Методическая разработка занятия "Выбор двигателя для ленточного конвейера"
методическая разработка

Н.Ф.Сенчило

Методическая разработка предназначена для проведения занятия по теме "Кинематические и силовые характеристики передач"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vybor_dvigatelya_dlya_lentochnogo_konveyera.doc243.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СМОЛЕНСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ имени Е.Г.Трубицына»

Методическая   разработка

по проведению практической работы по дисциплине «Техническая механика»

на тему: «Выбор двигателя для ленточного конвейера»

 

        Смоленск , 2020 г.

        

Рассмотрено и одобрено на заседании

ПЦК общетехнических дисциплин

Протокол №

Председатель ПЦК                              Ж.В.Лепешкова.

Составитель: Сенчило Н.Ф.


 

 Введение

Настоящая методическая разработка составлена в соответствии с программой и тематикой предмета «Техническая механика».

Данное учебное занятие является интересным с точки зрения межпредметных связей технической механики с физикой, электротехникой.  

Сегодня показателем профессиональной подготовки специалиста является умение перерабатывать большой поток информации, способность анализировать непредвиденные ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения, а также развитие таких личностных качеств, как инициативность и самостоятельность. Учебное занятие построено с использованием кейс-метода, который позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою.

Практические работы являются важной составной частью всего комплекса подготовки обучающихся, играют большую роль в освоении и закреплении изучаемого материала, а также в развитии у обучающихся практических навыков проведения ремонтных работ.

В практической работе «Выбор двигателя для ленточного конвейера» создана проблемная ситуация, в которой обучающимся необходимо практически использовать свои знания и умения в новых для них условиях. Ситуация решается с помощью кейс-метода. Применяется метод ситуационного анализа и  его разновидность: ситуационные задачи и упражнения.

Практическая работа должна научить обучающихся проводить анализ работы машин и механизмов, логическим путем определить проблему, поставить себе задачи для ее решения, используя свои теоретические знания, решить эту проблему. Практическая работа «Выбор двигателя для ленточного конвейера», с использованием кейс-метода, позволяет формировать общие и профессиональные компетенции.


План   занятия

Тема программы: Механические передачи. Классификация передач. Основные кинематические и силовые характеристики передач.

Тема урока: Выбор двигателя для ленточного конвейера.

Тип урока:  Формирование новых умений и навыков

Вид урока:  Практическая работа

Образовательная цель:  Сформировать умения определять кинематические и силовые параметры механизма, читать кинематические схемы.

Развивающая цель:  Формирование умений анализировать ситуацию, самостоятельно работать с информацией, представленной в различной форме

Воспитательная цель:  Воспитание интереса и любви  к дисциплине и специальности в целом, организованности и четкости в работе, самостоятельности и ответственности в принятии решений, способности работать в коллективе.

Формируемые компетенции (в соответствии с ФГОС):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ПК 1.1.  Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств

ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.

Содержание урока:

1. Сообщение темы, целей  практической работы. Мотивация учебной         деятельности.

2. Актуализация знаний (фронтальный опрос)

3. Выдача заданий – кейсов

4. Выполнение практической работы.

5. Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов практической работы, представление вариантов решения проблем.

6. Подведение итогов, анализ работы в целом.

Оснащение урока:

-кейс 1. «Ремонт ленточного конвейера, предназначенного для перемещения запчастей, на авторемонтном предприятии в г. Смоленске».

-кейс 2. «Замена электродвигателя ленточного конвейера  на участке ремонта двигателей концерн «Тайота».

-кейс 3. «Установка ленточного конвейера на предприятии по ремонту автомобилей  «Феррари» в Италии.

-справочный материал: передаточные числа одноступенчатых механических передач, значение КПД механических передач, технические данные  электродвигателей серии  АИР

-кинематическая схема механизма.

Используемая литература:

 

1. Клоков В.Г. Детали машин. Курсовое проектирование: Учебно-методическое пособие.- М.:МГИУ, 2007.-188 с.

2. Олофинская В.П. Детали машин. Краткий курс и тестовые задания: учеб. пособие/ В.П. Олофинская.- 2-е изд., испр.и доп.- М.: Форум,2009.-208с


Ход работы  занятия

1. Сообщение темы, целей  практической работы. Мотивация учебной деятельности.                      (3 мин., преподаватель)

Тема урока «Выбор двигателя для ленточного конвейера.

