Мастер-класс "Картинг-спорт или развлечение?"
учебно-методический материал

Валюк Алексей Юрьевич

Мастер-класс проводился в рамках городского конкурса педагогического мастерства 2018-2019 учебного года Санкт-Петербурга в номинации "Сердце отдаю детям№

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Картинг – спорт или развлечение?». Валюк А.Ю.

Слайд

Текст

1. Заставка

2. Визитка

Здравствуйте коллеги!

Меня зовут Валюк Алексей Юрьевич, педагог дополнительного образования по направлению «Картинг».

Вы только что видели фрагмент соревнований по картингу ребят из моего объединения.

Слайд с афишами

Приходилось ли вам встречать рекламную информацию с предложением прокатиться на карте?

(ответы участников)

Такой информации много …

Но не все так просто!

Давайте разберемся, почему я реализую программу «Картинг» в течение 3 лет, а не предлагаю всем желающим сразу сесть за руль карта.

 Слайд – виды картов по классам 

Я обучаю юных спортсменов – картингистов. Карт – это маленький гоночный автомобиль.

Картинг - экстремальный, опасный спорт.

Это соревнования.

Слайд трасса

И мы с вами сегодня будем участниками виртуальной гонки и пройдем сложную трассу.

На слайде – гоночная трасса. Мы должны пройти все сектора гонки.

Мы находимся в 1 секторе.

Сектор 1

Картинг,  это не только скорость, драйв, победы и поражения,

Это еще и история.

Такой материал на занятиях я даю с помощью презентаций, проблемных ситуаций, викторин или опросов.

Например, блиц-викторина:

Внимание на экран (педагог читает вопрос) (а потом читает ответ полностью)

Верите ли вы, что картинг образовался из катаний на грузовых тележках?

Это правда, военные летчики устраивали соревнования на тележках для подвоза авиабомб.

Верите ли вы, что картингом могут заниматься дети с 4 лет?

Это правда, Шумахер начал заниматься картингом с 4 лет. И на сегодняшний день появился специальный класс «Дельфин» для самых маленьких.

Верите ли вы, что карт можно разогнать до 180 км/ч?

Это действительно так, скорость карта достигает 180 км/ч. А скорость карта класса «Суперджет» достигает 250 км/ч.

Верите ли вы, что картинг и женский вид спорта?

Это верно, женщины имеют равные права с мужчинами на участие в гонках.

Верите ли вы, что, картингисты пользуются ремнями безопасности?

Это не верно, в картинге нет ремней безопасности. Безопасность обеспечивает сама конструкция карта.

Верите ли вы, что была попытка установить на карты реактивный двигатель?

Это верно, было несколько попыток установить на карты реактивный двигатель. А наибольшая зафиксированная скорость — 407 км/ч.

Верите ли вы, что перед соревнованиями карт оснащается фарами и габаритными огнями?

Это не верно, так как при аварии спортсмен может получить травму от осколков. На карты не устанавливаются ни фары, ни габаритные огни.

Верите ли вы, что зеленый флаг говорит гонщику, что впереди часть трассы покрыта травой?

Это не верно. Зеленый флаг означает, что опасность миновала. На соревнованиях используется 14 флагов, обозначающих различные события, так как другими способами связаться со спортсменом трудно.

Сектор 1 успешно пройден.

Сектор 2

Технические дисциплины

О сложном – просто

Сектор 2.

Быть гонщиком – значит понимать физику и динамику поведения машины на трассе.

Наиболее сложные темы, требующие знаний по физике и математике это: конструкция карта, область механики (трение скольжения, трение торможения, трение качения, передаточные механизмы и др.), теория движения, геометрические и технические характеристики карта, показатели прибора телеметрии, диагностические приборы,  электрооборудование и многие др.

На теоретических занятиях надо суметь изложить сложные для детей темы в адаптированном виде.

На практических занятиях нам несложно обеспечить интерес у ребят. А как на теории? Приходится применять специальные методы подачи материала.

Метод декомпозиции (сложный научный материал перерабатывается в учебный)

Сложная теория

Пример.

Как объяснить износ резины покрышек на разных видах трасс. Перед вами лежит ластик, кусочек писчей бумаги и кусочек наждачной бумаги. Проведите ластиком по листу бумаги. Легко идет ластик, а насколько он стерся? А теперь попробуйте провести с тем же усилием по наждачной бумаге.

Ответы участников мастер - класса

Разница видна сразу.

Так покрытие трассы влияет на износ покрышек, а также на сцепление, на скорость движения.

Пример про трассу в Колпино (новая) и в Курске.

Сектор 2 пройден успешно.

Сектор 3

картинка «Теория движения»

Визуализация — это процесс представления данных в виде изображения

Сектор 3.

Для понимания сложного материала «без формул» давайте проведем мысленный эксперимент.

Пример

Какой пилот карта стартует быстрее:  легкий или тяжелый?

Представьте две одинаковые коробки: одну пустую, а другую заполненную песком. Какую коробку будет легче сдвинуть с места?

Ответы участников мастер - класса

Карты легких спортсменов утяжеляют специальным балластом, чтобы все были в равных условиях.

Вот видите, как легко понять теорию с помощью этих методов!

Сектор успешно пройден.

Проблемное обучение

Сектор 4.

Как вы думаете, что дают ребятам занятия картингом?

Ответы участников мастер - класса

Профессии, которые изучают ребята

Все правильно. То, что вы назвали можно объединить в три группы:

Это:

- профориентация

- подготовка к службе в ВС РФ

- универсальные технические знания и навыки

Перечень профессий

Более подробно остановимся на профориентации.

Картинг – это возможность выбора жизненного пути.

Как вы думаете, с какими профессиями может познакомиться ученик, занимаясь картингом? Назовите по очереди профессию, которую считаете возможной и кратко обоснуйте свой выбор.

Ответы участников мастер - класса

Пилот, механик, инженер, слесарь, тренер, судья, диагност, технолог, конструктор, технический комиссар, гонщик, водитель.

(электромонтер, столяр-краснодеревщик, балетмейстер, боксер, пианист, горнопроходчик, полузащитник, пекарь).

С какими профессиями может познакомиться ученик

Ответы участников мастер - класса

Разделы программы

В каждом разделе программы мы говорим о профориентации.

Профессии по разделам программы

По мере изучения определенной темы, ученики знакомятся с многообразием профессий.

Слайд «Атлас профессий», список отобранных профессий

На этом слайде представлены 5 профессий будущего, которые, на мой взгляд, наиболее близки к занятиям картингом

Оператор кросс-логистики, Проектировщик интермодальных транспортных узлов, Техник интермодальных транспортных решений, Проектировщик композитных конструкций для транспортных средств,  Системный инженер композитных материалов

Я выдаю Вам карточки с названиями профессий.

Необходимо подобрать к ним определения, которые будут на слайдах.

Работаем в парах (педагог раздает карточки с названиями профессий).

Участники работают в парах с карточками

Внимание на экран – первая профессия.

К какой профессии относится это определение? (Вторая, и т.д.)

На слайдах определения профессий. Педагог их зачитывает.

Отлично! Вы познакомились с профессиями ближайшего будущего.

Сектор 4 успешно пройден.

Конструкция карта (динамичный)

Сектор 5.

На занятиях я также использую ролевые игры.

Пример. Изучение конструкции карта.

  1. Схема карта на слайде

Ролевая игра.

Метод эмпатии

А теперь давайте разыграем нашу историю для понимания и запоминания конструкции карта.

У вас есть карточки. Вы должны озвучить и изобразить жестами выпавшую вам роль, когда до вас дойдет очередь.

Педагог раздает карточки, проводит ролевую игру

Ролевая игра «РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ»

Отлично! Вы прекрасно справились! Поаплодируем друг другу

Сектор 5 успешно пройден.

Коллаж из фото

Сектор 6 – итоговый.

Вы в общих чертах познакомились с картингом.

Узнали, что это направление технического творчества, которое требует серьезных технических знаний.

Что это экстремальный вид спорта, который требует вдумчивой и многократной отработки умений и навыков вождения в различных условиях.

И он не имеет ничего общего с теми предложениями покататься на картах.

Это серьезное, сложное и увлекательное занятие.

Уважаемые коллеги. Мы с вами закончили виртуальную гонку.

Что новое, полезное вы узнали для себя?

Ответы участников мастер – класса

Последний слайд

Спасибо за ваше участие в работе.



Предварительный просмотр:

Из Атласа профессий

Техник интермодальных транспортных решений

Специалист обслуживающий транспортную структуру и инфраструктуру, транспортные узлы.

В его задачи входит системное проектирование пересадочных станций и пунктов.

Оператор кросс-логистики

Специалист, который  подбирает оптимальный способ доставки грузов и перемещения людей различными видами транспорта, мониторинг проходимости транспортных узлов, перераспределение потоков транспортных сетей.

Проектировщик композитных конструкций для транспортных средств

Специалист, который разрабатывает конструкции (каркасы, обшивка, детали) из композитных материалов с заданным весом, уровнем прочности, износостойкостью и др.

Системный инженер композитных материалов

Специалист, который занимается заменой традиционных материалов на композитные.

Он должен разбираться в свойствах традиционных материалов, чтобы определить эффективность замещения их композитными.

Проектировщик интермодальных транспортных решений

Специалист, который разрабатывает проекты интермодальных транспортных узлов, рассчитывает их пропускную способность, оценивает потенциал развития.


Проектировщик композитных конструкций для транспортных средств

Техник интермодальных транспортных решений

Системный инженер композитных материалов

Оператор кросс-логистики

Проектировщик интермодальных транспортных решений



Предварительный просмотр:

Ролевая игра

«РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ»

Ведущий

Как-то встретились вместе детали, из которых состоит карт, и начали спорить – без кого невозможно двигаться и побеждать в соревнованиях?

И сказал двигатель:

ДВИГАТЕЛЬ (1)

Я! Я всех важнее! Я привожу карт в движение. Я сердце этой машины. Без меня карт бесполезен!

Ведущий

Двигатель попытался завестись, но у него ничего не получилось. Вдруг кто-то хихикнул. Это был аккумулятор.

АККУМУЛЯТОР

Вот-вот. Без меня вы никуда не поедете!

Ведущий

Двигатель продолжил

ДВИГАТЕЛЬ (2)

Ладно, давай попробуем вместе!

Ведущий

Но и у них ничего не получилось. Тут от гордости надулся бензобак.

БЕНЗОБАК

Ха, теперь вы поняли, кто тут главный? Все детали бесполезны, если нет топлива. Я несу в себе топливо, за счет которого все и движется!

Ведущий

И тут Карт завелся, но….. не тронулся с места.

Педаль газа сказала

ПЕДАЛЬ ГАЗА

Ну и что? Без педали газа движение невозможно! А что за гонка без скорости!

Ведущий

В разговор вступила педаль тормоза:

ПЕДАЛЬ ТОРМОЗА

Конечно, это правильно. Но что будем делать с безопасностью??? Без меня на первом же повороте карт врежется в заграждение и в гонке не будет смысла.

Ведущий

Карт рыкнул и остался стоять. Разговор продолжили колеса

КОЛЕСА

Ничего вы не понимаете! Как можно двигаться без колес? Мы обеспечиваем сцепление с дорогой. Значит мы главная часть карта!

Ведущий

Карт попытался двинуться, но не смог. Рама хранила молчание, а потом сказала

 

РАМА

Ну что за простаки? Сидят по разным углам и спорят по пустякам. Ну, куда вы без меня денетесь? Я держу вас всех на себе. Без меня никаких гонок не получится! Давайте соединимся!

Ведущий

Детали задумались и решили, что, возможно, рама предложила разумное решение. Они соединились вместе. Но карт остался на месте.

В разговор вмешался Руль:

РУЛЬ

Конечно, вы никуда не уедете! Я обеспечиваю изменение направления движения. Поэтому руль всему голова!

Ведущий

Карт все же не шелохнулся. И тут в спор вступило сидение.

СИДЕНИЕ

А кто будет управлять картом? Без гонщика все части карта бесполезны! А я сидение – без меня в карте не будет гонщика, значит, я важнее всех!

Ведущий

Наконец все детали соединились вместе. Они посмотрели друг на друга и поняли – по отдельности они – просто железки. А вот вместе они – дружная команда, которая составляет то, что называется:

Карт!

Ведущий

Гонщик сел за руль. Карт взревел и рванул с места к новым победам!

Вот так мы все вместе узнали составные части нашего карта.


ДВИГАТЕЛЬ (1)

Я! Я всех важнее! Я привожу карт в движение. Я сердце этой машины. Без меня карт бесполезен!

АККУМУЛЯТОР

Вот-вот.  Без меня вы никуда не поедете!

ДВИГАТЕЛЬ (2)

Ладно, давай попробуем вместе!

БЕНЗОБАК

Ха, теперь вы поняли, кто тут главный? Все детали бесполезны, если нет топлива. Я несу в себе топливо, за счет которого все и движется!

ПЕДАЛЬ ГАЗА

Ну и что? Без педали газа движение невозможно! А что за гонка без скорости!

ПЕДАЛЬ ТОРМОЗА

Конечно, это правильно. Но что будем делать с безопасностью???

Без меня на первом же повороте карт врежется в заграждение и в гонке не будет смысла.

КОЛЕСА

Ничего вы не понимаете! Как можно двигаться без колес?

Мы обеспечиваем сцепление с дорогой. Значит мы главная часть карта!

РАМА

Ну что за простаки? Сидят по разным углам и спорят по пустякам.

Ну, куда вы без меня денетесь? Я держу вас всех на себе. Без меня никаких гонок не получится! Давайте соединимся!

РУЛЬ

Конечно, вы никуда не уедете! Я обеспечиваю изменение направления движения. Поэтому руль всему голова!

СИДЕНИЕ

А кто будет управлять картом? Без гонщика все части карта бесполезны! А я сидение – без меня в карте не будет гонщика, значит, я важнее всех!


  1. ДВИГАТЕЛЬ (первый)

Я! Я всех важнее! Я привожу карт в движение. Я сердце этой машины. Без меня карт бесполезен!

  1. АККУМУЛЯТОР

Вот-вот.  Без меня вы никуда не поедете!

3. ДВИГАТЕЛЬ (второй)

Ладно, давай попробуем вместе!

4. БЕНЗОБАК (первый)

Ха, теперь вы поняли, кто тут главный? Все детали бесполезны, если нет топлива

5. БЕНЗОБАК (второй)

Я несу в себе топливо, за счет которого все и движется!

6. ПЕДАЛЬ ГАЗА

Ну и что? Без педали газа движение невозможно! А что за гонка без скорости!

7. ПЕДАЛЬ ТОРМОЗА  (первый)

Конечно, это правильно. Но что будем делать с безопасностью???

8. ПЕДАЛЬ ТОРМОЗА (второй)

Без меня на первом же повороте карт врежется в заграждение и в гонке не будет смысла.

9. КОЛЕСА (передние)

Ничего вы не понимаете! Как можно двигаться без колес?

10. КОЛЕСА (задние)

Мы обеспечиваем сцепление с дорогой. Значит мы главная часть карта!

11. РАМА (первый)

Ну что за простаки? Сидят по разным углам и спорят по пустякам.

12. РАМА (второй)

Ну, куда вы без меня денетесь? Я держу вас всех на себе. Без меня никаких гонок не получится! Давайте соединимся!

13. РУЛЬ

Конечно, вы никуда не уедете! Я обеспечиваю изменение направления движения. Поэтому руль всему голова!

14. СИДЕНИЕ

А кто будет управлять картом? Без гонщика все части карта бесполезны! А я сидение – без меня в карте не будет гонщика, значит, я важнее всех!