Действия при технических отказах во время движения
статья

Шлягов Анатолий Анатольевич

Приемы управления автомобилем, отработанные в условиях автодрома, могут пригодится, если вы попадете в критическую ситуацию на дороге. Как правило, в таких ситуациях все решают мгновения, на раздумья времени нет, поэтому умение быстро и точно действовать в

экстремальных ситуациях — залог успеха. Добиться быстродействия, мгновенной реакции, правильного выбора спасительного маневра можно только постоянными тренировками в условиях автодрома. Этому нельзя научиться только по книге, необходима еще и безопасная площадка.

Доля транспортных происшествий из-за технических отказов (поломок) в автомобиле сравнительно невелика (3—5% от общего числа ДТП), однако тяжесть этих ДТП высока: 4—5% от общего числа погибших и 8—10% — раненых.

Наиболее типичными техническими неисправностями автомобилей, приводящими к ДТП, являются внезапный разрыв шины, поломка узлов рулевого привода, подвески, отрыв колеса, отказы тормозной системы.

Лопнула шина. Автомобиль двигался по загородной дороге со скоростью 90 км/ч. Внезапно острым предметом была проколота левая передняя шина, машину резко потянуло на встречную полосу. Водитель растерялся, резко нажал на педаль тормоза, машину вынесло на встречную полосу, где она столкнулась со встречным автомобилем.

Рекомендации. При внезапном разрыве и проколе шины главное — не терять самообладания. Лопнувшая шина становится как бы центром поворота автомобиля. Надо покрепче держать рулевое колесо, не давая ему самопроизвольно поворачиваться в сторону лопнувшей шины, и стараться удержать автомобиль на своей полосе движения. Возможно, для этого придется приложить значительные физические усилия. Вот почему так важно приучить себя всегда держать рулевое колесо двумя руками, иначе в экстремальной ситуации его может просто выбить из рук.

При взрывном выходе воздуха из шин нельзя резко тормозить, это может усугубить потерю управляемости. При резком торможении или повороте рулевого колеса покрышка может сорваться с обода. В данном случае, удерживая с помощью рулевого колеса автомобиль на своей полосе, необходимо уменьшить подачу топлива и, если автомобиль подчиняется поворотам рулевого колеса, начать плавно и осторожно тормозить. Если автомобиль начинает бросать из стороны в сторону, следует немедленно отпустить педаль тормоза и гасить скорость двигателем, затем снова нажать педаль тормоза.

Отказ рулевого управления. Эта неисправность хотя и встречается редко, но весьма опасна. Чаще всего отказ происходит из-за отсоединения (обрыва) либо в продольной (средней) рулевой тяге, либо в одной из поперечных (боковых) рулевых тяг.

Автомобиль двигался по загородной дороге, на проезжей части которой были неровности. Объезжая очередную выбоину, водитель почувствовал странную легкость рулевого колеса, автомобиль перестал реагировать на его повороты.

Рекомендации. Видимо, произошло отсоединение рулевых тяг, и правое переднее колесо стало неуправляемым. Если отсоединившееся колесо сразу круто развернулось, то в этой ситуации при высокой скорости водителю, к сожалению, уже почти ничего практически не удается предпринять. Автомобиль обычно теряет управляемость и опрокидывается. Если же этого не произошло, то ни в коем случае нельзя резко тормозить и действовать рулевым колесом. Нужно очень плавно снижать скорость и, по возможности сохраняя прямолинейное движение, остановить автомобиль.

Для неопытных водителей совет такой: если уж тормозить в данном случае, то тормозить намертво, с юзом до полной остановки. При этом колеса не катятся, а скользят, и автомобиль идет юзом в первоначально заданном направлении. Только не отпускайте педаль тормоза до полной остановки, иначе автомобиль может “прыгнуть” в сторону повернутого колеса.