На  предыдущих уроках мы изучили тему: «Механические передачи, характеристики передач, кинематические и силовые отношения в передачах».

Вы знаете формулы по которым определяются мощности двигателя и исполнительного механизма, КПД, передаточные числа передач. В силу вашей специальности, вы обязаны  проводить технические расчеты, прежде чем выбрать деталь, конструкцию, машину, механизм.

Как обеспечить необходимые условия работы машины? С такими вопросами вы обязательно столкнетесь в своей будущей профессиональной деятельности. Тема урока будет посвящена одному из этих вопросов - выбору двигателя для ленточного конвейера.

Сегодня предлагаю вам 3 варианта производственных ситуаций которые необходимо решить с помощью технических расчетов.

Перед вами стоят цели: ознакомится с реальными производственными ситуациями на авторемонтных предприятиях, проанализировать информацию, выработать наиболее оптимальные решения и провести их представление. Тему и цели запишите в тетрадь.

2. Актуализация знаний (фронтальный опрос). (5 мин.)

Прошу вас ответить на следующие вопросы:

1.Как определить передаточное  число передачи?

2. Как определить мощность  на валу механизма?

3.Как определить к.п.д. передачи?

4. Что называют механическим КПД?

5. Как определить общий КПД?

6. Как определить общее передаточное число?

7. Какие силовые и кинематические характеристики являются главными при выборе электродвигателя?

Содержание работы и отводимое время вы видите на экране:

        

№п/п

Содержание работы

Отводимое время,мин.

1.

Знакомство с материалами кейсов

3

2.

Анализ информации кейса. Выполнение расчетов мощности

20

3

Анализ полученных результатов, выбор двигателей, соответствующих расчетной мощности.

10

4

Определение передаточных чисел и окончательный выбор двигателя.

19

5

Подготовка к представлению результатов практической работы. Сообщить полученные результаты: расчетная мощность, выбранные двигатели, частота вращения барабана конвейера, передаточные числа, выбранный двигатель.

3

6

Представление каждого кейса. Представляют работу 3 студента, остальные слушают, сверяют свои работы, задают вопросы, делают дополнения (если есть)

15 мин

(по 5 мин. для каждого кейса)

         

        Итого:70 мин

3. Выдача заданий- кейсов                                               (3 мин, преподаватель)

         

Учебная группа делится на бригады. Каждой бригаде выдается свой кейс.

 

4. Выполнение практической работы     (55 мин, групповая работа)

Контроль и консультативная помощь преподавателя.

Раздаточный материал.

5. Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов практической работы, представление вариантов решения проблем.

(15 мин. по5 мин для каждого кейса)

От каждой группы выбирается один представляющий, который знакомит аудиторию со своим кейсом и  заносит результаты своей практической работы в таблицу на экране. Идет обсуждение данного кейса.

 

6. Анализ работы в целом, подведение итогов. (9 мин., преподаватель)

Оценить работу каждого обучающегося в группе предлагаю членам группы по критериям, которые вы видите на экране.

Все бригады справились с заданием. Правильно определи необходимую мощность электродвигателя и, с учетом необходимой скорости движения ленты конвейера, выбрали электродвигатель. Выбранный вами электродвигатель будет работать долго и надежно. Вы молодцы.


Заключение

        Данный вид учебного занятия способствует выработке общих и профессиональных компетенций. У студентов развивается инициативность, самостоятельность, аналитическое мышление. Кейс-метод способствует организации собственной деятельности. Обучающиеся учатся навыкам общения. Рассматриваемые ситуационные задачи способствуют выработке умения организовать и провести работу по техническому обслуживанию автотранспорта.

Новое качество образования определяется результативностью образовательной деятельности педагога и обучающегося. В свою очередь под результативностью понимается готовность выпускника быть конкурентно-способным в динамично меняющейся ситуации в стране. Для этого не достаточно владеть определенной суммой знаний, умений, навыков. Требуется   владение основными способами взаимодействия с миром и с самим собой, такими как исследование, проектирование, организация, коммуникация и рефлексия, что составляет компетентность выпускника. Для достижения таких компетенций я считаю, необходимо использование интерактивных образовательных технологий на занятиях технической  механики.


Приложения, выводимые на экран

        


Приложение 1

        Тема занятия: Выбор двигателя для ленточного конвейера        

        Цель занятия: ознакомится с реальными производственными ситуациями на авторемонтных предприятиях, проанализировать информацию, выработать наиболее оптимальные решения и провести их представление        


Приложение 2

Содержание работы   время, отводимое на ее выполнение

        

№п/п

Содержание работы

Отводимое время,мин.

1.

Знакомство с материалами кейсов

3

2.

Анализ информации кейса. Выполнение расчетов мощности

22

3

Анализ полученных результатов, выбор двигателей, соответствующих расчетной мощности.

10

4

Определение передаточных чисел и окончательный выбор двигателя.

22

5

Подготовка к представлению результатов практической работы Сообщить полученные результаты: расчетная мощность, выбранные двигатели, частота вращения барабана конвейера, передаточные числа, выбранный двигатель)

3

6

Представление каждого кейса. Представляют работу 3студента, остальные слушают, сверяют свои работы, задают вопросы, делают дополнения( если есть)

15 мин

(по 5 мин. для каждого кейса)

        


Приложение 3

        Критерий оценок обучающихся

Практическая работа с кейсами

Критерии оценки

Возможное количество баллов

Обучающийся активно включился в работу

1-3

Обучающийся выделил возможные варианты решения проблемы

1-3

Обучающийся использовал теоретические знания для решения проблемы

1-3

Обучающийся предложил варианты решения проблемы

1-3

Обучающийся выбрал 1 или 2 оптимальных варианта решения проблемы

1-3

Обучающийся представил итоги работы в строгом соответствии с требованиями задания кейса

1-3

Обучающийся принимал активное участие в обсуждении представленных работ

1-3

Итого:

1 балл - показатель не реализован

2 балла - показатель реализован некоторыми фрагментами, элементами

3 балла - показатель реализован полностью

     

Итого:

7-10 баллов- 3 (удовлетворительно)

11-15 баллов- 4 (хорошо)

16-21балл- 5 (отлично)


Приложение 4

Результаты вычислений

№ вала

n, об/мин

Р, кВт

Т, н * м

0

1

2

3


Раздаточный материал


Приложение 5

Формулы для расчета кинематических и силовых параметров  двигателя и ленточного привода

1.1 Частота вращения барабана конвейера:

1.2 Расчет мощности на приводном валу конвейера:

1.3 Мощность на валу электродвигателя:

        Рэл.дв.потр=

.        

ŋобщ.=ŋкл. рем. * ŋ3под. * ŋзац. * ŋмуфты

Значения к.п.д выбрать из таблицы 2.

1.4 Выбираем по каталогу электродвигатель( табл.П1), удовлетворяющей по мощности.

1.5 Передаточные числа привода и редуктора.

Передаточное число клиноременной передачи =3

1.6 Частоты вращения валов.

3……..6

1.7 Мощности на валах

1.8 Вращающие моменты на валах:

Т₀ = 9550                                  т₂ = 9550

Т₁ = 9550                                   Т₃ = 9550

Полученные результаты заносим в таблицу:

№ вала

n, об/мин

Р, кВт

Т, н * м

0

1

2

3


Приложение 6

Передаточные числа одноступенчатых механических передач

Значение КПД механических передач


Приложение 7

        Технические данные электродвигателей серии АИР        


Приложение 8

Схема привода ленточного конвейера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Ленточные конвейеры".

Основным видом транспортирования в горизонтальных и наклонных выработках можно считать ленточные конвейеры. Конвейеры ленточные шахтные и магистральные, стационарные и телескопические предназначены дл...

Практическая работа "Ремонт приводной станции ленточного конвейера"

Методическая разработка практического занятия на тему; "Ремонт приводной стации ленточного конвейера" по ПМ.01-МДК01.02. Организация ремонтных работ промышленного оборудования и контроль за ними ...

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка по проведению открытого урока на тему Назначение и устройство ленточного конвейера

Методическая разработка составлена для помощи преподавателям в проведении открытых уроков с применением инновационных технологий.При проведении данного урока используется технология развития критическ...