переходные посадки одновременно могут содержать гарантированные натяги и зазоры.

        Расчет допусков и посадок осуществляют на стадии конструирования сборочной единицы (узла) транспортного средства. На стадии механической обработки на станке необходимо выдержать размер в указанных полем допуска пределах. Этот размер должен быть не ниже минимального и не выше максимального значения. Минимальный размер зависит от нижнего отклонения поля допуска, максимальный – от верхнего.

20

        При расчете посадок в зависимости от степени подвижности детали в сборочном узле определяют характер сопряжения. Характер посадки и выполняют ее расчет. В зависимости от вида посадки расчеты проводят следующим образом:

*посадку с зазором рассчитывают, определяя максимальный и минимальный зазор;

*посадку с натягом рассчитывают, определяя максимальный и минимальный натяг;

*переходную посадку рассчитывают, определяя максимальный натяг и максимальный зазор.

        Зная величины натягов и зазоров в соединении, определяют допустимые размеры сопрягаемых деталей.

Пример 1.1 Расcчитать предельные размеры допуска и построить схему расположения поля допуска для номинального размера отверстия 180 мм.

Решение

Для номинального размера 180 мм верхнее отклонение ЕS=122мкм=0,122 мм, нижнее отклонение EI=50мкм=0,050 мм.

Определяем предельные размеры отверстия:

максимальный диаметр

Dmax = Dном+ ЕS=180,000+0,122=180,122 мм;

минимальный диаметр

Dmin = Dном + EI=180,000+0,050=180,050 мм,

где Dном – номинальный диаметр отверстия, мм.

EI

Dmax

Dmin

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Марксовский политехнический  колледж»

                                                     

Методические рекомендации

по выполнению самостоятельной (внеаудиторной) работы

Преподаватель Хлебников В.Ф.

Маркс, 2016 

Введение

Эффективная подготовка специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих, служащих  осуществляется благодаря сочетанию теоретического и практического компонентов, связующим звеном между которыми является самостоятельная работа. Самостоятельная работа направлена на систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний и формирование общих и профессиональных компетенций. Её реализация осуществляется на всех этапах обучения, поэтому она может быть как аудиторной, так и внеаудиторной.

Аудиторная самостоятельная работа предполагает выполнение заданий непосредственно во время занятий, а внеаудиторная самостоятельная работа предполагает выполнение заданий преподавателя обучающимися во внеаудиторное время, но без непосредственного участия преподавателя.

Разнообразие видов аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы позволяет расширить спектр заданий процесса профессиональной подготовки.

Аудиторная самостоятельная работа в профессиональной образовательной организации представлена такими видами как конспектирование учебного материала; работа с учебниками, пособиями, справочной литературой, обращение к материалам сети Интернет; графическое представление учебного материала в форме технологических или инструктивных карт, графиков, схем.

Внеаудиторная самостоятельная работа может быть представлена такими видами как работа с учебной и дополнительной литературой, предлагаемой преподавателем, подготовка реферата (доклада, презентации) по дисциплине, выполнение комплексного домашнего задания, подготовка эссе, решение отдельных задач, выполнение графических заданий, подготовка к лабораторно-практическим работам, подготовка к проведению контрольных мероприятий, выполнение курсовых работ.


Виды самостоятельных работ

Наименование темы

Вид самостоятельной (внеаудиторной) работы

Количество часов на выполнение с/р

Тема 1.1. Технические измерения

Сообщение, доклад

Презентация

2

Тема 2.1. Разметка и её назначение

Сообщение, доклад

2

Тема 2.2. Рубка металла

Сообщение, доклад

2

Тема 2.3. Резка металла

Презентация

2

Тема 2.6. Слесарная обработка отверстий

Сообщение, доклад

2

Тема 2.7. Резьба и её элементы

Сообщение, доклад, презентация

2

Тема 2.8. Клёпка

Сообщение, доклад

2

Тема 2.9. Паяние, лужение

Сообщение, доклад, презентация

2

Тема 2.10. Склеивание

Сообщение, доклад

2


Рекомендации по выполнению некоторых видов самостоятельной работы

Реферат - (нем. Referat- докладываю) краткое изложение (перед аудиторией или в письменной форме) содержания книги, статьи, рассмотрения различных источников информации и т.д.

