Практическое занятие “Выявление требования охраны труда при эксплуатации электровозов и электропоездов” группа 111
план-конспект занятия

Савенкова Сабина Алексеевна

Оформить отчёт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskoe_zanyatie_5_elektrobezopasnost.docx16.13 КБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения________________                                              Урок № ____

Практическое занятие №_____

Тема: «Выявление требования охраны труда при эксплуатации электровозов и электропоездов».

Цели занятия:

Образовательная: Изучить требования охраны труда при эксплуатации электровозов и электропоездов.

Воспитательная: воспитывать и прививать интерес к будущей профессии.  

Развивающая: Научиться применять знания на практике

Формируемые профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Проверять взаимодействие узлов локомотива.

ПК 1.2. Производить монтаж, разборку, соединение и регулировку частей ремонтируемого объекта локомотива.

ПК 2.1. Осуществлять приемку и подготовку локомотива к рейсу.ПК 2.2. Обеспечивать управление локомотивом. ПК 2.3. Осуществлять контроль работы устройств, узлов и агрегатов локомотива

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать  информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

Девисилов В.А. Охрана труда: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2012. -  447 с. : Клочкова Е.А. охрана труда на железнодорожном транспорте Учебник для техникумов и колледжей ж.-д. трансп. — М.: Маршрут, 2009. — 412 с. Федеральный закон от 30.12.2011 г. №197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (в ред. от 23.12.2011 г.). Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок ПОТ Р М- 06-2011г. Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок. (РД 153- 34.0-013.150-00).

Теоретическая часть.

 Общие требования охраны труда при эксплуатации локомотивов.4.1.1. Перед прицепкой к составу поезда машинист должен остановить локомотив нарасстоянии 5 - 10 метров от первого вагона состава поезда, после чего по команде осмотрщика www.ohranatruda.ru ОХРАНА ТРУДА В РОССИИ 14вагонов подъехать к составу поезда со скоростью не более 3 км/ч, чтобы обеспечить плавностьсцепления автосцепок локомотива и головного вагона поезда.При несоответствии разницы по высоте между продольными осями автосцепок головноговагона поезда и локомотива машинист должен отвести локомотив не менее, чем на 10 м отсостава поезда для определения неисправности автосцепного устройства.После сцепления локомотива с составом грузового поезда машинист кратковременнымдвижением локомотива от состава поезда должен проверить надежность сцепления и затормозитьлокомотив. Надежность сцепления локомотива с пассажирским или грузопассажирским составомследует проверять только по сигнальным отросткам замков автосцепок локомотива с вагоном.До включения источника питания электропневматического тормоза машинист должен датькоманду помощнику машиниста на соединение рукавов тормозной и питательной магистралилокомотива и головного вагона поезда.Перед сходом с локомотива на железнодорожный путь помощник машиниста должен надетьсигнальный жилет со световозвращающими накладками и рукавицы. Сходить с локомотива ондолжен с правой стороны, лицом к локомотиву, держась за поручни обеими руками.В процессе работы помощник машиниста должен находиться в зоне видимости машиниста.4.1.2. Все работы по соединению и разъединению тормозных и напорных магистралей,межвагонных и межлокомотивных электрических соединений цепей управления и отопления, атакже проверку правильности сцепления автосцепок должны производиться только с разрешениямашиниста при заторможенном локомотиве и опущенных токоприемниках (на электровозе).Соединение или разъединение тормозных соединительных рукавов в пассажирском поездедолжно производиться при отключенных высоковольтных межвагонных электрическихсоединениях, а межвагонных и межлокомотивных соединений - при обесточенных цепяхуправления.Соединение тормозных соединительных рукавов локомотива и головного вагонапассажирского поезда, оборудованного электрическим отоплением, должно производитьсяпомощником машиниста до подключения поездным электромехаником к локомотивувысоковольтных межвагонных электрических соединителей головного вагона поезда,разъединение - только после отключения от локомотива высоковольтных межвагонныхэлектрических соединителей головного вагона поезда.4.1.3. После прицепки локомотива к составу грузовых вагонов или отцепки от составагрузовых вагонов соединение, разъединение и подвешивание тормозных рукавов локомотива иголовного вагона грузового состава, открытие и закрытие концевых кранов должны производитьсяпомощником машиниста по команде машиниста локомотива.4.1.4. Перед соединением тормозных соединительных рукавов помощник машиниста долженпродуть тормозную магистраль локомотива со стороны состава поезда. Работу необходимовыполнять в защитных очках.При продувке тормозной магистрали, во избежание удара головкой соединительноготормозного рукава, помощник машиниста должен снять головку рукава с крюка кронштейна,надежно удерживая рукой и прижимая ее к ноге (бедру), плавно открыть и закрыть концевой кран.При этом струю выпускаемого воздуха необходимо направлять параллельно поверхности земли,во избежание подъема песка и пыли и засорения глаз.После продувки тормозной магистрали и соединения тормозных рукавов между локомотивоми первым вагоном помощник машиниста должен открыть сначала концевой кран у локомотива, азатем у вагона.При необходимости разъединения находящихся под давлением тормозных рукавов междулокомотивом и вагоном или соединительных рукавов напорных магистралей секций электровозанеобходимо предварительно перекрыть их концевые краны.4.1.5. Перед тем, как начать движение локомотива, машинист должен проверить исправностьрадиосвязи с начальником пассажирского поезда и руководителем работ хозяйственного поезда(при предстоящей работе с таким поездом) путем вызова их по радиостанции. При отсутствиирадиосвязи машинист должен поставить об этом в известность дежурного по железнодорожнойстанции (далее дежурного по станции) для принятия мер по устранению причины.Без выяснения причины и устранения неисправности радиосвязи отправление поездазапрещается.4.1.6. До начала движения поезда двери рабочей кабины машиниста, из которой ведетсяуправление, межсекционные двери и двери нерабочих кабин должны быть закрыты.Перед тем, как привести в движение локомотив, машинист должен убедиться в том, чтолокомотивная бригада в полном составе находится в кабине управления локомотива (будкепаровоза).4.1.7. Запрещается проезд в рабочей кабине локомотива (будке паровоза) лиц, не входящихв состав локомотивной бригады, за исключением кондукторов (составительской бригады), а также www.ohranatruda.ru ОХРАНА ТРУДА В РОССИИ 15должностных лиц, имеющих разрешение, выдаваемое в установленном порядке, но не более двухчеловек одновременно, а при наличии в составе локомотивной бригады дублера (стажера) илипроводника - не более одного.Запрещается проезд на тендере и передней площадке паровоза.4.1.8. Во время движения локомотива запрещается:высовываться из боковых окон кабины управления (будки паровоза) за пределы зеркалазаднего вида и поворотного предохранительного щитка, паравана (эркера);открывать входные наружные двери и высовываться из них;находиться на лестницах, подножках, площадках и других наружных частях локомотива;подниматься на локомотив и спускаться с него во время движения, а также при остановкелокомотива на мосту, не имеющем настила;находиться на тендере паровоза при приближении к мостам, воздушным линиямэлектропередачи и при следовании по электрифицированному участку железной дороги;закорачивать защитные блокировки;находиться помощнику машиниста в машинном отделении электровоза при наборе (сбросе)машинистом позиций контроллера и при включении (выключении) контактора отопления поезда;отлучаться помощнику машиниста из кабины управления локомотива при производствеманевровой работы, следовании по желтому, красно-желтому, красному и белому огням налокомотивном светофоре, на запрещающий сигнал, перед железнодорожными переездами, поискусственным сооружениям, а также по участкам, на которых скорость движения ограничена илипроводятся ремонтно-путевые работы;выходить из наружной двери тамбура локомотива при подъезде к платформе;входить в дизельное помещение тепловоза после набранной 10-ой позиции контроллера.4.1.9. Осмотр машинного отделения электровоза, дизельного помещения тепловоза состороны проходного коридора во время движения помощник машиниста может проводить толькопо указанию машиниста.При нахождении в дизельном помещении тепловоза и в машинном отделении электровозаследует пользоваться шумоизолирующими наушниками.4.1.10. При осмотре дизель-генератора в пути следования необходимо обращать вниманиена наличие и надежность укладки половиц пола дизельного помещения, наличие защитныхограждений оборудования.4.1.11. При работающем дизель-генераторе запрещается отключать на тепловозахблокирующие устройства, заходить в высоковольтную камеру, производить осмотр и техническоеобслуживание оборудования тепловоза у вращающихся частей (узлов) при снятых или открытыхограждающих защитных кожухах, а также снятых половицах дизельного помещения.4.1.12. Локомотивной бригаде запрещается открывать двери, шторы и входить ввысоковольтную камеру электровоза, тепловоза:при поднятом токоприемнике на электровозе;при работающем дизеле тепловоза;при движении тепловоза, электровоза, в том числе при опущенных токоприемниках.4.1.13. Запрещается включать вручную главный выключатель на электровозах переменноготока.4.1.14. При приближении встречного поезда по смежному пути локомотивная бригада должнаследить за его состоянием, а в случае обнаружения посторонних предметов, груза, выходящего загабарит подвижного состава, искрения буксового подшипника или какого-либо другогоповреждения встречного поезда, немедленно сообщить об этом по поездной радиосвязимашинисту встречного поезда, поездному диспетчеру и дежурному ближайшей станции. На времяпроследования встречного поезда помощник машиниста должен отойти к рабочему местумашиниста.4.1.15. Искусственные сооружения, станции, переезды локомотивная бригада должнапроследовать с особой бдительностью.4.1.16. При приближении к месту работ, на перегонах и железнодорожных станциях, а такжепри следовании по неправильному пути, при неблагоприятных погодных условиях, понижающихвидимость (туман, дождь, снегопад, метель и др.), и недостаточной освещенности, машинистлокомотива обязан подавать оповестительные сигналы, начиная с километра, предшествующегоуказанному в предупреждении, независимо от переносных сигналов.Оповестительные сигналы подаются также при приближении поезда к сигнальным знакам"С", переносным и ручным сигналам, требующим уменьшения скорости при подходе ипроследовании кривых участков пути с неудовлетворительной видимостью, выемок, тоннелей, приподходе к переездам, съемным подвижным единицам и при приближении к находящимся на путяхлюдям.www.ohranatruda.ru ОХРАНА ТРУДА В РОССИИ 164.1.17. При приближении поезда к работающим, идущим по путям или находящимися вмеждупутье людям, машинист локомотива обязан подавать оповестительные сигналы до тех пор,пока путь не будет освобожден и люди не сойдут с него в безопасное место. Если путь, покоторому следует поезд, своевременно не освобожден, машинист должен принять меры костановке поезда.4.1.18. При маневровых передвижениях по железнодорожным путям общего и необщегопользования в темное время суток на локомотиве должны быть включены буферные фонаривпереди и сзади со стороны основного пульта управления локомотивом.4.1.19. При приближении встречных поездов на перегонах или железнодорожных станциях втемное время суток необходимо переключать прожектор в положение "тусклый свет" на такомрасстоянии, чтобы не ослеплять локомотивную бригаду встречного поезда. После проследованияголовной части встречного поезда прожектор должен быть переключен в положение "яркий свет".При пропуске поездов на станциях на остановившемся локомотиве прожектор должен бытьвыключен, при проследовании по смежному пути головы встречного поезда - включен для осмотравагонов встречного поезда.При следовании поезда по станции машинист локомотива должен пользоватьсяпереключателем яркости прожектора в зависимости от метеорологических условий, скоростидвижения, наличия предупреждений о работающих на путях людях и с учетом передвиженияпоездов и локомотивов по смежным путям на станции. Запрещается при встречном движениипоездов по смежным путям на перегонах или станциях оставлять прожектор в выключенномположении. В случае ослепления прожектором встречного поезда при следовании назапрещающий сигнал машинист обязан остановить поезд.На станциях при проведении маневровой работы прожектор маневрового локомотивадолжен находиться в положении "тусклый свет" или "яркий свет" в зависимости от видимости напутях.4.1.20. При подходе к тоннелю в дневное время суток машинист локомотива долженвключить прожектор, буферные фонари и электроосвещение пульта управления и кабинымашиниста (будки паровоза), а на тепловозах и паровозах, кроме этого, независимо от временисуток, закрыть окна кабины управления (будки паровоза) и люки будки паровоза.4.1.21. При наружном осмотре локомотива один из членов локомотивной бригады долженнаходиться в кабине управления (будке паровоза).Для осмотра экипажной части локомотива при остановках поезда на станции или на перегонемашинист должен затормозить локомотив краном вспомогательного тормоза.При остановках поезда на станции или на перегоне к осмотру экипажной части локомотиваследует приступать только после окончания набегания и оттяжки вагонов поезда. При этомработник, производящий осмотр, должен быть в сигнальном жилете со световозвращающимиполосами.Локомотивной бригаде запрещается спускаться с локомотива, осматривать и производитьтехническое обслуживание экипажной части, если по смежному пути приближается или движетсяподвижной состав;При осмотре локомотива в темное время суток необходимо пользоваться переноснымиаккумуляторными (светодиодными) фонарями.При осмотре и обслуживании локомотива запрещается пользоваться для освещения идругих целей открытым огнем (факелами, свечами).4.1.22. В случае неисправности локомотива машинист после остановки поезда и приведенияв действие вспомогательного тормоза локомотива при приведенных в действие автотормозахпоезда должен объявить по радиосвязи об остановке поезда машинистам поездов, следующих поперегону, дежурным по станциям, ограничивающим перегон, поездному диспетчеру, вызвать налокомотив начальника пассажирского поезда (при обслуживании локомотива одним машинистом),руководителя работ в хозяйственном поезде и согласовать с ними дальнейшие действия.Если движение поезда не может быть возобновлено в течение 20 и более минут иотсутствует возможность удержать поезд на месте на автотормозах, машинист должен привести вдействие ручной тормоз локомотива, подать сигнал для приведения в действие проводникамипассажирских вагонов, кондукторами, руководителем работ в хозяйственном поезде ручныхтормозов вагонов. В поездах, где упомянутые работники отсутствуют, помощник машинистадолжен уложить под колеса вагонов тормозные башмаки, имеющиеся на локомотиве, а при ихнедостатке - привести в действие ручные тормоза вагонов в количестве и в соответствии сустановленным Порядком.4.1.23. В случае выявления неисправностей приборов, утечек воздуха и пропуска пара всоединениях аппаратов, резервуаров и устройств, находящихся под давлением, их следуетотключить от питательной магистрали и выпустить воздух, пар.

Требования охраны труда при эксплуатации электровозов.При эксплуатации электровозов, дополнительно к требованиям, изложенным в подразделе4.1, необходимо соблюдать следующие требования безопасности:4.2.1. Соединение и разъединение высоковольтных межвагонных электрических магистралейголовного вагона поезда с локомотивом, отцепка или прицепка к поезду пассажирского вагона сэлектрическим отоплением и осмотр ходовых частей вагонов поезда должны производиться приотключенных на локомотиве отопительной электрической цепи поезда, силовых ивспомогательных электрических цепях, быстродействующем или главном выключателе иопущенных токоприемниках.Блокирующие ключи выключателей пульта управления электровозом и реверсивнаярукоятка контроллера машиниста должны находиться у машиниста. На время соединениявысоковольтной магистрали поезда ключ отопления должен быть передан машинистомлокомотива поездному электромеханику поезда.Соединение и разъединение высоковольтной магистрали отопления головного вагона слокомотивом производится поездным электромехаником или начальником пассажирского поезда вприсутствии машиниста локомотива и только после получения от машиниста ключа отопленияпоезда.После соединения высоковольтной электрической магистрали пассажирского поезда сэлектровозом машинист должен получить от поездного электромеханика ключ отопления поезда.Машинисту запрещается включать отопление и приводить поезд в движение при отсутствии у негоключа отопления.С момента передачи ключа отопления поезда машинисту высоковольтные электрическиемагистрали поезда считаются находящимися под высоким напряжением. Ключ отопления долженнаходиться у машиниста до возникновения необходимости отцепки электровоза, отцепки иприцепки вагонов, проверки исправности действия и ремонта высоковольтногоэлектрооборудования вагонов.4.2.2. Запрещается при поднятом токоприемнике открывать на электровозе дверивысоковольтной камеры, шкафов для электрооборудования, кожухи и другие огражденияэлектрооборудования.4.2.3. В случае отказа блокирующих устройств в пути следования на одной из секцийэлектровоза последнюю необходимо перевести в положение "отключено". На одно- илидвухсекционных электровозах, имеющих единую систему блокирующих устройств, допускается притехнической возможности следовать с выключенными или блокированными защитнымиустройствами до ближайшей железнодорожной станции, имеющей локомотивное депо, ПТОЛ илипункт оборота локомотивов. При этом локомотивная бригада должна находиться только в кабинеуправления. Случаи отказа блокирующих устройств должны фиксироваться в журнале формы ТУ152.4.2.4. При повреждении крышевого оборудования электровоза и невозможностидальнейшего следования поврежденную секцию электровоза при всех опущенных токоприемникахнеобходимо отключить.4.2.5. В случае необходимости сброса позиций контроллера машиниста в моментнахождения помощника машиниста в машинном отделении электровоза машинист долженотключить силовые цепи тумблером, кнопкой отключения главного выключателя(быстродействующего выключателя).www.ohranatruda.ru ОХРАНА ТРУДА В РОССИИ 194.2.6. При обрыве заземляющих шунтов, кожухов электропечей, заземляющих проводниковпульта управления, а также корпусов вспомогательных машин восстанавливать заземлениеоборудования следует только при опущенных токоприемниках и отключенном главномвыключателе (быстродействующем выключателе).

Выполнение задания

1. Требования охраны труда при эксплуатации электровозов и электропоездов?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КОНТРОЛЬНЫЙ ВОПРОС

1.  Общие требования локомотивной бригады при приступлении к работе?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЗАНЯТИЯ

             Отчет по выполнению практического занятия на тему:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка:_______________________                                             Преподаватель_______________(С.А.Савенкова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный модуль "Требования охраны труда при проведении отделочных работ с использованием инструментов FESTOOL, технологий КНАУФ, PERI"

учебные модули:1.Требования охраны труда при проведении отделочных работ с использованием инструментов FESTOOL, технологий КНАУФ, PERI.2.Электробезопасность на строительной площадке3. Требования норм ...

Тематический план по предмету "Охрана труда" для профессии "Помощник машиниста электропоезда"

Тематический план по предмету "Охрана труда" для профессии "Помощник машиниста электропоезда"...

Рабочая программа ПМ 01. ПМ 01. ВЫПОЛНЕНИЕ МОНТАЖА ПРИБОРОВ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СХЕМ СИСТЕМ АВТОМАТИКИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ОХРАНЫ ТРУДА И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Рабочая программа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Выполнение монтажа приборов и электрических схем систем автоматики в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности...

Презентация "Общие требования охраны труда при работе на персональном компьютере"

Презентация "Общие требования охраны труда при работе на персональном компьютере"...

Иллюстрированный альбом "Требования охраны труда для работников путевого хозяйства"

Являясь одной из самых массовых на железнодорожном транспорте, профессия монтера пути и других схожих профессий, связанных с обслуживанием пути, имеют рад особенностей, диктующих повышенные требования...

Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине Охрана труда

Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине Охрана труда...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ03. Техническое обслуживание и эксплуатация приборов и систем автоматики в соответствии с регламентом, требованиями охраны труда, бережливого производства и экологической безопасности программы подготовки квали

АннотацияРабочая программа профессионального модуля ПМ03. Техническое обслуживание и эксплуатация приборов и систем автоматики в соответствии с регламентом, требованиями охраны труда, бережливого прои...