Лекция к разделу Основы безопасности дорожного движения Принципы экономичного управления автомобилем
статья на тему

Лекция к разделу

Основы безопасности дорожного движения

 

Принципы экономичного управления автомобилем

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsipy_ekonomichnogo_upravleniya_avtomobilem.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детско-юношеский центр»

 

Лекция к разделу

Основы безопасности дорожного движения

Принципы экономичного управления автомобилем

                           

Салехард, 2015

Основные принципы экономичного управления автомобилем:

  • эффективный пуск, прогрев двигателя, трогание автомобиля с места и начало движения;
  • правильное управление дроссельной заслонкой карбюратора, сцеплением, своевременное переключение передач;
  • рациональный выбор соответствующей передачи и скорости движения;
  • рациональное выполнение режимов разгона и замедления;
  • правильный выбор экономичной скорости движения;
  • эффективное использование потенциальных топливно-скоростных характеристик автомобиля.

Общее правило экономичного управления автомобилем – это работа двигателя в области максимального крутящего момента и минимального удельного расхода топлива. Реализация этого правила на практике в полном объеме по ряду причин невозможна, так как во всех случаях главным остается критерий безопасности дорожного движения и принцип неукоснительного соблюдения Правил дорожного движения.

Пуск автомобиля. Подготовка к пуску и пуск холодного двигателя – организующее начало экономичной и эффективной работы автомобиля в целом.

В зимних условиях эффективность Пуска холодного двигателя снижается. Предельная температура пуска холодного двигателя легковых автомобилей составляет минус 25...30 °С и зависит прежде всего от технического состояния двигателя и системы зажигания, степени заряженности аккумуляторной батареи, сорта применяемого масла и соответствия применяемого топлива по испаряемости.

Недостаточно интенсивный подогрев впускного трубопровода заметно ухудшает условия испарения в нем топлива, что является одной из основных причин повышенного расхода топлива.

Правильный прогрев холодного двигателя – доступный резерв экономии топлива. После пуска двигатель следует прогреть в течение 4...5 мин при минимальной устойчивой частоте вращения коленчатого вала, затем еще в течение 3...5 мин при повышенной частоте вращения до температуры охлаждающей жидкости 30...40 °С.

Следует иметь в виду, что в случае повышения частоты вращения коленчатого вала продолжительность прогрева сокращается, но расход топлива увеличивается в 2...2,5 раза. Так как и содержание СН в выхлопных газах в режимах прогрева возрастает в 1,9...2,2 раза, то двигатель до рабочих температур целесообразно прогревать во время движения автомобиля.

Трогание автомобиля с места. Неумение водителя выдерживать рациональный режим при пуске, прогреве двигателя, а также в начале движения автомобиля и при непродолжительных его остановках увеличивает долю неэкономичных режимов в общем балансе времени пребывания автомобиля на линии на 10...20 %.

Прогрев автомобиля при температуре воздуха –18 °С происходит на протяжении первых 10 км или в течение 25 мин. Легковой автомобиль среднего класса, при температуре окружающего воздуха –16...–18 °С расходует на первый километр пути топлива в 2,5 раза больше, чем при нормальном тепловом состоянии. Из этого следует, что короткие выезды автомобиля зимой чрезвычайно невыгодны.

Снижение температуры охлаждающей жидкости с 85 до 45 °С увеличивает расход топлива на 10 % практически у всех автомобильных двигателей, причем снижение температуры на каждые 10 °С приводит к ухудшению топливной экономичности автомобиля на 2,5 %. Приведенные цифры относятся к условиям движения автомобиля на горизонтальной дороге. Поэтому в зимний период эксплуатации для поддержания необходимой температуры охлаждающей жидкости рекомендуется применять утеплитель радиатора.

Разгон автомобиля. Современные легковые автомобили имеют достаточный запас мощности для обеспечения быстрого разгона. Однако, прежде чем полностью использовать этот весьма высокий динамический фактор автомобиля, необходимо решить, нужно ли делать разгон, поскольку он существенно увеличивает расход топлива и в городских условиях составляет 45...50 %. В напряженные часы «пик» он увеличивается на 10...20 %.

Экономичными для легковых автомобилей с высокооборотными двигателями следует считать разгоны, совершаемые при открытии дроссельной заслонки на 50 % и переключении передач при частоте вращения коленчатого вала 3000...3600 об/мин. Разгон автомобиля в случае открытия дроссельной заслонки на 75 % и выше неэффективен, так как не обеспечивает экономичной работы автомобиля.

Движение при постоянной скорости. Продолжительность работы автомобиля на установившихся скоростях в городских условиях относительно невелика, а на трассах имеет большое значение для экономии топлива. С учетом дорожных условий автомобиль должен двигаться на максимальной передаче.

Замедление движения автомобиля. Снижение скорости автомобиля необходимо производить плавно, с максимальным использованием наката. Использование наката наиболее эффективно при движении по дороге с переменным профилем.

В процессе движения водитель должен выбирать такую скорость, которая обеспечивала бы при смене сигнала светофора приближение к перекрестку накатом. Такой режим безопасен, а техника его проста.

Умелое использование наката в зависимости от дорожной обстановки обеспечивает экономию топлива.

Наибольший эффект накат дает на магистралях с длинными пологими спусками, на которых можно сэкономить до 10 % топлива. Однако – следует иметь в виду, что на скользких дорогах использование наката по условиям обеспечения безопасности категорически запрещено.

Преодоление подъемов. Преодоление подъема с точки зрения необходимых затрат энергии аналогично увеличению сопротивления качению. Пологие подъемы крутизной до 0,5 % в равнинной местности и крутизной до 4 % в пересеченной местности целесообразно преодолевать на прямой передаче, короткие подъемы с хорошим дорожным покрытием – с разгона путем предварительного набора соответствующей скорости на прямой передаче.

Движение легковых автомобилей на спуске можно осуществлять накатом или путем торможения двигателем. Но следует помнить, что движение накатом снижает динамическую маневренность автомобиля, так как при необходимости резко увеличить скорость или использовать эффект торможения двигателем потребуется время для включения передачи.

Холостой ход двигателя, при котором автомобиль не выполняет транспортного процесса, должен быть минимальным, так как при этом расходуется топливо. Соблюдение регулировочных параметров системы холостого хода и ее правильная техническая эксплуатация обеспечивают снижение расхода топлива на 1...1,5 %. Практика показывает, что, если легковой автомобиль останавливается более чем на 3...4 мин, необходимо останавливать и двигатель. Перед светофорами, работающими в нормальном цикле, во всех случаях останавливать двигатель нежелательно.

Необходимо помнить, что работа двигателя с малой частотой вращения коленчатого вала на холостом ходу ведет к значительному увеличению количества вредных выбросов в связи с неполным сгоранием топлива в цилиндрах двигателя.

Выбор маршрута движения. Хорошее знание Правил дорожного движения, расположения улиц и дорожной сети города в целом, их состояние, а также напряженности дорожного движения в конкретный период – составная часть экономичного управления автомобилем. Все это позволяет водителям быстро и правильно ориентироваться в сложной обстановке и выбирать наиболее целесообразные для данных условий маршруты движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция к разделу "Основы безопасности дорожного движения"

Безопасная конструкция автомобиля – сложное понятие. Безопасность, заложенную в конструкции автомобиля, для удобства изучения отдельных ее аспектов делят на активную, пассивную, послеаварийную и...

Лекция к разделу "Основы безопасности дорожного движения Вопросы теории движения легкового автомобиля"

Теоретический анализ эксплуатационных свойств помогает выяснить предельные возможности автомобиля и реализовать в дорожных условиях конструктивные особенности конкретной модели автомобиля.К основным э...

Лекция к разделу "Основы безопасности дорожного движения" Дорожно-транспортные происшествия

Дорожно-транспортным (ДТП) называется происшествие, возникшее в процессе движения механических транспортных средств и повлекшее за собой гибель или телесное повреждение людей, повреждение транспортных...

Лекция к разделу Основы безопасности дорожного движения Требования техники безопасности при эксплуатации легкового автомобиля

При вождении легкового автомобиля, как и любого транспортного средства, основное внимание должно быть сконцентрировано на обеспечении безопасности людей. В соответствии со статьей «Основ граждан...

Лекция к разделу Основы безопасности дорожного движения Психофизиология и этика труда водителя

В современных условиях комфортабельности легковых автомобилей, работа водителей попадает в разряд легких. Однако длительная и интенсивная работа за рулем легкового автомобиля приводит к перенапряжению...

Лекция к разделу Основы безопасности дорожного движения Приемы управления автомобилем в темное время суток и в условиях недостаточной видимости

Лекция к разделуОсновы безопасности дорожного движения Приемы управления автомобилем в темное время сутоки в условиях недостаточной видимости...

Лекция к разделу Основы безопасности дорожного движения Приемы управления автомобилем в особо опасных условиях

Лекция к разделуОсновы безопасности дорожного движения Приемы управления автомобилем в особо опасных условиях...