Выбор темы реферата.

Предлагается преподавателем или выбирается самостоятельно обучаемым.

Поиск информации.

Если обучающемуся выдана только тема реферата, то поиски информации необходимо осуществлять в учебных и справочных источниках, энциклопедиях по основным (ключевым словам).

Отбор материала.

Следует выбрать наиболее важный материал, который отображает основные теоретические сведения по тематике реферата. Можно использовать обобщающие таблицы, схемы, диаграммы, графики, рисунки, чертежи и другие иллюстративные материалы.

Отобранный материал следует систематизировать, структурировать, построить в логической последовательности. Для этого необходимо составить план, который включает такие элементы как:

  1. Введение.
  2. Основная часть (не менее 2 пунктов реферата).
  3. Выводы.
  4. Приложения (в случае необходимости).

5.Список использованной литературы.

Создание реферата.

Во введении должны быть раскрыты цель и основные задачи данной реферативной работы.

В основной части должны быть последовательно раскрыты задачи реферата. При этом предлагается в первом пункте представить теоретические моменты по теме реферата. Во втором пункте практические моменты по теме реферата (последовательность осуществления действий, форма представления продукта деятельности, графики изменения деятельности).

В заключении необходимо продемонстрировать насколько решены поставленные задачи (во введении реферата).

В приложениях необходимо представить средства, которые позволяют визуализировать теоретические сведения (рисунки, графики, последовательность действий, фотографии).

Пункт реферата список использованной литературы должен содержать информацию об источниках, которые использовались при написании реферата.

Правила оформления и защиты реферата. Реферат должен иметь титульную страницу, содержание, изложение основного материала, выводы, приложения (при необходимости), список использованной литературы.

Объем реферата составляет - 7-15 листов печатного текста, согласно следующих параметров: шрифт Times New Roman, 14 кегль, междустрочный интервал - 1,5 см; поля - 1,5 см; левое поле - 2 см.

Защита реферата представляет собой краткое, сжатое изложение самых основных положений, интересных и новых фактов, сделанных выводов. Для представления реферата необходимо подготовить сообщение, доклад продолжительностью до 5 минут.

После представления реферата обучающиеся и преподаватель могут задавать вопросы, которые у них возникли.

Оценивание реферата. Оценивается самостоятельная работа по подготовке и защите реферата в пределах 3-5 баллов.

5 баллов - реферат содержит не только теоретические сведения, но и практическую информацию по особенностям выполнения действий, представления продукта деятельности; подготовленный по реферату доклад, раскрывает и теоретические и практические вопросы;

4 балла - реферат содержит и теоретические и практические сведения, однако в докладе представляются только теоретические (практические) сведения

3 балла - реферат представлен теоретической и практической информацией, доклад по реферату не представлен.

2 балла - содержание реферата не соответствует его теме.

Творческие домашние задания - одна из форм самостоятельной работы обучающихся, способствующая углублению знаний, выработке устойчивых навыков самостоятельной работы. По данной теме предусмотрено выполнение заданий креативного типа:

  1.  Составление - составить словарь, кроссворд, викторину и т.д.
  2.  Изготовление - изготовить видеоролик, презентацию.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Марксовский политехнический  колледж»

Перечень вопросов для устного (письменного) опроса

по теме/разделу междисциплинарного курса

 профессия 23.01.03 Автомеханник.

Преподаватель Хлебников В.Ф.

Маркс, 2016


ПЕРЕЧЕНЬ

вопросов к тестам по разделу 1. Технические измерения

1. Классификация средств измерений

2. Виды технических измерений

3. Измерение состава и свойства жидкостей

4. Классификация приборов для анализа жидкостей


ПЕРЕЧЕНЬ

вопросов к тестам по разделу 2. Слесарное дело

1. Назначение разметки.

2. Инструменты для разметки.

3. Разновидности процесса рубки.

4. Инструменты для резки металла.

5. Правка металла.

6. Назначение опиливания и инструменты для опиливания.

7. Инструменты для сверления, зенкования, зенкерования и развертывание отверстий.

8. Назначение клепки. Способы клёпки.

9. Механизированная клёпка.

10. Назначение паяния и лужения.

11. Инструменты и материалы для паяния.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Марксовский политехнический  колледж»

Экзаменационный материал

по МДК 01.01 Слесарное дело, технические измерения

        Преподаватель  Хлебников В.Ф.

Маркс, 2016


Пояснительная записка

Профессия 23.01.17. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, курс третий, группа 31

Цели: освоение общих и профессиональных компетенций

К комплекту экзаменационных билетов прилагаются разработанные  преподавателем и утвержденные на заседании ЦМК критерии оценки по дисциплине.

Критерии оценки дифференцированного зачёта

Оценка «5» («отлично») соответствует следующей качественной характеристике: «изложено правильное понимание вопроса и дан исчерпывающий на него ответ, содержание раскрыто полно, профессионально, грамотно». Выставляется студенту:

  • усвоившему взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившему творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
  • обнаружившему всестороннее систематическое знание учебно-программного материала, четко и самостоятельно (без наводящих вопросов) отвечающему на вопрос билета.  

Оценка «4» («хорошо») соответствует следующей качественной характеристике: «изложено правильное понимание вопроса, дано достаточно подробное описание предмета ответа, приведены и раскрыты в тезисной форме основные понятия, относящиеся к предмету ответа, ошибочных положений нет». Выставляется студенту:

  • обнаружившему полное знание учебно-программного материала, грамотно и по существу, отвечающему на вопрос билета и не допускающему при этом существенных неточностей;
  • показавшему систематический характер знаний по дисциплине и способному к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебы и профессиональной деятельности.

Оценка «3» («удовлетворительно») выставляется студенту:

  • обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой;
  • допустившему неточности в ответе и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающими необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

Оценка «2» («неудовлетворительно») выставляется студенту:

обнаружившему существенные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План занятия производственного обучения: Техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей по профессии СПО 190631.01 Автомеханик

Цель занятия:Обучение практическим приемам определения технического состояния кривошипно-шатунного механизма с по­мощью приборов и устранение основных его неисправностей.Задачи занятия:Обучающие:Форми...

План занятия производственного обучения: Техническое обслуживание и диагностирование газораспределительного механизма УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей по профессии СПО 190631.01 Автомеханик

Цель занятия:Обучение практическим приемам обнаружения неисправностей газораспределительного механизма, устранения простейших неисправностей, выполнения регулировки теплового зазора в газораспределите...

План занятия производственного обучения: Техническое обслуживание и диагностирование системы смазки двигателя УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей по профессии СПО 190631.01 Автомеханик

Цель занятия:Обучение практическим приемам определения и устранения возможных неисправностей в смазочной системе двигателей. Задачи занятия:Обучающие:Формирование и усвоение приемов  проведе...

План занятия производственного обучения: Техническое обслуживание и диагностирование системы охлаждения двигателя УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей по профессии СПО 190631.01 Автомеханик

Цель занятия:Обучение практическим приемам определения и устранения возможных неисправностей в системе охлаждения  двигателей. Задачи занятия:Обучающие:Формирование и усвоение приемов  ...

План занятия производственного обучения: Техническое обслуживание и диагностирование системы питания дизельного двигателя УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей по профессии СПО 190631.01 Автомеханик

Цель занятия:Обучение диагностике с помощью приборов си­стемы питания дизельных двигателей, ее составных частей и сбо­рочных единиц, а также выполнению технического обслуживания. Задачи занятия:О...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по Устройству, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ  по профессиональному модулю ПМ.  01Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей профессия 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей...