Инновационные методы и приёмы на учебных занятиях
статья

Волоконский Никита Анатольевич

Статья на тему

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА»

Особенности современной системы среднего профессионального образования требуют от преподавателя освоения и применение инновационных методик.

В педагогической науке такая деятельность называется инновационной деятельностью и понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на оформлении (рефлексии) своего собственного практического педагогического опыта при помощи сравнения и изучения изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности образовательных субъектов.

Инновационная деятельность преподавателя характеризуется системностью, интегральностью, целостностью. К основным функциям инновационной деятельности относят изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.п.

Инновационные методы обучения разнообразны и включают в себя деловые игры, тренинги, ситуационные задачи, мастер классы, творческие задания, пресс-конференции, научные дискуссии, тестирование, защиту рефератов, составление аналитических записок, занятий по кейсам, игровое обучение, коллоквиумы, исследовательский метод обучения, дискуссии, пост-тесты, круглые столы, презентации, проблемное обучение, мультимедийные лекции и практические знания, электронные учебные издания и др..

Изучение опыта применения инновационных методов в деятельности педагога:

- помогают научить студентов активным способом получения новых знаний;

- дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности;

- cоздают такие условия обучения, при которых студенты не могут не научиться, стимулируют творческие способности студентов;

- помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формирует не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию.

Переход от ЗУНовских ориентиров подготовки и проведения урока к компетентностным предполагает использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретной ситуации, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Рассматривая ролевые игры («деловые», «сюжетно-ролевые») как активный метод обучения, надо отметить, что он помогает раскрыть поисковые возможности будущего специалиста.

На практических занятиях студенты осваивают элементы общих и  профессиональных компетенций.

Применение при проведении занятий элементов «мозгового штурма», позволяет студентам совместно вывести ту или иную закономерность, определить последовательность действий в задаваемой ситуации, обозначить причины или последствия обсуждаемого процесса или явления, тем самым проявив себя в разных качествах: и как генератор идей и как организатор.

В рамках преподаваемых дисциплин были разработаны и внедрены в образовательный процесс методические рекомендации по выполнению лабораторных, практических и самостоятельных работ по профессиональным модулям..

Одним из элементов активизации знаний студентов, как альтернатива традиционному опросу, являются:

- кроссворды, которые включают в себя слова не только из данной темы, но и из прошлых тем, что дает возможность ученикам повторить пройденный материал. Сетки кроссвордов имеют симметрию, что улучшает его эстетический вид. В качестве вопросов к кроссворду используется также ребусы, фотографии ученых-экономистов и т.д.;

- шифрограммы - это зашифрованная каким-либо способом фраза. Для того, чтобы её разгадать, нужно, используя приведенный «ключ», найти закономерность в расшифровке;

- криптограммы - это вид головоломки, в которой буквы написанного текста заменены цифрами. Чтобы разгадать криптограмму, надо, прежде всего, разгадать приданные ей ключевые слова. Затем, заменив цифры соответствующими буквами, можно прочесть зашифрованный текст;

- дидактическое лото. Карточки разделены на 8 клеток; в конвертах 26 кружков, которые по размеру своему помещаются в клетки. На кружках написаны вопросы-задания, а ответы на карточках.

- японский кроссворд представляет собой особый вид головоломки – зашифрованный рисунок. Цифры в сетке обозначают группы закрашиваемых клеток в столбцах и горизонтальных строках. Если правильно закрасить все нужные клетки, перед вами появится картинка. Между группами закрашиваемых клеток обязательно должна находиться хотя бы одна незакрашенная. В этом и заключается сложность задания: необходимо определить сколько «белых» клеток расположено между «черными» группами.

Внедрение в практику инновационных методик напрямую связано с процессами, направленными на поиск новых форм организованности и взаимоотношений между преподавателем и студентами.

Задача преподавателя при использовании инновационных методов обучения состоит в том, чтобы найти максимально максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление студента к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать современные методы обучения на занятиях.

Какие бы методы обучения ни применялись для повышения эффективности профессионального образования, важно создать такие психолого-педагогические условия, в которых студент может занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя как субъект учебной деятельности и будущий специалист среднего звена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы стимулирования учебной деятельности и развития мотивов учения у обучающихся на уроках английского языка.

      Проблема мотивации в учении возникает по каждой дисциплине. В соответствующих методиках и учебных пособиях разработаны способы её развития и стимулирования с учётом специфи...

Повышение качества образования инвалидов и лиц с ОВЗ на основе внедрения инновационных здоровьесбересберегающих технологий обучения с использованием нетрадиционных методов и приёмов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ обучения для Повышение качества профессиональной подготовки инвалидов и лиц с ОВЗ...

Использование активных методов обучения при конструировании учебного занятия

С статье приводятся примеры использования активных методов обучения при конструировании учебного занятия...

Выпускная аттестационная работа "Методы и приёмы активного обучения в содержании и методике проведения лекционного занятия в учебных центрах ОАО "РЖД""

Методы и приёмы активного обучения в содержании и методике проведения лекционного занятия в учебных центрах ОАО "РЖД""....

Применение активных методов обучения при проектировании учебного занятия

Применение активных методов обучения при проектировании учебного занятия...

Аттестация: 3.1 Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения (методические разработки учебного занятия)

1. Методическая разработка практического занятия по английскому языку по теме: «История медицины»2. Методическая разработка теоретического занятия по основам латинского языка с  медиц...