Лекция 2 Система ремонта
план-конспект урока

Демкович Александр Владимирович

1.1. Общие положения 

Локомотиворемонтные  предприятия  подразделяются  на  два  вида:

депо и заводы.

Локомотиворемонтные депо предназначены для текущего и среднего

ремонта тепловозов; локомотиворемонтные заводы для выполнения капитального  ремонта  локомотивов,  их  модернизации  и  изготовления  запасных частей. 

Локомотиворемонтные  заводы  входят  в  состав  ОАО «Желдорреммаш» дочерней компании ОАО «РЖД» и размещаются на сети железных

дорог с таким расчетом, чтобы обеспечивался минимальный пробег локомотивов из депо приписки в ремонт на завод.

Локомотиворемонтные  депо (ТЧР)  находятся  в  подчинении  дорожной Дирекции по ремонту тягового подвижного (ТПС). Дорожные Дирекции  подчиняются  Центральной  дирекции  по  ремонту  ТПС –  филиала

ОАО «РЖД».

В  долголетней  практике  эксплуатации  ТПС  получила  широкое  распространение планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонтов локомотивов. 

Планово-предупредительная система обеспечивает:

– высокую безопасность движения поездов;

– уменьшение числа случайных отказов и неисправностей;

– фиксированный объем ремонтных работ;

– плановость постановки в ремонт и прогнозирование их количества

на любой эксплуатационный период;

– возможность расчета рабочей силы для ремонтных работ;

– возможность финансового планирования и т. д.

Проводимые  научно-технические  и  практические  работы  все  шире

предлагают методы технической диагностики локомотивов.

Методы диагностики состояния основных узлов и агрегатов локомотивов  позволяют  определить  как  уже «больные»  узлы,  так  и  помогают

предупредить о приближающемся аварийном состоянии узлов, что дает

возможность осуществлять частичный, выборочный ремонт, а не обязательный вид ремонта в соответствии с Руководствами по ремонту локомотивов [2]. 

Диагностирование –  это  особый технологический  процесс  контроля,

при котором находится уровень технического состояния и работоспособности оборудования локомотива без разборки и снятия агрегата.

При обычных методах ремонта большая часть времени затрачивается, как правило, на определение и поиск дефекта. Диагностические методы позволяют выяснить и сократить это время, следовательно, и время простоя локомотива в ремонте.

Отдельные диагностические работы (пост, позиция) могут включаться

в обычные технологические процессы ремонта локомотивов. 

 

1.2. Виды технического обслуживания и ремонта 

       локомотивов ОАО «РЖД»

 

В  соответствии  с  распоряжением  ОАО «РЖД»  № 3р от 17  января

2005 г. [1] устанавливаются следующие виды планового технического обслуживания и ремонта локомотивов:

– технические  обслуживания  ТО-1,  ТО-2,  ТО-3,  ТО-4,  ТО-5а,  ТО-5б,

ТО-5в; ТО-5г.

– текущие ремонты ТР-1, ТР-2, ТР-3;

– средний ремонт СР;

– капитальный ремонт КР или капитальный ремонт по модернизации

локомотивного парка МЛП.

Технические  обслуживания  ТО-1,  ТО-2  и  ТО-3  являются  периодическими  и  предназначены  для  контроля  технического  состояния  узлов  и систем локомотива в целях предупреждения отказов в эксплуатации.

Постановка локомотивов на техническое обслуживание ТО-4, ТО-5а,

ТО-5б, TO-5в, ТО-5г планируется по необходимости.

При производстве технического обслуживания ТО-1, ТО-2 (в пределах

установленных  норм  продолжительности)  локомотивы  учитываются  в

эксплуатируемом парке. Локомотивы, поставленные на остальные виды

технического обслуживания и ремонт, исключаются из эксплуатируемого

парка и учитываются как неисправные.

Техническое  обслуживание  ТО-1  выполняется  локомотивной  бригадой при приемке-сдаче и экипировке локомотива, при остановках на железнодорожных станциях.

Техническое обслуживание ТО-2 выполняется, как правило, работниками пунктов технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ). 

Техническое  обслуживание  ТО-4  выполняется  с  целью  поддержания

профиля бандажей колесных пар в установленных пределах, а также выполняется обточка бандажей колесных пар без выкатки из-под локомотива.

Если обточка бандажей колесных пар совмещается с операциями по

техническому обслуживанию ТО-3, текущему ремонту ТР-1 или ТР-2, локомотив на техническое обслуживание ТО-4 не зачисляется, а учитывается как находящийся на техническом обслуживании ТО-3 (текущем ремонте ТР-1, ТР-2) с обточкой.   

Техническое обслуживание ТО-5а проводится с целью подготовки локомотива к постановке в запас или резерв железной дороги.

Техническое обслуживание ТО-5б проводится с целью подготовки локомотива к отправке в недействующем состоянии.

Техническое  обслуживание  ТО-5в  проводится  с  целью  подготовки  к

эксплуатации локомотива, прибывшего в недействующем состоянии, после постройки, после ремонта вне локомотивного депо приписки или после передислокации.

Техническое  обслуживание  ТО-5г  проводится  с  целью  подготовки

локомотива к эксплуатации после содержания в запасе (резерве железной дороги).

Технические  обслуживания  ТО-2–ТО-5,  текущие  и  средние  ремонты

выполняются в ремонтных локомотивных депо (ТЧР).

Капитальный ремонт КР и модернизация локомотивного парка (МЛП)

локомотивов выполняется на локомотиворемонтных заводах ОАО «РЖД»

или в сторонних организациях, осуществляющих ремонт локомотивов.

 

1.3. Нормы периодичности технического обслуживания 

       и ремонта локомотивов 

Средние для ОАО «РЖД» нормы периодичности технического обслуживания и ремонта локомотивов приведены в таблицах.

Дифференцированные нормы периодичности ремонта для отдельных

локомотивных депо или групп локомотивов с учетом местных условий

профиля и плана пути, веса поездов и скоростей движения на участке

обращения, протяжённости участка обращения, среднесуточного пробега локомотивов и др. – устанавливаются с отклонением не более 20 % от

средних для ОАО «РЖД» норм.

Для  локомотивов,  использующихся  для  вождения  пассажирских (в

том  числе  пригородных)  поездов,  периодичность  ТО-2  не  должна  превышать 48 ч. Локомотивам, использующимся для вождения скоростных

пассажирских  поездов,  техническое  обслуживание  ТО-2  необходимо

производить каждый раз перед выдачей под поезд.

Текущий ремонт ТР-1 магистральных локомотивов, использующихся

в грузовом и пассажирском движении, необходимо производить не реже

одного раза в шесть месяцев (если техническое обслуживание ТО-3 не

производится –  не  реже  одного  раза  в  три  месяца),  текущий  ремонт 

ТР-2 – не реже одного раза в два года, текущий ремонт ТР-3 – не реже  

одного  раза  в  четыре  года,  средний  ремонт –  не  реже  одного  раза  в 

8 лет, капитальный ремонт – не реже одного раза в 16 лет.

Техническое  обслуживание  и  ремонт  магистральных  локомотивов,

использующихся в грузовом и пассажирском движении со среднесуточным пробегом менее 300 км, допускается производить в соответствии с

нормами периодичности, указанными в табл. 1.3 для магистральных локомотивов,  использующихся  на  маневровой  работе,  в  хозяйственном,

вывозном и передаточном движении.

Независимо от периодичности технического обслуживания и ремонта

параметры бандажей колесных пар должны измеряться не реже одного

раза в 30 суток.

 

1.4. Нормы продолжительности и трудоёмкости технического 

       обслуживания и ремонта локомотивов в локомотивных депо 

Нормы продолжительности и трудоёмкости технического обслуживания и ремонта локомотивов устанавливаются начальником железной дороги  дифференцированно  по  каждому  локомотивному  депо  с  учетом

фактического уровня технологической оснащенности и других особенностей  конкретного  локомотивного  депо  на  основании  средних  для  ОАО

«РЖД» норм продолжительности технического обслуживания и ремонта

локомотивов, а также средних для ОАО «РЖД» норм трудоёмкости тех-

нического  обслуживания  и  ремонта  локомотивов  и  технически  обоснованных  норм  времени,  утверждаемых  Дирекцией  по  ремонту  тягового

подвижного состава.

Для локомотивов с истекшим сроком службы устанавливается коэффициент увеличения норм трудоёмкости – 1,10.

Для  локомотивов,  эксплуатирующихся  на  увеличенных  участках  обращения  в  пределах  нескольких  железных  дорог,  устанавливается  коэффициент увеличения норм трудоёмкости – 1,15.

Нормы продолжительности технического обслуживания ТО-2 локомотивов устанавливаются в следующих пределах:

– для пассажирских локомотивов – не более 2 ч;

– двухсекционных грузовых тепловозов – не более 1,2 ч; 

– трехсекционных локомотивов, а также электровозов ВЛ85 и ВЛ15 не более 1,5 ч;

– четырехсекционных локомотивов – не более 2 ч;

– остальных локомотивов – не более 1 ч.

Средние  для  ОАО «РЖД»  нормы  продолжительности  технического

обслуживания ТО-3 и планового ремонта локомотивов в условиях локомотивных депо приведены в таблице.

Средняя  для  ОАО «РЖД»  норма  продолжительности  технического

обслуживания  ТО-4  для  станков  типа  А-41  составляет 1,2 ч  на каждую

обтачиваемую колесную пару, для станков типа КЖ-20 – 2,0 ч на каждую

колесную пару. Для станков других типов норма продолжительности технического  обслуживания  ТО-4  устанавливается  в  соответствии  с  документацией на станок.

Дифференцированные  нормы  продолжительности  технического  обслуживания и ремонта локомотивов для локомотивных депо устанавливаются  по  согласованию  с  Дирекцией  по  ремонту  тягового  подвижного  состава с отклонением не более 30 % от средних для ОАО «РЖД» норм,

указанных в таблице.

Если  с  техническим  обслуживанием  ТО-3,  текущим  ремонтом  ТР-1

или  ТР-2  совмещается  обточка  бандажей  колесных  пар,  необходимо

норму продолжительности технического обслуживания (текущего ремонта)  увеличивать  с  учетом  нормы  продолжительности  технического  обслуживания ТО-4.

При  проведении  вибродиагностики  подшипников  качения  колёсномоторных блоков норма продолжительности технического обслуживания

или ремонта увеличивается до 0,5 ч на каждый колёсно-моторный блок.

При  проведении  операций  по  диагностике  других  узлов  норма  продолжительности  технического  обслуживания  или  ремонта  локомотивов

увеличивается в соответствии с документацией на применяемое диагностическое оборудование. 

Контрольные вопросы 

1. Цели  и  задачи  дисциплины «Основы  управления  локомотиворе-

монтным предприятием».

2. Какая система технического обслуживания и ремонта  локомотивов

применяется на Российских железных дорогах? 

3. Какие  виды  технического  обслуживания  и  ремонта  локомотивов

применяется на Российских железных дорогах ?

4. Какие нормы периодичности технического обслуживания и ремонта

отечественных электровозов?

5. Какие нормы периодичности технического обслуживания и ремон-

та магистральных тепловозов, использующихся в грузовом и пассажирском движении?

6. Какие нормы периодичности технического обслуживания и ремонта

маневровых локомотивов?

7. Какие нормы продолжительности технического обслуживания и ремонта отечественных локомотивов?

8. Какие нормы продолжительности на обточку одной колесной пары

установлены для станков А-41 и КЖ-20 при проведении технического обслуживания ТО-4?

9. На сколько часов увеличивается продолжительность технического

обслуживания и ремонта локомотивов при проведении вибродиагностики подшипников качения колёсно-моторных блоков?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект поста диагностики и ремонта системы управления бензиновым двигателем автомобиля на СТО с разработкой технологического процесса ремонта постоянного запоминающего устройства автомобиля ВАЗ 2114

Проект поста диагностики и ремонта системы управления  бензиновым двигателем автомобиля на СТО с разработкой  технологического процесса ремонта постоянного запоминающего устройства автомобил...

Лекции по разделу "Планирование и организация работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта" по МДК.02.01. Управление коллективом исполнителей для специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Конспект лекций предназдначен для обучающихся по МДК.02.01. Управление коллективом исполнителей для специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта для изучения...

Лекция «Система показателей эффективности» для дисциплины «Регулирование экономико-правовой деятельности туристской фирмы» для специальности «Туризм»

Лекция «Система показателей эффективности» для дисциплины «Регулирование экономико-правовой деятельности туристской фирмы» для специальности «Туризм»...

Лекция «Система показателей эффективности» для дисциплины «Предпринимательская деятельность в сфере эстетических/парикмахерских услуг»

Лекция «Система показателей эффективности» для дисциплины «Предпринимательская деятельность в сфере эстетических/парикмахерских услуг»...

Лекция "Система охлаждения"

Предназначение системы охлаждения....

Лекция Системы водоотведения на подтапливаемых территориях

План лекции1. Основные средства инженерной защиты на подтапливаемых территориях2. Вспомогательные средств инженерной защиты на подтапливаемых территориях3. Границы территорий техногенного за...