Отказ тормозов. Водитель решил притормозить перед пешеходным переходом, нажал педаль тормоза, а она провалилась. Попробовал покачать педалью — безрезультатно. Тогда он резко вывернул рулевое колесо вправо, автомобиль переехал через бордюрный камень и, сминая молодые деревца и кустарник, остановился.

Рекомендации. При внезапном выходе из строя тормозов автомобиля в процессе движения покачайте педалью тормоза для появления давления в системе, обеспечивающего хоть какое-нибудь торможение. Можно включить стояночный тормоз, если его не сорвет

на высокой скорости движения. Когда нет времени и места для остановки автомобиля переключением передач и торможения двигателем, во избежание наезда на людей и препятствие безопаснее направить автомобиль на мелкие деревья, кустарники, груды песка, снега, т.е. на какое-либо упругое препятствие. Для остановки автомобиля без тормозов можно использовать рельеф местности, направив его на подъем. Когда скорость снизится почти до нуля, надо поставить автомобиль поперек дороги, чтобы он не скатился назад, и включить заднюю передачу. На плавном спуске, если скорость невелика, следует после первой передачи попытаться включить заднюю и (очень плавно) сцепление.

Отвалилось колесо. Легковой автомобиль ехал по шоссе со скоростью немногим более 60 км/ч. На спуске водитель чуть притормозил, и из-под автомобиля выкатилось колесо. Затем наклонился кузов, раздался удар и скрежет металла о полотно дороги, и по асфальтированному покрытию, высекая искры, понесся автомобиль на трех колесах и с одним тормозным барабаном.

Рекомендации. Водитель во время движения, видимо, не обратил внимания на признаки плохо закрепленного колеса: при скорости менее 50 км/ч в передней

 

подвеске автомобиля появляется беспорядочный стук, а при скорости более 80 км/ч и при малейшем ее изменении раздается цокающий звук и на рулевом колесе ощущаются толчки (как при дисбалансе колеса). При отрыве переднего колеса водитель с помощью оставшегося колеса должен удержать автомобиль от опрокидывания и остаться на своей полосе движения.

Тормозить нужно аккуратно: если автомобиль начнет резко поворачивать, следует отпустить педаль тормоза, затем снова начать плавно притормаживать. При этом самое главное — не попасть тормозным барабаном (диском) или рычагом подвески в выемку, не упереться в выступ на дороге, так как это может привести к мгновенному опрокидыванию автомобиля.

Поломка подвески. Впереди на дороге водитель заметил небольшую неровность. Проезжая ее, он ощутил легкий наклон кузова вправо и толчок в рулевое колеса. И вдруг автомобиль начало уводить вправо, а рулевое колесо с силой само стало поворачиваться в ту же сторону.

Рекомендации. Это лопнула ось рычага правой стороны независимой подвески, колесо наклонилось верхней частью к двигателю, а рычаг под действием пружины подвески уперся в полотно дороги и стал центром поворота, автомобиль потянуло вправо. Нужно, повернув рулевое колесо влево, удержать автомобиль на его полосе движения, затормозить и (так же, как при отрыве колеса) следить, чтобы оторвавшаяся ось рычага не уперлась в крышку колодца или другие выступы на проезжей части.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnicheskie_otkazy.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы управления автомобилем, отработанные в условиях автодрома, могут пригодится, если вы попадете в критическую ситуацию на дороге. Как правило, в таких ситуациях все решают мгновения, на раздумья времени нет, поэтому умение быстро и точно действовать в экстремальных ситуациях — залог успеха. Добиться быстродействия, мгновенной реакции, правильного выбора спасительного маневра можно только постоянными тренировками в условиях автодрома. Этому нельзя научиться только по книге, необходима еще и безопасная площадка.

Доля транспортных происшествий из-за технических отказов (поломок) в автомобиле сравнительно невелика (3—5% от общего числа ДТП), однако тяжесть этих ДТП высока: 4—5% от общего числа погибших и 8—10% — раненых.

Наиболее типичными техническими неисправностями автомобилей, приводящими к ДТП, являются внезапный разрыв шины, поломка узлов рулевого привода, подвески, отрыв колеса, отказы тормозной системы.

Лопнула шина. Автомобиль двигался по загородной дороге со скоростью 90 км/ч. Внезапно острым предметом была проколота левая передняя шина, машину резко потянуло на встречную полосу. Водитель растерялся, резко нажал на педаль тормоза, машину вынесло на встречную полосу, где она столкнулась со встречным автомобилем.

Рекомендации. При внезапном разрыве и проколе шины главное — не терять самообладания. Лопнувшая шина становится как бы центром поворота автомобиля. Надо покрепче держать рулевое колесо, не давая ему самопроизвольно поворачиваться в сторону лопнувшей шины, и стараться удержать автомобиль на своей полосе движения. Возможно, для этого придется приложить значительные физические усилия. Вот почему так важно приучить себя всегда держать рулевое колесо двумя руками, иначе в экстремальной ситуации его может просто выбить из рук.

При взрывном выходе воздуха из шин нельзя резко тормозить, это может усугубить потерю управляемости. При резком торможении или повороте рулевого колеса покрышка может сорваться с обода. В данном случае, удерживая с помощью рулевого колеса автомобиль на своей полосе, необходимо уменьшить подачу топлива и, если автомобиль подчиняется поворотам рулевого колеса, начать плавно и осторожно тормозить. Если автомобиль начинает бросать из стороны в сторону, следует немедленно отпустить педаль тормоза и гасить скорость двигателем, затем снова нажать педаль тормоза.

Отказ рулевого управления. Эта неисправность хотя и встречается редко, но весьма опасна. Чаще всего отказ происходит из-за отсоединения (обрыва) либо в продольной (средней) рулевой тяге, либо в одной из поперечных (боковых) рулевых тяг.

Автомобиль двигался по загородной дороге, на проезжей части которой были неровности. Объезжая очередную выбоину, водитель почувствовал странную легкость рулевого колеса, автомобиль перестал реагировать на его повороты.

Рекомендации. Видимо, произошло отсоединение рулевых тяг, и правое переднее колесо стало неуправляемым. Если отсоединившееся колесо сразу круто развернулось, то в этой ситуации при высокой скорости водителю, к сожалению, уже почти ничего практически не удается предпринять. Автомобиль обычно теряет управляемость и опрокидывается. Если же этого не произошло, то ни в коем случае нельзя резко тормозить и действовать рулевым колесом. Нужно очень плавно снижать скорость и, по возможности сохраняя прямолинейное движение, остановить автомобиль.

Для неопытных водителей совет такой: если уж тормозить в данном случае, то тормозить намертво, с юзом до полной остановки. При этом колеса не катятся, а скользят, и автомобиль идет юзом в первоначально заданном направлении. Только не отпускайте педаль тормоза до полной остановки, иначе автомобиль может “прыгнуть” в сторону повернутого колеса.

Отказ тормозов. Водитель решил притормозить перед пешеходным переходом, нажал педаль тормоза, а она провалилась. Попробовал покачать педалью — безрезультатно. Тогда он резко вывернул рулевое колесо вправо, автомобиль переехал через бордюрный камень и, сминая молодые деревца и кустарник, остановился.

Рекомендации. При внезапном выходе из строя тормозов автомобиля в процессе движения покачайте педалью тормоза для появления давления в системе, обеспечивающего хоть какое-нибудь торможение. Можно включить стояночный тормоз, если его не сорвет на высокой скорости движения. Когда нет времени и места для остановки автомобиля переключением передач и торможения двигателем, во избежание наезда на людей и препятствие безопаснее направить автомобиль на мелкие деревья, кустарники, груды песка, снега, т.е. на какое-либо упругое препятствие. Для остановки автомобиля без тормозов можно использовать рельеф местности, направив его на подъем. Когда скорость снизится почти до нуля, надо поставить автомобиль поперек дороги, чтобы он не скатился назад, и включить заднюю передачу. На плавном спуске, если скорость невелика, следует после первой передачи попытаться включить заднюю и (очень плавно) сцепление.

Отвалилось колесо. Легковой автомобиль ехал по шоссе со скоростью немногим более 60 км/ч. На спуске водитель чуть притормозил, и из-под автомобиля выкатилось колесо. Затем наклонился кузов, раздался удар и скрежет металла о полотно дороги, и по асфальтированному покрытию, высекая искры, понесся автомобиль на трех колесах и с одним тормозным барабаном.

Рекомендации. Водитель во время движения, видимо, не обратил внимания на признаки плохо закрепленного колеса: при скорости менее 50 км/ч в передней подвеске автомобиля появляется беспорядочный стук, а при скорости более 80 км/ч и при малейшем ее изменении раздается цокающий звук и на рулевом колесе ощущаются толчки (как при дисбалансе колеса). При отрыве переднего колеса водитель с помощью оставшегося колеса должен удержать автомобиль от опрокидывания и остаться на своей полосе движения.

Тормозить нужно аккуратно: если автомобиль начнет резко поворачивать, следует отпустить педаль тормоза, затем снова начать плавно притормаживать. При этом самое главное — не попасть тормозным барабаном (диском) или рычагом подвески в выемку, не упереться в выступ на дороге, так как это может привести к мгновенному опрокидыванию автомобиля.

Поломка подвески. Впереди на дороге водитель заметил небольшую неровность. Проезжая ее, он ощутил легкий наклон кузова вправо и толчок в рулевое колеса. И вдруг автомобиль начало уводить вправо, а рулевое колесо с силой само стало поворачиваться в ту же сторону.

Рекомендации. Это лопнула ось рычага правой стороны независимой подвески, колесо наклонилось верхней частью к двигателю, а рычаг под действием пружины подвески уперся в полотно дороги и стал центром поворота, автомобиль потянуло вправо. Нужно, повернув рулевое колесо влево, удержать автомобиль на его полосе движения, затормозить и (так же, как при отрыве колеса) следить, чтобы оторвавшаяся ось рычага не уперлась в крышку колодца или другие выступы на проезжей части.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для формирования универсальных учебных действий в урочное и внеурочное время в начальной школе.

Материал предоставлен для учителей начальных классах. Можно использовать  как выступление на заседаниях МО учителей начальных классов, педсовете. В статье описаны условия, создаваемые в начальной...

Лекция к разделу Основы безопасности дорожного движения Приемы управления автомобилем в темное время суток и в условиях недостаточной видимости

Лекция к разделуОсновы безопасности дорожного движения Приемы управления автомобилем в темное время сутоки в условиях недостаточной видимости...

Материал творческой лаборатории тренера по самбо. Конспект занятия для обучающихся 4-5 года обучения "Изучение и совершенствование технических действий в борьбе лёжа. Болевые на ноги и ТТК из них"

Материал является продолжением учебной линии, реализуемой в рамках обмена опытом по педагогическому проекту "Творческая лаборатория тренера по самбо". Может быть использован для проведения з...

Презентация "Действия локомотивных бригад во время работы"

Действия локомотивных бригад во время работы согласно инструкции по охране труда для локомотиивных бригад...

Презентация "Действия локомотивных бригад во время работы"

Действия локомотивных бригад во время работы согласно инструкции по охране труда для локомотиивных бригад...

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ

рабочая програма для изучения учебной дисциплины общепрофессионального цикла ОП.10. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ по специальности 23.02.01 Организация перевозок и уп...

Интерактивное задание (викторина) по дисциплине "Техническая эксплуатация и безопасность движения" по теме "СВЕТОФОРЫ"

Интерактивные задания в системе LearningApps.org используются и в процессе обучения материалов, а также и для самостоятельного изучения. Задания  предназначены  для закрепления  теорети...