Требования к квалификации подготовке машинистов под влиянием научно-технического прогресса
статья

Завьялова Светлана Владимировна

В статье рассказывается, что должен знать машинист локомотива, что относится к профессионально важным качествам машиниста, какими личностыми качествами должени обладать машинист локомотива. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл merekin_v._zavyalova_s.v.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы развития транспорта материалы III Международной студенческой научно-практической конференции. Федеральное агентство железнодорожного транспорта; Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II, Нижегородский филиал. 2016. (Российский индекс научного цитирования). С. 16-18.

ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ И ПОДГОТОВКЕ МАШИНИСТОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

Мерекин Владислав

кан. истор. н. преподаватель Завьялова С.В.

Железнодорожный техникум Нижегородского филиала

 ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения»

Вся история развития железнодорожного транспорта связана со стремлением обеспечить максимальные технические скорости движения пассажирских поездов, минимальное время следования поезда в пути, увеличение использования пропускной способности железнодорожных магистралей; повышение комфортабельности и безопасности для пассажиров [1].  В связи с этим развитие скоростного движения в России потребовало серьезного пересмотра требований к квалификации машинистов, которая должна быть приближена к новым технологиям. При этом основными объектами изучения являются:

  1. правила технической эксплуатации и иные руководящие документы;
  2. устройство, принципы работы, обслуживание и ремонт подвижного состава;
  3. системы сигнализации, связи и управления движением поездов;
  4. инфраструктура участка (полигона обращения поездов);
  5. нестандартные ситуации, связанные с техникой и инфраструктурой [2].

В соответствии с современными требованиями машинист локомотива должен знать: устройство, принцип действия и конструктивные особенности оборудования подвижного состава; характерные виды повреждений подвижного состава и способы их предупреждения, определения и устранения; правила технической эксплуатации железных дорог и инструкции, регламентирующие безопасность движения, перевозок пассажиров и грузов; регламент действия работников, связанных с движением поездов, в аварийных ситуациях.

Машинист локомотива должен уметь: эксплуатировать, обслуживать и ремонтировать подвижной состав в соответствии с требованиями нормативных документов и техники безопасности; выполнять работы, предусмотренные системами технического обслуживания и планово-предупредительными ремонтами; определять объемные и качественные показатели работы производственного участка; организовывать работу производственного коллектива с соблюдением безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды; работать с нормативными и правовыми документами, конструкторско-технологической документацией.

К профессионально важным качествам машиниста локомотива относятся: физическая сила; отличное зрение и точный объемный глазомер; тонкая чувствительность пальцев рук и хорошая координация рук; умение переключать и концентрировать внимание; высокая скорость принятия решений; хорошая зрительная память; хорошее пространственное воображение; умение различать цвета; развитая слуховая и логическая память;  эмоциональная устойчивость, решительность, смелость; склонность к работе с техникой.

Наиболее важными личностными качествами, которыми должен обладать машинист локомотива, являются терпение, склонность к выполнению однообразных и монотонных действий, аккуратность, выносливость, ловкость, личная организованность и ответственность, методичность и последовательность при реализации работ [3].

Все знания, умения, профессиональные, личностные качества потребуется применить на практике. В рамках «Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года» одной из основных задач по развитию скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения в России является методика подготовки кадров. В частности необходимо использовать тренажёры при техническом обучении локомотивных бригад. В октябре 2007 г., руководство ОАО «РЖД» обратилось к KMW и EADS – ведущим производителям тренажеров для железных дорог – для совместной разработки и изготовления тренажёра высокоскоростного электропоезда проекта Velaro Rus («Сапсан») с системой имитации движения. Специально для тренажёра электропоезда «Сапсан» на территории Инженерного центра Октябрьской железной дороги города Санкт-Петербурга построено двухэтажное здание с двумя учебными помещениями и учебно-компьютерным классом. Локомотивные бригады скоростного движения, в отличие от остальных, один раз в полгода проходят техническое обучение с отрывом от производства в объеме 40 часов. Примерный план обучения и порядок утверждения учебных программ подробно прописан в Инструкции по организации работы машиниста-инструктора скоростного движения, проведения технического обучения и инструктажей локомотивных бригад скоростного движения № ДОССТС-6-03/1, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 29.03.2010 № 618р. Инструкцией определено проведение практических занятий по особенностям конструкции и устройства скоростных электропоездов с обработкой навыков вождения на тренажере – не менее 8 часов. Таким образом, впервые в практике российских железных дорог нормативно прописано обязательное использование тренажёров при техническом обучении локомотивных бригад скоростного движения, так как с помощью их возможно моделирование критических, экстремальных условий, отработка действий в аварийных и нестандартных ситуациях и других усложняющих критериях, влияющих на обеспечение безопасности движения поездов. Это является важным фактором в процессе качественной подготовки и тренинга машинистов [4].

Из всего сказанного следует, что внедрение современных технологий коснулось и железнодорожного транспорта, которому требуются специалисты высокого класса, настоящие мастера своего дела.  


[1] Анисимов П.С., Иванов А.А. Высокоскоростные железнодорожные магистрали и пассажирские поезда // Монография: Москва, 2011. С. 65.

[2] Богомолов Н.Ю., Конев К.В., Шийка Р.Н., Ширяев А.В. Тренажер высокоскоростного электропоезда «Сапсан». М., 2011. С. 6, 19.

[3] URL: мой-ориентир.рф›Энциклопедия профессий›1409

[4] Богомолов Н.Ю., Конев К.В., Шийка Р.Н., Ширяев А.В. Тренажер высокоскоростного электропоезда «Сапсан». М., 2011. С. 3,5,45.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточка результатов экзаменов на присвоение квалификаций тракториста-машиниста

Карточка  результатов  экзаменов на присвоение квалификаций тракториста-машиниста...

ВИЗУАЛЬНЫЙ МИНИ СЛОВАРЬ по дисциплине ОДБ 03 Иностранный язык к разделу рабочей программы «Научно-технический прогресс» для специальностей: 33.02.01 Фармация и 34.02.01 Сестринское дело

Визуальный мини словарь предназначен для реализации требований Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки студентов специальностей 34.02.01Фармация 34.02.01 ...

Влияние научно-технического прогресса на здоровье человека

Урок проводился в группе "Мастер по обработке цифровой информации"...

Презентация к уроку по теме "Научно-технический прогресс"

Данная презентация предназначена в качестве наглядного материала для проведения занятий...

История научно-технического прогресса.

Эта презентация предназначена для дополнительного изучения темы....