Инструкция к лабораторное оптической работе
методическая разработка

Инструкция к лабораторное оптической работе по МДК 02.02 эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instruktsiya_k_lpz_rulevoe_upravlenie.docx149.52 КБ

Предварительный просмотр:

ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

по МДК 01. 02 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования.

1.Тема: Рулевое управление тракторов.

2.Цель работы: Познакомиться с конструкцией и принципом действия рулевого управления колесных  тракторов.

3. Порядок выполнения

3.1 Прочитать общие сведения

3.2 На формате А4, оформленном рамкой и основной надписью, записать тему, цель работы, задание с исходным данными (по указанному варианту)

3.3 Дать описание принципа работы рулевого управления колесных  тракторов.

3.4 Выполнить схему рулевого управления колесных  тракторов.

3.5 По представленному ниже описанию произвести необходимые регулировки по указанному варианту.

4.Общие сведения

Механизм управления и тормоза колесных тракторов

Общие сведения. Механизм управления должен обеспечить надежную и легкую управляемость трактора, так как в противном случае тракторист быстро утомляется, ухудшается агротехническое качество работы агрегата, увеличиваются износ ходовой системы и шин и т.д.

Рулевое управление должно обеспечивать поворот без больших усилий тракториста и без проскальзывания шин направляющих колес по почве во время поворота. Для легкости управления в механизм введен понижающий редуктор с большим передаточным числом и подбором наивыгоднейших соотношений размеров рычагов, передающих усилия от рулевого колеса к ходовым колесам. Чтобы не было проскальзывания колес во время поворота, подбирают наиболее рациональную схему передачи движения от рулевого колеса к обоим направляющим колесам (рулевой трапеции) так, чтобы поворот происходил вокруг определенного центра, а угол поворота направляющих колес не был одинаковым: у внутреннего (ближнего к центру поворота) больше, а у наружного меньше.

Редуктор механизма управления, расположенный в рулевой колонке, представляет собой червячную передачу.

За время движения трактора червячная пара находится под непрерывным воздействием больших нагрузок со стороны рулевого колеса и направляющих колес. Чтобы увеличить площадь контакта червяка с червячным колесом, для снижения износов этой пары червяк делают вогнутым (глобоидальный червяк). При этом одновременно в зацеплении с червяком находятся два-три зуба червячного колеса, что позволяет для упрощения конструкции использовать вместо колеса сектор или просто двух- или трехгребневой ролик. Тогда при движении трактора по прямой ролик располагается посредине червяка, а при повороте трактора отодвигается вращением червяка к краям.

При беззазорном зацеплении червяка с роликом трактор лучше удерживает заданное направление движения, но износ этой пары возрастает, так как даже незначительные изменения положения направляющих колес, толчки, удары передаются рулевому колесу, и трактористу необходимо постоянно корректировать его положение.

Чтобы направляющие колеса могли самоустанавли-ваться при движении, в червячной паре предусмотрен определенный зазор — 0,3 мм. С учетом зазоров в шарнирах рычагов этот зазор характеризуется углом от 15 до 30° (для различных тракторов) свободного хода рулевого колеса. Со временем этот зазор увеличивается из-за износа червячной пары. На величину свободного хода рулевого колеса влияют также и зазоры в шарнирах тяг и рычагов. Поэтому в червячной паре и в шарнирах необходима регулировка зазоров.

Кроме того, для обеспечения устойчивости управления, снижения усилий, необходимых для перестановки колес, уменьшения износов шин у некоторых тракторов регулируют сходимость направляющих колес и наибольший угол их поворота. Первую регулировку проверяют замером расстояния меягду покрышками колес на уровне оси в передней части и при надобности изменяют длину поперечной тяги рулевой трапеции. Вторую регулировку проверяют замером угла поворота колеб в обе стороны при крайних положениях рулевого колеса, а если потребуется, изменяют длину толкающей тяги.

Для улучшения маневренности, безопасности в работе, а также для удержания трактора на склоне его ходовая система снабжается тормозами. В процессе эксплуатации трактора исправность тормозов проверяют по величине свободного или полного хода тормозных педалей, а иногда по усилию, прилагаемому к тормозной педали для полного ее отжатия. Величины свободного и полного хода тормозной педали гусеничных и колесных тракторов приведены в таблице 19. Эти же данные надо использовать при регулировании тормозов.

Таблица 19

Марка трактора

Свободный ход тормозных педалей, мм

Полный ход тормозных педалей, мм

Т-100М

150—190

ДТ-54А, Т-74

65—85

120—140

ДТ-75 (педали остановочных тормозов)

90—100

«Беларусь» всех модификаций, кроме тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52

40—50

180—200

МТЗ-50, МТЗ-52

80—100

Т-40, Т-40А

35-40

Т-28

50—70

ДТ-20

30-40

Механизм управления и тормоза трактора МТЗ-5МС и MT3-5ЛC. При среднем положении ролика относительно червяка, когда направляющие колеса установлены для прямолинейного движения трактора, свободный ход рулевого колеса не должен превышать 15°.

Рис. 66. Передний мост тракторов МТЗ-5МС и MT3-5ЛC

Чтобы устранить излишние зазоры между шаровыми пальцами 10 (рис. 66) и сферическими шайбами 9 в сочленении продольной тяги 7 с рычагами, надо расшплин-товать пробки 8, ввернутые в торцы тяги, завернуть их до отказа, а затем отвернуть на 7в оборота и зашплинтовать. Аналогично устанавливают зазоры и в сочленении поперечных тяг 5 и 3 рулевого механизма; снимают стопорные кольца с пробок, ввинченных в наконечники тяг, завертывают их до отказа, а затем, отвертывают на lU оборота и стопорят пробки.

После этого приступают к проверке и регулированию зазора в зацеплении червяка 8 (рис. 67) с роликом 4. Для этого проверяют и регулируют осевой зазор в подшипниках червяка. Затем, отсоединив продольную тягу от рулевой сошки 1, вращением рулевого колеса в любую сторону выводят из зацепления ролик с червяком и, перемещая вал рулевого колеса в осевом направлении, проверяют ход вала.

Рис. 67. Рулевой механизм тракторов МТЗ-5МС и MT3-5ЛC

У нормально отрегулированных подшипников не должно быть осевого хода вала, а усилие поворота, приложенное к ободу рулевого колеса, равно 0,3—0,8 кГ. Если при проверке величина хода вала и усилие на колесе ire равны указанным значениям, то подшипники регулируют, изменяя толщину прокладок 7 под фланцем 6 рулевой колонки. После этой регулировки ролик вводят в зацепление с червяком и устанавливают его на середине червяка. Это положение ролика определяют по половине числа оборотов рулевого колеса, необходимых для поворота ролика из одного крайнего положения в другое. Зазор в зацеплении ролика с червяком проверяют и регулируют при среднем положении ролика относительно червяка, покачивая рукой. рулевую сошку. Допустимый зазор в зацеплении соответствует ходу в 0,15 мм нижнего конца рулевой сошки. Если этот ход больше, то рулевую колонку снимают с трактора для доступа к регулировочному устройству. Затем отвинчивают гайку регулировочного винта 3 и снимают стопорную шайбу. Завинчивая регулировочный винт, при неподвижном рулевом колесе устраняют зазор в зацеплении. При таком положении винта надо проверить легкость вращения рулевого колеса: оно должно вращаться свободно, без заеданий от усилия (не превышающего 2,2 к Г), приложенного к его ободу. Одновременно проверяют угол свободного хода колеса. По окончании регулирования ставят на место стопорную шайбу, завинчивают гайку регулировочного винта 3, устанавливают на трактор рулевую колонку и соединяют ее сошку с тягой.

Сходимость направляющих колес проверяют замером расстояний между покрышками на уровне их оси. Спереди оси оно должно быть на 8—12 мм меньше, чем сзади. При необходимости сходимость колес регулируют. Для этого рулевое колесо устанавливают в среднее положение, повернув его от любого крайнего положения на половину числа оборотов, необходимых для перевода колеса из одного крайнего положения в другое. Затем изменяют длину поперечных тяг 3 и 5 (рис.'66), чтобы' колеса стали параллельно продольной оси трактора, после чего уменьшают длину тяг на одинаковую величину до установления требуемой сходимости колес. Эту регулировку проводят одновременно с установкой наибольших углов поворота направляющих колес. По окончании регулировки стяжные болты и контргайки наконечников тяг надежно закрепляют.

Рис. 68. Тормоз тракторов МТЗ-5МС и MT3-5ЛC

Признаком нарушения нормальной регулировки тормозов, например, из-за большого износа накладок тормозных колодок, является увеличенный против нормального (40—50 мм) свободный ход педали.

Для восстановления нормального свободного хода педали служит регулировочный конус 5 (рис. 68), являющийся опорой пальцев одновременно обеих колодок 3 и 6. Чтобы установить нормальный зазор, конус завинчивают до отказа, а затем отвинчивают до ощущения первого щелчка упорных пальцев, впадающих в канавки на конусе, Если таким способом не удается одновременно установить нормальный свободный ход и полный ход (200 мм) педали, то этого достигают изменением длины тяги, соединяющей педаль с рычагом 2 привода тормоза.

Содержание отчета.

Дать определение назначения и устройства системы рулевого управления колесных тракторов.

Назначение и устройство редуктора механизма рулевого управления.

Перечень, назначение и устройство тяг механизма рулевого управления.

Описать процесс регулировка зазоров червячной пары.

Описать процесс регулировки рулевых тяг.

Зарисовать схему рулевого управления колесных тракторов.

Список литературы.

1. А. М. Гуревич и др. Конструкция тракторов и автомобилей. М.: Агропромиздат, 1989. – с. 148-151

2. В. А. Родичев. Тракторы и автомобили. М.: Колос, 1998. – с. 170-173

3. В. Л. Роговцев и др. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств. М.: Транспорт, 1990. – с. 229-233


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторно-практическая работа MS Access 2010 «Основные приемы работы с БД»

Лабораторно-практическая работа № 2 MS Access 2010 «Создание и редактирование формы. Сортировка данных»Лабораторно-практическая работа  №1 MS Access 2010 «Основные приемы работы с БД»...

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ КОМПЛЕКТА ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ГАЗОВОЙ СВАРКИ. Методические указания к лабораторно – практической работе

Настоящие указания составлены в соотвотствии с ФГОС для студентов очной формы обучения специальности 150415 “Сварочное производство” и могут быть использованы при изучении профессионального модуля ПМ....

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках." по профессии среднего профессионального образования «Токарь-универсал»

Лабораторно-практические занятия у студентов формируют не только эмпирические и  теоретических знания, но и  умения как опыт осуществления уже известных способов деятельности при изучении об...

ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНО ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ "Газораспределительный механизм"

ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНО ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ №1по МДК 05.01. «Подготовка водителей категории С»...

ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ "Промежуточные соединения и карданные передачи "

ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ по МДК 01. 02 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования....

ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНО- ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ "Ведущие мосты тракторов"

ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ по МДК 01. 02 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования....