Внедрение информационно-коммуникационных технологий на занятиях по МДК «Устройство автомобилей»
статья на тему

Внедрение информационно-коммуникационных  технологий на занятиях по МДК "Устройство автомобилей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внедрение информационно-коммуникационных технологий на занятиях по МДК «Устройство автомобилей»

введение

В современном обществе сегодня возникает необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современные образовательные учреждения не должны отставать от требований времени, а значит, современный педагог должен активно использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача образовательных учреждений - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. В связи с широким внедрением информационных технологий изменилась и роль преподавателя. Он перестал быть первоисточником информации и превратился в посредника, облегчающего её получение. Современная жизнь требует, чтобы преподаватель умел свободно и активно мыслить, моделировать учебно-воспитательный процесс, воплощать новые технологии обучения. Огромную роль в работе преподавателя специальных дисциплин играет профессиональная компетентность педагога. В эпоху развития информатики происходят большие изменения в сфере образования. На первое место выходят не просто знания, но умение применять эти знания для решения сложных, разнообразных жизненных и профессиональных проблем. Качество образования мы связываем с понятием конкурентоспособности специалиста, его компетентностью, что в первую очередь предусматривает умение работать с информацией, обновлять постоянно свои знания, принимать самостоятельные и обоснованные решения. Поэтому одной из важных задач среднего специального образования является подготовка специалистов среднего звена к будущей деятельности с использованием средств и методов информационных технологий. Информационная технология как совокупность методов сбора, обработки, хранения и передачи информации присутствует в любом виде деятельности.

Цели и задачи применения ИКТ в процессе обучения

Теоретические знания и практические навыки по ИКТ при подготовке и проведении занятий по МДК «Устройство автомобилей», позволяют преподавателю:

  • повысить интерес к предмету;
  • сделать занятия современными;
  • сделать занятия доступными для усвоения материала учащимися;
  • дает возможность эмоционально и образно подать материал;
  • способствует установлению отношения взаимопонимания, взаимопомощи между обучающимся и преподавателем;
  • повысить профессионально-педагогическую компетенцию преподавателя.
  • Постоянно обновлять и совершенствовать образовательный процесс.

Одним из основных  достоинств применения ИКТ на занятиях является усиление наглядности, потому что зрительная память намного лучше слуховой запоминается и усваивается.

Применение ИКТ на занятиях

 Использовать ИКТ на занятиях можно в любое время: в начале, в середине или в конце занятия при подведении итогов работы, то есть можно дополнить лекцию, комбинированный урок, показ приемов выполнения практического задания, лабораторной работы - фрагментарно. Для этого необходимо детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим. Ведь средства мультимедиа, предоставляют преподавателю, возможность, показать необходимое изображение в любое время.

При подготовке занятия преподаватель может использовать различные программные продукты:

  1. Языки программирования - с их помощью учитель может составить различные программные продукты, которые можно использовать на различных этапах урока, но их применение для преподавателя -предметника затруднительно. Составление проекта при помощи языка программирования требует специальных знаний и навыков, а также больших трудозатрат.
  2. Возможно при подготовке и проведении занятия использование готовых программных продуктов (энциклопедий, обучающих программ и т.п.). Использование компьютерной технологии при изучении МДК «Устройство автомобиля»  открывает широкие возможности для создания и использования сложного наглядно-демонстрационного сопровождения на занятиях или при выполнении лабораторной работы и практического занятия. Кроме того, при повторении пройденного материала ученик самостоятельно воспроизводит все демонстрационные эксперименты, которые преподаватель показывал на уроке. При этом он может прервать эксперимент, остановить его или повторить ту часть, которая плохо усвоилась. Такой подход развивает инициативу и способствует повышению интереса учащихся к изучаемому предмету.
  3. Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет MicrosoftOffice, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации PowerPoint.
  4. Система баз данных предполагает большую подготовительную работу при составлении занятия, но в итоге можно получить эффективную и универсальную систему обучения и проверки знаний.
  5. Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал.
  6. Электронные презентации дают возможность преподавателю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи PowerPoint, зрелищны и эффективны в работе с информацией.
  7. Интерактивные системы моделирования позволяют не только рассмотреть какой-либо процесс, но и принять в нем активное участие.

Большое внимание в учебных программах по МДК «Устройство автомобиля» уделяется изучению устройства сложнейших узлов и агрегатов. Многие подобные темы можно наглядно показать средствами макетов, моделей, экскурсий. Но иногда это оказывается довольно трудновыполнимой задачей из-за отсутствия подобного рода экспонатов и предприятий поблизости. Но что мешает преподавателю найти в глобальной сети интересный фильм, презентацию, рисунок, чертеж или схему по данной тематике и показать его учащимся. Все ограниченно лишь фантазией преподавателя и ИКТ компетентностью.

Рассмотрим  пример применения современных ИКТ на занятиях по МДК «Устройство автомобиля».

Тема занятия

Виды ИТ применяемые на занятии

Введение. Эксплуатационные свойства автомобиля

Презентация на тему «История развития автомобилей» Видеофильм из серии «Автомобили в погонах» фильм №1, видеофильм «Общее устройство автомобиля»

Силы, действующие на автомобиль. Тяговая динамичность автомобиля

Схема сил действующих на автомобиль. Презентация на тему «Силы действующие на автомобиль при движении. Уравнение движения автомобиля». Видеофильм «Силы действующие на автомобиль»

Тормозная динамичность автомобиля

Схема сил действующих на автомобиль при торможении. Видеофильм «Способы торможения автомобиля». Видеофильм «Торможение автомобиля»

Устойчивость автомобиля

Схемы продольной и поперечной устойчивости автомобиля. Видеофильм «Устойчивость автомобиля»

Управляемость автомобиля

Схема увода колес при боковой деформации. Схема движения автомобилей с различной степенью поворачиваемости. Схема соотношения углов поворота управляемых колес. Видеофильм «Управляемость автомобиля»

Проходимость автомобиля

Схема геометрических показателей проходимости автомобиля. Схемы компоновки трансмиссий вездеходных автомобилей. Видеофильм «Автомобили высокой проходимости». Видеофильм «Самые проходимые внедорожники». Видеофильм «Грузовики КАМАЗ, УРАЛ на бездорожье»

Плавность хода автомобиля

Схема колебательной системы автомобиля. Схемы свободных колебаний кузова автомобиля. Видеофильм «Влияние подвески на плавность хода автомобиля»

Двигатель

Схемы двигателей. Схемы поперечных и продольных разрезов двигателей. Схемы деталей КШМ. Схемы механизмов ГРМ. Видеофильм «Как устроен дизельный двигатель». Видеофильм «Принцип работы ДВС с наддувом».

Система охлаждения

Схемы систем охлаждения. Видеофильм «Система охлаждения автомобиля КАМАЗ»

Система смазки

Схемы смазочных систем автомобилей. Видеофильм «Работа системы смазки автомобиля КАМАЗ»

Система питания карбюраторного двигателя

Схемы систем питания карбюраторных двигателей. Схемы устройства приборов системы питания карбюраторных двигателей. Видеофильм «Система питания топливом автомобиля ЗИЛ»

Система питания дизельного двигателя

Схемы систем питания дизельных двигателей. Схемы устройства приборов систем питания дизельных двигателей. Видеофильм «Система питания дизельного двигателя».

Процессы действительных циклов ДВС

Схемы свернутых и развернутых индикаторных диаграмм. Схемы диаграмм фаз газораспределения. Видеофильм «Процессы смесеобразования и сгорания в двигателях с искровым зажиганием». Видеофильм «Процессы смесеобразования и сгорания в дизельных двигателях. Видеофильм «Системы наддува дизельных двигателей»

Кинематика и динамика КШМ

Динамические и кинематические схемы КШМ. Схемы сил действующих на КШМ. Презентация на тему «Влияние конструктивных соотношений КШМ на параметры двигателя.

Проблемы внедрения ИКТ в образовательный процесс

Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс, и, в первую очередь, компьютерной техники, позволяет изменять традиционную систему образования.

 Преподаватели, в основном, ориентированы на сохранение существующей системы образования, на использование традиционных методов обучения. Переориентировать их на меняющиеся условия - основная проблема, это сложная но выполнимая задача. Для решения ее необходимо, в первую очередь, обеспечить информационную грамотность преподавателя.

  1. У преподавателей недостаточно времени для подготовки к занятиям, на которых используются компьютеры.
  2. Недостаточная компьютерная грамотность преподавателя.
  3. В рабочем графике преподавателей не отведено время для исследования возможностей Интернет.
  4. Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.

Новые информационные технологии не заменят учителей и учебников, они создают новые возможности для развития всей системы образования. Не развитие технологий ради технологий, а использование их ради поддержания и развития интереса к знаниям и учебе учащихся - актуальная задача современного образования, при модернизации которого особую роль уделяют информатизации обучения.

Таким образом, можно смело утверждать, что применение информационных технологий в подготовке специалистов среднего звена  достаточно эффективно. Использование информационных технологий гарантирует рост успеваемости, повышение прочности знаний, повышение общей эффективности и интереса учащихся к предмету МДК «Устройство автомобилей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по курсу «Устройство автомобиля и правила дорожного движения»

Проезд перекрестков очень сложен, ведь приходится за несколько секунд определить, кто из водителей должен проехать перекресток первым, а кто уступить дорогу. При решении билетов, вопросов по проезду п...

Математическое моделирование как средство формирования информационной коммуникационной компетентности обучающихся на занятиях по физике.

В статье представлены работы по математическому модельрованию в среде "Живая физика". Разработки способствуют формированию информационно-комуникационной компетенции обучающихся, а также могут быть исп...

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс образовательного учреждения

На трудоустройство специалисов - выпускников среднего профессионального образования влияют два фактора: первый престижность или востребованность спесиальности, второй- престижность образовательного уч...

Методика проведения современного лабораторно-практического занятия по дисциплине «Устройство автомобиля»

В данной работе рассмотрена методика проведения современного лабораторно-практического занятия по дисциплине "Устройство автомобиля". Работа состоит из трех частей: введения, основной части ...

Практические занятия для дисциплины «Устройство автомобилей»

Данное пособие содержат комплекс практических занятий....